где-то далеко уже ушло. я наконец прочитала. Что хочу сказать - слог и развитие фабулы - прекрасны. По смыслу - ну кмк - там Вера и Желтков вообще дело десятое, там центральная фигура - генерал Аносов со своими размышлениями о любви. вот в чем вопрос - есть ли возможность любить беззаветно, чтобы все сочеталось - и плотское влечение, и духовное. И, как многие практики, Куприн показывает, что фигвам - невозможно, но, как тоже многие, подсказывает, и слава богу.
Конференция "О своем, о девичьем""О своем, о девичьем"
Раздел: Просто поделиться... (Герои Куприна)
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Еще. Не могу остановиться. Два подарка "под старину" с одинаковым бюджетом.
№1
Она достала из своего ручного мешочка маленькую записную книжку в удивительном переплете: на старом, стершемся и посеревшем от времени синем бархате вился тускло-золотой филигранный узор редкой сложности, тонкости и красоты, — очевидно, любовное дело рук искусного и терпеливого художника. Книжка была прикреплена к тоненькой, как нитка, золотой цепочке, листки в середине были заменены таблетками из слоновой кости.
— Какая прекрасная вещь! Прелесть! — сказала Вера и поцеловала сестру. — Благодарю тебя. Где ты достала такое сокровище?
— В одной антикварной лавочке. Ты ведь знаешь мою слабость рыться в старинном хламе. Вот я и набрела на этот молитвенник. Посмотри, видишь, как здесь орнамент делает фигуру креста. Правда, я нашла только один переплет, остальное все пришлось придумывать — листочки, застежки, карандаш. Но Моллине совсем не хотел меня понять, как я ему ни толковала. Застежки должны были быть в таком же стиле, как и весь узор, матовые, старого золота, тонкой резьбы, а он бог знает что сделал. Зато цепочка настоящая венецианская, очень древняя.
Вера ласково погладила прекрасный переплет.
— Какая глубокая старина!.. Сколько может быть этой книжке? — спросила она.
— Я боюсь определить точно. Приблизительно конец семнадцатого века, середина восемнадцатого...
— Как странно, — сказала Вера с задумчивой улыбкой. — Вот я держу в своих руках вещь, которой, может быть, касались руки маркизы Помпадур или самой королевы Антуанетты... Но знаешь, Анна, это только тебе могла прийти в голову шальная мысль переделать молитвенник в дамский carnet 1.
№2
Вера подняла крышечку, подбитую бледно-голубым шелком, и увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет, а внутри его бережно сложенную красивым восьмиугольником записку. Она быстро развернула бумажку. Почерк показался ей знакомым, но, как настоящая женщина, она сейчас же отложила записку в сторону, чтобы посмотреть на браслет.
Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину.
князь Василий называет браслет "этой поповской штучкой"
Описания говорят сами за себя, как мне кажется.
27.04.2020 14:46:57, Cat-S
№1
Она достала из своего ручного мешочка маленькую записную книжку в удивительном переплете: на старом, стершемся и посеревшем от времени синем бархате вился тускло-золотой филигранный узор редкой сложности, тонкости и красоты, — очевидно, любовное дело рук искусного и терпеливого художника. Книжка была прикреплена к тоненькой, как нитка, золотой цепочке, листки в середине были заменены таблетками из слоновой кости.
— Какая прекрасная вещь! Прелесть! — сказала Вера и поцеловала сестру. — Благодарю тебя. Где ты достала такое сокровище?
— В одной антикварной лавочке. Ты ведь знаешь мою слабость рыться в старинном хламе. Вот я и набрела на этот молитвенник. Посмотри, видишь, как здесь орнамент делает фигуру креста. Правда, я нашла только один переплет, остальное все пришлось придумывать — листочки, застежки, карандаш. Но Моллине совсем не хотел меня понять, как я ему ни толковала. Застежки должны были быть в таком же стиле, как и весь узор, матовые, старого золота, тонкой резьбы, а он бог знает что сделал. Зато цепочка настоящая венецианская, очень древняя.
Вера ласково погладила прекрасный переплет.
— Какая глубокая старина!.. Сколько может быть этой книжке? — спросила она.
— Я боюсь определить точно. Приблизительно конец семнадцатого века, середина восемнадцатого...
— Как странно, — сказала Вера с задумчивой улыбкой. — Вот я держу в своих руках вещь, которой, может быть, касались руки маркизы Помпадур или самой королевы Антуанетты... Но знаешь, Анна, это только тебе могла прийти в голову шальная мысль переделать молитвенник в дамский carnet 1.
№2
Вера подняла крышечку, подбитую бледно-голубым шелком, и увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет, а внутри его бережно сложенную красивым восьмиугольником записку. Она быстро развернула бумажку. Почерк показался ей знакомым, но, как настоящая женщина, она сейчас же отложила записку в сторону, чтобы посмотреть на браслет.
Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину.
князь Василий называет браслет "этой поповской штучкой"
Описания говорят сами за себя, как мне кажется.
27.04.2020 14:46:57, Cat-S
аносову не повезло с женой. отсюда все эти размышления-противопоставления. или или
26.04.2020 09:57:27, Шерлок
Да он потом счастлив был, что жена сбежала...
Кстати, рассуждения Аносова о женитьбе очень напомнили начало Крейцеровой сонаты... 26.04.2020 10:00:27, Cat-S
Кстати, рассуждения Аносова о женитьбе очень напомнили начало Крейцеровой сонаты... 26.04.2020 10:00:27, Cat-S
Абсолютно согласна! Вчера перечитала - истории с Желтковым уделено 2 страницы из 13. И если этот Желтков без имени абсолютно бесцветен, то генерал Аносов со своими байками выпукл и ярок. И рассказывает он две байки о болезненной "любви-зависимости", которой был свидетелем, и которые завершились либо трагично, либо жалко.
В тоже время историю о своем романе с болгарочкой с удовольствием вспоминает в таких-то преклонных годах!
"Гранатовый браслет" сделало историей о бескорыстной, преданной любви советское литературоведение.... Ну так, понятно, социальная разница в общественном положении, на это и упор был. 26.04.2020 09:53:33, Cat-S
В тоже время историю о своем романе с болгарочкой с удовольствием вспоминает в таких-то преклонных годах!
"Гранатовый браслет" сделало историей о бескорыстной, преданной любви советское литературоведение.... Ну так, понятно, социальная разница в общественном положении, на это и упор был. 26.04.2020 09:53:33, Cat-S
да, Куприн хотел сказать ровно противоположное постулату классицизма о прекрасной даме и влюбленному в нее рыцарю, верному ей до гробовой доски. болезненная страсть разрушительна
26.04.2020 11:07:58, ALora
26.04.2020 11:07:58, ALora
По моему мнению - Гранатовый браслет не о любви. А о каких-то болезненных зависимостях. О том, что неразделенное чувство переходит в аддикцию. И "влюбленный" перестаёт видеть обратную связь, или игнорирует ее.
Т.е. любит свое чувство и себя в этом чувстве, купается в страдании.
Мысль, что "любовь должна быть трагедией" - лично мне неприятна. Человека, утверждающего такое, я бы посчитала лабильным. 26.04.2020 09:31:38, Mops
Т.е. любит свое чувство и себя в этом чувстве, купается в страдании.
Мысль, что "любовь должна быть трагедией" - лично мне неприятна. Человека, утверждающего такое, я бы посчитала лабильным. 26.04.2020 09:31:38, Mops
«Может быть, это просто ненормальный малый, маниак, а — почем знать? — может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины.»
Мне кажется, что именно здесь центральная мысль рассказа. Всю главу старый генерал говорит о невозможности и бесцельности «беззаветной» любви, а уходит из рассказа на этой фразе.
Как знать? Мы можем исходя из своего опыта говорить о болезненных зависимостях, о не правильности безответной или невозможной любви, и тем самым отрицать эту любовь в принципе. Сводить ее к соответствию социальных статусов, схожести взглядов, взаимовыгодности и удобству.
А есть в истории и обратные примеры. Шереметьев и Жемчугова, Колчак и Анна, Грибоедов и княжна Нина.
И не кажется мне, что любовь Желткова - болезненная зависимость. Зависимость требовательна, неадекватна и обманчиво достижима. У него этого нет.
« Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим.»
Куприн же не теоретик и не философ, чтобы нравоучения читать или скрытые смыслы закладывать. Летописец, «пою, что вижу», через авторское преломление.
27.04.2020 02:47:13, snorkiy
Мне кажется, что именно здесь центральная мысль рассказа. Всю главу старый генерал говорит о невозможности и бесцельности «беззаветной» любви, а уходит из рассказа на этой фразе.
Как знать? Мы можем исходя из своего опыта говорить о болезненных зависимостях, о не правильности безответной или невозможной любви, и тем самым отрицать эту любовь в принципе. Сводить ее к соответствию социальных статусов, схожести взглядов, взаимовыгодности и удобству.
А есть в истории и обратные примеры. Шереметьев и Жемчугова, Колчак и Анна, Грибоедов и княжна Нина.
И не кажется мне, что любовь Желткова - болезненная зависимость. Зависимость требовательна, неадекватна и обманчиво достижима. У него этого нет.
« Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим.»
Куприн же не теоретик и не философ, чтобы нравоучения читать или скрытые смыслы закладывать. Летописец, «пою, что вижу», через авторское преломление.
27.04.2020 02:47:13, snorkiy
"Зависимость требовательна, неадекватна и обманчиво достижима."
Не согласна. Зависимость может быть и тихой и негласной. От понимания, что шансов - ноль.
Но, вместо того, что бы жить и оглянуться на других, - Желтков продолжает зацикливаться на образе в своей голове.
Реального человека - Веру, он не знал, и любить поэтому годами не мог. Только нарисованную в собственном мозгу картинку. 27.04.2020 14:38:43, Mops
Не согласна. Зависимость может быть и тихой и негласной. От понимания, что шансов - ноль.
Но, вместо того, что бы жить и оглянуться на других, - Желтков продолжает зацикливаться на образе в своей голове.
Реального человека - Веру, он не знал, и любить поэтому годами не мог. Только нарисованную в собственном мозгу картинку. 27.04.2020 14:38:43, Mops
Достаточная большая проблема в том, что "герой" самоубился.
Достаточно большая проблема в том, что самоубился пОшло.
Впрочем, как жил, так и умер...
Если бы рассказ закончился так. После разговорая с князем Василием Желтков выскочил из душной комнаты. Пошел к берегу моря. Долго смотрел на набегающие волны и рыбаков, вытаскивающих баркас (Тут красивое купринское описание должно быть...) Ушел с моря глубокой ночью. И даже больше ничего не надо писать... Вышел, погулял, пошел домой. О всей душевной работе, перевернутых страницах и прочем читатель должен догадаться сам.
Нет. Ему нужно было устроить самоубийство и обставить его по-мещански пошло. Написать прощальное письмо. Гранатовый браслет поручить повесить на икону Божей матери.
Дать поручение хозяйке:
"Покойный пан Желтков перед смертью сказал мне: «Если случится, что я умру и придет поглядеть на меня какая-нибудь дама, то скажите ей, что у Бетховена самое лучшее произведение...» — он даже нарочно записал мне это."
Т.е. навесить на Веру чувство вины.
К чему вся эта театральная мишура: письмо, браслет, Бетховен?
Все это жгуче-стыдно... в конце рассказа страшно неловко за ограниченность "героя".
27.04.2020 09:59:04, Cat-S
Достаточно большая проблема в том, что самоубился пОшло.
Впрочем, как жил, так и умер...
Если бы рассказ закончился так. После разговорая с князем Василием Желтков выскочил из душной комнаты. Пошел к берегу моря. Долго смотрел на набегающие волны и рыбаков, вытаскивающих баркас (Тут красивое купринское описание должно быть...) Ушел с моря глубокой ночью. И даже больше ничего не надо писать... Вышел, погулял, пошел домой. О всей душевной работе, перевернутых страницах и прочем читатель должен догадаться сам.
Нет. Ему нужно было устроить самоубийство и обставить его по-мещански пошло. Написать прощальное письмо. Гранатовый браслет поручить повесить на икону Божей матери.
Дать поручение хозяйке:
"Покойный пан Желтков перед смертью сказал мне: «Если случится, что я умру и придет поглядеть на меня какая-нибудь дама, то скажите ей, что у Бетховена самое лучшее произведение...» — он даже нарочно записал мне это."
Т.е. навесить на Веру чувство вины.
К чему вся эта театральная мишура: письмо, браслет, Бетховен?
Все это жгуче-стыдно... в конце рассказа страшно неловко за ограниченность "героя".
27.04.2020 09:59:04, Cat-S
Пошло, да. Любовь вообще чувство пошлое - все эти «зайки», «дорогие», «от ныне и во веки веков», свадьбы.
«Со стороны влюблённые производят неприятное впечатление.
Оставишь их одних на пять минут, кофе поставишь, вернёшься — а они уже на пол свалились. Или сидят, но рожи красные, глаза выпученные и языки мокрые. И сопят.» [ссылка-1]
Может, и хорошо, что самоубился. Смерть оправдывает. Нельзя пошло умереть.
А про браслет, его самоубийство, сонату - он же ей не сообщал, хотя и понятно было, что оно выяснится.
Открытый финал с морем Вы придумали хорошо, но это в литературных традициях 20 века. А как можно было не пошло разрешить эту ситуацию? Женить Желткова, приписать ему кучу детишек и вот он, пережив княгиню, ходит к ней на могилу с гранатовыми гладиолусами.
Получилась бы жизненная история, в это бы охотно верилось, было бы не пошло и достоверно. Но, кмк, Куприн и хотел подчеркнуть особенность, уникальность этой истории. 27.04.2020 12:50:56, snorkiy
«Со стороны влюблённые производят неприятное впечатление.
Оставишь их одних на пять минут, кофе поставишь, вернёшься — а они уже на пол свалились. Или сидят, но рожи красные, глаза выпученные и языки мокрые. И сопят.» [ссылка-1]
Может, и хорошо, что самоубился. Смерть оправдывает. Нельзя пошло умереть.
А про браслет, его самоубийство, сонату - он же ей не сообщал, хотя и понятно было, что оно выяснится.
Открытый финал с морем Вы придумали хорошо, но это в литературных традициях 20 века. А как можно было не пошло разрешить эту ситуацию? Женить Желткова, приписать ему кучу детишек и вот он, пережив княгиню, ходит к ней на могилу с гранатовыми гладиолусами.
Получилась бы жизненная история, в это бы охотно верилось, было бы не пошло и достоверно. Но, кмк, Куприн и хотел подчеркнуть особенность, уникальность этой истории. 27.04.2020 12:50:56, snorkiy
Как решается проблема неразделенной любви не пошло, а с достоинством, в традициях 19-го века:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
А как решается "пошло" :
Вянет лист. Проходит лето.
Иней серебрится…
Юнкер Шмидт из пистолета
Хочет застрелиться.
Погоди, безумный, снова
Зелень оживится!
Юнкер Шмидт! честное слово,
Лето возвратится!
27.04.2020 13:52:21, Cat-S
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
А как решается "пошло" :
Вянет лист. Проходит лето.
Иней серебрится…
Юнкер Шмидт из пистолета
Хочет застрелиться.
Погоди, безумный, снова
Зелень оживится!
Юнкер Шмидт! честное слово,
Лето возвратится!
27.04.2020 13:52:21, Cat-S
ппкс, и Аносов недаром говорит: "о которой ГРЕЗЯТ женщина и на которую больше НЕ СПОСОБНЫ мужчины". да, хочет он ей подсказать, есть такая греза у женщин, но это лишь их романтическая мечта, а в жизни она оказывается вовсе не такой романтической как в грезе.
27.04.2020 11:36:34, ALora
27.04.2020 11:36:34, ALora
он о любви в том смысле, что срывает романтический флер с мифа о любви высшего порядка, воспеваемой веками в искусстве, которая на самом деле является болезнью и довольно опасной
26.04.2020 11:18:34, ALora
26.04.2020 11:18:34, ALora
"перестаёт видеть обратную связь"
Нельзя перестать видеть то, что никогда и не видел. Этой обратной связи никогда и не было.
Пришло красивое, приятно пахнущее изображение, голограмма в театр. Посмотрело пьесу, свалило домой.
Нельзя сказать, какое это изображение - умное, глупое, доброе, злое? Хз. Одевается хорошо. Пахнет хорошо. Все.
На этом непрочном фундаменте Желтков решил выстроить любовь ...ээээ "да святится имя твое".
Кстати, еще есть произведение про любовь-зависимость, почти современное. Коллекционер. Я его начала по-английски читать, но на описаниях ужасов заточений завяла и бросила... 26.04.2020 10:08:18, Cat-S
Нельзя перестать видеть то, что никогда и не видел. Этой обратной связи никогда и не было.
Пришло красивое, приятно пахнущее изображение, голограмма в театр. Посмотрело пьесу, свалило домой.
Нельзя сказать, какое это изображение - умное, глупое, доброе, злое? Хз. Одевается хорошо. Пахнет хорошо. Все.
На этом непрочном фундаменте Желтков решил выстроить любовь ...ээээ "да святится имя твое".
Кстати, еще есть произведение про любовь-зависимость, почти современное. Коллекционер. Я его начала по-английски читать, но на описаниях ужасов заточений завяла и бросила... 26.04.2020 10:08:18, Cat-S
тему про маньяков, которые так любят, что предпочитают обладать жертвой своего влечение в мертвом виде, после Фаулза в разных вариациях развили его соотечественники. А "Коллекционер" - мерзкая книжка, и читать ее противно еще и потому, что написано хорошо, продуманно, убедительно
26.04.2020 11:14:44, ALora
26.04.2020 11:14:44, ALora
Да. Меня потрясло, что такая большая форма - роман. Написал бы рассказ... Нееет, надо было все разжевывать, размусоливать...манной кашей по тарелке размазывать...
С другой стороны,из-за того, что так нудно, продуманно, долго, с повторами, с застреваниями, начинаешь понимать, что у человека в голове творится. У манька этого.
26.04.2020 11:23:58, Cat-S
С другой стороны,из-за того, что так нудно, продуманно, долго, с повторами, с застреваниями, начинаешь понимать, что у человека в голове творится. У манька этого.
26.04.2020 11:23:58, Cat-S
ага. Но доведено до предела все это маньячество. Когда человек уже по-настоящему заболевает, и от фантазий с перчатками и сталкинга переходит к фургончикам
26.04.2020 10:45:46, Cat-S
Я понимаю механизм возникновения зависимостей... и даже сама имею склонность к всяким фантазиям из-за хорошего воображения... Фантазиями тяжело управлять, они вначале возникают, а потом живи, блин, с ними...
Поэтому мне все эти незнакомки-и-куприны как железом по стеклу, больное ковыряют.
"Она читала мир как роман
а он оказался повестью....
<...>
Ален Делон говорит по-французски
Ален Делон не пьет одеколон
Ален Делон пьет двойной бурбон" 26.04.2020 10:42:58, Cat-S
Поэтому мне все эти незнакомки-и-куприны как железом по стеклу, больное ковыряют.
"Она читала мир как роман
а он оказался повестью....
<...>
Ален Делон говорит по-французски
Ален Делон не пьет одеколон
Ален Делон пьет двойной бурбон" 26.04.2020 10:42:58, Cat-S
При "перестаёт видеть обратную связь" я имела ввиду еще и героев баек Аносова.
А так вы совершенно правы! ) 26.04.2020 10:14:40, Mops
А так вы совершенно правы! ) 26.04.2020 10:14:40, Mops
Читайте также
Что такое ЕГЭ и так ли это просто, как многие думают
Как разобраться в ЕГЭ по профильной математике?