Раздел: Образование

В блог Подписаться на Дзен!

Враг не дремлет (в нашем образовании)

Читал статью Стихи Маршака — детство многих поколений Там цитируется его доклад «О большой литературе для маленьких» на Первом Всесоюзном съезде советских писателей.
Вот цитата:
"Вопрос о детской литературе поставлен в ряду первых и важнейших вопросов на Первом Всесоюзном съезде писателей. И это, конечно, недаром. Книги, которые воспитывают наше будущее, заслуживают первоочередного внимания… нас растёт сильное и одаренное поколение. И писать детские книжки — великая честь для наших литераторов…
Мы должны, конечно, дать нашим ребятам прошлое, даже далекое прошлое, начиная с пещерного человека, но вместе с тем мы хотим показать им жизнь и с другого конца — с нынешнего, а то и с завтрашнего дня….
Ребятам нужна художественно-научная, географическая, историческая, биологическая, техническая книжка, дающая не разрозненные сведения, а художественный комплекс фактов…
Дети для нас — не предмет утомительных забот и невинных семейных радостей. Это — люди, которым предстоит много сделать и которых для этого надо хорошо подготовить…
Что можем сделать для подготовки нового человека мы — не педагоги, не инструктора физкультуры, а литераторы — прозаики и поэты? Казалось бы, ответ простой: дать побольше хороших книг. Ведь ребята — это самые усердные, самые постоянные читатели. Они читают не на сон грядущий, не в амбулатории в ожидании зубного врача, не в выходные дни, а ежедневно — также, как обедают и ходят в школу…
Не всякая понятная книжка любима детьми. Очевидно, дело не в доступности, а в каком-то подлинном соответствии книги с мироощущением ребенка…
Задача наша не в том, чтобы потрафить всем разнообразным интересам и вкусам читателя. Мы должны знать эти интересы и вкусы, но знать для того, чтобы направлять и развивать их…
От своей литературы дети ждут помощи, одобрения, научных и житейских фактов, утверждающих в них новое, ещё только складывающееся мировоззрение…
Детская литература должна быть делом искусства…
В лучших литературных и народных притчах и сказках была своя тенденция — борьба за справедливость, сочувствие обездоленным, -— но эта тенденция никогда не переходила в назойливую назидательность.
Исторических книг для детей у нас мало. Если наш ребенок прочтёт даже самый полный их комплект, вся мировая история расположится в его сознании приблизительно таким образом: Спартак — Иван Грозный — Петр Первый -— Пугачевский бунт — декабристы — Николай Первый — Николай Второй — 1905 год — 1917 год. Получается лестница, которая должна вести на десятый этаж, а состоит всего-навсего из девяти ступенек, или, вернее, из тысячи зияющих провалов. А может случиться ещё хуже. Все ступеньки перепутаются.
Дать ребятам историческую перспективу может только школа. Даже для того, чтобы понять и оценить исторический роман, ребята должны располагать хотя бы минимумом представлений и сведений…»

И вспомнилась мне тут тема, мелькнувшая в образовании о том, какой текст использован на Московской филологической олимпиаде для вдумчивой работы шестиклассников [ссылка-1]
Приведу фрагмент:

***
"Так здорово было! Но однажды на уроке музыки учительница случайно увидела, какие мы строим рожи, и так испугалась, что взвизгнула, подпрыгнула и убежала из класса прямо в Америку, где и живет до сих пор.
Так наш класс и не выучил красивую песню «Ночь сизокрылая, мямл, мямл, мямл…».
Однажды к нам в класс зашел директор школы. Увидел меня и спрашивает:
– А это что за рыжая девочка?
– Что вы! – ему говорят. – Это же Ксюша Д.
(Потому что у нас в классе было еще две Ксюши, одна по фамилии на букву «Л», а другая – на «Ы».)
– А-а, – говорит директор. – Смотри, Ксюша Д., веди себя хорошо, а то скоро к нам в школу придет комиссия.
После уроков мы с Алешей пошли к нему в гости и поссорились. Сейчас уже даже не помню из-за чего. Из-за какой-то ерунды. Но Алеша так рассердился, что надел мне на голову кастрюлю с вареньем, которое только что сварила его бабушка. Хорошо еще, что варенье успело немножко остыть. Все волосы у меня на голове склеились, и меня решили обрить налысо. Но одна знакомая тетенька посоветовала вымыть мне голову смесью из кефира, керосина, лимонада и воды из аквариума. Так и сделали. Волосы расклеились, но вместо рыжих стали совершенно зелеными. В школе все удивились, но потом привыкли."
***
Любой желающий может зарегистрироваться и и посмотреть: [ссылка-2]

