Раздел: Аутизм

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

сочинения и изложения

девочки, Аспергеров наших реально научить писать? как ваши пишут?
напомню, нам 11, индивидуалка общеобразовательной школы. читает много, речь была всегда великолепной. учителя даже не догадываются, что он просто в ступор впадает от предложения что-то сочинить, думают, что это из-за письма. но я то знаю!
20.10.2010 19:00:17,

52 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Тюля
Я всю тему не осилила, но поняла, что твой вопрос актуален.)) Не гарантирую, что прям так и поможет, НО для улучшения структуры речи у аутистов прекрасно работают схемы. Попробуй найти всю информацию про мнемосхемы (на сайте болтух кажется есть немножко). Что мы делаем - мы их используем, как костыли для пересказа. Пример -"Мишка косолапый по олесу идет" рисуем Мишку схематически, ножки косолапые, три деревца (елочки) и ножки идущие. Начинаем с самых легких стишков и переходим к простым картинкам с действиями - мальчик играет мячем. Потом переходим к серии картинок (2-3) - под ними пишем предложение и кодируем схемой. Потом показываем только схему и просим озвучить - выходит пересказ. Следующим этапом - научить самому рисовать схему предложения, потом перевод обратно - схема в предложение. Это кажется бегом по замкнутому кругу, но срабатывает для изложения. Если принять во внимание, что сочинение пишется на заданную тему, то это будет что-то вроде изложения. Научить же аутиста вольнодумию и изложению своих мыслей на страницу мне кажется практически нереальным. Ну так, чтобы сам придумал тему и развил ее от начала до конца. Это уже припечь тааак должно)))
Только не говорите, что схемы это сложно для аутиста. Сама так думала. Но наши дети (лет с 4х) их воспринмиают гораздо легче картинок. Не знаю я чем это обьяснить, может тем, что Т.Грэндин называет "мышление картинками"
ЗЫ Сутеев тут в самый раз пойдет, т.ч. попробуйте его закодировать))
23.10.2010 01:38:10, Тюля
Спасибо за совет. Надеюсь, поможет! 23.10.2010 11:05:26, мама Жени
Тюля
Наташа, если найдете, купите книгу Узоровой про то, как учить пересказывать. Я названия не помню, а она в школе у меня осталась. Красненькая, небольшого формата, выпуск 2005 или 2006. Там тоже схемки есть. И конечно, не стоит надеятся, что быстро получится. Зато точно поможет правильно составлять и использовать в речи развернутые предложения. 23.10.2010 15:57:21, Тюля
Спасибо. Если найдете название, буду весьма благодарна. 23.10.2010 19:36:40, мама Жени
Тюля
Не знаю, когда смогу - нам надо инвалидность переоформить и нас уже заждались и диспансере. Чем это для нас кончится даже не знаю, могу на работу не попасть на следующей неделе. Решила поискать и нарыла все книги Узоровой - на 18 страниц мелким шрифтом))) Точно такую же, как у меня не нашла, но по ссылке в самом низу вроде нечто похожее.
А еще я бы попробовала
Короткие интересные рассказы. - http://www.zone-x.ru/showTov.asp?FND=&Cat_id=702706
555 изложений, диктантов и текстов для списывания..http://www.zone-x.ru/showTov.asp?FND=&Cat_id=597621
Дневник юного читателя - http://www.zone-x.ru/showTov.asp?FND=&Cat_id=553152
И вот это, если кто купит расскажите - Тренинговая тетрадь по русскому языку. Морфологический разбор личных местоимений
http://www.zone-x.ru/showTov.asp?FND=&Cat_id=458142
Я так подозреваю, что многим аутистам в самый раз подойдет. У нас такого я не видела.
24.10.2010 00:45:24, Тюля
Спасибо. Кое-что из Вашего списка у нас есть - "Дневник читателя" ( кстати, это просто тетрадь, половина разграфлена: автор-название-отзыв, а другая половина: Дата начала чтения книги- автор-название-биография автора-краткое содержание-чему учит эта книга-понравилась ли эта книга- какие книги этого автора ты хотел бы прочитать- главные герои- характеристика героев-отрывок или эпизод, поразивший тебя больше всего-значение каких неизв.слов и выражений ты узнал из книги - иллюстрация- дата окончания чтения книги), а также "555 текстов для изложений...."(там просто тексты, мы их используем для письма под диктовку для отработки скорописи). 25.10.2010 09:28:36, мама Жени
Тюля
Вообще все эти книги только, как вспомогательные могут помочь. Главное научить ребенка проговаривать и озвучивать причинно-следственные связи - что на картинке, кто главное действующее лицо, что с начала, что потом,почему это произошло именно так. Тут еще могут помочь"Пересказы", "Тексты с хвостами" и "Тексты с дырками", ..с прятками, тексты шиворот-навыворот и т.п. из серии Карапуз. Скачать можно на сайте пузкарапуз.ру. Там все с картинками и хоть серия для дошкольников и мл.школьников, дай Бог, чтобы аутичный подросток все правильно разложил и собрал в кучу)) Да и просто в жизни постарайтесь научить проговаривать полностью ситуацию, когда вы спрашиваете о чем-либо, а не в двух словах буркнуть - все хорошо. Тогда при понимании прочитанного, ребенку будет легче выстроить собственный рассказ. 26.10.2010 01:52:53, Тюля
Спасибо, попробуем. У нас до кучи еще речевые проблемы, поэтому с проговариванием тоже швах... 26.10.2010 15:36:12, мама Жени
спасибо, попробуем. 23.10.2010 10:01:02, в гости
1. Заучивает наизусть и вопроизводит
2. Пишу за него, он сдает
22.10.2010 10:03:08, Roccy
пишешь в надежде ,что научится или просто так? 22.10.2010 13:04:24, в гости
Муж мой, Не аутист, отличник, на вступительных экзаменах в вуз, просто заучил и воспроизвел написанное мамой сочинение. Все отлично, не вижу в этом ничего ужасного. Причем он не техник, а экономист. А сейчас служебные документы пишет легко. Главное, имхо, трудолюбие, а не способности к сочинительству (или какие-то другие, подставь). Есть у ребенка трудолюбие - ура, все в жизни у него получится. 24.10.2010 00:56:32, Roccy
вот с ним то у нас и проблемы.... 24.10.2010 11:33:32, в гости
У нас такие же проблемы, с трудолюбием:( 25.10.2010 00:02:09, Roccy
Да хоть бы и просто. Думаете в обычных школах этого родители не делают? Еще как и многие. В Л2Ш, казалось бы, парни без диагнозов, но на литературе в 9-11 на классном сочинении было больше половины пар, сколько-то единиц, остальные тройки (буквально несколько четверок и, иногда, 1-2 пятерки у девочек). В конфе всего "букета" описАть не могу. По мылу отвечу (думаю, многое успокоит - окажется, что не так уж ваш и выбивается с литературой). 22.10.2010 22:01:40, Конек
