Раздел: Образование

В блог Подписаться на Дзен!
Зюйд-Вест

Унылая пора

Задали моему сыну-второкласснику выучить отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Осень». Сегодня задали — а завтра уже отвечать. Ну что, говорю, восемь строк всего, быстро выучим.

Но с «Осенью» все сразу пошло не так. Пришлось мне почти каждое слово, написанное великим поэтом, объяснять сыну. «Очей очарованье» — тяжеловато, но объяснила. Поэт любовался осенью, её яркими красками. Потом мы споткнулись об «увяданье». Помучились, но все же выучили и вторую, и третью строчку. Даже четвертую одолели, хотя «багрец» тоже долго не поддавался пониманию.

Я удивилась: Пушкина мы читаем, слова эти не самые «страшные», это ведь не «Песнь о вещем Олеге». И что здесь такого невероятного? Вот говорю, Дима, пол-Ламанша мы переплыли. Давай доплывем до финиша. Осталась вторая строфа.

Но второе четверостишье оказалось более сложным. «В сенях», «мглой волнистою» и «отдаленные седой зимы угрозы» не запоминались. Сын начинал сначала, запинался, потом ругал школу, учебник, Пушкина. В итоге легли спать на два часа позже обычного. Спали тревожно.

На следующий день вернулся из школы с пятеркой. Взахлеб рассказывал про то, что пятерок мало, много троек и двоек. Некоторые дети вообще это стихотворение выучить не смогли. Вечером было родительское собрание — плановое, в начале учебного года. Обычно во время него родительский комитет со всех деньги собирает.

Но собрание почти полностью было посвящено «Осени». Родители кричали: «Как можно такое детям задавать! Это же нереально выучить! Да ещё всего лишь за один вечер!» Крики дополнялись подробными рассказами о том, как дети плакали, не спали ночь, учили, но так и не смогли разделить с Пушкиным очарованье болдинской осенью.

Интересно, что проблема с Пушкиным возникла не только в нашем втором «А». Пока я сидела на собрании, погуглила «тренд». И правда, вот и в блогах то же самое пишут — дети не могут запомнить «Осень», потому что им слова непонятны. А ведь дальше по школьной программе — стихотворения Фета, Тютчева, Есенина…

Учительница как могла объясняла родителям, что в стихотворении ничего сложного нет. Что все слова можно объяснить, что они есть в словарике в конце учебника. А то, что дети не понимают и не запоминают — так это не Пушкин виноват. И не департамент образования, и не школа. Родители продолжали возмущаться. Даже забыли о том, что сами когда-то эту же «Осень» учили и у доски на оценку рассказывали.

«Дети не могут словами выразить своих чувств, ощущений. Это же страшно! — говорила учительница. — Вот в четвертом классе разбирали предложение «пастух трубит в рожок». У детей спросили: «Знаете, что такое рожок?» Ученики молчали. Вдруг кто-то вспомнил, что это такое мороженое. Ещё один ребенок сказал, что слышал это слово, «когда по телику шла реклама какого-то твоРОЖКА». И всё».

Возможно, ещё через полста лет в стихотворении Пушкина понятными останутся только предлоги. А пока ещё можно любоваться осенним лесом и декламировать: «Унылая пора!»

Иоланта Качаева, «Московские новости»
06.04.2015 12:01:36,

41 комментарий

Вы не авторизованы. Для отправки сообщения необходимо авторизоваться.

"...современному человеку (и родителю, и ребенку) надо уметь существовать в разных ритмах. Мы ведь способны воспринимать информацию из пяти каналов одновременно. Значит, можем и замедлиться — например, читая классику, написанную в XIX веке. Это позволит нам не терять контакта с историей, с русским языком, с нашей культурой и чувствовать себя полноценным звеном в бесконечной цепочке поколений.

Наша классика — это экологически чистый язык. А еще феноменальный антидепрессант и бездонный источник энергии и смысла. Нужно позволить ей нас приручить — как взрослых, так и детей.
07.04.2015 12:03:05, совсем рядом на эту тему)))
может я уже подзабыла что такое второклашки, но мне кажется это действительно не самое простое стихотворение для данного возраста. Можно заставить ребенка зазубрить, но вряд ли он оценит красоту слога и поймет смысл в этом возрасте. Что в свою очередь отобьет дальнейший интерес к литературе вообще и к Пушкину в частности, а жаль (( 07.04.2015 00:46:42, alina_akulina
Электра
вот не знаю, что меня дернуло в 7 ребенкиных лет читать с ней Евгения Онегина. Кажется, на оперу мы с ней собирались, и мне хотелось, чтобы больше ребенок понял. Купила красивое подарочное издание, и недели две мы ежевечерне читали, рассматривали иллюстрации, исторические справки... Не было ребенку неинтересно.
Но если маме неинтересно самой, то ребенка не заинтересовать никак, это да.
07.04.2015 01:13:13, Электра
Все дети разные, равно как и мамы. Не всякого ребенка можно заинтересовать и далеко не всякая мама будет прикладывать столько усилий! Но мы же боремся за тотальную грамотность? Так зачем же отбивать интерес на столь раннем этапе? У меня ребенок читает запоем, но увы, не классику, и я такая же была в ее годы. Пушкина оценила только когда в декрете сидела и решила повысить культурный уровень )) Дочь моя в чтение втянулась как раз в первом классе, но это благодаря той литературе, которая была ей понятна и интересна и начиналось все с книг, на которых выросло советское поколение детей. А тупое заучивание непонятных стихов - это токмо для тренировки памяти полезно. Не могу сказать, что я духовно обогатилась, заучив в свое время Слово о полку Игореве )) 07.04.2015 01:43:11, alina_akulina
Электра
мда. С таким звучным именем автор заметки явно не из рабоче-крестьянской среды. Если при этом ребенок у нее на том уровне развития, который она описала... я бы мысленно отнесла ее к разряду "гламурных дур".
Кстати, вдаваясь в подробности: литературный слог "стихотворений Фета, Тютчева, Есенина…" воспринимается значительно легче, чем пушкинский. Так что аргумент более чем сомнительный.
Второй после "гламурной дуры" вариант: автор обслуживает интересы демократической оппозиции, которая обслуживает интересы американской демократии, которой нужны понурые рабы, а не самостоятельные творческие единицы.
06.04.2015 21:49:07, Электра
Quokka ©
Родителям надо подальше отойти, чтобы не проявлять жалость к "несчастным замученным" деткам. Тогда и у детей, может, интуиция начнет срабатывать лучше )))
Мы и "Слово о Полку" учили и "Плачь Ярославны", не понимая большую часть слов. Ничего, справились. Без родительского вмешательства.

точнее, надо было вмешиваться раньше. Читая русские сказки и произведения русских писателей, и объяснять непонятные слова.
06.04.2015 14:09:34, Quokka ©
Эти родители уже сами учились в отреформированной школе, и у них столь же убогий словарный запас. Оне же тьсякаются через одну и эммитируют, какие там ярославны могут быть ... 06.04.2015 16:36:30, OlgaStPb
Кстати, я тоже вспомнила, что мы учили "Слово" в подлиннике:)) и никто не жужжал. Я до сих пор помню: боян бо вещии аще кому хотяше песне творити
то растекашеться мыслию по древу, серым волкомь по земли,шизым орломь под облаки :))
06.04.2015 15:37:15, Чернобурка
Электра
вроде как мысью растекаться положено, и это старинное название белки) 06.04.2015 21:39:22, Электра
Clumsy
верно, но мы еще так не учили, у нас было общепризнанное переложение, а про "мысью по древу" я только лет в 20 у Гумилева уже читала. 06.04.2015 22:26:11, Clumsy
Электра
У меня где-то стоит издание 70-х годов, по которому я учила, на днях посмотрю, если не забуду. Интересно стало. 07.04.2015 01:15:06, Электра
Что и требовалось доказать, однако.

40 лет назад брички с ямщиками по улицам не ездили, но садистки-МарьВанны заставляли деток зубрить Слово, Пушкина и прочее устар. А 100 лет назад еще и церковнославянским деточек мучили. И в итоге из гимназии выходил гражданин, владеющий литературным русским языком, а не бытовым жаргоном папуасов.

И да, про брички и ярославн в школе зубрят именно для этого, а не чистого садизма ради, и не ради взращивания будущих историков изящной словесности.
06.04.2015 16:33:41, OlgaStPb
ТВЛ
и еще 40 лет назад учителя на уроках разъясняли детям значение неизвестных/непонятных слов (самалично разъясняла еще 25 лет назад)) 06.04.2015 17:38:19, ТВЛ
Да чего сейчас разъяснять - чуток погуглил, и хоть 3D-модель брички получил.

Требовать надоть просто.

Просто малограмотный родитель, глубоко удовлетворенный собственной малограмотностью, не позволит деточку утрудить. Бо прынцессе не надо ни бричек, ни дробей.
06.04.2015 17:53:26, OlgaStPb
ТВЛ
3D модель брички доставила, Хуже, что они не просто не утруждают, они еще и в инстанции ходют возмущаться)) 06.04.2015 18:13:14, ТВЛ
Нуа. Нафига козе гармонь, а кое-кому филармонь.

Блин, у меня прабабка, рожденная в 19м веке, неграмотная крестьянка, кое-как наученная читать в ликбезовскую кампанию, и то строго контролировала, чтобы я стихи с выражением читала.

А эти ... ну, ходют, кушают, одежки демонстрируют. Пушкина им не надоть.
06.04.2015 18:30:52, OlgaStPb
Вот и я примерно о том же :) 06.04.2015 14:14:39, Тайный Сигнал Барабанщика
Елена Д.
мы споткнулись на "Буря мглою небо кроет.." в 1-м классе, ничего, объяснила каждое слово, хотя мой тоже вопил, что нельзя детей насиловать старыми словами :)) зато какой слог красивый, на это и "взяла" :) зато потом стихи Пушкина и остальных легче пошли, даже специально посидели, почитали про старые слова, на сколько они были ближе к "природе" языка.. 06.04.2015 13:50:02, Елена Д.
Не вижу здесь проблемы. Может для общей массы детей это и вызывает трудности.
В таком случает надо выбирать более понятные стихи для второго класса. Некоторые же дети не испытывают проблем даже с гораздо более трудными и длинными стихами. На мой взгляд, их не так пугают неизвестые слова при выучивании стихов. Думаю, проблема может быть только в отсутствии практики учения стихов в д. садах, например.

У дочки в д. саду (это правда год 2005) мальчик рассказывал вот этот стих про Москву, причём вся адаптация для понимания заключалась в замене "выи" на "шеи":

Город чудный, город древний
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..

Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!

На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватят улиц длинных..
Это матушка Москва!

Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?..

Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!

Ты не гнула крепкой выи
В бедовой своей судьбе:
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!..

Ты, как мученик, горела
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!

И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

Причём за время репетиций дочка его тоже почти выучила.
А когда я был в 1 классе девочка вообще выучила весь стих "В музее Ленина" от начала до конца.
06.04.2015 13:44:23, Тайный Сигнал Барабанщика
Электра
Ой, "в музее Ленина" с детского сада и до сих пор помню. Он как-то очень легко запоминается. В общем, считаю, что автор заметочки льет воду на мельничку радетелей дальнейшего отупления нации. 06.04.2015 21:52:34, Электра
Зюйд-Вест
в общем-то, пост не о трудных и незнакомых словах) а, скорее о том, что "Дети не могут словами выразить своих чувств, ощущений", не имеют навыка экстраполировать свой опыт и не умеют догадываться о значении слова по контексту) 06.04.2015 13:59:57, Зюйд-Вест
Электра
опыт они приобретут в дальнейшем, и подтверждение своему опыту будут находить в выученных ранее стихах. А кто в детстве не учит стихи, тот потом так никогда их и не выучит. 06.04.2015 21:56:13, Электра
Так именно для приобретения этих навыков в школе и учат стихи, и вообще читают классику. А бытовым родным языком (и даже иностранными языками) люди и без школы овладевают, и даже многие УО. 06.04.2015 16:41:52, OlgaStPb
Зюйд-Вест
а теперь по программе и не учат стихов практически, и на классику меньше часов - вот и результат) 06.04.2015 16:46:03, Зюйд-Вест
Елена Д.
это не зависит от умения заучивать стихи, то вообще разные вещи.. я в свое время тоже половины слов не понимала когда стихи учила, про многие только уже взрослой узнала что они означают, однако выражать свои мысли словами умею (как мне кажется :)).. дети мало читают хорошей литературы, отсюда бедный язык.. а куда им деваться, если все завалено низкопробным чтивом? а чтобы вчитываться в классику, нужно напрячься, а им лень, да и не требует никто.. я бы в жизни классику сама по себе в школе читать не стала бы, от слова - совсем, так чего мы хотим от детей? 06.04.2015 15:06:41, Елена Д.
Я вообще не вижу связи между заучиванием стихов (чужих) и выражением своих мыслей. По-моему статья намного мутная, чтобы под шумок навести тень на всё подряд от Пушкина до современного образования и детей.
Я считаю, чтобы учить стихи нужно побольше читать (слушать) и учить стихи.
Чтобы формулировать свои мысли нужно побольше читать(слушать) и формулировать свои мысли.

Общая часть только в чтении (слушании).
06.04.2015 14:13:56, Тайный Сигнал Барабанщика
Помнится, я покупала детям книгу, что-то из серии "Читаем и разбираем Пушкина". Там в картинках многие непонятные слова. 06.04.2015 13:27:39, Чернобурка
Современных детей-первоклашек попросили нарисовать картинку по четверостишию Пушкина:

Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

Кибитка в представлении детишек оказалась летательным аппаратом. У некоторых она была ещё и похожей на кубик (КУБитка). Летающая удалая ки(у)битка занимается весьма воинственным делом — она взрывает. Что или, вернее, кого? «Бразды пушистые». Это зверьки такие (пушистые же!), помесь бобра с дроздом. То, что по правилам тогда должно было быть «браздов», детей не смутило — и на бедных пушистых браздов посыпались с кибитки гранаты и бомбы.

За геноцидом браздов наблюдает некая личность в тулупе и красном кушаке и с лопатой. Это ямщик. Носитель тулупа и кушака, по мнению детей, никакого отношения не имеет к кибитке и творимым ею безобразиям. Рождённый копать летать не может! Самым трудным словом оказалось «облучок». Часть детей вообще не поняла, что это такое и с чем его едят, в результате ямщик с лопатой (а чем ему еще ямы копать, он же ямщик!) оказался сидящим на «пятой точке» (в некоторых вариантах — на обруче).

То есть нет несущейся в облаке искрящегося под солнцем снега кибитки с весёлым бородатым дядькой в тулупе и кушаке на козлах. Вместо этого над землёй несётся кубическая летающая хреновина, под её смертоносными ударами летят кровавые ошмётки несчастных пушистых браздов, а за всем этим, балансируя на обруче на краю вырытой ямы, наблюдает люмпенская личность в тулупе и красном кушаке, с лопатой.
06.04.2015 13:18:24, Lussi01
Яхонтовая
Верно, у детей ломка от незнакомых слов. И это печалька. Самое забавное, что моя мелкая в 5 лет это стихотворение выучила. Единственно. что говорила "в багрец и золото одетая лиса". Я сказки Пушкина читала им и включала регулярно. Но вот в этом году, став второклашкой она меня просто убила. Была олимпиада по литературе, надо было продолжить строки. Ее
вариант:
Жил старик со своею старухой
У самого РУЧЬЯ
Жили они в ИЗБУШКЕ
Ровно 150 лет
Старик ловил РЫБУ
Старуха пряла КОФТЫ
АААААААААААААААААААААААААА! И Рики-Тики-Тави - оппосум, кто не знает)))
06.04.2015 13:06:40, Яхонтовая
А оппосум, это человек, который занимается финансированием оппозиционных организаций(Оппо+сум)? :) 06.04.2015 13:26:59, Тайный Сигнал Барабанщика
Яхонтовая
не иначе)))))) 06.04.2015 13:27:57, Яхонтовая
Между прочим и с прозой та же самая история. С внучкой читали Му-му, так как будто иностранный язык для нее.Сказки читаешь и не понимают многих слов. Мультики советские включаешь- не принимают. 06.04.2015 12:41:44, нинуля
Зюйд-Вест
Я согласна с оценками комментаторов:

Проблема в полном отсутствии представлений естественных. природных, вечных по сути. "Рожок" существует возможно 5-7 тыс. лет, но в сознании этих детей рожок, только вид мороженого.

Искажена система оценок. Система оценок стабильно генерирует больные ценности. Истинное, вечное, устраняется из сознания, а внимание выделяет только мишуру. О мишуре они знают всё, и запоминают сразу.

А иначе и быть не может. Современному воспитанию не на что опереться, в букварях до сих пор зайчики и медвежатки, которые были понятны ребёнку начала 20 века, а вот в начале 21 века - увы. Если же сделать букварь на основе современных вещей, знакомых ребёнку, то, боюсь, это будет совсем бесчеловечная книжка. Во всяком случае, её должен написать гений воспитания, совместив с человечностью нынешнюю среду обитания.

Есть и ещё более глобальная проблема. Человечество окончательно перестаёт быть информационной "системой памяти" и становится "системой обработки". С исчезновением книг как неотъемлемой части цивилизации процесс выходит на завершающую стадию: помнить человек ничего не должен, включая не только факты первого уровня "зайчик", "бразды", но и суждения, и выводы, и моральные законы - всё это будет подаваться ему для исключительно для потребления конвеером масс-медиа. Выучивание стихов наизусть - это, по сути, уже рудимент прошедшей эпохи.
06.04.2015 12:47:02, Зюйд-Вест
Меня больше пугают дети, которые в 7 классе операции с дробями не умеют выполнять. 06.04.2015 12:16:46, solorum
Яхонтовая
Не мудрено. Я бы тоже не научилась, учась по современным учебникам 06.04.2015 13:10:39, Яхонтовая
а меня сотрудники госкорпорации, которые не понимают что такое проценты и как это можно САМОМУ посчитать. Полчаса билась с юной девой, объясняя ей, что она не правильно посчитала. У нее формула в екселе сбилась и она не может проверить сама... полный кирдык.. через 30 минут отправила учить мат.часть (( про дроби, как я понимаю, лучше не заикаться... что с этими детьми будет если компы навернутся, я даже думать боюсь (( 06.04.2015 12:56:05, Ехидна.
Сокращение у Вас будет? 06.04.2015 14:06:03, solorum
и было, и будет. но то, что под него попадут подобные персонажи, у меня лично, большое сомнение (( чаще сокращают грамотных и опытных, потому как установка на мОлодежь. пенсионеров по всей отрасли сокращают, специалисты уходят, приходят манагеры. 06.04.2015 14:38:45, а толку?
и причина тому: ".....падение уровня профессионализма во всех отраслях экономики. Можно говорить даже о процессе кадровой депрофессионализации. Причин тому много. Одна из них – неэффективная приватизация. Свою роль играют низкие зарплаты в обрабатывающих отраслях и сельском хозяйстве, чрезмерный и прожорливый чиновничий аппарат, раздутые и необычайно высоко оплачиваемые штаты государственных монополий."

ссылка выше ))) [ссылка-1]
06.04.2015 14:41:51, Ехидна.
Потому что в школе перестали, как мне кажется, считать пропорции. Сразу заставляют учить формулы, а формула - это же такое дело, то вспомнил, то забыл. Вот логику не забудешь, так ее понять для этого надо исходно:( 06.04.2015 13:27:01, Чернобурка
согласна ((( 06.04.2015 15:41:51, Ехидна.


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!