Раздел: Застенчивый ребенок

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Иронька

Из области обгрызания ногтей

Нашего старшего можно охарактеризовать как застенчивого ребенка. Ему почти 6 лет. Ходит в садик, без особых проблем. Сначала стеснялся, был тише воды, стеснялся говорить с воспитателями, с детками, конечно, было попроще. Сейчас уже полностью адаптировался, уже не стесняется воспитателей и учителей (у них занятия по подготовке к школе). Я, правда, разговаривала, наверное, чуть не с каждым воспитателем и учителем, чтобы они принимали во внимание его темперамент, например, ему нельзя давать негативные оценки - он настолько переживает, что впадает в ступор. Короче, убедила я всех, сын выравнялся, активно работает на занятиях, вроде, все хорошо. Но остается еще вот это - то волосы теребит, то губу пальцами мучает, то пальчики возле ногтей раздирает. Все это автоматически, не осознавая. Уже пальцы раскарябывать отучились - один раз разодрал так, что воспаление началось, долго лечили. Я понимаю, что волосики теребить не так опасно, но все равно это нехорошо, может, он завтра опять что-то новое придумает. Как ему помочь? Есть ли опыт у кого-нибудь?
18.12.2002 18:29:36,

48 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Дети часто страдают, когда близкие реагируют на окружающих и окружащее вместо них...
Что, бывает, получается? Мы отдаем наших "застенчивых" детей на воспитание другим взрослым. Эти другие воспитывающие взрослые, в большинстве своем, имеют достаточный опыт общения с разными детьми.
И вот мама подходит к учительнице или воспитательнице с просьбой относиться к ее ребенку по-особенному. Потому что он не такой, как все. Однако все дети не такие, как все, и такие же, как все:) У каждого свои особенности и черты, объединяющие с другими...
И учительница или об этом знает заранее, или слышит об этом впервые:) и начинает как-то по-особенному относиться к ребенку.
А если не начинает, мама начинает давить на педагога.
Малыш это чувствует и "грызет ногти"...
Поверьте опыту, дети перестают грызть ногти, стесняться, переживать, когда видят, что обучающий взрослый никого особо не выделяет и выделяет всех:)
Сначала может пойти регрессия - плач, крик: "ты плохая, я больше к тебе не приду". Но потом происходит настоящее чудо: ребенок принимает свою "нормальность", принимает взрослого, принимающего его "нормальность", и не хочет уходить с занятия.
И наоборот. Как только начинаешь относиться к ребенку по-особенному, ребенок перестает тебе доверять.
В этом возрасте дети прекрасно адаптируются, постепенно, конечно, но адаптируются к детской группе и ведущему-взрослому.
Грызут ногти и ручки те, кто и так адаптировался бы, а к ним продолжают относиться, как к "особенным"...
18.12.2002 20:01:58, Элла Прокофьева
P.S. Естественно, речь идет о старших дошкольниках... 18.12.2002 20:12:14, Элла Прокофьева
Иронька
Ага, честно говоря, я ожидала такой реакции, ну, может еще слова "гиперопека". Но не соглашусь с Вами, Алла. Да, каждый ребенок особенный, без кавычек.
Когда дети отвечают хором или играют группой, или поют, танцуют и т.д. именно группой, тогда все одинаковы. Но на уроках и по одиночке отвечают. Естественно, чаще всего это дети более энергичные, более быстрые и сообразительные. С ними учителям легче: и урок стройнее, и результат своей работы виднее. А что делать меланхоликам и флегматикам? Им нужно больше времени, чтобы сообразить ответ на вопрос учителя, даже чтобы сообразить, что руку поднять нужно. Копуши. Они часто остаются позади. А если еще учитель скажет, что ты, мол, Виталик плохо отвечаешь, плохо работаешь - вон Кирил и руку тянет и отвечает смело и часто. А Виталик работает очень хорошо по своим меркам. Просто Кирилл живее соображает, но кроме того он еще и на полгода старше, что в этом возрасте очень заметно. И вот потом Виталик говорит по дороге из садика - я плохой, я плохо сегодня работал на математике, и вообще не хочу я эту математику учить. Что, нужно ждать, пока он адаптируется к непрофессионализму учительницы? Но ведь время идет, и я не знаю, преодолеет он этот комплекс неполноценности сам, или учительница его укрепит... Гиперопека со стороны мамы? Я поговорила с учительницей, попросила ее, во-первых, не давать ему негативных оценок (я считаю, вообще дошкольникам и младшим школьникам нельзя давать негативных оценок - или хорошо или ничего), и во-вторых, не торопить его.
Ну, что ж. Сейчас во всяком случае, сын не боится тянуть руку и отвечать, даже если делает ошибки. Разницу сразу видно (было несколько открытых уроков).
А по поводу воспитания чужими тетями, можно бесконечно говорить о слабости и несовершенности наших садиков, и тем более школ, но от них никуда не денешься, и если в наших силах хоть на капельку что-то улучшить, значит, это нужно сделать. Да, ребенок пойдет в школу, и там с ним тем более никто не будет цацкаться, но он будет уже старше, крепче, и я надеюсь, что адаптация пройдет легче. И если нужна будет моя помощь, я помогу.
Да, по поводу ногтей...
18.12.2002 21:25:19, Иронька
сравнивать детей таким образом,и давать им отрицательные оценки НЕЛЬЗЯ. никаким детям нельзя говорить такое. ни застенчивым,ни "энергичным". Если педагог практикует такое - он(буду категорична)ПЛОХОЙ педагог. разговоры тут вряд ли помогут. Не так,так по - другому он даст ребенку понять,что он - хуже других. Даже если он будет просто так думать. Дети прекрасно чувствуют,кого педагог считает "успешным" а кого - "слабым". 19.12.2002 09:29:32, ИМА