На мой взгляд, это частное проявление дефекта планирования и прогнозирования. Дети плохо понимают, как развертываются события причинно-следственно, у них фрагментарное восприятие, не то что сочинить, даже тупо уложить в схему что сначала-что потом вызывает затруднение.
Я своего натаскиваю на сюжетные картинки. Сначала 4 картинки, потом 5, 6, 8 и далее. Картинки типа того, что мама ехала за рулем, сзади сидело двое детей. Мама вышла из машины и ненадолго зашла в магазин. Дети решили развлечься и мальчик сел за руль. Поскольку мальчик машину водить не умеет, машина покатилась под уклон и врезалась в столб. Мама выбежала из магазина и, не обнаружив машины, пришла в ужас. Потом она нашла разбитую машину и испуганных детей и сказала все, что о них думает. Этот сюжет укладывается в 8 картинок.
Что характено, выложить он их в состоянии легко, но пересказывает пык.мык. Но вообще все пересказы и сочинения, на мой взгляд, для таких детей должны быть с визуальной опорой. Сначала молча выложи картинки, мозгами подумай, как их расположить, а потом, глядя на них, потихоньку начинай рассказывать.
21.10.2010 10:53:10, AlisaLi
у нас стандартная программа 6-го класса. никакими картинками этот уровень не покроешь(. 21.10.2010 15:18:27, в гости
+1. Только у нас - 5 класс. История Древнего мира, природоведение, литература. К понедельнику надо рассказать про Пушкина ((((((. Какие тут картинки.... 21.10.2010 17:40:52, мама Жени
ну да, 5-й класс у вас и 6-й у нас, одно и тоже. у вас началки 3 года или 4? у нас 4.
как раз природа, древний мир и пушкин.
21.10.2010 18:31:05, в гости
Началка - 4 класса. 21.10.2010 20:28:35, мама Жени
ясно. мы шли по программе 12-летки, поэтому программа более "размазана" 21.10.2010 21:16:30, в гости
У нас тоже 12-летка. Началка 4 года, в 5 классе началось предметное обучение. 21.10.2010 21:32:59, мама Жени
ясно) 22.10.2010 09:11:23, в гости
Я в том смысле, что хоть дома тренировать его по этому принципу, а там ребенок сообразит, как эти знания и принцип построения сочинения и изложения перенести на классные работы. 21.10.2010 16:34:35, AlisaLi
ребенок на индивидуалке, какие там классные.даже если они в классе сочинение начнут, все равно потом дома его писать. 21.10.2010 18:26:59, в гости
Да не сообразит! Увы ((( Мы на сутеевских картинках и "Рассказах в картинках" Н.Радлова с логопедом сидели несколько лет. Толку чуть((((. 21.10.2010 17:43:27, мама Жени
Составлять подробнейший план. Умение это делать, пригодится для пересказа параграфов
Кстати, я круглая отличница с прекрасно подвешенным языком, очень плохо в школе могла пересказывать параграфы (сочинения и изложения писала хорошо и легко). Меня спасало только, то что я была отличница, и меня вызывали три раза в четверть. Поэтому я уже классе в 5 просекла это и вызубривала параграф и сама поднимала руку.
21.10.2010 10:43:51, ex_muha
а у меня все ок было с устными ответами (я как раз всегда сама составляла что-то типо плана), а сочинения мне давались оч трудно. но да, отличницй была))). 21.10.2010 16:06:42, в гости
а у меня наоборот. шикарные письменные вещи были,но вечный страх аудитории и проблемы передавать что-то своими словами просто. в итоге образование переводческое получила - прекрасно запоминаю все и чужие слова передаю нормально дословно и с выражением говорящего:))) 22.10.2010 12:24:01, Bingo
а говоришь боишься)))) 22.10.2010 13:05:09, в гости
свое - боюсь, чужое - не боюсь:))) особенно НЕ боюсь,если в кабине сидишь с наушниками и микрофоном и тебя никто не видит:)))) 22.10.2010 13:12:02, Bingo
(Мне тут правда один психолог сказал, что Таня ни фига не аспергер, мол, они безэмоциональны, чего про не не скажешь. Но я скептически отношусь к достоверности этих классификаций).
Тань, сочиняй с ним сама, за него, и демонстрируй, как ты это делаешь. Не вгоняй его в комплекс неполноценности требованием "сочини!". По поводу изложений, недавно в детской психологии обсуждали мальчика, (кажется, тема маугленка) который все изложения воспроизводит дословно, и не умеет пересказать текст своими словами. И там все написали, что для какого-то возраста это естественно. Возможно что у вас по этому параметру идет запаздывание по возрасту, и это придет позже.
20.10.2010 23:03:00, ЮлияФ
"Неполноценность" задается предметниками. Когда мой учился, кто-то из тамошних "умельцев" однажды записал изложение на диктофон и "изложил" письменно предложение в предложение, местами меняя слова текста на синонимы. Результат? Поругали за НЕПОЛНОТУ изложения. После этого эксперимента парни уверовали, что этот предмет непознаваем, их никогда не похвалят, поэтому и стараться незачем.
А у автора еще и иные проблемы. Много ли надо для неуверенности ребенка? Дословные изложения тоже принимают по опыту класса сына - вопрос, хватает ли памяти на дословное.
22.10.2010 22:17:20, Конек
AS
вот с дословностью изложения помог следующий прием - переводить на другой язык, потом обратный перевод. В процессе перевода дословность убралась... 22.10.2010 18:46:45, AS
Я тоже читала эту тему. Речь идет там об обычных детях. Я не могу поверить, что к классу 7-8(!!!) дети осваивают нормальный пересказ.
Я в 7 лет могла пересказать что угодно и кому угодно, в двух словах выразить главную мысль,одной из любимых книг была книга про пословицы, поговорки, крылатые выражения, переносные смыслы и так далее. Причем не была я вундеркиндом, никто меня в цирке не показывал. Обычный ребенок-хорошист в средней школе.
Понятно, что не надо себя сравнивать с проблемными детьми, но чтобы обычный ребенок только к 14 годам языком шевелить научился, это за гранью добра и зла:( От наших-то тогда чего ждать вообще?
21.10.2010 11:00:51, AlisaLi
AS
разные дети, разные...Я лишь в 30 лет смогла поверить, что некоторые не могут запоминать стихи (элементарные, типа Барто), пришлось применять особые методы... 22.10.2010 18:49:52, AS
касаемо психолога - я честно перечитала справочник по психиатрии, ни на что, кроме аспергера мы не тянем (как и на норму, собственно), а эмоции так и прут. так что в сад психолога, это не еое область знаний, она же не психиатр))))).

ну да, в итоге любое сочинение мы с превеликим боем просто пишем под диктовку взрослых.
с изложениями было такое - только дословно. но когда перестал запоминать все, просто перестал их писать.
21.10.2010 10:05:50, в гости
У нас та же ситуация, только пока пишем изложения (5 класс). Под диктовку. Не понимает, как можно своими мыслями РАССКАЗАТЬ. Жесть.
Уже пошли по пути рационального осмысливания. Составляем план с вопросами. Начало - развитие - конец. Не понимает. Может, кто подскажет, как быть.
21.10.2010 10:33:11, мама Жени
Может при прочтении текста делать для себя зарисовки по типу комиксов для запоминания сюжета? А потом по этим комиксам восстанавливать рассказ. А для раскачки можно учиться составлять рассказ по чужим комиксам, например по ссылке комиксы Сутеева. У меня эта книжка есть в бумажном виде, могу пофотографировать и прислать. (если в инете не найдете) Современные эти, из журналов, не очень люблю:(. 21.10.2010 11:20:55, ЮлияФ
Юлия, не понимает она! Мы Сутеева с нашим логопедом сто тысяч мульёнов раз обсосали со всех сторон и Радлова с ним вместе, и Бидструпа добавляли.... Не понимает она! Для нее внутренняя (человеческая!) логика событий пока недоступна. Вот и думаю вслед за Николаем Гавриловичем ,"Что делать?". Куда пойти? 21.10.2010 17:59:21, мама Жени
Наташ, а начать с элементарного? Одна картинка. Что девочка делает? Идет в лес. Вторая картинка - девочка пришла в лес, собирает ягоды? Картинки рисовать самим. Долдонить рассказ по двум картинкам пока не отточится. Не спешить добавлять третью.
Видели статью по ссылке? Там написано про деление информации на мелкие составляющие. Что ребенок может казаться тупым до тех пор, пока учителя не догадаются разделить для него материал на самые мельчайшие атомарные элементы. Если и их не понимает - значит надо признать, что это его потолок.
22.10.2010 10:51:16, ЮлияФ
Не так. Юля, у аутистов никогда не встречали избирательности внимания? Возьмем Вашу картинку. Ответ на вопрос:" Что девочка делает?" может быть самым парадоксальным :"Держит в руке корзинку" - и это еще в лучшем случае... А уж:"Куда она идет?" .... Я умолкаю. 22.10.2010 13:12:31, мама Жени
Встречала. Вот буквально вчера общалась с таким кадром. Мальчик, с которым я занимаюсь год, за этот год заговорил. ОНР конечно сохраняется, и эхолалии еще есть, но спонтанность тоже присутствует - купи, не хочу, отпусти, папа промокнет (увидев дождь на улице) - короче, я лично им довольна. Избирательность цветет пышным цветом, хочет - слышит и отвечает, не хочет - не слышит. Правда, он помладше и ему еще некритично составлять рассказ по картинкам.
А по поводу ссылки, Вы считаете, что к аутистам это не относится вообще или относится не всегда? Ведь по идее аутиста теоретически можно натаскать (пресловутая АВА)?
23.10.2010 00:06:25, ЮлияФ
Юль, статья интересная. До каких-то вещей мы интуитивно дошли, какие-то моменты (например, в математике)давно используем. Не могу сказать "за всех" аутистов, да и у нас только спектр, сопровождающийся сниженным интеллектом. Но однозначно для Жени картинки - любые - "избыточная" информация. Мы даже новые понятия стараемся вводить через упрощение словами, а не картинками. Вот выше Тюля предложила пересказывать по схемам (подлежащее -сказуемое-дополнение- обстоятельство). Кто знает, а может, и сработает, а?
Во всяком случае, у нас при решении задач во всю используется словесная схема:
увеличить или больше
( на - сложить
( в... раз - умножить

уменьшить или меньше
( на - отнять
( в.....раз - разделить

Один раз зазубрили, задачи решает влет.
23.10.2010 11:04:37, мама Жени
Про это тоже была где-то хорошая статья, о том, что многие дети вообще не воспринимают эти картинки. 23.10.2010 15:03:51, ЮлияФ
[ссылка-1] - Там есть картинки, которые можно увеличить. Качество, правда, плохонькое. 21.10.2010 13:19:29, Веселёнок
Спасибо. См. выше. К сожалению(((. 21.10.2010 18:00:02, мама Жени
З.Ы. У меня такое впечатление, что никак не складывается целостная картинка у человека при пересказе. Т.е. исходный текст - это одно дело, а пересказ, изложение - СОВСЕМ другое. Что с этим делать? 21.10.2010 10:35:42, мама Жени
ивзините, если совсем не по делу.

а своими словами пересказать ОДНО предложение? прочесть и потом пересказать.
21.10.2010 11:44:20, Марася
AS
не находятся другие слова...
Когда пишет он не знает, что слова не те самые.
22.10.2010 18:56:05, AS
Лучше скажите: Прочесть и потом повторить слово в слово ((((. 21.10.2010 20:21:00, мама Жени
моей тоже слово в слово проще. но им задают такие вопросы, на которые нельзя ответить цитатой. с позиции человеческой логики - дурацкие) 23.10.2010 16:36:48, Марася


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!