Раздел: Нужна консультация психолога

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Опять про неуместную независимость.

Извините, что отвечу на вопрос про сказки здесь, а то все слишком вниз уползло. Сказки читаем самые разнообразные. Правда все они нестрашные. И про машу-медведя и про трех медведей тоже. В воспитательных целях реанимировала почти уже забытого Бармалея (Маленькие дети, ни за что на свете...). Читаем мы очень много с самого раннего возраста, причем я стараюсь ненавязчиво подитоживать мораль, например, в том же колобке... А какие надо сказки читать?
17.01.2002 00:02:14,

39 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
А как можно ненавязчиво подытожить мораль?:)
Приведите, пожалуйста, пример...
17.01.2002 19:38:26, Элла Прокофьева
Лишний раз убеждаюсь, что прежде, чем что-либо на коференции брякнуть, нужно не семь, я сто семь раз подумать.%) Естественно, что не после каждой прочитанной книжки я вывожу собственные выводы и доношу их до ребенка, НО в данном случае, когда реальная проблема у меня стоит, я позволяю себе после какой-нибудь маши и медведя ввернуть про то, что если убегать, то можно нарваться на неприятности... А что же все-таки лучше предпринимать в такой ситуации?!! 17.01.2002 21:30:24, Ел-ка
Я с улыбкой спросила, заинтересованно, мне действительно это интересно:)
Возможно, прочитав мои рассуждения ниже, Вы поймете причину моего вопроса:)
Я недавно огромную мораль "Колобка" вычитала, и рекомендуют психологи объяснять ее детям. Вот и разбираюсь, с помощью Конференции:)
Иногда и мне помогают Ваши ответы, в работе с детьми, а не только я консультирую:)
17.01.2002 21:35:41, Элла Прокофьева
Вы знаете, я по змотанности своей текущей, совершенно не успеваю к сожалению, (или к счастью;) читать теоритически книжки по психологии, обхожусь тем багажом, который начитала во время ожидания первого ребенка:). И, честно говоря, даже тогда избегала излишних философствований и навязываний догм, предпочитаю полагаться на собственную интуицию и материнские чувства:). Но в данном случае чувствую себя действительно несколько растерянной... Муж предлагает попросить кого-нибудь из знакомых напугать дочку. Вот я и ищу более цивилизованных методов, пока дело не дошло до папиного плана%). 17.01.2002 21:43:51, Ел-ка
_
У меня глубокое убеждение, что за мамой и близостью к ней должен следить сам ребенок - в смысле, ему надо, это его дело, а не что он маме "должен". Поэтому когда дочка начала пробовать отходить слишком (для нее слишком!) далеко, я прочно стояла на месте (там, где это было безопасно) и только чуть за ней глядела, чтоб на нее люди не напали. Она "терялась" (не знала, где я), иногда возвращалась сама, иногда паниковала и звала, я СРАЗУ отзывалась конечно, но испуг там был, предотвращать испуг я на себя не брала... 18.01.2002 00:53:10, _
С моей точки зрения, важнее родителям не становиться Дедами:), пытающимися скушать инициативу собственного ребенка, а быть начеку, рядом, до определенного возраста, не сковывая движения ребенка.
"Колобок" - сказка для взрослых:)
Бабка "родила" Колобка, по Дедкиному заказу.
И стали они с Дедом ждать, когда наступит тот момент, что Колобок станет послушным для их требований, "съедобным".
А дите научилось ходить самостоятельно и побежало развиваться, исследовать, общаться...
А Бабка с Дедом этого не ожидали.
Они думали, "остынет", чуть-чуть старше станет, и можно будет начать его "кушать", воспитывать...
А ребенку надоело лежать на месте, и, видя, что его не охранять собираются, а ограничивать его развитие, он и покатился по тропинке в лесу...
Многому научился: например, хитрить (в хорошем смысле: "не ешь меня - лучше я тебе песенку спою"), то есть адаптироваться...
Теперь представьте, что Колобок сказал бы такое своим родителям: "не ешьте меня, лучше я вам песенку спою", стал бы Дед слушать его песенку?:)
Лиса оказалась хитрее Деда (образ воспитателя, который слушает песенку ребенка только с одной целью, чтобы понять, как этим ребенком лучше манипулировать, а потом "съедает", забирает к себе, уничтожает своими требованиями...)
Как Колобку выжить? Расти, взрослеть, "черстветь", то есть крепнуть умом и телом...
Как родителям Колобка стать хорошими родителями?
Слушать его песенки и гулять по тропинкам рядом с ребенком...:)
А не так: сейчас мы его перепугаем, он никуда от нас не уйдет, а попозже мы скушаем его своими требованиями, еще раньше, чем Лиса.
Как сделать ребенка несъедобным для манипуляторов? - вот вопрос сказки, адресованный родителям...
17.01.2002 22:13:53, Элла Прокофьева
Немножко продолжу...
Пора закончить одну важную мысль:)
Почему "Колобок" нравится малышам?
Почему они с удовольствием поют его песенку по нескольку раз вместе с ним?
Из-за морали сказки для детей?
Нет, конечно:)
Из-за того, что любому малышу очень легко идентифицироваться с Колобком, таким же ребенком, как они сами.
Потому что мама читает сказку, предназначенную для нее, читает, думая что она читает ее ребенку, а читает она ее себе, вместе с ребенком.
Любая мораль ДЛЯ ребенка, рационализация, объяснения рвут ту ниточку, которая налаживается в этот момент между мамой (или папой) и малышом...
А теперь можно проанализировать Сказку о рыбаке и рыбке:)
А потом закончить, наконец, обсуждение топика "Зайка на скамейке", и станет понятно, почему начинать чтение с ребенком нужно с "Колобка", а не со стихов, подобных стихотворению "Зайку бросила хозяйка", почему важнее читать сказки, подсознательно формирующие инициативность ребенка, а не чувство вины...
17.01.2002 23:44:06, Элла Прокофьева
Тут даже глупо говорить, что пугать не стОит. Она поймёт со временем, я думаю. Ну сложно ей, наверно, сразу привыкнуть, что Вы немного связаны вторым ребёнком. А может, на этом и сыграть, попытаться объяснить ей, что если Вы оставите малышку, бегая за ней, то что же может с сестрёнкой случиться? Может, сыграть на чувстве ответственности за сестрёнку (наверно, оно у неё есть, хотя и ревность, наверно, немного присутствует?) и рассказать ей сказку про гусей-лебедей? 17.01.2002 22:02:41, Клавка
Мораль советую не предлагать, даже ненавязчиво. :)) 17.01.2002 00:54:30, Клавка
А теперь еще конкретно посоветуйте, пожалуйста:), что предпринять, чтобы дите не уплеталось на все четыре стороны, когда отвернешься.%) 17.01.2002 03:22:18, Ел-ка
Вы знаете, у меня пока помладше дочка, но тенденция есть, в смысле убегать. Особой проблемы не вижу, ведь когда она у Вас понимает, что мамы вблизи нет, Вы писали, что начинает плакать? Так значит, опасность остаться одной осознаёт, и излишне на эту сторону давить не советую. Скорее всего, человечек просто очень увлекается чем-то так, что в первый момент ничего больше не замечает вокруг. :)

Совет такой - постарайтесь, во-первых, её увлечённость и использовать, и одновременно быть в людных местах с ней на стороже всегда, желательно ещё ходить соспутником, с папой, например. И не выпускать дочку из виду. Если видите, что она куда-то побежала, бегите за ней, по пути пытаясь выяснить, что же её так заинтересовало, подключитесь к её интересу, тогда она привыкнет делиться с вами тем, что её заинтересовало, и, возможно, будет сначала Вам сообщать о том, чот её заинтересовало. Второй важный совет, если позволите. Сказки про колобка, хотя в нём другой совершенно смысл, про Снегурушку и Лису, про Машеньку и Медведя. Но я в принципе против давать мораль после прочтоения сказок, ребёнок сам всё поймёт. К стати, в этих же сказках и мораль для взрослых - Вы предупреждаете, конечно, но то, что неизбежно, всё же происходит. Вот тут важно научить правильно себя вести в случае, если она действительно потеряется. Кладите в карман записку с адресом, телефоном, Вашим именем и др. Объясняйте ей не то, что плохо убегать, а рассказывайте, что нельзя в случае, если осталась одна, подходить к кому попало, надо идти к дяде милиционеру или охраннику в форме, дать ему записку, сказать, что маму потеряла. Или ещё как-нибудь договаривайтесь с ней, как Вы сочтёте правильным. Хороша сказка "Снегурушка и Лиса" - Снегурушка не шла, когда заблудилась, ни к медведю, ни к волку, а только к Лисе, чтобы та её отнесла домой.

Удачи Вам!
17.01.2002 16:04:45, Клавка
Когда ребенок один на один со взрослым, то особенной проблемы действительно нет, а когда идешь один с двумя детьми, наклоняешься, чтобы завязать шнурок младшенькой, поднимаешься, а старшей уже и в помине нет - это проблема, увы... Просто у нее как раз с самого раннего возраста даже мысли не возникает, что мама может не идти по пятам. 17.01.2002 21:26:48, Ел-ка
С моими то же самое с мелкими, один в лес, другой по дрова, или как зайцы в разные стороны. 17.01.2002 21:55:53, Сонечка
Да, я глянула регистрацию, конечно, так сложнее. Постарайтесь куда-нибудь далеко ходить с кем-нибудь. Я со своей и одной-то не всегда справляюсь. Перед Новым годом были на ёлке в МГУ, она от меня там постоянно удирала, одевала я её пол часа, вся взмокла, и когда она мне сказала (уже одетая): "Мама, писать!", я была в полном отчаянии. После туалета ещё минут 20 бегала за ней, пытаясь на ходу удержать все наши одёжки. :))) Но в ГЗ я особо не пониковала, что она немного отбегает от меня, хотя зря - один раз я её догнала на лестнице, где одого из прутьев не было, и она легко могла свалиться вниз (правда, метра на два ниже была сетка натянута), а в другой раз она забежала в фойе перед кинозалом, и когда я её догнала, она уже пыталась попить сок из валявшихся пакетиков... Если бы со мной хоть кто-нибудь был (муж, подруга), я могла бы в этой беготне хоть вещи оставить...

А на счёт записочек - снабдите её на всякий случай, и периодически обсуждайте именно поведение её, если вдруг мамы в данный момент рядом нет.
17.01.2002 21:52:00, Клавка
ОФФ. А елки МГУ стоят того, чтобы в следующем году сводить туда ребенка? 17.01.2002 22:12:29, Ленка
Я была не на МГУ-шной (большой), а на хим-факовской. Мне она понравилась, Ане, насколько я могу судить, тоже. :) 17.01.2002 23:43:55, Клавка
А какая в Колобке мораль? 17.01.2002 00:32:15, Ленка
Меня вдохновило на философские размышления вот такое толкование морали сказки "Колобок": у каждого в жизни свое предназначение, и Колобок его не выполнил - вместо Деда его съела Лиса...
Вопрос: если Колобку суждено было быть съеденным, то как объяснить ребенку, что Колобок обязан был остаться на подоконнике, остывать и ждать, пока его съест Дед? Как объяснить, что он не имел права кататься по тропинкам, хвастаться, какой он хитрый (от всех гурманов, желающих попотчеваться:) молодыми колобками, ушел), пачкаться и черстветь - не для того его испекли:)
Какая разница для Колобка, кто его съест, а так пожил, попел, развлекся:)
В моей:) терапевтической сказке Лиса подавилась повзрослевшим и окрепшим (зачерствел:)) Колобком и выплюнула его обратно:)
17.01.2002 21:12:25, Элла Прокофьева
:)) Почему же не выполнил?
Если его предназначение - быть съеденным, то нормально выполнил...
Вот терапевтический конец - да, нарушает нормальный ход вещей и препятствует выполнению его предназначения ( :)) в данной интерпретации, конечно...)
Я бы здесь увидела экзистенциальную подоплеку - любой рожденный (бабкой :)) изначально обречен на смерть ("съедание").
И если он смиренно ждет своей участи, то весь его жизненный цикл только из этого и состоит - что хотят, то и делают - испекли, остудили, съели.
Если же он берет ответственность и инициативу на себя - тогда есть еще путешествия, развлечения, общение с людьми, приобретение опыта - как Вы говорите, пожил, попел, развлекся...
Всяко лучше.
А как только перестал развиваться дальше, стал пользоваться только былыми "наработками" - все, развлечения закончились, наступает закономерный конец...
А, чем не глубина мысли?..
И ведь что-то в этом есть...
18.01.2002 00:44:12, Svetlana
Да, участь поздних детей не всегда завидна, тем более, что в "Колобке" "бабка" (немолодая уже женщина) потратила много усилий, чтобы "испечь" Колобка...
То, что Колобок умудрился проявить инициативу, это здОрово:)
Хочу добавить, что, поразмышляв здесь вчера над этой сказкой, я все-таки не могу целиком согласиться, что "А Лиса его - гам и съела!" - это конец сказки.
Да, Лиса забрала его к себе (съесть в сказке - это забрать к себе), но это еще не значит, что Колобок от нее не убежит (то есть, что она его не "выплюнет" - это тоже частый мотив сказок: неосторожный герой попадает внутрь какого-либо чудища, начинает там его щекотать, колоть, и чудище его выплевывает)...
18.01.2002 13:36:37, Элла Прокофьева
А если рассматривать не психотерапевтические (их можно продуцировать, в зависимости от решаемой сказкотерапевтом проблемы, еще и еще:)), а прямой вывод сказки, то он очень прост: с одной стороны, сказка предупреждает родителей - не оставляйте детей надолго без присмотра, с другой - учит ребенка быть, хоть и инициативным, но умным (на языке сказки - "хитрым") и осторожным...
А чтобы рассмотреть все "пласты" этой сказки, понадобится много лет:)
Пушкин так и написал: "Что за прелесть - эти сказки!":)
18.01.2002 13:43:54, Элла Прокофьева
Да-а-а...
Немало пластов здесь можно увидеть. Поэтому я и не очень-то согласна с Т.Зинкевич-Евстигнеевой, что надо обсуждать смысл сказки с ребенком. С малышами - точно не нужно, ведь любая интерпретация, даже самая мудрая - одна из... А метафора запоминается целиком, и в нужное время "всплывает" нужный аспект.
Другое дело - детки постарше, лет 6-7, с ними уже можно немножко в это поиграть, как бы элементы анализа жизненных ситуаций и взаимоотношений продемонстрировать, но и то - лучше на менее глубоких сказках, больше ситуационных, поведенческих, и очень "аккуратно", стремясь к тому, чтобы дети сами находили свой смысл, а лучше несколько смыслов, а не готовый родительский "съедали".
18.01.2002 15:01:11, Svetlana
_
Мой ребенок очень любит все анализировать в игре :-) 18.01.2002 17:51:39, _
Прямо в процессе, или все же чуть после того, как совершает действия?
В смысле, не теряется ли спонтанность, непосредственность самих действий?
18.01.2002 19:37:56, Svetlana
И еще раз подчеркну - я не против собственно анализа, и тем более - только "за" разыгрывание новых вариантов сказки, придумывания новых, нешаблонных решений, если только это идет от ребенка, или хотя бы наравне с ребенком, я против чрезмерной назидательности, навязывания взрослым ребенку своих готовых оценок.
Доверие и бережное, уважительное отношение к чувствам и мыслям самого ребенка - вот, собственно, о чем я...
Сделает он все необходимые (для него) выводы, еще и такие, которые и нам в голову не приходили. А если готовые навяжешь мнения - мозг перестает на этот счет "размышлять", либо ему нужен специальный толчок.
18.01.2002 20:02:10, Svetlana
_
Ааа :-) Я как-то даже не подумала о навязывании. В процессе? Тут наверно все идет кусочно-непрерывно, то есть кусочек целостного процесса (игры, чтения, сказки, просмотра...) и потом кусочек "анализа"- вопросы, варианты, разыгрывание ситуаций... Ребенок это все в основном инициирует, иногда я, но стараюсь чуть только предложить, если есть сомнения, заминаю :-) 19.01.2002 00:08:47, _
:)) То есть все-таки - сначала спонтанность, потом анализ, и без навязывания. Это совсем другое. Важно не наформировать родительских установок, как Клавка в самом верху написала.

А так - Ваш случай для меня пока вне статистики. У меня совершенно нет похожего опыта, ни со взрослыми, ни с детьми, поэтому я никак для себя это не интерпретирую, а просто присматриваюсь, как идет развитие при таком нестандартном подходе. Пока можно сказать, что у вас блестяще будет с креативностью. Дальше мне, например, интересно, как идет (или пойдет) процесс выбора, принятия решения - какой из вариантов возможного поведения или решения выбирается, насколько быстро и по какому критерию - разум? чувства? синтез?
Вообще дети нового поколения мне очень интересны, они настолько непохожи на нас...
19.01.2002 13:40:40, Svetlana
_
В какой ситуации решения? Пару примеров приведите, пожалуйста, чтоб знать, на что внимание обращать :-))

Вообще мне вчера выдали :-) Не ожидала еще годик-два... Сидим, играем в конструктор со стеклянными шариками, я ударилась в воспоминания, как в детстве у меня был один такой и девочка знакомая его выиграла и мне очень хотелось таких и т.п. Грузит. И ребенок говорит: "А это я была этой девочкой, которая забрала шарик. У меня были другие папа и мама, но они умерли. Я села на детскую машинку и приехала к тебе жить. Ты меня к себе взяла, потому что ты меня любила." Я говорю, вроде мне казалось, что я кого-то рожала, а кто моя дочка тогда? И тут... Наповал :-))) "Твоя дочка - та девочка с конференции, которая одеваться не хотела!" (это вчера мы с дочкой читали "От 3 до 7" и она мне говорила, как можно помочь той девочке). В общем, еще минут двадцать обсуждали ее настоящих умерших родителей, в голосе такая "пережитая печаль" (как бы уже справилась). Потом пошли смотреть фотографии с родов, на чем дочка решила, что она все-таки наша дочка. В голосе было облегчение вроде. Нда, меньше надо по конференциям ходить :-)))
19.01.2002 17:04:13, _
Н-да-а...
Серьезные заявки...
У дочки в детстве было что-то подобное, но так, вскользь, я старалась не акцентировать. А тут (правда, уже в 8 лет) температурила, под 39, так выдала мне такую связную картинку с историей - так похоже на прошлую жизнь... Я ее расспросила, мы чуть-чуть с тревогой поработали, успокоилась немного, уснула.
Когда температура спала - практически ничего из этого она вспомнить не смогла.
Теперь думаю, информация, наверное, больше для меня была.
А с решениями - любопытно, как быстро делается выбор в жизненных ситуациях?
Например, мама сердится, можно сделать - 10 вариантов поведения. Как поступает ребенок, по-разному? И отчего это зависит, от ситуации, от настроения ребенка и т.п.? И опять же - эти действия спонтанны или сначала идет анализ, а потом - действие?
20.01.2002 18:54:57, Svetlana
alyonka
мораль - решения должны быть адекватны задачам, попытка применить один и тот же способ при усложнении условий приводит к неудаче))) 17.01.2002 14:59:00, alyonka
Я ее вижу так: нечего уши развешивать и всяких незнакомцев (в виде лисы) слушать, а то слопают:). На самом деле то, что я подвожу мораль не значит, что я менторским тоном довожу правильный вывод, просто, закрывая книжку, могу констатировать что-нибудь вроде: вот такая хитрая лиса глупого колобка обманула... 17.01.2002 03:20:18, Ел-ка
Тогда вопрос:)
Колобка должен был слопать Дед:)
Как объяснить эту мораль?
Я думаю, к тому моменту, когда Колобок докатился до Лисы, вид у него был несъедобный:)
Лиса его не съела, а попыталась съесть, может, даже проглотила, но потом, скорее всего, все-таки срыгнула:)
Что это дает уверенному в себе ребенку?
Рискнуть, конечно, можно, но тогда, когда ты действительно окреп умом и телом - не съедят его, а поперхнутся:)
Неуверенный в себе ребенок тоже ощущает, что все-таки лучше двигаться, жить, чем ждать пока тебя съедят раньше, чем ты попытался начать жить...


17.01.2002 21:28:58, Элла Прокофьева
ПривеТ.Т.
Хороший выход в сказке "Колобок - колючий бок" там действительно лисе не удалось его съесть.

Так же "оптимистично" была переделана настоящая сказка про Красную Шапочку, где всё заканчивалось обедом волка. Сейчас дети наслаждаются счастливым финалом.

Может и колобка переделать? И закончить так: " Покатился колобок дальше странствовать по белу свету! И я его встречал - его песенку слыхал!.."

Сказка народная, мы тоже народ, имеем право внести свою лепту! :)
18.01.2002 08:37:27, ПривеТ.Т.
:-) 17.01.2002 21:57:42, Сонечка
_
Вот в ярлыках я вижу большую опасность. Заметила когда в гости поехали к родителям. У них все персонажи с ярлыками. Но дочка уже стабильно этого НЕ делает. Например, я могла бы сказать про Колобка, что он отвлекся и про Лису, что она умело воспользовалась схемой слуха (что, собственно, и отвлекло Колобка). Но вообще интереснее не говорить, а спрашивать. Вопросы у меня стандартные, дословно задаю для всех произведений. Почему так произошло? Чего хотел каждый персонаж? Что он делал, чтоб добиться своих целей? Как реагировали другие персонажи? Какой стиль произведения? ;-) 17.01.2002 17:38:16, _
Находила очень интересную интерпритацию в сети. Я адресочек как-то приводила. Прикольно её самой знать, но даже и не собираюсь ребёнку такое вешать. :) 17.01.2002 01:49:27, Клавка
Нечего было убегать, съели бы нормальные люди :-) 17.01.2002 01:01:57, Сонечка
ПривеТ.Т.
:)))
Можно сказать, этот поганец лишил последней радости бедствуюших престарелых граждан!
17.01.2002 14:27:41, ПривеТ.Т.
Юля С.
Инстинкт самосохранения:) 17.01.2002 14:35:33, Юля С.


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!