А попутно, текст про суп в банке с прошлогоднего, кажется, ЕГЭ. И книжки, которые втюхивал моим детям сам автор, придя на общение с детьми в начальной школе. И грусть и печаль меня обуяла. Будьте бдительны, враг не дремлет! Авгиевы конюшни ещё не до конца почищены при новом министре образования. Ей надо тщательно поработать с механизмом подбора текстов для заданий, а детским писателям над собой.
11.11.2016 10:08:08,

51 комментарий

Вы не авторизованы. Для отправки сообщения необходимо авторизоваться.

[пусто] 12.11.2016 10:37:32
Я не привык проводить дихотомию людей на либер/патриотов
И, на мой взгляд, так и должно быть, чтобы на одной литературе все вырастали разные. Главное чтобы все становились людьми.

Долго ждём, все ходили грязные,
От того сделались похожими,
А под дождём оказались разные
Большинство - честные, хорошие.
А. Башлачёв
12.11.2016 15:13:03, Тайный Сигнал Барабанщика
КленовыйЛис
В целом абсолютно согласна с Вами. Но я тут детям Чуковского читала.... Вот где ужас :))
Даже сейчас такого бреда нет.
Вообще литература, искусство, кинематография советского периода была направлена на формирование грамотного, умного, образованного человека. А сейчас -на развитие потребностей. Так что воспитание детей -исключительно ответственность родителей. Школа не в помощь. Зачастую, к сожалению, наоборот.
11.11.2016 13:13:44, КленовыйЛис
О Чуковском и у меня создалось противоречивое мнение. Я тоже этим летом читал его сыну. И в Таракане и в Мухе Цекотухе однозначно прослеживается технология борьбы элит на фоне пассивности быдло-обывателей. Это явно его крайне волновало. В остальном, вроде вполне приемлемо. Я правда не очень внимательно мог следить за остальным.
А что Вам показалось бредом?
11.11.2016 13:35:21, Тайный Сигнал Барабанщика
Электра
не забывайте, что на этой технологии многие русские (и не только русские) сказки построены)) Может, иногда детскую книжку стоит просто рассматривать, как детскую книжку, а не потенциальную вражескую методичку? 11.11.2016 18:41:34, Электра
Ну да, а обычный мультик Том и Джери как обычный детский мультик, а Кощмар на улице Вязов как интересный развлекательный детский триллер, а Набокова как нормального писателя.

Тогда придётся признать, что выставка "Без стыда" это нормальная выставка, а сериал о смене пола, о котором писали вчера это нормальный сериал.

Примерно то же самое делает страус, когда прячет голову в песок. Все книги чему-либо учат. Не бывает просто книжек. Ни детских, ни взрослых, никаких!
11.11.2016 22:44:49, Тайный Сигнал Барабанщика
"никаких" пишется слитно. это во-1.

во-2, я выросла и на Томе и Джерри и не вижу принципиальной разницы между этим мультом и Ну погоди (в обоих - погоня большого животного за меленьким и большое животное всегда в обломе). и не скажу что выросла плохим человеком)

в-3, я считаю Набокова не то что нормальным писателем, а выдающимся. "Приглашение на казнь", Смотри на арлекинов", "Защита Лужина", "Бледный шар" и конечно же "Дар" - гениальные произведения. стоят у меня на одной полке с Толстым, Джойсом и Драйзером. "Аня в стране чудес" - великолепный перевод Набокова Кэрроловской истории про Алису.

