Раздел: Аутизм

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

понимание сюжета

Как пишут в литературе, у детей с аутичными нарушениями достаточно фрагментарное восприятие мира и понимание сюжета дается им с трудом. У нас дело идет уже к школе, скоро 6, сын прекрасно читает с 4-х лет, запас слов очень большой, но читает он ведь больше энциклопедии. Он не умеет составить рассказ, и не умеет на слух хорошо уловить сюжет. Перессказ отсутствует как класс. Мы пока не читаем длинных книг типа Незнайки... Начать, что ли? Я вообще поняла еще в три года, что то, что он слушает, мало что дает. Как музыка иной раз. Сосредоточиться было очень трудно. Стала читать с объяснениями, остановками. Долгое время сама сочиняля ему сказки и он их полюбил, свою любимую мне рассказывал мне наизусть. Он будет отвечать на вопросы по короткому тексту. Наш логопед ставит звуки, уж получаетсяи(!!:))), но никакими рассказами она и не обещала заниматься. Это бесплатный логопед 2 р. в нед. Я поощряю любые рассказы, передачу впечатлений и пр. А что, собственно, можно еще сделать для развития рассказа и перессказа, понимания сюжета?
13.04.2004 11:49:42,

26 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Если схематично, то обучение пересказу начинать надо с обучения диалогу, а обучение диалогу,в свою очередь, это 1)игры с договариванием, типа «гуси- гуси» (ответ»га-га-га»), т.е. побуждение к ответу, для невербальных детей или малоговорящих игры со словами и движениями (здесь было много рекомендаций ниже). Затем идет 2)диалог в процессе совместной деятельности со строительным материалом, конструктором, пластилином (какой карандаш возьмем?, какой кубик нужен большой? Маленький?).
3)Далее инсценированные диалоги («Давайте знакомиться», «Спрашивай-отвечаем»,»Телефон»)
4)Чтение диалогов (при переходе к чтению диалогов желательно организовать прослушивание аудиозаписи с образцами выразительного чтения, при повторном прослушивании можно попросить ребенка сделать такое лицо,какое должно быть у персонажа, когда персонаж произнес фразу,к отдельным фразам можно возвращаться, закрепляя умение отображать эмоцию на лице,конечно же после Вашего показа.),
5)Чтение по ролям (можно с драматизацией, переодеваниями, что для аутистов очень хорошо). И , наконец, сам по себе процесс работы над связной речью. Опять же по этапам:
1)составление рассказа из деформированного текста (раньше в «Веселых картинках» и «Мурзилке» были такие странички предложение,а в него вставлены картинки вместо некоторых слов ( смотря какую часть речи отрабатываем , сущ-ное,глагол, прилагательное). 2)составление рассказа по серии сюжетных картинок, 3)составление рассказа по серии сюжетных картинок и написанному плану, 4)составление рассказа по плану и табличкам с опорными словами 5)составление рассказа по опорным словам и схемам (Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»),ИМЕННО В ЭТОМ ПОРЯДКЕ 6)а потом обучение самостоятельному составлению плана пересказа,но это уже другая история.Смотря что нужно добиться, понимание ли сюжета, эмоциональное его приятие, умение связно передать мысли-все это тоже мелко дробится и по шагам дается ребенку.
15.04.2004 22:17:58, УА
Имхо, у нас по крайней мере непонимание сюжета было следствием того, что не понимал эмоции: если не понимает, как, например, мальчик на картинке отреагирует на то, что разбил чашку (огорчится), то ни за что не догадается, что будет следующим шагом у этого мальчика на картинке (заплачет), и тем более следующим (побежит к маме, чтобы утешили). Даже когда мы разобрались с причинно-следственными связями, истолкования эмоций людей и предсказания их реакций на ту или иную ситуацию очень часто были (и сейчас бывают, но уже реже) совершенно фантастическими. А сюжет, действия людей, в отличие от научных фактов, имеют в основе эмоции.

Я тут уже как-то писала, для понимания эмоций и сюжета мы с ним смотрели мультфильмы без слов (типа "Обезьянок", "Ну, погоди" или "Кота Леопольда"), я останавливала пленку, спрашивала: "что он/а чувствует? почему? что он/а будет делать дальше?", а потом пускала пленку дальше - проверяли.

То же делали с любимыми книжками, с тем же Гарри Поттером, но там гораздо более сложные эмоции, так что большинство моментов приходилось пропускать без объяснений. Вот Носов или Драгунский может пойти хорошо, там довольно просто. Сказки еще проще. У нас еще капитан Врунгель был хорошим учебным пособием (книга, а не мульт), но там много приходилось объяснять про историю и географию, а также про вранье и правду, теряя драгоценное время и заряд внимания.

Еще можно разыгрывать коротенькие, в одно-два предложения, сценки с фигурками, отрабатывать ответы на три этих вопроса. (сначала только на один, потом только на другой, потом начинать чередовать два, потом отрабатывать третий, потом чередовать все три; если ввести все три сразу, легко ребенка вконец запутать). Минус этого подхода - у фигурок нет мимики и жестов, которые тоже показательны для определения эмоций. Но для начала и это сойдет.

Можно (после того, как понял, как называются эмоции) спрашивать, когда читаешь: "а вот если бы ты был (герой книжки), и с тобой бы произошло это, что бы ты почувствовал? а что бы ты дальше сделал?"

Ролевые игры, особенно для детей с речью, аспергиков и высокофункционирующих - это кайф! Мой с успехом выступал в школьных спектаклях, я удивлялась, но психологи мне сказали, что это, кроме того, что поднимает веру в себя, дает и хороший терапевтический эффект, в частности, в смысле понимания эмоций. Я своего сейчас пытаюсь записать на курс драмы для аспергиков - другие родители этот курс очень хвалят.

А по времени большое улучшение в понимании эмоций и сюжета произошло после того, как пошли первые успехи по РМО. Что в общем-то естественно - пошло эмоциональное развитие, и понимать чужие эмоции стал лучше.
13.04.2004 23:23:23, Е
Да, у нас, наверно, тоже в основном связано с непониманием эмоций. Но это я всегда стараюсь по возможности ему объяснять, проговаривать... Но как-то пока особого эффекта не заметно. Ролевые игры он вообще не любит; то есть если его втянут и какую-то роль назначат, он просто будет делать то, что ему сказали, без эмоций. :( ...
Но кроме того, он ведь и не может вспомнить и пересказать и те места фильма или книги, которые вроде бы связаны чисто с действиями, без упоминания эмоций...
15.04.2004 14:59:24, мама_сына
Мне кажется, трудно запомнить цепь действий именно потому, что они, в его понимании, друг с другом никак не связаны. Мы-то понимаем, что человек в ответ на такую-то ситуацию почувствовал то-то, и поэтому сделал такое-то действие, а для них это все закрыто, цепочка событий без подтекста - непонятный набор ненужных сведений, все равно как если бы мне сейчас дали какую-нибудь сложную теорему из высшей математики - доказательство запомнить.

Что касается ролевых игр - мы тоже далеко не сразу их полюбили. Помогло, когда мы с ним разыгрывали сценки с фигурками: я держу Машу, а он медведя, и др. Потом он полюбил рыцарей, мы стали разыгрывать вживую, без фигурок: он был рыцарь, а я его конь. Потом он был рыцарь, а я чудовище. И т.д. В общем, втянулся.
15.04.2004 20:17:00, Е
Лена, спасибо. Очень интересно относительно связи эмоций и поступков. Мне такая простая мысль не приходила в голову:) Больше как-то волновало, что сам сюжет не особо запоминает. А ведь важнее именно делать акцент на эмоции. Разные сценки - да, забавно. Вот до участия в спектаклях нам пока очень-очень далеко. Хоть бы стишок какой на людях выудить:(( Выучит-то все, но рассказывать при большом количестве людей пока не будет. 15.04.2004 14:23:04, ЛяМур
Мой тоже до сих пор стесняется и заикается, даже порой за меня прячется, когда с незнакомыми людьми, но вот как-то вдруг произошло, что на сцене перестал бояться и развернулся. То ли учитель драмы в школе был хороший, то ли ребенок понял, что это такой "легальный" способ выпендриваться, а выпендриться мы в общем любим - Кукарачу там в классе спеть...

И, видимо, это не только у нас так - я вот хочу его записать в класс драмы для аспергиков, а там очередь на несколько месяцев. Не я одна такая умная...
15.04.2004 20:24:25, Е
В магазине "Гном" есть замечательная книжка-Коноваленко В.В. "Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"(некоторые методы и приемы).Можно заказать по интернету.Если не найдете,могу здесь коротко изложить этапы работы в этом направлении.У вас ошибки в методике обучения пересказу и свободному рассказу. 13.04.2004 20:58:05, УА
Присоединяюсь к просьбе ЛяМур :)... 15.04.2004 14:52:37, мама_сына
Если у вас есть время, напишите, пожалуйста. И о ваших достижениях в этом смысле. А я у своего логопеда еще спрошу, у них в саду шкаф такой литературы. 15.04.2004 14:24:50, ЛяМур
Да, нам психиатр так и написала в выписке: "Скрытого смысла сюжета не понимает, мышление только конкретное"
И в конце приписала "Умственная отсталость легкой степени". Так обидно было... :(((

На самом деле все это нарабатывается. Особенно в больших количествах. Я своему начала в 6 лет читать Толкиена, перед сном, по нескольку глав. Так он так привык, что расстроился, когда закончился "Хобббит", затребовал "Властелина колец", потом "Кузнеца из большого Вуттона" и т.д. И сейчас уже, спустя пару лет, умеем рассказывать и по картинке, и составлять рассказики. В школе на это хорошо натаскивают.
13.04.2004 20:05:05, Наташа и Игорек
Привет, Таня. У нас все один к одному. Воспринимать сюжет ему очень трудно. Если мы что-то даже небольшое прочитали или посмотрели, мне потом приходится все сотни раз повторять, разбирать маленькими кусочками, подробно разъяснять (особенно - почему кто-то поступает так или этак, сам он с мотивировками и причинно-следственными связями поступков разобраться никак не может). Так все и разбираем. В преддверии школы меня это волнует очень. Однако вот тут на днях ихняя преподавательница мнемотехники меня успокоила, что не все так страшно, и в этом возрасте пока допустимо. Я же ей ни про какие наши диагнозы и проблемы не говорила; так вот когда я ее спросила: какие на ее профессиональный взгляд у него проблемы, и как они могут аукнуться в школе, она подумав, смогла назвать только одну - отвечает слишком медленно. ;) А она занимается с их группой весь этот год, 2 раза в неделю по 20 минут, так что могла бы чего-нибудь и заметить ;). Так что - прорвемся! 13.04.2004 14:39:37, мама_сына
СветланаЮ
Это больной вопрос, у нас с места дело сдвинулось только с началом диеты, у него стало менее фрагментарное мышление, что-ли. Читает Димка давно и очень много, но те же мысли, что и у тебя, не покидали. Тоже в основном энциклопедии, и цитирует статьи почти дословно к месту и не к месту. Перечитал всего Гарри Поттера, но опять-таки сюжет не расскажет, только отдельные события, которые произвели впечатление. А вот 4 дня назад писал сказку - сочинение. Ну, продумали вместе сюжет, он сел и записал почти без огрехов на 3 страницы. А занимались все это время в основном так: абзац читаем, объясняем, рассказываем. Он и кино стал так смотреть. Останавливает, пять раз перемотает, спросит, дальше...
Учили краткому и подробному пересказу, буквально заставляя :) пересказывать вслед за нами. Дошло. Можно составлять схему пересказа, типа плана.
13.04.2004 14:25:19, СветланаЮ
не подскажите ли, какой диеты?
(я здесь оч.редко, поэтому не в курсе всех дел)
13.04.2004 19:20:16, Miril
СветланаЮ
Конечно. Это диета без глютена и казеина. Очень многие аутисты на фоне диеты резко улучшаются. Мы сели в почти 11 лет, результаты очень хорошие. Глютен содержится в 4 злаках - пшенице, ржи, ячмене и овсе, и во всех продуктах, содержащих эти злаки даже в малых количествах, а казеин - это молоко, и все его производные. Подробно о диете можно почитать на сайте: 13.04.2004 19:50:34, СветланаЮ
спасибо. 15.04.2004 13:35:37, Miril
Уважаемая Светлана!
Я среди мам аутистов недавно, про диету читала. Чем вы реально кормите ребенка, если нельзя эти продукты. У меня сын и так почти ничего не ест, очень худенький, а если еще и ограничить ...
14.04.2004 08:30:04, Марьичка
СветланаЮ
Я сама не знаю, как бы справилась, будь ему 4-5 лет, он тогда вообще кроме лапши и обложек от пельменей ничего не ел. Лет с 9 начал есть более-менее нормально. Поэтому проблем почти не было. Но у нас с диетой изменились пищевые пристрастия. То, что он раньше ну никак не хотел, сейчас почти все ест с удовольствием. А реально кормить не так уж сложно, важно понять принцип. Можно мясо - любое, курицу, яйца, овощи, фрукты, рис, гречку, кукурузу, бобовые все и очень нужно - там много кальция, а с отменой молочного его будет не хватать. Чаи, компоты, соки, соевые продукты - при условии, что нет аллергии на сою, и не очень част - ею увлекаться не рекамендуют. Из сладкого иногда даю горький шоколад, специально читаю состав, в некоторых видах нет даже следов молочного белка, к примеру "Вдохновение", кукурузные палочки, безе - при условии, что туда мука не добавлена. Осторожно давать бананы - может быть неблагоприятная реакция. Внимательно смотреть сушеные фрукты - могут быть пересыпаны мукой. Вообще очень полезно почитать информацию на сайтах по целиакии, но целиакичным больным МОЖНО казеин. К примеру, есть вот такой сайт Санкт-Петербурга: http://www.celiac.spb.ru/ На некоторых сайтах приводится список лекарств, при производстве которых не используются глютенсодержащие продукты (в оболочках, к примеру). Помимо непереносимости глютена и казеина может быть еще и пищевая аллергия, если после начала диеты улучшения не наступает, или оно идет медленно, можно посадить на элиминационнную диету, когда исключаются ВСЕ аллергенные продукты, а потом, спустя пару недель, вводить по одному, и смотреть. Полезно вести дневник наблюдений, что ели и какая была у ребенка реакция. Вот есть хорошая ссылка на эту тему (аллергии).
Если что-то не понятно, спрашивайте. Можно тут, можно мылом.
14.04.2004 11:01:25, СветланаЮ
Большое спасибо, буду читать, вникать. 15.04.2004 15:30:26, Марьичка
Милана (Марина)
Бесплатный логопед, как его заполучить? 13.04.2004 12:20:47, Милана (Марина)
Ой, это было длинно и трудно. Но уж очень пока я довольна результатом:)
Просто мы прошли в логопед. сад, а потом его вынуждены были его бросить из-за бесконечных болезней. А при саде логопедический пункт. Т.к. я освободила дефицитное место в группе, а днем на логопед. пункте желающих очень мало, удалось договориться. Но в сад нас больше не возьмут и на буд. год. До этого было три логопеда! В поликлинике просто кошмар. Платный и просто садиковский. И отказывался он заниматься практически. А теперь, видно, и ребенок дорос, и логопед хороший.
13.04.2004 13:25:02, ЛяМур
Паша сам не читает длинные книги или ты ему не читаешь? По-моему если он не улавливает сюжет короткого рассказа, то не уловит и длинный (при самостоятелньом чтении). Ваня пока только справляется с короткими рассказами (2-3 страницы), при этом хронически путает причину и следствие. 13.04.2004 11:54:54, Muha
И он не просит и я не читаю, т.к. не вижу смысла бежать впереди паровоза. Сам он две-три страницы читать не станет, как тебе это удалось? Я пока не напрягаю. Умеет и ладно. Он может и страницу прочесть, естно, но устает, а я боюсь желание отбить. 13.04.2004 12:39:12, ЛяМур
Мне ничего не удалось-))) Это он сам. Подсунули книжку, которая ему понравилась. 13.04.2004 13:37:27, Muha
Какую?:) 13.04.2004 14:27:59, ЛяМур
Рассказы Носова. Когда про ежика в тумане заберете? 13.04.2004 23:33:43, Muha
Позвоню:) 14.04.2004 10:40:49, ЛяМур

Читайте также
Гид по уходу за автомобилем для современной женщины
Узнайте, как легко ухаживать за машиной: от ежедневных проверок до замены расходников. Будьте уверены и в безопасности на дороге!
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!