Раздел: Дети и общество

В блог Подписаться на Дзен!

Интересный эксперимент.

Нашел у одноклассника в фэйсбуке

В 1967 году Рон Джонс преподавал историю в средней школе Эллвуда Кабберле в Пало-Альто, Калифорния. Во время изучения Второй мировой войны, один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвящённого этому вопросу эксперимента.

В понедельник он прочел детям лекцию о силе дисциплины. О том, что чувствует спортсмен, который усердно и регулярно тренировался, чтобы добиться успеха в каком-нибудь виде спорта. О том, как много работает балерина или художник, чтобы сделать совершенным каждое движение. О терпении ученого, увлеченного поиском научной идеи. Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.

Во вторник, учитель вошел в класс и обнаружил, что все молча сидят в положении "смирно". Некоторые из учеников улыбались. Но большинство смотрели прямо перед собой с искренним сосредоточенным выражением, мышцы шеи напряжены, никаких признаков улыбок, мыслей и даже вопросов. Джонс объяснил классу силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей Волны. В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.

В среду Джонс выдал членские билеты всем ученикам. Ни один человек не захотел покинуть аудиторию. Тринадцать учеников ушли с других уроков, чтобы принять участие в эксперименте. Учитель выдал каждому членский лет. На трех билетах он поставил красные крестики и сообщил их получателям, что им дано специальное задание сообщать обо всех, кто не подчиняется правилам класса. Однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек. Один из учеников, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе. Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает немецкий тип личности. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны. К концу дня в организацию было принято более двухсот учеников. Многие отнеслись к своему участию в Третьей Волне с полной серьезностью. Они требовали от других учеников строгого соблюдения правил и запугивали тех, кто не принимал эксперимент всерьез.

К четвергу численность класса возросла до восьмидесяти человек. Джонс говорил о том, что такое гордость. "Гордость - это нечто большее, чем знамена и салюты. Гордость - это то, чего у вас никто не может отнять. Быть гордым - значит знать, что ты лучший... Это чувство нельзя уничтожить..." Он объяснил ученикам, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. "Все, что мы до сих пор делали, было подготовкой к настоящему делу. По всей стране преподаватели набирают и тренируют молодежные отряды, которые с помощью дисциплины, общности, гордости и действий могли бы показать нации, что общество может стать лучше. Если мы сможем изменить порядки в этой школе, то мы сможем изменить порядки на фабриках, магазинах, в университетах и во всех других организациях. Вы - избранная группа молодых людей, которые помогут этому делу. Если вы выступите вперед и покажете, чему вы научились за последние четыре дня... мы сможем изменить судьбу нашего народа". Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в полдень пятницы о Третьей Волне по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.

В пятницу 200 учеников набились в кабинет. Не было ни одного свободного места. Всюду висели знамена Третьей Волны. Ровно в двенадцать часов Джонс закрыл двери и выставил у каждой по часовому. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. "Перед тем, как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены". С этими словами учитель отдал салют. В ответ сразу же автоматически взметнулось двести рук. Тогда он произнес девиз "Сила в дисциплине". Его повторил многоголосый хор. Девиз произносили снова и снова. С каждым разом отклик толпы становился все громче. В пять минут первого Джонс включил телевизор, но на экране ничего не появилось.

Тогда он обратился к ученикам "Слушайте внимательно. Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием Третья Волна. Вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже тех немцев, которых мы изучали. Вы думали, что вы - избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений и принять волю группы и большую ложь". После этого Джонс показал ученикам фильм о нацисткой Германии. С ее дисциплиной, парадами и факельными шествиями. И чем все это закончилось.

Потом Джонс подвел итог: "Если нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе Третьей Волны. Так же как немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко". Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слёзы.

картинка


Интересно, а сейчас такое прокатит? Думаю, с хорошим тренером-психологом вполне.

[ссылка-1]
11.05.2013 11:52:49,

22 комментария

Вы не авторизованы. Для отправки сообщения необходимо авторизоваться.

Или я невнимательно читала, или что, но только я так и не поняла, до чего такого ужасного учитель довел детей и отчего они расходились в слезах. От того, что дисциплина лучше расхлябанности? От того, что можно гордиться не только своей индивидуальностью, даже если она заключается всего-то в неумении и нежелании выполнять нормальные школьные требования, но и своим коллективом, принадлежностью к своей группе? От того, что у детей было желание и надежда сообща изменить мир к лучшему?
Думаю, плакали они от того, что учитель-то их обманул...
А к концлагерям это не имеет ни малейшего отношения.
11.05.2013 23:57:39, маугленок
гениальному оратору достаточно повести двух-трех таких же особо одаренных,другие подтянутся,остальные будут молчать,немногие сопротивляться.Но для этого нужна вполне реальная почва.У детей ее не было,они играли,а игру прервали.Это слезы поражения из-за отобранной игрушки,кмк.
Итог или неправильно переведен,или весьма странен, насчет <нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет...>Ага,как же,это ж надо такое сказать.Т.е. он считал,что создал за пять дней диктатуру без всяких на то предпосылок.По мне,так испугался,что сам увлекся и вовремя остановился.
12.05.2013 01:48:14, Schraibikus
там ниже ссылка на большую статью автора эксперимента, там интереснее. 12.05.2013 10:01:42, AleXXX
Мне кажется, что дети плакали от того, что учитель растоптал их веру в коллективность. Естественно же организьмам молодого возраста сбиваться в стайки-банды. Их сначала сбили, дали цель-ритуал-тайну-единение и еще кучу всего. Я, в общем тоже за дисциплину. Но, к сожалению, учителей, способных на что-то похожее, ничтожно мало. А если найдутся единицы, все равно им придется оставаться сектой, все равно все рано или поздно кончится. 12.05.2013 01:06:28, AleXXX
Вот-вот. Не от стыда плакали, не от того, что "повелись", а от того, что их обманули.
А моему ребенку повезло на такого руководителя - у него замечательный тренер по карате. И дисциплина железная, и коллективизм, и все такое... и все, и дети иродители, в восторге.
13.05.2013 16:42:51, маугленок
какие дети странные были. этот немецкий фильм (эксперимент-2) я смотрела. сразу подумала - как странно, я бы не первом же моменте вышла из игры. я так и сделала. у нас была практикантка по англ. языку, которая пыталась внедрить методы коллективного эээ единения. что-то западное. по 2 коп собирать за русское слово на уроке. я сразу начала бойкотировать и никакие копейки не платила не взирая на группу. еще чего... бее, ненавижу такие объединения до рвоты 12.05.2013 03:26:12, ALora
А что плохого в копейках? Хорошая идея. когда я занималась на курсах немецкого. мы тоже старались не говорить по-русски, даже в перерывах. Если бы додумались до этих копеек, обязательно применили бы, а на общую сумму можно было бы в конце курсов что-нибудь купить... тортик, например.
Я знаю, что люди, для которых неприемлим коллективизм, действительно существуют. Ну странно, конечно... но для чего-то, наверное, они тоже нужны природе...
13.05.2013 16:44:56, маугленок
идея не говорить по-русски была нормальная, мы в общем и не говорили. а вот идея штрафов мне очень не понравилась. так же как и идея поощрения чем-то, кстати. я - за чистый интерес из любви к искусству:) 14.05.2013 13:09:10, ALora
Девочка в Шоколаде (eх Ёшкин Кот (ex Medve))
ну конечно, менталитет-то не тот :) 12.05.2013 19:56:55, Девочка в Шоколаде (eх Ёшкин Кот (ex Medve))
ну кто же спорит что ты в стопитсот раз круче студентов американского колледжа середины 60-х. Скорее всего ты просто светоч свободомыслия и гений нонкорформизма :)

Ну или просто тебе не попадались талантливые манипуляторы. Последнее вернее :)
12.05.2013 10:04:10, AleXXX
причем тут светоч. просто не люблю нелогичные правила. талантливые манипуляторы мне попадались - это мои дети 14.05.2013 13:06:13, ALora
мне кажется, что там как раз было логично. А если ты видишь, что человек манипулятор - значит он плохой манипулятор :) 14.05.2013 19:22:24, AleXXX
"там" это где? собирать копейки на школьных уроках в качестве мотивации - это маразм натуральный. ну по мне так - я не могу что-то делать как ослик, тянущийся за морковкой или избегающий хлыста. может кому-то это интересно, не спорю, но я ту "волну" в нашей группе английского развалила быстро. не была лидером ни разу, но уважаемым членом сообщества вполне.