в-4, зарывать голову в песок - это как раз-таки отрицать наличие разных (всяких-всяких) выставок, фильмов, сериалов, книг и прочего. что вы с ними сделаете? тоталитарно запретите? интернет во всем мире отключите? мы живем в мире стремительных потоков информации. бороться с этими потоками - как с ветряными мельницами. хотите с ними бороться? удачи)
12.11.2016 11:13:09, Merry Tata
1. Никаких исправил.

2. Вы правы, "Ну погоди" действительно похоже на Том и Джерри. Боюсь, что по образцу и делали. Чуть облагородив, но суть не поменялась. Что можно сказать, если такой мультик один из 100, то бояться не стоит. Если же все мультики, доступные ребёнку, сделаны в таком стиле: на погоне, бытовом мордобое и самое весёлое там как кого-нибудь долбает дверью, обливает кипятком, или кто-то падает со 100-метровой вышки, то боюсь, что это уже может иметь эффект. Я бы в этом случае не стал удивляться, если ребёнок при виде как кто-то грохнулся начинает безудержно ржать. "Привычка, Ленский"

3. Вот видите, как портит вкус увлечение в детстве Томом и Джерри. "Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь!" :)))
Ну а если серьёзно, то по части Набокова мы расходимся во мнениях. И дело даже не только в Лолите и извращенческих наклонностях. Когда я читал остальные произведения, типа защиты Лужина, у меня возникало стойкое ощущение, что либо у меня, либо у автора не всё в порядке с головой. Может, конечно, у меня не было каких-то ключей к пониманию, т.к. читал без обсуждения, а может молодой ещё был. В любом случае, пока не появилось желание перечитывать в зрелом возрасте, и моральные нормы автора играют здесь не последнюю роль. Какой смысл искать чистую комнату в чумном доме? Лучше туда не заходить.

4. Вы курите? Как бы то ни было, что бы говорите о курении своим пациентам? Оно вредно, полезно, пофиг?
Вот так же и со всякой другой пакостью. Запрещать и уголовно преследовать имеет смысл только смертельно опасное, коварноувлекаемое и труднообратимое. Такое как наркотики, вербовку ИГИЛ, криминал, например.
Дальше идут менее криминальные, но тоже доказано вредные сущности. Ну, например, курение, спиртные напитки. Полный запрет невозможен, но должна быть большая разъяснительная работа и запрет на массовую повсеместную стимуляцию типа рекламы. Доступность в некоторых местах типа школ, тоже лучше ограничить. Ну в принципе сейчас подход к этим вопросам стал правильным. Когда смотришь, как курильщики теперь каждый раз таскаются курить на улицу в мороз, по их лицам видно, что они всё меньше довольны наличием у себя этой вредной привычки. Раньше такие же несчастные лица были у некурящих людей, которые в очередной раз вынуждены заходить в прокуренный туалет, или лестницу. Так же надо и со всеми пороками, но разъяснительная работа при этом тоже обязательна.
13.11.2016 11:02:14, Тайный Сигнал Барабанщика
кстати, да) а что вы предлагаете делать с теми, у кого, по-вашему впечатлению, "не всё в порядке с головой"?

про Набокова я не совсем поняла - вы бы его запретили?

и как бы вы оценивали "порядок в голове"?
13.11.2016 11:13:49, Merry Tata
Предлагаю отправлять их на принудительное лечение гомеопатией :)))

В законе давно прописано, что там запрещено и преследуется по закону. Расширять список мало толка. А Набоков пусть пишет для всяких любителей и ценителей выставок "без стыда". Только к школе подпускать не стоит ни его, ни произведения. Он там ещё кружок юнных Лолит организует. Вон,в 57 школе уже встречались последователи его дела. Хочется верить, что всех разогнали.
14.11.2016 00:03:33, Тайный Сигнал Барабанщика
Ну и не подпускайте. Прям смешно))
Эммануэль я в 16-17 лет прочитала, маркиза де Сада на год позже. И что? Набокова только в 20-22. Булгакова разрешили после того, как я школу закончила, но я-то его уже прочитала.

Сын набоковскую Аню в стране чудес" вместе с Кэролловской Алисой - лет в 7-8.
Плевать читатели/зрители хотели на запрещения. Особенно в эпоху интернета и "привет Сири, окей гугл".
14.11.2016 01:00:54, Merry Tata
А ведь всё началось с безобидного на первый взгляд Тома и Джерри!
Современное информационное пространство построено так, что при желании там можно найти любую гадость. Кому приспичит, тот всё равно прочтёт. Как несмотря на все усилия всех служб, есть вероятность в транспорте подхватить почти любую заразу. Это нормально. Проблемой становится когда кто-то целенаправлено распыляет какую-нибудь сибирскую язву в больших масштабах.
14.11.2016 07:23:57, Тайный Сигнал Барабанщика
А, ну да. Враг не дремлет, чуть не забыла.

Короче. Я вот считаю, что русскому хорошо, то немцу смерть. И всегда так было и будет.
Сибирская язва...гм..
14.11.2016 23:02:46, Merry Tata
Если говорить о Великой Отечественной, то безусловно.
"Кинжал хорош для того, у кого он есть, а плох для того, у кого не окажется в нужную минуту".
15.11.2016 07:22:08, Тайный Сигнал Барабанщика
Электра
Вы слегка передергиваете, подбирая сугубо отрицательные примеры, с Маршаком несопоставимые. Чтобы понять, что хотел сказать автор, и участвовал ли он в тайном заговоре мирового правительства, надо почитать его дневники и письма. 11.11.2016 23:07:31, Электра
Вы не совсем поняли. Я и не пытался здесь оценивать ни его намерения, ни даже его моральные и нравственные качества, а тем более участие в заговорах. Это и не важно в данном контексте. По поводу Чуковского я сказал только что меня удивили некоторые повторяющиеся странные мотивы в его творчестве. Например, тараканище, которое ложно трактовали как сатиру на Сталина. 11.11.2016 23:25:08, Тайный Сигнал Барабанщика
Электра
если почитать мордовские сказки, например, то там такие повторяющиеся странные мотивы, что Чуковский нервно курит в углу)) То, что любого видного деятеля можно при желании "увидеть" в массе произведений, я не сомневаюсь. С возрастом "Буратино" Толстого и "Незнайка" очень интересно прочитались)) Меня всегда озадачивал (сильно) Хармс. Ничего веселого и забавного в его творчестве для себя не нашла. Чуковского всегда больше воспринимала через призму фольклора ("петушок в сапожках, курочка в сережках, корова в рогоже - нет ее дороже" и прочие присказки тоже кроме как полет народной фантазии в погоне за рифмой не воспринимаются). Есть силы добра и силы зла, которые должны быть побеждены - вот и весь сюжет, старая сказка на новый лад. 11.11.2016 23:47:07, Электра
Мордовские сказки я не читал, но уверен, что повторяющиеся мотивы в любых сказках не просто так, они имеют конкретный смысл и пытаются сообщить что-то важное, причём так, чтобы запомнилось.
Да, при перечитывании многое становится видно. Лично я считаю, что хорошую литературу любого возраста должно быть интересно перечитывать и в более взрослым. Если произведение очень узковозрастного интереса, значит там чего-то не хватает.
У Хармса я встречал только про 33 чижа, ещё что-то. Но на меня не очень произвело впечатления. Но зато его перевод Вильгельма Буша "Плих и Плюх" получился блестящим произведением, как по форме, так и по содержанию. С превеликим удовольствием читаю трёхлетнему сыну, уже почти выучил наизусть. Таланты автора и переводчика так взаимно срезонировали и получился шедевр.
[ссылка-1]
12.11.2016 23:38:04, Тайный Сигнал Барабанщика
Электра
Плюх и Плих хороши, спасибо. А в мордовских сказках преимущественно фигурируют покойники и раскопанные могилы.
Навеяло Плюхом и Плихом, возможно вам с сыном тоже понравится:
Дядя Боря говорит,
Что
Оттого он так сердит,
Что
Кто-то сбросил со стола
Три тарелки, два котла
И в кастрюлю с молоком
Кинул клещи с молотком;
Может, это серый кот
Виноват,
Или это черный пес
Виноват,
Или это курицы
Залетели с улицы,
Или толстый, как сундук,
Приходил сюда индюк,
Три тарелки, два котла
Сбросил на пол со стола
И в кастрюлю с молоком
Кинул клещи с молотком?
13.11.2016 13:55:03, Электра
Спасибо. 14.11.2016 08:33:00, Тайный Сигнал Барабанщика
КленовыйЛис
Ну у него есть перлы про Васю Васильчикова, Крокодил, кажется, называется. Тот же Бармалей, остальное, подозреваю, это переводное.
Как раз, Муху, Аболита, Краденное солнце -читать вполне можно. Даже Путаницу и Чудо-дерево. Правда, приходится объяснять, что это шутки такие.
11.11.2016 13:44:17, КленовыйЛис
Мне кажется, не нужно подходить со взрослыми мерками к подобным произведениям. А то и "Мойдодыра" можно воспринять под другим углом:)
"Вдруг из маминой, из спальни..
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой.."
:)
Да те же сказки, если их разбирать, ничему хорошему не учат. Что "Красная шапочка", что "Мальчик-с-пальчик".
Дети все же иначе воспринимают такие произведения, вряд ли у них возникнут мысли про борьбу элит, любовников в маминой спальне или родителей, пытающихся избавиться от своих многочисленных детей.
11.11.2016 15:35:43, Hel
КленовыйЛис
Угу, мне мама так в свое время и говорила. Но мне читать не нравится. Например "мы акулу каракулу кирпичем-кирпичем, мы акулу каракулу кулаком-кулаком" ну и т.д.
Поэтому и не читаю :)) кстати шикарный мульт про то как Львёнок и черепаха пели песенку, в виде книжки читать дальше первой главы тоже нереально.....
11.11.2016 19:28:36, КленовыйЛис
на меня мультик про львенка и черепаху аццкий страх всегда нагонял почему-то.

и кошмар моего детства - кукольные мультики 80-90 годов... ждешь-ждешь воскресенья, просыпаешься к 8 утра, чтоб час мультики посмотреть - и тут блин адовы шизофреногенные существа, всякие штуши-кутуши и прочее.
12.11.2016 11:17:47, Merry Tata
К любым произведениям надо подходить со всеми мерками и судить по общим результатам. Дети-то на самом деле понимают гораздо больше, чем взрослые думают что они понимают. Отсюда и спектакли разные и вся эта какофония с родителем 1 и родителем 2. Как раз всё это ориентировано первым делом на детей. А восприятие у них замечательное. Они умеют понимать те вещи и понятия, о которых у них только отрывочные наблюдения и сведения, тогда как взрослые начинают понимать только то, что уже хорошо изучили и поняли.

Ну а кроме всего прочего, анализ произведений нужен ещё для попытки понять мировоззрения автора, которое там неизбежно отражается, хочет он этого или не хочет.
11.11.2016 16:30:54, Тайный Сигнал Барабанщика
Электра
Прочитать всем детям Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" и на этом закончить нравственное воспитание)). 11.11.2016 18:43:07, Электра
Вот что на этот счёт говорит сам художник слова:

Владимир Высоцкий – Баллада О Борьбе

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров,
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от детских своих катастроф.
Детям вечно досаден их возраст и быт,
И дрались мы до ссадин, до смертных обид,
Но одежды латали нам матери в срок,
Мы же книги глотали, пьянея от строк.
Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз.
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас.
И пытались постичь мы, не знавшие войн,
За воинственный клич принимавшие вой,
Тайну слова, приказ, положенье границ,
Смысл атаки и лязг боевых колесниц.
А в кипящих котлах прежних войн и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов,
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.
И злодея следам не давали остыть,
И прекраснейших дам обещали любить.
И друзей успокоив и ближних любя,
Мы на роли героев вводили себя.
Только в грезы нельзя насовсем убежать,
Краткий бег у забав, столько поля вокруг.
Постараться ладони у мертвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.
Испытай, завладев еще теплым мечом,
И доспехи надев, что почем, что почем?!
Испытай, кто ты - трус иль избранник судьбы,
И попробуй на вкус настоящей борьбы.
И когда рядом рухнет израненный друг
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг,
Оттого, что убили его, не тебя.
Ты поймешь, что узнал, отличил, отыскал,
По оскалу забрал - это смерти оскал,
Ложь и зло, погляди, как их лица грубы,
И всегда позади воронье и гробы.
Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.
Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа, наблюдал свысока,
И в борьбу не вступил с подлецом, палачом,
Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем
11.11.2016 19:21:01, Тайный Сигнал Барабанщика
Электра
это более старший возраст и другие книги. Глотать Чуковского, пьянея от строк, в 10-12 лет уже не получится. Опять же, если уж докапываться до истины, то автор, скорее всего, проект той части КГБ, которая была заинтересована в наличии в обществе протестных настроений с дальним прицелом на интеграцию в мировое сообщество. Если вы проанализируете, сколько было позволено ВСВ в отличие от рядового гражданина, да еще и при наличии протестного творчества, вы не будете возмущены моими словами.
Это не умаляет гениальности поэта. Каждый идет своим тернистым путем. Вот так в творчестве все сложно).
11.11.2016 23:55:38, Электра
Было бы довольно странно признавать воспитательную роль литературы школьной, но отрицать то же самое для более детской.
По поводу Высоцкого и КГБ звучит для меня очень странно. Да где у него протестное творчество, ну хоть пару песен назовите? Мне не встречались, или я совсем запамятовал. Какие угодно были, а вот с протестными как-то не очень. Думаю, что скорее было очень много желающих записать его в оппозицию власти, как в своё время Пушкина, и использовать как знамя и оружие для того, о чём Вы сказали, но ни к каким результатам это не привело.
12.11.2016 15:05:42, Тайный Сигнал Барабанщика
Электра
Да хоть про волка и флажки. он не призывал к революции, но давал понять, что недоволен окружающей системой. 13.11.2016 14:14:28, Электра
Очень сомнительно, что это можно считать политической сатирой. Уж тогда слив протестного движения, учитывая фразу, которой кончается Охота на волков - 2.
Я не знаю случая, чтобы в СССР кого-либо подвергали репрессиям за подобные песни, ну или за песни типа "Дорогая передача". Очень тонкая сатира, да и критика скорее не в адрес партии и правительства,а в адрес окружающей действительности.
Вы сравните ну хотя бы с Башлачёвым "Слёт-симпозиум"
13.11.2016 18:50:16, Тайный Сигнал Барабанщика
Электра
частые выезды за границу не возбранялись, "левые" концерты в разнообразных учреждениях, которые шли мимо госконцерта (или как он тогда назывался) не пресекались... на самом деле, я буду рада, если вы правы. Но проект "театр на таганке" - из той же серии. 14.11.2016 13:27:28, Электра
Про театр ничего не скажу. У Высоцкого ничего антигосударственного в творчестве я как ни посмотри не замечаю. Единственное что замечаю, это упорное желание всяких десидентов записать его в свои ряды. Чтобы он озвучил сам подобное желание я тоже не слышал.
Позволяли ему много, но и было за что. Как раз была оттепель, когда Яшу Кедми предпочли выпустить в Израиль, чтобы не связываться. А Высоцкого выпускали, в т.ч. как он описал в песне "Мишка Шифман башковит". Ему бы в голову убегать не пришло. А жизнь в СССР он умел показать и красиво и романтически.
14.11.2016 22:14:22, Тайный Сигнал Барабанщика
Ключевая фраза:
"Значит, нужные книги ты в детстве читал."
11.11.2016 20:29:11, Тайный Сигнал Барабанщика
С какими мерками надо подходить к сказке "Мальчик-с-пальчик" или "Кот в сапогах"? Не читать их детям, поскольку в первом случае там явное пренебрежение жизнью детей и даже прямо указывается, что их отвели в лес, чтобы их съели волки, поскольку прокормить их родители не могли? В первый раз не доглядели, дети взяли камушки, так во второй раз (а было две попытки) родители проследили, чтобы камушков не оказалось, чтобы уж наверняка.
А во втором случае - это настоящий рейдерский захват с убийством владельца недвижимости.
Только вот я помню себя в детстве - при чтении этих сказок ничего подобного мне в голову не приходило, я радовалась, что дети нашли способ вернуться домой, а во второй сказке - что обделенный бедный брат зажил хорошо благодаря своему помощнику-коту.
А вот став взрослой и читая эти же сказки сыну, у меня было уже другое восприятие. Так что же, не читать эти сказки детям?
И "Мойдодыра" не читать?
То, что фильтр нужен, это понятно, поскольку плохой детской литературы много, но эту детскую классику тоже отметаем?
Оставляем Барто с ее вот-вот упавшим бычком, способов спасения которого не предлагается?:) Рыдающую Танечку хоть немного утешают, говоря ей, что мячик не утонет, так и не пытаются его достать, ребенок-то без мячика в результате!:) И т.д.:)
Или выкидываем "Дядю Степу" с его мучениями из-за роста, когда он спать по-человечески не мог и клал ноги на табурет, поскольку все кровати были коротки?:)
Так же можно задуматься о дружбе Малыша и Карлсона, Пятачка и Винни.
Одно дело, когда внедряется идея про "родитель1", "Родитель 2" и под это дело создаются произведения для детей, описывающие взаимоотношения в такой семье, а другое дело - обычная детская классика, к которой, если подходить со всеми мерками, надо тут же расставаться без сожаления, несмотря на то, что на ней выросло несколько поколений детей и общий результат хороший.
11.11.2016 16:49:52, Hel
КленовыйЛис
Средний сын пришёл со школы "Мам ну чего вы, взрослые от нас хотите? Вон Золушка домой приходит после 12, Бэтмен по ночам летает, человек-паук по домам лазит, Карлсон вообще на крыше живет, винни-пух ест сладкое пока в дверь не пролезет. А я? Я все-навсего дымовуху сварил.... И меня сразу к директору...." 11.11.2016 19:33:39, КленовыйЛис
- Мам, а тебя завтра в школу вызывают
- Ну сколько можно, что ты опять натворил, не пойду!!!
- Ну и правильно, нечего там делать на развалинах.

:)
11.11.2016 21:58:44, Тайный Сигнал Барабанщика
Я про Фому, ну а Вы немного про Ерёму.
Я говорю: подход к написанию и анализу качества детской литературы должен быть многогранный и многосторонний. При этом должны учитываться как талантливость автора, так и содержание самой литературы, поучительной составляющей, художественной ценности, нормальности с точки зрения излагаемых ценностей и человеческих взаимоотношений.
Короче, в том числе то, что изложил Маршак в своём докладе.
Все эти оценки стоит делать в том числе с участием квалифицированных культурологов и детских психологов. Общая оценка выставляется по сумме всего перечисленного.

Вы мне говорите
1. о некорректности восприятия нормальных сказок с точки зрения современного "испорченного толерантностью" информационного фона. Считаю это проблемой фона, а не Малыша и Карлсона. Если умники в совр. интерпретациях пытаются сделать из Холмса или Дамблдора геев, то не считаю это поводом не читать Конан-Дойля и др. невинные первоисточники.
2. О жестокости и страшности самих сказок типа Мальчик с пальчик. Это европейские сказки, связанные с их менталитетом. Не на пустом месте и от хорошей жизни они такими возникли. Там даже многие колыбельные страшноваты, если в них вслушаться. У нас не было принято относить детей в лес, поэтому и в сказках русских народных я не знаю, чтобы это отражалось.
В этом безусловно надо отдавать себе отчёт, а уж читать или не читать их своим детям - это каждый пусть решает сам, взвешивая на весах пользу ценностей и вред от антиценностей. Опять же можно такие острые углы сглаживать, а можно наоборот в переводе стараться сгладить.

В принципе каждый выбирает то что читать детям согласно своим/его вкусам и требованиям. Запрещать можно только экстраопасное, но и распространять можно только самое безопасное.

А воздействия бывают очень разными.

Вот, например, мультик: [ссылка-1]
11.11.2016 17:56:00, Тайный Сигнал Барабанщика
КленовыйЛис
По второму пункту -сказка Морозко :))
Всегда поражала покорность старика
11.11.2016 19:34:47, КленовыйЛис
Василиса из сказки
О да. 11.11.2016 21:50:46, Василиса из сказки
Есть два момента, мачеха и уже замужний возраст. 11.11.2016 21:31:48, Тайный Сигнал Барабанщика
КленовыйЛис
Особенно, если учесть, что возраст "на выданьи" считался с момента первых месячных..... Девочку в 14 уже не жалко? 11.11.2016 21:35:42, КленовыйЛис
Безусловно жалко, но это уже идёт конкурентная борьба за благополучие собственных детей. Приданное, женихи, дом, и всё такое прочее. От нечего делать родных я не слышал чтобы у нас отводили в лес даже стариков. И, потом, не надо забывать, как это закончилось для инициаторов такого решения. Сказка же не только показывает само событие, но и выражает отношение к нему, показывает результат, к которому такой поступок может привести. 11.11.2016 21:56:28, Тайный Сигнал Барабанщика
А Емеля на печи? Взрослый ленивый мужик, сидел на шее у родителей много лет и ничего не делал, потом женился на принцессе и вуаля. Отличная модель поведения внедряется в сознание:) 11.11.2016 21:09:49, Hel
Прочтите повнимательней. Сказки плохо судить по краткому содержанию в двух фразах.
[ссылка-1]

Щуку поймать ему ума хватило, а потом отпустить не без выгоды для себя, а потом распорядиться тем ресурсом, который он таким образом себе заработал. В конце, заметьте проявил себя как хороший психолог и даже с царём договорился.

Если призадуматься, то такие лентяи, как Емеля придумывали машины, поезда, трактора и бензопилы. А Вы говорите сидел на шее а потом женился.
11.11.2016 22:15:06, Тайный Сигнал Барабанщика
Василиса из сказки
Сказка на то и сказка, такие у многих народов есть. На самом деле не все так просто там. 11.11.2016 21:51:39, Василиса из сказки
КленовыйЛис
Речь шла об отправлении собственных детей на верную смерть. В Емеле такого нет :) 11.11.2016 21:34:37, КленовыйЛис
Так я уже говорила о сюжетах русских сказок, где много связано с тем, что можно долго-долго ничего не делать, потом что-то найти, поймать и дальше опять ничего не делать, это что-то найденное или пойманное будет выполнять твои желания:) При этом так везет тем, кто добр, вежлив и воспитан:) 12.11.2016 00:16:50, Hel
Василиса из сказки
Так и у других народов такое есть. А смекалистым и невредным чащеивезет, это да. Ну и все равно полно сказок, где нужно много трудов приложить. 12.11.2016 09:27:14, Василиса из сказки
И у других народов есть. Я говорю о том, что если строго начать фильтровать по взрослым меркам детскую литературу, то масса сказок должна быть отвергнута по причине "неправильного" воздействия на ребенка. Но это абсурд, поскольку дети не воспринимают сказки или произведения как "борьбу элит", например. 12.11.2016 11:06:11, Hel
Люба С.
Контраст конечно впечатляющий (двух, приведённых выдержек).
Маршака перечитала с удовольствием.

А про литературу..
Когда у меня только родился ребенок и я начала осваивать закупку детской литературы для меня стало шоком и откровением, творимое на рынке детской литературы. Банальные три поросёнка, маша и медведь и иже сними.. Каких только редакций мне не попалось на тот момент (не знаю как с этим сейчас). Грубость текста, вольные трактовки, не имеющие никакого отношения к народным сказкам, уродливые иллюстрации..

Меня тогда очень встряхнуло и заставило бдительно фильтровать всю поступающую литературу..
11.11.2016 12:20:51, Люба С.


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!