Раздел: Музыка, книги, ТВ, кино (Обсуждение книги)

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Birke

Иван Бунин "Лёгкое дыхание"

...очень жду, что кто-то расскажет , тасазать, в общих чертах , зачем Володька сбрил усы(зачёркнуто)
09.05.2020 11:12:40,

552 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
чё та мне, кажется, тут каждый столько напридумывал всего.
Прелесть, или ценность рассказа, в его краткости. Столько уложить и всё в трех словах.
Короче только Алора сказала.
11.05.2020 13:54:50, прочитала таки
Кстати, есть ещё одна похожая ситуация в западной литературе, но довольно близкой по времени. Заканчивается , кстати, тоже фатально. Думаю, что текст все узнают.
Прочитал немного вниз, там, Питерская тоже замечает трёх поклонников (разного возраста), как, собственно, и в Нотрдаме.

Эсмеральда, ты знаешь,
Ты больше не ребенок,
И сейчас мне придется
Взглянуть на тебя по-другому.

Тебе не было и восьми лет,
Когда твоя мать ушла,
Ее унесла смерть
В ее Андалузию.

Она поручила тебя мне,
И ревностно
Я присматривал за тобой
До сегодняшнего дня.

Ты понимаешь меня?
Мужчины жестоки,
Будь начеку, когда бегаешь
По улицам, по полям,

Эсмеральда, ты знаешь,
Ты вступаешь сейчас
В возраст любви.
Ничто уже не будет, как прежде.

Esmeralda, tu sais
Tu n'es plus une enfant,
Il m'arrive maintenant
De te regarder differemment

Tu n'avais pas huit ans
Quand ta mere est partie,
Emportee par la mort
Vers son Andalousie

Ell't'a confiee а moi
Et avec jalousie
J'ai veille sur ta vie
Jusqu'au jour d'aujourd'hui

Esmeralda, tu sais
Les hommes sont mechants,
Prend garde quand tu cours
Dans les rues, dans les champs,

Est-ce que tu me comprends?
Tu arrives maintenant
а l'age de l'amour
Rien n'est plus comme avant
10.05.2020 16:50:21, Тайный Сигнал Барабанщика
Ох, и зачем кидать камень в сторону классной дамы с ее мечтами и кумирами. Нам показали краешек ее жизни в 1916 г. У этой женщины еще впереди много всего. Можно успеть стать и мученицей и подвижницей. Или "чадить", как и "светить" можно только в одном единственном смысле? Ну да, я сама -- "женщина не замечательная ничем, кроме скучных домашних добродетелей", а потому и не могу понять такой жажды жизни, как у Оли Бунина и Оли Чехова. Интересно, до чего бы дошла Наташа Ростова в 1916 г... 10.05.2020 12:22:06, aaat
К чему здесь Оля Чехова? Она совсем другая, материальная. С ней легче, ее можно купить. А Оля Бунина не продаётся, поэтому и доводит мужчин до исступления. Ещё Настасья Петровна такая. И финал такой же.
10.05.2020 12:33:57, snorkiy
я что-то вообще не поняла, при чем тут продажа? Оля Бунина сама себе выбирает товар, зачем ей продаваться-то.
10.05.2020 13:03:36, ALora
А кто такая Настасья Петровна? Настасья Филипповна? Женщину, которая просто продается, не убивают, т.к. все понимают правила игры. А Оля у Чехова из бедной семьи, вот и более материальна. При этом финал для них всех три разных автора написали одинаковый. 10.05.2020 12:52:17, aaat
Точно, вот это я промахнулась) Настасья Филипповна.
Разный финал: Олю Чехова убивают не из страсти, не из-за невозможности ее получить. Даже не знаю: от брезгливости или жалости.
10.05.2020 13:03:10, snorkiy
Н.Ф. совершенно другая. В ней жажды жизни совсем не было. Она весь роман шла к смерти. Чуть дернется в сторону, а потом опять... Обе Оли перед смертью сделали (сказали) то, что стало последней каплей для их мужчин. Хотя в случае Оли Бунина у нас маловато данных. Может там речь вообще шла о крушении идеала у казачьего офицера. Идеалы и кумиры не только у старых дев бывают...
А Оля Чехова (после признаний в любви) сказала, что замуж надо было за графа выходить. И это было последней каплей.Но для меня факт, что обе Оли умирать совершенно не планировали.
10.05.2020 13:44:28, aaat
Ура, понял при чём тут могут быть педагогические кадры.
Вообще стихотворение из советского педагогического фильма, на мой взгляд, неплохо отражает весь смысл произведения, тем более его педагогический аспект (обе вторые по значимости героини - педагоги)

Это не вранье, не небылица:
Видели другие, видел я,
Как в ручную глупую синицу
Превратить пытались журавля…

Чтоб ему не видеть синей дали
И не отрываться от земли,
Грубо журавля окольцевали
И в журнал отметку занесли!

Спрятали в шкафу, связали крылья
Белой птице счастья моего,
Чтоб она дышала теплой пылью
И не замышляла ничего…

Но недаром птица в небе крепла!
Дураки остались в дураках…
Сломанная клетка — горстка пепла,
А журавлик — снова в облаках!
<Георгий Полонский>
10.05.2020 11:30:11, Тайный Сигнал Барабанщика
Совершенно очаровательная девушка, была бы королевой света, если бы не трагическая случайность. И это абсолютно естественно для красивой девушки - испытывать границы своей власти над мужчинами, морочить им голову и поступать жестоко, а женщин-зануд ставить на место и чутьём угадывать, что все их придирки - от зависти. Никаких признаков порочности в ней нет.
И лучше уж прожить короткую, но яркую и свою жизнь, чем добропорядочную и чужую как у классной дамы, о чем собственно Бунин и высказался в конце.
« - Куда ты собралась, ведь сгоришь?!
- Сгорю. Зато вспыхну, а то чадишь, чадишь».
10.05.2020 10:51:34, snorkiy
XXL
А разве все, кто чадит, страдают от этого? Почему мы решили, что кто-то кому-то должен завидовать? Каждый проживает свою жизнь. Может кто и завидует, но вот что б каждая, не побежавшая с кем попало, завидовала тем, кто предаётся любви безрассудно? У кого-то ум впереди, у кого-то принципы, у кого-то либидо. Каждому своё и у каждого своё счастье. 10.05.2020 17:57:19, XXL
Из ключей к рассказу:
ПОРТРЕТ
Погост, часовенка над склепом,
Венки, лампадки, образа
И в раме, перевитой крепом, —
Большие ясные глаза.
Сквозь пыль на стеклах, жарким светом
Внутри часовенка горит.
«Зачем я в склепе, в полдень, летом?» —
Незримый кто-то говорит.
Кокетливо-проста прическа
И пелеринка на плечах...
А тут повсюду — капли воска
И банты крепа на свечах,
Венки, лампадки, пахнет тленьем...
И только этот милый взор
Глядит с веселым изумленьем
На этот погребальный вздор.
Иван Бунин, Март, 1903?
10.05.2020 01:04:56, Тайный Сигнал Барабанщика
да тут никакого ключа не надо, чтобы понять, что Бунин всецело восхищается Олей
10.05.2020 01:35:18, ALora
При чём здесь восхищение? Я не увидел его в стихах. Скорее автор обращает внимание на контраст яркого проявления жизни на фотографии (которое, наверное, подкрепляется летом на улице) и мрачных красок смерти внутри часовни и склепа. Значит в рассказе тоже должно быть это противопоставление жизни и смерти. Может быть и ключевым. Стихотворение написано на несколько лет раньше, значит рассказ должен развивать эту тему, дорисовывать стихотворный эскиз. Там, кстати, фигурирует больше зима-осень. Может быть, там больше внимания смерти?
10.05.2020 10:17:44, Тайный Сигнал Барабанщика
восхищение при том, что этот милый взор=красота сильнее смерти. И эта же тема развивается в рассказе - какая бы ни была Оленька в нравственном отношении, ее красота и живость оказываются так сильны, что никуда не уходят, остаются в памяти и привлекают внимание людей и после ее смерти. В этом смысле реакция Паустовского, влюбившегося в посмертный образ, порожденный рассказом, очень характерна. Погибшая Оленька оказывается живее многих живущих, напр. клас. дамы.
10.05.2020 11:04:09, ALora
Дело как раз не в том, что Оленьке в нравственном отношении автор всё прощает. Вопрос нравственности автор принципиально не ставит и не рассматривает.

Но, если уж поднимать вопросы нравственности Оли, то здесь скорее может идти речь о безнравственности этого мира, о чём, напр. Толстой поднимает вопросы в "Крейцеровой сонате". Кто может являться мерилом нравственности, если соблазнял её брат начальницы училища, под мудрым руководством которой, она и должна была усваивать эту самую нравственность. Добавим ещё маленькую деталь, что он был хорошим знакомым его отца, и получим очень непривлекательную картинку окружающего общества. Остальные "пострадавшие" от Оли ничуть не лучше. "издевательства" над влюблённым казачьим офицером это тоже со слов самого убийцы, который выглядит гораздо менее адекватным, чем даже убийца жены в той же Кр. сонате. Просто мир фальшив и безнравственен, как, скажем, у того же Гюго в Соборе Парижской Богоматери, а Оля это всегда самый лакомый объект для потребления (попыток обладания и завладения во всех смыслах этого слова).
11.05.2020 00:44:15, Тайный Сигнал Барабанщика
Cat-S
Кусочек из эссе Паустовского о Бунине ("Золотая Роза")

<...>
Я долго простоял около здания мужской гимназии с каменным двором. В этой гимназии учился Бунин. Внутри было тихо, за окнами шли уроки.

Потом я прошел через базарную площадь, удивляясь обилию запахов. Пахло укропом, конским навозом, старыми сельдяными бочками, ладаном из открытых дверей церкви, где кого-то отпевали; пахло палым, уже перебродившим листом из садов за высокими серыми заборами.

Я напился чаю в трактире. Там было пусто и холодновато. Из трактира я пошел на окраину города. До поезда оставалось еще много времени.

На окраине — уходящем в низину длинном и голом выгоне — чадили и звенели от ударов по наковальням черные кузницы. Над выгоном белело небо. Рядом тянулась кладбищенская стена.

Я зашел на кладбище. Чуть позванивали и скрипели от ветра побитые фарфоровые розы и жестяные заржавленные листья на погребальных венках.

Кое-где на железных с витиеватыми завитушками и облупившейся масляной краской крестах виднелись коричневые, смятые дождями фотографии в металлических медальонах.

К вечеру я пришел на вокзал. В своей жизни я часто бывал одинок, но редко испытывал такое горькое «ощущение неприкаянности, как в тот вечер в Ельце.

Где-то рядом, за стенами домов, в теплых комнатах, шла жизнь, может быть, веселая и светлая, а может быть, скудная и молчаливая. Но я был вне этих теплых стен. Я сидел в тускло освещенном зале третьего класса, где воняло керосином и дуло холодом по ногам.

У каждого в жизни бывали странные, порой приятные, порой печальные совпадения. Были они и у меня. Такое удивительное совпадение случилось в этот вечер на елецком вокзале.

Я купил в газетном киоске сырой номер «Русского слова». В зале третьего класса из-за темноты читать было трудно. Я пересчитал свои деньги. Их хватало на то, чтобы напиться чаю в ярко освещенном вокзальном буфете и даже дать какую-то мелочь подвыпившему официанту.

Я сел в буфете за стол около пустого мельхиорового ведра для шампанского и развернул газету…

Опомнился я только через час, когда вокзальный швейцар, мотая колокольчиком, прокричал нарочито гнусавым голосом: «Второй звонок на Ефремов, Волово, Тулу!»

Я вскочил, бросался в вагон и просидел, забившись в угол около темного окна, до самого Ефремова.

Все внутри меня дрожало от печали и любви. К кому?

К дивной девушке, к убитой вот на этом вокзале гимназистке Оле Мещерской. В газете был напечатан рассказ Бунина «Легкое дыхание».

Я не знаю, можно ли назвать эту вещь рассказом. Это ее рассказ, а озарение, самая жизнь с ее трепетом и любовью, печальное и спокойное размышление писателя, эпитафия девичьей красоте.

Я был уверен, что проходил на кладбище мимо могилы Оли Мещерской и ветер робко позванивал в старом венке, как бы призывая меня остановиться.

Но я прошел, ничего не зная. О, если бы я знал! И если бы я мог! Я бы усыпал эту могилу всеми цветами, какие только цветут на земле. Я уже любил эту девушку. Я содрогался от непоправимости ее судьбы.

За окнами дрожали, погасая, редкие и жалкие огни деревень. Я смотрел на них и наивно успокаивал себя тем, что Оля Мещерская — 'это бунинский вымысел, что только склонность к романтическому приятию мира заставляет меня страдать из-за внезапной любви к этой погибшей девушке.

Пожалуй, в эту ночь в холодном вагоне среди черных и серых полей России, среди шумящих от ночного ветра, еще не распустившихся березовых рощ я впервые до конца, до последней прожилки понял, что такое искусство и какова его возвышающая и вечная сила.

Я несколько раз разворачивал газету и перечитывал при умирающем огне свечи, а потом при водянистом свете бездомной зари все одни и те же слова о легком дыхании Оли Мещерской, о том, что теперь «это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».
10.05.2020 00:11:16, Cat-S
NLU
Спасибо. Надо будет еще полистать Паустовского, очень точно передает моё восприятие. 10.05.2020 09:04:25, NLU
жираф Анатолий
Вот же прокатился человек из одного маленького городка в другой, а сколько полезных мыслей! 10.05.2020 00:29:35, жираф Анатолий
Cat-S
Я захотела в Ефремов поехать сразу. А раньше он для меня ничем не примечателен был, мимо огибали несколько раз
10.05.2020 00:30:56, Cat-S
жираф Анатолий
Там ничего примечательного, маленький городок, дальний район, чернозем вывозят помаленьку, продают.
10.05.2020 10:21:44, жираф Анатолий
так это все понятно - в частности, современник Бунина Генри Джеймс тоже писал: It is art that makes life, makes interest, makes importance..

да, не жизнь питает искусство, а наоборот, искусство делает из г-на жизни конфетку. период был такой
10.05.2020 00:22:04, ALora
ну вот кто о чем )))
10.05.2020 00:24:32, +/-=?
так я тут уже литературоведчески так сказать, без распятия Олечки:) но опять не нравится
10.05.2020 00:46:26, ALora
а тут эту девушку распяли на алтаре нравственности....
10.05.2020 00:13:34, +/-=?
Cat-S
Нет, Вы не поняли.

Не дали превратить трагичный рассказ в легкую пошлую безделушку. В историю, где ничего не было, и благополучная девочка просто много флиртовала, а потом была по случайности убита каким-то психом.

Паустовский прекрасно понимает, что произошло с Олей. Но он влюблен в нее ровно также, как гимназист Шеншин ... он мучается, забился в угол, он переживает страшно.

Потому что отрицать все то, что с Олей случилось.. это губить, уплощать сюжет.
10.05.2020 00:26:10, Cat-S
конечно, вы-то именно поняли правильно, а не превратили чудный рассказ в протокол с пошлейшими подробностями преднамеренного и расчетливого разврата. могли ли бунин и паустовский любить такое 10.05.2020 01:00:58, Шерлок
Cat-S
Пришлось прератить в протокол. Т.к. на уровне красивого бунинского языка несколько человек из обсуждения просто отказались принять падение Оли.... Клуб отрицателей получился.

Легко любить Олю, когда это веселый, жизнерадостный, благополучный ребенок с пробуждающейся женственностью... Но Вы попробуйте полюбить ее такой, какая она на самом деле есть... Тут сложнее намного.. падшую, испорченную полюбить....Но Оля фактически мученица - она погибла внезапно, трагично.

Классная дама ходит на могилку не просто так... Она, может, одна из немногих увидела библейскую историю во всем этом.

"Возможно ли, что под ним та, чьи глаза так бессмертно сияют из этого выпуклого фарфорового медальона на кресте, и как совместить с этим чистым взглядом то ужасное , что соединено теперь с именем Оли Мещерской?" — Но в глубине души маленькая женщина счастлива, как все преданные какой-нибудь страстной мечте люди.
10.05.2020 07:47:50, Cat-S
Да у этой дамы просто своей жизни нет, вот она и прилепилась к чужой. Какая там библейская история! 10.05.2020 10:58:34, snorkiy
Cat-S
Примерно полсуток назад я считала ровно также.

Но сегодня я поменяла мнение о ней.

Это не совсем простая старая дева. У нее нет своей внешней жизни. Но. У нее есть своя внутренняя глубокая личная жизнь.
Об этом автор прямо говорит:

"давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь. Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик, <...> она убеждала себя, что она — идейная труженица. Смерть Оли Мещерской пленила ее новой мечтой. Теперь Оля Мещерская — предмет ее неотступных дум и чувств."

" она думает иногда, что отдала бы полжизни, лишь бы не было перед ее глазами этого мертвого венка."

В сущности, классная дама тоже заложница своей природы - только уже природы некрасивой, робкой, закомплексованной женщины.

Но внутри, в душе, она же ого-го. Только никто не видит, и не увидит никогда, так как смелости жить , любить, действовать у нее нет.
10.05.2020 12:18:26, Cat-S
у нее нет не то что смелости, а других данных, чтобы жить и действовать - красоты, жизнелюбия, энергии, позволяющей действовать, а самое главное - желания жить реальной жизнью, ей удобнее без риска грезить наяву - без угрозы быть обиженной, оскорбленной. Она может и набраться сил, напиться, например, и пойти в разгул, но толку от этого не будет.
10.05.2020 12:32:28, ALora
Cat-S
Думаю, решится, и пойдет в красный крест медсестрой. Война же. 10.05.2020 15:34:20, Cat-S
это возможно вполне, но от этого она не станет другой. но смысла в жизни может прибавится или хотя бы убавится время для грез наяву, потому, что она будет востребована уже не в грезах.
10.05.2020 17:01:13, ALora
Ей незачем идти в разгул, это слишком энергозатратно для ее темперамента. Она счастлива по-своему, своими грезами и печалями, и вряд ли хочет что-то менять. Тем более что так безопаснее, о чем Вы уже упоминали. Я не считаю классную даму отрицательным персонажем. Она просто другая, не такая, как главная героиня. И нужно ей от жизни другое. 10.05.2020 12:53:41, читаю иногда с осени 2012
XXL
Полностью согласна 10.05.2020 18:14:38, XXL
а я с вами абсолютно согласна. и тоже не вижу ничего отрицательного. это мужчинам такие женщины не нравятся (условно говоря, разные оттенки могут быть). но это просто так звезды сошлись - одной родиться львицей, другой дождевым червем. каждая находит свое счастье и несчастье в своем уголке мироздания и мироощущения
10.05.2020 13:42:02, ALora
не выдумывайте, не подтасовывайте факты. зачем мне её любить? с какой стати? зачем из девочки дурочки делать символ и мученицу? вот уж натянули сову на глобус. символизм символизмом, но не надо при любом упоминании креста искать скрытые знаки и тайный смысл. 10.05.2020 08:13:56, Шерлок
тем не менее Паустовский влюблен не в девочку дурочку, а именно в мученицу и символ вечной красоты и природной страсти
10.05.2020 10:26:26, ALora
а он сказал вам, что именно в мученицу? впрочем, паустовский мог что угодно в Оле увидеть и полюбить, это его право. но не аргумент 10.05.2020 10:30:59, Шерлок
не аргумент, да, просто подтверждение того, что и так можно воспринимать образ Оленьки.
10.05.2020 11:05:26, ALora
как вариант--разумеется 10.05.2020 11:20:14, Шерлок
да уж - "талант вывернуть все наизнанку не пропьешь, да" как только что чуть ниже признались )))
10.05.2020 01:04:05, +/-=?
ну хорошо что хоть вы поняли что я не поняла ))) - очередной "диагноз" по нику? по аватару? если кто-то думает иначе чем вы, он он "не понял" )))
10.05.2020 00:29:14, +/-=?
потому что распинали не с т.з. жанрового символизма и прочего по..уизма времени Бунина, а с т.з. современного бытового восприятия. это всегда надо иметь в виду при участии в наших субботних посиделках:)
10.05.2020 00:24:52, ALora
о! и на вид поставили "неправильное поведение" )))
10.05.2020 00:30:02, +/-=?
ну твою ж мать - талант вывернуть все наизнанку не пропьешь, да:))
10.05.2020 00:49:22, ALora
))) что б вы делали, если бы клеймить некого было как идейного противника?
10.05.2020 00:59:05, +/-=?
да мне все равно вроде бы, я ж циник- из любого г-на конфетку сделаю:) вы не заметили мимоходом, что я многажды сказала об отношении самого автора к Оле, ну и да и бог с ним
10.05.2020 01:28:22, ALora
ну делайте....
10.05.2020 01:37:16, +/-=?
Для анализа произведения я бы выделил следующие вопросы - ключи к его пониманию. Если на них ответить, можно попробовать дойти и до смысла самого произведения.

1. Поднимает ли автор вопросы нравственности главной героини, если да, то на сколько (без)нравственной он считает главную героиню Олю, что говорит об этом.
По-моему вопросы нравственности он не рассматривает, безнравственность героини и её поведения не подчёркивает, своего отрицательного отношения к этому не показывает. Вообще, мне кажется, что произведение не об этом, но если мы посмотрим на другие произведения русских и других классиков, то Толстого не особенно смутил поступок Наташи Ростовой, которая чуть не сбежала (или сбежала, не помню) с Курагиным, как и Лариса из "Жестокого романса", скорее вызывает сочувствие.
В защиту её можно привести такую цитату:
...Как тщательно причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за своими сдержанными движениями! А она ничего не боялась — ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена. Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз...
То есть она не сознательно всеми силами развивала и оттачивала своё женское "оружие соблазнения". Всё получалось как-то само собой.

2. Интересно, почему кроме главного персонажа, автор пишет ещё о двух второстепенных женских персонажах, которым, тем не менее, в рассказе автор уделил больше внимания, чем двум мужским персонажам, которые вроде бы сильнее воздействуют на героиню. Обе они педагогини, одна - классная дама, а другая начальница училища. Обе вроде бы пытались обуздать главную героиню, но обе явно в этом не преуспели, скорее, наоборот.
Потому что классная дама: "...что можно было сказать о ней, кроме того, что она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек, что она способна, но шаловлива и очень беспечна к тем наставлениям, которые ей делает классная дама?.."
Ну, моральные поучения начальницы училища, как показано в рассказе, закончились тем, что выяснилось, что брат этой самой начальницы Олю и соблазнил.

3. Можно обратить внимание и на то, что оба мужских персонажа, сыгравших роковую роль в жизни и смерти Оли, некоторым образом связаны с женщинами - педагогами. Про брата начальницы училища я уже упомянул, а вот брат классной дамы не имеет прямого отношения к Оле, но тем не менее, от прапорщик, а застрелил Олю тоже военный. Для этого ли Бунин привёл в таком коротком этого брата классной дамы, это ещё вопрос

4. Мужские персонажи в рассказе описываются довольно странно, как будто они не персонажи, а какой-то рок, который сам по себе не интересует никого, а только тем воздействием, которое они оказывают на героиню. Второму Бунин даже не придумал фамилию, а да и о первом узнаём только из страницы дневника. То есть он интересен только этим днём. Такое впечатление, что автор именно так к ним и относится, как к слепым орудиям случая.