про манипуляторов - поверь, мои дети отличные манипуляторы:) при том что я вижу их манипулятивность, я не могу ее обойти. они самые-самые, среди посторонних мне не встречалось манипуляторов таких, чтобы на меня воздействовали. (ой, нет, было дело, вспомнила, когда мы всем нашим бюро купились на фальшивый приказ МЧС, стыдно вспоминать:)
15.05.2013 02:50:51, ALora
не, в статье. А если видишь и не можешь обойти - ну это просто вопрос приоритетов, что тебе важнее. 15.05.2013 12:52:09, AleXXX
прокатит!
еще Л.Толстой писал что толпа ничто, главное человек, который эту толпу может повести за собой
11.05.2013 19:07:25, 987
еще как прокатит. постоянно прокатывает...скинхэды - не они? казаки - не они? секты - не они? список можно долго продолжать. 11.05.2013 14:12:41, Багирра¯аутентичная
секты - так туда сами, по своей воле приходили люди, согласные к такому поведению. Как и в скинкеды и прочее. А тут - эксперимент, показавший, что можно взять ВЕСЬ класс и с ним работать. Класс - в самой свободолюбивой стране, в которой с пеленок внушается отвращение к коллективизьму.

Или, может, как раз перестарались с внушением демократии и дети (хотя какие нафик дети - такие в Гражданскую полками командовали!) действуют по принципу "от противного"?

Ощущать себя частицей единого целого, особенно если оно агрессивно в этом возрасте - ох, как прикольно. По себе знаю, правда лет в 13. Пьянит - покрепче портвейна. Особенно в сочетании с портвейном.
12.05.2013 10:08:49, AleXXX
имхо, тут подоплека именно индивидуализм: их же сделали _избранными_, не такими, как все остальные. правда чохом, но они этого не заметили, - потому как критического мышления у них никто и не развивал. 15.05.2013 15:40:09, Багирра¯аутентичная
Лучше расскажите об экспериментах Макаренко Антона Семеновича, AleXXX - тогда всем будет понятно, как направить эти свойства психики детей в положительное русло! :) А.С.Макаренко ещё в 20-30-е годы досконально исследовал и использовал эти свойства и добивался фантастических, удивительных результатов...
Но его, Макаренко опыт и технологии преступно скрываются как от педагогов, так и от общественности с целью внедрить другие геноцидные технологии образования, чтобы опустить Россию до "ниже плинтуса". И занимаются этим «бандерлоги», засевшие в Минпросвещения, в Минобразования и ныне - в Минобразнауке, а также - в Академии педагогических наук (АПН) и в её преемнице - РАО. Именно они своими технологиями «педагогического геноцида» уничтожили СССР и теперь пытаются уничтожить РФ :(
Если Вы расскажете об экспериментах и опыте А.С. Макаренко, то Вы внесёте весомый вклад в спасение России и вывода её из трагедии, катастрофы и кризиса, возникшего из-за того, что замалчивается опыт А.С.Макаренко...
11.05.2013 14:09:21, Друг и товарищ
И как же они, интересно, скрываются? Изъяты из библиотек "Педагогическая Поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей" и прочие, уже более специальные книги? :))

И совет - не говори, о чем мне лучше рассказывать - и я не скажу куда тебе идти :)
11.05.2013 14:26:35, AleXXX
Книжки эти - почти художественные, и они не отражают существа педагогических открытий Макаренко и всей значимости достигнутых им результатов. Вот это и скрывается.
Он предлагал ещё в 30-е годы перевести все школы на самофинансирование... Но не так, как предлагают сейчас, чтобы родители за всё платили, а так, чтобы все дети становились высококлассными специалистами, владевшими высокими технологиями и всеми необходимыми организаторскими способностями и навыками, и были социализироваными, как сейчас говорят. В результате сокрытия достижений и результатов, и, главное, технологий Макаренко, начиная с 90-го года и сегодя в стране - миллионы брошенных детей - беспризорников, курильщиков, наркоманов и так далее. В результате утаивания, не продолжения разработок и реализации технологий Макаренко нынешние педагоги и воспитатели ничего не могут и разводят руками: только признают, что пропадают целые поколения...
P.S.:
Насчет Ваших провокаций скажу: Вы тоже мне не "тыкайте" - и я не скажу тогда, куда Вам тыкать и ходить...
Но советы Вы мне не можете запретить давать: я это делают не из-за какого-то зла, а для Вашей же пользы и направления дискуссии в конструктивное русло. а иначе зачем всё? Вы привели прекрасный пример, как свойства мозга можно использовать, в принципе, во вред. Но куда важнее уметь использовать эти же свойства во благо.
11.05.2013 18:00:43, Друг и товарищ
все же самый лучший способ дискуссии с тобой - в не не вступать. Попинать так откровенно подставляющегося человека, безусловно, приятно, но, в общем-то не слишком красиво... Извини. Больше не буду. 11.05.2013 18:57:20, AleXXX


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!