Раздел: Детско-родительские отношения

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Дети и игрушки

К разговору о "зайке", манипуляциях, и с позволения Уважаемой Публики, я вернусь к теме вальдорфцев. :))

Сразу скажу, что из всех знакомых мне (правда, поверхностно) педагогических методик вальдорфская мне ближе всего. Ориентируюсь в ней я не ах-ти как, поскольку литературы, кроме статей в ин-те (обычно о школах), я пока не нашла. Пользуясь случаем, может, кто-нибудь подкинет информацию... :) Так вот, хотя мне методика в целом нравится, но я изначально ожидала, что не всё в ней меня беспрекословно устроит.

Мы с Аней ходим на занятия для двухлеток, очень довольны самими занятими. Но сама педагогика предполагает отдачу и от родителей (что, в общем-то естественно, родители и должны быть в одной упряжке с педагогом, ну, или хотя бы не в разные стороны смотреть :)). То есть, наша педагог пытается донести до мам некоторые положения методики с целью, чтобы это выполнялось в повседневной жизни.

На занятиях все игрушки, которые мы делаем, или которые представляет педагог, она "оживляет", причём мягко,но настойчиво требует бережного отношения - нежно гладить, аккуратно брать в руки и т.д. Вобщем, Элла, привет Дерябо - субъекты отношений делаем не только из животных, но и из игрушек. :) Соответственно, нас (мам) она настраивает на подобное отношение к игрушкам (и вещам вообще) и дома тоже. Предлагает убрать все негативные игрушки, настраивающие ребёнка на агрессивные игры (правда, здесь я примеров-то даже не знаю). А также, чтобы у ребёнка было не так уж и много игрушек, но обставить всё так, чтобы они были как живые. Например, мишке сделать домик, или белочке, брать её на прогулки, всё ей показывать, рассказывать и т.д. И эти игрушки могут быть помощниками маме - можно с другом-зайкой убрать игрушки, вместе поесть и т.д. К стати, к моему полному удивлению, это ТАААК работает. :) Вот тут и первый вопрос. Элла, я пыталась честно разобраться с манипуляциями, но всё-таки, Ваше мнение - это - манипуляция? У Ани сегодня в фаворите была курочка, так эта курочка могла её заставить сделать почти всё, что угодно. :))

Второй вопрос. У нас энтих самых игрушек, эээ, не то, чтобы мало. Отношение к ним в основном как к игрушкам. То есть, можем из них башню сделать, можем с горки швырять, одна-две несколко дней в фаворе, но полететь тоже могут. Пыталась, как учила наша педагог, просить бережно к ним относиться. Примерно с третьей просьбы Аня решала, видимо, что на неё осуществляется давление, и делала всё наоборот. Следующий приём, который тоже советовали: самой жалеть брошенную игрушку. Результат - "Мама, гусь упал, плачет,пожалей его!" С любопытством смотрит на мои действия,потом бросает следующую жертву. Наверно, дело в том, что для меня эти игрушки как раз являются не более, чем вещью, Аня чувствует фальшь в моём стремлении пожалеть их,вобщем, я забила на это. Но интересно, может, у меня в доме так потому и всё кувырком, что такое к вещам отношение безолаберное... :( :))

Вобщем, надеюсь, в этих словесных дебрях что-нибудь, да понятно. Не судите меня строго, я уже несколко дней пытаюсь сформулировать проблему-не-проблему, но что-то меня подспудно мучит... :)

04.12.2001 01:24:56,

7 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Спасибо всем огромное! Мне стало намного веселее на душе. :))) Вообще-то я не склонна безоговорочно принимать чьи-то концепции, тем более, претворять их в жизнь - хотя бы потому, что чрезвычайно ленива. Но в сад я собираюсь Аню через год водить именно к этому педагогу, к которой ходим сейчас на занятия. :)

А про взаимодействие с ребёнком через игрушки я подумала ещё, что, видимо, для ребёнка проще согласиться с взаимодействием с игрушкой (пусть даже эту игрушку "ведёт" взрослый), которой он вполне может поуправлять, чем всё время по всем своим повседневным делам взаимодействовать с родителями, котороые всё-таки не всегда предсказуемы и управляемы. :) Поскольку такие взаимодействия (меня с ребёнком через игрушку) просто поразительны, я собираюсь их продолжать. :) Интересно, в каком возрасте этот эффект прекратится? А вот пытаться навязать дочке определённый тип поведения с вещами - это не для нас. Пусть здесь сама определяется. :))
05.12.2001 01:07:55, Клавка
=СветА™=
Интересно..А вот я до сих пор не могу выбросить игрушку..она такими глазами смотрит.Даже купить могу потому что ей холодно на морозе.Игрушек полные антрессоли..Без дрожи не могу смотреть, как детишки голых Барби в мороз на санках возят.

А у вас может дело в количестве игрушек? Была бы 1-2.Башню из них не построишь,и любимые выбирать не из чего.. :-) Да и маленькая она еще, как мне кажется.Домики для мишек и белочки с собой, это попозже.

А про безалаберность..Несмотря на мое, с детства, трепетное отношение к игрушкам, дома все равно все кувырком. :-))
04.12.2001 22:22:00, =СветА™=
С моей точки зрения, Вальдорфцы изо всех сил пытаются философски-психотерапевтически разрешить проблему одиночества ребенка, еще до того, как он осознал себя одиноким:)
Давайте немного пройдем по вехам:)
Процесс "отъединения", обособления собственного тела от окружающих тел (живая и неживая природа) происходит у ребенка постепенно.
В первые месяцы жизни младенец ощущает соприкосновение тела окружающего мира с собственным телом только у полости рта -ребенок растворен в окружающем мире, его тело бесконечно - все, что он может потрогать губами, взять в рот, является принадлежащим и окружающему миру, и ему, младенцу - полная растворенность в мировом "океане":) - блаженство, если жизненно важные потребности малыша хорошо удовлетворяются ...
По мере формирования произвольных движений пространство собственного тела постепенно осознается как более обособленное и дифференцированное...
Этот процесс отъединения от окружающего и осознание "Я" - не "предмет", "Я" - не "животное", я - не другой человек - завершается к 6-ти годам...
То есть сначала ребенок склонен верить в то, что все вокруг устроено одинаково. Когда он начинает понимать, что игрушка - не живая, ему становится не по себе, и он, скорее, придумает ей "компанию", чем поверит в то, что ей и самой по себе хорошо...
У козленка обязательно есть мама, как и у зайчика, как и у кукушонка:), как и у самого ребенка, есть дом, и без мамы и без дома ему - никак.
Одухотворение неживой (анимизм) и живой (тотемизм) природы - конечно, беспроигрышный вариант при общении с ребенком, так как взять и сказать ему: "вот - ты, а вот - другие люди", это вселить в ребенка страх и тревогу, что он остался один...
Почему "Зайка" манипуляция, я объяснила ниже - потому что самая противная манипуляция, когда тебе внушают то, что ты сам чувствуешь, или заставляют сделать то, что ты и так хочешь сделать...
04.12.2001 16:43:50, Элла Прокофьева
На мой взгляд, детьми где -то до 3х невозможно манипулировать, тк их уровень восприятия настолько высок и непосредственен! ведь они воспринимают всё так как есть! Это потом всё заростает определениями, схемами, системами, стереотипами и тп... Поэтому (оговорюсь, это моё предположение, без притязания на истину) они и так хорошо чувствуют фальш и притворство. Если мама чуть ли не с рождения манипулирует или спекулирует на чувствах, то и вырастают эти шоры восприятия, что ребёнку уже трудно воспринимать происходящее - он пытается подстраиваться. А при нормальном общении конечно же он будет чувствовать притворство, Ваш пример с "давай пожалеем" я расценила как двойной эксперимент: Вам интересно как она будет реагировать, а ей интересна Ваша реакция! А то что игрушка помогает направлять её дествия, так это опять же её включённость в игру, а не действия в системе приказ - подчинение. Так что, это для нас оживление, и мы думаем, что ребёнок воспринимает её живой, а он просто реагирует так как ему хочется, не задумываясь живое это или нет. Захотел : он будет с ней разгооваривать, жалеть и тп, захотел - головой об стену.
А к вопросу о зайке - у меня возникла мысль, что чувства вызывает или не вызывает рисунок к стишку, а не происходящее с игрушкой, поэтому вопрос - не лучше ли предлагать их детям без иллюстраций, как прибаутки?
04.12.2001 15:58:18, ЮлёК
У меня в 6 лет была кукла, которую я считала своей младшей сестрой. Я постоянно просила у мамы родить мне маленькую сестренку, но не вышло: я поздний младший ребенок в семье. Моя любимая кукла была ростом с годовалого ребенка, пластмассовая, шагающая, отечественного пр-ва. (Может, помните таких, те, кому около 30?) Я ее кормила человеческой едой, одевала в шубу для прогулки зимой, укладывала спать и не выключала свет: ведь Ниночка боится темноты. Я даже упросила маму купить ей настоящие(!) детские сандалии! (Попросили бы у меня такое мои дети!!:))
И какое-то время она была моей сестрой. А еще у меня были 2 пластм. зайчика, они тоже были живые. Жили в клеточке, я им резала капусту, вела дневник наблюдений:) А живых животных у меня не было, хотя очень хотелось. Мама была против. Это я рассказываю к тому, что ребенок оживляет игрушки, когда у него есть для этого внутренняя потребность, есть какие-то заветная мечта, и таким образом он ее пытается осуществить.
Мои дочери обращаются с игрушками именно как с игрушками: т.е. достаточно условно. Придумывают разнообразные сюжетные игры, но поиграли - и свалили в ящик. Играют чаще всего вдвоем (им 8 и 3.5 лет). А кукол вообще ломают: я уже устала собирать Барби из разрозненных фрагментов тел:)) Вот такие разные подходы к игре...
04.12.2001 13:08:04, Елена Ш.
У меня в детстве было трепетное отношение к игрушкам. Сломалась - трагедия. Когда мелкие говорят про сломанную машину "кака" и спокойно выбрасывают, мне это больше нравится. Меньше трагедий. ИМХО, более здоровое отношение. 04.12.2001 10:21:34, Сонечка
Елена Д.
У нас ребенок "оживляет" игрушки без нашего вмешательства, начал это делать сам, пока был маленький они для него были просто мягкие или твердые предметы (мне так казалось), а теперь он играет с ними как с товарищами (может просто настоящих товарищей не хватает). А "оживлять" игрушки родителям, думаю, не стоит, я помню в детстве я не верила родителям, если они говорили, что кукле больно, не верила и все, вот обращаться бережно, чтобы не сломалась - это другое дело :) И потом, ребенок же все-равно вырастет и поймет, что Вы его мягко говоря обманывали, зачем вам это надо? Да, к стати, наш ребенок не станет рвать игрушку или бесцельно колотить ее, чтобы сломать, хотя она и "не живая" :) 04.12.2001 10:06:23, Елена Д.


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!