Для Dodo.
Продолжим здесь...
Диагностика уровня АКТУАЛЬНОГО (сегодняшнего дня) развития ребенка всегда являлась наиболее сложной задачей для психолога.
С чем сравнивать - с теоретической "нормой", с развитием сверстников или с тем, каким ребенок являлся вчера и каким стал сегодня?
Для меня наиважнейшим показателем является именно последний, хотя, естественно, понятие о "норме" развития для этого возраста я держу в голове, а мой опыт работы с другими детьми помогает мне ориентироваться в "вариантах" нормы.
Без подробного анамнеза (как развивался ребенок от зачатия до года), подтвержденного медиками, наблюдавшими за его развитием, без Вашего подробного дневника (записанные данные или удерживаемые в Вашей памяти) мне будет сложно строить прогнозы о действенности той или иной развивающей методики именно для Вашего ребенка.
Поэтому, если у Вас есть возможность привести ребенка ко мне на очную консультацию, мы с Вами можем проанализировать все эти данные: внешние показатели сегодняшнего дня развития ребенка, заключения медиков, Ваши собственные наблюдения.
А в два года Вы пойдете к тому психологу, к которому Вас направил специалист-медик, зачем сейчас мучиться переживаниями и передавать свое беспокойство ребенку?
Если это предложение Вас заинтересовало, данные обо мне в моей регистрации.
Конференция "Детская психология""Детская психология"
Раздел: Нестандартная (?) ситуация
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Элла, а вопрос можно?
по поводу анамнеза, не секрет, что наши врачи, начиная с гинекологов, перестраховываются очень сильно, как вы учитываете это 18.12.2001 17:59:12, Шин
по поводу анамнеза, не секрет, что наши врачи, начиная с гинекологов, перестраховываются очень сильно, как вы учитываете это 18.12.2001 17:59:12, Шин
В детском саду я столкнулась, скорее, с обратным.
При заполнении Карты развития ребенка, первое, что я пишу, это "Анамнестические сведения о ребенке": наследственность, какая беременность по счету, исходы предыдущих беременностей, возраст родителей на момент рождения ребенка, течение беременности, родов, вес, рост, оценка по шкале Апгар, развитие психомоторики в течение первого года жизни, в общем, не буду Вас дальше "загружать":)
Так вот, в медицинской карте, с которой ребенок поступает в сад, обычно более-менее, подробно описано течение беременности и родов...
Первый год жизни - крайне скудные сведения, а для меня это - весьма ценная информация: ведь под моим наблюдением две логопедические группы плюс общеобразовательные ясельники и малыши...
Со слов родителей, многого не узнаешь:) - не доверяют садовским психологам, а в сведениях о диспансеризации почти все - норма, что понять можно...
С группой здоровья, доходит до казусов. Ребенку с достаточно волнительным эпикризом, ставят I группу здоровья, физически здоровому, но молчащему ребенку, - II группу здоровья.
В общем, сейчас больше путаницы, чем перестраховки.
Например, идет ребенок в логопедическую группу, а от психоневролога и невропатолога никаких сведений, кроме "интеллект в норме".
Так что, психолог, без дефектологической подготовки, просто занимается тестированием и развивающими упражнениями с уже "упущенными" детьми, а НАБЛЮДЕНИЕ за динамикой нервно-психического развития ребенка второго и третьего лет жизни (первая и вторая младшие группы) отсутствует, хотя это наблюдение могло помочь не "упустить".
Понять же, была все-таки перестраховка (когда эпикриз "тяжелый") или действительно, было, о чем волноваться, несложно, наблюдая за динамикой развития ребенка систематически...
18.12.2001 18:30:21, Элла Прокофьева
При заполнении Карты развития ребенка, первое, что я пишу, это "Анамнестические сведения о ребенке": наследственность, какая беременность по счету, исходы предыдущих беременностей, возраст родителей на момент рождения ребенка, течение беременности, родов, вес, рост, оценка по шкале Апгар, развитие психомоторики в течение первого года жизни, в общем, не буду Вас дальше "загружать":)
Так вот, в медицинской карте, с которой ребенок поступает в сад, обычно более-менее, подробно описано течение беременности и родов...
Первый год жизни - крайне скудные сведения, а для меня это - весьма ценная информация: ведь под моим наблюдением две логопедические группы плюс общеобразовательные ясельники и малыши...
Со слов родителей, многого не узнаешь:) - не доверяют садовским психологам, а в сведениях о диспансеризации почти все - норма, что понять можно...
С группой здоровья, доходит до казусов. Ребенку с достаточно волнительным эпикризом, ставят I группу здоровья, физически здоровому, но молчащему ребенку, - II группу здоровья.
В общем, сейчас больше путаницы, чем перестраховки.
Например, идет ребенок в логопедическую группу, а от психоневролога и невропатолога никаких сведений, кроме "интеллект в норме".
Так что, психолог, без дефектологической подготовки, просто занимается тестированием и развивающими упражнениями с уже "упущенными" детьми, а НАБЛЮДЕНИЕ за динамикой нервно-психического развития ребенка второго и третьего лет жизни (первая и вторая младшие группы) отсутствует, хотя это наблюдение могло помочь не "упустить".
Понять же, была все-таки перестраховка (когда эпикриз "тяжелый") или действительно, было, о чем волноваться, несложно, наблюдая за динамикой развития ребенка систематически...
18.12.2001 18:30:21, Элла Прокофьева
спасибо
а что должны уметь двухлетки? 18.12.2001 19:28:26, Шин
а что должны уметь двухлетки? 18.12.2001 19:28:26, Шин
Да почти то же самое - только с вариациями в виде лучшего качества и большего количества.
Не забывайте, что эти нормы писались для детей, посещающих сад с 6 мес, в советское время. Их давно пора подкорретировать - сегодняшние дети не умеют ЭТОГО, но умеют то, что не предусмотрено этими тестами.
Пишите дневник развития, отмечайте динамику, это, с научной точки зрения, важнее тестов, кстати, об этом написано в той статье, которую мы как-то вяло обсудили... 18.12.2001 19:43:27, Элла Прокофьева
Не забывайте, что эти нормы писались для детей, посещающих сад с 6 мес, в советское время. Их давно пора подкорретировать - сегодняшние дети не умеют ЭТОГО, но умеют то, что не предусмотрено этими тестами.
Пишите дневник развития, отмечайте динамику, это, с научной точки зрения, важнее тестов, кстати, об этом написано в той статье, которую мы как-то вяло обсудили... 18.12.2001 19:43:27, Элла Прокофьева
я как беремнность началась, все забросила, вот сейчас карточка на руках, дневник, да память , хоть частично восстановлю, ну а так записываю, позавчера вот научиась накнец-то ножницами резать
18.12.2001 19:45:06, Шин
по прямой, бахрому делает
18.12.2001 21:21:25, Шин
так по кругу сложнее же
18.12.2001 21:34:44, Шин
Поэтому и спросила. Некоторые родители хотят сразу научить ребенка вырезать по кругу, а это крайне сложно: сначала по прямой, потом квадраты, трапеции, треугольники, ромбы, шестиугольники, круги...
18.12.2001 21:39:39, Элла Прокофьева
не єто не я, я тут от счастья всем растрезвонила, что ребенка режет :)
у нас вот такие вещи редки, зато то, что ребенка с коляски малого перелезает в кроватку, оттуда прігает на матрас меня уже и не радует и не удивляет (кроме первого раза, когда я застала середину полосі препятствий - ребенка в кроватке), может єто и плохо, но чесслово устала я от ее каскадерства 18.12.2001 21:57:53, Шин
у нас вот такие вещи редки, зато то, что ребенка с коляски малого перелезает в кроватку, оттуда прігает на матрас меня уже и не радует и не удивляет (кроме первого раза, когда я застала середину полосі препятствий - ребенка в кроватке), может єто и плохо, но чесслово устала я от ее каскадерства 18.12.2001 21:57:53, Шин
Ей нужен спорткомплекс: со шведской стенки - на канат, с каната - на перекладину, с перекладины - на кольца, с колец - на... :)
Знаете, есть еще такая штука - на руках, как обезьянка:), передвигаешься, болтая ногами, забыла, как называется... 18.12.2001 22:03:55, Элла Прокофьева
Знаете, есть еще такая штука - на руках, как обезьянка:), передвигаешься, болтая ногами, забыла, как называется... 18.12.2001 22:03:55, Элла Прокофьева
Еще такие большие шары, с ручками, ребенок садится на него, упирается ногами в пол, держится за ручку и прыгает, как пингвино-кенгуру:)
18.12.2001 22:07:12, Элла Прокофьева
а на ручки есть такая миниатюрная штука, в ней датчик - если на мяче кто-то прыгает, то попискивает на разные голоса :-)
мы, правда, пока такую сняли ;-) 19.12.2001 16:01:38, гусеничка
мы, правда, пока такую сняли ;-) 19.12.2001 16:01:38, гусеничка
вот переедем, поставлю, одна проблема, єто же стоять рядом надо 24 часа
18.12.2001 22:41:29, Шин
Элла, не совсем в продолжение топика, но все-таки. А что является нормой для мальчика 1г5мес с точки зрения психолога? Или вопрос слишком общий :)
18.12.2001 18:38:57, Пластилиновая ворона
Самостоятельная ходьба, собирает пирамидку без учета величины, сличает цвет фигурки и соответствующей части этой фигурки, сличает форму геометрической фигуры с той, которая ей соответствует из нескольких предложенных, называет пять картинок из "Лото для малышей", осуществляет выбор из двух предложенных взрослым картинок ("Дай это..."), выполняет последовательно три действия, предложенных взрослым: "пойди туда, открой то, достань это..."
Плюс обращается внимание на контактность.
Что касается развития речи, в первую очередь, обратите внимание на умение ребенка выполнять, по подражанию, "поцелуй" с вытянутыми вперед губами, улыбаться с растянутыми губами, надувать щеки, показывать язык:) - да-да, это упражнение, которые многие взрослые не дают ребенку выполнять в раннем возрасте, чтобы, не дай Бог, чужая тетя не обиделась, и ребенок начинает показывать его агрессивно (что лучше для развития речи, конечно, чем его совсем не показывать, но здесь уже появляется фиксация на запрете), а не играя...
Конечно, это только самое первое, на что психолог обращает внимание, особенно начинающий. С опытом многое видится в процессе игр и общения с ребенком... 18.12.2001 18:56:36, Элла Прокофьева
Плюс обращается внимание на контактность.
Что касается развития речи, в первую очередь, обратите внимание на умение ребенка выполнять, по подражанию, "поцелуй" с вытянутыми вперед губами, улыбаться с растянутыми губами, надувать щеки, показывать язык:) - да-да, это упражнение, которые многие взрослые не дают ребенку выполнять в раннем возрасте, чтобы, не дай Бог, чужая тетя не обиделась, и ребенок начинает показывать его агрессивно (что лучше для развития речи, конечно, чем его совсем не показывать, но здесь уже появляется фиксация на запрете), а не играя...
Конечно, это только самое первое, на что психолог обращает внимание, особенно начинающий. С опытом многое видится в процессе игр и общения с ребенком... 18.12.2001 18:56:36, Элла Прокофьева
Элла, скажите, это у всех мамочек одержимость "нормами развития"? Может быть, это болезнь какая-то?
Ведь я стопроцентно всегда уверена, что мой сын здоров, весел, развивается хорошо и стало быть, подходит под определение "нормального ребенка". Но стоит глазу зацепить любые сообщения или информацию про то, что "должен" уметь ребенок, или что делают в нашем возрасте другие дети - начинаю примерять по пунктам!
Ну хорошо, ваше сообщение меня утешило - мы вовсю все это делали (и продолжаем) в полтора года. Но ведь иногда прочтешь что-то - типа "а моя называет родственников по именам" и просто ум за разум заходит - а наш нет! Почему? Что делать? Что упустили? Хотя ничего не упустили и все обычно - одни вяжут, другие пляшут, например.
Психика мам неустойчива и хрупка:-) 19.12.2001 12:48:31, Кондратея
Ведь я стопроцентно всегда уверена, что мой сын здоров, весел, развивается хорошо и стало быть, подходит под определение "нормального ребенка". Но стоит глазу зацепить любые сообщения или информацию про то, что "должен" уметь ребенок, или что делают в нашем возрасте другие дети - начинаю примерять по пунктам!
Ну хорошо, ваше сообщение меня утешило - мы вовсю все это делали (и продолжаем) в полтора года. Но ведь иногда прочтешь что-то - типа "а моя называет родственников по именам" и просто ум за разум заходит - а наш нет! Почему? Что делать? Что упустили? Хотя ничего не упустили и все обычно - одни вяжут, другие пляшут, например.
Психика мам неустойчива и хрупка:-) 19.12.2001 12:48:31, Кондратея
Потому что важность соответствия теоретической "норме" развития ставится выше динамики этого самого развития, демонстрируемой реальным ребенком, даже многими психологами.
Я же, в качестве детского психолога, поклоняюсь Богине:), именуемой Динамикой...
А "норма" и "сравнение с другими" - младшие боги:)
19.12.2001 18:44:12, Элла Прокофьева
Я же, в качестве детского психолога, поклоняюсь Богине:), именуемой Динамикой...
А "норма" и "сравнение с другими" - младшие боги:)
19.12.2001 18:44:12, Элла Прокофьева
:)))
Про психику это верно :))
Наблюдение нашего больничного врача (отделение паталогии новорожденных): "чем "легче" ребенок, тем психованнее мамочка" :)). Но это наверное только для тех экстремальных условий правильно :)). Или для самых-самых маленьких деток :)). Мне кузина звонила регулярно вся такая взволнованная... и на мои советы успокоиться и не обращать внимание на мелочи (100% были мелочи, в противном случае послала бы к врачу) говорила "это ты там приучена сохранять спокойствие, и тебе есть с чем сравнивать, а я нормальная мать, мне природой положено нервничать"
Если бы за спиной не висели наши диагнозы и мрачноватые ранние прогнозы, я бы на нормы внимания вообще не обращала, по природному своему разгильдяйству :) 19.12.2001 16:25:57, Dodo
Про психику это верно :))
Наблюдение нашего больничного врача (отделение паталогии новорожденных): "чем "легче" ребенок, тем психованнее мамочка" :)). Но это наверное только для тех экстремальных условий правильно :)). Или для самых-самых маленьких деток :)). Мне кузина звонила регулярно вся такая взволнованная... и на мои советы успокоиться и не обращать внимание на мелочи (100% были мелочи, в противном случае послала бы к врачу) говорила "это ты там приучена сохранять спокойствие, и тебе есть с чем сравнивать, а я нормальная мать, мне природой положено нервничать"
Если бы за спиной не висели наши диагнозы и мрачноватые ранние прогнозы, я бы на нормы внимания вообще не обращала, по природному своему разгильдяйству :) 19.12.2001 16:25:57, Dodo
Мда.... нам до этого как до Луны :(
Особенно насчет выполнения чего бы о ни было по подражанию :((( 18.12.2001 19:38:01, Dodo
Особенно насчет выполнения чего бы о ни было по подражанию :((( 18.12.2001 19:38:01, Dodo
Да-ааа, однако, мне пора задуматься... А можно вам еще и письма писать? У меня есть что спросить, да вот только некого :)
18.12.2001 19:23:48, Пластилиновая ворона
О чем призадумались?:)
Сегодня был грустный для меня случай: я вывела из жуткой истерики ребенка, которого первый раз привели в детский сад и сразу оставили, обманным путем. Заведующая принесла девочку ко мне в кабинет на руках, кусающуюся, царапающуюся, переложила на руки мне, обалдевшей:), и удалилась.
Через пять минут дикого крика и долбания по предложенным мною музыкальным инструментам, с киданием их мне в голову:), что весьма здОрово нас раззадорило:), ребенок дирижировал оркестром: я играла на металлофоне, стучала в тарелки, трясла маракасами, била в бубен, как шаман:), звенела колокольчиками и т.п. Еще и пела:)
Потом все это мы проделали над:) остальной группой, приведенной для психологической поддержки:)
Девочка оказалась очень общительной, просто сильно обиделась на маму, как она потом объяснила.
Через два часа приходит ко мне бабушка и говорит, что ее внучка психически здорова, и в услугах психолога они не нуждаются.
Во как психологи народ перепугали:)
Я только чуть-чуть о "норме" заговорила, и Вы что-то приуныли:) 18.12.2001 19:39:08, Элла Прокофьева
Сегодня был грустный для меня случай: я вывела из жуткой истерики ребенка, которого первый раз привели в детский сад и сразу оставили, обманным путем. Заведующая принесла девочку ко мне в кабинет на руках, кусающуюся, царапающуюся, переложила на руки мне, обалдевшей:), и удалилась.
Через пять минут дикого крика и долбания по предложенным мною музыкальным инструментам, с киданием их мне в голову:), что весьма здОрово нас раззадорило:), ребенок дирижировал оркестром: я играла на металлофоне, стучала в тарелки, трясла маракасами, била в бубен, как шаман:), звенела колокольчиками и т.п. Еще и пела:)
Потом все это мы проделали над:) остальной группой, приведенной для психологической поддержки:)
Девочка оказалась очень общительной, просто сильно обиделась на маму, как она потом объяснила.
Через два часа приходит ко мне бабушка и говорит, что ее внучка психически здорова, и в услугах психолога они не нуждаются.
Во как психологи народ перепугали:)
Я только чуть-чуть о "норме" заговорила, и Вы что-то приуныли:) 18.12.2001 19:39:08, Элла Прокофьева
Вот-вот :))
И мои все скажут Вам точно так же (ну может кроме мужа)!!!
Вспомнила еще....Я общалась несколько лет назад с чудесным дядечкой из института им.Сербского... ездила к нему на работу.. стррррашно там.. :) он очень помог в тяжелой ситуации... как смог... он-то как раз психиатр... :))), спец по нейропептидам... как я ни старалась, домашние узнали об этих консультациях... и похоже с тех пор подозревают что я слегка не того.. а после родов это обОстрилось, как говорится. 18.12.2001 19:51:19, Dodo
И мои все скажут Вам точно так же (ну может кроме мужа)!!!
Вспомнила еще....Я общалась несколько лет назад с чудесным дядечкой из института им.Сербского... ездила к нему на работу.. стррррашно там.. :) он очень помог в тяжелой ситуации... как смог... он-то как раз психиатр... :))), спец по нейропептидам... как я ни старалась, домашние узнали об этих консультациях... и похоже с тех пор подозревают что я слегка не того.. а после родов это обОстрилось, как говорится. 18.12.2001 19:51:19, Dodo
Попробуйте объяснить близким, что "культурнее":) обращаться за помощью к специалистам, чем заниматься самолечением.
Что касается подозрений, они тут же развеятся, как только Вы согласитесь с тем, что ТОГДА Вам действительно было "не того", а теперь Вам лучше, именно потому, что Вы обратились по адресу. Соглашаться в таких случаях лучше, чем спорить... 18.12.2001 20:24:50, Элла Прокофьева
Что касается подозрений, они тут же развеятся, как только Вы согласитесь с тем, что ТОГДА Вам действительно было "не того", а теперь Вам лучше, именно потому, что Вы обратились по адресу. Соглашаться в таких случаях лучше, чем спорить... 18.12.2001 20:24:50, Элла Прокофьева
Да нет что вы :)) Наоборот, спасибо вам огромное. Я довольно хорошо отношусь к психологам :) хотя не без некоторой осторожности ;)) по жизни имела дела только с психиатром (у маменьки стаж перевалил за тридцать лет :) А на счет нормы - просто задумалась :)
Тем не менее некоторые вопросы есть, и я тешу себя надеждой что их можно будет обсудить по почте (совсем немножко :)
А про оркестр - здорово, мне понравилось :) 18.12.2001 19:50:03, Пластилиновая ворона
Тем не менее некоторые вопросы есть, и я тешу себя надеждой что их можно будет обсудить по почте (совсем немножко :)
А про оркестр - здорово, мне понравилось :) 18.12.2001 19:50:03, Пластилиновая ворона
Извините, забыла про почту: пишите, но на почту сейчас крайне мало времени. Отвечу завтра, ладно?
18.12.2001 19:51:21, Элла Прокофьева
Так у меня пока не горит :) я спросила на будущее :) Спасибо за разрешение писать.
18.12.2001 19:57:21, Пластилиновая ворона
Да-да, конечно заинтересовало! Спасибо огромное.
Возможность постараюсь найти - мы в Москве, нужно будет только решить проблему с транспортом и преодолеть сопротивление родных :)
Позвоню обязательно! 18.12.2001 17:12:17, Dodo
Возможность постараюсь найти - мы в Москве, нужно будет только решить проблему с транспортом и преодолеть сопротивление родных :)
Позвоню обязательно! 18.12.2001 17:12:17, Dodo
Пожалуйста, если не сложно, напишите сюда или по почте, почему родные против. Возможно, это важно...
18.12.2001 17:14:17, Элла Прокофьева
Потому что они считают что все ОК.
И что это у меня не ОК с головой (стресс в начале беременности, экстренное кесарево на раннем сроке с общим наркозом, наркотики в течение 12 дней (гестоз лечили и его последствия), "ломка"после выписки из роддома, потом депрессия (в их терминах "распущенность" :)) после выписки ребенка из больницы.
И незачем таскать ребенка по врачам лишний раз.
Общение с психологом (взрослым) для них в принципе нонсенс...
"Они" - муж, мама, родители мужа. Терминология у всех разная :), но выводы похожи... :( 18.12.2001 19:43:42, Dodo
И что это у меня не ОК с головой (стресс в начале беременности, экстренное кесарево на раннем сроке с общим наркозом, наркотики в течение 12 дней (гестоз лечили и его последствия), "ломка"после выписки из роддома, потом депрессия (в их терминах "распущенность" :)) после выписки ребенка из больницы.
И незачем таскать ребенка по врачам лишний раз.
Общение с психологом (взрослым) для них в принципе нонсенс...
"Они" - муж, мама, родители мужа. Терминология у всех разная :), но выводы похожи... :( 18.12.2001 19:43:42, Dodo
Спасибо еще раз за предложение помощи.
Обязательно приедем, после НГ.
Постараюсь приехать 30, очень хочется, но пока сомнительно что получится...
И еще более сомнительно что удастся организовать "группу поддержки"... но попробую :). Я-то давно согласилась, что раньше было "не того" :)). Но это никого не успокоило, наоборот - рецидива что ли ждут?! А не дождутся я надеюсь :))
Извините, что вчера пришлось в сущности "свернуть" разговор :((. По независящим обстоятельствам, срочно мама потребовалась :)). Обычно я не такая напряженная :). И меня Света зовут, я помнится только как Додо представилась :)
19.12.2001 09:49:59, Dodo
Обязательно приедем, после НГ.
Постараюсь приехать 30, очень хочется, но пока сомнительно что получится...
И еще более сомнительно что удастся организовать "группу поддержки"... но попробую :). Я-то давно согласилась, что раньше было "не того" :)). Но это никого не успокоило, наоборот - рецидива что ли ждут?! А не дождутся я надеюсь :))
Извините, что вчера пришлось в сущности "свернуть" разговор :((. По независящим обстоятельствам, срочно мама потребовалась :)). Обычно я не такая напряженная :). И меня Света зовут, я помнится только как Додо представилась :)
19.12.2001 09:49:59, Dodo
Как настрой соответствующий будет, так и приходите, без обязательств, только позвоните накануне:)
19.12.2001 19:19:02, Элла Прокофьева
19.12.2001 19:19:02, Элла Прокофьева
Читайте также
С чего начать и как изучать искусство с ребёнком?
Интервью с писательницей Юлией Кузнецовой