Тут недавно проскочило обсуждение вопроса, у всех ли детей бывают возрастные кризисы. Несколько участников высказались, что у их детей кризисов нет и никогда не было. По моим наблюдениям, в целом, (конечно, есть исключения), закономерность такая, что у более мудрых по жизни или же более опытных, более думающих и т.д. мам, у их детей сильных кризисов нет. Т.е. кризис во всей красе присутствует там, где присутствуют необоснованные неадекватные требования к ребенку и негибкость мамы, которая не может быстро к ребенку подстраиваться, снимать часть требований, добавлять нужные, убирать устаревшие.
Теперь про агрессию. В психологии считается, что агрессия в какой-то степени является синонимом жизненной силы, т.е. не факт, что драчливый непоседа будет менее успешным в жизни, чем послушный тихоня. Как бы не наоборот. Хотя родителям приятнее иметь дело с тихонями.
Продолжаем рассуждения.
- Таким образом, оптимально, когда агрессия присутствует у каждого человека, но не превышает границы нормы. Зачем - да хотя бы для самозащиты.
- Самая низшая ступень агрессии, тоже по мнению психологов - это бездействие. Именно ее я в чистом виде наблюдаю у своей дочки. Я ее стараюсь так воспитывать, чтобы она умела находить компромиссы с разными людьми. В частности со мной. Я прислушиваюсь к ее мнению и она в ответ прислушивается к моему. В садике ею тоже довольны, с детьми дружит. Все прекрасно. Из бабушки слегка подвивает веревки, но в разумных пределах, бабушка не против. Так мы и живем в таких сладких благостных отношениях, но натура ребенка же требует какого-то конфликта, т.к. ему это нужно для гармоничного развития! И она начинает проявлять свою низшую ступень агрессии - бездействие - где попало. К примеру, я ей приношу полезный теплый чай, когда болеет, - она будет его пить меееедленно-меееедленно, пока он не остынет. Будет долго сидеть над тарелкой с едой, будет бегать босиком и кашлять, ну, короче, тихо саботировать часть моих требований. Без бурного протеста. Бурный протест тоже бывает, когда они вдвоем с папой, тогда она начинает оспаривать его самые законные требования (переодеться после садика), которые никогда не оспаривает со мной, и у них происходят вполне себе конфликты. Тот же самый ребенок демонстрирует совсем другую модель поведения!
То есть ее безкризисность - не свойство характера, а результат моего воспитания.
Далее.
У меня возникают сомнения - а полезна ли ребенку эта безкризисность, каким он войдет во взрослый мир - более толерантным к чужому мнению либо же более изнеженным и неприспособенным к реалиям жизни, ведь жизнь не будет с ним всегда обращаться так же педагогически правильно, как это делаю я. И ребенок у меня получается совершенно не обучен более высоким формам проявления своей агрессии.
Конференция "Детская психология""Детская психология"
Раздел: Детские возрастные кризисы
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Меня тоже интересовал этот вопрос, поскольку я как раз выросла с достаточно гибкими родителями, и столкнулась с другими отношениями уже в студенчестве. Временами была в шоке, но однако же, в результате со всеми договаривалась. Но думаю, мне было бы легче, если бы родители научили меня правильно и своевременно выражать свой гнев, и спокойно переносить гнев окружающих.
По поводу кризисов - имхо, как минимум 2 причины. Одна - когда родители имеют определенные установки по воспитанию и не успевают заметить, что возможности и потребности ребенка изменились, и потому нужно менять всю систему отношений в семье. Вторая - когда ребенок сам не понимает, что именно ему сейчас нужно или хочется, как бы перерастает уже достигнутое, но еще не осознает, куда "развиться" дальше. И "мучается", ищет... У кого-то это приводит к регрессии возрастной, у кого-то к капризам, раздражительности, у кого-то к соматике. И потом - бывает "прорыв" к чему-то новому. Это и у взрослых, наверное, так же. И тут родители при всей гибкости не всегда могут быстро помочь. Созревание должно состояться, на это может требоваться время.
