Раздел: Развитие детского мозга

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

К вопросу об ответе и решении

Решила поднять наверх, чтобы удобней было. Ничего?:))

Так вот, читала я, читала, как бедных детей заставляют злые училки объяснять ответы, да и вот что подумала:

На мой взгляд, умение объяснить ход своих мыслей в математической, скажем, форме, или подогнать под принятую в школе систему - это тоже творческая задача. И говорить о том, что вот знать ответ - это круто, а объяснить - откуда этот ответ взялся - насилие над ребенком - просто некорректно.

Я сама неоднократно бывала в таких ситуациях, когда знаешь результат, но решение объяснить не можешь. Это бывало и в школе, и в институте (5 раз сдавала матанализ, преп не мог понять, где я списываю). Но господа, позвольте, я НЕ ЗНАЮ матанализа! То, что я интуитивно вижу ответы, вовсе не говорит о том, что я глубоко знаю предмет, это говорит о чем-то другом, напрмер о том, что я его "чую". И в случае, когда мне нужен этот матан для прикладных целей, я оказываюсь в пролете!

Если ребенок в 6 лет знал "что больше", то он и в 10 легко объяснит путь решения, если только он это правда понимал, а не сделал свои выводы о форме задачи дважды подсмотрев ответ в конце задачника, что, несомненно говорит о его аналитических способностях, но так же говорит и о том, что он понятия не имеет о том, как это решается :)).

Другой, несколько, вариант с задачей про языки. Там поиск описания решения - очень интересный творческий процесс, и лишать ребенка этого удовольствия просто обидно :))

Мне интересно, неужели никто не видит ценности в осознании процесса решения:))?
29.06.2001 01:15:00,

133 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Яся! Я вот, честно, не бывала в ситуациях, когда ответ знаешь, а объяснить не можешь. То ли с детства приучили, то ли само вышло, но раз знаю ответ, объяснить смогу:)
Видите сами - не всем объяснения мои нравятся:) Но я ОБЪЯСНЯЮ, старательно:)
Значит, вопрос в другом. Требуется объяснение, стопроцентно устраивающее тех, кому объясняют. Вот, что спугивает ребенка. Ну, мне повезло: не так просто перепугать меня:) А что делать пугливому талантливому ребенку, который знает ответ, но чувствует, что объяснить так, как от него ждут, он не может?
29.06.2001 20:41:48, Элла Прокофьева
А давайте будем проще :). Говорят, у творческого процесса есть четыре фазы:

1. Произвольный логический поиск.

2. Интуитивное решение.

3. Вербализация интуитивного решения.

4. Формализация вербализированного решения.

Неужто детям не надо учиться последним двум, скажем так, навыкам?
30.06.2001 23:00:25, Ivory
Исследовательскому процессу, так свойственному дошкольникам и младшим школьникам, соответствуют следующие фазы (индуктивный, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (помощь взрослого в требуемом ребенком:) объеме), путь) :
1. Накапливание собственного опыта решения задач - чем больше, тем лучше.
2. Формулирование гипотезы (у малышей - в виде мгновенного озарения, возникающего в результате долгих опытов: я описала в ответе Марине - дуршлаг и сито, например) о способе решения похожих задач. Аналогия.
3. Проверка гипотезы. Ага, получилось. Нет, здесь нужно попробовать по-другому.
4. Классификация типов задач по способам их решения. Задачи такого типа решаются так, а задачи такого типа решаются вот так.
Вербализация, объяснение другому - давайте не будем торопить детей. Когда начнет формулировать самостоятельно, а не повторять чужие формулировки (дедуктивный путь - учит авторитетный взрослый), тогда и надо радоваться:)
01.07.2001 18:59:37, Элла Прокофьева
Баба Нюра
Школа устроена по-другому, хотим мы этого или нет. Надо искать выход... 01.07.2001 20:44:42, Баба Нюра
Я тут статейку написала - на следующей неделе выйдет. Так, мысли кое-какие. Знаю, что критиковать будете:), боюсь:) 01.07.2001 21:39:38, Элла Прокофьева
Баба Нюра
Вы меня ни с кем не путаете? Тут за критиков другие ники :))).

На самом же деле всё просто, как апельсин: надо найти учителя, с которым ты сам будешь большей частью согласен. С которым ты сам не будешь в конфронтации по всяким поводам. Вы должны найти способ быть заодно. Только как его найти...
01.07.2001 21:42:11, Баба Нюра
Да, точно. Вот не понятно как, будем думать отдельно :)) Мне кажется, надо четко очертить для себя круг тем, по которым необходимо полное согласие. Потом, пошире, где возможны варианты, потом - что в принципе не слишком важно. Для меня важно (первый круг), чтобы учительница не орала, не применяла насилие и не была садисткой в душе (то есть чтобы ставила двойки без удовольствия:))). Еще важно, чтобы не лезла слишком глубоко ни в какую религию. Чтобы моя дочь не попала в нелюбимые ученики. Вот, пожалуй, все. Все остальное, наверное, допустимо в каких-то рамках. Но если количество мелких минусов будет слишком велико - тоже плохо :(( Короче, с первого взгляда кажется, что мне почти любая учительница будет мила. Пока не доканает :)) А если она мне понравится, то, скорее всего, удастся и дочери передать отношение :)) А может и нет :(( Девочка у меня нежная... Короче нет, не владею темой :)))) 02.07.2001 01:03:00, Яся
Баба Нюра
Знаешь, что мне ровно вчера сказала мама одного уже почти второклассника, переведённого из класса какой-то там заслуженной учительницы вообще в другую школу ;)? Главное, чтоб программа была не экспериментальная и чтоб училка не пользовалась бешеной популярностью у директора школы и прочей администрации, иначе она только и будет делать, что поддерживать своё реноме передовика производства. :))) 02.07.2001 01:08:00, Баба Нюра
Ага. Принимаю поздравления - в сентябре моя дочь идет в экспериментальную школу. Одна надежда - именно туда перевели нашего приятеля и ему там хорошо. Но учительница-то другая... 02.07.2001 01:39:53, Яся
Баба Нюра
Пусть всё сложится хорошо! :)) Удачи! 02.07.2001 09:54:29, Баба Нюра
Спасибо :)) 02.07.2001 17:36:35, Яся
Нет, я не путаю. Поддержки ищу:))) 01.07.2001 21:45:06, Элла Прокофьева
Как интересно!
Сначала скажите, что вы поддерживаете, а потом я вам покажу - что именно.:-)))))
01.07.2001 23:05:50, Я
[пусто] 01.07.2001 23:08:10
Пусто - это от меня. Решила удалить сообщение о том, что я не поняла, что Вы хотите сказать:) Но мне уже не интересно - правда. Надоели анонимы с комплексом неполноценности. Можно, я хотя бы сегодня скажу, что думаю о подобных оппонентах? Один раз - по правде... 01.07.2001 23:48:46, Элла Прокофьева
Расскажите тогда и о своих комплексах.:) Ну, правда, не понимаю - если Вы уверены в себе, зачем заручаться поддержкой до того, как опубликуете статью?
По правде говоря, ее ведь можно и не публиковать теперь - авансом все согласны, что она гениальна.:-)
А почему для Вас так важно, аноним человек или нет? Это тоже комплекс неполноценности или что-то другое? :-) На давление на собеседника не похоже?:-)

Извините, если обидно получилось. Наверное, шутка вышла неудачная.:-)
02.07.2001 00:03:02, Я
О своих комплексах Элла расказывает регулярно, чтобы таким как вы жилось легче. Неужто не понятно?;-)))). 02.07.2001 00:15:12, смешно, право;)))
А вот грубить нехорошо-о-о...:-), дорогой мой аноним.:-)))) 02.07.2001 00:23:11, Я
Есть! Исправлюсь! Грубить грубому начальству все равно что против ветра плевать ;-)))). 02.07.2001 01:00:20, смешно, право;)))
Грубить грубому - это значит соглашаться с его стилем общения.:-) 02.07.2001 01:09:52, Я
Клише. скучно. для чего все начинали? чтобы расказать нам о банальных вещах?
Искали комплексы психолога а открыли америку? ;-)))).
02.07.2001 01:38:08, смешно, право;)))
Начинали-то не с Вами, заметьте.:-)-) 02.07.2001 03:30:22, Я
и Вы влезли в чужой разговор, обратите внимание.:-)-) 02.07.2001 13:10:35, смешно, право;)))
[пусто] 02.07.2001 00:12:53
Внизу? В низу у кого?:-)) 02.07.2001 00:26:08, Я
Ясно. 02.07.2001 00:28:21, Бада
Зачем заручаться поддержкой до того, как опубликуют статью? Чтобы относились к ней критично, дорогой мой аноним с чувством юмора;))) 02.07.2001 00:05:59, Элла Прокофьева
А сами писали - "боюсь".:-) 02.07.2001 00:24:48, Я
Вы же писали, что у Вас есть чувство юмора;))) 02.07.2001 00:29:56, Элла Прокофьева
Хорошо, что оно есть и у Вас.:-) Вы верно все поняли.:-) 02.07.2001 00:35:24, Я
Не знаю... Я так много пытаюсь понять, что, боюсь, что-то упустила;))) 02.07.2001 00:36:58, Элла Прокофьева
А Вы не пытайтесь - много. Пытайтесь в меру возможностей и сил. Тогда точно ничего не упустите.:-) 02.07.2001 00:40:17, Я
Пожалуй, оставлю последнее слово за Вами - сберегу силы и возможности... 02.07.2001 00:52:20, Элла Прокофьева
Баба Нюра
у-у-у, как много всего я пропустила, укладывая ребёнка спать :)). Прямо звуко-буквенный разбор коротенькой реплики :))). 02.07.2001 00:33:04, Баба Нюра
Вечерний променад. Или моцион? Знатоки, подскажите... :))) 02.07.2001 00:35:44, Элла Прокофьева
Элла.
Не знаю, что ТУТ происходит.
Вижу, что "тучи сгущаются", а причины не чувствую.
Может быть, просто ЖАРА:)))?
02.07.2001 02:38:42, Alice
Похоже:) Как-то, от скуки, читала жесткий (в отличие от интеллектуального:)) детектив "Горячий ветер". Уже не помню, в чем там было дело. Запомнила мораль: когда очень душно, и дует горячий ветер - скоро совершится преступление:))) 02.07.2001 12:41:37, Элла Прокофьева
Баба Нюра
Для Вас - променад, для "Я" - моцион. Хотя ей (ему) может быть приятно думать, что всё наоборот :))). 02.07.2001 00:44:58, Баба Нюра
Баба Нюра
Я там свою предыдущую реплику сразу редактнула :)... 01.07.2001 21:46:38, Баба Нюра
А не надо торопиться его искать... Вы правы - в детстве лучше помалкивать и продолжать идти этим самым индуктивным путем. А попозже самому найти того или тех, кто станет для тебя авторитетом. Опять возвращаемся к Дику Форресту:)))
А поддержка - за РОДИТЕЛЯМИ:)
Если родитель с самого раннего детства ОТДАЕТ ребенка в ученики, то что мы можем тут поделать?..
01.07.2001 22:19:00, Элла Прокофьева
Баба Нюра
Не, не, не :)). Не отдавать, а (по Марии Д.) нанять (в некотором смысле) ребёнку ещё одного проводника-сопровождающего. Это возможно в нынешней школе?

P.S. Умоляю, не выделяйте каждое важное слово крупным шрифтом. Я воспринимаю это как давление. Или как повышение голоса :)).
01.07.2001 22:22:08, Баба Нюра
Хорошо, что сказали. У меня это кивание головой:) Каждый раз, когда я выделяю важное слово крупным шрифтом, я согласно (со своими мыслями) усиленно киваю головой:)
Нанять можно. За деньги. Тогда все на равных: контракт:)
01.07.2001 22:33:25, Элла Прокофьева
Баба Нюра
Э-э-э нет, не так буквально :). Получить в этой стране за деньги именно то, что ты хочешь, очень проблематично. По части частных школ тоже. 01.07.2001 22:37:25, Баба Нюра
А как? Поясните:)
01.07.2001 22:40:26, Элла Прокофьева
Баба Нюра
Я о внутреннем отношении родителя к учителю :)). Сейчас многие учителя пытаются изо всех сил заставить родителей почувствовать себя эдакими "всем вокруг обязанными": и денег непрерывно требуют, и на все попытки поговорить об успеваемости ребёнка шипят: "Их у меня тут тридцать человек, если не понял - дома с ним разберитесь! Что значит не успевает? Другие же успевают! А не нравится - забирайте его из нашей школы". Понимаете, всё ног на голову. Я же придерживаюсь Греевского взгляда на это всё: учитель для учеников, а не ученики и их родители для школы.

