Была на первом родительском собрании в новой школе. Отзывы о школе - не ах, основной пункт - тяжелая психологическая обстановка, очень высокая нагрузка, учителя говорят - все проблемы - это проблемы ребенка и родителей. Мы, собственно, еще не в самой гимназии, а в прогимназии (то есть младшие классы учатся отдельно). Так вот, несколько удивила меня позиция учительницы, которая сказала, что ребенок (2 класс) должен понимать, зачем он пришел в школу и зачем ему нужна учеба. Хочет учиться - пусть учиться, хочет писать контрольную - пусть пишет (не хочет - пусть получает два), не хочет делать домашние задания (школа полного дня) - пусть не делает. Задача учителя дать знания, а уж будут ли их брать - проблема родителей и учеников. Вот примерно такая мысль прозвучала. И как-то я не могу это в голове уложить. Сознательность - это здорово, но моя мелкая какая-то, наверное, для осознания того, для чего она учиться. Для старшеклассников - это нормальный вариант, а вот младшая школа... Дочке с одной стороны - просто любопытно учиться , с другой стороны - авторитет взрослых. Но вот если все на самотек пустить - типа не хочешь - не делай, не хватит у нее этой сознательности. А уж если что-то будет не получаться...
В общем, хочется услышать мнения о такой позиции учителей и ответсвенности родителей за то, как ребенок "берет" знания, которые ему дают.
Конференция "О своем, о девичьем""О своем, о девичьем"
Раздел: Серьезный вопрос
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
По-моему, лукавят они здорово. Нет там подхода хочешь учись, не хочешь - нет. Там альтернатива другая: не хочешь двойку - учись. В надежде, что не получать двойки уж родители сами как-нибудь смотивируют. А уж ремнем или душеспасительными беседами, не их, учителей дело. ИМХО, подход имеет право на существование. Будь я учителем, выбрала бы такой же.
09.09.2004 14:38:06, nevera

С другой стороны- пример маминого одноклассника. Был двоечником, хулиганом,чуть втюрьму не попал. В начале 10го класса внезапно проникся любовью к архитектуре - блестяще закончил 10-й класс, стал давольно-таки востребованным архитектором. Так что, кому как повезет. Но если ребенок вообще не хочет учиться- может, тогда и не надо? Пусть закончит 9 классов - и на работу! Жаль только, многие родители будут против такого расклада. 09.09.2004 13:33:03, хухра-мухра

А чуть подробнее? Что значит работать над мотивацией? Какую мотивацию предлагать 7-летнему ребенку?
сразу вспоминаю, как я ребенка в школу уговаривала пойти (ну не хотел ребенок в 1-ый класс). Я говорила про работу, друзей, возможность выбора, даже то, что с "принцем" легче познакомиться, если что-то знаешь и умеешь. На что, дите упорно отвечало: "не хочу работу, принца, друзей и т.д., хочу быть свободной". Уговорили с трудом попробовать - понравилось вроде. Да и в общем-то нет у нее сейчас проблем с желанием учиться (с учебой есть, но это - переход в новую, более сильную, школу и разница программ). А вот мотивации к учебе осознанной нет. 09.09.2004 13:11:42, Омежка
сразу вспоминаю, как я ребенка в школу уговаривала пойти (ну не хотел ребенок в 1-ый класс). Я говорила про работу, друзей, возможность выбора, даже то, что с "принцем" легче познакомиться, если что-то знаешь и умеешь. На что, дите упорно отвечало: "не хочу работу, принца, друзей и т.д., хочу быть свободной". Уговорили с трудом попробовать - понравилось вроде. Да и в общем-то нет у нее сейчас проблем с желанием учиться (с учебой есть, но это - переход в новую, более сильную, школу и разница программ). А вот мотивации к учебе осознанной нет. 09.09.2004 13:11:42, Омежка

Что он должен говорить детям, какие объяснения "почему надо учиться" предлагать?
Я пока не знаю, что я буду говорить дочери, когда ей придет пора идти в школу (через 2 года, но, возможно, в следующем году пойдем на подготовительные). Пока ей этот процесс (садик, потом школа) представляется естественным. "Там учат тому, чего детки не знают" :)) Может, там кто-нибудь наконец объяснит ей, как делают трамвай! :)) 09.09.2004 13:52:25, Лягушка
Например, я хочу чтобы домашнее задание к 6 часам вечера (когда ребенка забирают из школы) было в основном сделано, чтобы учитель занимался дополнительно с ребенком (для этого в расписании есть специальные часы - репетиторство, констультации и т.д.), если тот чего-то не понял (или хотя бы информировал об этом родителей, и не только в конце четверти). Проще всего сказать - ты просто не хочешь учиться, поэтому и ничего не понимаешь. ИМХО, нужна золотая середина. Если учитель будет просто "давать" материал, его вполне можно заменить на магнитофон или видеокассету, а то и учебника достаточно. ИМХО, все-таки это вариант не для начальной школы.
09.09.2004 14:13:30, Омежка


Дом. работы, контрольные, оценки за задания? Во всяком случае все это если и не полностью, но показывают понимание материала, позволяет обращать внимание на пробелы. 09.09.2004 14:39:36, Дубравка
Работа учителя (и мастерство учителя) - отдельная тема, конечно - есть разница, как учитель "дает материал".
Интересно, а почему, ты думаешь, существуют дети, с которыми уроки делают, репетиторов им нанимают дополнительно - а они все на 2 и на 3 учатся?
Мне-то просто (мой ответ - а не "берут", хоть что ты делай - над ДРУГИМ работать надо, не над дополнительными занятиями). А вот ты как считаешь? Или если обеспечить должный присмотр, контроль и доп.занятия - то всякий ребенок автоматически все УСВОИТ? Т.е. не только "сдаст" на уроке, но и УСВОИТ? 09.09.2004 14:18:51, Кондратея с работы
Интересно, а почему, ты думаешь, существуют дети, с которыми уроки делают, репетиторов им нанимают дополнительно - а они все на 2 и на 3 учатся?
Мне-то просто (мой ответ - а не "берут", хоть что ты делай - над ДРУГИМ работать надо, не над дополнительными занятиями). А вот ты как считаешь? Или если обеспечить должный присмотр, контроль и доп.занятия - то всякий ребенок автоматически все УСВОИТ? Т.е. не только "сдаст" на уроке, но и УСВОИТ? 09.09.2004 14:18:51, Кондратея с работы

Да. Спасибо - у тебя гораздо более ясная формулировка. Я пытаюсь то же сказать ниже, но хуже получается:)
Мне не нужно особого "контроля" со стороны учителя, так как то, что мне нужно знать - я прямо от ребенка получу. 09.09.2004 14:50:45, Кондратея с работы
Мне не нужно особого "контроля" со стороны учителя, так как то, что мне нужно знать - я прямо от ребенка получу. 09.09.2004 14:50:45, Кондратея с работы
Нет, все не усвоит. Какой-то минимум - да. Особенно в младших классах (ИМХО, любого ребенка надо научить читать, считать, если там нет чисто физических или психических проблем). Я прекрасно понимаю проблемы преподавателя (сама какое-то время в вузе преподавала), но все же считаю, что в начальной школе должен быть должный присмотр и контроль со стороны учителя (тем более, ребенок там проводит целый день). Без оного, можно загубить учебу и тем детям, которые могли учиться без проблем, но упустив что-либо на раннем этапе интерес к учебе потеряли.
09.09.2004 14:42:49, Омежка
Так контроль-то родители будут осуществлять. И они же - поддерживать интерес ребенка к учебе. Учитель выдает "на-гора" даже больше, чем я лично ожидаю - дневники всякие, оценки в тетрадях, может и устные разговоры на род.собраниях. Но я и без этого прекрасно соображаю - каковы реальные успехи вообще ЛЮБОГО ребенка, которого мне предлагают "порепетировать". Т.е. я вовсе не вижу никаких их дневников-тетрадей - а за десять минут разговора прекрасно понимаю, как ОНИ САМИ оценивают себя, и где они находятся на шкале знаний (начальной школы).
У вас дома самый главный участник - ваша дочка. Она, безо всяких бумажек и даже без разговоров с учительницей, - УЖЕ дает вам возможность полностью оценить ее прогресс. Просто поговорив. А если дополнительно учительница будет на род.собраниях что-то говорить - так просто отличная ситуация. И для контроля, и для интереса, и для прогресса.
Какого еще контроля вы ждете от учительницы? Помимо "выдачи вам на дом" вашей дочери каждый день:)? 09.09.2004 14:48:03, Кондратея с работы
У вас дома самый главный участник - ваша дочка. Она, безо всяких бумажек и даже без разговоров с учительницей, - УЖЕ дает вам возможность полностью оценить ее прогресс. Просто поговорив. А если дополнительно учительница будет на род.собраниях что-то говорить - так просто отличная ситуация. И для контроля, и для интереса, и для прогресса.
Какого еще контроля вы ждете от учительницы? Помимо "выдачи вам на дом" вашей дочери каждый день:)? 09.09.2004 14:48:03, Кондратея с работы


По мне, так правильно они говорят.
Калька с западного метода обучения.
Там тоже никто никого не заставляет.
Но в ситуации с второклашками данная речь учителя звучит скорее для их родителей, чтобы направляли, пытались в разных вариациях повторять, что, типа, «ученье –свет, а неученье-тьма». Не помню, кто сказал :))))))))))
09.09.2004 12:51:06, АЛиса
Калька с западного метода обучения.
Там тоже никто никого не заставляет.
Но в ситуации с второклашками данная речь учителя звучит скорее для их родителей, чтобы направляли, пытались в разных вариациях повторять, что, типа, «ученье –свет, а неученье-тьма». Не помню, кто сказал :))))))))))
09.09.2004 12:51:06, АЛиса
Ученье свет, а неученье, чуть свет и на работу :)
09.09.2004 13:21:00, ученый
а это чьи слова ?:)))))
а кто-то, наоборот, скажет "...ученье - чуть свет и на работу" 09.09.2004 14:15:37, АЛиса
а кто-то, наоборот, скажет "...ученье - чуть свет и на работу" 09.09.2004 14:15:37, АЛиса
Моя мать, тоже учитель, так всегда и говорит - ничему в жизни нельзя научить, можно только научитьСЯ.
09.09.2004 12:44:46, Texas

Просто дочь как-то летом, когда мы проезжали мимо МГУ сказала, хочу учиться здесь. Мы ей сказали, что поступить непросто, надо иметь за плечами какой-то багаж.
И надо сказать, начала она в этом году просто блестяще. Настолько неприкопаешься. Все делает сама, не надо подталкивать, не надо повторять про сто раз про уроки, даже проверять ничего не надо. И оценки пока очень даже получает. Не знаю, насколько ее хватит. но приятно, что ребенок стал в учебе к чему-то стремиться. 09.09.2004 12:42:29, Дубравка
Кому-то приходит. причем кажется - как озарение от природы. Потому что удивительных для меня примеров много - когда "ниоткуда" это чувство вдруг появляется у ребенка. Нет у него "базы" от семьи - а вдруг все равно он хочет и будет учиться. Дед мой такой был. Родственница сейчас живет у родителей - говорит, в седьмом классе осенью вдруг подумала - "а что это у меня тройки, когда у других их нет? Я что - хуже всех? Буду на 4 и 5 учиться". И стала, сразу же. А у нее родители ну никакого внимания на этот вопрос. И потом она же, еще раз (когда перешла в школу в СПб) - "если б я знала, что еще можно знать, сверх школы - я бы еще дома помимо школы это выучила бы. А то мне говорили - достаточно, а я дурочка и думала - достаточно". Сейчас учится в универе (в Питере) - просто удивительно, как быстро и как много прогрессирует.
09.09.2004 12:50:47, Кондратея с работы

Я вот именно об этом. На самом деле - наблюдаю школьников, и понимаю, что проблем с образованными людьми никогда не будет. проблема всегда будет в том, что "продвинутые" родители смотрят на это и думают - "ну почему не мой ухоженый-образованный ребенок ТАК рвется учиться?". Выборка детей, "кому дана любознательность" устойчиво не совпадает с выборкой "дети приличных семей". Иногда - да, ребенок вроде как "по стопам родителей" умненький-образованный-мотивированный. А часто - разнобой, результат вовсе не соответствует ожиданиям. И тут же - вот такой малоблагополучный учится и учится.
09.09.2004 14:39:51, Кондратея с работы

Для возникновения стимулов совсем необязательно иметь какие-то предпосылки. 09.09.2004 14:36:13, Дубравка


Нам про Аню постоянно говорили, что ребенок способный учиться может блестяще, но пока у нее нет какого-то стимула, она все будет делать средненько. Я пыталась ей эти стимулы навязать и придумать, но не приживалось. А тут просто раскрывается ребенок. 09.09.2004 12:59:43, Дубравка
А я вообще в школе училась хорошо не потому что надо, а потому что что-то было интересно (математика, например), а остальное просто легко давалось - отсюда и аттестат пятерочный. Да и как-то комфортнее мне себя чувствовалось с пятерками. А по поводу поступления в ВУЗ и т.д. ну никак во втором классе мне в голову мысли такие не приходили. Но если бы мне сказали, что домашнее задание можно не делать - я бы его и не делала бы:(.
09.09.2004 13:03:46, Омежка
09.09.2004 13:03:46, Омежка


А если б сказали, что можно не делать - поставят 2, но без нотаций. ТОгда бы ты стала делать?
Среди моих 12-13 учительниц английского языка одна была очень эффективная и прикольная дама. Она подрабатывала в школе - а так преподавала на курсах для взрослых. В контраст со всеми другими учителями - она не то что голос не повышала, а вообще - была исключительно любезна со всеми учениками, даже наглыми. Ни на чем не настаивала вообще - "сделали? прекрасно, сдавайте. Не сделали? пишите записку от руки "я не сделал д.з. такого-то числа", все, дальше". И на любые прогулы, проступки - просила только написать записку с числом и подписью. А что детям - запросто катали записки!
На род.собрании она сделала стенгазету, где с фотографией каждого ученика собрала все его/ее записки за первую четверть. Причем рядом про всех написАла нечто положительное (в смысле успехов по англ яз), никого не чернила в глазах родителей. Более того - недоделанную газету показала в группе заранее, до собрания, со словами - советую рассказать родителям про мое ручное творчество до собрания.
До конца того года успехи группы по англ яз были существенно лучше, чем в среднем:) Но потом она ушла... 09.09.2004 13:13:06, Кондратея с работы
Среди моих 12-13 учительниц английского языка одна была очень эффективная и прикольная дама. Она подрабатывала в школе - а так преподавала на курсах для взрослых. В контраст со всеми другими учителями - она не то что голос не повышала, а вообще - была исключительно любезна со всеми учениками, даже наглыми. Ни на чем не настаивала вообще - "сделали? прекрасно, сдавайте. Не сделали? пишите записку от руки "я не сделал д.з. такого-то числа", все, дальше". И на любые прогулы, проступки - просила только написать записку с числом и подписью. А что детям - запросто катали записки!
На род.собрании она сделала стенгазету, где с фотографией каждого ученика собрала все его/ее записки за первую четверть. Причем рядом про всех написАла нечто положительное (в смысле успехов по англ яз), никого не чернила в глазах родителей. Более того - недоделанную газету показала в группе заранее, до собрания, со словами - советую рассказать родителям про мое ручное творчество до собрания.
До конца того года успехи группы по англ яз были существенно лучше, чем в среднем:) Но потом она ушла... 09.09.2004 13:13:06, Кондратея с работы
В младщих классах - делала, потому что так надо, потому что мама сразу нервничала, если какие-то проблемы (с учебой, правда, проблем не было). В старших классах - дома не делала практически никогда. У нас была очень мудрая математичка. Она в начале урока писала на доске новую тему, что нужно сделать в классе, что дополнительно и какое будет домашнее задание. 3-4 человека из класса все это успевали делать на уроке (такой дух соревновательности у нас был и любовь к математике). Устные успевала прочитать перед уроком или помнила, то что на уроке слышала. Единственное - сочинения приходилось писать - вот их не любила страшно, хотя и получала 5-ки.
А двойки меня никогда не пугали, если я чувствовала, что не знаю материал, предпочитала получить не тройку (уж на нее-то всегда можно ответить), а двойку или единицу (просто отказывалась отвечать) - потом пересдавала. Мне как-то в школе очень многое прощалось за хорошую учебу, комсомольскую работу и т.д. Не давила на меня школа совсем, скорее всего, наоборот все легко давалось (а мотвации как таковой не было - вернемся к нашим баранам:)).
История про учителя английского - классная, только во всем этом меня настораживает один момент. Можно запустить предмет так, что потом он станет неинтересен, потому что просто ничего не понимаешь.
Каюсь, подошла к учительнице и попросила информировать меня, если у моего ребенка будут проблемы (не "возьмет" то, что ему дают), нет у нее еще этой сознательности. 09.09.2004 13:50:18, Омежка
А двойки меня никогда не пугали, если я чувствовала, что не знаю материал, предпочитала получить не тройку (уж на нее-то всегда можно ответить), а двойку или единицу (просто отказывалась отвечать) - потом пересдавала. Мне как-то в школе очень многое прощалось за хорошую учебу, комсомольскую работу и т.д. Не давила на меня школа совсем, скорее всего, наоборот все легко давалось (а мотвации как таковой не было - вернемся к нашим баранам:)).
История про учителя английского - классная, только во всем этом меня настораживает один момент. Можно запустить предмет так, что потом он станет неинтересен, потому что просто ничего не понимаешь.
Каюсь, подошла к учительнице и попросила информировать меня, если у моего ребенка будут проблемы (не "возьмет" то, что ему дают), нет у нее еще этой сознательности. 09.09.2004 13:50:18, Омежка
А что будешь делать, когда учительница тебе просигнализирует?
Твоя школа просто недостаточно тебя нагружала и развлекала. Я так вела себя в средней-средней школе (и не жалею), причем у меня даже не было проблемы с двойками или тройками - я без труда на 4 и 5 "плыла по течению". А другая школа стала меня развлекать достаточно, чтобы я систематически делала д.з. каждый день. Это не с потолка взялось - на самом деле, чего я не добирала в средней-средней школе - я возмещала "посторонними" занятиями вне школы (ну на скрипке играла, английскую грамматику каждое лето у бабушки перечитывала и переделывала, просто познавательные книжки читала-занималась). Все эти навыки ТОЖЕ пошли в дело в более нагрузочной (интересной мне) школе. Т.е. умение трудиться - для меня родилось из умения трудиться над СВОИМИ целями, которые не всегда были только школьными. 09.09.2004 14:15:47, Кондратея же
Твоя школа просто недостаточно тебя нагружала и развлекала. Я так вела себя в средней-средней школе (и не жалею), причем у меня даже не было проблемы с двойками или тройками - я без труда на 4 и 5 "плыла по течению". А другая школа стала меня развлекать достаточно, чтобы я систематически делала д.з. каждый день. Это не с потолка взялось - на самом деле, чего я не добирала в средней-средней школе - я возмещала "посторонними" занятиями вне школы (ну на скрипке играла, английскую грамматику каждое лето у бабушки перечитывала и переделывала, просто познавательные книжки читала-занималась). Все эти навыки ТОЖЕ пошли в дело в более нагрузочной (интересной мне) школе. Т.е. умение трудиться - для меня родилось из умения трудиться над СВОИМИ целями, которые не всегда были только школьными. 09.09.2004 14:15:47, Кондратея же
Если учительница просигнализирует: буду думать - или ребенок не понимает (тогда объяснять) или физически не может потянуть такую программу (тогда искать другую школу - при учебе с 8.30 до 17.30 заниматься еще и с репетиторами - нереально).
Увы, ребенку наших с папой способностей не передалось, а может тяжелые роды повлияли (1 балл по Апгару, повреждение мозга, куча неврологии), абсолютно средний ребенок - поэтому и боюсь перегнуть с нагрузкой, в то же время совсем пролетарской школы тоже не хочется. Мне моя недогруженность была понятна (хотя музыкалка тоже была), но я училась в провинциальном городке, в обычной школе, там особо добирать было негде, поэтому читала много, математикой занималась - тут, отцу еще спасибо. А вот какую нагрузку ребенку выбирать - не знаю. Пока ориентируюсь на хороший английский (самой его жутко не хватает - вот и проецирую свои проблемы на ребенка:). Будет чуть постарше, будем решать. 09.09.2004 15:38:52, Омежка
Увы, ребенку наших с папой способностей не передалось, а может тяжелые роды повлияли (1 балл по Апгару, повреждение мозга, куча неврологии), абсолютно средний ребенок - поэтому и боюсь перегнуть с нагрузкой, в то же время совсем пролетарской школы тоже не хочется. Мне моя недогруженность была понятна (хотя музыкалка тоже была), но я училась в провинциальном городке, в обычной школе, там особо добирать было негде, поэтому читала много, математикой занималась - тут, отцу еще спасибо. А вот какую нагрузку ребенку выбирать - не знаю. Пока ориентируюсь на хороший английский (самой его жутко не хватает - вот и проецирую свои проблемы на ребенка:). Будет чуть постарше, будем решать. 09.09.2004 15:38:52, Омежка
Ну, удачи вашей дочке! Надеюсь, что все это останется теорией, вполне девочка справится. А после началки все-таки в другую школу, может быть.
09.09.2004 15:41:17, Я же
Мне кажется - ТОЛЬКО так в жизни и происходит, как бы это ни прикрывалось и не называлось. Ребенок БЕРЕТ сам из предложенного. Сколько берет? Ответственность ребенка и родителей, верно.
Учитель может быть лучше или хуже, и конечно - надо настаивать на лучшем. Однако если ребенок "не берет" - то никакой-никакой учитель радикальной разницы не сделает.... Локальную - может.
Внушить ребенку с нуля такую мотивацию, чтобы "не берущий" ребенок ТОЛЬКО под влиянием учителя переродился и навсегда превратился в "берущего" - это не учитель уже. Это некий талантливый Педагог, ближе к воспитателю, нежели к роли учителя в российской школе.
Короче - согласная я. 09.09.2004 12:41:52, Кондратея с работы
Учитель может быть лучше или хуже, и конечно - надо настаивать на лучшем. Однако если ребенок "не берет" - то никакой-никакой учитель радикальной разницы не сделает.... Локальную - может.
Внушить ребенку с нуля такую мотивацию, чтобы "не берущий" ребенок ТОЛЬКО под влиянием учителя переродился и навсегда превратился в "берущего" - это не учитель уже. Это некий талантливый Педагог, ближе к воспитателю, нежели к роли учителя в российской школе.
Короче - согласная я. 09.09.2004 12:41:52, Кондратея с работы
Читайте также
Выращиваем королеву сада: все о посадке, обрезке и зимовке роз
Хотите роскошные розы в своем саду? Узнайте все секреты успешного выращивания: от правильной посадки и выбора удобрений до тонкостей обрезки и надежной защиты от зимних морозов. В статье — подробные инструкции и ценные советы
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание