Раздел: Детско-родительские отношения

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

«Hельзя»?

Здравствуйте. Хочу задать вам вот какой вопрос. Моей дочке сейчас 6.5 месяцев. Медленно, но верно подкрадывается момент, когда нужно начинать как-то реагировать на «нежелательные» действия с ее стороны. Иными словами, вводить в обиход слово «нельзя», «нет». Я знаю, что существует масса людей, которые никогда не говорят ребенку «нельзя». Это не те люди, которые практикуют вседозволенность, а те, которые как-то иначе подходят к этому вопросу. Я вот нутром чувствую, что я не могу просто сказать «нельзя», как отрезать, я должна объяснить, почему не стоит этого делать. Даже если шестимесячный ребенок не понимает объяснений. Я хотела бы услышать мнения, мотивы и методы сторонников и того, и другого способа ( и тех, кто говорит «нельзя», и тех, кто избегает этого слова). Конкретная сегодняшняя ситуация, которая натолкнула меня на все эти мысли: дочка провела большую часть дня с няней на балконе, где у нас растут симпатичные настурции. Дочка тянулась за цветочками и хотела их сорвать. Я обычно даю ей срывать цветочки: настурций мне не жалко, а ребенок мир познает. Няня же мне сообщила, что она сегодня учила ребенка слову «нет» и «нельзя» - рвать цветочки нельзя! Вот я и задумалась, какие на этот случай дать няне инструкции, и как бы собственную точку зрения на этот вопрос почетче оформить. Заранее спасибо всем ответившим.
29.08.2002 05:14:44,

10 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Спасибо всем огромное, очень ценная информация :) 03.09.2002 18:25:12, Ёлка1
Елена Д.
У нас было всего 2 "нельзя" - розетки и плита, без пространных объяснений. Потом с тал подрастать стали объяснять как пользоваться розетками и плитой :) 02.09.2002 17:29:00, Елена Д.
Наташа Р
Я употребляю слова "осторожно!" (но не останавливаю - если это не слишком опасно, а если очень опасно, то просто тут же уношу прочь), "горячо!", "больно!", "бух!". Позже появились слова "стоп!", "нельзя!", "Та-аня-я!" чтобы успеть остановить ее пока я не добегу. В том числе я не разрешаю ей рвать цветы на балконе и с клумб. Подбежав, учу ее цветочки нюхать. Все объяснения оставляю на когда добегу. Например, что на дороге машины, опасно и все такое... Многое ли она понимает в этом возрасте, трудно сказать :-) Может быть, тут важнее "заговорить" ее и отвлечь. А вообще стараюсь без нужды не запрещать (только вот цветочки мне жалко :-)) 30.08.2002 13:06:19, Наташа Р
У нас сначала появилось слово "опасно", а то, что нельзя по другим причинам было убрано из поля зрения ребенка или отдано ему на откуп :)). Затем, в момент тотального сосания и хватания, появилось "фу". Потом появилось слово "Зачем" - зачем цветочек срываешь, смотри как он красиво цветет, зачем бабушку стукаешь, бабушке неприятно. Появились и первые ответы, например "а хотю" :)) Потом появилось "Ну ты чо делаешь-то, ведь... (объяснение возможных последствий, иногда сопровождаемое открытием воспитателя, что вообще-то это делать вполне можно :)). Ну и сопроводительные слова - "осторожнее", "только аккуратненько", "только когда мама рядом" и т.д. БОльшую роль, на мой взгляд, играют даже не слова, а взгляды, жесты невербальные реакции. я практически уверена, что если я вдруг потеряю голос, мне это не помешает сигнализировать детям о том, что я думаю об их действиях, как, наверное, и любой маме. Слова не так важны, как кажется, важна суть. Можно ни разу не произнести ограничительных слов и заковать при этом ребенка в жесткую систему запретов. 29.08.2002 17:46:47, Яся
Я не употребляю слово "нельзя". Дочке 2,3.
Я просто говорю, что МОЖНО делать. Дети в возрасте до года обычно тянутся к предмету из любопытства. И ваше "нельзя" звучит как запрет на интерес. Гораздо полезней объяснить, что разрешено с этим предметом делать. Интерес потихоньку угаснет.
Например, ребенок тянется к шнуру от настольной лампы. Можно помочь ему дотянуться до кнопки, повключать-выключать свет, потрогать абажур, осторожно дотронуться до лампочки и объяснить, что можно лампу включать. В следующий раз, когда ребенок тянется к шнуру, просто переводить его внимание на "лампу можно включать" и помочь ее включить.
Тоже самое было, когда Настя пыталась класть ноги на стол во время еды. Я не запрещала класть ноги, я просто повторяла много раз, что ноги должны висеть внизу и ждала, пока она это выполнит.
То есть, главное направить любопытство ребенка в нужное русло. Поднятый окурок на улице - его можно отнести в урну. ТОЛЬКО отнести в урну. О других действиях, особенно в форме запрета не упоминать ("не бери его в рот" - кто ж после этого не потянет окурок в рот???)

В каких-то опасных ситуациях, где надо действовать быстро, допустим, переходить дорогу, а Настьке не хочется, я говорю так: "Извини, мне жаль, но я вынуждена сделать так." Настька уже привыкла к этой фразе и сильно не сопротивляется :)
Но я это использую крайне редко.

Я считаю, что до некоторого возраста дети все равно не могут контролировать свое поведение в отношении запретов от взрослых. Поэтому смысла в этих запретах не вижу.
29.08.2002 14:52:13, Акулина
Просто у вас с няней должны быть одинаковые инструкции:)) Я шла по такому пути, что бОльшая часть того, что нельзя, была в зоне недосягаемости, потому что я не в состоянии укараулить ребенка или одергивать его постоянно. А если однозначно запрещено, то и проблем не было. Несколько раз запретили, потом уже и не просит. А вот если я один раз разрешила муз. центр включить... 29.08.2002 14:18:39, ЛяМур
Крысик
Говорите "Не надо, потому, что...." Это будет мягче. Но есть и однозначные запреты - без НЕЛЬЗЯ не обойдешься. 29.08.2002 13:51:47, Крысик
Несколько соображений по поводу Вашего топика:
1. По поводу нельзя - я чиала, что ребенок способен запомнить и выполнять количество "нельзя"=своему возрасту умноженному на 2. Т.е. дочке Вашей полгода, значит может быть 1 нельзя (в год - 2 нельзя). Так что выберите что-то самое опасное (с Вашей точки зрения).
При этом нельзя - это у любого члена семьи (доведите до сведения няни) и выполняется беспрекословно. Объяснения могут последовать уже после выполнения нельзя.

Если нельзя будет очень много и каждый раз по разному поводу, ребенок их просто не будет воспринимать. А так он через небольшое время запомнит, что это делать нельзя ни при каких обстоятельствах, даже если за ним никто не наблюдает (ну, проверки на "нельзя" будут регулярно повторяться, но все же хоть какая то определенность).

2. Общение с няней - Няне надо обрисовать круг нежелательных действий: допустим, при приближении ребенка к розетке всегда говорим НЕЛЬЗЯ (говорим, а не орем:)) и оттаскиваем-отвлекаем и т.п. При желании ребенка потрогать горячую плиту - просто отвлекаем, либо даем потрогать (под присмотром) горячую кружку... Ну и так далее. Вплоть до :все остальное не опасное для жизни и здоровья ребенка и окружающих (рвать цветочки, разбрасывать вещи из шкафа) - разрешаем.

3. В более старшем возрасте (моему уже 3 почти) в неопасных ситуациях я ему говорю, что не надо этого делать, потому что (дальше обрисовываю последствия). НО при этом предоставляю право выбора ребенку - то есть он может это сделать и убедиться в результатах.

4. А вообще, Вы рано беспокоитесь. Пока ребенок не пополз - он целиком зависит от Вас - какие тут могут быть нельзя??:)
Если нельзя рвать цветочки, то взрослый человек (предвидя реакцию ребенка) просто не подходит с ним к этим цветочкам. А то это садизм какой-то получается;))) (или воспитание силы воли?) - "я знаю, что тебе хочется их рвать, но я буду здесь стоять и не дам тебе этого делать"
Няня, по идее должна следовать инструкции
29.08.2002 13:13:48, Katenka
Кондратея
В таком возрасте ребенка (и еще долго после того) я просто оттаскивала и отвлекала ребенка от нежелательных действий. До какого-то возраста я даже не упоминала, что "так не надо делать", ибо звук пустой до первых проблесков понимания абстракций.

Пока что совет не заморачиваться, а просто направлять ребенка вести так, как вы считаете нормальным. В таком возрасте очень даже возможно.
29.08.2002 12:00:31, Кондратея
Я бы сказала ребенку, что цветочкам больно :). У нас слово нельзя не используется. Бывает, что мы говорим:"Не надо", и объясняем почему. 29.08.2002 09:54:24, Элина


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!