Раздел: Чтение, речь

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

ТанИчка

Дочь ненавидит читать и перессказывать

Дочка закончила первый класс. Техника речи по нижнему краю. Завуч сказала придет проверять ее в сентябре еще раз.
Дома читаем, всегда надо подгадывать настроение, иначе слезы и продолжительные истерики, что читать не буду, а тем более перессказ. еле-еле (не в смыле, что непоняла, а в смысле, что не ХОЧЕТ отвечать) отвечает на вопросы по тексту, чтобы мне понятно было, понят ли текст.
Читает невнятно, бормочет, тихо. Пробовала просить читать про себя , но поняла, что тогда она читает, но не дочитывает слова до конца. Так суть уловит и все.Все эти прияастия, деепричастия-не для нее.
Сейчас даю книги, намного проще, чем были в школе. Простые сказки Толстого, Ушинского.
Спасибо, что дочитали
Посоветуйте что нибудь? с Сентября может логопеда искать (развивать речь, проблем со звуками нет) или психолога?
Еще дочь , когда читать не получается, чувствует себя какой ущербной, плачет и говорит, что ее никто не любит, кроме мамы, (потому что только я могу сидеть рядом и пережидать конец истерии, папа не в силах)
28.06.2010 15:13:58,

29 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Меня чуть не выгнали из английской спецшколы за неумение читать после первого класса. Все наладилось после того, как мне мама начала читать интересную (на мой взгляд) книжку "История одного детства" (это куски из воспоминаний одной дамы (по иронии судьбы ученицы того самого Ушинского) о своем детстве. Мне было очень интересно, что было дальше, а чтение было дозировано) и я стала читать сама. Ко второму классу книжки стали "пищей" и в общем это так до сих пор. ИМХО дело в выборе книг. Вы сами пробовали читать эти "простые сказки" с педогогическим уклоном? Для современного человека они представляют примерно такой же интерес как Иллиада для взрослого. 06.07.2010 14:03:02, golub
Здравствуйте, Татьяна, скорость чтения 30-40 слов в минуту на конец первого класса не такая уж низкая, а вот то, что чтение стало для ребенка поводом для слез очень жалко.
Остерегусь сразу что-то советовать, т.к. Ваше сообщение вызвало у меня много вопросов.
Низкая скорость чтения - это единственная проблема с навыком чтения или же девочка при чтении недочитывает слова, переставляет слоги и буквы, может пропустить слог или букву?
Замечает ли она свои ошибки при чтении, может ли их исправить или продолжает читать дальше, даже если озвучила некоторую бессмыслицу?
Как Вы узнаете, что она недочитывает слова, когда читает про себя?
Может ли дочка перессказать содержение мультика, например, под тем предлогом, что Вы его не видели и Вам интересно? Придумать рассказ по картинкам, если предложить ей это как игру, а не как проверку?
Насколько она хорошо понимает прочитанное? Может ли ответить на вопрос, если ответ ни на прямую дан в тексте, а требует осмысления контекстной информации?
Как дочка объяснила Вам, почему она больше не хочет слушать чтение? Хватит, сама? А почему, ведь, похоже, читать самостоятельное для нее, как и для многих первоклашек, это большая, а Вашем случае еще и неприятная работа?
Нравится ли девочке ходить в школу? Какие отношения у нее с учительницей? Есть ли какие-то проблемы в учебе, кроме пресловутой техники чтения?
Что говорит Ваш школьный психолог об уровне тревожности девочки и о том, как она адаптировалась в школе?
04.07.2010 15:21:52, Dusik
ТанИчка
к сожалению, не нашла вашего мейла)) постараюсь ответить здесь
1)Дочка, если у нее плохое настроение, может и слоги переставлять или читать вообще не то , что написано. Ошибки свои замчает, но исправлять не хочет, т.е прочитать слово заново без ошибок-проблема, категорически нет! и слезы, если настаивать. Но насколько я поняла, или так кажется в уме она смысл понимает, а вот прочитать-капризы.2)когда читает про себя, прошу прочиать из текста сложное слово, она его плохо чтает без окончаний, когда прошу прочитать сложное слово, по слогам-нет, не буду.
3) перессказ мультика или текста, фильма, может сделать , но в двух словах. Приходится давать навадящие вопросы. В школе при перессказе-пркатически училим наизусть.
4) играть в картинки и составить текст-не будет (((
5)чтение на ночь отвергла, ни как не объяснив, но недавно нашли интересную книгу, вроде прослушала. Слушает мое чтние, только когда , я ей сказала, что мне обидно, что она не хочет побыть со сной рядом
6) Ткже перестала слущать сказки по аудио, радио
7) в школу ходить вроде нравится, но без восторга, больше нравится продленка, с танцами
8) отношения с учителем-без конфликтные, говорит, что учитель нравится
9)Все проблемы у чебы из-за чтения, не дочитывает задания по русскому, или задачу по математике-отсюда ошибки
10) про психолога-даже и не знаю, есть ли он в школе
пишите на мейл
aprilkorn@mail.ru
жду помощи
04.07.2010 16:54:39, ТанИчка
У меня проблемы с регистрацией и настройкой на 7ya.ru, поэтому моя почта там не высвечивается.Я даже подтверждения регистрации не получила, хотя на сайт зайти могу. Надеюсь, за пару дней смогу разобраться с этими "глюками" или со своей криворукостью.
Ответ отправила на почту.
04.07.2010 18:27:25, Dusik
Birke
Дарья, здравствуйте !
Возможно ли мне тоже задать Вам пару вопросов по чтению ? У меня сын-первоклассник, терпеть не может читать (хотя и умеет), меня это очень беспокоит.
Заранее спасибо, если найдёте возможность ответить.
На всякий случай моя почта :
koch.irina@bluewin.ch
Ирина
05.07.2010 14:10:10, Birke
Здравстуйте, Ирина, с удовольстивем пообщаюсь с Вами про Вашего сына и про его чтение, но хотелось бы для начала хотя бы в общих чертах понять ситуацию и Ваш вопрос.
Как Вы понимаете, что сын не любит читать?
Любит ли он слушать, когда читают ему?
Любил ли слушать Ваше чтение, когда был дошкольником?
Были ли у него любимые книги?
Я прочла, что мальчик умеет читать, но не поняла, насколько хорошо?
Что он в принципе любит делать?
Что любит делать вместе с Вами?
Какие вопросы Вы хотели бы мне задать?
Могу подкинуть одно соображение наобум и сразу (на тему того, почему ребенок может "вдруг" разлюбить читать). Достаточно часто так бывает, что ребенку довольно много читают до школы, он с удовольствием слушает. С походом в школу ситуация меняется - взрослые читать перестают - он (ребенок)уже взрослый и должен читать сам и он этому научился. Научился-то он научился. Только скорость его "передвижения" по тексту очень маленькая, а усилий требует много. Представьте, какая мука для первоклассника, который раньше с удовольстивем следил за приключениями разных героев, буквально, "перемещаясь со скоростью мысли", теперь самостоятельно
"пробираться по тексту со скоростью черепахи". Если взрослые перестают в первом классе практиковать совместное чтение-слушание, ребенок часто перестает любить читать.
06.07.2010 00:33:42, Dusik
Birke
Да - ещё хотела спросить : Мне не переставать ему читать ? ИЛи перестать ? Я уже грозилась. что сейчас заканчиваем книгу и всё. Дальше читает сам. Но, боюсь, не будет он сам...

