Раздел: Серьезный вопрос

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

2отличники, историки и проч гуманитарии

Как ответить на вопрос ребенка-среденешкольника "А для чего вообще надо учить историю"? Вроде очевидно, но слов не придумаю. Самое для меня удивительное, что у этого ребенка проблем с данным предметом нет и не было (твердая 5, чего не скажешь о других).
14.06.2013 11:02:12,

256 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Для общего развития. Чтобы в легком разговоре с приличными людьми не выглядеть дебилом и пролетарием.
Для этого же надо учить географию.
15.06.2013 17:18:39, Лангуста
а, да. на мой взгляд, по теме: Как ответить на вопрос ребенка среднешкольника "А для чего вообще надо учить историю?" - единственный правильный ответ "Давай вместе рассмотрим возможные варианты. Кто начианает - ты или я?" 15.06.2013 05:29:56, Merry Tata
а мне очень нравится тенденция детей задавать вопросы, которые ставят взрослых в тупик. они любые вопросы задают просто и непринужденно. значит, действительно - интересно. значит, действительно - задумывыаются. сопоставляют собственное мнение с мнением старших. пробуют силы, наверное.

и моя задача как взрослого - вовсе не убедить, и не научить, и тем более не привить собственную точку зрения. отнюдь. это глупо. а дать возможность, разрешить, чтоли, научить способности/смелости/откровенн­ости оценивать полученную информацию по-своему. принять эту оценку. и принимать факт того, что бывают другие оценки. ну и т.д.

то есть, подобные вопросы от детей - они не столько для того, чтобы подыскать приемлемый ответ для ребенка, а для того, чтобы подумать самой.
15.06.2013 04:15:57, Merry Tata
ДЛя того же что и все остальное. Гарантии, что Вам в жизни понадобятся знания по остальным предметам за пределами программы начальнои школы нет.
Зачем учить органическую химию, географию и тригонометрию?
14.06.2013 21:34:40, __nevazhno___
органическая химия - это основа здорового образа жизни. поняв в школе, как и во что перерабатываются жиры, белки и углеводы, вы никогда не будете задаваться вопросом - что съесть и как поступить ради похудеть. именно в средней школе я поняла разницу между цитратами и тригидротолуолами, а также между фенолами и пентозами.
гуманитарные науки? ок. давайте разберём.
литература? зачем её учить? её и не надо учить. не каждый человек способен запомнить всех герев, все перепетии, все драматические/кульминационые моменты ВСЕХ произведений, что прочёл. однако, большинство прочитанного и прочуствованного экстраполируются в подсозание, оседают на структуре личности, формируя то, что принято называть "образованностью" и "воспитанием". шикарные понятия, не правда ли?

история? - да тоже самое. давайте рассмотрим эпоху Якобинцев, их влияние на идеи отечественных, родных наших декабристов, нигилистов, передвижников, черносотенцев, коммунистов, социалистов, и в конце концов на то, в каком положении живет современный мир, учитывая роль России в этом мире. ага?

география? - что есть современный мир. даже странно что-то пояснять по этому поводу. чем отличается Камбоджа от Вьетнама, Северная Корея от Южной, а Ливия от Боливии, наверняка, знаете?

что там еще осталось?

тригонометрия? алгебра? ок. эти науки - все математические - научают пользоваться данным от Бога логическим/аналитическим аппаратом. ну, в той или иной степени, но всё-таки. косинус и тангенс - это простые вещи. поймешь их сущность физического бытия. ну или сможешь самостоятельно рассчиать на бумажке сколько рулонов обоев в квартиру купить (или слабо?). тригонометрия и алгебра с криволинейными трапециями учат "объемному" способу мышления. алгоритму решения (который также, как и прочитанные художественные книжки, по мере освоения, встраивается на подсознательный уровень).
зачем всё это знать, зачем надо пользоваться вилкой и ножом, как воспользоваться полученным средним образованием при мытье посуды (или, тем более при наличие ПММ??) или при стирке или складывании одежды из химчистки в шкаф?
не знаю.
а вы знаете - зачем нож и вилка? зачем мыть посуду (или, тем более, как устроена ПММ)? зачем стирать или отдавать одежду в химчистку? и зачем её складыват в шкаф?
вот то-то же.
15.06.2013 05:03:01, Merry Tata
Ну это я и имела в виду. Большинство школьных предметов нам нужны для того, чтобы в итоге получить . Заранее неизвестно, что из какого предмета пригодится, и пригодится ли вообще, но если всего этого не учить, то результат тоскливыи. И история ничем не отличается от тригонометрии.
В конце концов, не факт, что придется на диете сидеть (а базовые вещи и без органики понятны). И не факт, что придется когда-либо обои клеить. Но вот вдруг придется с сербом и албанцем одновременно работать.
15.06.2013 05:55:25, __nevazhno___
дело-то не в "пригождении" того или иного предмета. дело в "уровне образования".
какая разница? да очень простая.
не важно - придется ли рассчитывать количество рулонов обоев на квартиру. важно то, что ты это можешь сделать в уме, без калькулятора, и, тем более, без консультантов с калькулятором. просто потому, что ты УМЕЕШЬ СЧИТАТЬ=ДУМАТЬ в уме (про себя=мысленно=самостоятельно). и этому ты научился в средней школе. точка.

моя средняя школа была такая. ну, то есть, научила.
15.06.2013 06:32:57, Merry Tata
Оказавшись в Америке я поняла, что не знаю исторую вообще. Например, историю освоения Америки (очень похожа на нашу Поднятую Целину, как ни странно ... и совсем не похожа на ковбойские боевики...).

История в школе - пропаганда. Зачем страна так старается учить детей пропаганде? Ответ очевиден. Большинство тех, кто за изучение истории в школе ... на самом деле, историю не знает :)))
14.06.2013 21:16:26, masha__usa
потому что, это интересно)))я-историк. и другого ответа, удовлетворяющего меня, я не знаю.хотя, можно придумать много. 14.06.2013 20:52:36, ИлонаИлона
Соглашусь +10000! 14.06.2013 21:16:55, masha__usa
чтобы не попасть впросак в разных ситуациях.Впрочем других гуманитарных предметов это тоже касается. 14.06.2013 18:38:34, Schraibikus
Жанна на шее
Меня в свое время, в школе, впечатлил "Буранный полустанок" Айтматова, своим детям тоже на примере манкуртов объяснила бы, мне кажется, отличная метафора для понимания, чем отличается человек с "историей" и без нее. 14.06.2013 18:06:51, Жанна на шее
"Буранный полустанок" был написан в то время, когда историю учили очень старательно. Историю страны, а не историю семьи.

"Буранный полустанок" о том, что нужно помнить СВОЮ историю, история коммунистической партии не поможет. Жалко, что вы этого не поняли.
14.06.2013 21:13:52, masha__usa
а где Жанна написала про КПСС??? 14.06.2013 22:28:09, Маграт
Так вся тема, об обучении истории _в школе_. 15.06.2013 02:26:47, masha__usa
Тема - как маме ответить на вопрос ребенка, зачем ему история. Школа - всего лишь часть жизни. 15.06.2013 08:06:25, Маграт
Жанна на шее
Б-г со мной, но где об этом пишет Айтматов? 14.06.2013 23:01:55, Жанна на шее
О чём?

Манкурт - тот, кто забыл отца и мать ... зато помнит наставления хозяина. Каким образом это к вопросу о том, как учат историю в школе?
15.06.2013 02:28:14, masha__usa
С учетом происхождения легенды, Аитматов ведет речь об истории семьи не в нашем европеиском понимании, а об истории племени и народа. Народа, у которого на протяжении большеи части истории не было своеи государственности. 15.06.2013 03:05:04, __nevazhno___
ИМХО, прежде всего, об истории семьи, семейных отношений, традиций. Да, об истории народа, тоже. Но скорее об истории рода, а не об истории государствености.

МАть всё время говорила манкурту "вспомни, ты (имя), твоего отца зовут (имя). Вспомни".....Она не говорила ему про "вспомни, ты киргиз, на нашу родину напали враги, мы ведем войну......, например".

ИСтория - в смысле, память поколений, кровная связь, традиции ... а не история государства.
15.06.2013 03:11:58, masha__usa
Ну там история не включала историю государства, так как государства не было.
А для другого нарида государственность - естественная часть истории. Например, христианство и конкретно православие - неотъемлемая часть нынешнеи истории русских, когда речь о семеиных отношениях и традициях, но приход христианства на Русь - государственныи момент. Сидевшии в сталинском лагере дедушка - ближаишая история многих семеи, но она начинается с ситуации в государстве.
История в школе вещь. ИМХО, очень полезная, если ее изучение идет параллельно с воспитанием ребенка в семье, тогда все фильтры и акценты будут расставлены правильно.
15.06.2013 04:11:50, __nevazhno___
чтобы потом всю жизнь раз за разом благодарить себя за это - потому что без знания истории ты был бы совсем другим человеком, "своим среди чужих, чужим среди своих" 14.06.2013 17:02:01, Багирра¯аутентичная
Помимо того, что историю учить интересно, знать ее полезно. Чтобы жулики-фанатики лапшу не вешали. 14.06.2013 16:37:01, Птица Сыйсу
А что, в школьном учебнике лапшу не вешают? 14.06.2013 21:17:41, masha__usa
в частности и лапшу из учебников тоже надо научиться снимать... В рамках одной и той же школьной программы, составленной с целью пропаганды, вылезают противоречия. Возникает желание понять, что же наврано и зачем. Человек учится отличать наглое вранье от заблуждений. Некомпетентность учебников от грамотности честного учителя. Грамотность заключается не в том, что учитель знает правильную историю. В том, что историческая правда известна постольку-постольку. Про исторические факты мы можем говорить только со ссылкой на источники, степень достоверности которых, по разным причинам, не стопроцентна. 14.06.2013 22:06:11, Птица Сыйсу
Всё что вы написали - правильно ... но не для школы :) Хотя, может быть школа сильно изменилась в лучшую сторону ... не знаю. Учебники, точно, не стали правдивее. 15.06.2013 02:29:56, masha__usa
Я отвечала на вопрос "для чего вообще надо учить историю". Понятно, что в учебниках история дается совсем не интересно. 15.06.2013 09:38:49, Птица Сыйсу
arte
а вопрос действительно про "вообще" или про практическое применение знаний?
лично мне взаимосвязи и закономерности интересны; пока у нас историю гуманитарии преподавали (=рассказывали истории из былых времен), была скучная обязаловка, когда появился преподаватель с боль-мень логическим складом ума, прям глаза раскрылись :))))
14.06.2013 13:46:57, arte
А почему раз гуманитарий, так сразу без логики?
Гуманитарные науки- это не сказки. Это науки об отношениях людей. Типа человек- человек.
Разве это отменяет логику?
14.06.2013 13:56:53, Альт
arte
кавычки забыла :))
однако, справедливости ради, некоторые знакомые мне гуманитарии именно на этом основании логическое мышление не одобряют :)))
14.06.2013 14:25:55, arte
вау
Не, просто бывает-бывает... иногда гуманитарии действительно странные. Особенно недоученные которые:)) Бывает.:)) 14.06.2013 14:17:16, вау
arte
бывает просто, что в гуманитарные науки идут "от противного" - если с точными не получается :) 14.06.2013 14:43:26, arte
curious0muse
А еще туда идут девушки для получения хорошего разностороннего образования. :-) 14.06.2013 15:12:30, curious0muse
arte
должен же ктото уравновешивать "отпротивных" :)) 14.06.2013 15:35:40, arte
curious0muse
Не, эти девушки такие же бессмысленные, как и отпротивные. Я - яркое тому свидетельство. :-)
14.06.2013 15:45:23, curious0muse
вау
к сожалению, да. 14.06.2013 14:48:32, вау
вау
Эх, а какие были преподы в МГУ! Поэма!!! И все с гуманитарным образованием. :)) и гуманитарными степенями:)) И тоже глаза раскрывались и прям иногда на лоб лезли. А дискуссии какие были!
Тут дело в том, способен ли видеть конкретный человек эти самые закономерности, или нет.
14.06.2013 13:51:31, вау
А мне в школе, как то, не повезло с учителями. Не все же учатся истории в МГУ :) Кстати, историю я всегда знала на 5+, так что личных обид в моей нелюбви к школьной истории - нет. 15.06.2013 02:32:05, masha__usa
arte
у меня ощущение, что мои школьные преподаватели закономерности не то что не видели, просто не считали значимыми :(( 14.06.2013 14:29:03, arte
вау
у нас в 80-е было даже опасно изыскивать закономерности иные, нежели в учебнике. Хотя у нас возникала масса вопросов:)) 14.06.2013 14:40:31, вау
arte
о, раз уж разговор зашел :))
не посоветуете, что можно почитать по мировой истории (=с чего начать?), чтобы понять, что упущено? отдельных знаний у меня вроде немало, а структуры не хватает
14.06.2013 15:46:20, arte
Жанна на шее
Льва Гумилева, систематизирует - как песню поет. 14.06.2013 17:47:51, Жанна на шее
Это уж как научат. Научат видеть, значит увидит. 14.06.2013 13:59:30, Ольга*
вау
Сумеет научиться, значит научится:))
Давайте все-таки вспомним, что уже очень давно придумали такую штуку как диалектика:))
14.06.2013 14:16:37, вау
И что? 14.06.2013 14:21:33, Ольга*
вау
Простите, проехали:)) 14.06.2013 14:39:33, вау
(мечтательно) заменили бы в школах слово "учить" на слово "знакомиться", совсем другое настроение бы было у учениклв ) 14.06.2013 13:23:03, Ррозовая
Это интересно потому что. 14.06.2013 12:35:45, Альт
а если кому-то не интересно? нужно эе учитывать, что интересы-то у всех разные. 14.06.2013 12:37:27, douceur
История интерсна всем ... только не та история, которая в учебниках :) Например, можно изучать историю науки ... заблуждения, гипотезы ... Или историю оружия (для пацанов), или историю причесок и костюмов .

Но изучают, почему-то, совсем другое :(((
15.06.2013 02:34:29, masha__usa
Да не может быть неинтересно.
Почему то считается, что история- это только даты.
Но история это ведь жизнь людей, что они хотели и что получилось.
И война и мир и вообще.
14.06.2013 12:42:03, Альт
Вот моя бабушка тоже считала, что не может быть неинтересно. А мне было жутко скучно. Какая сейчас уже разница, что делали все эти люди, которые давно умерли. Что у кого получилось и так видно по современной жизни. 14.06.2013 12:48:33, Ольга*
А что вам интересно? 14.06.2013 12:56:46, Альт
Современная жизнь. То что происходит сейчас с живущими людьми. 14.06.2013 13:20:11, Ольга*
Так они ж моментально проходит. Раз- и уже не современность, а история.
А вы ходите по москве, дома стоят, памятники. Не интересно, откуда это все взялось?
14.06.2013 14:01:25, Альт
По Москве я с рождения хожу, если можно так выразиться. Естественно, все видела и везде побывала. Но трепета это все во мне не вызывает. Ну есть, ну стоят. Кто-то все это построил для себя и своей жизни. Люди умирают, вещи остаются. И что? 14.06.2013 14:08:08, Ольга*
вау
Можно подумать, я вся в трепете хожу по Москве:))
При чем тут трепет-то?:))
14.06.2013 14:18:03, вау
Ну мне, например, гораздо больше нравился бассейн "Москва", чем нынешнее здание на его месте. Вот вам моя оценка. 14.06.2013 14:23:38, Ольга*
вау
Вы не понимаете, что такое оценка.:) Простите еще раз. 14.06.2013 14:41:32, вау
Отлично я все понимаю. По работе только этим и занимаюсь, поэтому в нерабочее время обхожусь без оценок. 14.06.2013 16:06:16, Ольга*
Таки это тоже история... (ХСС-бассейн Москва-ХСС) 14.06.2013 14:25:24, hanhi
для вас - история, для других - экономика, а для третьих - архитектурно-строительные объекты! 14.06.2013 15:04:16, douceur
вау
Как это может вообще быть оценено без знаний того, что было до этого? 14.06.2013 13:37:49, вау
а обязательно оценивать? 14.06.2013 13:42:16, Шерлок
вау
Ну человек же сказал, что ему интересна современная жизнь. Чтобы было это "ух,ты" надо же как-то еще знать, что было без "ух, ты". 14.06.2013 13:43:35, вау
Не поняла я эти ваши "ух, ты". Я ничего не оцениваю. Да и смысл в этих оценках. Совершенно ясно, что мои предки 100-150 лет назад жили совершенно не так, как я. 14.06.2013 13:56:07, Ольга*
вау
Ой. Как вы живете, инчего не оценивая? Это ж элементарная логическая функция для повседневности. Без оценки жить невозможно.
А уж интересоваться чем-то, это точно оценивать и сравнивать. Как может быть что-то интересно, если ты его никак среди прочего не выделяешь?
14.06.2013 14:06:01, вау
а просто нравится-не нравится. это оценка? 14.06.2013 14:17:56, Шерлок
вау
Чей-то я, ребят, с вами правда сегодня удивляюсь:))
Оценка - это способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта. Это функция нашей психики. Она в принципе в здоровом психически человеке есть всегда.
14.06.2013 14:22:00, вау
ха! у кого + или -, а у кого и ноль зашкаливает :) 14.06.2013 17:50:33, Багирра¯аутентичная
вот водопад. мне ужасно нравится. приятно. перед глазами стоит и прочее. значим для меня? но мне не надо его сравнивать с другими, знать его высоту и каким вообще образом он функционирует 14.06.2013 14:27:33, Шерлок
вау
И правда, нафиг?:))
Поплывете сверху по речке в сторону водопада?
14.06.2013 14:29:40, вау
я напротив него сижу-стою и смотрю. никуда плыть не собираюсь в принципе 14.06.2013 14:33:03, Шерлок
вау
это я к вопросу, надо ли знать, как устроен водопад:)) 14.06.2013 14:35:30, вау
выходит, не всегда обязательно 14.06.2013 14:38:33, Шерлок
вау
да вообще не нужно в принципе-то. Я ж про то и говорю. Только есть зануды, которым это любопытно, они и саим изучат, потом других предупредят, что если будете вооон на той речке, лучше не плывите в сторону водопада. :)) 14.06.2013 14:42:43, вау
а есть ещё те, кто этих зануд может и послать в сторону водопада :)) иногда водопад - это просто водопад. И ему пофиг. какую ему кто-то даёт оценку :)) но если кому-то без этой самой оценки как-то плохо живётся - дело-то его :)) 14.06.2013 15:09:16, douceur
А спокойно нельзя жить, чтобы постоянно ничего не оценивать? Люблю просто пойти в музей, например, и просто посмотреть там картины. 14.06.2013 14:14:30, Ольга*
вау
Т.е. позырить.

Ох, прям вообще чудо какое. Человек без функции оценки:))
14.06.2013 14:18:41, вау
А что в вашем понимании оценка? Просто интересно. 14.06.2013 14:22:22, Ольга*
вау
см. выше.
В принципе в нашей психике происходит следующий процесс.
Мы видим (воспринимаем) что либо - далее оцениваем - далее действуем, сообразно с оценкой.
Оцениваем мы, исходя из объема наших знаний и способности к мышлению или иным видам познавательной активности, типа чувств, интуиции, сенсорики.

Ежесекундно в организме нашем и нашей личности происходит большое-пребольшое количество этих вот увидел-оценил-сделал. Подавляющее большинство мы даже не замечаем, делаем на условных рефлексах или выработанных привычках и схемах.

Если вы чем-то интересуетесь, процесс оценки у вас акцентирован, незастандартизирован, обычно больше ваших знаний привлекается для оценки.
А чтобы еще и удовольствие получить от того, что интересно, надо объект ввернуть в поле уже оцененных объектов и найти ему гармоничное место.
Ну как вы себе представите битломана без знания истории Битлз? :))
14.06.2013 14:28:10, вау
ну вот кто-то привык оценивать в "0"... 14.06.2013 17:52:09, Багирра¯аутентичная
Запросто представляю. У меня есть все записи этой группы, и я их постоянно слушаю. При этом мне совершенно безразлично где они родились, кто они по образованию, есть ли у них жены-дети и т.д. Мне нравится просто их музыка и песни. 14.06.2013 14:31:24, Ольга*
вау
не-не, я все поняла уже:)) 14.06.2013 14:33:58, вау
а если не битломан, а просто песенки нравится слушать? битломан конечно, без истории битлз не битломан 14.06.2013 14:31:09, Шерлок
вау
ну если нравится, значит вы их услышали - оценили - и вам понравилось. 14.06.2013 14:35:02, вау
т.е. не надо "объект ввернуть в поле уже оцененных объектов и найти ему гармоничное место". чтобы нравились песни битлз не обязательно их куда-то вворачивать? 14.06.2013 14:40:09, Шерлок
вау
тем не менее, именно это вы и делает, только не осознаете:)) Ну тут уж я не виновата:)) 14.06.2013 14:49:36, вау
а ребенок? впервые что услышавший? просто нравится и все 14.06.2013 14:53:26, Шерлок
вау
мне очень неудобно, но придется отослать вас к литературе по детской психологии. 14.06.2013 14:56:11, вау
ее тоже ученые писали. воздержусь, пожалуй) 14.06.2013 15:01:27, Шерлок
как это? вот просто современная жизнь, она интересна сама по себе. без экскурсов 14.06.2013 13:50:41, Шерлок
вау
Я не понимаю, честно.
Как можно чем-то интересоваться
1) без оценки
2) без знаний о предмете в его исторической развернутости. Потому что у любой современной темы есть хоть какая-то история.

Типа просто позырить что ли? Так получается?
14.06.2013 13:55:36, вау
чисто-животное любопытство распространено далеко за пределы собственно животного мира :) разве нет? 14.06.2013 17:53:56, Багирра¯аутентичная
можно сравнить с современностью, но иной. а можно и просто позырить. в смысле узнать 14.06.2013 13:57:23, Шерлок
вау
Узнать и позырить разные веши, вам не кажется?:))) 14.06.2013 14:00:23, вау
так это вы про позырить. а было про интерес 14.06.2013 14:05:11, Шерлок
вау
Так я и говорю, если интерес, то начинается оценка. 14.06.2013 14:11:14, вау
почему сразу оценка-то? вот узнали что в других странах как-то иначе строят дома. к примеру. это интересно. что тут оценивать? при этом такое строительство может быть связано с климатом, а это что? география? 14.06.2013 14:19:44, Шерлок
вау
нет-нет, можно вообще ничего не оценивать и жить широко хлопая глазами:)) Это реально можно, так гораздо проще, так живет подавляющее большинство людей, в этом ничего стыдного нет. 14.06.2013 14:31:11, вау
ну наконец-то. дождались. как предсказуемо 14.06.2013 14:33:56, Шерлок
вау
а что вы хотели?:)) "мне неинтересно, я ничего не оцениваю, какая скука":)) 14.06.2013 14:36:24, вау
кому скука? 14.06.2013 14:40:36, Шерлок
вау
"какая гадость эта ваша заливная рыба":)) 14.06.2013 14:50:25, вау
Чего вы все в какие-то крайности кидаетесь? Можно и не хлопая глазами совершенно спокойно жить. 14.06.2013 14:33:39, Ольга*
вау
это точно:)) 14.06.2013 14:36:01, вау
всё это, конечно, замечательно, только вот есть на свете люди - причем это не я - которым всё это совершенно не интересно, вот не интересно, и всё тут! 14.06.2013 12:47:36, douceur
Это, например, мой муж. Ему совершенно неинтересно. Мне иногда интересно, но все равно ничего не запоминается в деталях и подробностях. 14.06.2013 12:51:18, Ольга*
и он не одинок! 14.06.2013 12:53:49, douceur
Вечная Весна
что из чего проистекает и почему 14.06.2013 12:42:38, Вечная Весна

Показано 110 комментариев из 256



Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!