А вы много видели хороших педагогов? Помню, наша школа считалась одной из лучший в районе (это было в 80е), учили и правда не плохо (математический спецкласс и т.д.). Но не припомню ни одного учителя, который бы был хорошим ПЕДАГОГОМ! В лучшем случае - хорошим человеком. Но выделили любимчиков и неудачником практически ВСЕ! Детская психология не интересовала НИКОГО! Сейчас, боюсь, лучше не стало, если не хуже - из-за падения зарплаты и престижа профессии. Так уж лучше хоть к кому-то будут относиться получше из-за маминого вмешательства. Может и есть где-то школы и сады с педагогичными учителями и воспитателями, но это скорее исключение, чем норма :-( 19.12.2002 16:54:39, Ranny
лучшая школа в районе - не значит хорошая. чаще - наоборот:((Критерии - то чьи?Хорошести?
Хороших педагогов знаю. Немного ,но знаю.
20.12.2002 11:20:06, ИМА
Критерии - образование хорошее дял школьного... Хотя бы это. А учителя, безусловно, бывают хорошими педагогами, но это такое редкое явление! :-( 20.12.2002 21:53:53, Ranny
у меня другие критерии:) 22.12.2002 09:26:00, ИМА
Сидела как-то на занятии сына по-русскому. (Не в школе, в клубе)Попросилась посмотреть. И тут учительница стала образцово-показательно обращать внимание на моего сына, спрашивать дописал ли, тащить к доске. Ему было очень неуютно, мне стало плохо физически от ощущения давления и тащения. Я попросила не торопить его из-за медлительности вследствие переучивания с левши на правшу и ушла. Не вынесла душа поэта...
При этом учительница искренне считала, что показывает себя с лучшей стороны - внимание проявляет.
18.12.2002 21:43:33, Сонечка
В клубе - к доске? А что за клуб? 18.12.2002 22:32:33, Элла Прокофьева
Мы там с Вами были - Школа волшебников. Но мы уже туда не ходим. 19.12.2002 11:33:24, Сонечка
:) Все правильно...
Я со всеми Вашими доводами согласна.
Важно только постараться немножко отойти в сторонку от культивирования "особенных" черт, в рамках классической системы образования.
Будем иметь их в виду. И умный педагог (а их большинство - то, что мы периодически обсуждаем недостатки системы, это для диспутов:)) будет иметь их в виду...
Когда близкие и обучающие взрослые немножко постороняться, чтобы уступить дорогу ребенку, а не будут жестко исходить из его "особенных" черт, ведя его по проторенной дорожке, по которой обязан идти ребенок его типа, он перестанет "грызть ногти"...
18.12.2002 21:39:35, Элла Прокофьева
Иронька
Спасибо... Но "Когда близкие и обучающие взрослые немножко постороняться, чтобы уступить дорогу ребенку, [...] он перестанет "грызть ногти"..." Я мама не теоретизирующая, а практикующая:-)
Да, пальцы до крови он расцарапывал летом (в садике были каникулы). После моих разговоров с учителями у нас остались только кручение волосиков и оттягивание губы. Мне все таки кажется, не там "собака порылась"...
18.12.2002 22:14:16, Иронька
Ира, всё что Вы описываете это - навязчивые движения, это неврология :-(
Ничего весёлого в этом нет.
Элла пытается натолкнуть Вас на понимание серьёзности ситуации.
Мне кажется, что Вы ищите проблемму не там. Если все эти грызения-кручения были и летом, то нужно понять ЧТО происходит с ребёнком по жизни, а не только в рамках образовательного учереждения.
Давайте подумаем. Ведь дальше школа.
Гиперопеки я тут не вижу, а вот излишнюю заинтересованность :-) ...Каторая может угнетать ребёнка :-(
Если интересно, то почтой.
19.12.2002 12:02:28, Машенька Л.
Иронька
Спасибо, Машенька, за Ваш ответ.
Я ни в коей мере не умаляю проблему для себя - какое там! - летом палец лечили недели три, такое воспаление было, ноготь деформировался.
И я понимаю, что скорее всего проблема в нас, родителях: мы оба напряженно работаем, получается так, что обеспечивать приходится свою семью (двое детей), родителей с обеих сторон, у моегостаршего брата не все получается... Наверняка наша напряженность передается ему. Я вообще замечала, что стОит мне влезть в какую-то конфликтную ситуацию (на работе, с родителями, где угодно), сын заболевает.
В прошлом году в начале осени он перенес бронхит, воспаление легких, и ангину подряд. В это время моя мама переезжала из моего родного городка под Киев к нам поближе (мы покупали дом, продавали там квартиру). Мороки и нервов было...
Опять таки, братишка появился (но это 2 года назад). Ревность...
Но мы ни в коей мере не показываем детям наши проблемы. То есть, конечно, мама и папа могут быть уставшими после работы, это видно, но мы не "выливаем" свои трудности на них. И все равно он чувствует.
Как сделать, чтобы не реагировал он так на наши трудности, если в этом проблема? Ведь жизнь легче не станет. Как говорится, у верблюда два горба, потому что жизнь - борьба:-)
19.12.2002 13:39:52, Иронька
[пусто] 20.12.2002 18:54:06
Иронька
Может это и неправильно, но "выливать" свои проблемы, если это действительно что-то серьезное, я не могу никому. Я, стиснув зубы, решаю проблему, пока не решу. Если я начинаю делиться такой проблемой - всё, я раскисаю, и опускаю руки. А небольшими проблемами, я вот анализирую, мы всегда делимся с сыном в том плане, что, например, сейчас не можем купить, там, машинку/конфетку - нет денежек, купим попозже. Или мама/папа устал(а) сегодня вечером, не может почитать (поиграть), давай договоримся на завтра. Это все срабатывает.
Но вот когда настоящая проблема - я должна решить ее сама. Наверное, в таком случае напряжение чувствуется. Но тут уж я ничего не могу поделать.
20.12.2002 21:29:00, Иронька
А если не "выливать", а просто делиться? Выливают ушат, а делятся частью ноши. 20.12.2002 21:30:31, Сонечка
Dodo
А если "выливать"? Не пробовали?


