Периодически все равно её упоминаем.
Одного вопроса и не поставишь.
Там же сразу несколько аспектов:
1)Макаренко и министерство
2)решение проблемы беспризорности и подросткового бандитизма среди далеко не беспризорных детей
3) возможно ли воспитать или перевоспитать в нужном духе любого
4) влияние именно детского коллектива на воспитание
5) воспитатель - не столько работа, сколько служение
Наверняка есть и ещё. Я перечитывала пару лет назад, могла что-то подзабыть. В этот раз меня поразило, насколько же министерские "высоколобые тётеньки" с педологическим настроем портили жизнь Макаренко и сколько у него уходило сил на отстаивание своего подхода к организации работы.
А какие мысли возникли у Вас по прочтении книги? Вот первая же ассоциация. Не важно, положительная или отрицательная.
Макаренко нам ключей с ответами к книге не оставил))).
Конференция "О своем, о девичьем""О своем, о девичьем"
Раздел: Музыка, книги, ТВ, кино (Обсуждение книги)
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Макаренко обсудим? "Педагогическую поэму"?
29.01.2023 09:17:20, Шиповник (экс-Василиса)139 комментариев
я читала давно... перечитывать не хочу (возможно, пока).
по памяти
2. по факту, они были беспризорными.
3. в принципе, возможно... если сделать беспризорными ))
4. да, огромное
5. собственно, как врач и как другие специалисты, отдающие себя делу - научные сотрудники, например. у одного моего знакомого сын в химию вдарился. жена не хочет ему рожать, говорит, ребенок не будет видеть отца... в общем, пока им нет и 30, но... но вот так.
Почитайте Фриду Вигдорову )
30.01.2023 17:19:41, Акцент
по памяти
2. по факту, они были беспризорными.
3. в принципе, возможно... если сделать беспризорными ))
4. да, огромное
5. собственно, как врач и как другие специалисты, отдающие себя делу - научные сотрудники, например. у одного моего знакомого сын в химию вдарился. жена не хочет ему рожать, говорит, ребенок не будет видеть отца... в общем, пока им нет и 30, но... но вот так.
Почитайте Фриду Вигдорову )
30.01.2023 17:19:41, Акцент
Читала книгу в далёкой молодости, когда совсем не задумывалась о методах воспитания детей. Сделала вывод, которому нахожу подтверждения уже не один десяток лет. Коллектив может нормально существовать и развиваться, когда видит перед собой большую и хорошую цель (именно оба определения). Для любого масштаба коллектива. Тогда даже примитивная или тяжелая работа (деятельность) может иметь смысл и даже творческую составляющую.
30.01.2023 09:07:51, Glafira62
я, кажется, не читала. зато я в детстве читала книжки - серия была из 3 или 4 маленьких, формата А5 - про беспризорников и детдом в 20-30-е годы. не помню, хоть убей автора. назывались книжки по-разному. меня впечатлило, как из беспризорных детей-сирот воспитывали нормальных людей. там были и рабоче-крестьянские дети, и сироты дворян-белогвардейцев. запомнился мальчик из последней категории, который к годам 12-13 был законченным кокаинистом с истонченной носовой перегородкой.зарабатывал ли он на кокс проституцией, не говорилось, а вот про девочек говорилось. и всех их вполне удачно перевоспитывали.
29.01.2023 22:24:23, ALora
Тяжёлая ситуация была
Когда я в 90х видела таких мальчишек в переходах и в метро, и то страшно было, а тогда все это было ещё масштабные. 30.01.2023 09:39:29, Шиповник (экс-Василиса)
29.01.2023 22:24:23, ALora

Когда я в 90х видела таких мальчишек в переходах и в метро, и то страшно было, а тогда все это было ещё масштабные. 30.01.2023 09:39:29, Шиповник (экс-Василиса)