5. Последнее, что осталось выяснить, вопрос об именах и названия. При чём здесь "Лёгкое дыхание" и значит ли что-нибудь фамилия "Мещёрская"?

После ответов на эти вопросы, думаю можно будет сказать, что мы поняли рассказ Бунина. Лично я ответил пока не на все.
09.05.2020 21:26:35, Тайный Сигнал Барабанщика
вообще, у меня такой вопрос к вам как к единственному мужскому обсуждателю - вам Оля нравится или нет, только честно?
09.05.2020 23:39:23, ALora
Дело в том, что я не знаком с Олей. Я могу смотреть на неё только глазами Бунина. Бунин ею явно восхищается и любуется, как по его словам и "все окружающие". Я бы, скорее всего, тоже любовался и восхищался. Я вполне хорошо отношусь к красоте, которая не мне одному принадлежит, это не мешает любоваться и восхищаться со стороны.
И вообще, я начинаю укрепляться во мнении, что Оля должна олицетворять саму жизнь, проявление жизни во всей своей красоте и энергии. Отсюда и её самовлюблённость, ветренность, эгоизм. Если Бунина считать символистом, то все детали рассказа должны отражать какую-то главную идею. Как рабочая версия рассматривается противопоставление жизни и смерти. Буду думать дальше.
10.05.2020 10:35:12, Тайный Сигнал Барабанщика
я ожидала от вас как раз такого мнения. и в целом с рассуждениями согласна. выше по поводу Погоста и развития темы в рассказе сейчас еще написала.
10.05.2020 11:07:17, ALora
а вы мужа своего спросите. Я вот мнение своего мужа вспомнила. Но не об Оленьке, а о Бунине в этом рассказе. 10.05.2020 09:48:52, -)
а какое у него мнение о Бунине в этом рассказе? я попробую мужа попросить перечитать, но не уверена, что он осилит
10.05.2020 10:29:06, ALora
вы для начала не разобрались в персонажах. брат клас. дамы,погибший в японской войне, вообще не имеет никакого отношения в Оле.
09.05.2020 23:29:33, ALora
Ну так я написал:"...Про брата начальницы училища я уже упомянул, а вот брат классной дамы не имеет прямого отношения к Оле, но тем не менее, от прапорщик, а застрелил Олю тоже военный..."

Зачем-то и этот брат классной дамы был помещён в рассказ. У меня возникает только такая ассоциация. По идее он мог вести себя примерно так же, как и этот "военный". Но это, разумеется, только домыслы.
10.05.2020 10:39:43, Тайный Сигнал Барабанщика
Мне кажется, брат классной дамы был помещен в рассказ, чтобы показать ее излишнюю мечтательность и оторванность от жизни. "ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик, — она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей". После смерти брата она стала жить мыслью о том, "что она - идейная труженица". И невольно хочется продолжить этот ряд тем, что ее восхищение Олей тоже излишне. Хоть эта мысль и противоречит явному восхищению автора. 10.05.2020 13:53:42, читаю иногда с осени 2012
вся прелесть такого рода классики в том она и сама пишется на "легком дыхании". не было у автора никаких намерений "показать"
10.05.2020 13:57:39, +/-=?
Какие намерения были у автора нам неизвестно, так что свобода для любой конспирологии полная. По крайней мере, чем более талантлив писатель, тем более выразительны его произведения, тем меньше случайностей у него должно быть в произведениях.Ну, возможно с исключениями для некоторых персон и жанров.
11.05.2020 01:05:23, Тайный Сигнал Барабанщика
у меня вообще мелькала мысль, что застреливший Олю казак мог быть погибшим братом клас. дамы, но временные рамки не сходятся - он погиб на русско-японской войне и его сестра, сначала сосредоточившая все мысли на нем, уже потом переключилась на Олю. какая-то ассоциативная связь между казаком и этим прапорщиком явно есть - скажем, вот она восхищается Олей, а ведь Оля могла встретиться теоретически и на пути ее брата, которым она восхищалась. И где сейчас брат - в забвении, даже сестра не думает уже о нем, а где Оля - до сих пор ее образ живее живых и вызывает восхищение
10.05.2020 11:12:07, ALora
Однако в отношении этой классной дамы есть один интересный момент. Судьбой брата она увлекается пока он жив, а вот судьбой Оли заинтересовывается после её смерти. Есть впечатление, что в этой инверсии тоже есть какой-то смысл.
11.05.2020 00:54:23, Тайный Сигнал Барабанщика
Cat-S
1) Бунин - истинный представитель века Серебрянного. Вопросы морали, выявления нравственных пороков были решены даже не в пределах романтизма, а в пределах классицизма. Символизм и Серебряный век все же не про это. Он эстетский и упаднический, не постмодерн, конечно, далеко до него, но "читать мораль" тут никто не будет... предполагается, что читателю уже это неинтересно, и что хорошо, что плохо, он уже и так понимает.

2) Противопоставление Оли, яркой, веселой, манящей, увы, порочной, и нравственной, скучной, унылой классной дамы. Художественный прием.

3) Да просто профессия военного часто встречалась!

4) Они фон для изображения Оли.

5) Мещерская - красивая фамилия. Звучит. А легкое дыхание, ну, я ниже написала, меня закидали помидорами (условно).
09.05.2020 22:37:48, Cat-S
1) Ну, потому меня и удивляет, что один из самых острых обсуждаемых ниже вопросов, это вопрос нравственности главной героини, когда рассказ не об этом от слова совсем.

2) Согласно правилам символизма, это противопоставление должно служить отражении какой-либо идеи, как и все другие детали произведения. Моя текущая версия это противопоставление жизни и смерти. Это следует из того, что рассказ и начинается и кончается кладбищем. Хотя последние слова всё-таки о жизни и "лёгком дыхании".

3) Персонаж не участвует в сюжетной линии, значит придуман он автором не просто так для лишних строчек. Стало быть не случайна и его профессия. Возможно, дело в том, что профессия военных это всё-таки отнимать чужие жизни.

4) Фон довольно странный, если не сказать убийственный. Фоном обычно служат окружающие, подруги, родственники, знакомые. Здесь, скорее, противоборцы, потребители и убийцы. Один совратил, а другой прикончил.

А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк,
А за ней воробышек прыг-прыг-прыг-прыг,
Он ее голубушку шмяк-шмяк-шмяк-шмяк,
Ам-ням-ням-ням да и шмыг-шмыг-шмыг-шмыг.

5.)Возможно, фамилия и не говорящая. Повторите, пожалуйста, вкрадце. Опускаться сильно ниже, боюсь, не будет сегодня времени.
10.05.2020 10:59:26, Тайный Сигнал Барабанщика
Cat-S
5) Князья Мещерские... Разветвленный княжеский род, внесен в родословные книги Калужской, Костромской, Курской, Московской, СПб., Тульской, Черниговской и Полтавской губерний.

Я уже почти уверена, что действие рассказа происходит в Евремове, хоть явных указаний и нет, а это Тульская губерния. И там могли жить князья Мещерские.

[ссылка-1]
10.05.2020 12:25:23, Cat-S
произведение автора всегда живет самостоятельной жизнью в смысле свободы его восприятия. и да, не писал Бунин о нравственных аспектах, они для него были иррелевантны в данном контексте, но почему надо ограничивать себя рамками авторского взгляда?

военных в рассказе много лишь потому, что время было такое, их реально вокруг было много, наиболее встречающийся и доступный контингент в провинциальном городке.

фон в рассказе - прописанные двумя мазками мужчины, очарованные Олей, и противопоставленные ей дамы-сухари. Родители как будто вовсе отсутствуют, причем в такой степени, что Нельсон Мандела сравнила Олю с миледи, которая была сиротой:). Т.е. фона почти нет кроме апрельского ветерка на кладбище и летней томной ночи, после которой состоялся контакт со стариком. немаловажная деталь, кстати - Олю обожают младшеклассники, дети, т.е. те, кто естеством чувствует природный пульс.
10.05.2020 12:13:18, ALora
мне ваше мнение в теме наиболее близко и интересно. я погуглила фамилию Мещерская: это очень древний княжеский род. Думаю фамилия неслучайнао - в девушке чувствуется кровь, Порода...
10.05.2020 11:03:57, +/-=?
конечно, и фамилия выбрана не случайно, и в рассказе прямо говорится, что семья была почтенная и уважаемая. Это если бы Дунька какая так флиртовала, было бы фи и пошло, а тут породистая кобылка - имеет право.
10.05.2020 12:15:32, ALora
Чем-то близкий персонаж:

Она идёт по жизни смеясь



Она идет по жизни смеясь.
Она легка, как ветер, нигде на свете
Она лицом не ударит в грязь.
Испытанный способ решать вопросы
Как будто их нет.
Во всем видит солнечный свет.

Она идет по жизни смеясь.
Встречаясь и прощаясь, не огорчаясь,
Что прощанья легки, а встречи на раз.
И новые лица торопятся слиться
В расплывчатый круг
Как будто друзей и подруг.

Она идет по жизни смеясь.
В гостях она, как дома, где все знакомо.
Удача с ней, жизнь удалась.
И без исключенья, все с восхищеньем
Смотрят ей в след.
И не замечают, как плачет ночами
Та, что идет по жизни смеясь

(Машина Времени)
[ссылка-1]
09.05.2020 17:02:12, Тайный Сигнал Барабанщика
Ольсик
Я только на днях вспоминала эту песню, долго крутилась в голове.
Вы колдун прямо)
12.05.2020 20:46:24, Ольсик
так разница в том, что "машинная", а бунинская и много других - нет
09.05.2020 17:08:25, ALora
Переформулируйте, я не понял что да, а что нет )
09.05.2020 17:15:06, Тайный Сигнал Барабанщика
героиня лирического текста Машины идет с легкостью для окружающих, а по ночам мучается. А героиня бунина не мучается
09.05.2020 17:26:10, ALora
Да, пока ходил я тоже понял, речь про "да" и "нет" относится к последней фразе песни "и не замечают, как плачет ночами".
Это безусловно так, героине Бунина рефлексия пока не свойственна в её годы, впрочем, в первой же серьёзной переделке он её убивает. Может выживи они и повзрослей, выросла бы героиня песни, но это остаётся за кадром, то есть рассказ не об этом, но образы безусловно перекликаются.

У меня рассказ почему-то упорно ассоциируется с песнями Макаревича ) Теперь вот пришла на ум другая ассоциация и другая песня, тут уже не персонаж, но почти сюжет рассказа. То есть в сюжете у Бунина явно рассматривается тема, что кто ярче горит, тот быстрее сгорает, но оставляет за собой яркий след, который притягивает потом всех тех, кто "свой огонь берёг". И как пример у Бунина приведена классная дама.

Костёр

Все отболит, и мудрый говорит:
Каждый костер когда-то догорит.
Ветер золу развеет без следа.
Но до тех пор, пока огонь горит,
Каждый его по-своему хранит,
Если беда, и если холода.

Раз ночь длинна, жгут едва-едва,
И берегут силы и дрова:
Зря не шумят и не портят лес.
Но иногда найдется вдруг чудак,
Этот чудак все сделает не так,
И его костер взовьется до небес.

Еще не все дорешено,
Еще не все разрешено.
Еще не все погасли краски дня.
Еще не жаль огня,
И Бог хранит меня.

Тот был умней, кто свой огонь сберег -
Он обогреть других уже не мог,
Но без потерь дожил до теплых дней.
А ты был не прав, ты все спалил за час,
И через час большой огонь угас,
Но в этот час стало всем теплей.

Еще не все дорешено,
Еще не все разрешено.
Еще не все погасли краски дня.
Еще не жаль огня,
И Бог хранит меня.
(Машина Времени 1981)
09.05.2020 17:49:43, Тайный Сигнал Барабанщика
ну тоже не совсем перекликается - старая дева, которая ходит на могилку Оли, никакого огня вообще никогда не имела. а Оля да - вспыхнула, прокатилась искрой, задела несколько судеб, не замечая, и погасла. Но ее помнят
09.05.2020 18:11:43, ALora
Ну как это не имела огня? Огонь в песне Макаревича - это жизнь в рассказе Бунина.
"...давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь. Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик, — она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей. Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она — идейная труженица. Смерть Оли Мещерской пленила ее новой мечтой. Теперь Оля Мещерская — предмет ее неотступных дум и чувств..."
Вот она и живёт теперь воспоминанием жизни Оли Мещёрской, нагревшись на её костре.
...
А ты был не прав, ты все спалил за час,
И через час большой огонь угас,
Но в этот час стало всем теплей.
...
09.05.2020 20:35:04, Тайный Сигнал Барабанщика
это не огонь, это отражения-воспоминания о каких-то чужих огнях, которые ей, тарой деве, были неведомы в жизни
09.05.2020 20:57:22, ALora
А у меня ассоциируется с их же песней "Он был старше нее". Правда, там исход другой, но тоже трагический.
[ссылка-1]
09.05.2020 17:59:05, читаю иногда с осени 2012
Разве только в этом. В песне есть полноценная любовь и вполне себе полноправный герой - мужской персонаж. В рассказе с ними как-то не очень. Не более чем статисты, хотя и фатальные.
09.05.2020 20:38:10, Тайный Сигнал Барабанщика
Мне кажется, и там, и там главная героиня не понимает, насколько сильные страдания причиняет своим поведением, и к чему это может привести. 09.05.2020 20:54:14, читаю иногда с осени 2012
Кто склонен страдать всегда найдёт объект по кому страдать.
11.05.2020 01:09:34, Тайный Сигнал Барабанщика
Для меня этот образ девочки-подростка вовсе не неприятен, поиск какой-то огромной и невероятной любви, отсюда - готовность влюбиться в первого встречного. Желание близости до головокружения. Но это так быстро проходит :(
И вот "опять не то", и снова поиск... Это вовсе не выглядит порочностью, а щенячьим неразумным любопытством.
Остальные на ее фоне... Будто в жару стоят закованные в корсеты дамы на берегу бурного моря и боятся намочить даже ноги, а она бросается в волны и визжит от восторга!
И не знает того, что каждая волна - способна уничтожить ее хрупкую жизнь. Она не верит в это, не может поверить, что с ней, такой любимой и обожаемой, может что-то дурное произойти.
Как? Со мной?! Никогда!
Но происходит.
Остается память о легкой девушке, которая манила своей красотой и легкостью, сводила с ума, вызывала ураган чувств. Огонь-девица!
И тлеющая дама, которая всю жизнь провела "по протоколу", не совершала безумств, не влекла, не играла чужими сердцами... И свое сердце сохранила в порядке.
Мб ей самой хотелось бы хоть на день побыть такой вот Оленькой?... Она не такая. Не решилась. И она жива.
09.05.2020 16:04:26, av10
а вы как-то мимо пропустили тот момент, что Оленька издевалась над казаком и прямо в лоб ему об этом сказала?

клас. дама никак не могла побыть Оленькой, потому что ей природа не дала того, чем мужчин можно обольщать, а не потому что не решилась. Кому она нужна-то.
09.05.2020 16:12:14, ALora
Ага... Стоял себе казак на посту, а тут подходит малолетка и начинает прицельно изощренно издеваться над взрослым вооруженным мужиком... Ой! А он, бедняга, не вынес :((
Скорее всего, использовала свой дневник, как последний аргумент, что "не люблю".
Девушка еще не изучила технику безопасности, те -"технику отказа пылким поклонникам".
У дамы это изначально было "за гранью", но что-то влекло... Вот она и ходила на кладбище.
09.05.2020 16:33:37, av10
мы не знаем, на посту или где там он стоял, изощренно издеваться она начала на вокзале при его отъезде, до этого вовсе не издевалась, а наоборот

