Наткнулся на интересную обзорную статью и обсуждение, сравнивающие системы образования - российскую имеющуюся и американскую(которую используют как "образец для реформ").
Кстати, статья грамотная и беспристрастная. Обсуждение - с некоторыми передёргиваниями, но рекомендую оба.
Статья:
...
Процедура приема и отбора абитуриентов в вузы США зависит от их типа и престижности. Одни вузы осуществляют отбор путем конкурсных экзаменов, собеседования, тестирования. Другие принимают просто при наличии среднего образования (например, ряд двухгодичных колледжей). Некоторые вузы осуществляют прием студентов по результатам конкурса документов об окончании средней школы. Самые престижные вузы устраивают конкурсный отбор, поскольку количество поступающих значительно превышает количество мест. Абитуриенты нередко подают заявления одновременно в несколько вузов, с тем чтобы поступить в один из них...
Обсуждение:
...
приведу вам список предметов, изученных мной в МФТИ на факультете общей и прикладной физики за первые 4 года учебы (это срок, за который можно получить степень бакалавра в США), и типичный список предметов студента Массачусетского технологического института (MIT) со специализацией по физике, необходимых для получения той же степени (информация взята с вебсайта MIT). Оба этих института являются ведущими ВУЗами в области физики в своих странах, поэтому сравнение будет адекватным. Я привожу только технические дисциплины. Стоит уточнить, что в MIT так же, как в российских ВУЗах, учебный год разбит на два семестра, а не на три четверти, как в большинстве университетов США.
...
Конференция "Общество""Общество"
Раздел: Дети и общество
Образование: сравнение и обсуждение..
07.01.2005 18:00:27, male26 комментариев
Вы не авторизованы. Для отправки сообщения необходимо авторизоваться.
Как выпускница МФТИ, также проучившаяся в двух учебных заведениях с американской системой образования (РЭШ и АИБЭк), полностью разделяю точку зрения автора второй статьи, и согласна с автором первой.
Но причины реформ нашего образования не в том, что наша система хуже, а в том, что цель реформ - уничтожить нашу систему образования. Такова же причина реформ и в медицине, и в других отраслях.
К сожалению, страной правят люди, имеющие счета в западных банках, которые в любой момент могут арестовать и отобрать, если эти люди начнут делать что-то неугодное тем, от кого зависят. 11.01.2005 09:49:49, Лина Э.
Но причины реформ нашего образования не в том, что наша система хуже, а в том, что цель реформ - уничтожить нашу систему образования. Такова же причина реформ и в медицине, и в других отраслях.
К сожалению, страной правят люди, имеющие счета в западных банках, которые в любой момент могут арестовать и отобрать, если эти люди начнут делать что-то неугодное тем, от кого зависят. 11.01.2005 09:49:49, Лина Э.
Сложно согласиться. Я по ряду причин уже несколько лет (с 2000 г.) наблюдаю технологию подготовки и проведения (а точнее сказать "проведения и расхлебывания") реформ в образовании и практически на 100% уверена в том, что у нынешних реформаторов не только нет цели "уничтожить системы образования, мед.обслуживания и пр.", у них вообще особых целей не наблюдается. О них не думают. Если вы им скажете, что у них такие вот "кровожадные" цели - они будут сильно удивлены....
Есть некторые сиюминутные задачи, которые пытаются решить + есть реальный перекос в системе органов гос.управления, когда на самом деле все вопросы "в принципе" решает минфин и минэкономразвития....и будь ваш отраслевой проект хоть 30 раз хорош и полезен, если он требует финансовых вливаний от федерации, то фиг вы его согласуете.... 13.01.2005 10:41:26, мама98
Есть некторые сиюминутные задачи, которые пытаются решить + есть реальный перекос в системе органов гос.управления, когда на самом деле все вопросы "в принципе" решает минфин и минэкономразвития....и будь ваш отраслевой проект хоть 30 раз хорош и полезен, если он требует финансовых вливаний от федерации, то фиг вы его согласуете.... 13.01.2005 10:41:26, мама98
Всемирный заговор? Злые происки? :)))
11.01.2005 18:54:56, male
Не согласна категорически со второй статьей. Училась и я, и муж в технических ВУЗах Союза, не в московских, и в Израиле на бакалавра в программировании (даже не математика), где система образования скопирована с американской. С нами начинали учиться многие из Союза, уже учившиеся пару лет по тем же специальностям, причем учили они все те же предметы вроде, что и в Союзе , должны были уже ВСЕ знать. Но почему-то ОЧЕНЬ многие не выдержали даже первого курса, отсеялись. Мой муж, кстати, в первом же семестре завалил ВСЕ предметы, а он уже закончил 2 года в Союзе. Требования на экзамене, и письменные экзамены, как оказалось, на порядок труднее. Кроме того, на многих экзаменах разрешалось пользоваться ЛЮБЫМИ учебниками, что вовсе не помогало, если голова не работала. Да и мне, чтобы поступить, после золотой медали, полученной в средней школе Киева, пришлось учиться на подготовительном курсе, чтобы догнать математику и физику, нужную для поступления на программирование. Признаюсь, вначале было тяжело. На таком уровне математику мы не учили, может в Союзе ее учат в матшколах. Ну и может быть, уровень образования в московских школах и ВУЗах намного выше. Но я из Киева, а муж из миллионного города в России.
