Раздел: Образ жизни

В блог Подписаться на Дзен!
Зюйд-Вест

И еще об искусстве

как оказалось, тема, выложенная в порядке стеба, может стать началом интересной дискуссии.
зацепила меня реплика Хел, и, поразмыслив, я поняла, в чем я не могу с ней согласиться. На мой взгляд, изначальная причина возникновения искусства, равно как его первичная функция (в первую очередь музыки и искусства танца) - дарить людям радость, наслаждение уху и глазу. А вот воспитание, побуждение к осознанию проблем и прочее развенчание мерзостей жизни - это позднейшие наслоения, так сказать.

Коротая время в ожидании курьера, расскажу личную историю:

В относительно младые годы мне по работе часто приходилось бывать в Швейцарии. И, как человек, считающий себя культурным, я каждый приезд старалась посетить какое-нибудь культурное мероприятие. В Цюрихе в определенные дни в соборах (акустика, атмосфЭра, то-се) давали потрясающие концерты. И до поры до времени мне везло: Вивальди, Бах и Моцарт под старыми сводами – это настоящее наслаждение.
Как-то увидела афишу с именем Арво Пярта - известного всем культурным людям композитора-экспериментатора (то есть я слышала, что такой композитор есть, но музыки его не слышала никогда). Вот, думаю, прекрасный шанс прикоснуться к прекрасному, и коллег уговорила.

Первые 10 минут мы просто ждали музыки, пока исполнитель со страшными завываниями по-немецки читал стихи, ритмом напоминающие трагедии Расина, а сложностью – стихи Чосера, которые я студенткой заучивала наизусть, продираясь с трудом через рифмы 14 века, и понимая только редкие слова. Тут я не поняла ничего.

Коллеги смотрели на меня с недоумением, потом начали шепотом спрашивать, где, собснно, концерт. Воспитанные швейцарцы вежливо, но строго начали делать нам замечания. С тоски все начали ерзать, причем старинные откидные деревянные стулья на галерее по верхнему ярусу не могли молчать (акустика, да). Еще замечания.

Потом началась музыка. Эти скрипичные взвизги были похожи на вопли кота, которому прищемили дверью хвост. Видимо, главным в мистерии был все-таки текст. В общем, я не помню, сколько это продолжалось, но время, пока не удалось улизнуть не нарушая приличий, мне показалось вечностью. Что я услышала потом от других приобщившихся к прекрасному, умолчу)

Впоследствии все-таки я уточнила «основную идею произведения» - о хрупкости Земли и уязвимости человека в изменяющемся мире – молитва о мире. Идея была прекрасная, абсолютно бесспорно)
ПС: пока пыталась найти точно название произведения, оставившего во мне нестираемый след и столь стойкие воспоминания, обнаружила: Пярт все работы, написанные в 2006—2007 годах, посвятил памяти Анны Политковской, а симфонию 2008 года - Михаилу Ходорковскому и «всем остальным бесправным узникам в России». Вот такие дела.
18.10.2016 14:12:49,

24 комментария

Вы не авторизованы. Для отправки сообщения необходимо авторизоваться.

Елена Д.
очень приятно, что я не одна такая :) я думала, что со мной что-то не так, что советское воспитание и музыкальная школа сделали меня невосприимчивой к "современному" искусству.. а потом я поняла, что искусством может считаться только то, что пережило творца, причем не на день-два, а прилично так.. и успокоилась :) и да, на мой взгляд, картина, например, должна завораживать, а не вызывать недоумение или отвращение, а музыка должна быть приятна слуху, даже если она экспрессивна.. помню как-то попала на постановку экспериментального театра и поняла, что некоторым лучше экспериментировать за закрытыми дверями.. поскольку я первый раз вот так "попала", то воспитание мне не позволило просто встать посреди спектакля и уйти, я никак не могла поверить в то, что люди это считают искусством и считают, что имеют право нести это "в массы"! в следующий раз у меня никаких рефлексий не возникнет точно :) 19.10.2016 07:05:46, Елена Д.
Лусинда
Когда будучи в Париже, мы с подругой пошли в центр Помпиду специально приобщиться к современному искусству "по совету друзей"(с), а до этого ни разу не сталкиваясь с "современным искусством", то уже после пары залов поняли, что "эти друзья - нам совсем не друзья"... Такого количества мерзостей, банальностей и прочего я никогда не видела в одном месте... Оставшиеся полдня чувство подкатывающей тошноты и омерзения не отпускало. Я поняла, что видимо "устарела" совсем и об искусстве имею слишком консервативное представление... 19.10.2016 08:22:04, Лусинда
ТВЛ
это не консервативность, это хороший вкус, спасибо "совку" и семье, привитый в детстве 19.10.2016 15:55:03, ТВЛ
Лусинда
Мне всё это живо напомнило фрагмент из фильма "Спросите Синди" :)
[ссылка-1]
19.10.2016 16:32:05, Лусинда
Очень интересная тема. Думаю, что изначально в искусстве должна была быть не столько красота и радость, сколько мастерство автора в создании красивых и мощных художественных образов, вызывающие яркие и возвышенные эмоции разного рода. Так над комедией - смеются, над трагедией - плачут, хорошему концу - все радуются. В словаре мы читаем следующее:
искусство :
1) художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п…2) В узком смысле - изобразительное искусство…3) Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Чётких границ нет, но раньше всё это работало хорошо, т.к. любого деятеля искусства судили не по популярности и газетным статьям, а исключительно по результатам творчества. Как спел и сыграл, так и накормили, напоили. А потом появился такой инструмент манипуляции, как общественное мнение и искусственное создание популярности. Дело в том, что образы в любом худ. произведении воздействуют на тех, кому они близки. Поэтому красивые образы воспринимались большинством, а не очень красивые - только отдельным любителям, которым они были близки. Большинство наслаждалось картинами цветущей сирени, а грязными сапогами только отдельные извращенцы.
Но, с появлением общественного мнения и СМИ стало возможным управлять популярностью в той или иной степени, а значит воздействовать на общественный вкус. Поэтому стало возможным убеждать людей, что грязные сапоги могут быть гораздо интереснее и ярче, чем, скажем, цветы, природа и прочие "избитые темы". При этом решается очень важная задача - воздействие на общество через искусство. А уж подобрать себе нужных деятелей с нужными направлениями искусства, создать им популярность, это не такая уж сложная задача для такого важного вопроса, как бесструктурное управление обществом. Именно поэтому искусство обычно предвосхищает те события, которые уготованы обществу в ближайшем будущем. Как пример опять приведу слова из Нотр-Дам де пари (Европа, 1999г):

Мы
Чужестранцы
Нелегалы
Мужчины
И женщины
Бездомные
О! Нотр-Дам
Мы просим тебя
Приют! Приют!

Нас больше тысячи
У ворот города
И скоро нас будет
Десять тысяч, а потом сто тысяч

Нас будут миллионы
Которые будут просить
Приют!
Приют!

Мы босые
У ворот города
А сам город на острове
На острове Ситэ

Мир скоро изменится
И перемешается
И мы будем играть
На острове

[ссылка-2]
18.10.2016 22:38:39, Тайный Сигнал Барабанщика
Ну а на закуску - позвольте предложить пару замечательных рассказов Аркадия Аверченко на эту тему :)))

История одной картины (Из выставочных встреч)


До сих пор, при случайных встречах с модернистами, я смотрел на них с некоторым страхом: мне казалось, что такой художник-модернист среди разговора или неожиданно укусит меня за плечо или попросит взаймы.
Но это странное чувство улетучилось после первого же ближайшего знакомства с таким художником.
Он оказался человеком крайне миролюбивого характера и джентльменом, хотя и с примесью бесстыдного лганья.
Я тогда был на одной из картинных выставок, сезон которых теперь в полном разгаре, – и тратил вторые полчаса на созерцание висевшей передо мной странной картины.
Картина эта не возбуждала во мне веселого настроения… Через все полотно шла желтая полоса, по одну сторону которой были наставлены маленькие закорючки черного цвета. Такие же закорючки, но лилового цвета, приятно разнообразили тон внизу картины. Сбоку висело солнце, которое было бы очень недурным астрономическим светилом, если бы не было односторонним и притом – голубого цвета.
Первое предположение, которое мелькнуло во мне при взгляде на эту картину, – что предо мной морской вид. Но черные закорючки сверху разрушали это предположение самым безжалостным образом.
– Э! – сказал я сам себе. – Ловкач-художник просто изобразил внутренность нормандской хижины…
Но одностороннее солнце всем своим видом и положением отрицало эту несложную версию.
Я попробовал взглянуть на картину в кулак: впечатление сконцентрировалось, и удивительная картина стала еще непонятнее…
Я пустился на хитрость – крепко зажмурил глаза и потом, поболтав головой, сразу широко открыл их…
Одностороннее солнце по-прежнему пузырилось выпуклой стороной и закорючки с утомительной стойкостью висели – каждая на своем месте.
Около меня вертелся уже минут десять незнакомый молодой господин с зеленоватым лицом и таким широким галстуком, что я должен был все время вежливо от него сторониться. Молодой господин заглядывал мне в лицо, подергивал плечом и вообще выражал живейшее удовольствие по поводу всего его окружающего.
– Черт возьми! – проворчал я, наконец потеряв терпение. – Хотелось бы мне знать автора этой картины… Я б ему…
Молодой господин радостно закивал головой:
– Правда? Вам картина нравится?! Я очень рад, что вы оторваться от нее не можете. Другие ругались, а вы… Позвольте мне пожать вам руку.
– Кто вы такой? – отрывисто спросил я.
– Я? Автор этой картины! Какова штучка?!
– Да-а… Скажите, – сурово обратился я к нему. – Что это такое?
– Это? Господи боже мой… «Четырнадцатая скрипичная соната Бетховена, опус восемнадцатый». Самая простейшая соната.
Я еще раз внимательно осмотрел картину.
– Соната?
– Соната.
– Вы говорите, восемнадцатый? – мрачно переспросил я.
– Да-с, восемнадцатый.
– Не перепутали ли вы? Не есть ли это пятая соната Бетховена; опус двадцать четвертый?
Он побледнел.
– Н-нет… Насколько я помню, это именно четырнадцатая соната.
Я недоверчиво посмотрел на его зеленое лицо.
– Объясните мне… Какие бы изменения сделали вы, если бы вам пришлось переделать эту вещь опуса на два выше?.. Или дернуть даже шестую сонату… А? Чего нам с вами, молодой человек, стесняться? Как вы думаете?
Он заволновался.
– Так нельзя… Вы вводите в настроение математическое начало… Это продукт моего личного переживания! Подходите к этому, как к четырнадцатой сонате.
Я грустно улыбнулся.
– К сожалению, мне трудно исполнить ваше предложение… О-очень трудно! Четырнадцатой сонаты я не увижу.
– Почему?!!
– Потому что их всего десять. Скрипичных сонат Бетховена, к сожалению, всего десять. Старикашка был преленивым субъектом.
– Что вы ко мне пристаете?! Значит, эта вещь игралась не на скрипке, а на виолончели!.. Вот и все! На высоких нотах… Я и переживал.
– Старик как будто задался целью строить вам козни… Виолончельных-то сонат всего шесть и состряпано.
Мой собеседник, удрученный, стоял, опустив голову, и отколупывал от статуи кусочки гипса.
– Не надо портить статуи, – попросил я.
Он вздохнул.
У него был такой вид, что я сжалился над заблудившимся импрессионистом.
– Вы знаете… Пусть это останется между нами. Но при условии, если вы дадите мне слово исправиться и начать вести новую честную жизнь. Вы не будете выставлять таких картин, а я буду помалкивать о вашем этом переживании. Ладно?
Он сморщил зеленое лицо в гримасу, но обещал.
Через неделю я увидел на другой выставке новую его картину: «Седьмая фуга Чайковского, Оп. 9, изд. Ю. Г. Циммермана».
Он не сдержал обещания. Я – тоже.
18.10.2016 22:55:10, Тайный Сигнал Барабанщика
Второй: Крыса на подносе
автор Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881—1925)

— Хотите пойти на выставку нового искусства? — сказали мне.
— Хочу, — сказал я.
Пошли ...
[ссылка-1])

Полностью согласен с отношением автора в обоих рассказах :)
18.10.2016 22:57:56, Тайный Сигнал Барабанщика
Елена Д.
хорошо :) 19.10.2016 09:01:08, Елена Д.
так нет уже честных аверченко, есть искусствоведы, которые и яйца, прибитые к брусчатке, сочтут искусством, бо - оппозиция:) 18.10.2016 23:53:53, ALora
Одна моя знакомая, сторонница оппозиции, в свое время долго мне обьясняла разницу между новаторской выставкой одной голландской художницы и магазином тканей. На мой непродвинутый взгляд, ткани и кусочки оных, в одном и другом случае висели одинаково: вешалки, крючечки, .... Только в магазине к ним пришпилен ценник и состав, а у художницы - присобачено название композиции. В чем разница, и почему продавец "в тканях" не художник, так и осталось не понятым. Но ярлык "зашоренности" мне был прибит. :)) 19.10.2016 10:57:23, хъ
Зюйд-Вест
Стронницы оппозиции они такие) вон ниже одна местная сторонница скорбно всхлипнула, что у нас, дескать, такого не увидишь. При этом (уверена на 90%) авангардным балетом отродясь не интересовалась, и вряд ли может утверждать, что тут у нас увидеть можно) у нас и не такое, бывает, творят 19.10.2016 11:54:07, Зюйд-Вест
Механизм уже тогда действовал полным ходом а чёрный квадрат написан в 1915 г. Думаю, что без него авангардное искусство бы вообще не приобрело значимую популярность.
Стрелку следствия с прибитыми яйцами я бы поставил в другую сторону. Это они у нас оппозиция, поэтому слепо копируют и популяризируют у нас здесь евро- и мировые тренды. Там на западе всё давно стало нормой, а оппозицией считаются те, кто говорит "Я не хочу быть Шарли, уберите эту гадость немедленно".
19.10.2016 07:12:29, Тайный Сигнал Барабанщика
хм... подумала что вы отвечаете на мою реплику о черном квадрате, но не нашла ее. задумалась над тем, не приснилось ли мне ее написание, нашла парой тем ниже, однако:) "ну вот с тех пор как Черный квадрат назвали искусством, все остальное тоже можно называть им"

