Возник у меня вчера чисто практический вопрос...
Я не умею ничему учить собственного ребенка. Причем проблема не специфична - я вообще не умею ничему учить тех, кто меня ниже по уровню интеллекта/развития :-))
Вот сообразительных, но не разбирающихся в данном конкретном вопросе - учить могу. Не сообразительных - не могу. Я сразу раздражаюсь и злюсь. В свое время я решила эту проблему просто - избежав "педагогической деятельности" во всех ее видах. Но с ребенком то как быть? Я могу ей что-то рассказывать, объяснять, показывать, но УЧИТЬ действиям - физически не могу. У меня складывается стойкое ощущение, что она очень тупая. При этом я знаю, что это не так, и мое знание о том, что у меня умный и способный ребенок жестоко борется с увиденным и услышанным :-))
Вчера ребенок задался целью нарисовать человека под снегопадом... Снегопад еще куда ни шло получился... Человек у нее не получался в принципе.... Причем я помню всякие методики обучению рисования, честно хотела просто показать ей, что можно делать с красками и кисточкой, как смешивать цвета, рисовать линии, кружочки и т.п.... Но она не хотела линии и кружочки, она хотела - человека под снегопадом... На четвертом листе бумаги, я плюнула на это совсем. И стала ей рассказывать, что есть такая живопись - абстракция... Но абстракцию она тоже не хотела, потому что см. выше ей нужен был человек под снегопадом...
И нарисовать за нее (она просила ее рукой - как в садике) - я тоже не хотела, потому что считаю, что это антипедагогично...
В итоге, я тренировалась в технике дыхания, уйдя на диван и стараясь не смотреть в сторону "картины", она злилась, потому что абсолютно ничего не получалось и требовала помощи....
Спрашивается, как в этом случае необходимо поступать хорошим матерям:
1) Внушить все-таки ребенку, что сначала надо тренироваться. И долго упражняться на кружочках/линиях/цветах.
2) Вообще не вмешиваться "в процесс творчества" сколько бы ни просили, смотреть только на готовый результат и восхищаться им необыкновенно.
3) Найти ребенку студию и пусть рисует только там под внимательным присмотром педагогов.
4) Нарыть таки нормальные методики по обучению детей рисованию и заниматься с ней систематически.
Конференция "О своем, о девичьем""О своем, о девичьем"
Раздел: Просто поделиться...
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
1/ вряд ли это внушаемо. рисование у ребенка - это не процесс создания картин, а способ познания окр. мира.
Они мир свой и окружающий отражают, а не производят хорошие картинки
2/ вмешаться можно и петь под их дуду надо, результатом восхищаться обязательно
3/ хорошая изостудия - большое дело. развивается рука, изучается технология рисования.Может попасться действительно талантливый педагог, общение с которым много даст ребенку.
4/ ну до чего меня прикалывает волшебное слово МЕТОДИКА! ну как можно по методике научить тому, чего не умеешь и не любишь сам????? не тратьте время зря. тем более, насколько я поняла, ососбого удовольствия вам это не доставит
резюме - найдите хорошую студию, а дома пусть рисует произвольно. будет просить помочь - делайте то, что просит.
У вас хорошо с вербализацией - цветисто и оригинально хвалите каждый полученный ею результат, подмечая ньюансы.
(личн. опыт - мы это обкатали. Результат - в 5 лет дочь получила приз на районном конкурсе в номинации Цветные Карандаши. Кстати, была самым младшим участником этого конкурса. Способна рисовать часами.) 27.04.2004 11:18:09, Кити Щербацкая
Они мир свой и окружающий отражают, а не производят хорошие картинки
2/ вмешаться можно и петь под их дуду надо, результатом восхищаться обязательно
3/ хорошая изостудия - большое дело. развивается рука, изучается технология рисования.Может попасться действительно талантливый педагог, общение с которым много даст ребенку.
4/ ну до чего меня прикалывает волшебное слово МЕТОДИКА! ну как можно по методике научить тому, чего не умеешь и не любишь сам????? не тратьте время зря. тем более, насколько я поняла, ососбого удовольствия вам это не доставит
резюме - найдите хорошую студию, а дома пусть рисует произвольно. будет просить помочь - делайте то, что просит.
У вас хорошо с вербализацией - цветисто и оригинально хвалите каждый полученный ею результат, подмечая ньюансы.
(личн. опыт - мы это обкатали. Результат - в 5 лет дочь получила приз на районном конкурсе в номинации Цветные Карандаши. Кстати, была самым младшим участником этого конкурса. Способна рисовать часами.) 27.04.2004 11:18:09, Кити Щербацкая
а в реге Вашей=чей рисунок?
(симпатично) 27.04.2004 02:02:55, КатриМ
Ну не ребенковый, естественно :-))
Это я с Пэинтом игралась....
Но акварелью я бы так не смогла...
27.04.2004 10:32:55, Аксандра
(симпатично) 27.04.2004 02:02:55, КатриМ

