Конференция "О своем, о девичьем""О своем, о девичьем"
Раздел: Серьезный вопрос
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

навеяно топиком Степашки
а Ваши дети также благоговейно относятся к тому, что связано с ВОВ? как научить ребенка уважению к памяти?
21.01.2004 10:43:14, вакса
115 комментариев
Если учить -- то только через себя. Нельзя, невозможно научить тому, что не прочувствовано Вами, если нет -- лучше уж оставить эту тему. Отношение к прошлому, как и к религии, должно быть _исключительно_ личным, иначе получится вранье.
21.01.2004 23:27:23, flowerpunk
Мой ребенок точно не будет "благоговейно " к ВОВ относиться. Да и понятия "ВОВ" знать не будет.
У нее тяжелая наследсвтенность - 2 деда , т.е. дед и прадед, в одно и тоже время по разным сторонам баррикад.
Так что, думаю, будет она воспитана в духе - "2 Мировую войну выиграли американцы".
И это правильно, средний такой вариант, нечего себе голову своей самоидентификацией в этом вопросе забивать:) 21.01.2004 13:23:14, Лангуста
У нас у половины латышской молодежи дедушки с обоих сторон воевали. Кого куда успели по возрасту призвать....
21.01.2004 14:14:03, Анитка
У нее тяжелая наследсвтенность - 2 деда , т.е. дед и прадед, в одно и тоже время по разным сторонам баррикад.
Так что, думаю, будет она воспитана в духе - "2 Мировую войну выиграли американцы".
И это правильно, средний такой вариант, нечего себе голову своей самоидентификацией в этом вопросе забивать:) 21.01.2004 13:23:14, Лангуста
Ну да. Важна не историческая правда, не попытка разобраться и, получив информацию, занять СВОЮ позицию. Важна политкорректность :-(
22.01.2004 13:29:54, Наташ



21.01.2004 11:22:10, Фяка-Пфяка


:) Я, читаючи "Маятник Фуко", постоянно вспоминаю Фоменко и тихо улыбаюсь: даже безумье неоригинально - кто-то уже бредил этим до тебя
21.01.2004 12:14:42, nastena
меня лично настораживает, что некоторые читатели Фоменко начинают улыбаться по казалось бы люыбм поводам:))..
21.01.2004 12:18:39, Ма-Машка
эээ, они глубокомысленно:) улыбаются, сначала, радует, на со временем начинает настораживать:))
OFF: я тебе кассету вернуть все собираюсь, когда лучше подвезти?
ЗЗЫ: на Озоне появилась и 2000, но цена впечатляет:)) 21.01.2004 12:56:31, Ма-Машка
OFF: я тебе кассету вернуть все собираюсь, когда лучше подвезти?
ЗЗЫ: на Озоне появилась и 2000, но цена впечатляет:)) 21.01.2004 12:56:31, Ма-Машка


Фяка, страшно сказать - там тоже не было ясно, кто есть кто. Ни Ключевский, ни подавно Гумилев, не претендуют на полную ясность фактов о Куликовской битве:) Просто времени больше прошло - сгладилось сильно в сторону лакировки.
21.01.2004 11:23:46, Кондратея с работы


но через некоторое время станет всего лишь еще несколькими страницами истории, как это было с Первой мировой, с Войной 1812-го года и с кучей войн до этого 21.01.2004 11:11:19, Siniy
Если человек уважает свою Родину, то и будет уважать прошлое этой Родины.
21.01.2004 11:05:41, кисс
это история своей страны-придется принять ее такой, какая есть. Интересно, как будут это в школе проходить-если вообще проходят?
21.01.2004 11:25:27, Marensy
Нет, что ТАК было....И , к сожалению, это уже неисправить. И людей не вернуть и судьбы выживших не исправить.
21.01.2004 11:30:47, Marensy
И какого благоговения в этом плане должны произрастить в себе дети? Когда за 10 лет выкашивают половину нации - это траур надо объявлять, а не о героизме разводить рассуждения.
21.01.2004 11:43:02, Фяка-Пфяка
Я не говорю о героизме, хотя выживщие там-герои. ИМХО. Но траур можно понять только зная, КАК, ЗА ЧТО и КОГО туда сажали. Иначе дети не поймут траура.....
21.01.2004 11:45:46, Marensy
Не могу себе представить, чтобы детям до ооочень подрощенного возраста можно было рассказать про Сталинские штучки ан-масс без ущерба для психики. Почему-то когда фильм идет с мордобоем, ребенка от экрана убирают, а когда пол-страны отправляется в мясорубку - это зачем-то надо до ребенка донести.
Имхо, обсуждать и изучать сей предмет надлежит со взрослыми людьми. А для детей - личный праздник дедушки, который воевал, уважение к собственным старшим родственникам и важным событиям в их жизни в комплекте с общей культурой поведения, в том числе и на кладбище. Имхо еще раз. 21.01.2004 12:00:31, Фяка-Пфяка
У меня "дети" ассоциируются с дочкой- ей 13:-) Видимо, мы говорим, о разном возрасте детей. Я года два как рассказала ей о лагерях и о своей знакомой (была у деда такая приятельница), она к нам часто приезжала-которая сидела, если не ошибаюсь 25 лет! Муж-сначала, потом она, потом должен был сесть и мой дед. Она потеряла все-семью, мужа...А потом ее где-то в Белорусси году в 1974 в почетные пионЭры приняли....Неисповедимы пути нашей истории....Мне тогда лет 8-9 было, я мало еще понимала, потом уж бабушка объяснила-что к чему....
21.01.2004 12:07:13, Marensy
Может быть. В 10 лет у ребенка уже сложилась определенная система ценностей, если обойтись без подробностий, видимо, можно как-то об этом говорить.
Совершенно не помню, когда до старшей моей дошла информация о дедушке-враге-народа, но уж всяко не раньше 12. Надо будет спросить... 21.01.2004 12:16:09, Фяка-Пфяка
Гы... Вот так вот.
Хотя экскурс в историю семейства я как-то приводила здесь, как это ты пропустила? :)) 21.01.2004 14:18:42, Фяка-Пфяка





Имхо, обсуждать и изучать сей предмет надлежит со взрослыми людьми. А для детей - личный праздник дедушки, который воевал, уважение к собственным старшим родственникам и важным событиям в их жизни в комплекте с общей культурой поведения, в том числе и на кладбище. Имхо еще раз. 21.01.2004 12:00:31, Фяка-Пфяка


Совершенно не помню, когда до старшей моей дошла информация о дедушке-враге-народа, но уж всяко не раньше 12. Надо будет спросить... 21.01.2004 12:16:09, Фяка-Пфяка
Не поверишь - первый раз слышу. Видимая реакция отсутствует, "Пятый элемент" интереснее.
21.01.2004 13:49:58, Фякин деть (старший)

Хотя экскурс в историю семейства я как-то приводила здесь, как это ты пропустила? :)) 21.01.2004 14:18:42, Фяка-Пфяка
Наверное, у нас в то время опять кончился интернет. Дай ссылочку, а?
21.01.2004 14:46:04, Фякин деть (старший)
все, катастрофа. Ребенок не будет знать своих корней!!!
И о каком воспитании может идти речь? :))) 21.01.2004 17:19:14, Фякин деть (старший)
И о каком воспитании может идти речь? :))) 21.01.2004 17:19:14, Фякин деть (старший)
Ты таки действительно уверена в том, что это подействует? Вот сколько тебя знаю, а все поражаюсь твоей наивности в этом вопросе... :)
21.01.2004 21:51:03, Фякин деть (старший)
Нет проблем. У нас, например, регулярно изгаживают Александринский столп (это как-бы тоже военный памятник - войне 1812 года) вот, заборчик восстановили недавно, чтобы не гадили. Надо караул поставить, как при царе. Кстати, и объясненьице порче гранита есть - при той войне армией тоже не лучшим образом руководили.
Назовите это по-пушкински, типа про отеческие гробы и пр. 21.01.2004 11:33:29, Ok-ka
Назовите это по-пушкински, типа про отеческие гробы и пр. 21.01.2004 11:33:29, Ok-ka
Прошлое этой родины не заключается, безусловно, в одной из многих войн, и вообще только в войнах. Но особо свободомыслящая публика ведь и не ограничивается Второй Мировой - она и Александра Благословенного изгадит с легкостью необычайной. Тем более весь этот ампир - безусловно памятник милитаризму и отсутствию всяческой демократии.
21.01.2004 11:50:30, Ok-ka
А почему если войн много, то из этого следует необходимость изгаживать памятники?
21.01.2004 11:52:20, Харас
Так уж устроена жизнь, что бОльшая часть исторических памятников (и вообще истории) - религиозные и/или военные. И у войны, и у религии есть много таких сторон, за которые их можно сильно не любить. Этим очень удобно обосновывать оплевывание прошлого (а его необязательно аэрозольной краской или зубилом оплевывать, словами проще и гаже выходит ...) Не знаю, цензурно выражаясь, мне несимпатично такое отношение.
21.01.2004 12:16:01, Ok-ka
Победы (пусть дорого стоившие) вспоминают с бОльшим энтузиазмом и эмоциями, чем поражения. Это нормально.
Пример - Аустерлиц уже при Пушкине вспоминался меньше, чем 12-14 годы. Хотя выкошено было в этой победной войне целое поколение. 21.01.2004 12:50:52, Ok-ka
Пример - Аустерлиц уже при Пушкине вспоминался меньше, чем 12-14 годы. Хотя выкошено было в этой победной войне целое поколение. 21.01.2004 12:50:52, Ok-ka
Всем несимпатично (мягко выражаясь). Различаются только подходы к приятию/пересказу нелицеприятных для нашей истории фактов. Как, например, ты подходишь к вопросу массового гробления народа на строительстве СПб? Или к "делу врачей-космополитов"? Или к депортации народов?
Вот где загвоздка-то... Как представишь свои рассказы об этом РЕБЕНКУ (пусть подходящего возраста) - позадумаешься. 21.01.2004 12:22:28, Кондратея с работы
Вот где загвоздка-то... Как представишь свои рассказы об этом РЕБЕНКУ (пусть подходящего возраста) - позадумаешься. 21.01.2004 12:22:28, Кондратея с работы
Подхожу как к тому, что БЫЛО и было пережито. Что родилось на этой земле, а не было заговором нехороших царей-антихристов и диктаторов-параноиков против русского народа. И различаю аберрацию близости - гений места Питера в моих глазах давно закрыл болотные могилы, а пережитое страной несчастье конструирования идеального общества еще дергает за нервы - нищетой, свежими могилами, знакомыми-беженцами и пр.
Так, наверное, и ребенку скажу. 21.01.2004 12:37:20, Ok-ka
Так, наверное, и ребенку скажу. 21.01.2004 12:37:20, Ok-ka
Если "уважение" заключается в отсутствии хулиганских действий по отношению к людям и памятником - то это общее понятие приличного воспитания, особого отношения СПЕЦИАЛЬНО к такой-то войне не имеющая. Даже если памятник поставлен не в честь памятного для ТВОЕГО народа события, и даже не в твоей стране - его ВСЕ РАВНО совершенно непристойно обгаживать или пинать любым способом. Хуже того - памятник, поставленный ПРОТИВ идеалов ТВОЕГО народа (Долина павших под Мадридом) - и ЕГО ТОЖЕ никак нельзя обхамлять...
21.01.2004 11:37:56, Кондратея с работы
А почему тогда именно ВОВ? Это, как можно догадаться, не единственная война, в которой участвовали наши солдаты. И даже не единственная на нашей собственной территории.
21.01.2004 11:02:53, Харас
знаю. но это единственная война, к которой неравнодушна бОльшая часть нынешнего поколения и прошлого, имхо
21.01.2004 11:06:55, вакса
Это у вас великодержавная общественная психология получается. Допускаю, что с точки зрения общественной психологии финнов - та война не забыта. Точно так же с точки зрения общественной психологии латышей - победа в ВОВ заслонена предшествующими и последующими депортациями.
И в моем анамнезе - как воспоминания моей бабущки о "восторге построения нового мира", так и скупые, вкользь и очень редкие полунамеки очень сдержанной бабушки моей подруги о том, что "под русскими" было страшнее, чем "под немцами". И поэтому у меня нет великодержавного национального сознания и считать ту войну "святой" - я не могу.
Осквернение/почтение памятников не относятся к вопросам патриотизма - это вопросы общего воспитания. 21.01.2004 13:57:48, Лестница А
Извините - не поняла. "Общественная" психология появилась у вас в топике. Что ва имели в виду? Я поняла это как "психология общества" - то есть, доминирующая в конкретном обществе система взглядов и точек зрения.
"Великодержавный" - простите, плохой подбор слова. Я думаю - это ИМХО - что точка зрения представителя большой нации (взгляд, скажем, на исторические процессы) будет отличаться от точки зрения представителя небольшого народа. Будут другие акценты -какие-то глобальные, образущие события для вторых могут быть абсолютно незамеченны первыми - по закону больших чисел. Я пыталась сказать именно это.
21.01.2004 14:34:34, Лестница А
Так я о том же - потребность одинакова. Но образующие факты - разные. И концепции поэтому разные.
А сторонники патриотичного воспитания большой нации еще почему-то часто категорично не приемлют других точек зрения. Я вижу основную проблему в этом :)))) 21.01.2004 15:43:07, Лестница А
Идеология, сээр, пропаганда. Я тоже не могу понять, как моя мать, дочь врага народа, о Сталине плакала, когда он помер.
21.01.2004 15:11:14, Фяка-Пфяка
Допускаю, что некая доля восторга была в бабушке по молодости (и вспоминала она об этом именно как о "настроении молодости")именно потому, что ТОГДА общественные процессы ее не особо ушибли - для конца 30 годов у нее весьма благополучная (социально) история, причем она ничего для этого особо не делала - так сложилось. Видеть вторую сторону процесса она начала уже в зрелом возрасте - и к старости.
21.01.2004 14:20:56, Лестница А
вот это-то как раз и странно. Войны продолжаются. А мы "благоговейно относимся" к прошлым смертям, не видя тех, кто умирает сейчас.
21.01.2004 11:17:42, мамАнечка ©

Мне кажется - сейчас существенная часть детей и юношества неравнодушна к Чечне. Особенно в разрезе возможности туда попасть... Да и трагедия это - совершающаяся прямо сейчас.
21.01.2004 11:20:51, Кондратея с работы
Это так, потому что была победа (а не поражение). Здоровый инстинкт (общества).
21.01.2004 12:47:17, Ok-ka
Вообще-то по данному пункту я совершенно согласна - всякое общество стремится к победе, а не поражению, если война УЖЕ началась.
Но вопрос на засыпку - кто по-твоему победил в финской (зимней) войне 38-39 годов?
Кто победил в Столетней войне (Англия или Франция)?
Кто победил в войне 1812 года?
Кто победил в русско-турецких войнах? 21.01.2004 12:51:57, Кондратея с работы
Но вопрос на засыпку - кто по-твоему победил в финской (зимней) войне 38-39 годов?
Кто победил в Столетней войне (Англия или Франция)?
Кто победил в войне 1812 года?
Кто победил в русско-турецких войнах? 21.01.2004 12:51:57, Кондратея с работы
Сомнительная финская забыта (все заслонено победой в Отечественной). С гуманитарной точки зрения это неправильно, но с точки зрения общественной психологии - верно. Я помню, как нам в пионерском возрасте попало, когда (будучи в пионерлагере на Карельском, сбегали в лес искать боеприпасы), мы вдруг поняли, что это за разрушающийся обелиск на отшибе (почему-то захотели привести его в порядок).
Столетнюю я воспринимаю глазами Черчилля, через History of English Speaking Peoples. Эффект понятен :-))
C 1812 г. у меня проще - весь русский ампир перед глазами, и, стоя перед Аркой Главного Штаба, абсолютно неважно, кто там дрожал перед Аустелицем.
Аналогично "Румянцовы победы" и прочие екатерининские орлы. А вот на турецкие дела в николаевское царствование и при сыночке уже ложится отблеск будущих поражений. И все, кроме Севастополя, забыто, напрочь ... 21.01.2004 13:03:06, Ok-ka
Столетнюю я воспринимаю глазами Черчилля, через History of English Speaking Peoples. Эффект понятен :-))
C 1812 г. у меня проще - весь русский ампир перед глазами, и, стоя перед Аркой Главного Штаба, абсолютно неважно, кто там дрожал перед Аустелицем.
Аналогично "Румянцовы победы" и прочие екатерининские орлы. А вот на турецкие дела в николаевское царствование и при сыночке уже ложится отблеск будущих поражений. И все, кроме Севастополя, забыто, напрочь ... 21.01.2004 13:03:06, Ok-ka

И в моем анамнезе - как воспоминания моей бабущки о "восторге построения нового мира", так и скупые, вкользь и очень редкие полунамеки очень сдержанной бабушки моей подруги о том, что "под русскими" было страшнее, чем "под немцами". И поэтому у меня нет великодержавного национального сознания и считать ту войну "святой" - я не могу.
Осквернение/почтение памятников не относятся к вопросам патриотизма - это вопросы общего воспитания. 21.01.2004 13:57:48, Лестница А
Знаете, на уровне япрлыков ("великодержавный" vs "общечеловеки") я не дискутирую. Тем более именно ОБЩЕСТВЕННАЯ (не личная, о личной я не спорю) общечеловеческая психология в истории пока долго не выживала - ибо приходил сосед, и ...
21.01.2004 14:18:44, Ok-ka
21.01.2004 14:18:44, Ok-ka

"Великодержавный" - простите, плохой подбор слова. Я думаю - это ИМХО - что точка зрения представителя большой нации (взгляд, скажем, на исторические процессы) будет отличаться от точки зрения представителя небольшого народа. Будут другие акценты -какие-то глобальные, образущие события для вторых могут быть абсолютно незамеченны первыми - по закону больших чисел. Я пыталась сказать именно это.
21.01.2004 14:34:34, Лестница А
Хорошо, вот, скажем, румыны - большая нация? С великой "военной" историей? Тут муж мой телек включил и попал на румынский фильм - "открыл для себя", что, оказывается, некие доисторическе румыны с римлянами воевали чрезвычайно героически ... (ну, "проходят" в школе мимо истории у нас, весь Рим - одно "восстание Спартака") и позвал меня поделиться историческим открытием ... В общем, по румынской версии, надавали легионам по самое не могу ... Они хотят (и имеют право) "помнить" это, а не бисмарковское определение.
Или вот - работала я в Будапеште одно время. Там, как положено, местная картинная галерея есть, а я мимо музея не пройду ... Любимый сюжет местных художников 19 века!)- как гордый мадьяр режет возлюбленную, чтобы туркам (в период турецкой оккупации) не досталась ...
Имхо, потребность в основе своей (с имперскими нациями) одинакова. 21.01.2004 15:26:15, Ok-ka
Или вот - работала я в Будапеште одно время. Там, как положено, местная картинная галерея есть, а я мимо музея не пройду ... Любимый сюжет местных художников 19 века!)- как гордый мадьяр режет возлюбленную, чтобы туркам (в период турецкой оккупации) не досталась ...
Имхо, потребность в основе своей (с имперскими нациями) одинакова. 21.01.2004 15:26:15, Ok-ka

А сторонники патриотичного воспитания большой нации еще почему-то часто категорично не приемлют других точек зрения. Я вижу основную проблему в этом :)))) 21.01.2004 15:43:07, Лестница А
Но они (сторонники воспитания своей нации) как раз к своей нации обращаются, а не к чужой?
Я (честно) не верю в существование любого решения (в экономике, в политике, в идеологии, в культуре), одновременно наилучшего для каждого ("наших" и "не наших"). Каждое общество пытается тянуть одеяло на себя в меру сил (и это нормально, имхо). 21.01.2004 16:32:01, Ok-ka
Я (честно) не верю в существование любого решения (в экономике, в политике, в идеологии, в культуре), одновременно наилучшего для каждого ("наших" и "не наших"). Каждое общество пытается тянуть одеяло на себя в меру сил (и это нормально, имхо). 21.01.2004 16:32:01, Ok-ka
Так и вопрос в исходном топике был личный: как воспитать в своих детях....
21.01.2004 14:28:18, Харас
Это надо ОСОБЫХ людей выбирать, либо особенно слышать - чтобы вообще заметить искру счастья по поводу построения сияющего нового мира.
Мои бабушки-прабабушки не отмечены этим восторгом ну нисколько. Одну из прабабушек крестьяне на вилы поднимали - бросили за мертвую. А ей 17 лет, ее бросил (сбежал куда-то за границу) недолгий нелюбимый муж - белый офицер, она скитается где-то в приуралье по европейской стороне... А потом ее буквально под страхом ареста и "комсомольского суда" заставил выйти замуж за себя мой прадед... Вот уж кто "строил новый мир" - на костях отца, матери и младших братьев-сестер, которым было суждено чуть позже пропасть по дороге в Сибирь (раскулачивание). И брат моего прадеда - Камиль Якуб - тоже строил новый мир, проводил революцию в г.Казани (за что ему там есть памятник - лично видела). Но до рассказов мне не дожил- убит по приговору суда еще в гражданскую же войну...
Короче - да, "было весело". 21.01.2004 14:07:45, Кондратея с работы
Мои бабушки-прабабушки не отмечены этим восторгом ну нисколько. Одну из прабабушек крестьяне на вилы поднимали - бросили за мертвую. А ей 17 лет, ее бросил (сбежал куда-то за границу) недолгий нелюбимый муж - белый офицер, она скитается где-то в приуралье по европейской стороне... А потом ее буквально под страхом ареста и "комсомольского суда" заставил выйти замуж за себя мой прадед... Вот уж кто "строил новый мир" - на костях отца, матери и младших братьев-сестер, которым было суждено чуть позже пропасть по дороге в Сибирь (раскулачивание). И брат моего прадеда - Камиль Якуб - тоже строил новый мир, проводил революцию в г.Казани (за что ему там есть памятник - лично видела). Но до рассказов мне не дожил- убит по приговору суда еще в гражданскую же войну...
Короче - да, "было весело". 21.01.2004 14:07:45, Кондратея с работы
Да зачем особых-то? Вон, в телевизоре по Дням победы было сколько угодно участников боевых действий, вспоминающих войну с огнем в глазах. Сравнивая их со своим покореженным дедом, упорно молчавшем о войне, я думаю, что у этих людей лучшие _личные_ годы пришлись на войну, поэтому и романтизировалась (или хотя бы скрасилась) окружающая действительность. Как пример - один товарищ, который свою первую "ходку" вспоминает с умилением. Чего, казалось бы, хорошего? Да он тогда был молод и здоров...
21.01.2004 14:48:18, JaneZ
21.01.2004 14:48:18, JaneZ
:) См ниже про то же самое. Так и есть.
21.01.2004 14:50:41, Я же
Ты СЕРЬЕЗНО думешь, что озабоченные вселенским счастьем студенты да бестужевки (а также левая интеллигенция серебряного века), были поголовно кровавыми монстрами?
Ну, допустим, все активные участники событий такими монстрами были. Тогда вопрос - ОТКУДА взялось на сятой Руси такое кол-во кровожадных психопатов? 21.01.2004 14:26:27, Ok-ka
Ну, допустим, все активные участники событий такими монстрами были. Тогда вопрос - ОТКУДА взялось на сятой Руси такое кол-во кровожадных психопатов? 21.01.2004 14:26:27, Ok-ka
Я где-то говорю про "кровавых монстров"? Ничего подобного даже и не думаю. Думаю вполне прозаически - если ты молод, свободен и офанател от какой-то идеи - то у тебя будет восторг... вкупе с нездоровым блеском в глазах. Это нормальная часть человечности - способность офанатевать от идей (и идеологии). Некоторые люди для этого созданы.
На Руси они взялись из тех же генетических источников, как и везде - такие люди обязательно рождаются в популяции.
Но это и правда для меня ОСОБЫЕ люди. Думающие о вселенском счастье, а не о своих (будущих) детях и их счастье. У меня родственники - все обыкновенные. Все они хотели счастья для себя и причем семейного (т.е. моя прабабушка не рвалась быть курсисткой или революционеркой или старой девой). А провести ЭТУ линию успешно - в 20м веке оказалось жутко проблематично. 21.01.2004 14:34:54, Я же
На Руси они взялись из тех же генетических источников, как и везде - такие люди обязательно рождаются в популяции.
Но это и правда для меня ОСОБЫЕ люди. Думающие о вселенском счастье, а не о своих (будущих) детях и их счастье. У меня родственники - все обыкновенные. Все они хотели счастья для себя и причем семейного (т.е. моя прабабушка не рвалась быть курсисткой или революционеркой или старой девой). А провести ЭТУ линию успешно - в 20м веке оказалось жутко проблематично. 21.01.2004 14:34:54, Я же
Мне кажется, идеи переустроить мир на началах всеобщего щастья в воздухе витали. Просто тогда ими не наелись еще, и изнанку и самым умным не дано было предвидеть.
Знаешь, я когда читаю мемуаристов (самых разных людей) времени перед первой мировой - шизею от логики рассуждений, от эмоций и пр. Все кажется таким ... невзрослым и немужским, что ли ... 21.01.2004 14:50:50, Ok-ka
Знаешь, я когда читаю мемуаристов (самых разных людей) времени перед первой мировой - шизею от логики рассуждений, от эмоций и пр. Все кажется таким ... невзрослым и немужским, что ли ... 21.01.2004 14:50:50, Ok-ka
Вообще - да, витали. А вот насчет "самых умных" - извиняюсь, я это так понимаю, что "самые умные" себя перемудрили. Потому что изрядное большинство обывателей в ужас приходило от этих идей. Без всяких рассуждений. А потом и их многих захватила легкость безумия...
Мои бабушки-прабабушки (без большого образования и из разных линий семьи) в один голос говорят, что кровавой бани не предвидели, но во "всеобщее щастье" не верили ни секунды, и всех верящих и вообще "идейных" боялись, как огня. Как это сочеталось с тем, что рыдали в день смерти Ленина - поди пойми. 21.01.2004 14:57:34, Я же
Мои бабушки-прабабушки (без большого образования и из разных линий семьи) в один голос говорят, что кровавой бани не предвидели, но во "всеобщее щастье" не верили ни секунды, и всех верящих и вообще "идейных" боялись, как огня. Как это сочеталось с тем, что рыдали в день смерти Ленина - поди пойми. 21.01.2004 14:57:34, Я же

Имхо, ощущения "конца" чего-то (эпохи?) + волна общественной истерии.
21.01.2004 15:41:35, Ok-ka

Вот слова о "просто я молодая тогда была" - я слышала ото всех своих "бабушкиного возраста" родственниц! Особенно от тех, кто был сравнительно благополучен (относительно говоря). Это ТАКАЯ правда - про молодость...
21.01.2004 14:40:50, Кондратея же
Просто мне в руки как-то попалась прелюбопытнейшая книжка с названием "Как преподают историю в школе детям". Автор - французский историк, уже старик. Ему интересна стала эта тема, он обследовал массу школьных учебников разных стран. У него есть и "мои" примеры выше - и еще много других.
Его находка - в каждом из этих примеров, ОБЕ стороны уверенно и дотошно преподают своим детям, что это ОНИ победили:))) И есть ЕЩЕ пропасть войн с тем же эффектом (первая мировая - разительный пример).
Поэтому я к победам отношусь уважительно, но к желанию общества "победить" - так себе. Все победят. Обязательно. В ретроспективе.
Ну и странно от петербурженки слышать, что "сомнительная" финская забыта. Ровно на тех же основаниях, что ВОВ - в Питере у многих семей кто-то померз, убит или пострадал от инфекционного заболевания (тяжелого) именно в финскую. Дед моего мужа - сам чистый финн - убит в финскую. С советской стороны.
Про финнов говорить нечего - они-то вспоминают как следует. ОСОБЕННО, когда видят - во что Россия превратила их когда-то ЛУЧШИЕ территории. Товарно-денежные. 21.01.2004 13:55:01, Кондратея с работы
Его находка - в каждом из этих примеров, ОБЕ стороны уверенно и дотошно преподают своим детям, что это ОНИ победили:))) И есть ЕЩЕ пропасть войн с тем же эффектом (первая мировая - разительный пример).
Поэтому я к победам отношусь уважительно, но к желанию общества "победить" - так себе. Все победят. Обязательно. В ретроспективе.
Ну и странно от петербурженки слышать, что "сомнительная" финская забыта. Ровно на тех же основаниях, что ВОВ - в Питере у многих семей кто-то померз, убит или пострадал от инфекционного заболевания (тяжелого) именно в финскую. Дед моего мужа - сам чистый финн - убит в финскую. С советской стороны.
Про финнов говорить нечего - они-то вспоминают как следует. ОСОБЕННО, когда видят - во что Россия превратила их когда-то ЛУЧШИЕ территории. Товарно-денежные. 21.01.2004 13:55:01, Кондратея с работы
А что в войне 12-14 годов тоже есть разночтения с победителями? Ведь территория Франции уменьшилась в результате, это не достаточно для поражения?
21.01.2004 14:17:49, Харас
Про финнов само собой. Также и про непосредственных участников. Я про отношение "в обществе", российском (не участвовавших). Кстати, я думаю, что Севастополь будет теперь постепенно забываться (город-то остался, уже не в той роли, в которой был "тот" Севастополь)
Понимаешь, это, имхо, механизм социальной психологии - ну нельзя вечно голову пеплом посыпать и каяться. И при этом строить более успешное будущее. И у любой нации д.б. свои герои. Поэтому, имхо, совершенно естественна (и продуктивна для развития страны) некоторая необъективность взгляда на "наших" и "не наших", а не "общечеловеческие" прописные истины. 21.01.2004 14:10:08, Ok-ka
Понимаешь, это, имхо, механизм социальной психологии - ну нельзя вечно голову пеплом посыпать и каяться. И при этом строить более успешное будущее. И у любой нации д.б. свои герои. Поэтому, имхо, совершенно естественна (и продуктивна для развития страны) некоторая необъективность взгляда на "наших" и "не наших", а не "общечеловеческие" прописные истины. 21.01.2004 14:10:08, Ok-ka

Вот Вам и ответ. Ваши дети - это уже другое поколение, с другой рельностью. Чем дальше событие, тем меньше эмоций, потом остаются только факты... Это нормально, я считаю.
21.01.2004 11:12:10, мышка на cервере
А чему конкретно хочется научить? Для меня самой это... как-то непонятно, "уважение к памяти". Уважения к памяти Гитлера, Сталина, английского правительства, Рузвельта - и далее по списку - я не могу испытывать. А уважение к тому, что много-много людей пострадали, но выстояли, выжили, защитили - оно от семьи, ИМХО. От конкретных дедов, и прадедов.
21.01.2004 10:53:52, Кондратея с вопросом
Мой необразованный ребенок по-моему вообще про блокаду не знает, значит, и не уважает - однако вовсе никакие памятники не портит и не собирается. Не портить памятники и уважать прошлое - это разные аспекты.
21.01.2004 12:02:38, пчела Майя
ох, как тяжело, как страшно:-((
что же будут рассказывать дети и внуки тех, кто прошел нынешние войны:-((((((((((((( 21.01.2004 11:40:24, мамАнечка ©
А моя все время, вспоминая о чем-то говорила-ну, это еще до эвакуации было. А она в эвакуацию попала с 4 -леткой, годовалым и беременная еще одним (мертвым мальчик родился) И было ей всего 30 лет....Когда мне очень-очень трудно бывало, я про нее думала-как она-то смогла это все вынести?
21.01.2004 11:44:02, Marensy
у нашей соседки сын из Афгана когда вернулся, месяц, закрывшись в комнате, пил и слушал песни афганские. После этого начал приходить в себя.
Прошло уже много лет, но он так ничего и не рассказывает. 21.01.2004 11:43:50, мамАнечка ©
> А уважение к тому, что много-много людей пострадали, но выстояли, выжили, защитили - оно от семьи, ИМХО. От конкретных дедов, и прадедов.
в нашей семье не было "конкретных дедов, и прадедов", но меня, тем не менее, научили уважать память именно тех многих-многих пострадавших. племяннику 8 лет и в нем я этого не вижу, хотя он много об этом знает. я в свои 9 стояла в пионерском галстуке под салютом перед телевизором в минуту молчания и было это абсолютно искренне. многие мои знакомые считают, что то что мы испытываем по отношению к ВОВ - "вбито" идеологией того времени. я не верю в это, "вбитое" не может быть настолько щемящим, имхо...
извините, что сумбурно... 21.01.2004 11:04:34, вакса
От семьи - ну да, навреное. Но мне кажется все же, что должно быть еще и знание фактов вообще - не только конкретно-семейных, альбомных воспоминаний. Кстати, чем дальше - тем меньше этих самых воспоминанй останется, это неоспоримый факт.
Понимаешь, когда человек бодро рапортует, что "Вторую мировую выиграли американцы" - это не позиция, ИМХО. Это - элементарное незнание. Возможно, оно вполне "простительно" среднестатистическому американцу, потому что для него это все - лишь часть какой-то там мировой истории, ему сильно параллельной. Вот война Севера и Юга - другое дело. Но не суть. А для человека "нашего" ( не знаю, как его назвать-то правильно, с советскими корнями:)) такой ответ - немыслимое невежество и незнание своей ближайшей истории. Поэтому знать-то надо бы. И про Гитлера, и про Сталина, и про то, кто и как в той войне участвовал. Просто в последнее время наметился крен в противоположную сторону (так часто бывает) - после отшлифованных панегириков стали произносить речи только о бессмыссленных жертвах, бездарном и преступном командовании и победе союзников. Так что я за нормальное, фактическое изложение истории, причем не только "семейными силами". 21.01.2004 12:31:50, Ада
Понимаешь, когда человек бодро рапортует, что "Вторую мировую выиграли американцы" - это не позиция, ИМХО. Это - элементарное незнание. Возможно, оно вполне "простительно" среднестатистическому американцу, потому что для него это все - лишь часть какой-то там мировой истории, ему сильно параллельной. Вот война Севера и Юга - другое дело. Но не суть. А для человека "нашего" ( не знаю, как его назвать-то правильно, с советскими корнями:)) такой ответ - немыслимое невежество и незнание своей ближайшей истории. Поэтому знать-то надо бы. И про Гитлера, и про Сталина, и про то, кто и как в той войне участвовал. Просто в последнее время наметился крен в противоположную сторону (так часто бывает) - после отшлифованных панегириков стали произносить речи только о бессмыссленных жертвах, бездарном и преступном командовании и победе союзников. Так что я за нормальное, фактическое изложение истории, причем не только "семейными силами". 21.01.2004 12:31:50, Ада
А почему - не надо?
Если человек в курсе того, как развивались военные действия, когда произошел перелом в войне, какая сторона официально капитулировала, то вопростов "кто именно победил" не возникнет. Но будет понимание вклада участников тех событий в известный исход дела. Можно, конечно, сейчас пуститься в рассуждения о том, какой ценой что досталось и что было бы, если бы. Но в истории нет сослагательного наклонения, а вот факты есть. Я о том, что их хорошо бы знать. Остальное уже "лично-семейное", как Кондратея писала. 21.01.2004 13:06:16, Ада
Если человек в курсе того, как развивались военные действия, когда произошел перелом в войне, какая сторона официально капитулировала, то вопростов "кто именно победил" не возникнет. Но будет понимание вклада участников тех событий в известный исход дела. Можно, конечно, сейчас пуститься в рассуждения о том, какой ценой что досталось и что было бы, если бы. Но в истории нет сослагательного наклонения, а вот факты есть. Я о том, что их хорошо бы знать. Остальное уже "лично-семейное", как Кондратея писала. 21.01.2004 13:06:16, Ада
Я не спрашивала, надо или не надо, а про ответ. Вот КТО победил? Мне кажется именно в этом ответе и заключены различия между спорящими.
И еще в ответе на вопрос "кто достоин уважения". Из участников войны. 21.01.2004 13:10:34, Харас
И еще в ответе на вопрос "кто достоин уважения". Из участников войны. 21.01.2004 13:10:34, Харас
У меня смысловые глюки, видимо :)) Явно читаю "надо-не надо", но не важно.
Я не думаю, что суть спора сторон сводится к тому "КТО победил". Победили те, кто воевал ПРОТИВ капитулировавшей стороны. Так подходит? Все союзники внесли свой вклад в эту победу, вклад неравноценный по многим параметрам. Но внесли. И победили.
А что касается " достоин уважения" - это уже тонкая материя. ИМХО, из области семейно-ценностного воспитания.
Уважение - чувство обычно персонализированное, по крайней мере с каким-то личностным градусом. Т.е. есть, конечно, какие-то общепринятые штампы, которые или воспринимаются целиком, или теряют всякий смысл. Так, заслуживают уважения абстрактные "защитники Отечества, которые отдали жизнь за родину"? В общем смысле - безусловно. А если говорить о конкретных людях, ситуациях, и пр.? Возможны варианты. А в войнах тем более все круто замешано - там конкретные человеческие судьбы, мотивы, поступки чаще вообще полностью утопают в общем факте. "Держали такую-то высоту 2-е суток, погибли все". И что- "заслуживают или нет"?
Трудно обощать здесь, ИМХО. Если без штампов. 21.01.2004 13:39:42, Ада
Я не думаю, что суть спора сторон сводится к тому "КТО победил". Победили те, кто воевал ПРОТИВ капитулировавшей стороны. Так подходит? Все союзники внесли свой вклад в эту победу, вклад неравноценный по многим параметрам. Но внесли. И победили.
А что касается " достоин уважения" - это уже тонкая материя. ИМХО, из области семейно-ценностного воспитания.
Уважение - чувство обычно персонализированное, по крайней мере с каким-то личностным градусом. Т.е. есть, конечно, какие-то общепринятые штампы, которые или воспринимаются целиком, или теряют всякий смысл. Так, заслуживают уважения абстрактные "защитники Отечества, которые отдали жизнь за родину"? В общем смысле - безусловно. А если говорить о конкретных людях, ситуациях, и пр.? Возможны варианты. А в войнах тем более все круто замешано - там конкретные человеческие судьбы, мотивы, поступки чаще вообще полностью утопают в общем факте. "Держали такую-то высоту 2-е суток, погибли все". И что- "заслуживают или нет"?
Трудно обощать здесь, ИМХО. Если без штампов. 21.01.2004 13:39:42, Ада
Это я просто сегодня никак не могу написать удачно. Хотя каждый ответ пишу и стираю по нескольку раз. Говорят, магнитная буря сегодня:). В любом случае плохо у меня формулируется.
А по сути, у меня иное семейно-целостное восприятие:) И, если это будет определяться мною, то и учить ребенка я буду, что уважения может быть достоин только человек, а не абстрактоное понятие. И, если говорить конкретно о войне, то заслуживает его тот, кто воевал достойно. А вот на какой стороне он воевал - уже не важно. 21.01.2004 14:10:59, Харас
А по сути, у меня иное семейно-целостное восприятие:) И, если это будет определяться мною, то и учить ребенка я буду, что уважения может быть достоин только человек, а не абстрактоное понятие. И, если говорить конкретно о войне, то заслуживает его тот, кто воевал достойно. А вот на какой стороне он воевал - уже не важно. 21.01.2004 14:10:59, Харас
Ох, вот "нормального, фактического изложения истории" ПОМИМО семьи - мы еще нескоро дождемся. ИМХО, пока не устоится новая взвешенная концепция НАУКИ истории - ничего целостного и в школы не просочится.
Поэтому я как-то все-таки за "семейные силы". Мы о разных возрастах детей говорим, кстати:) Про "альбомы и дедушек" - это больше для моего. Про взвешенную фактическую историю - это больше для твоей. 21.01.2004 12:41:56, Кондратея же
Поэтому я как-то все-таки за "семейные силы". Мы о разных возрастах детей говорим, кстати:) Про "альбомы и дедушек" - это больше для моего. Про взвешенную фактическую историю - это больше для твоей. 21.01.2004 12:41:56, Кондратея же
:) Ну да, тут мы в разных возрастных категориях.
И про "не скоро дождемся" - тоже сильно похоже на правду, увы. 21.01.2004 12:46:39, Ада
И про "не скоро дождемся" - тоже сильно похоже на правду, увы. 21.01.2004 12:46:39, Ада
Например, я прибью недоумка, который вздумает выеживаться на Пискаревке. При всем моем отвращении к монументальным бабелям в стиле соцреализма. И меня (выросшую в квартире, где блокадные неприукрашенные воспоминания были частью ежедневной бытовухи) тошнит от писак - любителей до блокадных "разоблачений". Есть вещи, которые должны быть привиты семьей, а если не привиты, нечего обижаться, если общество больно стукнет ребеночку по головушке. Имхо.
21.01.2004 11:24:33, Ok-ka
Ты бы конкретизировала... Честно говоря - если ребенок воспитан так, что выеживается на ЛЮБОМ кладбище - то налицо страшный перекос воспитания. Если ребенок издевательски смеется над мертвыми - это уже похоже на сдвиг психики. И что такого может привить семья ребенку о Блокаде - тоже неясно, помимо общего - трагедия, страшная трагедия, о которой нужно скорбеть, когда вспоминается. Более ничего. Я не планирую никогда рассказывать ребенку, что его прабабушка и бабушка съели умершую сестренку бабушки в блокаду... И что когда выжили - то вдвоем перешли линию фронта (побывав между тем в концентрационном пункте в Ивангороде -немцы их поймали и хотели отправить в Германию) - но потом, благодаря необыкноенной воле к жизни и изворотливости прабабушки - вырвались, и после многих скитаний пешком пришли к родственникам прабабушки на Украину - ПОД НЕМЦЕВ - где и прожили сравнительно благополучно остаток войны. Под немцами, но не голодая - в "обычном для всех" там страхе.
Это не та история, которую легко рассказать ребенку в воспитательных целях. Если бабушка захочет - расскажет уже повзрослевшему. 21.01.2004 11:30:37, Кондратея с работы
Это не та история, которую легко рассказать ребенку в воспитательных целях. Если бабушка захочет - расскажет уже повзрослевшему. 21.01.2004 11:30:37, Кондратея с работы
Слушай ... Моя любимая улочка Питера, на которой мне очень бы хотелось сейчас поселиться, была в блокаду моргом под открытым небом (трупы туда сносили из окрестных домов). Эта память умрет вместе с нами, внуками блокадников, останется в архивах для историков, которые будут изучать это примерно как Куликово поле. Но питерскому ребенку выеживаться над блокадой, над тем самым ополчением (сомнительной в гуманитарном отношении идеей), над кривоватыми стихами Бергольц (ну не Ахматова, увы) и пр., не важно, на кладбище, в музее, на улице - мне было бы очень больно, если бы я умудрилась воспитать такого.
21.01.2004 11:42:27, Ok-ka
А с какой стати ты взяла, что средне-нормальный ребенок будет выеживаться над подобным? Даже без специального натаскивания. Ты что, много таких детей встречала? Я - редко-редко, во всех возрастах. И каждый раз - на них пальцами показывают, с ужасом, как на отморозков.
Про "кривоватые стихи" - скажем так, мне блокадное Берггольц нравится намного больше военного Ахматовой... дело вкуса.
Ты преувеличиваешь специфичность этого вопроса. Когда средний ребенок слышит о массовых смертях - они его поражают до глубины души. 21.01.2004 11:50:11, Я же
Про "кривоватые стихи" - скажем так, мне блокадное Берггольц нравится намного больше военного Ахматовой... дело вкуса.
Ты преувеличиваешь специфичность этого вопроса. Когда средний ребенок слышит о массовых смертях - они его поражают до глубины души. 21.01.2004 11:50:11, Я же
Раз - поражают, два - поражают, а к седьмому-восьмому классу военно-патриотического воспитания, на котором и подавалась история Войны, это отходит в область пустых абстракций, к утконосу и ехидне.
У меня вся эмоциональная реакция была вычерпана к старшей школе. Редко-редко какой факт, случайно выглянувший из-за Героического Мифа, зацепит, ужаснет. И то - основной отклик в сторону ужаса-омерзения, а не ужаса-благоговения.
21.01.2004 12:05:06, JaneZ
У меня вся эмоциональная реакция была вычерпана к старшей школе. Редко-редко какой факт, случайно выглянувший из-за Героического Мифа, зацепит, ужаснет. И то - основной отклик в сторону ужаса-омерзения, а не ужаса-благоговения.
21.01.2004 12:05:06, JaneZ
Ужас-омерзение, ИМХО, и есть нормальная реакция на многие исторические преподавания "про войну". Если уж хочется помочь ребенку осмысливать величие каких-то фактов - то семье имеет смысл обсуждать с ребенком, что может - героизм и рождается из чьих-то других преступлений - но он не становится менее героическим, и победа не умаляется тем, что множество людей погибли - она просто пропорционально горчает.
21.01.2004 12:11:24, Кондратея с работы
Так и Автор топика не спрашивал "как организовать в школе военно-патриотическое воспитание". Имхо, как не организовывай, все мерзко будет. Впрочем, как и "эстетическое воспитание", и привитие любви к классической литературе и пр. Автор спрашивал как раз про семью.
С твоей последней фразой согласна. 21.01.2004 12:20:05, Ok-ka
С твоей последней фразой согласна. 21.01.2004 12:20:05, Ok-ka

На мой взгляд, тут еще что-то не то в использовании слова уважение по отношению к событиям, а не к людям.
21.01.2004 12:51:06, Харас
Вот мне тоже так кажется... Кстати, на мой вкус- чтобы УВАЖАТЬ прошлое даже недостаточно его знать - надо его осмыслить, принять какую-то СВОЮ точку зрения и НАЙТИ - что же там можно и нужно уважать.
21.01.2004 12:06:40, Кондратея же
Карин, ну объясни мне, глупой, как можно "уважать прошлое"? В чем этот процесс проявляется?
21.01.2004 12:53:12, Харас
21.01.2004 12:53:12, Харас
Трудно сказать... Заметь - я НАЧАЛА обсуждать эту тему с недоумения - ЧЕМУ же предполагается научить ребенка...
На каком-то интуитивном уровне я понимаю НЕКИЙ смысл слов "уважать прошлое". Это значит для меня не говорить, что прежде нас все дурные были в России, дурацкими затеями маялись и по-дурацки все исполняли. Чай, не глупее нас... Жили, как умели. Старались, как лучше - пусть даже выходило "как всегда". Напрягались для этого. Сознавали идиотизм многих ситуаций - и все-таки карабкались их преодолевать. В процессе сделали много бессмертно-хорошего и оплакали свои потери. Соответственно и нам завещали потери - оплакивать, хорошее - помнить. 21.01.2004 12:58:56, Я же
На каком-то интуитивном уровне я понимаю НЕКИЙ смысл слов "уважать прошлое". Это значит для меня не говорить, что прежде нас все дурные были в России, дурацкими затеями маялись и по-дурацки все исполняли. Чай, не глупее нас... Жили, как умели. Старались, как лучше - пусть даже выходило "как всегда". Напрягались для этого. Сознавали идиотизм многих ситуаций - и все-таки карабкались их преодолевать. В процессе сделали много бессмертно-хорошего и оплакали свои потери. Соответственно и нам завещали потери - оплакивать, хорошее - помнить. 21.01.2004 12:58:56, Я же
А почему тогда ограничение "в России"? Разве ктем, кто жил вне России это не относится?
И в любом случае я никак не могу применить это слово к конкретным событиям. Как уважают событие? Явление? Процесс? 21.01.2004 13:03:02, Харас
И в любом случае я никак не могу применить это слово к конкретным событиям. Как уважают событие? Явление? Процесс? 21.01.2004 13:03:02, Харас
Это-то просто... про Россию. Потому что мы русские. Потому что мы знакомы в основном с историей ЭТОГО народа. Хотя ясное дело - мы не собираемся преподавать ребенку, что "а зато в Англии - сплошные дураки жили" :)))
21.01.2004 13:56:54, Кондратея же
Средненормальный (на мой взгляд) ребенок, выросший в средненормальной (на мой взгляд) семье над историей Отечества (в т.ч. над ее непарадными сторонами) вообще выеживаться не будет. Как над некрасивыми болезнями родного человека.
Я не про блокадную Бергольц. Я про то, что было до и после ее блокадного радио. Про место как поэта "вообще".
А в войне и блокаде была не только смерть (перед лицом которой естественно человеку молчать, хотя бы) - еще победа была (а ее в дерьме утопить куда легче). До меня кое-что в этом плане дошло, когда я в юности (исключительно анти-большевистской) наткнулась на одну 80 с хвостом -летнюю из приличного семейства даму, которая в курсистской юности еще была горячей ррреволюционеркой, прошла через все и прожила каким-то чудом почти весь 20 век. Простить себе не могу, что не удосужилась набиться к ней в слушатели и записыватели мемуаров ... Так вот, она сказала, что вам (мне то есть) никогда не понять, что у них была и радость - построения вот того нового мира, который кажется нам кровавой казармой ... 21.01.2004 12:02:29, Ok-ka
Я не про блокадную Бергольц. Я про то, что было до и после ее блокадного радио. Про место как поэта "вообще".
А в войне и блокаде была не только смерть (перед лицом которой естественно человеку молчать, хотя бы) - еще победа была (а ее в дерьме утопить куда легче). До меня кое-что в этом плане дошло, когда я в юности (исключительно анти-большевистской) наткнулась на одну 80 с хвостом -летнюю из приличного семейства даму, которая в курсистской юности еще была горячей ррреволюционеркой, прошла через все и прожила каким-то чудом почти весь 20 век. Простить себе не могу, что не удосужилась набиться к ней в слушатели и записыватели мемуаров ... Так вот, она сказала, что вам (мне то есть) никогда не понять, что у них была и радость - построения вот того нового мира, который кажется нам кровавой казармой ... 21.01.2004 12:02:29, Ok-ka
Я больше скажу, я плохо понимаю, почему нормой принимается, что эти дети портят любые памятники, пусть и не на кладбище? Вандализм, вроде, ведь должен осуждаться обществом?
21.01.2004 11:40:36, Харас

что же будут рассказывать дети и внуки тех, кто прошел нынешние войны:-((((((((((((( 21.01.2004 11:40:24, мамАнечка ©
Моя бабушка мне так ничего и не рассказала про войну, никогда. бабушка моя была старая, 1904 года, и много про что рассказывала, но про войну - никогда. Бабушка умерла, когда мне было 12 лет, и я все пыталася с каикм-то пионерским задором, боюсь:((, узнать что-нибудь интересное. Нет, ничего, только "ну что война, трудно было..."
21.01.2004 11:40:03, Kenga


Прошло уже много лет, но он так ничего и не рассказывает. 21.01.2004 11:43:50, мамАнечка ©
Это моя свекровь и ее мама... Ее мама умерла уже, она была в очень доверительных отношениях со своим внуком (моим мужем) - рассказала намеками перед самой смертью. Ей все это было очень тяжело столько лет помнить.
21.01.2004 11:43:49, Я же

в нашей семье не было "конкретных дедов, и прадедов", но меня, тем не менее, научили уважать память именно тех многих-многих пострадавших. племяннику 8 лет и в нем я этого не вижу, хотя он много об этом знает. я в свои 9 стояла в пионерском галстуке под салютом перед телевизором в минуту молчания и было это абсолютно искренне. многие мои знакомые считают, что то что мы испытываем по отношению к ВОВ - "вбито" идеологией того времени. я не верю в это, "вбитое" не может быть настолько щемящим, имхо...
извините, что сумбурно... 21.01.2004 11:04:34, вакса
То, что погибло так много людей, это результат невероятного непрофессионализма большого количества военачальников. Особенно в начале войны. И еще более невероятного обесценивания человеческой жизни в это время.
Уважать за КОЛИЧЕСТВО погибших просто бессмыслица.
Скорбеть - да, но уважать? 21.01.2004 11:22:23, Харас
Уважать за КОЛИЧЕСТВО погибших просто бессмыслица.
Скорбеть - да, но уважать? 21.01.2004 11:22:23, Харас
Ну увы. Я не стояла, подавно не в пионерском галстуке и подавно не перед телевизором. Меня раздражал "пионерский пост" у нашего деревенского мемориала в майские праздники (хотя я участвовала и стояла смирно) - на фоне того, что в остальные 355 дней там никто не появлялся и мемориал был забит досками и запачкан. Когда мы гуляли летом большими компаниями детей, мы иногда играли там рядом и пытались уносить с собой немного мусора, из того, что там валялось. Так вот, мне казалось, что в эти летние дни это БОЛЕЕ памятное и грустно-торжественное место, чем в дни празднований. Но мне вообще в семье внушалось, что дело не в мемориалах...
Кстати, то, что от нас требовали чтить в школе - гибель почти всего выпускного поколения петергофских мальчиков (и девочек, но меньше) в 1941 году в ополчении - меня только ужасало. 21.01.2004 11:15:55, Кондратея с работы
Кстати, то, что от нас требовали чтить в школе - гибель почти всего выпускного поколения петергофских мальчиков (и девочек, но меньше) в 1941 году в ополчении - меня только ужасало. 21.01.2004 11:15:55, Кондратея с работы
Сама идея ополчения:((( Ох, не готова поверить я, что мировая история развилась бы по принципиально иному сценарию,е сли бы не было питерского и московского ополчений. А вот культура России, наверняка, очень много бы выиграла.
21.01.2004 11:27:41, Харас
Читайте также
Слепое пятно: невидимая преграда на пути к объективной реальности
У вас есть слепое пятно? Не то, о котором вы думаете. Узнайте, как физиологический феномен объясняет наши "слепые зоны" в мышлении и отношениях, и как их преодолеть. Читайте статью!
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.