Совета иногда попросить?

Это может быть меньшим грузом, чем просто уставшие и напряженные родители.

По крайней мере ребенок будет знать что происходит и будет уверен что это не он причина Вашей и Вашего мужа напряженности.

Потому что позиция "мы ни в коей мере не показываем детям наши проблемы" в сочетании с тем что выше написала Элла - это непосильный груз.

20.12.2002 15:28:01, Dodo
Как сделать, чтобы не реагировал он так на наши трудности, если в этом проблема? - Научиться самим правильно относится к этим проблемам. 20.12.2002 10:28:33, Panasya
Иронька
Спасибо. Я нормально реагирую на свои взрослые проблемы. Решаю их по мере поступления.
Короче, разговор зашел в тупик. Замнем для ясности.
20.12.2002 10:32:10, Иронька
Замять несложно, хорошо, когда это становится поводом для размышлений. 20.12.2002 12:35:25, Сонечка
Иронька
Ага, я пришла сюда как раз со своими размышлениями и с надеждой на совет от тех, кто, может быть, побольше знает в области детской психологии и/или неврологии, чем я. Но, к сожалению, пользы - ноль. Только пространные и ничего не значащие изречения.
Что конкретно я могу сделать? Ребенок раздирает пальцы - я должна "размышлять"? Или "посторониться"? Что это значит? Я лингвист, но не могу понять смысла... Объясните мне, как ребенку, пожалуйста.... Глас вопиющего в пустыне...
20.12.2002 15:42:46, Иронька
Нужно идти на очную консультацию...
Диагноз "неврология" Вас успокоил, а должен был расстроить. Призывы относиться к ребенку, как к "нормальному", и примеры из практики Вас расстроили, а должны были успокоить.
Значит, нужно очень долго разбираться, почему так, и почему "ничего не значащими" оказались наблюдения детского психолога за поведением детей в подобной ситуации и примеры положительного разрешения этой ситуации.
20.12.2002 16:06:58, Элла Прокофьева
Иронька
Диагноз "неврология" меня наоборот расстроил. Теперь я понимаю, что с таким диагнозом нужно идти на очную консультацию. Это понятно. Я подумаю.