а Les Brigandes я у же видела, правда не помню в связи с чем. млоодцы, что тут еще скажешь
19.10.2016 09:16:58, ALora
Я практически не читал саму тему о том балете, она получилась слишком конкретная. Здесь же формулировка более общая, поэтому более интересная.

Чёрный квадрат - это лакмусовая бумажка для всех, кто смотрит открытыми глазами.

Les Brigandes мне тоже нравятся, но суть в том, что там во Франции они являются оппозицией. Политическими взглядами они относятся к антиглобалистам и Национальному фронту Мари Ле Пен и т.д. То есть мы видим, что искусство неразрывно связано с политикой и ценностями общества. Когда госполитика становится маргинальной (именно так я воспринимаю всяких шарлей), оппозицией становится всё то, что относится к традиционным ценностям и традиционному искусству. Образность искусства здесь видна как никогда.
19.10.2016 09:39:30, Тайный Сигнал Барабанщика
"искусство неразрывно связано с политикой и ценностями общества" да, согласна. только бы уточнила, что настоящее искусство связано именно с ценностями общества, а уже через них с политикой.

и оппозиция - да, разная может быть, не только такая как у нас - антиобщественная по большому счету
19.10.2016 09:54:26, ALora
Очень сложно отделить искусство и ценности общества от политики. Может в древности так и было, но первые же письменные источники говорят, что всё было очень переплетено: политика, искусство и ещё с ними неразрывно сплеталась религия. Так в Гамлете мы встречаем театр, у Дюма политические памфлеты, а уж церковь безусловно всегда была связана и имела огромное влияние на культуру, политику и искусство. Большинство ранних композиторов, художников, архитекторов, писателей были связаны именно с ней. 19.10.2016 23:21:17, Тайный Сигнал Барабанщика
То есть видео, которое было приведено в той теме, или что там далеко ходить, взять тот же Нотрдам Де Пари ставший суперпопулярным, вот, например:[ссылка-1] уже давно стало традиционным искусством, а вот этих девушек: [ссылка-2] вполне можно считать оппозицией.
Т.е. в смысле искусства мир медленно но постепенно сходит с ума.
19.10.2016 08:50:44, Тайный Сигнал Барабанщика
извечное "А король-то голый!" 18.10.2016 17:17:51, gizhunya
ГрандПапчик
Нечем выделяться этой публике, а зудит от своего "величия"! Вот и получаюцца разного рода ВЫДЕЛЕНИЯ... А для пущей важности лепят к выделениям пару/тройку имен на слуху (обычно из страдальцев), а сверху накрывают покрывалом - ИСКУССТВО...
Но невдомёк почему-то им, что это до тошноты мерзко и убого простому человеческому естеству...(((
18.10.2016 15:45:54, ГрандПапчик
Порой попадая на всяческие современные виды искусств в башке начинает крутится только это:
Искусствоведов группа тихо
Восторженно глядит на полотно
И вдруг один седой и строгий
Отчётливо сказал: гамно! (с)
18.10.2016 15:36:27, хъ
Зюйд-Вест
о, этого я в детстве-отрочестве навидалась. мама моя была близка художнической тусовке, и меня приобщали - всее эти полуподпольные и полуподвальные выставки, романтика)
надо признать, что были настоящие гении и бесспорные таланты. но и те, о которых стих тоже были. правда, мне кажется количество творцов сейчас и 30 лет назад несопоставимо
18.10.2016 15:49:07, Зюйд-Вест
Как говорит наш дачный сосед, художник - оформитель, очень неплохой: Писать надо углем, если что - для седалища безвредно. :) 18.10.2016 15:59:52, хъ
Изначальная, говорят, вообще была ритуальная: нарисовал на стене буйвола и охотников - считай, приворожил удачу племени:) потанцевал перед идолом - и самому приятно, и идолу почет:)) 18.10.2016 14:51:42, Чернобурка
Зюйд-Вест
правы) надо было написать "одна из". но и тогда искусство было опиумом народа - облегчало его страдания и отвлекало от тягот бытия) 18.10.2016 15:01:20, Зюйд-Вест


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!