про даму не поняла, что там за гранью - наверное, дурнушка была, поэтому все мысли то о брате, то потом на Оленьку перекинулись
09.05.2020 16:55:00, ALora
Дурнушка тоже могла "зажечь". Про даму не подробно, но у меня, отчего-то, такое ощущение. 09.05.2020 17:00:44, av10
Не могу вспомнить названия рассказа, кажется Глеба Успенкого. Про учительницу гимназии, которая по воскресеньям снимала мужчин на улице. Вот скандал был, когда открылось!
09.05.2020 17:11:29, Птица Сыйсу
Куприн это. "Наталья Давыдовна". 09.05.2020 17:19:31, тупик
Спасибо!
09.05.2020 19:08:57, Птица Сыйсу
И я о том же! Если дама желает получить драйв от общения с противоположенным полом, то ее не удержит ни собственная внешность, ни общественное мнение. 09.05.2020 17:46:20, av10
зато ее удержит то, что мужчинам будет пофиг ее сексуальный порыв, востребованности не будет.
09.05.2020 18:13:31, ALora
Женщины, согласные на краткосрочные связи, были востребованы всегда. Тут скорее дело в ее собственной планке требований. 09.05.2020 19:01:31, читаю иногда с осени 2012
это проститутки, причем с навыками, нужны. а кому нужна зажатая некрасивая классная дама даже на раз? даже приплати она, еще не факт, что кто-то бы согласился. это и сейчас так
09.05.2020 19:24:16, ALora
Не рискну полностью процитировать поговорку про то, что нет некрасивых женщин. 09.05.2020 19:28:26, читаю иногда с осени 2012
эта поговорка - от большого самомнения мужчин.:)
09.05.2020 19:40:32, ALora
:)) 09.05.2020 19:48:25, читаю иногда с осени 2012
не могла. дурнушка - это не только кривая-косая, но просто никакая, без обаяния для мужчин. нечем там зажигать, хоть сколько она сама может хотеть. способность вызывать во многих мужчинах страсть дается не многим.
09.05.2020 17:10:14, ALora
Главное - разрешить себе, а остальные подтянутся!
Полно в истории примеров, когда не очень привлекательные дамы были желанны.
Та же Лиля Брик.
09.05.2020 17:48:26, av10
у Лили Брик, как и у страшной на лицо Галы были вполне сексапильные фигуры.
09.05.2020 18:12:52, ALora
Cat-S
Гормональный фон - это то, что от природы. Тут мало что можно сделать разрешениями и запретами... До какой-то степени можно, но... 09.05.2020 18:03:24, Cat-S
вообще, для понятия "призывный гормональный фон", есть ну очень современное определение, которое я тут не смогу привести из скромности. но очень выразительно звучит, и очень точно определяет...
09.05.2020 18:13:00, +/-=?
тут в Усыновлении рассказывают о таком призывном фоне. и никто как-то не оправдывает
09.05.2020 18:24:38, ALora
Зачем оправдывать или осуждать? Она - родилась такой! И не успела понять, что любовь-страсть может привести к смерти. Не той, о которой красиво в романах пишут.
Подростки, они такие подростки...
У родителей, верно и выбора не было. В монастырь ее запереть? До замужества?
09.05.2020 18:42:08, av10
у нее никакой любви и не было, только желание-похоть. и способность переступить через соблазненного запросто.
09.05.2020 19:00:29, ALora
И наслаждение от чувства своей власти над влюбленными в нее, пусть даже это ненадолго. 09.05.2020 19:37:56, читаю иногда с осени 2012
да, желание власти там весьма четко проявляется, даже в разговоре с начальницей гимназии
09.05.2020 20:08:14, ALora
Нельсон Мандела (впрлоавжповыжадлв)
Дык ежели бы речь про любовь шла, а Оля ведь не любила, ни старичка, ни казака, ни гимназиста.

Вот чем мне весь рассказ не нравится: зряшностью, бессмысленностью. Ни любви, ни страсти, одно сплошное "веселье" и бесбашенность.

Мотылек-однодневка летит на пламя.

Только мотылек сгорит один, а Оля за собой других паровозом потянула.
09.05.2020 18:52:27, Нельсон Мандела (впрлоавжповыжадлв)
Cat-S
Зряшность, бессмысленность. Зато рассказ есть.

Реализм изображения ситуации есть, тк типаж все же вне времени.

И уже весь день его обсуждаем, хотя мне казалось, ну что там обсуждать?
09.05.2020 19:02:15, Cat-S
Нельсон Мандела (впрлоавжповыжадлв)
А я и не пишу, что рассказ плохой.Если вызывает эмоции, пусть и негативные, значит хороший рассказ. И главная героиня именно потому у меня вызывает такое к ней отношение, что описана талантливо, образ выпуклый, не скучный, хотя лично мне и неприятный.
09.05.2020 20:08:06, Нельсон Мандела (впрлоавжповыжадлв)
Да, в существование героини верится, этим и хорош рассказ.
Героиня - симпатичная легкая, но без мозгов, да и без совести.
Возможно, для того, чтобы отросла совесть, нужно почувствовать боль, а она ее не чувствовала...
То ли не успела, то ли не умела.
Автор ее и так убил, ну и к чему ее еще осуждать?
Влюбленный гимназист жив. К казаку сочувствия тоже нет, (нормальный мужик не должен убивать девочку, лишь оттого, что она задела его "достоинство").
Рассказ - прекрасная зарисовка из жизни.
09.05.2020 20:06:58, av10
она жила словно бы без души...
09.05.2020 20:20:41, +/-=?
Она была сосредоточена на СВОИХ чувствах, и они так быстро сменялись, будто в калейдоскопе: ярко, весело, завораживающе...
Хотела быть красивой? Так что еще она могла хотеть в то время?
Только того, чтобы ее полюбил кто-то безумно и страстно, так, чтобы бросить весь мир к ногам.
Ну, не о карьере же ей мечтать было!..
Власть над сердцем мужчины - единственный путь в то время к состоятельной и счастливой жизни.
Короче: времена были тяжелые ;))))))
09.05.2020 22:24:45, av10
я бы слово 'чувства' заменила на слово 'эмоции'
09.05.2020 22:28:27, +/-=?
такой фон убивает, как мы видим по рассказу. а вы непонятно о чем
09.05.2020 18:26:42, +/-=?
я о том же, в целом. о несоциализированном поведении при высоком гормональном желании вступать в половые отношения в подростковые годы - что не так?
09.05.2020 18:32:36, ALora
какой кошмар!!! ))) извините )))
09.05.2020 18:40:45, +/-=?
почему кошмар, еще и со смайликами? тоже извините, просто не поняла вашего веселья
09.05.2020 19:01:24, ALora
вряд ли Бунин писал о "о несоциализированном поведении при высоком гормональном желании вступать в половые отношения в подростковые годы"" ))))
09.05.2020 19:08:13, +/-=?
он именно об этом и писал, только оправдывал такое поведение красотой, которая требует праздника духа и тела
09.05.2020 19:25:43, ALora
да-да, понятно, мне уже давно ясна ваша позиция - непримиримая. но я-то пишу не из образа классной дамы Оленьки и ее начальницы...
09.05.2020 19:32:31, +/-=?
я-то и тем более не в том образе. у меня своя лилябрик имеется в хозяйстве, я в курсе, что это такое. и мы очень даже дружны
09.05.2020 19:45:40, ALora

Показан 121 комментарий из 552



Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!