Призыв относиться к моему ребенку, как к "нормальному" - что значат кавычки? И потом даже в том значении слово "нормальный", который, как мне кажется, вы вкладываете в это слово, не значит безликий. Совет относиться к своему ребенку (к любому ребенку), как к безликому, серому, молекуле в общей массе, меня действительно расстраивает. Он - личность, как и любой ребенок вокруг него. И все они разные, по-разному говорят, по-разному реагируют, в этом нет ненормальности... Это мы, кажется, уже обсудили...
Если я неправильно поняла Ваш совет, пожалуйста, объясните попроще, ведь обидно же - я не понимаю...
И еще - я не хочу никого обидеть... Самой обидно - ведь у нас пусть не беда, но все же очень плохо!
20.12.2002 16:22:10, Иронька
Об обидах (моих) здесь речи вообще идти не может.
Видите, начинается работа испорченного телефона. Почему в кавычках? Для выделения этого слова как термина. "Норма", "отклонение от нормы", "патология" - это термины.
Относиться как к "нормальному" - значит, не фиксировать внимание на проблеме ребенка, а искать ее причины. Лечить не ребенка, а устранять причину возникшей проблемы.
"Неврология" - значит, проблема в ребенке, а не во вне. Вы расстроились, но не обиделись на Машеньку Л.:)
На меня Вы обиделись, значит, я Вас успокоила, значит, Вы не расстроились?:) Это уже здОрово.
Я могу, ухватив суть проблемы, описать возможные пути устранения ее причины. И мое первоначальное сообщение - только об этом.
20.12.2002 16:43:33, Элла Прокофьева
С моей точки зрения, речь идет о невротической реакции ребенка на внешнюю проблему, а не о "неврологии"... 20.12.2002 16:50:20, Элла Прокофьева
Иронька
Хорошо, спасибо. Но можно ли научить его (помочь ему) не реагировать так на внешние проблемы. Тем более, что таковых явных ЕГО проблем я не вижу. Времена ревности к младшему давно прошли. 20.12.2002 16:55:39, Иронька
Можно научить. Нужна предельная ясность и искренность во взаимоотношениях с ребенком.
Не прятаться от ребенка, выясняя отношения с мужем или другими близкими.
У ребенка-аудиала может так обостриться слух, что "испортятся" другие каналы связи с внешним миром, у кинестетика начнет чесаться все тело, визуал начнет подглядывать в замочную скважину и т.д.
20.12.2002 17:04:34, Элла Прокофьева
Иронька
О! Он недавно начал заявлять мне, что у него все чешется. Что это? Он недопонимает-недополучает какой-то информации? Та-а-ак. Папа любит у нас говорить, чтобы сын не вмешивался, когда говорят взрослые. В ту сторону? 20.12.2002 17:12:37, Иронька
Похоже...
Ребенку говорят: "Не вмешивайся!" Начинается зуд - отражение потребности высказаться. Причем, зуд - это отражение потребности не только высказаться, но и быть понятым.
Где зудит - там и ответ на "слабое звено" в психологии ребенка.
Пальцы - это органы хватания. Вероятно, ребенок не слишком цепкий - в психологическом смысле. Урвать лучший кусок с тарелки - это не про него. Вот Вы и пытаетесь проследить, чтобы его не обошли на празднике жизни.
Но если его сила не в "хватании". То в чем? Обязательно должно быть "сильное звено". И нужно его найти...
20.12.2002 17:25:55, Элла Прокофьева
Иронька
Да, все правильно. Он не хватает. И в прямом и в переносном смысле. Он застенчивый, он чаще ведомый, чем лидер в группе, хотя играет ведущего с младшим братом. Честно говоря, мне кажется, именно благодаря этому опыту с братом, его голосок все чаще слышно в садике в группе во время игр (он иногда не наигрывается в садике, не хочет уходить, и мне приходится его ждать в предбаннике, слышно).
А в чем его сила? Буду думать "вслух". Он силен в логике, с ним невозможно торговаться - он выторгует, что хочет - дипломат. В драку никогда не полезет, но достигнет своего путем словесных переговоров. Для него очень важна справедливость. Все должно быть по справедливости, по правилам.
Любит слова, текст, чтобы ему читали, читает по сто раз одно и то же, пока он не выучит наизусть сказку в несколько страниц дословно, но может быть, это просто возрастное... Любит слушать музыку, петь... начали ходить на музыку, пока нравится, увлечен... Его уважают его друзья и любят девочки :-)) наверное, потому, что он их не обижает... ... ...
В какую сторону думать еще?
20.12.2002 17:43:55, Иронька
Поразмышляла:) пониже. По-моему, похоже на правду. Он - мыслитель, логик. И, в то же время, ему нужно быть услышанным и понятым.
Многим из нас хватает быть услышанными:)
Многим важно быть еще и понятыми...
20.12.2002 17:51:05, Элла Прокофьева
Иронька
Алла, спасибо!!!!!!!
Вроде все сходится, попробуем навести мосты и закрыть дыры во взаимопонимании (звучит, конечно, громковато).
Спасибо Вам огромное!!!!!!
20.12.2002 18:00:36, Иронька
Иронька
И еще вопрос: нужно ли, можно ли обрщать его внимание на этот жест, чтобы он сам "одергивал" себя? 20.12.2002 18:13:13, Иронька
Не стОит. Как сказал один мыслитель, фиксация внимания ребенка на его проблеме фактически снижает шансы на ее устранение.
А я скажу так: тело ребенка шлет Вам письмо. Прочитайте его внимательно и ответьте на вопрос (теребит губу - Ваш ответ: я вижу, что ты хочешь мне что-то сказать или о чем-то спросить. Я слушаю...
Теребит волосы (свои) - Ваш ответ: я вижу, что ты о чем-то усиленно думаешь. Может, расскажешь?)
А потом исходите из ответов ребенка.
Естественно, важна интонация заботы, интимности, близости...
Если ребенок, в конце концов, спросит, а как ты это видишь, тогда можете рассказать о его жестах. Но не раньше...
Пишите. Будем ждать...
20.12.2002 19:15:16, Элла Прокофьева
теребит волосы - у нас это с младенчества означает, что устала и хочет спать. Сейчас уже меньше этот жест проявляется, правда. 20.12.2002 19:21:54, Клавка
Вероятно, "сильное звено" следует искать в том месте, которое ребенок теребит, а не расчесывает до крови.
Теребит волосы, верхнюю губу - думает, хочет высказаться. Но не хватает смелости, цепкости, уверенности в том, что его поймут верно...
20.12.2002 17:37:12, Элла Прокофьева
Я могу порекомендовать хорошего специалиста. Работает в детской поликлинике. Кандидат психологических наук. Можно записаться на консультацию в Центре психологической поддержки. 20.12.2002 16:15:08, Элла Прокофьева
Иронька
Спасибо, но мы живем в Киеве. 20.12.2002 16:22:34, Иронька
Тогда попробуем здесь, на Конференции...
Но это будет сложнее:)
20.12.2002 16:52:27, Элла Прокофьева
Иронька
Трудности нам не страшны:-) 20.12.2002 17:13:19, Иронька
То есть общение с учителями подействовало положительно...
А что могло нервировать ребенка летом?
18.12.2002 22:35:49, Элла Прокофьева
Иронька
Да уж не помню, что могло быть летом. Дети с няней ездили к бабушке почти каждый день, там не вылазили из речки. Эх, вспомнишь лето... А глянешь за окно... Мороз -15...
Скорее всего, проблема решается по методу Карлссона - спокойствие, только спокойствие... Покрутит волосики, а там, глядишь, к парикмахеру сходим, может, новая прическа не будет располагать... Поживем - увидим... Спокойной ночи:-)
18.12.2002 22:43:57, Иронька
Тем более, сейчас появилась альтернатива классической системе образования. То есть ребенок может выбрать, как ему учиться удобнее, а не зависеть от того, как учительница поняла его "особенности"... 18.12.2002 21:55:54, Элла Прокофьева
Иронька
Нет у нас альтернативы классическому образованию:-( 18.12.2002 22:15:50, Иронька
Вот-вот, у меня сразу вопросик появился - о детях какго возраста речь? :) Старший дошкольник - это с пяти? 18.12.2002 20:38:20, Клавка
Скажем так, после пяти...:) 18.12.2002 21:11:20, Элла Прокофьева


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!