Насчет агрессии - мне вот эта позиция близка, и с дочкой мы постепенно тренировали разные стадии лет в 9-11-12
http://www.erlib.com/Росс_Кэмпбелл/Как_любить_своего_подростка/5/
А то тоже получалось - дома легко договориться, а в школе - не со всеми. Поэтому с дочкой мы лет в 9-11-12 "тренировались" осознавать и выражать свой гнев в корректной форме 11.01.2009 01:55:49, Svetlana:)
По поводу кризисов - имхо, как минимум 2 причины. Одна - когда родители имеют определенные установки по воспитанию и не успевают заметить, что возможности и потребности ребенка изменились, и потому нужно менять всю систему отношений в семье. Вторая - когда ребенок сам не понимает, что именно ему сейчас нужно или хочется, как бы перерастает уже достигнутое, но еще не осознает, куда "развиться" дальше. И "мучается", ищет... У кого-то это приводит к регрессии возрастной, у кого-то к капризам, раздражительности, у кого-то к соматике. И потом - бывает "прорыв" к чему-то новому. Это и у взрослых, наверное, так же. И тут родители при всей гибкости не всегда могут быстро помочь. Созревание должно состояться, на это может требоваться время.
Насчет агрессии - мне вот эта позиция близка, и с дочкой мы постепенно тренировали разные стадии лет в 9-11-12
http://www.erlib.com/Росс_Кэмпбелл/Как_любить_своего_подростка/5/
А то тоже получалось - дома легко договориться, а в школе - не со всеми. Поэтому с дочкой мы лет в 9-11-12 "тренировались" осознавать и выражать свой гнев в корректной форме 11.01.2009 01:55:49, Svetlana:)
О, я уже видела эту статью когда-то, но забыла про нее. Точно по моей теме! Приму на вооружение.
А по поводу выражать гнев, что подумала, - прежде всего его надо испытывать:) а дочка, похоже, его особо и не испывает. Она сразу уходит в обиду и глухое недовольство. 11.01.2009 23:32:22, ЮлияФ
А по поводу выражать гнев, что подумала, - прежде всего его надо испытывать:) а дочка, похоже, его особо и не испывает. Она сразу уходит в обиду и глухое недовольство. 11.01.2009 23:32:22, ЮлияФ
Вроде бы это как раз нижние ступеньки шкалы гнева?
Я своего шестилетку постепенно приучаю уходить не в нытье и раздражение, а стучать кулаком по подушке :)))
Правда, пару раз и мне досталось, пока разобрались, но болеть ребенок стал меньше и кушать лучше :))) (видимо, желчный пузырь разгрузили). 12.01.2009 00:07:45, Svetlana:)
Я своего шестилетку постепенно приучаю уходить не в нытье и раздражение, а стучать кулаком по подушке :)))
Правда, пару раз и мне досталось, пока разобрались, но болеть ребенок стал меньше и кушать лучше :))) (видимо, желчный пузырь разгрузили). 12.01.2009 00:07:45, Svetlana:)
Света, а как приучаешь? Объясняешь ему, что он сердится? Или он сам это осознает? Что осознает моя, точно сказать не могу.
12.01.2009 00:34:10, ЮлияФ
Ну да, я озвучиваю то, что вижу - допустим, собирает конструктор, что-то не получается, он явно начинает сердиться, злиться, но опять же вижу - руки напряглись, но действия никакого не случилось. И в рев, нытье, жалобы. Я ловлю момент, когда руки напрягаются и подставляю подушку - ты злишься? Лупи по подушке!
Он раз-другой попробовал, понял - помогает. И стал экспериментировать :))) Попробовал по твердому - помогает, но руке больно :)) Попробовал по мне - отдача тоже не понравилась :)))
Теперь либо ногой топает, либо к дивану бежит. Теперь учу самого формулировать - "Я сержусь, потому что то-то и то-то... Я расстроился из-за того-то и того-то..." Еще пока у него не очень получается, но потихоньку мы к этому идем. 12.01.2009 01:00:59, Svetlana:)
Он раз-другой попробовал, понял - помогает. И стал экспериментировать :))) Попробовал по твердому - помогает, но руке больно :)) Попробовал по мне - отдача тоже не понравилась :)))
Теперь либо ногой топает, либо к дивану бежит. Теперь учу самого формулировать - "Я сержусь, потому что то-то и то-то... Я расстроился из-за того-то и того-то..." Еще пока у него не очень получается, но потихоньку мы к этому идем. 12.01.2009 01:00:59, Svetlana:)

Имхо, лучшая приспособленость к реалиям жизни - это умение словами решать вопросы, формулировать свое мнение, понимать свои чувства и уметь взглянуть на вещи с других точек зрения (например, с точки зрения собеседника). Последнее - не обязательно чтобы согласиться с ним, а чтобы понять...
10.01.2009 23:19:08, ленУлЯ
>>>>нытье, бездействие и попытка в обсуждении отстоять свою точку зрения
Последнее - это типа хорошая агрессия, а первые два пункта, как я писала, - самая низкая ступень. Это я просто была на семинаре по всем этим психоаналитическим теориями, после того периодически думаю эту мысль:), не стоит ли пытаться подняться на более высокую ступень:)
Самая зрелая форма выражения агрессии - это возможность смело об этом говорить и смело действовать, ну, к примеру, я прошу ребенка выпить чай, а она мне решительно заявляет, что нет, мама, я сейчас не желаю этого делать, и требую уважать мое мнение. По сути, она это часто и говорит, но говорит довольно спокойно. Если мне непринципиально то, чего я от нее хотела, то я уступлю, но если это желательно - например, вижу, что она намялась вместо еды всухомятку и считаю для нее важным выпить чай, то я начинаю ее пытаться уговорить выпить чай - через ласку - ну котик, ну выпей, - или через подкуп - я тебе дам еще конфету к чаю. Т.е. я по-возможности избегаю прямого конфликта - делай, кому говорю! На самом деле такой вариант тоже бывает, я могу и психануть, и сорваться. Когда она видит, что я в гневе, то со мной не спорит, а свое Я выражает выражением моськи лица. Полуотвернется, надуется, оттопырит губу и делает то, чего я от нее требую. 10.01.2009 23:47:30, ЮлияФ
Последнее - это типа хорошая агрессия, а первые два пункта, как я писала, - самая низкая ступень. Это я просто была на семинаре по всем этим психоаналитическим теориями, после того периодически думаю эту мысль:), не стоит ли пытаться подняться на более высокую ступень:)
Самая зрелая форма выражения агрессии - это возможность смело об этом говорить и смело действовать, ну, к примеру, я прошу ребенка выпить чай, а она мне решительно заявляет, что нет, мама, я сейчас не желаю этого делать, и требую уважать мое мнение. По сути, она это часто и говорит, но говорит довольно спокойно. Если мне непринципиально то, чего я от нее хотела, то я уступлю, но если это желательно - например, вижу, что она намялась вместо еды всухомятку и считаю для нее важным выпить чай, то я начинаю ее пытаться уговорить выпить чай - через ласку - ну котик, ну выпей, - или через подкуп - я тебе дам еще конфету к чаю. Т.е. я по-возможности избегаю прямого конфликта - делай, кому говорю! На самом деле такой вариант тоже бывает, я могу и психануть, и сорваться. Когда она видит, что я в гневе, то со мной не спорит, а свое Я выражает выражением моськи лица. Полуотвернется, надуется, оттопырит губу и делает то, чего я от нее требую. 10.01.2009 23:47:30, ЮлияФ

Так я тоже стараюсь, но особого эффекта нет. Я это понимаю так, что мое давление в этом вопросе вызывает у нее протест, по сравнению с которым голос разума слишком тих.
Причем давление не такое уж и сильное, это она настоящего давления не видела!
:) 11.01.2009 00:56:12, ЮлияФ
Причем давление не такое уж и сильное, это она настоящего давления не видела!
:) 11.01.2009 00:56:12, ЮлияФ


Нет, если мама говорит "делай" (съешь, надень, пойди и т.д.), а деть это делать не хочет, то что тогда?
11.01.2009 01:20:09, ЮлияФ

11.01.2009 08:38:21, ленУлЯ
Ну, к примеру - врач назначил пить таблетки три раза в день. Вы же не задаете три раза в день вопрос "Уля, ты хочешь пить эту таблетку или хочешь болеть"? А по утрам спрашиваете "ты идешь сегодня в садик"? Моя, например, частенько в сад идти не хочет. Но идет.
11.01.2009 18:30:54, ЮлияФ

12.01.2009 00:16:07, ленУлЯ
Ну хоть иногда бывает, что она капризничает или вредничает? И приходится резко настоять на своем, а не убеждать?
12.01.2009 00:43:43, ЮлияФ(с надеждой) :)

И потом - при любой формулировке моей просьбы (или требования) она может (и регулярно этим пользуется :) ) возразить и пытаться переубедить меня. тогда ударяемся в рассуждения :)
Просто любое действие имеет свои последствия, плюсы и минусы для ребенка и остальных. Вот и развлекаемся, оценивая нужность и важность :)
12.01.2009 10:30:48, ленУлЯ


11.01.2009 00:52:37, ленУлЯ

11.01.2009 00:30:35, ленУлЯ

Вот как? Тогда наша вам поддержка по типу "кулачки":). Что именно, не хотите сейчас, наверное, говорить?
Расскажите потом обязательно. 10.01.2009 20:14:34, ЮлияФ
Расскажите потом обязательно. 10.01.2009 20:14:34, ЮлияФ

Судя по тому, что ничего не сообщили, - жив и здоров (хотя бы относительно), а вот насчет остального... 10.01.2009 20:23:43, Musenka
О-бал-деть! Вообще вещь неплохая для пацанов, правда, я бы о таком стала задумываться, наверное, поближе к армии, т.е. в чуть более старшем возрасте. И летом:)
Какие же мотивы заставили принять такое решение?
Моя этим летом ездила в экспедицию в степь на неделю, но связь была, пока не закончился заряд на мобилках, электричества там не было. Прошло отлично. 10.01.2009 20:59:01, ЮлияФ
Какие же мотивы заставили принять такое решение?
Моя этим летом ездила в экспедицию в степь на неделю, но связь была, пока не закончился заряд на мобилках, электричества там не было. Прошло отлично. 10.01.2009 20:59:01, ЮлияФ

Так что мальчик сам просился в лагерь, хотя, я сильно подозреваю, совершенно не подозревал, что это такое. А мне было, конечно, страшновато его отправлять, но и не пустить его я тоже не могла... 10.01.2009 21:13:08, Musenka

У меня сын маленький ещё, но на будущее я бы для него что-то именно такое...военно-морское хотела бы (лагерь, я имею ввиду) 10.01.2009 22:53:07, Birke с ЗАВИСТЬЮ

А просто так поехать в лагерь - да, не получится. Ну вот, например, они ж в тир ходили каждую неделю, занятия по теории, опять же, а если человек "с улицы", который всего этого не прошел, как ему настоящий автомат-то доверить? Это ж не игрушка, хоть и холостые патроны... 10.01.2009 23:07:06, Musenka
Как-то не подумала про вариант регулярного коллектива, занятий, а представилось, что ни с того ни с сего - и на урал:)
10.01.2009 23:37:34, ЮлияФ

Я ж, типа, даже переживала, потому как предчувствовала, что не таким он уже вернется, скорее всего... Тему даже заводила тут в середине декабря, страдая по этому поводу... 11.01.2009 00:41:41, Musenka
Тему эту хорошо помню, я еще тогда думала - какой же у этих размышлений повод?
А вообще я думаю, главное, чтобы жив-здоров, а остальное разберетесь:) Это же все-таки не армия, а для детей делается. 11.01.2009 01:01:45, ЮлияФ
А вообще я думаю, главное, чтобы жив-здоров, а остальное разберетесь:) Это же все-таки не армия, а для детей делается. 11.01.2009 01:01:45, ЮлияФ
Тут есть еще и другие моменты... Только сегодня с мужем обсуждали тему кризисов.
У старшей дочки кризисов не было - беспроблемный ребенок до 11 лет. Не из-за нашей мудрости, а от того, что у нее врожденный талант подстраиваться к окружающей обстановке и людям. Только в подростковом периоде это обернулось ого-го какими траблами - она не научилась отстаивать свое Я, поэтому легко поддавалась чужому влиянию. Очень надеюсь, что сейчас уже научилась, хотя не факт - возможно просто окружение сейчас гораздо более адекватное. Но мы же не можем всегда контролировать ее круг общения : ((
А у среднего возрастные кризисы имеют место быть 8 )) Потому что он другой - более эмоциональный, волевой. Хотя с ним нам приходится проявлять на порядок больше мудрости и гибкости, чем со старшей.
Да, до появления второго ребенка я была уверена, что примерное поведение дочери - результат правильного воспитания. Сейчас считаю, воспитание влияет очень мало, основное - гены : ) 10.01.2009 19:31:22, ЛюбимицаКлаппа
+1 Хотя у меня оба беспроблемные (в смысле бескризисные), я уверена, что это не я такая хорошая, а мне просто дважды повезло.
Тоже считаю, что "что родилось - то родилось", мы только немного можем подкорректировать. Самую малость. 10.01.2009 19:58:57, Musenka
Ну так я и написала, что беспроблемные в смысле бескризисности. А так у меня девушка ой-ой-ой какая проблемная, я сейчас, считай, только на нее и работаю.
10.01.2009 20:13:15, Musenka
У старшей дочки кризисов не было - беспроблемный ребенок до 11 лет. Не из-за нашей мудрости, а от того, что у нее врожденный талант подстраиваться к окружающей обстановке и людям. Только в подростковом периоде это обернулось ого-го какими траблами - она не научилась отстаивать свое Я, поэтому легко поддавалась чужому влиянию. Очень надеюсь, что сейчас уже научилась, хотя не факт - возможно просто окружение сейчас гораздо более адекватное. Но мы же не можем всегда контролировать ее круг общения : ((
А у среднего возрастные кризисы имеют место быть 8 )) Потому что он другой - более эмоциональный, волевой. Хотя с ним нам приходится проявлять на порядок больше мудрости и гибкости, чем со старшей.
Да, до появления второго ребенка я была уверена, что примерное поведение дочери - результат правильного воспитания. Сейчас считаю, воспитание влияет очень мало, основное - гены : ) 10.01.2009 19:31:22, ЛюбимицаКлаппа

Тоже считаю, что "что родилось - то родилось", мы только немного можем подкорректировать. Самую малость. 10.01.2009 19:58:57, Musenka
Бескризисные и беспроблемные - это совсем не одно и то же. Вот у меня старшая проблемная, но кризисов у нее тоже не было. Или можно сказать, что был сплошной кризис:), но на самом деле ситуация плавно улучшалась, так что кризисом это не назвать. Хотя... подростковый кризис я бы уже назвала:).
Кризис - это временное явление, которое приходит и уходит. Кризис трех лет, и т.д. Вообще довольно туманное явление, в частности, потому, что в качестве числа "эн" - кризис эн лет - встречала практически и 2, и 3, и 5, и 7. Хотя по науке должно быть 3 и 7. 10.01.2009 20:05:53, ЮлияФ
Кризис - это временное явление, которое приходит и уходит. Кризис трех лет, и т.д. Вообще довольно туманное явление, в частности, потому, что в качестве числа "эн" - кризис эн лет - встречала практически и 2, и 3, и 5, и 7. Хотя по науке должно быть 3 и 7. 10.01.2009 20:05:53, ЮлияФ

Да, характер ребенка это конечно сильный фактор.
А вот интересно со старшей дочкой - гипотетически - нашлась бы такая семья, которая даже этого ребенка вынудила бы к возрастным кризисам? 10.01.2009 19:54:54, ЮлияФ
А вот интересно со старшей дочкой - гипотетически - нашлась бы такая семья, которая даже этого ребенка вынудила бы к возрастным кризисам? 10.01.2009 19:54:54, ЮлияФ

Это не аргументация, это сомнения в своей позиции:) Моя позиция идентична Вашей, но иногда бывают сомнения.
10.01.2009 18:26:08, ЮлияФ

У второго ребенка - дочери - тоже пока не было ярко выраженных кризисов, но она очень упертая и с ней даже труднее чем со старшим. А младший выдал мне и истерики, и все что положено:) Все-таки здесь еще и от характера ребенка многое зависит. 10.01.2009 18:51:12, SANI (ex МВСН)
Ну почему, двое детей из трех подтверждают, причем старший подтверждает еще и обоснованность опасений, которыми я делюсь:)
10.01.2009 19:51:46, ЮлияФ

10.01.2009 17:52:18, ZanZarah
Читайте также
Беременность в 45 лет: обоснованное решение
В нашей статье мы рассмотрим, какие возможности и вызовы открывает беременность после 40-45 лет, опираясь на последние исследования и медицинские рекомендации.
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.