дети не всегда едут в лагерь добровольно, а те, кто приехал добровольно, не всегда предполагают, что нужно будет еще и трудиться
29.01.2023 22:23:01, ландыш
Почитайте лучше Диму Зицера, ей богу)
Больше проку будет.
Послушать/посмотреть можно в Ютубе.
А то все эти "педагоги", регулирующие силу удара до добра не доведут, что мы и видим 29.01.2023 18:46:15, ЁЁЁЁЁ
А кто считает, что дети не люди?
Почитать его в некотором количестве интересно. Я в целом не помню, читала ли я когда-нибудь о том,что дети не люди, у педагогов 20 столети. 29.01.2023 21:20:42, Шиповник (экс-Василиса)
Думаю, мог бы. Мальчики в то время без драк не вырастали, где бы их ни воспитывали.
30.01.2023 09:40:50, Шиповник (экс-Василиса)
Макаренко дал не в воспитательных целях. Он сам потом очень переживал и, собственно,в книге как раз и раздумывает о том, правильно ли тогда поступил. Он так и не ответил для себя однозначно на этот вопрос. Сработало? Да. Правильно ли? Он не знал.
Вы книгу читали?
Либо не читали, либо совершенно эпизод не помните. Он разговаривал не с ребенком. Он разговаривал с несовершеннолетним рецидивистом, крепким и здоровым, ростом вряд ли ниже Макаренко, который физической крепостью не отличался. И этот преступник от имени группы преступников объяснял Макаренко, что педагоги будут жить и делать так, как им, рецидивистам, захочется.
Макаренко и пишет о том, что Задоров был физически сильнее и крепче.
Сейчас таких ребят перевоспитывают в учреждениях ФСИН с крепкими дяденьками-полицейскими, а тогда на их перевоспитание выделили интеллигентов. Хорошо, что у интеллигента обнаружились нужный характер и мозги, а то была бы ещё одна "малина" и "неудачный эксперимент" под улюлюканье "гены плохие!!! дети неисправимые!!!" Потом колония для взрослых, потом расстрел за преступления. Вот и весь путь был бы для большинства из них, на примере одного воспитанника, решившего покинуть колонию, это видно. Кстати, Задоров остался с Макаренко и стал его правой рукой.
30.01.2023 09:57:54, Шиповник (экс-Василиса)
Вы Ольгу* читали? Она и сейчас может накинулся на взрослого дядю с кулаками.
30.01.2023 08:00:01, жираф Анатолий
Больше проку будет.
Послушать/посмотреть можно в Ютубе.
А то все эти "педагоги", регулирующие силу удара до добра не доведут, что мы и видим 29.01.2023 18:46:15, ЁЁЁЁЁ

Почитать его в некотором количестве интересно. Я в целом не помню, читала ли я когда-нибудь о том,что дети не люди, у педагогов 20 столети. 29.01.2023 21:20:42, Шиповник (экс-Василиса)

взрослый Макаренко другому взрослому человеку? в воспитательных целях?
или взрослый Макаренко мог бы отвезти другого взрослого в лес и что там?
30.01.2023 09:44:39, ЁЁЁЁЁ
или взрослый Макаренко мог бы отвезти другого взрослого в лес и что там?
30.01.2023 09:44:39, ЁЁЁЁЁ

Вы книгу читали?
Либо не читали, либо совершенно эпизод не помните. Он разговаривал не с ребенком. Он разговаривал с несовершеннолетним рецидивистом, крепким и здоровым, ростом вряд ли ниже Макаренко, который физической крепостью не отличался. И этот преступник от имени группы преступников объяснял Макаренко, что педагоги будут жить и делать так, как им, рецидивистам, захочется.
Макаренко и пишет о том, что Задоров был физически сильнее и крепче.
Сейчас таких ребят перевоспитывают в учреждениях ФСИН с крепкими дяденьками-полицейскими, а тогда на их перевоспитание выделили интеллигентов. Хорошо, что у интеллигента обнаружились нужный характер и мозги, а то была бы ещё одна "малина" и "неудачный эксперимент" под улюлюканье "гены плохие!!! дети неисправимые!!!" Потом колония для взрослых, потом расстрел за преступления. Вот и весь путь был бы для большинства из них, на примере одного воспитанника, решившего покинуть колонию, это видно. Кстати, Задоров остался с Макаренко и стал его правой рукой.
30.01.2023 09:57:54, Шиповник (экс-Василиса)

Ой, да там не так уж серьезно все было наверняка. Хорошо не покусала
Здесь как обычно - напишешь"убью если что" и все сразу "ах кака вы убийца!". Ну такие все серьезные матронушки сидят
30.01.2023 08:14:50, ЁЁЁЁЁ
Здесь как обычно - напишешь"убью если что" и все сразу "ах кака вы убийца!". Ну такие все серьезные матронушки сидят
30.01.2023 08:14:50, ЁЁЁЁЁ

Его и тогда просто не успели, но не за мордобой, а потому что умер внезапно.
29.01.2023 19:36:48, кстати
Да, надо перечитать.
2. По-моему, в любой революции\идеологии\катаклизмах идет борьба именно за детей. Это в моменте они беспризорники, а вдолгую - граждане и строители того чего надо.
3. Любого и не надо, достаточно контрольного пакета, или лучше 80\20. Остальных контролировать в рамках законов. 100% ни у кого в мире еще не получилось. И лучше, наверно, для психики самого педагога не мнить себя богом и на 100% не замахиваться.
4. Любое поведение в коллективе\толпе отличается от индивидуального. Коллектив держит, как корсет. Может, у детей жизненного опыта меньше, они легче верят, а механизм тот же.
5. Мысли о служении легко перечеркиваются тем же министерством, и получается работа по добыче ресурсов, отстаиванию методов, выбиванию финансирования и пр.
"Ты не врач, ты главврач" (с) кино. "Я художник, я так вижу" - не работает при госзаказе. 29.01.2023 13:11:09, анрег
2. По-моему, в любой революции\идеологии\катаклизмах идет борьба именно за детей. Это в моменте они беспризорники, а вдолгую - граждане и строители того чего надо.
3. Любого и не надо, достаточно контрольного пакета, или лучше 80\20. Остальных контролировать в рамках законов. 100% ни у кого в мире еще не получилось. И лучше, наверно, для психики самого педагога не мнить себя богом и на 100% не замахиваться.
4. Любое поведение в коллективе\толпе отличается от индивидуального. Коллектив держит, как корсет. Может, у детей жизненного опыта меньше, они легче верят, а механизм тот же.
5. Мысли о служении легко перечеркиваются тем же министерством, и получается работа по добыче ресурсов, отстаиванию методов, выбиванию финансирования и пр.
"Ты не врач, ты главврач" (с) кино. "Я художник, я так вижу" - не работает при госзаказе. 29.01.2023 13:11:09, анрег

Высоколобые тётеньки до сих пор продолжают портить жизнь педагогам. Вот утром прилетело - завтра приедут сверху проверять "Разговоры о важном". Чтоб всё только по материалам, высланным к занятию, никакой отсебятины. Готовьтесь - могут спросить детей.
Что же касается Макаренко, то вывод напрашивается следующий. Хочешь результата - примени жёсткость. Но для этого вывода совершенно не обязательно читать 'Педагогическую поэму". Достаточно не прогуливать уроки истории. 29.01.2023 13:05:04, бим-бом
Что же касается Макаренко, то вывод напрашивается следующий. Хочешь результата - примени жёсткость. Но для этого вывода совершенно не обязательно читать 'Педагогическую поэму". Достаточно не прогуливать уроки истории. 29.01.2023 13:05:04, бим-бом

А вот содержание прочитанного выветрилось уже из головы, больше тридцати лет прошло с тех пор. А перечитывать нет желания, извините.)
29.01.2023 12:57:44, EphRUSsi
Голубенькие такие, да? В общем, у меня схожие с Вами мысли по этой книге.
29.01.2023 13:00:10, бим-бом

"вот вообще не могу понять, почему они решили, или кто вообще это решил, что здоровых и адекватных детей нужно воспитывать и образовывать по методикам, по которым работают с малолетними преступниками"
Да это не Сухомлинский с Монтессори решили, а те, кто на этом деньги зарабатывает. Но реклама работает - вон сколько мам, сбиваясь с ног, вальдорфовские школы ищут, например (сейчас это очень модно). Остаётся только развести руками... 29.01.2023 17:22:04, Хелен67
Да это не Сухомлинский с Монтессори решили, а те, кто на этом деньги зарабатывает. Но реклама работает - вон сколько мам, сбиваясь с ног, вальдорфовские школы ищут, например (сейчас это очень модно). Остаётся только развести руками... 29.01.2023 17:22:04, Хелен67


Сергей Данилович Самущев.
Так вот, он в любую погоду с половины восьмого утра (занятия начинались в восемь) стоял на крыльце школы в костюме и при галстуке и здоровался с каждым учеником. С каждым. И, увидев "длинноволосого" старшеклассника (это было начало 70-x), останавливал его, спрашивал, знает ли тот, где ближайшая парикмаxерская, давал в руки стоимость самой простой стрижки и отправлял в парикмаxерскую "раз уж родителям некогда привести сына в приличный вид". И, кстати, за три года, что я в той школе училась, ни разу не слышала ни громкого тона директора, ни грубого слова. Даже когда на полном xоду врезалась в него в школьном коридоре (по которому полагалось чинно прогуливаться ;-) - директор меня поймал, поставил на ноги, спросил "куда торопишься?" - я, запыxавшись, с круглыми глазенками "так в класс, надо, срочно, скоро звонок! Не успею ручку заправить!!! " - "ну, ты давай, поторапливайся, но только не так быстро беги, мне тут покалеченные ученики не нужны!".
30.01.2023 00:43:33, Хомяк Абрикосовый

Считаю, что одной из черт подхода Макаренко было обязательное уважение к ребенку 30.01.2023 09:44:55, Шиповник (экс-Василиса)

31.01.2023 00:43:04, Хомяк Абрикосовый

Ходила я на курсы Амонашвили на последнем курсе вуза, он тогда в Москву приезжал. Вот здесь речь зашла о том, кто Ваш учитель. Как вспомнишь, кто у меня преподавал: Амонашвили, Китайгородская...))) 29.01.2023 14:03:28, Шиповник (экс-Василиса)


он еще на дзене, кстати, пишет. про дзен и писать можно)) а про упомянутое , видимо, нет)
29.01.2023 15:00:32, кстати
На самом деле дети действительно бумагу в туалете разматывают, пихают в унитаз, вызывая, тем самым потоп и вызов аварийки. У нас в школе это происходит регулярно. Но, поскольку, в Москве нормальное финансирование, бумагу никто не экономит.
29.01.2023 13:29:53, бим-бом


директор помыкает учителями, учителя помыкают детьми, дети помыкают туалетной бумагой, это нормально.
29.01.2023 17:58:21, ландыш


погуглите "переадресация агрессии", мой вам добрый совет.
а то неловко, учитель всё-таки.
29.01.2023 22:43:54, ландыш


В туалете?? А что написано внутри общественных женских туалетов по поводу бросания в унитазы чего не надо? Тоже хотите под камерой уединяться?
29.01.2023 20:36:34, бим-бом




голубь-омега клюет не соседа, а землю и т.д.
29.01.2023 20:16:44, ландыш
От безделья и незнания как ещё удовлетворить свои познавательские способности
Из этой серии царапанье мебели и тд
Также это ещё смена деятельности вид расслабления
Даже есть вид такой медитации-рвать бумагу и выкидывать) 29.01.2023 16:12:02, Ахахашки
Из этой серии царапанье мебели и тд
Также это ещё смена деятельности вид расслабления
Даже есть вид такой медитации-рвать бумагу и выкидывать) 29.01.2023 16:12:02, Ахахашки
Дома им за это прилетит не только устно, но и письменно. И они об этом знают. Так же знают, как и то, что в школе им за это ничего не будет. И, как Макаренко, затрещину никто не отвесит.
29.01.2023 15:19:36, бим-бом
Попробуйте доказать родителю, что это его ребёнок напакостил. Надзирателей в школе нет.
29.01.2023 20:37:42, бим-бом
Как же раньше жили без камер? Дисциплина была. Старшеклассники с красными повязками (а не с телефонами) на каждом этаже. И мелочь побаивалась пакостничать.
29.01.2023 21:16:30, бим-бом
А Макаренко и затрещины тоже?
Вот идиот.
А его ещё преподаватели тут обсуждают, учатся на его книгах до сих пор!
В принципе да, это многое объясняет в том, куда мы пришли 29.01.2023 18:43:35, ЁЁЁЁЁ
Вот идиот.
А его ещё преподаватели тут обсуждают, учатся на его книгах до сих пор!
В принципе да, это многое объясняет в том, куда мы пришли 29.01.2023 18:43:35, ЁЁЁЁЁ

в подростковом возрасте читала, ничего не помню
удивляюсь, зачем мы вообще это читали в детстве? кто нам советовал?
Шкид вроде хотя бы приключений побольше, но тоже не помню ничего
29.01.2023 20:11:33, ЁЁЁЁЁ
удивляюсь, зачем мы вообще это читали в детстве? кто нам советовал?
Шкид вроде хотя бы приключений побольше, но тоже не помню ничего
29.01.2023 20:11:33, ЁЁЁЁЁ

Ну это еще как то и обсуждалось активно. Точно не дома, в школе скорее всего
30.01.2023 00:00:59, ЁЁЁЁЁ
30.01.2023 00:00:59, ЁЁЁЁЁ

Дочь вот прочла по моим следам. А моем окружении почти никто не читал. В юности, скорее, как приключенческий роман
читалось, расширяло картину мира, теперь по-другому воспринимаешь, конечно. Боюсь представить себе, сколько сил это
требовало. Неудивительно, что человек достаточно рано умер. Подвижник. Скольких детей он вернул к жизни. 30.01.2023 09:50:03, Шиповник (экс-Василиса)
книгу конечно не читала, только отрывки, цитаты и в кратком пересказе - общие принципы.
Однако, естественно, имею мнение по всем вопросам :)))
1. У министерства неведомые цели, но имеются существенные ресурсы. Надо дружить, договариваться, местами лукавить - но все же в общем ключе "win-win", иначе ничего масштабного не провернуть, а провернув - не внедрить массово.
2. Дети и молодежь обязательно создают себе идеологию и находит кумиров для подражания. Т.е. нужны престижные образы, кумиры поколения. Не создашь их - кумирами станут бандиты, они яркие. Потому что подростковая психика не может без создания кумиров.
3. не любого. Психические заболевания существуют, их не перевоспитаешь. Но многих, преимущественно здоровых, - можно, и в очень широких пределах.
4. Без коррекции со стороны талантливого педагога - скорее отрицательное. Законы абсолютного права сильного, законы стаи и т.д. Но детский коллектив - место для тренировки социальных навыков и примерки ролей, помогает понять себя, других и место в жизни. Т.е. это как учения в условиях, приближенных к боевым - необходимы, но опасны.
5. в первую очередь - работа, т.е. важней всего чисто ремесленные навыки, свободное владение разнообразными простыми приемами, профессионализм и т.д. Служением это может быть, может не быть - но профессионализм - первичен. Без него никакое служение в данное области - не имеет смысла, не нужно.
29.01.2023 12:12:22, Лось-Анджелес
Однако, естественно, имею мнение по всем вопросам :)))
1. У министерства неведомые цели, но имеются существенные ресурсы. Надо дружить, договариваться, местами лукавить - но все же в общем ключе "win-win", иначе ничего масштабного не провернуть, а провернув - не внедрить массово.
2. Дети и молодежь обязательно создают себе идеологию и находит кумиров для подражания. Т.е. нужны престижные образы, кумиры поколения. Не создашь их - кумирами станут бандиты, они яркие. Потому что подростковая психика не может без создания кумиров.
3. не любого. Психические заболевания существуют, их не перевоспитаешь. Но многих, преимущественно здоровых, - можно, и в очень широких пределах.
4. Без коррекции со стороны талантливого педагога - скорее отрицательное. Законы абсолютного права сильного, законы стаи и т.д. Но детский коллектив - место для тренировки социальных навыков и примерки ролей, помогает понять себя, других и место в жизни. Т.е. это как учения в условиях, приближенных к боевым - необходимы, но опасны.
5. в первую очередь - работа, т.е. важней всего чисто ремесленные навыки, свободное владение разнообразными простыми приемами, профессионализм и т.д. Служением это может быть, может не быть - но профессионализм - первичен. Без него никакое служение в данное области - не имеет смысла, не нужно.
29.01.2023 12:12:22, Лось-Анджелес
Поскольку книгу не читала или не помню, то не знаю как там. Может, сами педагоги и стали кумирами?
29.01.2023 16:51:38, Лось-Анджелес
29.01.2023 16:51:38, Лось-Анджелес

Для Макаренко это было, мне кажется, именно служение. И тем более удивительно, что за такое хорошее дело он не получил никаких наград (кроме премии по литературе, кажется?)
Мне думается, что не все дети и подростки чувствовали себя комфортно в той среде. Всё-таки получается так, что взрослые почти не знали, что творится внутри каждого отряда.
Мне в детстве очень нравилась Республика ШКИД, и я удивилась, что Макаренко считал Республику ШКИД историей неудачи. Хотя логика понятна.
Они молодцы вообще, эти энтузиасты. Ведь у них не только хлебопашество было, но и театр, и спорт, и многое другое. Он добился, чтобы детям в комсомол разрешили вступать (с министерстве были против). Как они замуж девочку из своей колонии отдавали - и приданое выделили, чтобы молодые могли организовать личное хозяйство.
Что касается того, что Антон Семенович дал по морде одному из прибывших в колонию, в самом начале. Я думаю, что никогда не надо допускать хамства по отношению к себе, и он это понял. 29.01.2023 11:15:43, Роль второго плана



не читала. но недавно посмотрела рекомендованный тут фильм про советских учителей. и все-то там хорошо, и молодые, прогрессивные, демократичные и увлеченные учителя и все такое. а когда самого такого прогрессивного спросили, кто был его самым глпвным учителем, он ответил - мама. вот такие мысли примерно возникают, когда я слышу об педагогах-идеологах
29.01.2023 10:42:11, Шерлок
далеко не у всех есть мамы, и работа Макаренко была рассчитана на работу с беспризорниками, детьми без родителей, а не на домашних мальчиков и девочек из благополучных семей в накрахмаленных воротничках
29.01.2023 15:00:55, Джавелина Байрактаренко
мне выросший сын сказал, что его главным учителем была бабушка (моя мама) )))
Хотя английским с ним занималась все же я
Учителей у них было много хороших, хотя с моими не сравнить конечно
29.01.2023 10:48:45, Степная кошка
Задумалась. Наверное, мой главный учитель - жизнь. Здесь все ситуации, в которых я оказывалась. Где-то родители повлияли, где-то - учителя, где-то - вроде бы совершенно посторонние люди.
29.01.2023 11:59:56, Шиповник (экс-Василиса)

29.01.2023 15:00:55, Джавелина Байрактаренко

Хотя английским с ним занималась все же я
Учителей у них было много хороших, хотя с моими не сравнить конечно
29.01.2023 10:48:45, Степная кошка

Моя бабушка в начале 20-х 20-го века работала с беспризорниками. Восторгалась Макаренко. Я в подростковом возрасте читала его Педагогическую поэму, читала и республику Шкид. Республика мне нравиласт больше. Сейчас мне кажется, что просто ПП я прочитала рановато.
Мой отец был 2 года беспризорником в 30-е годы в Днепропетровске. У них был замечательный директор детского дома. Воспитанники до сих пор общаются и встречаются. Директор был последоваетелм Макаренко. 29.01.2023 10:26:15, litana
Республику ШКИД я читала, было интересно, но следа не оставило.
29.01.2023 12:00:44, Шиповник (экс-Василиса)
Мой отец был 2 года беспризорником в 30-е годы в Днепропетровске. У них был замечательный директор детского дома. Воспитанники до сих пор общаются и встречаются. Директор был последоваетелм Макаренко. 29.01.2023 10:26:15, litana


29.01.2023 10:21:59, Коза Агата
Потом такие вырастут, станут посильнее и будут "воспитывать" родителей, Примеров масса
29.01.2023 18:59:25, ЁЁЁЁЁ
29.01.2023 18:59:25, ЁЁЁЁЁ

29.01.2023 19:12:04, Коза Агата
то есть если ребенок без родителей, то его сразу надо растить уголовником?
29.01.2023 19:24:59, ЁЁЁЁЁ
29.01.2023 19:24:59, ЁЁЁЁЁ


100 процентов. Сначала докажи право на воспитание, покажи силу. Не обязательно бить по голове , сила бывает разная, важно чтоб воспитуемый именно в этой области и уважал силу. Победи на его поле.
29.01.2023 12:20:27, Лось-Анджелес
29.01.2023 12:20:27, Лось-Анджелес

29.01.2023 12:07:41, Коза Агата


А сил на внедрение нового всегда и у всех много уходит. Если посмотреть отвлеченно, то это и правильно - какой-то товарищ собирает детей и отрабатывает на них свои теории - и это в лучшем случае. Если бы министерство зажмурило глаза и молча спонсировало это все, меня бы больше удивило, право ))) Но я очень давно читала, не помню уж ничего. Может и перечитаю.
29.01.2023 10:14:07, УникаЛьнаЯ


29.01.2023 12:10:25, УникаЛьнаЯ

ну и к наведенной беспризорности у меня отдельная аллергия
29.01.2023 10:05:41, ландыш



если бы это было проблемой, то ее бы решали по-другому. В первую очередь, не убивая и не вгоняя в нищету и бесприютность взрослых людей.
29.01.2023 17:59:47, ландыш
Читала уже взрослая. У меня одно впечатление от книги: Макаренко гений педагогики.
29.01.2023 10:05:33, Siberiangirl
Да!
29.01.2023 10:17:06, как-то так
Я так давно читала, еще в детстве. Ничего не помню ) Впечатление, вроде, положительное было.
29.01.2023 09:59:40, Flora )
Книгу читала лет в 16. Читала как художественную литературу, никакого отношения к реальности не имеющую. Потому ,что так не бывает. Это и есть первое впечатление.
29.01.2023 09:50:13, Вокруг одни идиоты


Читайте также
Ролики в 30, 40 и даже 50+: как не упасть лицом в асфальт (и получить удовольствие!)
Лето - время, когда можно с удовольствием пробовать новое, например, – катание на роликах. Промчаться с ветерком по набережной, добавить спорта в свою жизнь, ускорить и продлить прогулки - столько возможностей!
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание