Раздел: Просто поделиться...

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Притча о щедрости ч.1

КОРОЛЬ, РЕШИВШИЙ СТАТЬ ЩЕДРЫМ

Жил-был в Иране султан. Однажды он попросил дервиша рассказать
какую-нибудь историю. Дервиш начал так: "Ваше величество, я расскажу вам историю о Хаким Тае, аравийском султане, который был самым щедрым человеком от сотворения мира. И
если вы сумеете стать таким же щедрым, как он, вы воистину прославитесь как величайший правитель на свете.
-- Рассказывай, -- произнес султан, -- но знай, если твоя история придется мне по душе, ты поплатишься головой за то, что навлек тень сомнения на мою щедрость.
А сказал он так потому, что при персидском дворе полагалось говорить
монарху, что тот уже имеет все самые высшие качества, какие только можно
приобрести в мире в прошлом, в настоящем и в будущем.
-- Чтобы походить на Хаким Тая, -- продолжал дервиш как ни в чем не
бывало (ибо дервишей не так-то просто устрашить), нужно и в буквальном смысле и по духу превзойти щедростью всех людей.
И дервиш рассказал такую историю:
"Один завистливый султан, правивший соседним с Аравией государством, пожелал завладеть богатствами, деревнями, оазисами, верблюдами и солдатами Хаким Тая и послал к Хакиму гонцов с таким посланием: "Ты должен добровольно
сдаться мне, иначе я пойду на тебя войной и разорю все твое царство, а тебя самого захвачу в плен".
Когда гонцы передали это предупреждение, советники Хаким Тая предложили ему готовиться к войне.
- Все твои подданные, и мужчины и женщины, все, кто способен держать в
руках оружие, готовы сразиться с врагом и, если надо, сложить головы на поле брани за своего любимого султана, -- сказали они.
Но Хаким, ко всеобщему удивлению, ответил так:-- Я не желаю возлагать на вас бремя своей власти и проливать ради себя вашу кровь. Лучше я уступлю ему престол, ибо не годится щедрому жертвовать ради себя хотя бы одной человеческой жизнью. Если вы по доброй воле сдадитесь на его милость, он удовлетворится тем, что сделает вас своими поддаными и обложит умеренной данью, зато вы сохраните свои жизни и имущество. Но если вы окажете ему опротивление, он, в случае победы, по законам войны будет вправе всех вас истребить или обратить в своих рабов.
Сказав это, Хаким Тай снял с себя свои царские одежды и, взяв с собой
только крепкий посох, отправился в путь. Добравшись до близлежащих гор, он облюбовал себе пещеру и погрузился в созерцание. Многие аравийцы прославляли бывшего правителя за его великую жертву, ибо для их спасения он не пожалел ни своих богатств, ни трона. Но многие, и
в особенности те, кто жаждал славы на поле сражения, были весьма недовольны.
"Откуда мы знаем, что он не самый обыкновенный трус?!" -- восклицали они в сердцах. Другие, не столь отважные, вторили им: "Да, конечно, он спасал прежде всего свою собственную жизнь и покинул нас на произвол судьбы. Чего можно ждать от чужого правителя, который к тому же столь вероломен и жесток, что не пощадил даже своих ближайших соседей?". Были и такие, которые, не зная чему верить, просто молчали, ожидая, что время вынесет свой приговор. Между тем вероломный султан вторгся во владения Хаким Тая и, не встречая на своем пути сопротивления, захватил все его царство. Радуясь такой легкой победе, он не увеличил налогов, которые взымал в свое время Хаким Тай за то, что правил народом и защищал справедливость. Казалось бы, этот султан добился всего, чего хотел: приба-вил к своим владениям новое государство, удовлетворил свою алчность, и все-таки он не