08.01.2005 19:58:35, Магнолия
Кстати меня тоже после учебы в Кишиневе очень приятно удивил тот факт что на экзамен можно было принести с собой в библиотеку.
Как выянилось позже радоватся было нечему,потому что уровень экзаменов был таким что не понимая материяла и не отработав примеры до автоматного состояния я бы не прошла бы их и со всеми книжками мира. 09.01.2005 12:01:00, Фуфа
Как выянилось позже радоватся было нечему,потому что уровень экзаменов был таким что не понимая материяла и не отработав примеры до автоматного состояния я бы не прошла бы их и со всеми книжками мира. 09.01.2005 12:01:00, Фуфа
Прочел. Филфак в качестве примера - крайне неудачен на мой взгляд. Окончив этот факультет получить шанс работать по специальности и при этом иметь нормальную заработную плату - крайне низок.
Наша система образования, на мой взгляд, сильно перегружена в плане теоретическом. ВУЗы дают приличный кругозор, но при этом, когда приходишь работать по специальности - фактически все приходится изучать с нуля. Я по своей области сужу по крайней мере.
Пример приведенный человеком закончившим МФТИ - очень показателен, кстати - во-первых, некорректно сравнивать несколько разные ВУЗы - МФТИ готовит в большей степени теоретиков, МТИ - практиков. При этом когда речь идет о передовой области - а квантовая механика в физике на данный момент таковой и остается, если я не путаю ничего - количество курсов становится равным - по 3.
Во-вторых - не стоит обольщаться - насчет нашего уровня образования - я готов утверждать, что на данный момент в России инженеров, которые способны выдержать конкуренцию на западе - крайне мало - я говорю про самый активный возраст - 30-40 лет.
Программисты есть, физики-теоретики - есть, биологи и химики тоже есть, инженеров - нет. А скоро не будет и всех остальных.
Если когда то в России придет к власти правительство думающее о стране и ее развитии - образование придется перестраивать заново. А нынешние реформы, как и подавляющее большинство реформ проводящихся нынешним правительством - способствуют только одному - снятию с государства максимального количества расходов и создание системы для набивания кармана чиновниками. 08.01.2005 19:10:22, Сергуша
Наша система образования, на мой взгляд, сильно перегружена в плане теоретическом. ВУЗы дают приличный кругозор, но при этом, когда приходишь работать по специальности - фактически все приходится изучать с нуля. Я по своей области сужу по крайней мере.
Пример приведенный человеком закончившим МФТИ - очень показателен, кстати - во-первых, некорректно сравнивать несколько разные ВУЗы - МФТИ готовит в большей степени теоретиков, МТИ - практиков. При этом когда речь идет о передовой области - а квантовая механика в физике на данный момент таковой и остается, если я не путаю ничего - количество курсов становится равным - по 3.
Во-вторых - не стоит обольщаться - насчет нашего уровня образования - я готов утверждать, что на данный момент в России инженеров, которые способны выдержать конкуренцию на западе - крайне мало - я говорю про самый активный возраст - 30-40 лет.
Программисты есть, физики-теоретики - есть, биологи и химики тоже есть, инженеров - нет. А скоро не будет и всех остальных.
Если когда то в России придет к власти правительство думающее о стране и ее развитии - образование придется перестраивать заново. А нынешние реформы, как и подавляющее большинство реформ проводящихся нынешним правительством - способствуют только одному - снятию с государства максимального количества расходов и создание системы для набивания кармана чиновниками. 08.01.2005 19:10:22, Сергуша
МФТИ готовит далеко не только теоретиков, но и практиков. Лабораторные работы по всем изучаемым темам, опыты, работа в НИИ на старших курсах составляют очень значительную часть процесса обучения. Количество курсов по квантовой механике зависит от факультета, на ФОПФ и ФФКЭ их значительно больше, чем на других факультетах.
11.01.2005 09:56:31, Лина Э.
11.01.2005 09:56:31, Лина Э.
Небольшое дополнение.
Аспирант, который и в россии и в штатах учился, не добавил одной важной детали когда говорил о том что универы подстраиваются под низкий уровень школьников. Это не совсем так.
В каждом универе есть программа по которой школьник-старшеклассник может учиться В УНИВЕРЕ вместе с их студентами. Оставаясь при этом в школе.
Выглядит это так.. Старшеклассник может закончить курс школьной математики в школе не в 12м а в 10-11м классе. После этого он может ездить в универ и продолжать учить математику там - год или два. Что характерно-бесплатно.
Умная система.
В итоге подобный школьник к окончанию школы имеет примерно те же знания что и его российский сверстник.
Детей которые этими программами пользуется, хватает, и это не ботаны отмороженные а вполне нормальные мальчишки-девчёнки. 08.01.2005 02:00:06, male
Аспирант, который и в россии и в штатах учился, не добавил одной важной детали когда говорил о том что универы подстраиваются под низкий уровень школьников. Это не совсем так.
В каждом универе есть программа по которой школьник-старшеклассник может учиться В УНИВЕРЕ вместе с их студентами. Оставаясь при этом в школе.
Выглядит это так.. Старшеклассник может закончить курс школьной математики в школе не в 12м а в 10-11м классе. После этого он может ездить в универ и продолжать учить математику там - год или два. Что характерно-бесплатно.
Умная система.
В итоге подобный школьник к окончанию школы имеет примерно те же знания что и его российский сверстник.
Детей которые этими программами пользуется, хватает, и это не ботаны отмороженные а вполне нормальные мальчишки-девчёнки. 08.01.2005 02:00:06, male
Хорошо, пусть школьники могут подучить математику до уровня наших школьников в университете, но ведь дальше в университетах ее изучают все равно очень мало, 4-5 курсов в МИТ, или 19 в МФТИ. Есть разница?
11.01.2005 10:20:37, Лина Э.
И? В буржуйляндии, как Вам известно, студент, изучивший все курсы и желающий продолжать - продолжает. То есть работает там же, на кафедре, "толкает науку".
Если ему интересно. Темы ищет, гранты выбивает.
Магистратута существует, опять же. 11.01.2005 18:53:23, male
Если ему интересно. Темы ищет, гранты выбивает.
Магистратута существует, опять же. 11.01.2005 18:53:23, male
1. гибче; 2. другая.
Ребёнку - не обалдую их система даёт больше нашей. Обалдую - меньше. 10.01.2005 09:43:59, male
Ребёнку - не обалдую их система даёт больше нашей. Обалдую - меньше. 10.01.2005 09:43:59, male
учитывая, что у нас вся страна "обалдуи" (шутка с долей правды) - наша система дает нам как раз столько, сколько необходимо. "Не обалдуи" - собирают знаний больше, иногда бесплатно.
10.01.2005 16:03:37, Temnila
Тогда, пожалуй, система не лучше и не хуже. Просто другая.
10.01.2005 20:55:51, male
естественно...... каждая страна подстраивет свою систему образования под свои нужды. Нужды разные.
10.01.2005 21:22:21, Temnila
Насколько я сталкивался - она другая просто. Но в плане специальностей инженерных - лучше в разы.
08.01.2005 19:15:09, Сергуша
полностью с Вами согласна. То, что нам навязывают сейчас - это окончательный развал той системы образования, которая сложилась десятилетиями (не имеется ввиду переход на бакалавриат и магистратуру).
08.01.2005 19:26:16, Temnila
Ну на данный момент - конкурстное поступление - очень неплохой источник обогащения во многих вузах, увы.
08.01.2005 19:29:41, Сергуша
не единственный, к сожалению. "Свинья грязи найдет". Дело не только в этом, есть такие подводные камни, которые делаются без объявления реформ. Это я вижу на примере своего первого образования и на примере образования своего мужа (СПбГУАП). Учебные программы сокращаются безбожно (причем не подкопаешься - видела лично), а в итоге из универов выходят люди со знаниями, несоответствующими тому, что написано в дипломе. Сейчас это коснулось и технического образования.
08.01.2005 19:35:27, Temnila
Очень понравилось в учебной программе MIT "Введение в механику". Сразу вспомнилась старая добрая средняя школа.
07.01.2005 21:54:10, Temnila
А вдруг это ТЕРМЕХ??? ;))
07.01.2005 23:00:14, male
Читайте также
Кулинарная география: готовим венгерский гуляш и чешскую рульку
Венгерский гуляш и чешская рулька - рецепты от Чадейки
Чем опасна ультраобработанная пища?
Как правильно выбирать продукты и что не так с ультраобработанной пищей?