Насчёт "хорошо ли читает" - читает. как первоклассник. Не по слогам, но довольно медленно.
Тексты пересказывает хорошо.Смысл понимает отлично. Вобщем - чтобы коротко- тех проблем, что у девочки в описанном вверху топике, у него нет.
06.07.2010 09:31:28, Birke
Доброе время суток, простите, что поздно отвечаю - только что добралась до компьютера. Я думаю, что, если Вам важно, чтобы у сына сохранился интерес к чтению, то, конечно, читать вслух не переставать. Во-первых, это позволит поддержать его уровень читательского развития (он будет слушать те, книги, которые ему интересны, а это, как я поняла из Вашего рассказа, книги достаточно высокого уровня, не думаю, что пока он может читать их сам - слишком долго, слишком сложно, для ребенка проще бросить). Во-вторых, семейное чтение, особенно такое как у Вас, когда Вы готовы и читать, и "играть голосом", и отвечать на вопросы, и вместе лезть в словари - это большое удовольствие для ребенка. И Вы источник этого удовольствия. А теперь представьте себе ситуацию галазами ребенка - до школы мама придумывала для меня кучу замечательных вещей, связанных с книгой, дарила мне свое время и приятные впечатления. Нам было хорошо вместе, и интересно читать. И тут вдруг чтение из чуда, из подарка, из совместного дела превращается в обязанность, да и еще и мотивируют меня тем, что исполнять эту обязанность надо, чтобы в будущем стать ученым, изобретателем. Даже, если первоклассник и не знает, сколько учится в ВУЗе, про школу он точно понимает, как в анекдоте, что "эта бадяга на 10 лет" :). С тем же успехом его можно мотивировать и чем-нибудь в столетней перспективе - одинаково далеко и не двигает. Это для старшего подростка нормально понимать, что мне надо делать то-то и то-то, чтобы иметь возможность найти работу по душе и т.д. Поэтому, мое мнение, читать, обязательно читать вслух, и лазить в словари, и придумывать вместе кроссворды и викторины, и ставить популярные опыты, описанные в книгах и т.д.
Теперь про то, как можно стимулировать самостоятельное чтение. Разными нехитрыми приемами, во-первых, как уже здесь писали, останавливаться на самом интересном месте и под каким-нибудь благовидным предлогом (устали, ужин пора готовить и т.д.) обрывать чтение. Не на той, так на другой книге ребенку станет интересно, но что же там дальше и хоть сколько-то он прочтет сам. Во-вторых, можно открыто договариваться почитать по очереди, например, по абзацам. Хотя бы под тем жлементарным предлогом, что Вам тоже хочется, чтобы он Вам почитал, Вам это будет приятно. Дети такого возраста, как правило, с удовольствием читают по жребию. Т.е. Вы совместно с сыном готовите несколько бумажек, на которых подписаны ваши имена или нарисованы, какие-то ваши символы и т.д. А потом ребенок вытаскивает их из шляпы. Вытянул Ваш листок - читаете Вы, вытянул свой - читает он Вам вслух. Здесь главное показать ребенку, что Вам приятно и интересно его слушать и не увлекаться "педагогическим процессом" - встретилось трудное слово - помогите прочесть, ошибся где-то, поправьте, но не требуйте, чтобы теперь прочитал правильно. Это совместное чтение, а не урок. Важно, чтобы Вы были мамой, а не учительницей. В-третьих, можно предложить ребенку устроить "театр у микрофона" (это подойдет для художественных произведений) и просить его почитать за кого-то, но этот кто-то должен быть интересен ребенку как герой, а его реплики должны быть простыми и достаточно короткими.
Читать бегло и самостоятельно Ваш сын обязательно научиться, ведь, как минимум, домашнее задание он читает сам. Сохранить удовольствие от чтения и достигнутый уровень читательского развития (в данном случае я имею ввиду уровень текстов доступных для понимания), мне кажется важнее.
Не знаю, смогла ли я внятно ответить на Ваш вопрос. Если чего-то не хватило или что-то непонятно, уточняйте. И отдельно хотелось бы выразить Вам свое уважение как маме, главное для сына (во всяком случае в чтении) Вы сделали - он любит читать, теперь важно эту любовь не потерять.
07.07.2010 00:36:52, Dusik
Birke
Большое Вам спасибо ! Многое поняла. Дело в том, что я сама начала читать очень рано и "запоем" и мне просто непонятно - ну как это - не любить читать ??? Наверное, это всё равно, как заядлому футболисту непонятно - ну как это кто-то не любит футбол ? :))
Но у меня была другая ситуация - мне читала полуграмотная бабушка - она читала медленно, запинаясь, иногда не там ставила ударения...к тому же, она вела хозяйство и часто прерывалась для того самого пресловутого "приготовить ужин".

Про чтение по абзацам - у нас в школе (местной) как раз это практикуется. Последнюю книгу, которую сын взял в библиотеке, он сам мне предложил так почитать - я была рада.Наверное, ему и правда, так проще - страницу я - страницу он.

Отдельное Вам спасибо за идею чтения "по ролям" - наверное, этим я тоже его заинтересую, если предложу почитать за какого-нибудь злодея или волшебника:))

Вобщем, всё поняла - чтения вслух прерывать не будем. А то он уже в отчаянии - я его напугала, что после летних каникул ему придётся читать самому :(. А ему и правда,сложноват тот уровень, что мы читаем.
07.07.2010 10:39:18, Birke
Пожалуйста :) Удачи вам обоим и интересных каникул. 07.07.2010 14:15:00, Dusik
Birke
Спасибо ! Вы очень точно описали нашу ситуацию внизу Вашего сообщения.
Сыну я начала читать вслух в три года и "залпом" - очень много. Постепенно усложняла уровень (адекватно его интеллекту и запросам). Дошло до того,что в 6 лет читала ему уже вполне взрослые романы типа "Острова Сокровищ" и кучу развивающей литературы с пометкой "для среднего и старшего школьного возраста". Обожал слушать. Всегда был активным слушателем, к тому же великолепная вербальная память. Текст запоминал кусками. Помимо этого, он рано отказался от мультфильмов в пользу документальных передач ВВС. Очень много слушал аудиоэнциклопедий (не только "Чевостика" - его вообще наизусть выучил). ПОмимо этого, он ещё и двуязычный - свободно владеет русским и немецким,т.е. информация идёт сразу на двух языках.
Вобщем, на собеседовании с учителем в школе, она сказала, что у мальчика-первоклассника словарный запас и интересы на уровне 6-го -7-го классов (немецкий), а "русский" лексикон у него ещё шире.

Это всё хорошо. А плохо то. что он не читает сам. Вы совершенно правы - ему "медленно". Он привык усваивать информацию быстро. А я ещё и с выражением всегда читала, и останавливалась, когда он спрашивал , что значит тот или иной непонятный ему термин.Бывало, и в "Яндекс" лазили, и в "Гугл" вместе. Всё обьясняла. Теперь результат - он ленится читать сам. Читает строго то, что задали в школе :( . Берёт в библиотеке книги (интересные, не комиксы) - мама,почитай. Если я не прочитаю - отдаёт с сожалением...непрочитанные :((.
Беда прямо - не знаю, что и делать. Он учёным хочет стать, изобретателем. В университет мечтает поступить - мы уж ему и обьясняем, что ЧИТАТЬ надо, ЧИТАТЬ САМОМУ !! Пока безрезультатно.

Если Вы дадите мне какие-то советы, как стимулировать его начать читать самому - я была бы Вам очень благодарна. А то он сидит, как король и слушает ! ПРичём, если даже делать абсолютно нечего - слоняется "чем бы заняться" .Я говорю - почитай. "НЕЕЕЕт...ты мне почитай" :(((
06.07.2010 09:28:21, Birke
А рисовать любит? Таких детей можно увлечь через "быстрое" рисование сюжета, можно совместное. 30.06.2010 06:10:11, Нуга
ТанИчка
ходит в художественную школу 30.06.2010 08:14:42, ТанИчка
Умение рисовать тут не нужно:) Нужно любить рисовать.

Читаете текст, объясняя, что читаем его смысловыми частями, "каритинками", и рисуете эти картинки, можно схематично, полно полностью, можно потом раскрасить -как захочет. Главное чтобы после чтения у неё в доступе остались и книжка и рисунок и карандаши-краски. Вы начинаете, а она продолжает рисовать.

Например
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. (рисуете домик, взрсолых и мальчика -девочку рядом:)

- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца? Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, (домик, уезжают на машине или уходят, детишки машут платочками)

а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загуляла. (или девочка играет одна, или мальчик один на пенёчке сидит)

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. (облако , два лебедя и мальчик у них на спине)

Ну и так далее. Рисунки и фигурки совершенно простейшие нужны.
30.06.2010 19:39:40, Нуга
Как минимум - не заставлять пересказывать, если уж заставлять, то - читать вслух, а если есть возможность - самой читать вслух. У нас проблемы аналогичные (понимают, с удовольствием и легко пересказывают, техника - на уровне, но читать не заставишь). Но у меня нет возможнсьти читать всоух совсем. 29.06.2010 17:53:44, hanhi
ТанИчка
я читала вслух ребенку с 1 года до 1 певого класса. Всегда это было удовольствие. Но вот к концу первого класса-она сказала сама хватит, больше не читай ((( 29.06.2010 19:30:47, ТанИчка
А может дать дочке отдохнуть? Все же лето. А в августе снова попробовать, с новыми силами. 28.06.2010 19:37:13, ЛюбимицаКлаппа
ТанИчка
Бабушка на даче читает с ней 2 страницы через день,с крупным шрифтом,Вроде немного.
В июле до середины августа будет отдых в лагере.
29.06.2010 05:21:35, ТанИчка
AuntHelen
Татьяна, напишите мне в личку, я пришлю вам таблицы для отработки техники чтения (их всего 4 или 5, точно уже не помню). Смысл там в том, что таблицы читаются на время, с засечением времени по секундомеру. И с каждым новым прочтением дите реально видит, насколько лучше получилось на этот раз. Включается спортивный интерес (если не ошибаюсь, больше 1-2 раз подряд таблица не читается, иначе ребенок устает и теряется интерес и ухудшается время). Моим эти таблицы очень нравились, техника чтения улучшается заметно, и отношение к занятиям становится более положительным. 28.06.2010 17:14:26, AuntHelen
AuntHelen
Рассказы по картинкам отрабатывали по комиксам, Сутеевским и еще у нас была книга с историями про Пифв, в картинках и почти без слов. Сначала я сыну по ним истории рассказывала своими словами, потом его попросила. Это было еще в детском саду. Когда на собеседовании при приеме в школу его попросили описать картинку, он сделал это неожиданно (для меня) обстоятельно. 29.06.2010 14:31:21, AuntHelen
derglenka
Тоже отправила просьбу прислать таблицы в личку. 28.06.2010 20:35:09, derglenka
Birke
Извините, а можно мне тоже такие таблицы ? 28.06.2010 17:26:00, Birke
AuntHelen
Пишите в личку. У меня они на др.комне, надо поискать. 28.06.2010 18:25:04, AuntHelen
Мышикова мама
"Техника речи по нижнему краю" - а что это?
"Сейчас даю книги, намного проще, чем были в школе" - а в течение 1 класса были именно книги, не учебники? Скажите, пожалуйста, что за программа у Вас такая, правда интересно. Дочка закончила 1 класс по программе "Школа 2100", но книг они не читали.
Предложите ей самой выбрать книги. "Простые сказки Толстого, Ушинского" могут быть ей неинтересны. Пусть походит в книжном магазине, поперебирает книги, наверняка чем-то заинтересуется. И через год Вы будете писать, что она Вас регулярно разводит на покупку книг и слишком много читает:)))
Дина выбирает книги лет с пяти. Взяла с собой в пансионат подмосковный 15 книг по 70-100 страниц каждая. Через 10 дней приезжаю, а 11 книг уже прочитаны, потому что они ей интересны) Поверьте, в пансионате есть чем заняться, кроме чтения (лес, пляж, купание, игры, подружки, - всего в избытке). А вот сказки читать она не любит, и если бы я ей этих сказок 15 книг положила с собой, думаю, столько бы она читать не стала.
У нас хорошо пошло вот это, например (все эти книги Дина выбирала сама):
Т.Парвела "Элла в 1 классе"
Д. Мерфи "Самая плохая ведьма" (их книг 5 точно есть)
Ф.Саймон "Ужасный Генри" (тоже несколько книг вышло)
Я.Петрович "Школа. Руководство по выживанию"
Неандертальский мальчик в школе и дома
Волков. В адаптированном варианте 4 книги прочитаны. Дома ждет оригинальная версия, но там шрифт мелкий, поэтому с собой не дала.
Серия книг про Анжелину (А. во дворце, День рождения А. и еще что-то)
Путешествие Гулливера (адапт.) и Робинзон Крузо (адапт.): очень понравилось издание книг. Хороший шрифт, много цветных иллюстраций, Дина любит к картинкам возвращаться.
Сборники всяких смешных историй про школьников. Их сейчас множество выпустили, у нас есть изд-ва "Самовар" и "Оникс".

ИМХО, конечно, но большой радости от пересказа прочитанного дети обычно не испытывают. Предложите ей обсудить какого-то героя, спросите, почему он ей понравился/не понравился, в общем, изобразите диалог) Но, конечно, для этого нужно самой прочитать те книги, которые дочка выберет. Если честно, получите огромное удовольствие, прочитав свежепереведенные и свежеизданные детские книги)))

28.06.2010 16:14:42, Мышикова мама
ТанИчка
по нижнему краю-это значит что в диапазоне от и до , она стоит в ОТ, т.е 30-40 слов в минуту.
Программу составляла сама учитель, они в первом классе читали книги. Букварь был для уже читающих,

Вот именно обсудить какого то героя у нас и не получается-Я задаю наводящие вопросы, она односложно отвечает, если не находит определения-истерит.
Сейчас даю читать про животных, но опять же ВСЛУХ-не читает, а про себя глотает окончания,
Дя нас проблема даже прочитать задачи по математике, она ище глазами цифры и слова-действия
28.06.2010 16:44:02, ТанИчка
Мышикова мама
Так это техника чтения, а не речи) 30-40 слов в минуту - вполне себе нормальное чтение в конце 1 класса. И все-таки непонятно, какие именно книги они читали. Букварь (даже для уже читающих) - это все-таки учебник.

28.06.2010 17:57:44, Мышикова мама
ТанИчка
Книга по внеклассному чтению для перовго класса. там сборник всего от сказок, до стихов о Москве
Евгений Пермяк
29.06.2010 05:17:44, ТанИчка
Именно Евгением Пермяком меня и мучили в первом классе. До сих пор помню. 06.07.2010 14:55:57, golub
Почитайте вот эту статью, может не стоит оно таких расстройств? Может стоит дома учить тому, что действительно важно в этом возрасте, а на школьные отметки рукой махнуть?
http://ludmilapsyhol­og.livejournal.com/42665.html
28.06.2010 15:35:16, Волжский Олег


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!