находил покоя. Его шпионы то и дело докладывали ему, что в народе говорят,будто бы своей победой он обязан только щедрости Хаким Тая.
И вот однажды, не в силах более сдерживать своего гнева, он воскликнул:
"Я не стану истинным хозяином этой страны до тех пор, пока не захвачу самого Хаким Тая. Пока он жив, мне не удастся завоевать сердца этих людей. Ведь они только для вида признают меня своим господином". Тут же по всей стране был оглашен указ о том, что человек, который доставит во дворец Хаким Тая, получит в награду пять тысяч золотых.
Хаким Тай в это время по-прежнему находился в своем укрытии и, конечно,
ни о чем не подозревал. Как-то, сидя перед своей пещерой, скрытый зарослями,
он услышал, разговор старого дровосека со своей женой. "Дорогая, -- говорил дровосек, -- я намного старше тебя и если скоро умру, ты останешься одна с нашими маленькими детьми. Вот если бы нам удалось поймать Хаким Тая, за которого новый правитель обещает пять тысяч золотых, твое будущее и будущее наших детей было бы обеспечено". -- Как тебе не стыдно -- с негодованием ответила женщина, -- да лучше мне с детьми умереть голодной смертью, чем запятнать себя кровью самого щедрого человека на свете, который ради нас пожертвовал всем, что имел.
- Я тебя прекрасно понимаю, но каждый человек думает прежде всего о
своих интересах, а на мне лежит забота о семье. И потом, все больше людей с каждым днем склоняются к мысли, что Хаким просто струсил. Может быть, со временем они и будут искать всевозможные доводы в его оправдание, но сейчас...
-- Только из алчности ты решил, что Хаким трус. Побольше таких умников,
как ты, и окажется, что его жизнь и вовсе не имела никакого смысла. Тут Хаким вышел из своего укрытия и, представ перед изум-ленными
супругами, сказал, обращаясь к дровосеку:-- Я -- Хаким Тай. Отведи меня к правителю и потребуй от него обещанную награду. Его слова произвели на старого человека такое сильное впечатление, что
он, устыдившись своего поведения, заплакал и сказал:
-- Нет, о великий Хаким, я не могу этого сделать.
-- Если ты меня не послушаешь, я сам явлюсь к султану и расскажу ему,
что ты меня укрывал. Тогда тебя казнят за измену. Между тем люди, разыскивающие в горах беглого султана, услышали их спор и подошли к ним. Поняв, что перед ними ни кто иной, как сам Хаким Тай, они схватили его и повели во дворец. Позади всех плелся несчастный дровосек. Представ перед правителем, каждый из толпы, стараясь перекричать остальных, заявлял, что именно он первым схватил Хакима. Султан же, ничего
не понимая, смотрел то на одного, то на другого, не зная, как поступить.
Тогда Хаким попросил позволения говорить и сказал: "О, султан, если ты хочешь решить это дело по справедливости, то выслушай меня. Награды заслуживает только тот старик, а не эти люди. -- И Хаким указал на дровосека, стоявшего в стороне. -- Выдай ему обещанные пять тысяч и поступай со мной, как хочешь".
Тут дровосек вышел вперед и рассказал правителю о том, как Хаким ради
спасения его семьи предложил себя в жертву. Султан был так изумлен услышанным рассказом, что тут же вернул Хакиму его трон, а сам возвратился назад в свое царство и увел с собой армию".
Дервиш окончил рассказ и замолчал.
09.03.2003 23:43:05,

26 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
часть 2

-- Отличная история, дервиш! -- воскликнул иранский султан, позабыв о
своей угрозе. -- Из такой истории можно извлечь пользу. Но для тебя она в любом случае бесполезна, ведь ты ничего не ждешь от этой жизни и ничем не владеешь. Другое дело я. Я султан, и я богат. Аравийские правители, питающиеся вареными ящерицами, не могут сравниться с персидскими, когда речь идет об истинной щедрости. Меня посетила счастливая мысль, но не будем
тратить время на болтовню, к делу!
И султан тут же велел созвать к себе самых лучших в Иране архитекторов
и строителей, когда же они, коленопреклоненные, предстали перед ним,приказал им выстроить на широкой городской площади дворец с сорока окнами, чтобы в нем размещалась огромная казна для золотых монет.
Спустя некоторое время такой дворец был выстроен. Султан приказал
заполнить размещавшуюся в нем казну золотыми монетами, и со всей страны в
столицу согнали множество людей, верблюдов и слонов, которые в течение нескольких месяцев перевозили золото из старой казны в новую. Наконец, когда работы были окончены, глашатаи огласили указ: "Слушайте все! По воле царя царей, фонтана щедрости выстроен дворец с сорока окнами. С этого дня Его Величество через эти окна собственноручно будет раздавать золото всем нуждающимся. Спешите все ко дворцу!". Итак, ко дворцу потекли, что вполне
естественно, неисчислимые толпы народа. Изо дня в день султан появлялся в одном из сорока окон и одаривал каждого просителя золотой монетой. И вот однажды, раздавая милостыню, султан обратил внимание на одного дервиша, который каждый день подходил к окну, получал свою золотую монету и уходил.
Поначалу монарх решил, что дервиш берет золото для какого-либо бедняка,
который не в состоянии придти за милостыней сам. Затем, увидев его снова, он подумал: "Может быть, он следует дервишскому принципу тайной щедрости и одаривает золотом других". И так каждый день, завидев дервиша, он придумывал ему какое-нибудь оправдание. Но когда дервиш пришел в сорок первый раз, терпению султана пришел конец. Схватив его за руку, монарх в страшном гневе закричал: "Наглое ничтожество! Сорок дней ты ходишь сюда, но еще ни разу не
поклонился мне, даже не произнес ни одного благодарственного слова. Хоть бы улыбка однажды озарила твое постное лицо. Ты что же, копишь эти деньги или даешь их в рост? Ты только позоришь высокую репутацию залатанного одеяния!" Только султан умолк, дервиш достал из рукава сорок золотых монет, которые он получил за сорок дней, и, швырнув их на землю, сказал: -- Знай, о султан, что щедрость тогда воистину щедрость, когда
проявляющий ее соблюдает три условия.
Первое условие -- давать, не думая о своей щедрости.
Второе -- быть терпеливым.
И третье -- не питать в душе подозрений.
Этот султан так никогда и не стал по-настоящему щедрым. Щедрость для
него была связана с его обственными представле-ниями о "щедрости", и он
стремился к ней только потому, что хотел прославиться среди людей.
09.03.2003 23:43:31, Поехали!
Отличная история.:)) 10.03.2003 08:35:27, ИМА
Хорошая история. :) 10.03.2003 00:03:43, Птичка Феникс
Тебе правда понравилась? Она длинная, но стоит того, чтобы ее прочитали, мне так кажется ;-))) 10.03.2003 00:10:52, Поехали!
Правда понравилось. :)))
Знаешь, тема щедрости непонятным образом связывается у меня в голове с еврейскими "ступенями" благотворительности. Их, кажется, 7, но я все точно не помню, это Фри, может быть, подскажет. Важно то, что ступень, когда дающая и берущая стороны знают друг друга, сравнительно более низкая, чем когда берущий знает дающего, но дающий не знает берущего (дает нуждающемуся, любому, не из личных симпатий). Еще выше ступень, когда
берущий не знает дающего, но дающий знает берущего (остается анонимом, исключен момент благодарности). Впрочем, я могу ошибаться, какая из двух последних ступеней выше считается. Но совершенно точно, что самая высокая ступень - когда стороны вообще не знают друг друга. :))) Отсюда - фонды, хотя в реальности они часто и дискредитируют идею.
Действительно есть какая-то связь, или она у меня в голове только образовалась? :)))
10.03.2003 00:21:08, Птичка Феникс
Юлия Ф
Есть 8 ступеней "цдака" Рамбама:
1) (высшая) - Дать заем, или найти человеку работу - так чтобы он не нуждался более в подаянии

2) Дающий не знает берущего, и берущий не знает дающего

3) Дающий знает, берущий - нет

4) Дающий не знает, берущий знает

5) Давать прямо бедному, без просьбы с его стороны

6) Давать после просьбы

7) Давать но недостаточно.

8) Дават с печалью и кислой мордой. Хотя, даже такое подаяние есть мицва..

Перевод мой

10.03.2003 13:24:27, Юлия Ф
Вот, спасибо!!!! :))) 10.03.2003 20:08:45, Птичка Феникс
fri
Вроде бы так и есть:)
А фонды мне кажется, просто для удобства и масштабности, нет?
10.03.2003 00:48:50, fri
Значит, если придерживаться принципов высшей ступени, нужно просто отдавать все лишнее? А как же накопления? Они ведь могут понадобиться в любой момент... А если этот "Фонд", пусть идеально сложенный и организованный, начнет распределять свои ресурсы по заявкам желающих, которые очень субъективно подходят к вопросу? Например, мне нужен телевизор, а соседу - автомобиль... И каждый считает, что его запросы справедливы. 10.03.2003 00:38:03, пельмень
fri
Отдавать полагается не лишнее, а от 1\0 до 1\5 доходов:)
Кстати, насчет разных запросов, есть история, как бедной семье на субботу вдруг удалось достать рыбу (а обычно у них был только хлеб), а богатой единственное из всего изобилия еды не было рыбы, и бедный передал свою рыбу богатому, объяснив растроенной жене, что они-то привыкли голодать и будут радоваться субботе и без рыбы, а богатому отсутствие рыбы испортит весь праздник.
А фонд я тоже планирую создать...
10.03.2003 00:53:13, fri
Вот, молодец. :))) Спасибо. 10.03.2003 07:34:41, Птичка Феникс
В моем сознании просто не укладывается поступок того бедного! Кстати, создание и обслуживание фонда тоже предполагает затраты... Какая часть отедена этой статье расходов? :-) 10.03.2003 01:13:40, пельмень
Принцип высшей ступени не предполагает, что Вы отдаете все лишнее. С чего Вы это взяли? Письмена в небе увидали? :)

Просто предполагается, что Вы отдаете столько, сколько считате возможным и нужным пожертвовать, и даже определяете категорию нуждающихся. Но КТО эти люди, их лица и имена - вы не узнаете никогда. А они не узнают о Вас. Скажем, в Израиле очень распространено регулярное, в виде отчислений со счета, жертвование определенным группам больных, в определенные отделения больниц... Мы вот с мужем жертвуем таким образом в то отделение недоношенных, где выходили дочку. ТАМ люди лучше разберутся, как и кому конкретно помогут наши деньги.
Я ответила?
10.03.2003 00:45:26, Птичка Феникс
Я так понимаю, отдавать нужно в любом случае. Даже отрывая часть от себя, семьи? 10.03.2003 00:51:03, пельмень
Понимаете, отдавать не НУЖНО, а МОЖНО. :))) Это тот СПОСОБ приблизиться к праведности, который предоставлен всякому. :)))
Закон считает, что абсолютное количество не имеет значения. Для кого-то копейка - достойное пожертвование, равное миллиону другого. Важно не СКОЛЬКО в цифрах дадено, а сколько в пропорции с доходами и с каким чувством.

И уж конечно закон не требует ради выполнения заповеди отрывать кусок у своего ребенка :))).
10.03.2003 07:32:15, Птичка Феникс
"предполагается, что Вы отдаете столько, сколько считате возможным и нужным пожертвовать" - если нет такой возможности, то отавать нечего. Или можно придти к тому, что _сейчас_ не получается, но чуть позже _будет_ отдано.

Что Вас так тянет на ущемление своего семейства :-))
10.03.2003 00:54:29, Поехали!
"Чуть позже..."
Если так только... :-)
Но, выходит, я не могу достич той самой высшей степени, если не являюсь достаточно богатым? Ведь мне отдать-то нечего!
10.03.2003 01:18:08, пельмень
Туська
Вы даете не для того, чтобы достичь ступени:) К тому же, эта доля, что отдаешь, - для каждого человека разная. А испытание богатством - самое страшное испытание:) 10.03.2003 01:19:28, Туська
Да, наверное... 10.03.2003 01:24:02, пельмень
Есть, точно есть. Надо бы узнать подробнее про это. Спасибо за наводку :-))) 10.03.2003 00:22:50, Поехали!
Если найдешь в сети, квакни мне. :)) Я искала - не нашла. Помню из курса иудаики. :( 10.03.2003 00:23:36, Птичка Феникс
Глянь сюда. Это?
10.03.2003 00:41:56, Поехали!
ПРимерно :))
Только тут не расписано подробно.
Спасибо.
10.03.2003 00:58:31, Птичка Феникс
Да это я тоже заметила, но это была _единственная_ ссылка :-))) которую выдал поисковик :-) 10.03.2003 01:01:18, Поехали!
Договорились :-) 10.03.2003 00:28:31, Поехали!
Правильно кажется...
И вообще притчи люблю.
10.03.2003 00:14:57, Ирен_ Адлер


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!