Отсюда и соответственное отношение учителя :)).
01.07.2001 22:48:42, Баба Нюра
Да, Вы, наверное, заметили, что о готовности школы к ученику я говорю часто:)
Однако, даже большинство психологов занимается проблемой готовности ученика к школе. Чего же требовать от учителей?
Вот эта формулировка: готовность ученика к школе - сбила сегодня с толку многих...
01.07.2001 23:00:40, Элла Прокофьева
Спасибо! :)) 01.07.2001 19:04:56, Ivory
Одно дело - учиться, а другое - демонстрировать умение, начиная с 1 класса. 01.07.2001 00:50:19, Сонечка
Баба Нюра
Не знаю, как Ivory, а я не пытаюсь вступить в конфронтацию с Эллой :))).

Как научиться, если не учиться? Если уж тут разговор идёт преимущественно о математике :).
01.07.2001 10:15:34, Баба Нюра
Элла :)) Ну ведь каждый взрослый мрачно скажет, что успех, это талант, помноженный на труд :)) Ну не уедешь далеко на одном таланте! Талантливому ребенку надо помочь научиться объяснять так, как от него ждут. Подозреваю, что это дело родителей или специальных репетиторов. Но, если честно, научиться этому довольно просто, надо потрудиться услышать, что говорит учитель на уроке или внимательно прочитать учебник. Просто талантливому ребенку это скучно - для него это именно работа. Сделать ее более веселой, превратив учебник в руководство для детектива или, по мотивам МарииД - в словарь для инопланетянина - в силах родителей. При одном условии - если они хотят, чтобы ребенок учился в обычной школе. Если не хотят, то и проблемы нет :))

Если честно, то я вообще вижу только один путь решения подобных проблем - формирование у ребенка соответствующих навыков. Потому что если есть хороший навык, то никакого напряжения при его реализации обычно не возникает :)) Ну, и естественно, решение проблем отношений, Вы ведь мне не ответили на вопрос - зачем ребенок вступает в открытую конфронтацию с учительницей в Вашей сказке?:))
30.06.2001 00:52:52, Яся
Ребенок не вступает там в открытую конфронтацию. Яся, этого и близко нет. Жаль, что со стороны так видится многим взрослым. Он пытается ОБЪЯСНИТЬ, что рассуждать ему приходится над сложной для него задачей, а как рассуждать над решением той задачи, которое очевидно? Это мы, взрослые, можем, а ребенку это делать рано, да и вредно:)
Талантливому ребенку надо помочь нучиться не расстраиваться от того, что он пока не может объяснить другим то, что, возможно, они, к тому же, и не поймут:)
01.07.2001 19:14:30, Элла Прокофьева
Научиться не расстраиваться! Точно! А "конфронтация", дело такое, если он однажды так сделал, учительница (как видно из сказки) восприняла неадекватно, а ребенок, зная, что у нее скорее всего будет такая реакция на такое его поведение продолжает так делать... Это или вызов или любовь :)) К сожалению, любовь в таком случае редко бывает разделенной :(( 02.07.2001 00:20:04, Яся
Баба Нюра
На самом деле многими взрослыми как открытая конфронтация воспринимается любая реакция, неожиданная для них. Ритуал выдержан - ура, есть отступление - да как ты посмел! Выход из роли "ты - начальник, я - дурак" - чреват...

В этом смысле действительно имеет, видимо, смысл учить ребёнка поменьше говорить вообще :)). Особенно с "авторитетными взрослыми" :). Вместо "ноу комментс" надо, виновато хлопая глазами: "А я не зна-а-аю", далее мысленно: "Чего ты хочешь услышать".
01.07.2001 19:21:08, Баба Нюра
А как же с креативностью, которая гибнет в таких условиях. Человек, умеющий только как все, разучается думать. Зато научится быть хорошим для некоей тети и некоей системы. А что потом? 30.06.2001 02:04:47, Сонечка
А почему она гибнет? Если она активно поддерживается хотя бы родителями, то никакой гибели не произойдет :)) Если Вы научитесь писать левой рукой, неужели Вы разучитесь писать правой?Убить живое довольно трудно, иначе где бы мы все сейчас были :)) Ну, грубо говоря, если в школе просят нарисовать собаку, то ребенок может быстренько нарисовать собаку для учителя - правильное безжизненное изображение, а всю квартиру украсить своими представлениями о собаках :)) Идея-то в том, что запросы школы весьма низки, поэтому нарисовать требуемое животное можно в 5 минут :)) Можно брать в школу две картинки. На случай внезапного озарения учителя. Но, насколько я могу судить, у детей как-то резко наступает такой момент, когда им важно донести именно свою высокохудожественную собаку до школы. Это происходит уже не в начальной школе, позже, наверное в 12-13 лет. И это ужасно интересный момент, тут может, конечно, все что угодно погибнуть :((. Но дело уже не только в учителях, просто подростковый период сам по себе не большой подарок :)). 30.06.2001 02:59:33, Яся
Да вроде, статистику приводили в раннем развитии, очень несимпатичную. В начале школы и по окончании. Цифр не помню, но впечатлили. :-( 01.07.2001 00:56:31, Сонечка
Да, я помню что-то такое, но вот вопрос, а среди нешкольников статистику проводили? Может быть это в том числе и особенность возраста? Так называемый "жизненный опыт" тоже играет роль. В 16-17 лет многие люди считают мир совершенно понятым, а свою точку зрения единственно верной :)) Боюсь дело не только в школе :)) Это тот самый первый этап по Кастанеде, когда ясность становится первым препятствием на пути познания. Добавлю, и творческого подхода. Просто потому, что Бритни Спирс - однозначно отстой, а Децл - однозначно круто :)) И так почти во всем. 01.07.2001 13:32:46, Яся
Там была сравнительная статистика наших и американцев(?) 01.07.2001 20:12:58, Сонечка
Яся.
А креативность и не гибнет! Гибнет же она только тогда, ИМХО, по собственному профессиональному опыту, когда у ребёнка возникают "двойные тиски" между учителями и родителями.
В противном случае он ТВОРИТ для ВСЕХ. Просто потому, что по-другому ЖИТЬ не может.
30.06.2001 03:50:08, Alice
Когда и где творит для всех? Там, где не просят (просят не творить) или вне школы, после 4 часов в школе и 2 дом. заданий вместо всего остального, что осталось вне школы?
01.07.2001 00:54:11, Сонечка
Сонечка.
А ВЫ пробовали когда-нибудь НЕ ТВОРИТЬ, если творИтся, и ДУША поёт?:))).
Это ведь не для ПОСТОРОННЕГО делается, это - и есть СМЫСЛ существования.
И, ИМХО, ни одна "тётя с улицы" не сможет УБИТЬ эту песню.
Не согласны?:)))
01.07.2001 02:13:07, Alice
Есть один наемный убийца творчества, которого недорого нанимают направо и налево тети если не "с улицы", то из школ точно. Это элементарная усталость. Дайте мне любого сверхтворческого человека и пистолет :-))) (угрозу плохой оценки и т.п.) и я его просто-напросто заставлю, скажем, решить вручную, моим методом аккуратно оформивши, две сотни квадратных уравнений или там деления пятизначных чисел в столбик... И посмотрю потом, займется он после этого творчеством - или в угол забьется и заснет... 01.07.2001 05:36:10, Grey
Маша.
Я - ...дцать лет работаю в творческом ВУЗе, так что - тема РОДНАЯ. Легко чувствую себя на СВОЕЙ территории:))).
"Тётя из школы" НЕ МОЖЕТ "дать усталости", если я ТВОРЮ. Правда время ОТНЯТЬ может.
Даже в этом случае мне (и не только:))) ) проще ОБЪЯСНИТЬ ей СПОСОБ решения, чтобы отвязалась и творить не мешала, дабы "угол" для раздумий был отпущен. Не "засыпает" он с устатку, ТВОРЧЕСКИЙ ребёнок, если НИШУ свою не ОБЕЗОПАСИЛ.
А "угроза плохой оценки" и "две сотни" уравнений, ИМХО, Маша, - Вы теоретик ( НИКОГДА не видела!!!), МЫ оформим, даже при их наличии:))), чтобы ОТВЯЗАТЬСЯ в поисках свободы ТВОРЧЕСТВА:).
В противном случае, ТВОРЧЕСТВО - не ГЛАВНОЕ, если его так легко "убить" можно.
02.07.2001 02:25:29, Alice
Не знаю, как написать осторожнее, но Вы вроде понимаете спокойно обычно, так что пишу как попало :-))) Больше всего мне это напомнило идею "Духом окрепнем в борьбе" :-))) Ну да, человек страшно живучее существо, в том числе и психологически. Сложно человека убить? Да, сложно.

Я хоть и теоретик :-)), но еще и практик в математической педагогике в частности. Так вот, в МОЕЙ области (математике) творчество УСПЕШНО убивается у БОЛЬШИНСТВА детей - именно скукой и усталостью. И неприятными ассоциациями. Да прямо получается какой-то учебник по разрушению творчества :-)) Могу накидать - хоть примеров, хоть статистики...
02.07.2001 05:53:05, Grey
Мария, а что если дать ребенку те самые 25 квадратных уравнений и не ограничивать в методах решений, и ученик будет думать, как ему быстрее расправиться со своим заданием и... начинает творить, создавая что-то новое.
У меня ребенок ходит и выдумывает различные признаки делимости и экономные способы деления на различные числа, чтобы побыстрее справиться с заданием. Творчество не возникает на пустом месте. Человек ленив по своей натуре и это к счастью, лень - двигатель прогресса. Поэтому ребенок не начнет просто так творить от нечего делать, в нужном направлении. Нужен стимул. Всем изобретателям не нравилось что-либо делать вручную или к-н известным способом, и они выдумывали что-либо новое, столкнувшись с проблемой. В комфортных условиях креативность не развить- мне так кажется.
02.07.2001 15:52:42, Victoria
OFF Виктория! Хотела с Вами пообщаться по поводу внешкольного образования, только адрес Ваш потеряла. Не пришлете мне на мейл? 02.07.2001 22:45:45, Сонечка
Ну это уже другая ситуация. Помню, я вот так научилась программировать на огромном калькуляторе, именно квадратные уравнения, там нужно было довольно затейливо работать со "стеками памяти" и т.п.. Правда, вместо радости за мое творчество, учительница просто отобрала калькулятор :-(((((( 02.07.2001 21:55:27, Grey
А у нас было такое практическое занятие. :-) 02.07.2001 22:46:33, Сонечка
Я знаю взрослого, которого убивает как творца, как личность отсутствие свободного времени. Это не противоречит Вашему высказыванию? Творчество - дело тонкое. 02.07.2001 02:29:45, Сонечка
А кто организует ЕГО свободное время? 02.07.2001 02:32:38, Alice
:-) Это мой муж. Организует сам, но времени - кот наплакал. А нужно элементарно отдохнуть, побыть самому с собой... 02.07.2001 02:35:36, Сонечка
Сонечка.
ИМХО. Его "структуру занятости" организует масса факторов: контора, состав семьи и вытекающие из этого обязанности.
А вот "структуру ТВОРЧЕСТВА" - только ОН САМ.
Отдохнуть... - возможно. Только ЧТО мы будем отдыхом считать? Побыть "самому с собой" - легко понимаю, только почему-то в столь НЕУРОЧНОЕ время мы здесь с Вами общаемся:))).
Сонечка, я в интернете СЕЙЧАС работаю и ТВОРЮ. А вставать завтра в 6.00. Значит, Я ВЫБРАЛА ТАКОЙ путь творчества и рассчитала свои силы:))). Ведь я же ВЗРОСЛЫЙ человек, я ТАК позволяю себе "БЫВАТЬ сама собой", чтобы завтра... А кто-то ИНАЧЕ...
Сонечка, а пожалуюсь ли я кому-нибудь завтра на "недосып"? Ведь - это МОЙ выбор:))).
02.07.2001 02:52:52, Alice
Разделяю на 100 % это ваше мнение. Но не берусь о нем судить. Он так говорит. Ему от этого плохо. Может, он сам сделал свой выбор, может, он чем-то ему удобен, не знаю. 02.07.2001 11:21:50, Сонечка
Согласна. Это и к взрослым экс-творцам относится. :-( 02.07.2001 01:53:42, Сонечка
Сонечка.
А ЧТО или КТО может сделать ЧУЖОГО, ВЗРОСЛОГО, человека "экс-творцом"? Ей богу, в жизни не встречалось, если ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, раньше ТВОРИЛ.
02.07.2001 02:28:56, Alice
Наверное, тяжелее разрушить потенциал для творчества в будущем. А вот отнять возможность творить в настоящем, хоть на годы - да легче легкого, вон армию возьмите, много там творят? Нужно для творчества - время, место, инструменты, коллеги.

Теперь берем детей и, скажем, математику, с которой я знакома на практике. Что значит - временно не дать ребенку творить в математике, скажем, с семи до десяти лет? Или дать творить в сто раз меньше его естественного уровня? Развитие-то идет, мозг формируется, понятия закладываются... Или НЕ закладываются...
02.07.2001 05:58:46, Grey
Я сейчас наблюдаю такой эффект. Года хватило на негативные ощущения от математики, надеюсь, пройдет. 02.07.2001 11:26:27, Сонечка
Баба Нюра
:(( 01.07.2001 19:36:03, Баба Нюра
Это да :((. Я даже хотела отдать дочь в коррекционную школу, потому что там очень слабенькая нагрузка и нет почти уроков на дом. А в свободное время заниматься всем осальным-интересным. Но в этом году там был какой-то совсем тяжелый набор, дети на грани умственной отсталости, и сами учителя мне отсоветовали - слишком грустная компания :(( 01.07.2001 13:41:06, Яся
Баба Нюра
Вот, вот, оно самое! Здесь никто не хочет делать ребёнка буфером между собой и школой, у нас есть более увлекательные занятия. Но редкая школа идёт навстречу в этом смысле... Не всегда удаётся не делать её непременным центром жизненных интересов ребёнка. Ты видела эти статьи для мам будущих первоклассников?

"Домашнее задание. Родителям придется ужаснуться тому, что и в каком количестве будут задавать их детям. Самое главное - не подавать виду, что это слишком много, тяжело, да и, вообще, нас учили совсем не так, а нынешние методики никуда не годятся."

А вот что делать, если ребёнок начинает терять всякие ориентиры под этой лавиной, никто толком не говорит... А мне, как маме будущей школьницы ;), оч-чень интересно.
01.07.2001 16:08:39, Баба Нюра
Баба Нюра
Двойные тиски, это когда учительница без чувства юмора, и родители говорят: "Делай в школе только то, что говорит учительница, и только так, как она велит"? 30.06.2001 14:32:16, Баба Нюра
Н-Е-Е-Т, Баба Нюра.
Всё - наоборот.
"Двойные тиски" - это когда учительница без чувства юмора, и родители говорят: "Делай в школе только то, что НЕ говорит учительница, и только так, как она НЕ велит", потому что только МЫ знаем, как НАДО"":)))?
01.07.2001 02:03:22, Alice
Такой паталогии :-) в лице родителей почти не встречала. (1 раз за 18 лет) 01.07.2001 20:18:00, Сонечка
Сонечка.
Я, конечно же, в сообщении Бабе Нюре обострИла проблему для более ясного её прочувствования:))). Тем не менее в общем ряду вижу проблему одарённого ребёнка именно ТАК. Он легко чувствует КОНФРОНТАЦИЮ ПРИНЦИПОВ И ЗАДАЧ родителей и учителей, даже если они вербально не озвучены.
P.S. Личная просьба:). Если не трудно и не больно, обнародуйте Ваш 1:18.
02.07.2001 01:05:06, Alice
Что-то не поняла... 1:18 - это что? 02.07.2001 01:37:34, Сонечка
Это ОДИН случай на восемнадцать лет:))) 02.07.2001 01:49:01, Alice
А-а! Учила мальчишку математике, у него папа - экспериментатор в педагогике. Из серии философия, история науки без знания науки. Демагог. Мальчик долго пытался сбить меня на дискуссию, далекую от нужд класса, отношения не сложились. Было давно, класс - 9. 02.07.2001 01:57:30, Сонечка
Соня.
А ПОЧЕМУ отношения-то не сложились? Ведь ребёнок за "папу-демагога-экспериментатора" не отвечает:).
02.07.2001 02:04:26, Alice
Ребенок, наверное, был настроен на уроки папы-новатора, а со мной работать не захотел. Мое нежелание уходить в дискуссии воспринял как тупость. (После уроков ему разговаривать было не интересно, а слушать было не интересно никому). Мне сначала это было странно, потом пообщалась с папой и поняла, что все в порядке.
Из всех моих учеников меня не принял еще один ершистый первоклассник. А больше с детьми проблем не было, только со взрослыми.
02.07.2001 02:16:07, Сонечка
А почему бы БЫЛО не поддержать ТРАДИЦИИ дискуссий папы-новатора (ведь ребёнок к этому ПРИВЫК) и не вывести их на другой КАЧЕСТВЕННЫЙ уровень?
Согласна дискутировать с РЕБЁНКОМ сколь угодно долго, если нас ВМЕСТЕ это куда-то ПРОДВИГАЕТ:)))
Сонечка, у меня, правда, не бывает проблем с детьми (0-18), и со взрослыми - тоже. Правда, с последними иногда возникает НЕсостыковка взглядов. Ищем взаимоприемлемый компромисс, ОПТИМАЛЬНЫЙ для ребёнка.
02.07.2001 03:02:51, Alice
Я не могла тратить на это чужое время (других детей), а после уроков ему не хотелось разговаривать. 02.07.2001 11:24:08, Сонечка
Баба Нюра
Допускаю, что такое существует. Но Сонечкин пример прямо противоположен, да простит она мне обсуждение в третьем лице... :(

И потом: "То, что ребенок ЧУВСТВУЕТ и то, чем он ЖИВЕТ, Вы опять пытаетесь ОБЪЯСНИТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ. Вы стремитесь к ЛОГИЧЕСКОМУ подходу к ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ миру." Мы все тут уже давно впали именно в это. Включая Вас :))).

Кроме того: "Теория определяет, что именно можно наблюдать". Новые теории - новые глаза. Но правильнее ли они видят?
01.07.2001 10:37:34, Баба Нюра
О, это я сказать и хотела. Или я что-то недопоняла? 30.06.2001 13:55:57, Яся
Яся.
Вы всё правильно поняли.
Помните басню Крылова, про "лебедя, рака и щуку"?:))). А между ними, ИМХО, и МЕЧЕТСЯ одарённый ребёнок, причём маме нужно, чтобы "взмыл" выше других, ведь, кто, как ни она, знает степень одарённости ребёнка.
А "взмывать":) ему, бедному, никак не удаётся, потому что недоученная "стерва"
учительница и мама (гораздо рЕже, папа) , вопреки МАМИНЫМ педагогическим амбициям (и все,ИМХО, по-своему, прАвы), РАСТАСКИВАЮТ его сАмого, одарённого, но не сАмого стабильно-устойчивого, в разные стороны.
Помните: "Кто виноват из них, кто прав, судИть не нам, а только воз..."?
P.S. Именно в результате ТАКОЙ ситуации мне и приходится работать СРЕДНЕЕЖЕДЕВНО:))).
А народ-то уже в отпускА подался:(((
01.07.2001 01:51:32, Alice
А что значит "растаскивают", простите непонятливую. Требуют противоположного, как Вы выше написали? 01.07.2001 20:20:26, Сонечка
Сонечка.
Я отчасти ужЕ выше ответила. Дело для меня скорее не в "ТРЕБУЮТ противоположного", а в разнице ОЖИДАНИЙ.
ИМХО!!!. Более сильные и устойчивые дети БАЛАНСИРУЮТ (не всегда лучше:(((), менее устойчивые, увы, СВАЛИВАЮТСЯ:) либо в ту, либо в другую сторону, что не всегда способствует развитию ребёнка. Про диалектику я Вам "впаривать" не буду, но искренне считаю, что во ВСЁМ нужен "противовес". Хотя бы для того, чтобы понять, "что такое хорошо, и что такое плохо" для ЭТОГО ребёнка. Причём, понять не Вам, а ЕМУ. И разработать СВОЮ личную стратегию.
Объяснила?:)))
02.07.2001 01:20:33, Alice
Жизненный опыт - штука хорошая, если не вытравляет часть души. Банально, извините. 02.07.2001 01:47:42, Сонечка
Сонечка.
Да не "банально", а "реально". А ДУША имеет свойство не "вытравляться", а адаптироваться (не детская, а наша, МАМИНА), если чувствует ЗАЧЕМ и "КОМУ это нужно". Уверяю Вас, по нынешним итогам нашего детского сада я вижу все плюсы (для ребёнка) и минусы (для нас обоих). Просто, я знаю ЗАЧЕМ и вижу ПЕРСПЕКТИВЫ. Для НАС, с учётом всего вышеизложенного, минусы явно тускнеют на глазах:)))...
02.07.2001 01:58:37, Alice
Я пока плюсов (крупных) не вижу, зато минусов!!! И вопросов в пространство... 02.07.2001 02:10:03, Сонечка
Сонечка.
"Диоптрии" - легко меняются, а "вопросы в пространство" задаются именно здесь:)))
02.07.2001 03:06:41, Alice
Баба Нюра
Боюсь, вы с Сонечкой о разных школах говорите. Вы - о средне-воспоминательной, она - о реальной-теперешней-проблемы-новые-выдумывающей. Мне так пока кажется... 30.06.2001 14:02:02, Баба Нюра
Возможно, конечно :)). Но я нахожусь в кругу детей и взрослых, имеющих реальные школьные проблемы. И, насколько могу судить, эмоционально детей задевает многое, но серьезные проблемы, которые уже перестают быть полезными (ну, я уверена, что эмоциональные проблемы полезны и детям и взрослым - тянут вверх), а становятся реально травмирующими, возникают когда появляются именно эти "тиски" или если учительница просто психически больна (был и такой пример).:)) 01.07.2001 13:37:31, Яся
Баба Нюра
Яся! А что делать нормальной, среднестатистической (не в Alice"овском смыcле) маме, которая ежевечерне наблюдает плачущего над тетрадкой ребёнка, у которого не получается (в очередной раз, рядом лежит кучка вырванных из тетради листов) оформить задачку в необходимой форме. Типа, три клеточки здесь, пять клеточек там? Что сказать или сделать? 01.07.2001 16:11:45, Баба Нюра
Вот буквально такая ситуация была у нашего приятеля. Я не знаю, как надо :)) Но его родители перевели его в другую школу и мальчишке захорошело на глазах. Это именно его училка демонстрировала все признаки шизы :)) Она установила правила даже для того, какая полуклеточка внизу листа считается за полную, а какая нет :)) А на зимние каникулы давала детям ОБВОДИТЬ отксеренные листы (пачка в сантиметр толщиной)сплошь заполненными переписанным красивым почерком текстом. Для красоты почерка. Но хочется верить, что это редкость :)) 02.07.2001 00:48:37, Яся
Баба Нюра
:))) Я бы тоже хотела верить. И живя, например, в Краснодаре, я бы в это твёрдо верила. А тут я только и слышу, как после первого года обучения начинают искать новую школу... И ищут уже по другим критериям ;). 02.07.2001 00:52:43, Баба Нюра
Баба Нюра.
ИМХО, Мы все говорИм о школах, в которых лучше НАШЕМУ, конкретному, ребёнку:)))
01.07.2001 02:11:14, Alice
Баба Нюра
Вы ошибаетесь, мой ребёнок в школу не ходит, а Сонечкин ходит. Так что мои суждения носят именно воспоминательно-теоретический характер. А Ваши - больше московско-диагностический. :))) 01.07.2001 10:41:29, Баба Нюра
Баба Нюра.
Помните: "Ах, если бы, ах если бы ... (дальше про "московско-диагностический" характер школьной жизни - не буду:))).
У меня одна школа уже позади (ребёнок ПАПИН, а учились и жили ВМЕСТЕ все три последних года, иначе бы обоюдно загнулись:))) ). Четыре года прощло, до сих пор по ночам мне, а не ему, КОШМАРЫ УРОКОВ снятся:).
До следующей школы ещё, как минимум, два года ПЕРЕДЫШКИ:))).
Верите, ОБОЖАЮ школу старшего, как, впрочем, и свои - две. Они были МУДРЫЕ. Редкость или совпадение - не знаю:))). Мы все (включая ребёнка) понимали, ЧТО от нас хотят, и ЗАЧЕМ. Хотя сложности, безусловно, были:(.
P.S. А "старший", который ТОГДА не понимал ЗАЧЕМ ("объяснялки и рассуждалки", ох, какие непростые были), теперь в том же Ленинском педвузе доучивается:))). Боже, как же я хочу, чтобы именно ОН пришёл моего "младшего" учить.
Соответственно, возникает следующий вопрос: может быть, объективны (или не очень:))) ) эти самые СЕМЕЙНЫЕ "объяснялки и рассуждалки", а не реальное положение дел? Систему ценностей и приоритетов, ведь НЕ ТОЛЬКО школа формирует, или я опять не права? КТО расставляет АКЦЕНТЫ?
02.07.2001 01:47:02, Alice
Баба Нюра
Вас, Alice, всё в философию сносит :)). А я читаю в "образовании": "Делает первоклассник уроки каждый день по пять часов".

Какие акценты? Понимаете, практик я в данный момент, а не философ :)). Я понимаю и согласна, что трудности на пути нужны. Но какого рода? В мою учёбу родители вмешивались минимально. И если и переживали там где-то, то только тихо сами с собою. Я обращалась за помощью, когда мне это было нужно. Вот и сейчас, я хочу дать ребёнку свой кусок самостоятельности. Но для этого надо убедиться, что он в состоянии чисто физически "поднять" его.

Я не о подростках... Позволить ребёнку вообще не выполнять домашние задания? Выполнять, но только половину? Или пусть сама разбирается, что для неё важнее....
02.07.2001 10:11:06, Баба Нюра
Здоровья жалко! У ребенка может не быть чувства самосохранения и сильное желание быть хорошим. 02.07.2001 11:28:16, Сонечка
Баба Нюра
Да я вот всё пытаюсь уловить, что Alice думает по этому поводу :)). Но она верна себе: "У меня нет ответов на ваши вопросы, я ищу ответы на свои вопросы." :)))

Прошу прощения за обсуждение "личности участника". :)))
02.07.2001 14:02:55, Баба Нюра
Баба Нюра
Ясь! Матан - он вообще настолько алгоритмизирован, что там можно ваащще ничего не знать, и с успехом применять. (Не бейте меня, "чистые" математики ;) ).


Но для детей надо чётко декларировать саму задачу тогда: не найти ответ, а объяснить, как он найден. И именно на это делать упор. Явный. Играть в гномиков, делиться на группы "неучей" и "полиглотов" :)). "Подсмотрел в ответах" тогда никакой роли не играет. Это не суть.
29.06.2001 10:29:36, Баба Нюра
Мне кажется в школе (средней обычной) все декларированно - дальше некуда. Там же изначально ставится задача - решить, да еще определенным образом (в соответствии с проходимыми на данный момент понятиями) и выдать правильный ответ. И вообще-то, если ребенок этого не понимает, это проблема или социальной адаптированности ребенка (не понимает условий игры), или родителей (увы, замечаю, что шуточки с детьми по поводу уроков часто кончаются плачевно - ребенок несет этот подход в школу и удивлен, что это училке не смешно), или отношений ребенка и школы (ребенок демонстративный, готов веселить одноклассников за счет отношений с учителем), нет, ну еще есть масса вариантов, но это, мне кажется, основные. Но это все равно, самое главное - реакция ребенка и родителей на возникший конфликт.

Конечно жаль, что творческого подхода у учителей не наблюдается. Но в расказанной Эллой сказке куда больше персонажей, чем видно на первый взгляд :))И правых и виноватых нет :((, и жалко учительницу, лишенную чувства юмора. И ребенка, не умеющего играть в школу :)) Только вот что я заметила - дети хорошо знают своих учителей и вряд ли без глубокой внутренней причины начнут идти с ними на равный контакт (а ведь честное объяснение заведомо неверного пути решения, фактически обманки - это открытый контакт равных). Почему ребенок это делает?
29.06.2001 17:16:45, Яся
Баба Нюра
Только вернулась домой :)).

Меня весь день эта мысль мучает: "...изначально ставится задача - решить, да еще определенным образом". А по какой теме задали задачку про гномиков? Вот по мне, как ни верти, это либо пересечение множеств, либо отрицательные числа :).

А вот Эллин пример посложнее, ты права. Я бы разделила "гномов и треугольники", или что там было изначально. :)) Есть же вещи, которые можно объяснить, отчего же нет. Но понимания-прочувствования нет всё равно. И речи о применении таких знаний в нестандартных условиях не идёт. Так что лучше? Я говорю не о десятилетках, а о младших школьниках ;). И о понятиях типа "больше, ещё больше", а не о "распределение из эн по эм с икс повторами".:))
29.06.2001 18:24:17, Баба Нюра
Баба Нюра
P.S. Думаю над Эллиным примером :)). Вот я начальношкольная (как истинная представительница своей половины рода человеческого) просто встала бы в тупик перед задачей о треугольниках. И вынуждена была бы таки рисовать их. Хоть карандашом, чтоб избавиться от лишних деталей в условии задачи.

Пацан же всё лишнее отбросил мгновенно. Чёрт подери, это и есть абстрактно-логическое мышление. И разложить его на общедоступные компоненты просто только тогда, когда действительно есть перед глазами образец рассуждения. Но в Эллином рассказе не мелькало упоминание об "образце". :))

Господи, дежа вю какое-то. Если я спёрла чьи-то мысли, поставьте свой копирайт :))).

30.06.2001 13:52:49, Баба Нюра
Я тут во дворе посоветовалась с экспертами, с детьми, значит. Они говорят, что это типичная задача на логичекое мышление. Поэтому допустимо решение:

12:6=2 гнома не выучили

12-2=10 гномов выучили

5+7=12 гномов нужно, чтобы выучить по 1 языку

12-10=2 гномов не хватает, значит 2 гнома выучили по 2 языка.

Вообще же, они говрят, что когда ответ очевиден, надо написать 6-8 решений, какое-нибудь окажется верным.

Что лучше я не знаю, надо подумать :))
30.06.2001 13:51:47, Яся
Баба Нюра
Таки абстрактно-логическое :))). Но с поправкой на арифметические действия.

Хотя я бы в своём детстве решала примерно так:

12-12:6-(5+7)= ... Так решать нельзя, это неправильно. Тупик. Подгоняем под ответ. Ход ясен.

Но это полный тупик с точки зрения той самой логики и математики. Антилогика какая-то. Тупика-то не было.

Так и с треугольниками. Ну, что там рассуждать, учительница же сама всё сказала :))). А вот попытаться представить себе все эти разномастные треугольники тому мальчишке будет мягко скажем трудновато.

Почему-то вспоминается характеристика, даваемая некоторым представителям вроде-как-сильного пола: "С ним легче переспать, чем объяснить, почему тебе этого не хочется". Не знаю, просто в мозгу вертится...:))))
30.06.2001 13:58:49, Баба Нюра
Объяснять "хитрую" задачу - интересно, почетно и приятно.
А, объяснять очевидные вещи... Или выжимать объяснения из маленьких детей.
29.06.2001 10:27:19, Экс Баба Лена
Ох, верно. А где Бада? 29.06.2001 11:06:36, Сонечка
На Луне пасется.. 29.06.2001 11:24:39, :-(
Мне кажется, что это может быть полезно на определенном уровне, если не доказываешь, что ты не верблюд, а изобретаешь свое решение. Это не формально - по действиям, а может быть рисунок, одна фраза и надо, чтобы это было интересно другим. У нас такое было в 7 классе. Это кайф! Найти свое, самое красивое. Но и задача не должна быть примитивной.
29.06.2001 09:16:50, Сонечка
Сонечка, мне кажется, что "доказывать, что ты не верблюд" труднее всего тому, кто немного опасается, что он слегка "верблюд" :)) И тем, для кого доказательство в подробностях не очевидно. В противном случае это не вызывает затруднений. Ну, если Вы можете за 2 минуты навалять решение задачки, станете ли Вы 10 минут тратить на ругань по этому поводу? Нет, если только у Вас нет еще каких-то целей, которые приблизятся или будут достигнуты в результате этой ругани. Вот мне и интересно, какие цели у детей, которые это делают? :)) 29.06.2001 17:29:19, Яся
Про моего - ему это не интересно, он видит другое решение первым, не стандартное. Не любит делать то, что неинтересно. 29.06.2001 20:37:42, Сонечка
[пусто] 29.06.2001 06:51:36
Так если речь идет об оценке по предмету, то по программе ребенок должен достичь именно той глубины, которая требуется для внятного объяснения решения:)) Поэтому оценка и снижена - не смог эту глубину продемонстрировать :))

Думаю, что в рамках школьной программы психология и педагогика не при чем - если отрабатываются пропорции, то будь добр именно таким способом и решай :)) Поэтому речь исключительно о математике. Нет, ну идея решать полгода все задачи одним способом мне тоже не кажется правильной. Но, с другой стороны, это правила игры, или играй, или лови "банан".
29.06.2001 17:22:20, Яся
Игра уж больно скучная. Ты все понял, но изволь решить еще 99 задач этим же способом. В чем ее смысл? 29.06.2001 20:39:33, Сонечка
Смысл - в отработке навыка. Некоторые дети в этом не нуждаются, но они, как правило, и проблем с этим не имеют - им в конце концов все равно, какое решение в тетради писать. Они скучают, но при необходимости - пишут, то что надо. Если они этого не делают - есть веская причина, лежащая отнюдь не в области интересно-не интересно, по которой они отказываются от этого. Например, отвращение к преподавателю как к личности. Например, желание угодить родителям. С огромной степенью вероятности причина лежит в области отношений. Возможно, в случае гениальности ребенка, в области отношений с предметом (восторг перед математкой, как наукой не позволяет писать длинное тупое решение, человек видит надругательство над предметом, как пенопластом по стеклу, но это редкость все же).

ИМХО
30.06.2001 00:40:51, Яся
Яся, а если знаешь, что умеешь, но тебе пофигу отметки? Или для тебя унизительно делать такое задание? (У меня такое было). Из чувства собственного достоинства, наверное, от ощущения бессмысленности этого действия. 30.06.2001 02:07:53, Сонечка
Тогда проблемы не возникает :)) Ну и двойка, подумаешь, невидаль. У меня тоже такое было. Ну не делала. Просто эти двойки не беспокоят. У меня был период, когда я по математике и физике не делала вообще домашних заданий и имела кучу пар. Зато блестяще писала контрольные и отвечала у доски. В среднем 4 очка в четверти выводили. Просто мой выбор пал не на ежедневные отработки, а на редкие разовые отчеты (что, абсолютно неудивительно :)). Тут главное, чтобы самолюбие не страдало (а чего ему страдать, если сам так решаешь?) и родители не плакали. Моя мама не плакала. Ей было скучно каждый день проверять уроки :)). 30.06.2001 03:07:27, Яся
Согласна, есть аналитическое мышление, а есть синтетическое, у кого-то одно развито больше, у кого-то другое, но развивать надо оба, непременно. Они не заменяют друг друга, а дополняют. Математическая задача не в том чтобы найти правильный ответ, а в том чтобы прочувствовать его на всех этапах получения оного. А проговаривание решения, его объяснение- дисциплинирует мысль. И не надо винить учителей, и правда, как можно просто поставить пятерку за ответ - а если подсмотрел, или подсказали, или брякнул наугад и попал? Учитель просто хочет быть уверен, что все усвоили материал. Кроме того если кто-то объяснит, то другие, кто сам решить не смог, хотя бы объяснение услышат... 29.06.2001 05:59:48, юля
Изначальное недоверие - очень мерзкая штука! "Я тебе не верю, докажи, что не списал."- мысль порочная, унижающая. Тех, кто доверяет, дети обманывают куда реже, чем таких проверяльщиков. 29.06.2001 09:19:23, Сонечка
Да просто таковы "правила игры" и надо их принять, ведь я не сержусь на своего начальника, когда меня просят написать отчет о проделанной работе. И чем раньше ребенок научится понимать правила игры, тем успешнее он будет. Сегодня он говорит "я не умею объяснять - поэтому у меня двойка", а завтра "я не умею себя преподносить - поэтому мне мало платят", и можно винить учителя или начальника, но смысл?
Легче и конструктивнее научиться этому
29.06.2001 09:55:42, юля
У нас учительница начальных классов сына верила на слово, и я ей очень благодарна за это. Это - нормальные отношения. "Игра" может быть разной. Привкус от игры-тем более. 29.06.2001 11:05:30, Сонечка

Читайте также
Климакс не приговор, а новая глава в жизни женщины
Многие женщины с ужасом ждут этого момента. Как встретить климакс во всеоружии с высоко поднятой головой?
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!