Раздел: Аутизм

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Leonida

to E. - about RDI

Лена как ваши успехи в RDI. Вы вроде собирались заниматься? Нам сказали, что ABA для нас вроде как пройденный этап, теперь смотрим на Relationship Development Intervention. Какой у вас уровень? Кроме Gutstein кого-нибудь можешь посоветовать?
17.03.2004 09:08:42,

22 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Мы занимаемся, и вроде как хорошо идет. Моя любимая рассказка - через какое-то время после того, как начали РМО, был такой эпизод: мы с малым сидим смотрим видео, звонит телефон, я бегу на кухню взять трубку, он останавливает видео и бежит ко мне сообщить: "я специально остановил, чтобы мы потом досмотрели вместе". А раньше бы даже не заметил, что я вышла!

Уровень у нас где-то между первым и вторым, для второго еще маловато и внимания к окружающему, и умения контролировать себя. Но потихоньку двигаемся.

Я посмотрела на RDI сайте http://www.connectionscenter.com - там перечислены сертифицированные специалисты в других штатах:
http://www.connectionscenter.com/rdi/providers.htm

и группы поддержки для родителей, которые занимаются RDI, по штатам:
http://www.connectionscenter.com/rdi/parents_connection_CA.htm

Есть еще провайдеры, которые в процессе сертификации. Мы теперь занимаемся с одной такой, нашли ее, попросив в Connectionscenter координаты кого-нибудь в нашем штате. Ездим к ней раз в месяц - показывать прогресс и получать инструкции, куда и как двигаться дальше. Остальное делаем сами, плюс я плачу своей подружке за то, что она раз в неделю вместе со мной занимается с малым.

Можно почитать книжки Gutstein-а и Sheely, основателей РМО. Основных три: Autism Asperger's: Solving the Relationship Puzzle (основы: что они делают, зачем и как), Relationship Development Intervention for Young Children; Relationship Development Intervention for Children, Adolescents and Adults (два сборника упражнений, один для маленьких детей, другой для всех остальных). Я брала в библиотеке (потом уже, когда понравились, купила). У них есть и фильм, продается на их сайте - три часа Gutstein рассказывает все то, что он обычно рассказывает на двухдневных семинарах, включены некоторые видео, как родители занимаются с детьми. Может, тоже можно заказать в библиотеке. Одновременно можно найти провайдера и договориться об evaluation (какк этто по-русски?). После evaluation специалист составляет программу, и можно начинать. Мы начинали сами, еще до evaluation, но мне мое АВА прошлое довольно долгое время мешало (тут подход совершенно другой, я еще до сих пор не могу сказать, что я его полностью освоила), и на правильную дорогу мы вышли после evaluation и еще одного семинара - для родителей, которые уже в процессе занятий. Сейчас я еще раз в месяц хожу в группу подержки родителей - мы там показываем друг другу свои пленки и обмениваемся опытом. Очень вдохновляет, и кроме того можно узнать кучу полезной информации. Если у вас есть поблизости такая, свяжитесь с ними, они и специалиста порекомендуют.

Есть и Yahoo!группы по поводу RDI, одна из них - RDI-List:
http://health.groups.yahoo.com/group/RDI-List/?yguid=118866803

а если поискать на yahoo! groups на ключевое слово RDI, найдется и еще десяток. Потом на сайте Connectionscenter есть форум:
http://www.connectionscenter.com/forums/displayTopics.asp?FID=2

По-моему РМО - это очень хорошее дело. Ребенок на глазах очеловечивается. Стал мне регулярно говорить, что меня любит. Пустячок, а приятно...
17.03.2004 13:08:53, Е
Leonida
Спасибо большое за подробное описание. Как приятно когда есть быстрые результаты! Поздравляем. И дальнейших успехов вам.
Connectionscenter. com я знаю, да там много интересного. И спасибо за ссылочку на яховскую группу.
Evaluation есть оценка:)
Еще раз большое спасибо за советы.
18.03.2004 05:09:35, Leonida
Девчонки, а кто-нибудь может обьяснить, что такое RDI. И почему АВА мешает при занятиях по этой системе? 17.03.2004 18:46:37, Ксюха
RDI (по-русски РМО, развитие межличностных отношений) - описание есть на сайте http://treatmentofautism.org в разделе "педагогические методы", там же немного переводов упражнений для первого уровня. Посмотрите.

Главное, на мой взгляд, отличие от АВА - то, что АВА развивает навыки (умения что-то делать, напр., называть чашку "чашка", считать до десяти, просить "дай то-то" и др.), а в РМО делается упор на развитие функций, то есть желания сделать что-то для того, чтобы пообщаться (напр., желание поиграть вместе, желание поделиться своими наблюдениями, пусть самыми простыми, типа "Мама, вон кошка!"). Идея в том, что если развить определенную функцию, например, желание делиться своей радостью, дав ребенку почувствовать, что он это может и что он от этого получает кайф, то он будет сам стараться делать это еще и еще раз, и это станет такой же его второй натурой, как у обычных детей. А на навыках не надо делать упор, они при наличии мотивации придут сами.

В связи с этим в отличие от АВА, где используются внешние вознаграждения (еда, игрушки и др.), в РМО ничего такого нет, а занятия строят так, чтобы ребенок в процессе занятий получал кайф от общения. Вот это мне, как человеку, оттрубившему с малым четыре года на внешних вознаграждениях, было трудно. При этом и АВА может быть построена на радости общения - у малого была одна АВА-терапистка, студентка, она просто смеялась и хлопала его по ладони в виде вознаграждения, но он ее обожал, все для нее делал и в глаза ей смотрел. Я помню, смотрела на нее и думала: "вот это талант, я так никогда не смогу". А как начали РМО, пришлось учиться, чтобы мочь.

Грубо говоря, в АВА установка "чтобы умел делать то-то", а в РМО "чтобы ему хотелось общаться, и чтобы умел общаться". При этом РМО (как и АВА) четко структурировано, сначала разрабатываем такую-то функцию, потом такие-то навыки (когда есть желание, например, делиться радостью, еще надо научить, как это делается), и только потом переходим к функции (и навыкам) более высокого уровня.

При этом в РМО важно не потерять желание общаться, когда отрабатываешь навыки, потому что тогда процесс остановится - внешних-то вознаграждений, позволяющих в АВА удержать интерес ребенка, в РМО нет.

Я ответила на ваш вопрос, или вы имели в виду что-то другое?
17.03.2004 20:26:32, Е
А можно сочетать эти две программы, или они в принципе не совместимы. Еще один вопрос ко всем. Я так поняла, что все немного занимались по одной из этих программ. А какие результаты? Занимались с кем-то или самостоятельно? 17.03.2004 21:27:52, Ксюха
СветланаЮ
Это РМО по-нашему. Развитие межличностного общения. У Елены (Е) на сайте есть основы методики. 17.03.2004 19:38:28, СветланаЮ
Мы тоже занимаемся по методике, напоминающей ваше РМО, результаты есть, и не малые.Читала на сайте у Елены образцы занятий по РМО.Елена, если не трудно , ответьте, как выглядят обычно ваши упражнения, или это специально разработанные, и вы идете по ним поэтапно, или включаете всю свою фантазию и фантазию ребенка и отклоняетесь от программы?По-английски я почти не умею читать к сожалению, а по сравнению с другими методиками у нас все идет просто супер, если не считать, что боремся с оставшимися побочными эффектами других методик. 17.03.2004 13:51:13, п.мама
Мы берем упражнения из их книжки или с сайта, а потом я начинаю придумывать вариации (и смотрю, согласится с ними малый или будет сопротивляться; если сопротивляется, какое-то время пытаюсь его втянуть, а если никак не получается, возвращаюсь к чему-нибудь более привычному).

Но вообще у них есть для каждого уровня и стадии цели, и вот мы сейчас достигаем определенных целей (чтобы обращался за невербальными: указаниями, одобрением, утешением, то есть не летел вперед, как наш паровоз, когда что-то в голову пришло а сначала посмотрел, показал, что собирается делать, дождался кивка и улыбки или нахмуренных бровей, и среагировал бы соответственно). Если иметь в виду эти цели, можно много всего в повседневной жизни использовать с терапевтическими целями: например, в магазине он мне помогает, продукты в корзинку кладет, или в квартире мы прибираем, или белье из стирки раскладываем.

Во время самих занятий, поскольку он очень любит всякие подвижные игры, я ему даю скакать по диванным подушкам, которые мы кладем на пол - это острова, но из нас двоих только я знаю, на каком острове крокодилы, а он должен смотреть на меня, чтобы вовремя убежать, чтобы его не съели. Потом мы с ним строим крепости и корабли из диванных подушек - я молча командую, а он таскает и складывает подушки. И в настольные игры играем, типа бирюльки растаскиваем, но каждый играет за другого - когда моя очередь, я могу ему дать за меня ходить, но он должен спросить меня, какую я бирюльку хочу вытащить. Паззлы складываем - когда моя очередь, я складываю, пока он меня без слов не попросит уступить ему очередь (с мимикой у нас пока не того - такие корчит смешные гримасы, когда хочет сказать, что пора бы дать и ему очередь), когда его очередь - он складывает, но знает, что если меня долго не замечать, вместо меня придет медведь, начнет рычать и всех вон погонит. Медведь (или дракон) - это находка более раннего этапа; мы играли, что медведь (я) лежит на полу и спит, к нему надо подойти, разбудить, и удрать, пока не съел. Малой знал, что медведь понарошку, и очень смеялся, но удирал, сверкая пятками, и до сих пор относится с уважением.

Что касается фантазии ребенка - это включается, но не на нашем этапе. На нашем надо научиться смотреть на других, понимать, что они хотят сказать невербально, и корректировать свои действия соответственно. Пока он ведомый, и должен научиться быть таковым. Потом (кажется, на следующей стадии) он будет вносить свои идеи наравне с другим участником, они будут их обсуждать и вместе принимать или отвергать, но если сейчас ему дать инициативу, он не научится координировать свои действия, а будет настаивать на том, чтобы все делалось по его, и никак иначе.

Я ответила на ваш вопрос или вы хотели более конкретно?

А по каким методикам вы занимались? И какие остались побочные эффекты?
19.03.2004 03:08:53, Е
Елена, спасибо за ответ.Наша программа все-таки отличается от вашей отсутствием такой четкой разграниченности уровней и целей, т.е. это занятия без такого определенного плана, лишь с небольшими заготовками, а далее идет спонтанное моделирование.У нас 4 тераписта, приходящие к нам домой в разные дни, занимается каждый по 1.5-3 часа.Основная цель-получение кайфа от общения, совместное переживание эмоций, а также развитие спонтанной речи, умения самостоятельно принимать решение, а так же использование различных предметов по-разному в зависимости от ситуации(а не только по прямому назначению, напр. ложка м.б. отверткой, барабанной полочкой, трамплином, ванночкой и т.д.).Общие принципы, по-моему с вашими.Ваши упражнения нам пока не очень подходят, прыгать Даша не любит, по-этому мы устраиваем ей полосу препятствий с конечной целью(достать приз, прикрепить что-нибудь на высоте).Вообще с физ. активностью у нас не очень, предпочитает сидеть за столом или играть на полу.Много времени отдается получению удовольствий от ласки, прикосновений, массаж и игры с телом(не знаю точно термин по-русски).В общем занимаемся ок.года.Первые 3 нелели лечение было стационарным, т.е. в клинике по 6-9 часов ежедневно, без выходных, тараписты менялись каждые 1.5 часа, и так каждый день без перерывов в одной и той же комнате.Продолжаем дома с подготовленными там же терапистами.А от предидущих методик осталась некоторая "роботность" что ли, и по речи немного заметно(неестественные паузы и четкое произношение, как у солдата), и многая заученность осталась без понимания.Занимались по методике с карточками, когда на каждое слово совали карточку с картинками, и заставляли четко произносить каждое слово, программируя готовые фразы(хотя она уже в то время говорила и без карточек, но с ошибками небольшими)Занимались в садике для аутистов, и при совершенно потрясающем коллективе работников садика и отношению к детям конкретно нам это не пошло, начались зависания в разных ситуациях, прекратилась спонтанная речь, пошли сплошные эхолалии.Сейчас проходит,но иногда снова всплывает эта роботная интонация.А где можно купить кассету с RDI и сколько это стоит? У нас есть родственники в Америке, в Нью-Йорке, они бы нам могли переслать. 19.03.2004 13:26:51, п.мама
Leonida
Здесь можно дешевле купить книжки. 20.03.2004 08:49:09, Leonida
стоит $125. Дорого, конечно, но зато можно использовать в обучении терапистов, в просвещении школьных учителей (когда у вас до этого дойдет) и др. Продается здесь:
http://www.connectionscenter.com/resources/default.asp

там в двух возможных видеоформатах, есть в американском стандартном, а есть в PAL, то есть в формате для европейских (и, видимо, израильских) видеомагнитофонов

19.03.2004 18:01:14, Е
А вы видели эту кассету? Стоит она того? Какая у нее продолжительность?Показаны приемы занятий с детьми?По каждой ступени, или надо будет докупать еще и продолжение? 19.03.2004 21:10:25, п.мама
У меня она есть, я ее иногда смотрю долгими зимними вечерами... Продолжительность три часа, Gutstein рассказывает про то, как построено общение у нормальных детей и у аутистов, какие стадии нормальный ребенок проходит, как помочь аутичному ребенку пройти те же стадии, какие цели на каждой стадии. Собственно клипов занятий там не так много, но то, что показано, очень информативно - по принципу "лучше один раз увидеть".

Кассета одна, без продолжений, там охвачены все стадии, хотя и конспективно.

Она при этом по-английски, так что идеальный вариант будет, если кто-то сможет продублировать на иврит или на русский. Тогда можно будет и специалистам показывать - у меня впечатление, что те, кто этим занимается профессионально, тоже узнали бы о подробностях этой методики с большим интересом.

Если вам нужны конкретные упражнения для разных уровней, тогда стоит заказать в библиотеке или купить по Интернету одну из их книг с упражнениями:

для маленьких детей:
Relationship Development Intervention with Young Children: Social and Emotional Development Activities for Asperger Syndrome, Autism, PDD and NLD.
Author: Steven Gutstein, PhD and Rachelle K. Sheely, PhD
Price: $22.95

для более старших детей, подростков и взрослых:
Relationship Development Intervention with Children, Adolescents and Adults: Social and Emotional Development Activities for Asperger Syndrome, Autism
Author: Steven Gutstein, PhD and Rachelle K. Sheely, PhD
Price: $24.95

Я бы сказала, что и кассета и книжки вполне стоят тех денег, которые за них просят, нам РМО очень и очень помогает, но боюсь, что это будет похоже на рекламу, поэтому судите сами - можно сначала взять книжки в библиотеке, посмотреть.
20.03.2004 01:28:38, Е
Елена, большое спасибо, будем думать.Просмотрели кусочки из той кассеты на сайте, выглядит похоже на наши занятия.А по моим описаниям выше вам кажется, что методики у нас схожие и нам это пойдет? 21.03.2004 13:26:36, п.мама
да, я думаю, у вас программа, похожая на РМО, и можно из материалов по РМО почерпнуть какие-то интересные идеи. А как ваша программа называется? Где можно о ней почитать? Идеально - если бы по-английски или на другом европейском языке, но если материалы есть только на иврите, я попробую найти кого-нибудь, чтобы пересказали.

А как у вас успехи с этой программой? Сколько времени занимаетесь, с чего начали, до какого уровня дошли сейчас? Вы еще что-нибудь применяете (лекарства, витамины и др)?
22.03.2004 22:28:08, Е
Посмотреть можно по адресу http://www.mifne-autism.com/, но информации не много.Было еще про них на сайте autismtoday.com на английском, д.б. там видеоролик, но надо копаться в сайте, я, в силу своих слабых знаний англ. не разобралась, где он.Начали заниматься год назад, девочка была просто замороженная, теперь стала веселой и общительной, правда с детьми пока сама не заговаривает, но интересуется хотя бы.Появилась фантазия, сюжетная игра, рисовать стала картинки, и сразу с подбором цвета.Со взрослыми очень любопытна, сама стала заговаривать и задавать вопросы, появился интерес к животным(просит купить собаку).Соскакивает потихоньку со своих измов, легче соглашается оставить излюбленное занятие.Да, чуть не забыла, научилась сама есть(до этого ела как робот, рот открывала только, как будто было все равно)Может, еще что-то, что сейчас не вспомню.К хорошим изменениям привыкаешь быстро, плохое забывается.В общем, благодарны мы очень этому Мифне, хотя конечно теперь мы надеемся не на чудо, а только на работу и трудности еще все впереди.Медикаментозно не лечили, об этом узнали только на вашем сайте.Вообще даем витамины, глицин, про диету узнали тоже только у Вас, но нам ее не разрешают, т.к. есть второй диагноз(эндокринология), без молочного нельзя, а сою не переносит.Может, есть какая-нибудь инфа с англоязычных форумов, что делать, если ребенку нужно повышенное содержание кальция, что делать при исключении молочного?Миндаль тоже не идет в больших кол-вах... 22.03.2004 23:34:47, п.мама
спасибо огромное за инфо, сейчас побегу смотреть.

кальций на диете: его много в зеленых листовых овощах (всякий шпинат, салат и др.) Многие еще пьют его дополнительно в таблетках, мы тоже. Эти таблетки, кальций-магний-цинк, по моим сведениям, еще способствуют нормализации обмена (эти минералы используются во многих обменных процессах) и помогают залечить поврежденный кишечник (точного механизма не знаю).

Проблема с тем, что в молоке необходимые вещества, или с тем, что любит молоко и не хочет от него отказываться? Если любит молоко и не любит миндальное молоко, можно самим делать рисовое (пара рецептов, включая экзотические, у меня есть на сайте http://treatmentofautism.org в разделе "диета"), аналогичным способом можно в общем делать из любого другого безглютенового зерна - пшено, гречка, квиноя, амарант, наверное, из кукурузы тоже можно, если переносит кукурузу. Из орехов тоже можно из любых, не обязательно из миндаля. А особенно странные на вкус варианты можно немножко сдабривать чем-нибудь типа ванили или лимонного сока или кокоса.

А при вашей эндокринологии нужно именно молочное? а какой именно из него компонент - кальций или что-то еще?
23.03.2004 00:09:54, Е
Leonida
Ты знаешь, вот сколько ни читаю, все мне в этом RDI нравится (редкий случай:). Но вот только не понятно - почему нет других авторов по этой методике. По ABA например, тонны литературы, ну не вся конечно полезная, но тем не менее. А RDI почему-то методика одного автора. Или этот Gutstein такой умный? 19.03.2004 09:21:02, Leonida
АВА просто придумали давно, лет тридцать назад, и тогда был один автор - Ловаас, а остальные потом присоединились. То же самое сейчас с РМО - есть люди, которые его придумали, и оно потихоньку распространяется, лет через десять оно тоже обрастет авторами, а сейчас даже тераписты еще не в каждом штате есть, а в Европе, например, совсем еще нету. 19.03.2004 18:03:58, Е
Очень прошу Вас, киньте мне на мэйл, где вы занимаетесь - у подруги аутистик 2 группы, 5,5 лет, не речевой. "Добро" не помогло. Ищем варианты.
Спасибо.
18.03.2004 14:20:07, Юлия С.
Если вы в Израиле-могу подсказать, в России-понятия не имею. 18.03.2004 14:51:30, п.мама
сейчас бегу, сегодня вечером отвечу 17.03.2004 20:28:32, Е

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!