Раздел: Развитие речи

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Дислексия

Убедительно прошу поделиться, где и как вы выявили и корректировали дислексию у ребёнка, довольны ли результатом. Девочка, первый класс, дислексия и диграфия. Хотелось бы понять, рекламируемые американские методы (например, метод Рональда Д. Дейвиса) вообще как-то помогают? Или всё же надёжней наши русские логопеды? Я пока в полном разрае. Записались пока к логопеду и офтальмологу.
04.02.2014 10:39:40,

77 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
сходили мы к логопеду и к психологу.

с фонематическим слухом у нас всё прекрасно, присутствует оптическая дислексия и небольшая дисграфия на этой почве, не критично, жить можно (мы буквы некоторые не в ту сторону разворачиваем иногда и пишем их не так, как нужно, поэтому они у нас плохо с другими буквами соединяются). По мнению специалистов полушария ребёнкиного мозга равноразвиты и не могут определиться, которое их них главное. (Самое интересное, что на вступительных испытаниях в школу графический диктант она написала без единой ошибки, лично я этого в свои детские годы сделать не могла). От психолога получили телефон опытного нейропсихолога, который работает с этой проблемой, будем заниматься отличать лево-право.
Порекомендовали нам книжку, по которой заниматься, так что будем работать. Может по ходу я и сама научусь лево и право отличать и перестану путаться :))
Огромное спасибо все, кто принял участие в обсуждении темы, узнала много полезного, постараюсь использовать.
12.02.2014 16:33:40, douceur
Да, главное вы так рано обнаружили "проблему", все получится и будет хорошо ) 13.02.2014 07:55:45, ЮляШка
Хорошая новость! А какую книжку порекомендовали? 12.02.2014 19:26:22, Svetik_anik
А. Семенович. Метод замещающего онтогенеза. Галина Зегибарт Коррекция дисграфии. 13.02.2014 22:22:22, douceur
Вообще в первом классе трудно с уверенностью диагностировать дислексию и дисграфию, разве что они очень ярко выражены. Обычно наблюдают ребенка в динамике года 2 как минимум. Американские методы - это всего лишь методы, не хуже и не лучше российских, поскольку дислексик дислексику рознь, одному помогает одно, другому - другое. Моя дочь, например, занимается по методу Ортона-Гиллингама (как раз вся эта лепка, мультисенсорное обучение и т.п.). Я считаю, довольно успешно, но ИМХО, это не значит, что метод О-Г лучше метода Дейвиса. Просто моей подошел + подвернулась учительница, которая могла так заниматься. Я бы сказала, не столько важна конкретная методика, сколько контакт с занимающимся, регулярность занятий и мотивация ребенка. Мотивация, я бы даже сказала, на первом месте. Наша репетиторша говорит, у дочери такой замечательный прогресс главным образом потому, что она очень хочет научиться и очень старается, пять лет подряд.

Если у вас действительно дислексия и дисграфия, я бы сказала, настраивайтесь на долгий забег. Занятия и поддержка таким детям будут необходимы долго. Лично я против ежесекундных занятий и многократных повторений по дороге, в машине, в ванной. Мне не нравится идея превращать жизнь в коррекцию, а жить когда? Дислексикам (и их родителям) тоже нужна нормальная жизнь, как обычным детям. Заниматься спокойно и систематически, но без фанатизма.
04.02.2014 17:47:18, Rive Gauche
у нас пока нет уверенного диагноза, есть подозрения, причем не беспричинные. просто не хочется запускать проблему. 05.02.2014 10:02:44, douceur
Конечно, запускать не стоит, чтобы заниматься, собственно, и диагноз не нужен. Нужно внимательно разобраться, с чем конкретно проблема, но просто плохо читает, а почему плохо читает конкретно этот ребенок - до уровня "ребенок путает буквы x и y", и над этим работать. Более или менее скомпенсируется, снова смотреть, с чем проблемы теперь и т.д. Я заметила со своей, что часто решив одну проблему, решаешь сразу несколько. Это как раньше ребенок утыкался в какое-то препятствие и не мог его обойти, а теперь нашел обходной путь, и дело пошло на лад сразу по нескольким направлениям. Я предпочитаю двигаться такими небольшими шажками, иначе у меня голова идет кругом, и вообще я впадаю в панику. 05.02.2014 18:02:34, Rive Gauche
Подскажите, а как вы выясняете в чем проблема? сами? с помощью специалистов?
По себе скажу, что как только выявили проблему, правда, с помощью тестирования у логопеда, пошло дело семимильными шагами. У меня сын плохо писал, дисгарфия есть всякая, и оптическая, и фонематическая, и аграматическая - т е есть на все. И вот логопед обратила внимание, что он не читает, что сам пишет. А когда проверяет свое написанное, он на память выдает текст. По всем ее тестам у него великолепная память, и тексты свои недавно написанные - он воспроизводил по памяти и первым слогам. А вот прошлые свои тексты (которые писал не только что) вообще прочитать не смог. И она сделала вывод, что он их не читает, а на память. С ним поговорили, объяснили, что нужно по слогам свой текст прочитать и проверить - и конечно же, львиная доля ошибок (пропуски слогов, букв, слитное написание слов "ушло") - но я бы сама не "раскрутила" так его - не видела эту проблему.
Вот и как искать что именно ему мешает? Поделитесь своим опытом, пожалуйста.
06.02.2014 10:16:37, ЮляШка
Извините, не могла сразу ответить, но Вам тут уже много правильного написали. Мне тоже кажется, что основной способ - внимательное наблюдение, конечно, приходится много размышлять и пробовать то одно, то другое, потому что иногда и специалист затрудняется с выводом. Я, конечно, слушала мнение более опытных, тeх, кто работает с дислексиками, но много читала и думала сама. В результате мы с репетитором дочери делимся наблюдениями и совместно вырабатываем стратегию. В этом году дочь взяла инициативу и сама говорит, чем она хочет заниматься - она уже хорошо понимает свои проблемы.

Если проверяет по памяти, то может помочь метод проверять текст с конца - тогда по смыслу угадать не получится и придется читать каждое слово. У моей на разных этапах были разные проблемы. Официально ее протестировали в 9 лет, поскольку мы уже как-то начали терять надежду и грешить на то, что это, может, и не дисграфия, а что-то другое. Оказалось, что она, и все мы делали правильно, видимо, у моей особенно упрямый случай. Семимильными шагами в письме мы похвастаться никогда не могли, увы :( Однако продвигаемся вперед.
08.02.2014 08:14:36, Rive Gauche
Лариса111
Нужно ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО наблюдать, проанализировать УСЛОВИЯ и ОБСТОЯТЕЛЬСТВА возникновения ошибки.
Вобщем провести РАССЛЕДОВАНИЕ очередного дела №№... "Ошибки"
1. разграничивать разные виды заданий: списывание (зрение), диктанты (слух), изложения или сочинения (память, логика, фантазия, лексикон).
2. в ШКОЛЕ (обычно в спешке ВСЁ делается) или ДОМА (более спокойная обстановка).
3. ВРЕМЯ суток (устал или ещё не очень)
Обычно все ошибки можно разделить или объединить в 1-2 группы по каким-то общим признакам (главное их заметить).
4.Выяснить ЧЕМ похожи слова, написанные с ошибками.
5. пробовать разные варианты упражнений, чтобы СПРОВАЦИРОВАТЬ появление ТАКОЙ ЖЕ ошибки....(чтобы проверить догадку).
Придумать упражнения, чтобы ребёнок научился "Видеть" ЭТУ орфограмму, ПРАВИЛЬНО её записывать, исправлять и СВОИ и ЧУЖИЕ ошибки в подобных случаях (упражнения "Исправь ошибку").
06.02.2014 12:02:37, Лариса111
поддержу.
тоже вот сидела и обдумывала, как именно выявлять в чем проблема.
на данном этапе не могу уснить, где и в чем она спотыкается при чтении, пока ясно, что часто вместо чтения "угадывает" слва, или может неожиданно застревать на одном и том же слове раз пять встречающемся по тексту, слова разные. Почему именно на нём? загадка.
при списывании тоже ошибки разные - чаще пропуски или замена букв.
вот одну проблему с ориентацией вижу ясно - отсчтатть нужное кол-во клеточек в нужном направлении при оформлении работы у нас как-то через раз получается.
06.02.2014 11:59:44, douceur
Я в таких случаях пытаюсь искать логику: есть ли в этих словах одинаковые буквы или слоги? В какой части слова он застревает? Видимо, затрудняется декодировать какую-то букву. Можно попытаться тренироваться так: читать слова, которые не имеют смысла, всякая абракадарба в столбик. Тогда вы отсечете элемент угадывания, и, возможно, станет боле понятно, с распознаванием каких букв/слогов сложности.

А можно вообще целые слова учить - вот на каком заткнется в след. раз, то и учить: лепить из пластилина, рисовать пальцем в крупе, рисовать пальцем у себя на предплечье. Составлять банк слов на разные типичные слоги/правила/ошибки.

Какого рода у вас замена букв? Может быть, если Вы напишете несколько примеров, я смогу что-то посоветовать.

Еще может быть, что ваша гадает при чтении, потому что пытается читать быстрее. С дислексиками проверки скорости чтения дают скорее противоположный результат. Попытайтесь дать ей понять, что скорость - не самоцель на данном этапе. Вообще нам очень помогло сочетание чтения про себя с чтением вслух.

У моей дочери все было довольно очевидно: она просто неправильно читала - написано b, а она читает d, p вместо q, n вместо u, не узнавала в тексте хорошо известные ей буквы, путала буквы - их и учили. Потом долго путала правила чтения - во франц. они довольно затейливые. Не понимала знаков препинания - бубнила, как пономарь. Этим мы занимались до 3 класса. В 3 классе, видимо, основные проблемы декодирования решились, и дальше это был уже в основном вопрос практики. Я перевела ее на чтение про себя, и с тех пор с чтением, можно, сказать, горя не знаю. Поначалу было медленно, но потом по мере тренировки все быстрее и быстрее.

На листе моя дочь тоже плохо ориентируется - я специально учила ее тому, как организовать записи решений задач, чтобы не лепить одно на другое, где отступить поля - до сих пор ей часто советую. Сейчас в 6 классе уже значительно лучше, хотя школьная учительница не слишком довольна.
08.02.2014 08:42:05, Rive Gauche
У нас также - угадывание слов при чтении (чтение по догадке), и не обращает внимания на слух, что получается что-то не то по смыслу. Логопед сказала развивать внимательность к смыслу, переспрашивать когда что-то не то получается и читать по слогам текст. Тогда уходит это угадывание, когда вынужден прочитать по слогам, и нет возможности додумать слово. Но вы, возможно, и так еще читаете по слогам.
Отсчитать нужное количество клеточек сын не научился за всю начальную школу, и только сейчас мне логопед указала на причину этого - плохая оринетация пространство/время. Т е сначала оринетация на уровне своего тела, право/лево по отношению к себе, право/лево по отношении к другому, потом ориентация на листе - для этого есть спец игры нейропсихологические (развиваем пространство) и занятия в тетрадях всякие (нарисуй по точкам, продолжи узор, скопируй рисунок, графический дикнант). Посмотрела, действительно все эти задания вызывали трудности у ребенка, буквально два месяца этих заданий, и все встало на свои места. А до этого, нам объяснили, мы пытались решить проблему точечно, в приложении отсчитывания клетки в тетради, а она была масштабна, и если решить ее комплексно, то и здесь все само встанет. Ну и обычно с этим знание последовательности месяцев/сезонов/времени/поняти­я до или после хромает. Но вот этот пласт как то сам с течением времени выправился.
Вот эту ошибку, что не развито чувство пространства на листе, я корю себя, могла бы и сама я увидеть, без помощи. А так ребенок мучился всю началку с этими клеточками и сам и меня изводил.
Еще ребенок весь первый класс неверно держал ручку, и учитель советовала купить спец. ручку (треугольную, с тремя пазиками под пальчики). А вот на консультации уже сейчас - сказали, что тоже эта спец ручка - местное решение проблемы, нужно развивать было мелкую моторику (вырезать, клеить, пришивать, шнуровать) и ручка бы встала сама.
Т е я за всетаки за консультацию у знающих людей, которые могут подсказать/увидеть проблему и пути ее решения, а уж за ежедневным трудом/выполнением уже родителям.
Я вот сама не смогла увидеть в чем проблемы, может не развита внимаетельность/логика и у самой ))).
06.02.2014 14:28:13, ЮляШка
Я вот видела, а толку: по точкам рисует, любой узор продолжит, а графический диктант - полный провал. И никакими способами нам не удалось научить ее различать лево и право. Перед контрольными подписываю ей руки, а то иногда может заклинить, и будет все делить, например, справа налево. И ручку моя держит неправильно - как взяла в 3 года, так никакими силами ее было не переучить, хотя мелкая моторика у нее очень хорошая. С месяцами/сезонами/днями недели у нас тоже был караул, но к 11 годам все само как-то выправилось. Это я так, к слову. А вообще я с Вами совершенно согласна относительно комплексного подхода. С моей дочерью так и работала репетитор, правда, с лево/право все равно не помогло. 08.02.2014 08:51:18, Rive Gauche
Да, у нас ситуация по-легче вашей. Свое право/лево понимает. Путается, но понимает. Но вот право/лево с точки зрения другого - совсем никак.
Читала, как облегчить право/лево с точки зрения другого для объяснения, что взять фигурку и прямо на фигурке переворачивая ее и выполняя ей задания - увидеть право/лево с точки зрения другого. Но вот не выходит. Не может мысленно перевернуться и не понимает. Думаю в пространственном ориентировании затык. И как его развить? Просто тренироваться, выполнять данные задания с надеждой что приспособится?
10.02.2014 09:31:04, ЮляШка
Я думаю, что да. Вообще я сама с трудом ориентируюсь в трехмерных формах, особенно когда надо их как-то сложить, перевернуть, разрезать и посмотреть, что получится (но право/лево знала железно всегда И никаких лого проблем). Никак у меня это не улучшается, элементарное типа просто право/лево с точки зрения другого я, конечно, понимаю, но что-то посложнее - каждый раз мучительно ворочаю мозгами. А моя дочь, которая не различает свое право/лево И по идее должна бы иметь трудности с пространственным ориентированием, с легкостью представляет себе любую трехмерную фигуру, может ее разложить, сложить, повернуть, всяко-разно разрезать И всегда точно знает, где в какой момент находится какая грань И как будет выглядеть любое сечение. Всякие трехмерные задачи, когда надо предсказать, сколько кубиков будет в десятой по счету пирамиде или какая будет площадь внутреннего сечения, если фигуру разрезать так И так, решает с легкостью. Я спрашиваю, как ей это удается, она говорит, что просто видит и все, элементарно. Я уже вообще отказываюсь что-либо понимать. 11.02.2014 07:30:58, Rive Gauche
это же просто необходимое качество для архитектурного института! 11.02.2014 16:20:44, douceur
Лариса111
Несколько раз встречала в Интернете фразы про дислексиков, что они ЛУЧШЕ воспринимают ОБЪЁМНЫЕ буквы (фигуры), чем плоские, написанные (напечатанные) на бумаге....
Поэтому, видимо, и предлагается их лепить из пластилина и т.п.
Цитата из статьи [ссылка-1]
" Дислектиков иногда называют «визуально-пространственными» учениками,
когда все детали изучаемого задания изложены как если бы это можно «увидеть» в уме – в целом и во всех деталях.
И как только человек «получит картинку» таким образом, «картинкой» самой по себе можно манипулировать,
чтобы открыть новые возможности – и это уже другое достоинство дислектика: многогранность и широта мышления."
11.02.2014 11:24:07, Лариса111
Ну да. Dругая особенность визуально-пространственного восприятия (она, собственно, вытекает из процитированного Вами) - некоторая сложность с переходом от частного к общему, им надо наоборот - от общего к частному, а в школе учат, как правило, линейно: сначала обьясняют приемы и методы, но не показывают, для чего они нужны, а позже уже доходит дело до задач, для которых этот метод и требуется. Моей надо сначала задачу, а потом уже она будет искать методы и приемы ее решения, т.е. все наоборот. Она лучше всего учится, когда видит картину в общем, видит цель, для которой все манипуляции и проводятся. 11.02.2014 18:05:06, Rive Gauche
Лариса111
Я чтобы объяснить содержание и применение правила нахожу подходящие упражнения и уже в них: находим, подчеркиваем, вычеркиваем, вставляем буквы, проверяем ошибки ....
И само правило (особенно если длинное, на полстраницы зарисовываю СХЕМОЙ, сперва самой прстой (2-3 компонента), потом усложняю)......
Без такого "пережовывания" правила, он нифига не запомнит, не поймёт....
11.02.2014 20:40:30, Лариса111
Да, видимо все намного сложнее устроено в голове ) И читая ваши посты, вселяется надежда, что если какая-то область не идет, то это не значит, что не пойдет все направление этой области. Просто приспособится к тому что не получается, но это не значит, что будет не получатся что-то дальнейшее ) спасибо) 11.02.2014 09:21:23, ЮляШка
Абсолютно так и есть, Вы очень правильно заметили. 11.02.2014 18:06:59, Rive Gauche
Лариса111
На одном сайте (вроде, "ЕВА.ру", точнее не помню)мамашка рассказывала про метод очень известного логопеда, к которому они ходят на занятия...
Сперва учат ребёнка выполнять определённые команды "вслепую" (закрыв глаза), потом, когда "всё понял, всё усвоил и получилось" ребёнок начинает выполнять ТАКИЕ же команды уже с открытыми глазами...
Видимо, как-то на подсознании закрепляется...
Например, я думаю можно попробовать эксперимент:
ребёнок сидит за столом закрыв глаза. Держит ручку (карандаш) в руке (если левша , то в левой).
Принцип контраста: ВЕДУЩАЯ (главная) рука держит карандаш(ручку) и ДРУГАЯ (неглавная) рука ПУСТАЯ.
1.Сперва руки просто лежат на столе "кулачками".
2.Вы диктуете простейший графический диктант (из слов "вправо" и "влево"), ТОЛЬКО при слове "ВПРАВО", ребёнок должен приподнять кулачок с зажатой ручкой (если правша).
(слово "влево"---- никакого движения).
2. Потом при ТАКОМ же диктанте поднимать ТОЛЬКО ДРУГОЙ кулачок по команде "ВЛЕВО".

Если ошибок нет, усложнить, и ОБА кулочка по очереди:
1. проднимато кулачок с ручкой по ПРАВИЛЬНОЙ команде.
2. поднимать ПУСТОЙ кулачок по соответствующей команде.

Потом сложнее (но ЗАКРЫТЫМИ глазами):
1.По команде "Вправо" рисовать стрелку ТОЛЬКО "вправо" ("влево" сперва игнорировать).(по устным командам из графического диктанта)
2. При команде ТОЛЬКО "влево" рисовать стрелку, указывающую на вторую руку, в которой ручки нет.
(пусть СПЕРВА глазами посмотрит на СВОИ руки-кулачки, можно нарисовать на бумаге, на которой лежат руки СТРЕЛКУ, в одной руке обязательно держит ручку---- как ориентир, "начало отсчета"
стрелку-указатель на "Левую" руку, как бы отвечая на вопрос: "Где ТВОЯ левая рука?"
("ВПРАВО" в данном случае "пропускать").

Рисует ПРАВИЛЬНО ВСЕГДА, пора усложнить.
Опять же с ЗАКРЫТЫМИ глазами рисовать стрелки под диктовку в РАЗНЫЕ стороны:
1. ВПРАВО- стрелку "вправо".
2. ВЛЕВО- стрелку к ЛЕВОЙ руке...

МАленькими-маленькими шажками вперёд...
08.02.2014 13:24:56, Лариса111
а что это даёт?? 11.02.2014 11:56:12, douceur
Спасибо большое, мы попробуем. У меня дочери почти 12 лет, но она до сих пор не знает, какой рукой она держит ручку. Если ей сказать: "Та рука, которой ты пишешь", то она спрашивает: "Мама, а какой рукой я пишу?". Я говорю, ну, попробуй. Она берет ручку, пробует обе руки и приходит к выводу, что правой удобнее (пишет правой). А вот так, чтобы с ходу сказать, какой рукой она пишет, - это невозможно. Нам не удалось для нее найти ни одного устойчивого ориентира, чтобы она всегда знала, что вот это право или лево. Одно время она даже кольцо пыталась носить, но кольца теряет, непривычно, наверно. Как Вы думаете, что это такое? Я последние несколько лет стала подозревать, что она-таки амбидекстр. Такое ощущение, что право и лево для нее абсолютно амбивалентны. 08.02.2014 17:38:23, Rive Gauche
я сама такая, я не помню сходу, какой рукой я пишу, какой рукой поворачиваю кран... я никогда ничего не берусь объяснять в формате направо-налеов, только там. преблема была с правилом буравчика на физике и с открыванием бутылок штопором в жизни :) при этом читаю и пишу совершенно без проблем с самого раннего школьного возраста, вообще калиграфией увлекалась, машину вожу. так что вы, конечно, пробуйте, но вот даже не знаю, как оно на жизнь влияет. 11.02.2014 11:55:12, douceur
Трудности с право/лево не обязательно будут у дисграфиков/дислектиков. Может будут, может нет. Это отдельная область, кажется, амбидекстр называется.
Очень понравился оринтир про право/лево, что левая рука с оттопыренным пальцев - как буква L.
Но да, засада, ребенок тоже сказал, что неуверен, что именно на левой руке верная L, а не на правой....
11.02.2014 13:50:20, ЮляШка
я для себя плюнула на запоминание лево-право, просто абстрагировалась от этого и всё. просто запоминаю в формате это должно смотреть туда, это сюда, запомнила для себя зрительно главное - откуда наччинается строка, т.е. эти же буквы у меня смотрят не направо/налево, а в начало или в конец строки, мне так гораздо легче, чем мучительно вспоминать, что буква должна смотреть налево, а лево... где у нас лево???
я даже водить училась по принципу помеха с пассажирской стороны, а не помеха справа :)
моя, девица, кстати, право и лево таки путает. на фортепьяно иногда не с той начинает играть, писать не той рукой..
11.02.2014 16:12:48, douceur
А как Вы на права сдавали? Вот инструктор скажет: "На след. перекрестке поверни направо", и что делать? 11.02.2014 17:49:40, Rive Gauche
я инструктора предупредила, чтобы руками показывал, куда ехать :)) мне ж не лево-право сдавать, а как ехать. 11.02.2014 20:37:49, douceur
И того, кто экзамен принимал, тоже предупредили? Я вот думаю, как с экзаменатором быть. 11.02.2014 21:51:39, Rive Gauche
конечно!! так и сказала - попрошу меня не путать, лево-право не говорить, он удивился, скривился и ничего, справились :)) сдала с первого раза.
кроме того, сейчас вообще в отделении ГИБДД висит схема маршрута движения по району, сдача происходит именно по этому маршруту, а не "ехай направо". Помнится даже присутствие суотрудника и все его комментарии должны были отменить.
12.02.2014 11:05:46, douceur
Спасибо, это вселяет надежду. Я еще не узнавала, но на будущее начала задумываться, как бы незнание лева/права не дисквалифицировало нашу девицу, ну как экзаменатор будет предвзято относиться. Хотя по идее, дорожной опасности ее особенность не представляет. 12.02.2014 17:49:07, Rive Gauche
Лариса111
А у меня за ориентиры для ПРАВИЛЬНОГО написания букв был АЛФАВИТ, точнее ПЕРВАЯ и ПОСЛЕДНЯЯ буква.
И все буквы делились: "Смотрит ВПЕРЁД на последнюю букву алфавита" или "смотрит НАЗАД на ПЕРВУЮ букву алфавита"...
Запомнить правописание буквы "Э" (руской), есть ещё украинская (Є, "мягкая", со звуком (е)), я своему сыну говорю: "Эксковатор своим ковшом хочет схватить ПЕРВУЮ букву алфавита "А"....."
11.02.2014 16:55:20, Лариса111
Наша репетитор активно использовала алфавит для развития ориентации в пространстве, когда дочь еще многие буквы путала и зеркалила. Задания типа: буква "н" - напиши букву перед ней и после нее или через одну перед ней и через одну после. Обьясняла мне, что это тоже помогает с пониманием права/лева и ориентированием на листе и в тексте. 11.02.2014 17:47:36, Rive Gauche
Лариса111
За компом часто сидит?!
По краям ЭКРАНА компа прилепите таблички-стикеры "Прав." и "Лев" и на ДРУГИХ языках тоже (постепенно), таблички РАЗНЫХ цветов.

СПЕРВА 2штуки только на одном языке пусть несколько дней повисят, иногда можно делать зарядку для глаз:
(перебегая взглядом с одной таблички на другую),
проговаривая вслух "ЛЕВО" и "ПРАВО" (и руками жестикулировать ТАКИМИ ЖЕ соответственно)....

потом добавить ещё 2 шт таблички на другом языке (и делать тоже самое)....
Проверить усвоение: сможет правильно раставить ТАКИЕ ЖЕ таблички, но УЖЕ одноцветные (одинаковые)
в ОПРЕДЕЛЁННОМ порядке:
1- колонка -ВСЕ "правые",
2- колонка - ВСЕ "левые",
а в КАЖДОЙ строчке КОНКРЕТНЫЙ язык,) САМОСТОЯТЕЛЬНО....

Потом добавить ещё 2 карточки на языке №3 и сделать тоже самое....

Но, в принципе, проверять , я думаю, нужно СРАЗУ на 3 языках: "Скажи "справа"- на 3 языках, потом "Лево"- на 3 языках.
Мой любит запоминать слова по англ.языку (глаголы) в действии, произносить вслух и делать ЭТО действие....
Короткие песенки-считалочки любит повторять, котрые я сочиняю (не песенки, а просто набор слов, в которых я хоть какую-нибудь рифму нахожу)...
09.02.2014 15:02:48, Лариса111
За компом практически не бывает, только по учебе или когда для музыки слушает что-то на ютьюбе. Я уже сдалась с этим право/лево, но Вы мне тут столько новых идей дали, что я решила попробовать снова. Вдруг получится. 09.02.2014 17:45:44, Rive Gauche
Лариса111
Может, УЖЕ "дозрела" сообразить и запомнить....Успехов!!! 09.02.2014 18:25:18, Лариса111
fatima
А как она на пианино играет? Руки не путает? 08.02.2014 22:10:06, fatima
Ну как, называем "рука скрипичного ключа" и "рука басового ключа", иногда "рука верхней строчки" и "рука нижней строчки". Когда учительница хочет что-то поправить, то дотрагивается и называет их "эта рука" и "та рука". Крещендо И диминуендо раньше раскрашивали разными цветами, поскольку дочь их не отличала, а сейчас она их по контексту определяет - она очень музыкальна. Играет очень хорошо, кроме вышесказанного других проблем из-за право/лево вроде нет. 09.02.2014 08:12:11, Rive Gauche
fatima
Боже, какой целеустремлённый ребёнок! Снимаю шляпу! У моей если пассаж с первого раза не получился - уже расстройство, а если не получился с пятого - кидание на пианино с кулаками:)
Кстати, а спортом вы не пробовали заниматься? Не бегом-плаванием, а чем-нибудь сложнокоординированым, типа фигурного катания или гимнастики? Я тут сама попробовала (в детстве-то тоже занималась, но тогда так этого не ощущала), поняла, что это очень развивает понимание своего тела, ориентацию и вообще мозг:)
09.02.2014 12:54:26, fatima
Спасибо на добром слове! Моя тоже сердится, не без этого. Фигурным катанием она занималась 2 года, но для того, чтобы научиться хорошо кататься. Как спорт фигурное катание ее не интересовало. Один год занималась акробатикой лет в 6. Сейчас играет в теннис и зимой на лыжах катается. Баланс у нее очень хороший - на лыжах по кочкам и по снежным кучам скачет, и координация вроде бы неплохая. Я понимаю, о чем Вы. Может, все же доразовьется со временем и дойдет до понимания права/лева. Оно в жизни не особо мешает, мы уже приспособились, но иногда, конечно, очень неудобно. 10.02.2014 00:47:15, Rive Gauche
Лариса111
ГДЕ пробор в волосах делает (справа или слева), значки-брошки ГДЕ любит носить, сумку на каком плече или на каком бедре любит носить?!
Может именно руки "оставить в покое", выучить НАЗВАНИЕ стрелок (рисунок) "НА ПРАВО", "НА ЛЕВО".
Напаример, "На право"- "ПРАВление королевы" ("королевская стрелка") или просто САМАЯ главная.
"На лево"----- "хитрая стрелка"------"хочет обхитрить королеву".
Приведите примеры, когда применяют выражение "на лево" в переносном смысле "значит не туда", "обманывают".
Может, совсем уж "в дебри залажу", но, например:
сделать из картонки круг(как циферблат, но, чистый БЕЗ надписей, дырочку проковырять, винтик вставить на него "одеть" ДВЕ стрелки, закрепить гайкой.
1. стрелка (длинная) например ЖЁЛТОГО цвета---"королевская"--"всегда права", "правит страною"....
2. стрелка (короткая) ЧЁРНАЯ-----"левая", хитрая.
Поставить их в ПРАВИЛЬНЫХ направлениях, пусть попытаеться запомнить.
потом стрелки "сбейте", пусть вернёт на ПРАВИЛЬНОЕ положение и НАЗОВЁТ их.
Когда запомнит хорошенько.
Положить этот циферблат МЕЖДУ руками (как тарелку с едой)....
пусть запомнит на КОТОРУЮ руку указывает КОТОРАЯ стрелка.....
наверное, слишком сложное я нафантазировала...
08.02.2014 18:13:43, Лариса111
Не поверите - пробор посредине или вообще без, значки/брошки не носит, сумки - как получится. С часами у нас до последнего времени был практически мрак, только около года, как она более или менее ориентируется во времени и на циферблате. Но я идею с часами тоже буду иметь в виду, спасибо, что советуете. Мнемонический способ нам не очень подходит, поскольку дочь трехязычная - ей тогда нужно правило на каждый язык (право/лево на каждом называется по-разному), мне кажется, это будет слишком сложно. 09.02.2014 08:26:36, Rive Gauche
Лариса111
Родинки, родимые пятна на руке есть?! Может браслет на запястье носить молодёжный из бус. Или 2 браслета, но, РАЗНЫХ цветов (или из разных материалов, чтобы наощупь были разные) НА РАЗНЫХ руках?!!! 08.02.2014 17:46:55, Лариса111
Браслет пробовали - снимает И забывает утром надеть, часы носит на правой руке, но тоже не всегда. Вот родинки еще не пробовали, посмотрю. Одна девочка, которая не различает право/лево, рассказала способ: если левую кисть вытянуть перед собой ладонью вниз И оттопырить большой палец, то получится печатная латинская буква L = left (лево) по-англ. Наша девица попробовала И говорит: "Мама, проблема в том, что я не уверена, в какую сторону пишется печатная L". Хушь плачь. Я думаю ей постоянные фенечки привязать, чтобы не снимать их совсем, разного фасона на обе руки. Прямо как "сено-солома". 09.02.2014 08:19:09, Rive Gauche
Лариса111
Попробуйте упражнение на подчеркивание (в ненужной книжке с крупным шрифтом): найти и подчеркнуть КОНТРАСТНЫМИ карандашами окончания, все слова, у которых последняя буква "л", например....другим цветом окончания "-ий", и т.д. 06.02.2014 15:02:08, Лариса111
Да, спасибо, я поняла ваш совет, это должно помочь, чтобы выделять цветом нужное, идет какое то фиксирование в мозге, видимо. 06.02.2014 15:45:30, ЮляШка
Я когда первый раз с этим столкнулась, что советовали хлопать/топать/выделять/подчер­кивать звуки/слоги/окончания - честно говоря, подумала бред. И не воспользовалась этим, и очень жалею. НО...сейчас "дошла" что это очень ценный совет, потому что развивает какую то чуткость, внимательность, фиксирует, акцентирует на нужном моменте у дисграфиков.
Потому что эта не знаю как правильно назвать, невнимательность, нечуткость к нюансам - перекидывается и на другие предметы, т е мы от нее пострадали не только в русском. А уж в русском как пострадали...он как то не чувствует, не видит, не слышит разницы. А вот это подчеркивание, выделение, хлопатье и топанье помогает с акцентировать.
Но это так сказать обывательский взгляд, с научной точки зрения не знаю.
06.02.2014 16:03:02, ЮляШка
Лариса111
Мой тоже , один в один, или НЕ ЗАМЕЧАЛ разницы ( в буквах в словах, или в звуках, в числах) или просто "ЗАЧЕМ мне обращать внимание на ЭТУ чепуху?!" 06.02.2014 17:08:51, Лариса111
Да, да, да - не замечал разницы и не понимал, зачем обращать на это внимание. Подпишусь, под каждым вашим словом.
Вам помогло именно вот это - выделение, маркирование? Т е только этим можно от этого "спастись"?
Мы недавно начали пользоваться этим приемом, к сожалению.
06.02.2014 17:27:19, ЮляШка
Мы пользовались первые 3-4 года довольно активно. Я думаю, как один из приемов, он должен быть полезен, но в нашем случае чуда не случилось. В тренировочном тексте моя большей частью правильно выделяла, например, b и d, а в реальном тексте снова - здорово. Я размышляла, от чего это, и пришла к выводу, что в этом упражнении от ребенка все же требуется сосредоточиться на ограниченном кол-ве задач - обычно одной - двух, максимум трех буквах за раз, а в обычном тексте задач гораздо больше. У моей дочери очень ярко видна эта проблема: если она пытается засекать окончания множественного числа, то напрочь забывает о глаголах, если проверяет глаголы, то забывает о множественном чиселe и прошедшем времени, если чудом опознает прошедшее время, то напрочь не замечает глаголы и слова-гомофоны и так до бесконечности. В качестве тактического приема мы проверяем текст в несколько заходов: 1) все гомофоны, 2) все случаи множественного числа, 3) все глаголы и т.п. Мне пока что не удалось найти комплексного решения этой проблемы, но замечаю, что с возрастом становится лучше - возможно, это просто вопрос времени. 08.02.2014 09:04:13, Rive Gauche
Спасибо за опыт, да, действительно, на одной проблеме легче сконцентрироваться, чем на нескольких. 10.02.2014 09:33:23, ЮляШка
Лариса111
Да, именно ВЫДЕЛЕНИЕ...Сперва Я выделяла, потом его учила находить и выделять карандашом, а потом ГЛАЗАМИ (без карандаша)....
в дневнике смотрите, там подробнее
[ссылка-1]
Без выделений у нас процесса не было совсем.
В некоторых книгах авторы предлагают выделять РАЗНЫМИ фигурами (квадратик, треугольник, кружок)------я к ЭТОМУ не прибегала, т.к. считаю. что запомнить КАКОЙ букве ЧТО соответствует (исключения,если конкретная буква действительно похожа на ЭТУ фигурку, буква "Ф" на треугольник, "О"- на кружок и т.д.)сложно даже взрослому, если ребёнок собьёться и неправильно отметит букву (не той фигурой)----сложно понять ПОЧЕМУ ошибся?!
может фигуры перепутал, запутался........
06.02.2014 18:06:47, Лариса111
Лариса111
Ошиблась: буква "А" на треугольник похожа, (набрала клавишу с англ.буквой "А") 06.02.2014 18:09:19, Лариса111
Лариса111
Точно-точно, именно так, маленькими шажками вперёд.... 05.02.2014 20:41:08, Лариса111
Лариса111
вот дневник [ссылка-1]
мне ОПЫТНЫЙ в дисграфии-дислексии логопед не встретился ( не повезло), пришлось самой разбираться.
Логопед поставил диагноз (в карточке):"Дислалия"....
Послушав мои остальные жалобы, добавила УСТНО (не записывая в карточку):"Это дисграфия, долго и трудно лечится"
(ТАКИМ тоном врачи про неизлечимые болезн говорят пациентам).....
Нужно успевать школьную домашку сделать, "подтянуть хвосты".....искать других логопедов просто не было времени и смысла....
Занятие у логопеда 1-2 раза в неделю.....
а реально заниматься коррекцией нужно ежесекундно, т.е. чтобы ребёнок с дисграфией-дислексией запоминал правила, правила, стихи, словарные слова......
нужно УМЕТЬ (ЗНАТЬ) представлять информацию в ПОНЯТНОЙ НАГЛЯДНОЙ форме (формате)...
04.02.2014 16:55:08, Лариса111
большое спасибо. начала читать ваш дневник. очень много интересного и полезного, буду осмысливать. 05.02.2014 09:53:04, douceur
Спасибо всем ответившим.
Пока суть да дело созвонилась с центром, который занимается с детьми по методу Дейвиса, поставили нас на лист ожидания на тестирование, по мнению специалиста - похоже что она, дислексия :( пока до приёма пойдём к логопеду, будем задействовать все мотоды.
ну и я спокойна, я совершенно спокойна :))
04.02.2014 15:35:05, douceur
Подскажите, пожалуйста, что за центр. У меня тоже первоклассник с дислексией. 07.02.2014 09:02:59, Шоша
Центр коррекции дислексии
+7(495)788-83-86 раб. Клиника семейной медицины "Медис"
дорого.
07.02.2014 15:01:15, douceur
Мы так и не смогли выявить. Точнее официально нам нигде такого диагноза дислексия/дисграфия не поставили. В двух школах говорили, обратите внимание, ошибки специфические, ищите логопеда, решайте проблему сами. Все остальные консультации - диагноза нет, есть рекомендации и формулировки трудности чтения/письма.
В чем состоит наш опыт. Что нужен другой подход к таким детям. Обычные занятия не так эфективны, потому что затык происходит на каком то "базовом", "интуитивном" уровне, с обычными детьми такого и разбирать не нужно. Поэтому я за логопеда.
И за то, чтобы становится логопедом/нейропсихологом самим. Точнее нужно брать занятия с логопедом/нейропсихологом, но это борьба надолго, и ежедневно 20 минут упражнений не повредят, если делать самим. Т е только на профессиональные занятия с логопедом не расчитывать.
И да, подтвержу. Мальший стресс, усталость, раздрай - как и не бывало столько лет борьбы с дисграфией/дислексией.
04.02.2014 14:33:07, ЮляШка
У меня личного опыта преодоления дислексии у своего ребенка нет, но есть опыт преодоления других проблем благодаря большому количеству правильных занятий дома. Я Вам очень советую помимо логопедов и любых других специалистов, становиться специалистом самой. Упражнения, рекомендуемые для дислектиков, должны стать вашей нормой жизни, они должны делаться на отдыхе, в машине, в автобусе, за едой и т.д. Естественно, на позитиве (ребенку приятно мамино внимание) и желательно в игровой форме.

Есть ряд упражнений, они не дадут моментального результата, их нужно делать длительно, но они постепенно закладывают физиологические основы преодоления этих проблем.
Что помню навскидку.
- Все, связанное с ритмом и многократными повторами, с постепенным усложнением. Возьмите сложный слог, или слово, или фразу, или текст - смотря какой на тот момент уровень у ребенка - и пусть ребенок читает его многократно, прямо скандирует, и при этом на каждый слог сжимает мягкий резиновый мячик ,или топает ногой.

- с мячиком вообще очень много хороших упражнений. Я недавно была на семинаре по Ботмеровской гимнастике, это из вальдорфской системы обучения, какой шикарный у них набор упражнения с мячиком! Начиная от самых простых - одна рука вверху роняет его, вторая внизу ловит. Не все справились, кстати. До жонглирования тремя мячами. Представляете, в Швеции в этих вальдорфских школах жонглирование входит в обязательную программу того, что должен уметь ученик! А не это, как у нас, прыжки через козла и лазание по канату.
Аналогично топание. Три года дети на физкультуре ходят по кругу, по команде выделяя ногой сильную долю под счет. один, два, ТРИ ,четыре ,пять ШЕСТЬ, семь ,восемь, ДЕВЯТЬ. Это прообраз будущей таблицы умножения на три. Аналогично для других цифр. Когда приходит время учить таблицу умножения ,дети запоминают ее легко и без усилий, она у них присутствует на уровне тела.

- читать таблицу слогов, для первого класса это обязательно, только вам это нужно читать много, больше, чем задает учитель.

что еще помню из интересных рекомендаций, советуют каждый читать перед самым сном, хоть десять минут, тогда на ночь этот процесс остается в голове и во сне он там обрабатывается и укладывается как нужно.

Походите на разные занятия, поприсутствуйте при занятиях с логопедом, и поищите специалистов, которые занимаются по Дейвису, посмотрите и сравните для себя их методики, и занимайтесь сами:).

и обязательно пусть сурдолог проверит слух на разных частотах, чтобы исключить эту проблему.
04.02.2014 12:29:06, ЮлияФ
Про чтение на ночь - только, если это не вызывает у ребенка истерику. Моя дочь от чтения вслух в 1-2 классах становилась совершенно невменяемой - последнее дело было просить ее читать вслух перед сном :( Ей, видимо, на тот момент было очень трудно читать.

Относительно становиться спец-том самой - совершенно согласна. Очень важно понимать, что происходит, чтобы когда какой-то метод перестает быть эффективным, вместе с репетитором/логопедом/учителем решить, что делать дальше. Родителям приходится быть партнерами в процессе коррекции.
04.02.2014 17:56:31, Rive Gauche
Немного офф: Юля, а ты смотрела "Звездочки на земле?" Там вроде показаны методы работы с дислексией, но я так и не поняла, в чем они заключались: ну прорисовывали и лепили из пластилина они буквы, ну лепили фигурки, которые начинаются на данную букву - и после этого ребенок уверенно начал писать-читать. Это правда помогает, или это просто кино?:)
Хотя про цифры мне там понравилось, как он по ступенькам пронумерованным прыгал, считая ступеньки в уме..
04.02.2014 13:02:36, white-dove
Правда помогает, информация из первых рук - от моей дочери, собственно. Ей почти 12 лет, и она уже может более или менее связно обьяснить, как это - быть дислексиком. Она как раз сейчас уже третью неделю с репетитором своим учит слова методом лепки, они еще на пластилин лепят какие-то зернышки или камушки, чтобы буквы были более осязаемые. Слепит, потом с закрытыми глазами их ощупывает, потом в уме рисует, в воздухе рисует, еще рисует с закрытыми глазами на бумаге. Говорит, так лучше запоминается, но, конечно, это дело не быстрое, поэтому обычные методы она использует тоже. И не так, чтобы лепили-лепили, а потом ребенок начал уверенно читать-писать. Моя лепит периодически, потом переключается на другое - используются разные методы для разных конкретных проблем. 04.02.2014 17:31:10, Rive Gauche
А у дислектиков проблема в чем: в том, что они сами буквы не запоминают (как знаки) , или в том, что слова их них не складываются?
Интересуюсь на всякий случай: у меня ребенок с серьезными логопроблемами в анамнезе - не знаю, как они дальше на обучении отразятся.
04.02.2014 19:36:05, white-dove
КМК, у всех по-разному. Моя дочь буквы все знала когда ей еще 2 лет не было, но ей было все равно, в каком направлении эту букву писать: хоть слева направо, хоть справа налево, хоть вверх ногами - все едино. Таким образом, буквы b/d, p/q, f/t, цифры 6 и 9 для нее идентичны. Вот когда она смотрела на их изображения на бумаге, то совершенно не могла их различить. Определять, в каком направлении пишется какая буква ее учили всякими сенсорными методами где-то год. Кроме того, она запросто могла читать справа налево или вверх ногами, а если все же начинала слева, то по ходу дела переворачивала слоги и даже целые слова. Лево И право она до сих пор не отличает. Когда научилась ориентироваться в буквах по отдельности, оказалось, что в предложении у нее снова все смешивается, буквы И строчки пляшут, она говорила: "Мама, я ничего не понимаю!" Отдельное слово прочесть могла, а в тексте уже затруднялась. Мы даже одно время закрывали верхнюю И нижнюю строчки, чтобы она видела только одну строчку, многократно увеличивали текст (хотя зрение у нее орлиное), печатали его на бумаге разного цвета (в качестве эксперимента - не заметила, чтобы помогло). Дочь говорила, что в первую минуту для нее текст или нотный лист - как абракадабра, ничего не узнавала, но немного сосредоточившись И опознав хотя бы некоторые знаки/ноты, она уже может привести в порядок остальные.

Чтение вслух было особенной жестью. Видимо, декодировать буквы, анализировать правила их чтения (она училась на франц.), следить за ритмом предложения И одновременно все озвучивать + при этом понимать смысл было свыше ее сил. Поэтому вопреки настоятельным советам всех спец-тов мы на тренировку чтения вслух забили. Я разрешила ей читать про себя как только мы более или менее разобрались с буквами, И жизнь для нас обеих заиграла новыми красками :) Репетитор ее, правда, по-прежнеми занимается часть урока чтением вслух, но раз в неделю пережить можно. Вслух дочь все еще читает так себе, а про себя читает отлично, все понимает очень хорошо.

Логопедических проблем у моей никогда не было, она, КМК, во время заговорила, у нее прекрасно развитая устна речь И богатый словарный запас - это всегда отмечали все воспитатели И учителя. На момент 1 класса она свободно и чисто говорила на 3 языках, причем ни в одном из трех никогда не было никаких проблем - я и слова "логопед" не знала. Однако оказалась дислексия и дисграфия, но это не ужас-ужас, все, кого я знаю, успешно приспособились. Моя вот дочь тоже, я считаю, неплохо адаптировалась.
05.02.2014 07:58:37, Rive Gauche
Спасибо за такой подробный ответ 05.02.2014 10:07:11, white-dove
имхо, фильм очень хэппиэндовый. И эффект от показанных занятий преувеличен.... хотя? если учесть, что в начале фильма показаны сравнительно нормальные тетради с некоторым количеством ошибок, (у меня тоже такие бывали в первом классе:)) то почему бы и нет:)
В общем несостыковок в нем масса.
04.02.2014 17:18:41, ЮлияФ
Хэппи-энд и вправду там уж очень слащавым получился, это да:) в стиле индийского кино:) Хотя сама идея фильма нравится очень, засмотрела его уже до дырок:)
Но в начале мальчик ведь вообще читать не умел: у него, третьеклассника, "буквы танцевали". И в тетрадях "ни единого слова без ошибки", и потом, когда учитель его тетради листал -там же и вправду был мрак полный, как мне показалось. Вот я и удивилась : такой тяжелый случай вытащить за несколько месяцев (2-3 часа в неделю, играючи с красками и пластилином) до полной нормы - это же фантастика.
04.02.2014 19:31:19, white-dove
Это художественный фильм:), а не учебный. Именно как художественный, со своим худ. вымыслом, он конечно хороший, полезный, мы смотрели вместе с детьми. 05.02.2014 00:30:13, ЮлияФ
Эти упражнения действительно очень хорошие не только для дислексиков, а вообще при обучении маленьких детей (3-4 года). Это помогает. А вот киношное там - терпеливый учитель. Даже мы, родители, не можем быть такими со своими детьми )) А ведь это самое главное. В том и затык. 04.02.2014 15:01:35, Акелла
Обожаю этот фильм:)
Что с 3-4 летками так занимаются -знаю: с 2-х летней дочкой, помнится, так буквы учила (тоже рисовали-лепили). Но неужели эти же игры помогают научиться не делать ошибок при правописании и прочитывать целые слова при неврологическом расстройстве (дислексии)?
Там помню, еще учитель водил пальцем по руке мальчика, как бы проводя контур буквы...
Учитель там, имхо, не киношный, нормальная ситуация, когда чужой человек более терпеливо, чем родители, занимается. С чужими детьми легче заниматься, чем со своими родными:) за своих переживаешь сильнее, и амбиции зашкаливают иной раз.
04.02.2014 16:07:42, white-dove
написала вам на почту 04.02.2014 12:20:42, Чунга-Чанга
ВикторьИванна
Наш случай аналогичен. Было, правда, давно. Деть уже вырос.
Про американские методы ничего тогда не знали. Занимались с логопедами, дополнительно с учителями. Делали, как казалось, все что могли.
Но: все полученные положительные результаты при первом же стрессе ребенка сходили на нет...
Теперь отношусь к этому философски: каждому - свое (ну не быть моему ребенку грамотным, что теперь...)

Дети разные, технологии опять же какие-то новые, возможно, появились.
Не помогло моему - поможет другому.
Выходите из раздрая - эмоции только навредят. Не отчаивайтесь. Пробуйте.
И помните про стрессы, переутомления и прочие подводные камни.
Если деточка - трудяга, то все получится.
04.02.2014 11:04:31, ВикторьИванна
спасибо. перкрасно понимаю, что это не конец света ни разу, с этим живут и работают. но школа есть школа, хотелось бы помочь ребёнку, так что будем искать как. 04.02.2014 11:12:52, douceur

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!