Раздел: Детско-родительские отношения

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Эмоции.

Возник у меня этот вопрос благодаря не столько наблюдениями за детьми (хотя и это тоже), сколько услышанными воспоминаниями о детстве моих знакомых и прочитанными здесь (на этом сайте).
Как Вы думаете, надо ли учить детей "правильно" выражать свои эмоции? Теоретически все мы разные и подход ко всему у нас субъективный. Даже наши дети могут в этом смысле быть полными противоположностями нам. То, что вызывает у одного человека восторг, у другого - равнодушие. Но я не об этом. Часто бывает, что ребенок испытывает какое-то чувство, но не может его выразить эмоциями. Например, все кругом радуются (смеются, прыгают, танцуют, кричат, хлопают в ладоши), а один стоит в сторонке не потому, что ему не весело, а потому что он не может, как все. Считается, что он стеснительный и не надо к нему приставать. А будучи взрослым, этот человек вспоминает, как трудно ему было, как хотелось ко всем в компанию, но он не мог самостоятельно решиться на это.
Или, например, есть дети, которых называют "бука". Их либо не любят, либо привыкают, но не догадываются, как тяжело быть такими. Взрослые "буки" не желают своим детям того же. Пример такой: ребенок был в гостях, все время делал вид, что ему скучно, неинтересно, а когда пришел домой, то рассказывал родителям, как там было здорово и весело и он еще туда хочет. А те люди, у кого он был, думают, что ему не понравилось и больше не приглашают.
Я могла бы еще примеров привести, но, надеюсь, уже понятно, о чем я.
Поделитесь своими мнениями. Лучше не теоретическими, а практическими.
29.05.2013 10:15:55,

17 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Обязательно надо, если не умеет.
У нас усыновленный ребенок. Дома оказался в двухлетнем возрасте. Выражать эмоции любые мог только одним способом - ударить. Радость - удар, печаль - удар, больно ударился - удар, смешно - удар. При этом ребенок совсем не агрессивный, но он не знал как надо и что можно по-другому.
Так и учили. Перехватывали руку, расправляли ладошку, я ладошкой гладила себя и проговаривала, что лучше так. Так постепенно и научился. Это с одной проблемой. ))

И сейчас сыну (8 лет) когда вижу как играет с друзьями "не правильно" тоже проговариваю наедине. И объясняю. Например, во время игры что-то они разругались. Наш обиделся, сел и надулся. Все играют внимания не обращают. Я подозвала и показала ему, что его "дутье" не продуктивно, так стоит ли сидеть и страдать, если всем плевать и они веселятся. Кроме как себя, ты никого таким образом не наказываешь.

Да, я иногда направляю ребенка. Но он зачастую должен сам найти выход из ситуации. так как я поступила бы на его месте вот так, а он по-другому, так как он - не я, он не мой клон и как реагировать и разруливать ситуации ему надо учиться самому . Я только могу подсказать, помочь как лучше теоретически с друзьями, но не сделать за него.
В остальном, скорее личным примером.

И много практики у ребенка в социуме.

Вы замечали, что у военнослужащих дети очень общительны и коммуникабельны, независимо от темперамента?! Потому что они часто перезжают и им заново приходится строить отношения со совершенно незнакомыми детьми и взрослыми. И с каждым переездом им это удается легче и проще.

В классе у сына девочка, можно сказать что истязала мальчиков, которых она, как сама говорит - полюбила. Она их била довольно жестоко направо и налево, преследовала и висла на них и считала, что если она любит, то мальчик просто обязан это все безропотно терпеть и отвечать лаской и вниманием к ней.
С ней работал психолог. Сейчас намного лучше. Это так же не умение выражать свои эмоции и неверные ожидания в ответ на свои поступки.

Не уверена, ответила ли я на Ваш вопрос. ))
29.05.2013 20:20:02, Lussi01
Спасибо. Вы очень точно ответили. Я ждала именно этого. Ваш опыт весьма показателен. Всегда была уверена, что дети не рождаются такими-то или такими-то, а становятся. 29.05.2013 21:23:38, Акелла
Я считаю, что инвариантно - научить ребенка формальным правилось вежливости. (спасибо, пожалуйста, извините). А вот более непосредственные проявления эмоций... понимаю, о чем Вы говорите. У меня одна дочка, получив желанный подарок, выразит свою радость визгом и поцелуями, а вторая испытает ее внутри, и только по мимолетным признакам я смогу увидеть, что она есть. В этот момент разве что можно в полушутку дружелюбно предложить "чмокнуть мамочку", но визжать и прыгать она не будет точно, и это действительно вопрос принятия индивидуальности человека.

Мне понравилось мнение в книге, кажется, в "дети с небес" о том, что если родители принимают темперамент своего ребенка, и дают ему проявиться, выразиться, не выражают запрета и неприятия, то в дальнейшем он может меняться в более благоприятную сторону. Хотя в психологии считается, что темперамент это на всю жизнь.
Можно назвать это термином "дозревает" или "адаптируется". Бывает, дети дозревают до приятных для них отношений со сверстниками только к институту.

Я для себя поняла, что на первом месте здесь - доброжелательное отношение. Если я или другой человек принимает эту "букость" в ребенке, и ребенок видит ,что его принимают и относятся к нему доброжелательно даже без милого приятного поведения и радостного визга, то ребенок скорее расслабится и постепенно сможет начать вырабатывать свои личные способы поведения и расширять их количество. Конечно, можно его учить им, но не форсируя и не перегибая палку. по принципу тише едешь дальше будешь.

что касается тех людей, которые ребенка больше не приглашают, то тут можно только испытать сожаление, но исправить что-то я не вижу возможности. Разве что переговорить с этими людьми самой и попросить их оказать ВАМ услугу - пригласить вашего ребенка.
29.05.2013 12:59:55, ЮлияФ
Спасибо. Я согласна с Вами. Лично я "дозреваю" до сих пор. )) И, кстати, с помощью ребенка - он такой, какой я хотела быть в детстве. )) А я, в свою очередь, влияю на него. 29.05.2013 14:31:32, Акелла
Birke
Погуглите "алекситимия". 29.05.2013 12:47:11, Birke
Не, ну я не об этом. 29.05.2013 12:53:48, Акелла
Birke
Об этом, именно об этом. Неумение выражать свои эмоции. 29.05.2013 13:52:10, Birke
"Люди, страдающие алекситимией, не способны понять и разобраться в собственных чувствах и переживаниях, и поэтому, как следствие, им чужды эмоции других людей. Им чуждо сострадание, чуждо сопереживание и чужда жалость. Им не хватает интуиции и воображения. Личность таких людей характеризуется примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и, что особенно существенно, недостаточностью функции рефлексии.

Совокупность перечисленных качеств приводит к чрезмерному прагматизму, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям и конфликтам в межличностных отношениях.

Происхождение алекситимии бывает разное. Это явление может носить врожденный характер. Как, например, устойчивое качество личности человека. А может иметь приобретенный, то есть временный, характер. Примером может служить посттравматическая реакция, состояние вследствие пережитого стресса, длительной депрессии, как защитная реакция организма на агрессию внешнего мира".
Это вообще не про мою тему. Я об обычных детях, испытывающих эмоции, знающих эмоции других, но не показывающих их наружу. Они, может быть, и не испытывают дискомфорт от этого. Но окружающим трудно их понимать иногда.
29.05.2013 14:42:11, Акелла
это способность к непосредственности. спонтанности. Тот самый радостный визг. Не все будут это делать, одни в силу характера, другие т.к. на них в свое время шикали, просили быть потише. 29.05.2013 14:48:18, ЮлияФ
Вот "шикали" - это про меня. Я так боролась с излишней эмоциональностью сына. )) 29.05.2013 14:52:34, Акелла
Tatulya
Мне кажется, что стоит учить ребенка не выражать эмоции, а понимать (различать) их в себе и в других. А реагировать он будет в силу своего темперамента. Ведь он видит как радуются другие, но что-то мешает сделать так же. У меня дочка в 3-5 лет была очень чувствительным ребенком. В саду любое проявление радости, агрессии с неким переизбытком, приводило к изумлению и волнению, и как следствие к замыканию. У таких детей более тонкие настройки. Если начать учить такого ребенка радоваться как все, боюсь, он решит, что с ним что-то не так, раз он не способен радоваться, как некоторые дети. И это только породит в нем неуверенность.
А правильно принимать ребенка таким, какой он есть. Ты такой, они немного другие, эти ещё какие-то. В общем про индивидуальность.
29.05.2013 11:11:21, Tatulya
Мне кажется, что дети и так думают, что с ними что-то не так, если они не такие, как все. По крайней мере, я это часто слышала от взрослых. При чем это относится не только к стеснительным детям. Некоторые, например, сетуют, что их не научили в детстве принимать гостей или подарки, благодарить за помощь (на эмоциональном уровне). 29.05.2013 12:44:53, Акелла
А я, например, не умею произносить поздравительные речи и писать открытки. Т.е. формально запросто, а вот красиво, легко, как некоторые поют соловьем - нет. А дочка у меня умеет ,у нее что-то такое получается необычное, от души. И я этому ее естественно никогда не учила.
По поводу научения в эмоциональной области "дрессировка" должна применяться дозированно, и должно быть много-много принятия, это основа для того, чтобы иметь возможность перенимать поведение окружающих. Да, и конечно самое лучшее, что можно - это делать вместе. Поздравить, спеть имениннику поздравительную песню. Это будет научение.
29.05.2013 14:39:10, ЮлияФ
Я до 20 лет не умела произносить "мамочка".
Отношения с мамой были хорошие, сказать "мамочка" очень хотелось. Но я не умела, не могла, слово застревало в горле... может потому что мама сама не умела нежничать (она детдомовка).
31.05.2013 12:13:15, маугленок
А я и сейчас не могу. Маме уши обжигают такие слова почему-то. Зато с сыном нежничаем! )) 31.05.2013 14:18:42, Акелла
Birke
Знакомо :), я так и не научилась. Но мне и не хотелось.
Мама моя тоже нежничать не любила, и ласковые слова в мой адрес у неё были весьма специфические. Например :"Паршивка" :)
31.05.2013 12:27:15, Birke
Полностью согласна.
А я жалею, что не умею произносить поздравительные речи. И главное, придумать слова могу, не могу легко и эмоционально сказать. А ведь так приятно, когда тебе говорят хорошие слова и выглядит это не натянуто, а искренне. А мой сын тоже прекрасно говорит поздравления - я его не учила, но подбивала. ))
29.05.2013 14:49:16, Акелла


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!