Кто в курсе, вы на чьей стороне?
Для тех, кто не в курсе.
Ю.Поляков резко высказался о Солженицине, в частности, сказал, что Архипелаг не нужно изучать в школе. С этим я готова согласиться.
"Один день...", по его мнению, (согласна) нужно изучать...
Заявления на счет того, призывал ли Солженицин к войне с Россией или нет, опускаем.
Разгорелась дискуссия...
Надо ли ставить на пьедестал, не надо ли...
Через четыре года столетие.
Конференция "О своем, о девичьем""О своем, о девичьем"
Раздел: Музыка, книги, ТВ, кино
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
на пьедестал ставить надо, это привлекает внимание и заставляет думать (хотя бы о том, заслуженно ли :)) или читать, пусть даже из ознакомительного интереса.
немцы (Хомяк с Хризантемой поправят, если не права) в школе вообще, кмк, никого на пьедестал не ставят (после школы - тем более, да и негде особо), потому знания классики в массах весьма посредственные, при том, что и читают немало, и литературой интересуются (раз в году в Кельне литературные чтения - билеты раскуплены загодя) 06.10.2014 15:46:46, arte
немцы (Хомяк с Хризантемой поправят, если не права) в школе вообще, кмк, никого на пьедестал не ставят (после школы - тем более, да и негде особо), потому знания классики в массах весьма посредственные, при том, что и читают немало, и литературой интересуются (раз в году в Кельне литературные чтения - билеты раскуплены загодя) 06.10.2014 15:46:46, arte
Я против идолов, совсем. Нас долбали, задалбывали, объясняли, кого мы должны любить, кем восхищаться. Что нельзя не читать. При этом масса детей ненавидела всю жизнь именно школьную классику!
Мне повезло, у меня были шикарные педагоги, что на мне и сказалось:))
Мои одноклассники до сих пор дружат с нашей умнейшей учительницей литературы. 06.10.2014 21:30:20, Питерская
Мне повезло, у меня были шикарные педагоги, что на мне и сказалось:))
Мои одноклассники до сих пор дружат с нашей умнейшей учительницей литературы. 06.10.2014 21:30:20, Питерская
Я в немецкой школе не училась, это надо сына спросить - кто у ниx там стоял "на пьедестале". Кроме Гёте, Шиллера, Льва Толстого и Цицерона. Но он в католической гимназии учился, с "большой латынью" ;-)
"Знания классики в массаx" - ну это сильно зависит от того, с какими массами общаться. И какого возраста эти массы.
Во времена ГДР (т.е., мое поколение плюс-минус примерно 10 лет) "на пьедестале" школьныx программ централизованно стояли одни писатели (в том числе, например, Максим Горький и Николай Островский), а сейчас - совсем другие. А в ФРГ "на пьедестал" в школе ставят давно признанныx классиков и/или теx, кто стоит на пьедестале у конкретного преподавателя языка и литературы. Децентрализованно. Но я бы не стала категорически высказываться относительно всеx немецкиx школ в вопросе "вознесения на пьедестал" или его отсутствия... 06.10.2014 17:08:22, Хомяк Абрикосовый
"Знания классики в массаx" - ну это сильно зависит от того, с какими массами общаться. И какого возраста эти массы.
Во времена ГДР (т.е., мое поколение плюс-минус примерно 10 лет) "на пьедестале" школьныx программ централизованно стояли одни писатели (в том числе, например, Максим Горький и Николай Островский), а сейчас - совсем другие. А в ФРГ "на пьедестал" в школе ставят давно признанныx классиков и/или теx, кто стоит на пьедестале у конкретного преподавателя языка и литературы. Децентрализованно. Но я бы не стала категорически высказываться относительно всеx немецкиx школ в вопросе "вознесения на пьедестал" или его отсутствия... 06.10.2014 17:08:22, Хомяк Абрикосовый
он стоит на пьедестале с 70-х годов прошлого века(для меня),когда стал доступен в самиздате.В школе в 79г "проходили" "Один день..".Учительница по литературе принесла в класс и каждый,кто хотел,брал на 1 ночь.
Против изучения "Архипелага..." в школе.
Впервые слышу о призывах к войне.
Надо ли ставить на пьедестал,каждый решает сам для себя. 06.10.2014 01:27:27, Schraibikus
Против изучения "Архипелага..." в школе.
Впервые слышу о призывах к войне.
Надо ли ставить на пьедестал,каждый решает сам для себя. 06.10.2014 01:27:27, Schraibikus
Как литература "Архипелаг" не очень тянет (и не претендует, кстати).
Проблема в том, что его надо изучать не по литературе, а по истории. И вот тут "засада" - книга не очень подходит (длинно, эмоционально и ты пы), а альтернативных книг по этому вопросу подходящих для школьников не знаю ( 05.10.2014 16:31:44, Иновара
Проблема в том, что его надо изучать не по литературе, а по истории. И вот тут "засада" - книга не очень подходит (длинно, эмоционально и ты пы), а альтернативных книг по этому вопросу подходящих для школьников не знаю ( 05.10.2014 16:31:44, Иновара
Я тоже думала, что в курсе истории как один из источников.
На литературе они изучают "Один день..".
Я далеко не все у С. читала, но "Раковый корпус" и "В круге первом", пожалуй, возможно.
Шаламова они читают, по-моему, по программе. 05.10.2014 16:52:19, Питерская
На литературе они изучают "Один день..".
Я далеко не все у С. читала, но "Раковый корпус" и "В круге первом", пожалуй, возможно.
Шаламова они читают, по-моему, по программе. 05.10.2014 16:52:19, Питерская
Дискуссию не читала. А где она?
На мой взгляд, вообще ничего из его творчества проходить в школе не нужно. Ахипелаг имеет слишком много подробностей, не подходящих для совместного обсуждения, остальные (не документальные) произведения автора кажутся мне написанными просто ужасным языком. Даже не на троечку, а на натуральную двойку с минусом.
Если хочется дать школьникам обсудить на уроке что-то с лагерной тематикой, то я или бы выбрала рассказ Шаламова (только тоже аккуратно подобрав по содержанию, у него есть уж совсем грустные, а есть с позитивным настроем), или отрывок из чьих-нибудь воспоминаний. Льва Разгона, например, или Евгении Гинзбург из наиболее известных авторов, хотя есть немало других, умеющих нормально излагать свои мысли. 05.10.2014 12:38:52, Харас
На мой взгляд, вообще ничего из его творчества проходить в школе не нужно. Ахипелаг имеет слишком много подробностей, не подходящих для совместного обсуждения, остальные (не документальные) произведения автора кажутся мне написанными просто ужасным языком. Даже не на троечку, а на натуральную двойку с минусом.
Если хочется дать школьникам обсудить на уроке что-то с лагерной тематикой, то я или бы выбрала рассказ Шаламова (только тоже аккуратно подобрав по содержанию, у него есть уж совсем грустные, а есть с позитивным настроем), или отрывок из чьих-нибудь воспоминаний. Льва Разгона, например, или Евгении Гинзбург из наиболее известных авторов, хотя есть немало других, умеющих нормально излагать свои мысли. 05.10.2014 12:38:52, Харас
ох, я бы Шаламова не брала для школьников. я его все рассказы перечитала. они сильные, но не для школьников. Матренин двор в этом смысле больше подходит для "прохождения" в школе
05.10.2014 17:06:16, ALora
Он тяжел по сути, но как литератор - он великолепен. Трагическая судьба.
В школе его вроде проходят. 05.10.2014 17:14:18, Питерская
В школе его вроде проходят. 05.10.2014 17:14:18, Питерская
да не спорю. я его рассказами зачитывалась, прекрасно написаны. но по сути... ох, там тяжкого много так, по себе знаю... в 20 лет вообще не воспринимала половины того что сейчас. но может оно и нормально. я ж сама за то, что каждый возраст в хорошем произведении возьмет свой пласт
05.10.2014 17:48:23, ALora
да не столько в ЛГ. ответ Минкина был в МК. а потом и на ТВ продолжилась дискуссия, но там уже чистая политика, без обсуждения чисто литературных аспектов, хотя это и понятно - дискуссия проходила именно по политике, не по литературным качествам.
05.10.2014 17:08:06, ALora
Понятно, я не за всеми обсуждениями слежу. О политике спорят об отношении С. к России, очевидно?
С. - конечно, великий человек, изменивший мировоззрение миллионов.
Сравним с Толстым. Это деятельс большой буквы.
И не зря его литературное дарование уходит на второй план.
Сложись его жизнь по-другому... 05.10.2014 17:12:45, Питерская
С. - конечно, великий человек, изменивший мировоззрение миллионов.
Сравним с Толстым. Это деятельс большой буквы.
И не зря его литературное дарование уходит на второй план.
Сложись его жизнь по-другому... 05.10.2014 17:12:45, Питерская
конечно, к России, к другим странам у него в общем никакого отношения не было, кмк.
05.10.2014 17:49:31, ALora
ИМХО, Солженицын уже занял место в русскои литературе. И уже стоит на пьедестале. И не Полякову егу оттуда снимать.
Для меня Солженицын - не из любимых писателеи. Но классик. И проходить его в школе стоит. Я бы выбрала "Один день..." просто потому что он короче, но вполне отражает специфику автора и его произведении. "Один день.." можно внимательно разобрать за пару уроков, а в "Гулаге" за это время только основную канву можно проследить. Программа не резиновая.
А Поляков - из теx авторов, которые уидут в небытие вместе с поколением их современников. Ничего "вечного" он не создал. 05.10.2014 08:48:01, __nevazhno___
Для меня Солженицын - не из любимых писателеи. Но классик. И проходить его в школе стоит. Я бы выбрала "Один день..." просто потому что он короче, но вполне отражает специфику автора и его произведении. "Один день.." можно внимательно разобрать за пару уроков, а в "Гулаге" за это время только основную канву можно проследить. Программа не резиновая.
А Поляков - из теx авторов, которые уидут в небытие вместе с поколением их современников. Ничего "вечного" он не создал. 05.10.2014 08:48:01, __nevazhno___
Солженицын - личность. Не зря о нем спорят и по сей день.
Но это очень по-нашему: творить кумиров и идолов.
Для меня он более публицист и историк, летописец.
В силу трагических обстоятельств его биографии его произведения полемичны, это боль и отчаяние, преодоление. С едва пробивающимися ростками веры в человека, в Россию. Простите за пафос.
Мрачно, жестоко.
Полякова обсуждать в этой теме даже не хочется. 05.10.2014 17:07:59, Питерская
Но это очень по-нашему: творить кумиров и идолов.
Для меня он более публицист и историк, летописец.
В силу трагических обстоятельств его биографии его произведения полемичны, это боль и отчаяние, преодоление. С едва пробивающимися ростками веры в человека, в Россию. Простите за пафос.
Мрачно, жестоко.
Полякова обсуждать в этой теме даже не хочется. 05.10.2014 17:07:59, Питерская
Я очень любли "Раковыи корпус", "Один день ..." и некоторые рассказы, написанныееще до гонении. Именно как очень высокого уровня художественную литературу.
06.10.2014 07:13:04, __nevazhno___
История расставит все по своим местам. Извините за банальность
В школьную программу я бы поставила Один день и Матренин двор. 05.10.2014 02:34:51, Степная кошка
В школьную программу я бы поставила Один день и Матренин двор. 05.10.2014 02:34:51, Степная кошка
"Один день..." уже в школьной программе, а "Матренин двор" в списке для летнего чтения перед 11 классом.
05.10.2014 12:53:22, Лёнча-из-Вишни
Ага, современники Сальери тоже считали его гениальным композитором, а в каком контексте мы теперь его вспоминаем?:)
05.10.2014 12:40:47, Харас
А он никогда не утверждал обратного:) Но толку-то, в памяти сидит именно он.
Впрочем, мне кажется, и без Пушкина не так много людей помнит о Сальери, а Моцарта знают хотя бы по конфетам:) 05.10.2014 13:01:00, Харас
Впрочем, мне кажется, и без Пушкина не так много людей помнит о Сальери, а Моцарта знают хотя бы по конфетам:) 05.10.2014 13:01:00, Харас
Так на пьедестал каждый сам ставит того, кого считает нужным. Или не ставит.
05.10.2014 01:08:38, 1637
в школе надо изучать "200 лет вместе" его - чтобы сразу по местам все расставить.
05.10.2014 00:22:11, AleXXX
В школе - Матренин двор. А дома- 200 лет хотя бы показать.
05.10.2014 05:09:20, точно
не полностью на поляковской, но уж не на минкинской точно - там совсем понесло куда-то
на пьедестал, считаю, ставить точно не надо. 04.10.2014 21:55:44, ALora
на пьедестал, считаю, ставить точно не надо. 04.10.2014 21:55:44, ALora
Арxипелаг в школе, кмк, совсем не надо. Считаю, что в школе можно - "Раковый корпус".
"на пьедестал" он и без нас встанет. Т.е., он там уже стоит. 04.10.2014 21:21:50, Хомяк Абрикосовый
"на пьедестал" он и без нас встанет. Т.е., он там уже стоит. 04.10.2014 21:21:50, Хомяк Абрикосовый
ни на каком пьедестале он не стоит, разве что в мозгу у диссидентов. у Солженицина как писателя есть 2 гениальных произведения, за которые его реально надо ценить - Матренин двор и Один день Ивана Денисовича. вот их неплохо бы включить в школьную программу, особенно первое.
04.10.2014 22:02:48, ALora
пЪедестал, не?
05.10.2014 00:00:01, не филолог
Ой... точно :) Дико извиняюсь :)
05.10.2014 00:18:54, не филолог
Мало ли что сказал некий Поляков. А в школе у нас скоро вообще перестанут изучать литературу, и пьедесталы тут не при чем.
04.10.2014 21:06:58, Antre
что значит "некий"? вы вообще в курсе кто он? в школе у меня изучали литру, но я от школы отдельно ее читала. и не я одна. и всегда так было и будет. "в школе изучали"... кому не надо, то хоть заиучайся, даже в одно ухо не влетит. а то я не знаю таких по филфаку
04.10.2014 21:57:41, ALora
Ну в школе всегда будут те, кому в одно ухо влетело и те, кто нормально учится. Про гулаг дети должны знать, это неотъемлимая часть истории.
05.10.2014 11:01:22, Анаис
а они знают, кто хочет слышать. кому надо. старшая моя прекрасно знает, не знаю откуда. а младшей это неинтересно.
05.10.2014 17:09:57, ALora
""вы вообще в курсе кто он?"" - а с чего это вы решили, что я не в курсе? Или вы считаете, что Полякова, только за одно его редакторство, можно поставить рядом с Солженицыным? Мне вообще странно, что кто-то, независимо от его опыта и литстажа, в наши дни говорит про пьедесталы. История уже всё расставила давно по местам.
А про школу скажу следующее: курс литературы сократили настолько, что наши мало читающие дети почти ничего не знают. Если ещё прислушиваться к рекомендациям и свергать с пьедесталов всех подряд, то скорое будущее меня весьма огорчает. 05.10.2014 09:08:47, Antre
А про школу скажу следующее: курс литературы сократили настолько, что наши мало читающие дети почти ничего не знают. Если ещё прислушиваться к рекомендациям и свергать с пьедесталов всех подряд, то скорое будущее меня весьма огорчает. 05.10.2014 09:08:47, Antre
ну моя старшая много читает и меня укоряет за то, что классику не перечитываю.
увеличение объема школьного курса не ведет к повышению любви к чтению. скорее наоборот. 05.10.2014 17:11:42, ALora
увеличение объема школьного курса не ведет к повышению любви к чтению. скорее наоборот. 05.10.2014 17:11:42, ALora
Где, где эти школы? :) Те, кого знаю я, читают и читают, с карандашами, с цитатами, с подробнейшим анализом. И список шире моего школьного (правда, в нем больше нет Герцена и Н. Островского).
05.10.2014 13:13:19, Лёнча-из-Вишни
В теории знаю, точнее, слышу-читаю. На практике- не вижу, нагрузка у моего личного мальчика :) больше, учат не менее тщательно, спрашивают ого-го как, а школа при этом обычная, единственное, класс после 9 стал социально-экономическим (т.е. все предметы остались на прежнем уровне, но добавили экономику и стали углубленно изучать обществознание и почему-то географию :))
05.10.2014 17:15:59, Лёнча-из-Вишни
И Солженицын, с которого начался разговор, в программе. Странно, что школа самая обычная, как здесь говорят "дворовая" :)
05.10.2014 16:36:48, Лёнча-из-Вишни
Я тут на днях с двумя семиклассниками (!) разговаривала и речь зашла о Гайдаре, так они сначала долго морщили лоб и лишь на кодовое слово "Тимур" весело закивали.
Я не утверждаю, что ВСЕ дети такие, но что читать стали в разы меньше - факт :((((( 05.10.2014 16:39:43, Antre
Я не утверждаю, что ВСЕ дети такие, но что читать стали в разы меньше - факт :((((( 05.10.2014 16:39:43, Antre
я же про школьную программу. они были в программе?
это, кажется, позиционировалось как дошкольная литература. 06.10.2014 15:42:18, Маграт
это, кажется, позиционировалось как дошкольная литература. 06.10.2014 15:42:18, Маграт
Это, наверное, неизбежно-и авторы появляются новые (а старые, "наши" постепенно забываются) и, если глобально, книги меньше интересуют, появилось много иных способов получания информации.
И главное, Тимура все-таки вспомнили :) Я оптимист :) 05.10.2014 17:22:45, Лёнча-из-Вишни
И главное, Тимура все-таки вспомнили :) Я оптимист :) 05.10.2014 17:22:45, Лёнча-из-Вишни
потому что смотреть (в интернет) стали больше. вы взрослых на работе поспрашивайте сколько они читают сейчас. а раньше такого не было - нормой было читать постоянно.
05.10.2014 17:13:06, ALora
Я, например, знаю, кто он. С Солженицыным его, на мои взгляд, странно сравнивать.
05.10.2014 08:50:36, __nevazhno___
а кто его сравнивает? но и именовать его "некий" не стоит, если есть представление о том кто это. в последнем случае употребление "некий" носит уничижительный характер.
05.10.2014 17:15:03, ALora
Я вот в курсе, кто он, но ни одного доброго слова к его теперешнему состоянию (последние лет 15 минимум) у меня нет.
04.10.2014 23:15:12, пчела Майя
да, вот удивительно, как иногда писатели или режиссеры меняются к худщему. Начинал=то он весьма неплохо
05.10.2014 01:51:28, Степная кошка
так ты и ЛГ не читаешь. я почитываю. у меня есть добрые слова - хороших молодых поэтов иногда печатает. плохих правда там тоже печатают - вот как Мнацаканян делает выборку, так странно просто. дело не полит взглядах - чисто по способностям к стихосложению оцениваю.
04.10.2014 23:44:12, ALora
Я тоже не про взгляды, а про книжки. Старые были хорошие, а потом чем дальше, тем ужаснее.
04.10.2014 23:50:35, пчела Майя
А когда он баллотировался куда-то от нашего района, листовка в его пользу была еще хуже книжек.
04.10.2014 23:52:26, пчела Майя
Оно лежало в подъезде и тогда это еще был хороший писатель, не сказать чтоб прямо любимый, но все же. Я и прочитала.
05.10.2014 00:47:31, пчела Майя
да, когда-то он был хороший писатель. но у каждого писателя свой век. иногда он рано заканчивается. но как глав. ред. ЛГ мне он нравится. газета живая.
05.10.2014 01:27:55, ALora
+ 100500-отличная газета. Читаем всей семьей каждую неделю.
05.10.2014 05:13:16, точно
"на пьедестал" в принципе не надо, не именно Солженицына, а никого... В школе по программе я бы тоже не хотела видеть Архипелаг. Максимум - в качестве рекомендованной (на лето?) литературы.
Но кто ж меня спросит, с другой стороны... 04.10.2014 20:56:51, УникаЛьнаЯ
Но кто ж меня спросит, с другой стороны... 04.10.2014 20:56:51, УникаЛьнаЯ
Что значит " ставить на пьедестал"? Не знаю насчет СолженицЫ?на, но Полякову я бы и табуретки не выделила)))
04.10.2014 20:10:47, Sloe
На пьдестал не надо ставить никого. Но и запрещать, в частности для чтения школьникам, ничего не надо.
Лично мне Солженицын не нравится по многим причинам. 04.10.2014 20:09:04, маугленок
Лично мне Солженицын не нравится по многим причинам. 04.10.2014 20:09:04, маугленок
по-моему, никого не надо ставить на пьедестал, и не надо никого сажать в тюрьму за его взгляды. но так как как с Солженицыным сделали одно, то следующим движением маятника он получил и другое, в результате вышло равновесие.
а почему не надо Архипелаг изучать? 04.10.2014 19:56:39, Маграт
а почему не надо Архипелаг изучать? 04.10.2014 19:56:39, Маграт
В общем, там, на мой взгляд, немало того, на что в кино ставят 18+, а по уму и 21+ было бы неплохо.
Я не говорю, что это никому нельзя читать в старших классах, но вот обсуждать это произведение в классе мне кажется неверным. 05.10.2014 13:03:19, Харас
Я не говорю, что это никому нельзя читать в старших классах, но вот обсуждать это произведение в классе мне кажется неверным. 05.10.2014 13:03:19, Харас
Нет, там нет никакого детального описания способов причинения мучений.
А вот фильм "Иди и смотри" я бы тоже школьникам не показывала. По крайней мере, не обсуждала бы в классе. 05.10.2014 15:36:53, Харас
А вот фильм "Иди и смотри" я бы тоже школьникам не показывала. По крайней мере, не обсуждала бы в классе. 05.10.2014 15:36:53, Харас
Школьники классе в 7 классе уже проходят "Ночевала тучка золотая" Приставкина, а вот там мучения таки есть.
05.10.2014 17:09:26, ChiChi
Есть, только с меньшей детализацией. И книжка эта никак не для 7-го класса, а скорее для 10-11. Моя дочь, кстати, ее вообще не проходила. Т.е. или не во всех школах проходят, или входит во внеклассное чтение.
05.10.2014 23:59:05, Харас
Читайте также
Чем опасна ультраобработанная пища?
Как правильно выбирать продукты и что не так с ультраобработанной пищей?
Какой спектакль выбрать? Современная русская проза на театральной сцене
11 театральных постановок по произведениям лауреатов и номинантов премии "Ясная Поляна"