Это я с Пэинтом игралась....
Но акварелью я бы так не смогла...
27.04.2004 10:32:55, Аксандра

3.
У меня все очень похоже. Причем я обожаю делиться знаниями, с радостью учу чему-то например коллег на работе, но вот собственного ребенка не могу научиь абсолютно ничему. Я совершенно необоснованное желаю, чтоб он схватывал все с первого раза, однако он не относится к таким дарованиям. Поэтому я плюваю на эту дело, и поручаю все такого рода задачи няни. То над чем мы, родители, бьемся неделю со слезами, криками и истериками всех участников, у няни получается с первого раза со смехом и обоюдной радостью, и с результатов превосходящим самы смелые ожидания. 26.04.2004 16:18:21, Молли
У меня все очень похоже. Причем я обожаю делиться знаниями, с радостью учу чему-то например коллег на работе, но вот собственного ребенка не могу научиь абсолютно ничему. Я совершенно необоснованное желаю, чтоб он схватывал все с первого раза, однако он не относится к таким дарованиям. Поэтому я плюваю на эту дело, и поручаю все такого рода задачи няни. То над чем мы, родители, бьемся неделю со слезами, криками и истериками всех участников, у няни получается с первого раза со смехом и обоюдной радостью, и с результатов превосходящим самы смелые ожидания. 26.04.2004 16:18:21, Молли

Почему?
Почему это антипедагогично???
26.04.2004 15:29:05, =СветА™=

1) Не стоит загонять детей в шаблоны, в этом возрасте важнее самовыражение, чем достижение конкретного результата, поэтому лучше пусть получится ряд бесформенных пятен, но от души, чем что-то отдаленно похожее на реальность, но по трафарету, чужой рукой и т.п.
2) Для детей важно самостоятельно достигать результата, чтобы утверждаться в своих силах.
3) Рисуя самостоятельно, ребенок будет учиться делать это все лучше и лучше (просто координация будет лучше), а при помощи (которая фактически сводится к рисованию ее рукой) ребенок окончательно утвердится в мнении, что ни на что не способен и больше и пробовать не будет.
У меня еще есть одна беда в смысле рисования... Еще полгода назад ребенок рисовал шариковой ручкой УДИВИТЕЛЬНО похожие портреты. Кривые/косые, но ОЧЕНЬ узнаваемые именно по чертам лица... А потом это пропало... Ей хочется РОВНО (хотя ее всегда хвалили, никогда не критиковали дома...). У нее главный поможник в рисовании сейчас - трафарет. Потому мне так и хотелось, чтобы хотя бы красками она САМА рисовала...
Я уже пробовала нарисовать ей сначала карандашом... Пробовала нарисовать рядом - не помогает... 26.04.2004 15:48:01, Аксандра

Например, варит ребенок " понарошку" суп,-ты же не будешь дотошно следить за правильность действий и поправлять, как надо, а не то научится, как не надо, или возненавидит и в жизни не сварит ни одой кастрюли супа, или научится варить суппо шаблону, а с другим набором продуктов помрет голодной смертью. не сумев замутить кастрюльку с супчиком..
Она просто играет в рисование, так же, как и в любое другое.Подгрывай, если тебе хочется.И не подигрывай, если не охота.Вот и все. :-)
2)Я не знаю, что вообще важно для детей.Цели у них сиюминутны.В этот мент ей был важен именно этот результат.В другой момент будет важнее процес.
3) Рисование в вашем возрасте это не обучение письму ( чем больше нарисуешь, тем лучше потом будет почерк).Это деятельность и способ самовыражения.У некорорых детей- основной способ.И негативная оценка способна иногда привести к заниженной самооценке, не мамина помощь.
Самстоятельно рисовать красками ребенку непросто.Помимо рисунка нужно как-то соблюдать и технологический процесс-иначе грязь и результат не всегда ожидаемый.Хочешь чтобы рисовала-помогай, в подмастерьях. :-)
26.04.2004 16:16:05, =СветА™=
в четыре года многие дети переходят к закрашиванию. это обусловлено психологическим развитием, как мне пришлось где-то вычитать. они либо раскращивают свое, либо используют чужое, либо используют трафареты. это важно для них. проще ипользовать то период для обученяи раскарщиванию и штриховке
26.04.2004 16:03:09, Шин



Я красками не рисовала с того момента как в школе рисование закончилось :-))
Да и тогда за меня мама в основном рисовала :-))
Но человечка изобразить и равномерно белые точки поставить в качестве снегопада - способна. А вот научить этому трехлетнего ребенка - совсем не способна... 26.04.2004 15:29:03, Аксандра
Мама должна уметь любить собственного ребенка, а не учить:)
Это мне педагог и психолог со стажем сказал по поводу аналогичных моих метаний;). Надо сказать, что мне это очень помогло смириться с тем, что я не могу дать ребенку многого из того, что хотелось бы самостоятельно.
При этом я готова находить людей, способных учить тому или иному профессионально и организовывать среду. Но я тоже очень переживала и именно - по поводу рисования. Как человек абсолютно нетворческий и конкретно - не любящий живопись - я не знала, что мне делать с ребенком, который любит повозить кисточкой и красками. Меня вообще весь этот процесс жутко раздражает:(. И я боялась, что если я начну, сквозь свое раздражение и нелюбовь к этому процессу, с ним рисовать - то ему передастся мое отвращение. И ничего путного - не получится.
Поэтому "рисует" он теперь в мое отсутствие;) как минимум - на кухне (где это происходит). А желательно - вообще дома:). В итоге - я не раздражаюсь. Мне очень нравятся его работы, сделанные в д/с (с эстетическим уклоном), с няней и т.п. В общем - все довольны:)
Единственное мое участие в его творческих процессах - это когда он генерит идею и всем раздает задания (мама - вот в этом месте размазывает пластилин такого то цвета, бабушка - раскрашивает вот этот кусок бумаги так-то и так-то, папа - приклеивает...). В таком виде работы для меня самоценна его ИДЕЯ. Т.е. он в данном случае осознает, что пока не в состоянии грамотно воплотить ее и ему требуется помощь.
Вот, описанный вами случай, - мне кажется из этой оперы. Поэтому в данном случае я бы сделала то, что от меня хотел ребенок.
26.04.2004 15:18:05, Katenka
"Педагог-психолог" абсолютно правильно сказал, ИМХО. И для меня образовалось неожиданное следствие - тому, что мне самой пофиг, я ребенка учить могу. Читать, например, рисовать-малевать, лепить, кататься на велосипеде и коньках. А то, что мне лично дорого (музыка) - увольте:) Пусть профессионалы этим занимаются. А я буду получать удовольствие просто от компании ребенка.
26.04.2004 15:20:39, Кондратея
Это мне педагог и психолог со стажем сказал по поводу аналогичных моих метаний;). Надо сказать, что мне это очень помогло смириться с тем, что я не могу дать ребенку многого из того, что хотелось бы самостоятельно.
При этом я готова находить людей, способных учить тому или иному профессионально и организовывать среду. Но я тоже очень переживала и именно - по поводу рисования. Как человек абсолютно нетворческий и конкретно - не любящий живопись - я не знала, что мне делать с ребенком, который любит повозить кисточкой и красками. Меня вообще весь этот процесс жутко раздражает:(. И я боялась, что если я начну, сквозь свое раздражение и нелюбовь к этому процессу, с ним рисовать - то ему передастся мое отвращение. И ничего путного - не получится.
Поэтому "рисует" он теперь в мое отсутствие;) как минимум - на кухне (где это происходит). А желательно - вообще дома:). В итоге - я не раздражаюсь. Мне очень нравятся его работы, сделанные в д/с (с эстетическим уклоном), с няней и т.п. В общем - все довольны:)
Единственное мое участие в его творческих процессах - это когда он генерит идею и всем раздает задания (мама - вот в этом месте размазывает пластилин такого то цвета, бабушка - раскрашивает вот этот кусок бумаги так-то и так-то, папа - приклеивает...). В таком виде работы для меня самоценна его ИДЕЯ. Т.е. он в данном случае осознает, что пока не в состоянии грамотно воплотить ее и ему требуется помощь.
Вот, описанный вами случай, - мне кажется из этой оперы. Поэтому в данном случае я бы сделала то, что от меня хотел ребенок.
26.04.2004 15:18:05, Katenka

Только не пытайтесь ее учить. А то получится как у нас с мамой. С третьего по пятый классы она активно "помогала" мне учиться. Результат между 2 и 3, 4 - случайность. Затем, окончательно убедившись в непроходимой тупости чада, она отступилась. Через полгода я была почти отличницей! Педагогика была явно не ее коньком ))))))))))))))))))))))).
26.04.2004 15:13:12, nevera
Вот!
Это следы моего тяжелого детства!
Моя мама очень хорошо рисует. Она профессионально не стала этим заниматься только из-за превратностей судьбы, а сама всегда мечтала...
И вот она ВСЕГДА рисовала вместо меня... Типа совместно... Подправляла, докрашивала и т.п. А мне хотелось иметь СВОИ картинки... Хоть и не такие красивые... Она и сейчас великолепно рисует... А я не рисую вообще... И не люблю, когда она рисует "вместе с ребенком"...
26.04.2004 15:24:34, Аксандра

Это следы моего тяжелого детства!
Моя мама очень хорошо рисует. Она профессионально не стала этим заниматься только из-за превратностей судьбы, а сама всегда мечтала...
И вот она ВСЕГДА рисовала вместо меня... Типа совместно... Подправляла, докрашивала и т.п. А мне хотелось иметь СВОИ картинки... Хоть и не такие красивые... Она и сейчас великолепно рисует... А я не рисую вообще... И не люблю, когда она рисует "вместе с ребенком"...
26.04.2004 15:24:34, Аксандра

Она маленькая!
Ну, ей-Богу, не ожидала. Ей же 4 лет нет, ты от нее хочешь, чтобы она все далала так, как устраивает тебя, взрослую тетю! Вполне достаточно того, что она ВООБЩЕ сформулировала тебе, что она хочет- - очень может быть, что она и не представляет себе визуально, как оно должно получиться. Я, старая рисующая крыса - и то это себе представляю не всегда.
Я бы нарисовала так, как она хочет - ее ли рукой, или за нее - по обстановке. Ей же ОБРАЗ хотелось, а не чтоб ее повоспитывали. 26.04.2004 15:13:11, Фяка-Пфяка

Но я же правда не претендую на художественного гения, меня бы устроила - любая картинка. Я просто не хотела ВМЕСТО нее рисовать...
Может я не права, но мне кажется, лучше хоть что-то непонятное, но сама, чем красивее, но я.
Типа для самооценки и все такое...
Т.е. надо было ей все-таки нарисовать? 26.04.2004 15:20:07, Аксандра

Ты ее спрашивай подробно - чего именно она хочет? Хочет ли она снежинку вот сюда ляпнуть, или намазать человечку шубу оранжевой краской, или вот человечек вышел, а потом пошел снег - она же не произведение создает, чтоб в рамку вставить и загнать, она играет так, создает образы и смотрит, чего бы с ними еще сделать. 26.04.2004 15:31:41, Фяка-Пфяка
помочь нарисовать человека. хоть рядом демонстрируя как рисуется человек, хоть рассказывая - нарисуй круг, это будет голова. нарисую по бокам полуркуги - это уши. и так далее
26.04.2004 15:08:58, Шин
26.04.2004 15:08:58, Шин

Ребенку спокойно отвечаю - мама этого не умеет, подожди папу (до садика, до бабушки, до музыкалки, нужное подчеркнуть).
Смотреть на готовый результат и восхищаться - обязательно:) Некритически абсолютно. 26.04.2004 15:04:31, Кондратея

Тем более, что действительно не умею...
Тут, правда, проблема в том, что у нас никто не умеет :-))
Т.е. все способны схематично изобразить человека под снегопадом и всем будет понятно, что это человек, а это снег, но художественная ценность будет не выше (если не ниже), чем у дочкиной "абстракции"... И занятия мы ей не найдем раньше августа (по семейным обстоятельствам)...
И чего делать... Чтобы не привить ребенку отвращение к рисованию? 26.04.2004 15:10:13, Аксандра

раздражение очень легко убирается, когда уходят от подмены. того, что хочет ребенок своим хочу, чтобы реьбенок это умелделать.
26.04.2004 15:19:26, Шин

ну и что? вы переносите свои проблемы с вашей мамой на вашего ребенка. хочет - помогите, не рассказываатйе заумности, которые понимают дети 4 лет только в умных книжках , которые никто не читает.
надо взять ее руку - предложите, захочет - согласится.
ребенко многео не умеет делать ,вы полгодовоалому младенцу тоже сидите и расказываете, что еда очень полезна , что в ней от природы есть витмаины а,бс, а д доложил произволитель, что есть такая наука кулианрия, которая так злдорово готвоит из мерзкого брокколи такие классыне блюда. нет, вы даете ему ложку в руку, а второй ложкой кормите, ожидая пока он сунет в себе через десятый раз нечто в рот. 26.04.2004 15:46:34, Шин
надо взять ее руку - предложите, захочет - согласится.
ребенко многео не умеет делать ,вы полгодовоалому младенцу тоже сидите и расказываете, что еда очень полезна , что в ней от природы есть витмаины а,бс, а д доложил произволитель, что есть такая наука кулианрия, которая так злдорово готвоит из мерзкого брокколи такие классыне блюда. нет, вы даете ему ложку в руку, а второй ложкой кормите, ожидая пока он сунет в себе через десятый раз нечто в рот. 26.04.2004 15:46:34, Шин


Трафареты, готовые фигурки и т.п. результат, который невозможно испортить...
Но ребенку же нужно свободное творчество? Или, если ребенок считает, что ему нужен результат, то надо на результат и работать? 26.04.2004 15:53:44, Аксандра





я прекрасно ладила с дтьми пока свои не появились, сейчас чужие меня раздражают.
26.04.2004 15:38:50, Шин

ЗЫ В Вашем случае я выбрала бы пункт 3ий :-))) ИМХО. 26.04.2004 15:03:52, N a t a l y
Помочь нарисовать. Может. не за руку держать, но помочь - если задача нарисовать именно эту картинку. А если она хочет научиться рисовать и вообще этим интересуется - тогда да, методики и студии.
26.04.2004 15:02:20, Ракель


В итоге - ни того, ни другого...
А играть - мы хорошо играем... Вот только "учить" я ее не могу :-)) Ни "в игре", ни просто... 26.04.2004 15:06:25, Аксандра


Я хочу, чтобы у ребенка были СОБСТВЕННЫЕ достижения и награда за них :-))
Потому что при "совместном творчестве" у меня все равно - лучше выходит :-))
У меня координация движений чуток получше, чем у трехлетнего ребенка :-))
И в итоге, она потом сама расстраивается. Кто-то начинает хвалить - она говорит, это не я, это мама...
Тут вообще было забавно - делали с ней фигурки из глины, я, чтобы не вмешиваться взяла себе две, ей дала восемь для раскрашивания (чтобы в ее "творчество" не лезть и в то же время участвовать в процессе). А потом она все 10 демонстрировала бабушке и бабушка восхищалась - как хорошо расскрашены МОИ фигурки :-)) (хотя ей сразу было объяснено - кто, что делал). И ребенок расстроился... немного, но все равно... В следующий раз она просто заявила "крась сама, у меня не получается"... И при всех попытках "совместного" та же история. Она видет, что у нее хуже получается и все большую долю "совместного" перекладывает на меня... И сама повторяет "я не умею". 26.04.2004 15:16:33, Аксандра
с фигурками я бы поступила так: не раскрашивала отдельно, а сделала самую неинтересную или трудную работу, предоставив дочке то, что У НЕЕ хорошо получается. Глазки нарисовать, цветочки, какие-то детали. И было бы у вас 10 красивых фигурок, которыми бы вы гордились ВМЕСТЕ.
26.04.2004 15:26:23, Юксаре

Просто она раскрасила кривовато, а я ровно. Все, что я мога сделать по улучшению ее работы - перекрасить.
26.04.2004 15:30:50, Аксандра


:)) Конечно, меня просто само сочетание повеселило, я известный свободолюбец и борец с насилием над личностью:)
26.04.2004 15:14:52, Лангуста
п.2 и п.3
Учить маленьких детей - на мой взгляд, самое сложное в педагогике. Потому что самое сложное - действительно, объяснить "очевидное". 26.04.2004 15:00:00, мышка на сервере
Ребенка то хочет "вместе"...
Она просит помощи, совета, как ей это изобразить...
Ну и чего ей отвечать?
А про "очевидное"... действительно в этом вся проблема :-)) Как на разных языках говорим... Это же плохо, что не можем друг друга с ребенком понять... Пусть даже в вопросах рисования акварелью :-)) 26.04.2004 15:02:35, Аксандра
:) Может надо было карандашом нарисовать этого человека под снегом (у нас это тоже хит наряду с человеком под дождем :)) а потом раскрасить акварелью? ИМХО сразу кисточкой сложнее :)
26.04.2004 15:09:35, Анитка
Учить маленьких детей - на мой взгляд, самое сложное в педагогике. Потому что самое сложное - действительно, объяснить "очевидное". 26.04.2004 15:00:00, мышка на сервере

Она просит помощи, совета, как ей это изобразить...
Ну и чего ей отвечать?
А про "очевидное"... действительно в этом вся проблема :-)) Как на разных языках говорим... Это же плохо, что не можем друг друга с ребенком понять... Пусть даже в вопросах рисования акварелью :-)) 26.04.2004 15:02:35, Аксандра

кстати да. технология кистью сложнее для трехлетки. а карандашиками они очень даже вполне справляются
27.04.2004 11:54:31, Кити Щербацкая
Читайте также
Слепое пятно: невидимая преграда на пути к объективной реальности
У вас есть слепое пятно? Не то, о котором вы думаете. Узнайте, как физиологический феномен объясняет наши "слепые зоны" в мышлении и отношениях, и как их преодолеть. Читайте статью!
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание