Ниже Ирис дает ссылку на темы для изучения в школе.
"Место романа в трилогии. Система образов. Типические характеры героев Гончарова: «лишний человек» – деловой человек. Двойственная сущность героев. Женские характеры и судьбы."
Не помню в каком классе проходят Гончарова, но примерно такой список (были и более изворотливые темы) к каждому произведению.
Это должно разъясняться (навязываться) на уроках лит-ры? Или педагогу более важно мнение ученика?
Получается, что литература (предмет) не столько для умения высказывать, писать, размышлять, слагать мысли, а больше политизирует неокрепши мОзги (вспоминаю недобрым словом нашу учителку).
Как было у вас? Как сейчас у детей?
Дети действительно могут сами ответить на все эти вопросы?
Конференция "О своем, о девичьем""О своем, о девичьем"
Раздел: Серьезный вопрос
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Да, "литература (предмет) не столько для умения высказывать, писать, размышлять, слагать мысли, а больше политизирует неокрепши мОзги". А вы только сейчас догадались? :))))
07.02.2012 00:29:18, masha_usa

Раньше, когда литература была обязательным для сдачи предметом, хошь не хошь надо было эти темы отработать, потому что именно они были на сочинении. Сможешь ли ты это сделать незасушенно, да еще и что-то впридачу интересное преподнести - зависит от учителя. Честное слово, про двойственную, например, сущность какого-нибудь героя можно ой как много интересного наговорить!
Сейчас посвободнее. Хотя все эти темы по-прежнему висят в методичках, их можно объехать, если они совсем не нужны. Но лично я стою на позиции, что литературу нельзя окончательно превращать в болтологию, надо и азы литературного анализа произведения постичь.
ПыСы А что вы вообще гончаровское тут обсуждаете? 06.02.2012 16:19:00, Пи-Джин

попрыгунчик.
но мне еще далеко до конца:) 06.02.2012 17:11:30, Ольга-13
Я слабо представляю, каким образом можно именно в таких формулировках в школе все это обсуждать. У нас литераторша была очень практическая женщина, так она выкручивалась за счет знания, какие у кого в классе личные отношения. На них (точнее, на полунамеках на них) она как-то строила обсуждения. Как пример - безответно влюбленному мальчику по ролям с предметом воздыханий соответствующий диалог и тп.
А вот на подготовительных курсах в универ как раз вот в заданных формулировках и объясняли, и великолепно, надо сказать. Но - да, все равно сначала разжевывали, о чем тут вообще, а потом давали волю собственному полету мыслей. 06.02.2012 14:24:28, sacandaga
А вот на подготовительных курсах в универ как раз вот в заданных формулировках и объясняли, и великолепно, надо сказать. Но - да, все равно сначала разжевывали, о чем тут вообще, а потом давали волю собственному полету мыслей. 06.02.2012 14:24:28, sacandaga
Да уж.. особенно было приятно главным действующим лицам. До сих пор передергивает, как вспомню, как я за Софью читала из "Горе от ума", потому что не ответила взаимностью мальчику из класса (а он за Чацкого).
06.02.2012 14:36:52, sacandaga

Фельдфебель - это стандартный вариант. Но, бывает, и повезет - у меня в старших классах был совершенно замечательный учитель литературы: он очень радовался, когда ученик пытался действительно что-то понять и придумать сам. Помнится, на тему "сцена в овраге - взлет или падение Катерины?" я нарисовала несколько графиков, вывела, что сцена в овраге есть потенциальная яма - и получила за сие пять. 06.02.2012 14:03:47, Эрис Домини


Условно говоря, на уроке должно обсуждаться, не "плохой" Онегин или "хороший" и подло он поступил по отношению к Татьяне или во благо ей, а, к примеру - каким именно образом Пушкин создает впечатление о герое, какова система персонажей, что такое антитеза, и т.п и т.д. Должны обсуждаться литературные и языковые приемы, особенности языка и слога того или иного писателя (поэта), нравственную парадигму того, что заложено в произведении (например, "Война и мир" - глубоко философское произведение, о "Преступлении и наказании" вообще молчу - без знания философско-религиозных воззрений Достоевского какое может быть "мнение" у десятиклассника?). Именно ПОНИМАНИЕ того, что вкладывал автор, современники, критики должно возникать после урока литературы.
И только после этого понимания уже можно говорить о том, что у ученика есть какое-то мнение. Но кажется мне, что не все нынешние школьники - сплошь белинские. Так что основная масса - да, должна просто усвоить тот анализ который предлагается (должен предлагаться) на уроке. Для этого надо читать и, как я уже сказала, не толкьо сами произведения литературы. К политизированию это вообще не должно иметь отношения. 06.02.2012 13:00:45, Крохозябр
"на уроке должно обсуждаться, не "плохой" Онегин или "хороший" и подло он поступил по отношению к Татьяне или во благо ей, а, к примеру - каким именно образом Пушкин создает впечатление о герое, какова система персонажей, что такое антитеза, и т.п и т.д."
именно это нередко и делается, что делает школьные уроки литературы совершенно невыносимыми 06.02.2012 13:11:17, ALora
именно это нередко и делается, что делает школьные уроки литературы совершенно невыносимыми 06.02.2012 13:11:17, ALora

я тоже гуманитарий, и по образованию филолог. но мне на уроках алгебры было интереснее чем на уроках литературы, хотя учитель лит-ры была очнеь даже неплохая.
06.02.2012 13:28:10, ALora

у меня самый обычный филфак, более того, направление я выбрала - литературоведение. мне нравилось учить язык и читать нравилось:)
06.02.2012 15:09:25, ALora

Что уж говорить про школьные и вступительные экзамены. 06.02.2012 12:43:38, Рината
У меня были интересные уроки литературы, ничего не политизировали.
У моих детей вообще замечательные эти уроки, даже завидно. Да, дети вполне могут ответить на эти вопросы, мнение ученика важно. 06.02.2012 12:08:18, Мальва с работы
У моих детей вообще замечательные эти уроки, даже завидно. Да, дети вполне могут ответить на эти вопросы, мнение ученика важно. 06.02.2012 12:08:18, Мальва с работы
У меня в школе вся литература, без оглядки на век, шла сквозь партийную призму.
У дочки - через христианство. Сочинения писали по Хроникам нарнии,повести временных лет, много времени уделяли Лескову, Сказкам.
Кстати, с их учительницей по литературе мы остались близкими друзьями. 06.02.2012 11:28:24, NLU
У дочки - через христианство. Сочинения писали по Хроникам нарнии,повести временных лет, много времени уделяли Лескову, Сказкам.
Кстати, с их учительницей по литературе мы остались близкими друзьями. 06.02.2012 11:28:24, NLU
ОФФ. А что, многие родители обсуждают с детьми то, что те проходят по литературе? истории? и пр?
06.02.2012 11:17:26, Арина Нырялкина
Если приходится с ними уроки делать, то да. Или книжки для них искать. А если нет, не знаю.
06.02.2012 14:06:50, пчела Майя
не скажу про многих, но со мной обсуждали. и я обсуждала со старшей. а потом начала читать по ее рекомендации и опять же - обсуждать.
06.02.2012 13:30:59, natmet
если у мальчика есть желание и он сам "хочет поговорить об этом" :), то да, конечно, обсуждаем.
06.02.2012 11:29:44, Лёнча-из-Вишни
со мной мою литру не обсуждали, но я со своей дочкой много говорим на тему прочитанного. мне интересно ее мнение. Иногда вижу, что она пытается мне угодить, размышляя "кто прав, кто виноват", заставляю аргументировать лично ее мнение, а не умасливать мое.
06.02.2012 11:23:44, Кабриолетта


Обсуждать - нет, но в общих чертах (объясняет ли, чего хочет) - знаю, ребенка сама рассказывает.
06.02.2012 12:21:48, hanhi


мне не видно. Она их в своей комнате читает. Куда взрослые не допускаются. Редко-редко что-то в разговоре мелькнет вскользь. Завидую :)
06.02.2012 11:24:06, Арина Нырялкина
нет. только если она придёт и будет злобно ругацца "что за фигню мы проходим!" :))
06.02.2012 11:18:46, хатуль мадан
у нас (пока?) нет политики в литературе.
"Метель" чудесно изучали- любоффф, судьба, стужа в сердце.... мне понравилось.
сейчас Тютчев- природа, дыхание весны, тема жизни и смерти.... НИКАКОЙ политики.
"Дети подземелья"= доброта, нищета, одиночество отца, и ты ды.
МуМу интересно изучали- неожиданно.
пишут-что хотят, мнение не навязывается (ни учителем, ни тем более родителями))
иногда бывают оооочень нетривииальные мысли(нам на собрании зачитывали, без указания автора)- дети все же гениальны... куда это у взрослых уходит?(( 06.02.2012 11:10:47, W.i.t.c.h.
"Метель" чудесно изучали- любоффф, судьба, стужа в сердце.... мне понравилось.
сейчас Тютчев- природа, дыхание весны, тема жизни и смерти.... НИКАКОЙ политики.
"Дети подземелья"= доброта, нищета, одиночество отца, и ты ды.
МуМу интересно изучали- неожиданно.
пишут-что хотят, мнение не навязывается (ни учителем, ни тем более родителями))
иногда бывают оооочень нетривииальные мысли(нам на собрании зачитывали, без указания автора)- дети все же гениальны... куда это у взрослых уходит?(( 06.02.2012 11:10:47, W.i.t.c.h.


я помню, моя одноклассница в сочинении на тему "Почему такой-то - отрицательный герой современности" доказывала что он как раз герой положительный и объясняла, в чем именно. Учительница была недовольна, вернее даже смущена, но оценки не снизила. Так что кто хотел и хочет думать на эти темы своим умом - за ради бога.
06.02.2012 10:54:49, Арина Нырялкина
учитель-учителю рознь, однако.
все субъективно, все относительно... вот эту мысль и нужно донести до неокрепшего ума:) и утвердить ее там 06.02.2012 11:08:59, Ольга-13
мне тоже кажется; другой вопрос, что в основном человеку проще и приятнее написать то, что на уроке уже сто раз разжевали, а потом объявить себя диссидентом-теоретиком.
06.02.2012 11:02:53, ландыш
одна из 2 точно была за Катерину-луча в темном царстве, которая мне не показалась лучом. "Сказали луч - значит луч".
06.02.2012 11:33:53, Кабриолетта

все субъективно, все относительно... вот эту мысль и нужно донести до неокрепшего ума:) и утвердить ее там 06.02.2012 11:08:59, Ольга-13


Насколько я помню, сочинения с таким названием писали по статье Добролюбова, которая так и названа?
06.02.2012 12:02:12, Hel
мне кажется что уроки литературы вот с такими вопросами могут только отбивать желание читать. у меня были тягомотные уроки, у дочки то же самое сейчас -по крайней мере на уроках русского, не знаю уж что там с эстонской лит-рой... невозможно же привить эстонским детям желание изучать русский язык и читать по русски при помощи мохнатых детей подземелья и му-му :((
я читала очень много, но не по программе. все эти "типические характеры" пропускала мимо ушей. теперь и дочка делает то же самое :)) 06.02.2012 10:42:24, хатуль мадан
Почему? Дети подземелья мне в свое время нравились. Над муму рыдала практически.
А что давать по литературе? Комиксы? Заинтересуют, скорее всего, да... 06.02.2012 11:22:36, УникаЛьнаЯ
Есть :) Но зачем напрягаться вообще? Обязательно найдутся те, кому не нравится/непонятно/скучно. А комиксы - наверняка все осилят :)
имхо, просто есть некий приблизительный список произведений, который знают все, так или иначе. На которых детям объясняли и откуда они узнавали о разных чувствах, ситуациях, "что есть истина", и все такое. И у каждой страны этот список есть, кмк, и всем гражданам (ассоциальных не берем) дан какой-то базовый уровень "понимания мира". Можно все это не читать, но тогда велик шанс упустить что-то, что все вокруг понимать и знать будут... имхо. Именно не в смысле фактов, а как "общечеловеческие ценности".
Короче, я - за литературу по программе :) 06.02.2012 11:29:32, УникаЛьнаЯ
"Му-му" так "Му-му", но не понимаю, почему потом нужно написать сочинение (и тема всего одна, выбора нет) про бунт свободного человека? зачем сразу рамки задаются? у меня ребенок вообще никакой свободы в поступке Герасима не усмотрел, так и написал. Учитель оценку не снизила, но на будущее предупредила :)
06.02.2012 11:25:01, Лёнча-из-Вишни
у вас была настоящая творческая работа, завидую :)
Я до сих пор помню урок по биологии в 11 классе, на котором мы устраивали что-то вроде пресс-конференции:"ученые" отстаивали свою точку зрения, "журналисты" задавли вопросы, необычно было и интересно. 06.02.2012 13:57:16, Лёнча-из-Вишни
младшей твоей я бы по-матерински таки расписала в красках варианты того, что потом стало бы с собаколюбивым Герасимом.
поглубже погрузила бы в эпоху крепостничества и мракобесия, ага:(
сгустила бы страсти почернее, шоб на совесть напугать:) 06.02.2012 14:28:57, Ольга-13
ага, Дубровский, блин.
имхо, гораздо более вероятным для Герасима был бы бесславный конец на вонючей каторге.
и никакой поэтики, никакого героизЬма, увы
а еще более вероятно, что запороли бы на конюшне. прям без отрыва от производства 06.02.2012 15:20:23, Ольга-13
ну Лооооора, ты же литературовееед...
автор же всеми средствами пытался внушить тебе и твоей младшей дочери, что Герасим - никакой не бунтарь по природе.
и что утопить сабачкупоцеловав ее на прощание в мокрый сопливый нос - вот единственная форма бунта, доступная ему:(
06.02.2012 15:35:38, Ольга-13
латентный, ага.
хорошо, что ушел из Москвы, а то всех собак бы тут перетопил.
лиха беда - начало... 06.02.2012 16:40:32, Ольга-13
вот и у сына было что-то подобное на тему "как нужно трактовать". Но, к чести его учителя, 5 она поставила ему единственному в классе, хотя именно он написал так, как душа желала :) Но предупредила, что с общепринятым мнением лучше не спорить.
06.02.2012 14:00:31, Лёнча-из-Вишни
было бы еще лучше, если бы рамки не ставили изначально, ничего не приходилось бы преодолевать. Сын до сих пор скучает по той учительнице (она ушла из школы), ее любили. Тут скорее дело в общепринятой трактовке, а не в личности преподавателя.
06.02.2012 14:43:17, Лёнча-из-Вишни
изучают с такой точки зрения, сочинения пишут. Я с этого собственно и начала :) Весь класс писал сочинение по одному плану, на одну тему, развивая одну и ту же мысль, ту самую, что уже была кем-то сформулирована в теме сочинения.
06.02.2012 15:02:41, Лёнча-из-Вишни
нужно было написать сочинение на тему:"Поступок Герасима. Бунт свободного человека", в помощь давался план, цитаты. Почему-то изучали именно с такой точки зрения, меня это и смутило, слишком напомнило уроки литературы в мое время.
06.02.2012 12:45:44, Лёнча-из-Вишни
и все равно мне кажется, что для 5 класса "Му-му"-своеобразный выбор. Спорный :)
06.02.2012 14:02:04, Лёнча-из-Вишни
согласна. + старорусские слова, которые русские дети не понимают и бугут за каждым вторы "а это что...?" Английский же для насм адаптируют, а русскую прозу прошлых веков выдают как есть помучиться. Факультативное это дело, имхо.
06.02.2012 10:58:43, Кабриолетта
читабельно со словарем :))) Иногда все впечатление от произведения и тратится на разъяснение непонятностей. Читать древние произведения конечно надо, но, я считаю, факультативно. Со совего времени картинка уж больно утрированная получается, культуру русской деревеньки может и поймешь, но однобоко и со штампом.
06.02.2012 11:28:35, Кабриолетта
Слово о полку Игореве сильно плохо читабельно без квалифицированных разъяснений и толкований:(
06.02.2012 11:21:00, Ольга-13
нужно, да.
но я считаю, что лучше было бы ее давать попозже, а не так как нам, в 6 или 7 классе, насколько я помню:(.
и таки я бы на месте педагогов сильно напряглась и крепко-накрепко увязала изучение Слова с уроком истории на эту же тему.
потому, что без этого никак, имхо 06.02.2012 11:32:00, Ольга-13
в муму точно не помню. лет в 6 дочка Неразменный рубль читала, меня замумукала "ащотаке":
-"бывают столбики и сосульки, бывает такое лакомство, которое
называется "резь", или лапша, или еще проще "шмотья""
-"бабушка уже стояла над моею кроваткою в своем большом чепце
с рюшевыми мармотками "
- "в
воздухе пахло крестьянской белой онучею, лыком, пшеном .."
-" ...задавали самый
бедовый концерт. Бедные ребятишки, которым грошей не давали, стояли под
плетнем .."
Зато есть любимое: "Бедная старушка очень любила эту книгу, но книга тоже имела
несчастье прийтись по вкусу пленному теленку, который жил в одной избе со
скотницею. Теленок по своему возрасту имел слишком много свободного времени
и занялся тем, что в счастливый час досуга отжевал углы у всех листов
"Псалтыря". 06.02.2012 11:21:03, Кабриолетта
Ну так она сама себе выбрала это читать, а тут речь о насильственном изучении литературы другой страны с другим менталитетом и историей. Я бы тоже была против насильного чтения на оценку старых французских историй у дочки на языке, который не используется 100 лет.
06.02.2012 11:36:47, Кабриолетта
В этом случае - да, а в жили бы мы в эстонии, я бы тоже фыркала на литературу, которая в жизни не пригодится ребенку. Тем более страны пересекаются не тысячилетиями и даже не описанной эпохой.
06.02.2012 11:59:43, Кабриолетта
так мы ж про эстонских, а не русских говорили. Я своей для подобных целей Куприна подсунула. Третий раз Листригонов перечитывает, буквально тащится.
06.02.2012 15:39:33, Кабриолетта
я читала очень много, но не по программе. все эти "типические характеры" пропускала мимо ушей. теперь и дочка делает то же самое :)) 06.02.2012 10:42:24, хатуль мадан

А что давать по литературе? Комиксы? Заинтересуют, скорее всего, да... 06.02.2012 11:22:36, УникаЛьнаЯ

имхо, просто есть некий приблизительный список произведений, который знают все, так или иначе. На которых детям объясняли и откуда они узнавали о разных чувствах, ситуациях, "что есть истина", и все такое. И у каждой страны этот список есть, кмк, и всем гражданам (ассоциальных не берем) дан какой-то базовый уровень "понимания мира". Можно все это не читать, но тогда велик шанс упустить что-то, что все вокруг понимать и знать будут... имхо. Именно не в смысле фактов, а как "общечеловеческие ценности".
Короче, я - за литературу по программе :) 06.02.2012 11:29:32, УникаЛьнаЯ
Так вышло, что я недавно перечитала оба этих произведения.
Прекрасные книги, на самом деле. Ну, "Дети подземелья" мне всегда нравились, а "Му-му" я в детстве не понимала совсем. Она об одиночестве, эта книга. О тоске и непонимании. .может быть, дети и не могут этого понять.
"Не по программе" дети будут читать и сами, развлекательную литературу, приключенческую и все такое. А на уроках надо давать серьезное, это правильно. Такое, чтобы и мозг и душа работали, а не легкое чтиво. 06.02.2012 10:47:24, маугленок
Прекрасные книги, на самом деле. Ну, "Дети подземелья" мне всегда нравились, а "Му-му" я в детстве не понимала совсем. Она об одиночестве, эта книга. О тоске и непонимании. .может быть, дети и не могут этого понять.
"Не по программе" дети будут читать и сами, развлекательную литературу, приключенческую и все такое. А на уроках надо давать серьезное, это правильно. Такое, чтобы и мозг и душа работали, а не легкое чтиво. 06.02.2012 10:47:24, маугленок
не будут дети "читать сами" просто так. далеко не все дети читают, увы. а на чужом языке читать му-му, где больше половины слов не понять - к чему это приведёт? моя-то, которая отлично по русски говорит, и то забодалась, в итоге кое-как прослушала аудио-книгу (кусками) - вот и типа ознакомилась с произведением.. зачем?? :(
06.02.2012 10:54:07, хатуль мадан
да действительно, зачем. лучше вообще не знать, что там за му-му, и почему памятник Гоголю :)
06.02.2012 11:05:31, Маграт

У нас вместо сочинения про бунт детям велели написать свое продолжение. И по "Ревизору" у старшей такое же было. Прикольно получиллось. Не знаю уж чего ему поставили (не 2 и ладно), и поставили ли вообще (может за такие задания оценки не предусматриваются), но мне попался черновик младшего по Му-му - там было явно заметно влияние "Улиц разбитых фонарей". Зато позитивчик налицо: детям дали вохможность "улучшить" концовочку. А про лушевные метания и одиночества 5классникам по-моему вообще не понять.
06.02.2012 13:16:22, hanhi

Я до сих пор помню урок по биологии в 11 классе, на котором мы устраивали что-то вроде пресс-конференции:"ученые" отстаивали свою точку зрения, "журналисты" задавли вопросы, необычно было и интересно. 06.02.2012 13:57:16, Лёнча-из-Вишни
"заметно влияние "Улиц разбитых фонарей":)))
когда младшая Му-му проходила, меня ее класрук (и она же учитель литры) в школу вызывала. Во время разговора на всякие неприятные попутно мне объяснила как надо трактовать эту повесть. Главная идея - чувство долга. у Герасима по отношению к хозяйке. поэтому Герасим молодец
а сама младшая сказала, что на месте Герасима в ответ на приказ хозяйки избавиться от му-му придушила бы саму хозяйку. в сочинении правда она такого не написала, хотя может она и вообще его не писала 06.02.2012 13:33:53, ALora
когда младшая Му-му проходила, меня ее класрук (и она же учитель литры) в школу вызывала. Во время разговора на всякие неприятные попутно мне объяснила как надо трактовать эту повесть. Главная идея - чувство долга. у Герасима по отношению к хозяйке. поэтому Герасим молодец
а сама младшая сказала, что на месте Герасима в ответ на приказ хозяйки избавиться от му-му придушила бы саму хозяйку. в сочинении правда она такого не написала, хотя может она и вообще его не писала 06.02.2012 13:33:53, ALora

поглубже погрузила бы в эпоху крепостничества и мракобесия, ага:(
сгустила бы страсти почернее, шоб на совесть напугать:) 06.02.2012 14:28:57, Ольга-13
а у младшей продолжение было - про уход в леса и собирание народных масс для борьбы с собаконенавистинками и угнетателями собаколюбителей:) я ей про незавидную кончину Пугачева рассказала и в целом о народных настроениях по отношению к животным. закончили обоюдным выводом о том как несправедлива жизнь.
06.02.2012 15:14:36, ALora

имхо, гораздо более вероятным для Герасима был бы бесславный конец на вонючей каторге.
и никакой поэтики, никакого героизЬма, увы
а еще более вероятно, что запороли бы на конюшне. прям без отрыва от производства 06.02.2012 15:20:23, Ольга-13
кто-то из великих говорил что-то в духе мол кто в юности не был романтиком, у того черствое сердце. у моей значит не черствое:) я в ее возрасте кстати те же эмоции испытывала по поводу му-му. это ж не значит что я бы лично пошла душить, но это значит что такой поступок Герасима я бы поняла
06.02.2012 15:28:38, ALora

автор же всеми средствами пытался внушить тебе и твоей младшей дочери, что Герасим - никакой не бунтарь по природе.
и что утопить сабачку
ради того дела перечитала сейчас Му-му. все было не так.
барыне он тоже кукиш с маслом показал, самовольно уйдя из Москвы в свою деревню. неправа была училка младшей, говоря о чувстве долга. а вот собашку пошто утопил мне не очень понятно. разве что это был такой извращенный план мести самой барыне -
"Барыня разгневалась, расплакалась, велела отыскать его во что бы то ни стало, уверяла, что она никогда не приказывала уничтожать собаку, и наконец такой дала нагоняй Гавриле, что тот целый день только потряхивал головой да приговаривал: «Ну!», пока дядя Хвост его не урезонил, сказав ему: «Ну-у!». Наконец пришло известие из деревни о прибытии туда Герасима. Барыня несколько успокоилась; сперва было отдала приказание немедленно вытребовать его назад в Москву, потом, однако, объявила, что такой неблагодарный человек ей вовсе не нужен. Впрочем, она скоро сама после того умерла; .."
нет чтобы взять собачку с собой в деревню... маниак он 06.02.2012 16:29:43, ALora
барыне он тоже кукиш с маслом показал, самовольно уйдя из Москвы в свою деревню. неправа была училка младшей, говоря о чувстве долга. а вот собашку пошто утопил мне не очень понятно. разве что это был такой извращенный план мести самой барыне -
"Барыня разгневалась, расплакалась, велела отыскать его во что бы то ни стало, уверяла, что она никогда не приказывала уничтожать собаку, и наконец такой дала нагоняй Гавриле, что тот целый день только потряхивал головой да приговаривал: «Ну!», пока дядя Хвост его не урезонил, сказав ему: «Ну-у!». Наконец пришло известие из деревни о прибытии туда Герасима. Барыня несколько успокоилась; сперва было отдала приказание немедленно вытребовать его назад в Москву, потом, однако, объявила, что такой неблагодарный человек ей вовсе не нужен. Впрочем, она скоро сама после того умерла; .."
нет чтобы взять собачку с собой в деревню... маниак он 06.02.2012 16:29:43, ALora

хорошо, что ушел из Москвы, а то всех собак бы тут перетопил.
лиха беда - начало... 06.02.2012 16:40:32, Ольга-13
Про придушить я не раз слышала от разных современных детей, включая свою старшую. НО мимо нее почему-то МУмУ прошло стороной - они вобще класса до 7 никаких сочинений не писали. Учительница младшего поступила более гуманно, уведя кровожадных детей в другую сторону.
06.02.2012 14:11:13, hanhi



ваш же по другому написал. значит и по другому можно. впрочем, может и другие свои мысли писали тоже. чужую ведь можно по разному развить
06.02.2012 15:19:37, Шерлок

детей банально учили писать сочинение. Потом уже ни плана, ни цитат не дают - сама-сама.
06.02.2012 12:53:53, douceur
можно было бы учить и без такого морализаторства. напр просто на тему "Поступок Герасима". и план. а уж рассуждает и делает выводы пусть сам ученик
06.02.2012 13:13:21, ALora
Но почему ребенок не усмотрел свободы при том, что учителю нужно было именно это - вот это к учителю вопрос.
06.02.2012 11:38:30, Маграт
Вот о чем и речь. Что произведение многоплановое, а заставляют делать из него определенные выводы.
06.02.2012 11:37:18, Маграт

есть много другого интересного. или му-му не читал - всё, к жизни не годен? как миллиарды-то живут без этого му-му..
06.02.2012 11:07:51, хатуль мадан
Миллиарды китайцев прекрасно живут без муму, но у них там свои муму есть, про которых они все поголовно знают. А если ты русский человек и не читал му-му - да, к жизни не годен. По крайней мере в России. Потому что из дискурса выпадаешь.
06.02.2012 11:26:11, Маграт

вообще-то это позор, не уметь прочитать текст на родном языке и лдо такой степени не знать родную историю, чтобы не распознать устаревшие слова.
пусть они сейчас не употребляются, но ребенок, хоть изредка бывавший в этнографическом или историческом музее и имеющий дома словарь Даля, вполне способен разобраться.
даже слово о полку Игореве вполне читабельно, что уж говорить о литературе 19-го века. 06.02.2012 11:12:31, Маграт
пусть они сейчас не употребляются, но ребенок, хоть изредка бывавший в этнографическом или историческом музее и имеющий дома словарь Даля, вполне способен разобраться.
даже слово о полку Игореве вполне читабельно, что уж говорить о литературе 19-го века. 06.02.2012 11:12:31, Маграт
Я вообще считаю крайне полезным изучение старых слов. Это дает чувство языка, которое, во первых, помогает понимать часть родственных славянских языков, во вторых, на родном языке помогает говорить и писать грамотнее, в третьих, помогает понимать церковно славянский, что, имхо, необходимо даже неправославным, живущим в России. Ну и вообще любое такое знание окультуривает :)))
06.02.2012 12:39:47, Мадам Шредингер

позор тоже дело относительное :) Мой муж, технарь до мозга костей, убежденно считает позором то, с какими убогими знаниями по физике выходит из школы большая часть выпускников. Причем это не просто позор, в отличие от непонимания старорусских слов, незнание физики иногда бывает просто опасно. При этом если человек не читал Онегина - он не может считаться культурным человеком. А если не знает, скажем, основ термодинамики - то вроде как может :)
06.02.2012 11:22:19, Арина Нырялкина
Я с вашим мужем абсолютно согласна! Надо и по физике элементарные знания иметь, и по литературе. Минимум минорум. А то у нас школьная программа перегружена небесными кренделями, а элементарных вещей люди не знают.
06.02.2012 11:42:00, Маграт

Тем не менее оно тоже обязательно к изучению. И правильно. Потому что надо знать свою историю. Вообще не понимаю, о чем тут спорить можно.
06.02.2012 11:27:38, Маграт

но я считаю, что лучше было бы ее давать попозже, а не так как нам, в 6 или 7 классе, насколько я помню:(.
и таки я бы на месте педагогов сильно напряглась и крепко-накрепко увязала изучение Слова с уроком истории на эту же тему.
потому, что без этого никак, имхо 06.02.2012 11:32:00, Ольга-13
А у меня стойкое ощущение, что ВиМ надо с историей увязывать, особенно в этом году. Если не вообще на уроках истории проходить.
06.02.2012 13:18:59, hanhi
тогда и Капитанскую дочку. я помню в школе на уроках литры у нас было бурное обсуждение не столько этого романа, сколько исторических реалий + романа Шишкова "Емельян Пугачев", который полкласса прочитали.
06.02.2012 13:36:38, ALora
Оля, вот почему мы с тобой это понимаем, а целое министерство просвещения - не понимает?
06.02.2012 11:52:46, Маграт
что там в муму старорусского? а непонятные слова очень хорошо узнать и понять
06.02.2012 11:00:53, Шерлок

-"бывают столбики и сосульки, бывает такое лакомство, которое
называется "резь", или лапша, или еще проще "шмотья""
-"бабушка уже стояла над моею кроваткою в своем большом чепце
с рюшевыми мармотками "
- "в
воздухе пахло крестьянской белой онучею, лыком, пшеном .."
-" ...задавали самый
бедовый концерт. Бедные ребятишки, которым грошей не давали, стояли под
плетнем .."
Зато есть любимое: "Бедная старушка очень любила эту книгу, но книга тоже имела
несчастье прийтись по вкусу пленному теленку, который жил в одной избе со
скотницею. Теленок по своему возрасту имел слишком много свободного времени
и занялся тем, что в счастливый час досуга отжевал углы у всех листов
"Псалтыря". 06.02.2012 11:21:03, Кабриолетта
ну и хорошо что спрашивала. впрочем, даже без понимания всех этих слов, смысл ясен
06.02.2012 11:23:15, Шерлок

тут я не согласна. Допустим, моя учит в школе английский, соответственно, у неё имеется такой предмет как английская литература. По этому предмету изучают и Шекспира (тоже ведь много устаревших слов), и Байрона, и Стивенсона - да много чего. И никто не кричит, что давайте что-нибудь поразвлекательнее... И всё, что непонятно, стараются понять. Кстати, для понимания современного языка это тоже очень полезно - часто мы не задумываемся, откуда слово взялось, как оно менялось, как происходило словообразование. А работа с произведениями созданными много-много лет назад в этом очень полезна.
06.02.2012 12:06:24, douceur
Даже если бы жили в стране, у которой общая тысячелетняя истори с Францией, и она много лет была французской провинцией, все равно были бы против?
06.02.2012 11:55:15, Маграт

так в том-то и дело, что очень даже может пригодиться.
финны вон не фыркают на Россию, а производство наращивают, нацеленное на наши рынки сбыта.
в то время как вся Прибалтика сидит в заднице у Европы и фыркает. 06.02.2012 12:24:08, Маграт
финны вон не фыркают на Россию, а производство наращивают, нацеленное на наши рынки сбыта.
в то время как вся Прибалтика сидит в заднице у Европы и фыркает. 06.02.2012 12:24:08, Маграт
литература же не практическая область. пригодиться она может для понимания людей, характеров, чувств... это интернационально в принципе
06.02.2012 12:13:54, Шерлок
вот как жизнь складывается - на английскую литературу не фыркают, на французскую не фаркают, на русскую - фыркают :((
06.02.2012 12:11:37, douceur
вот я и не пойму что там сильно непонятно русским детям в муму, и почему если непонятно, то не узнать. школа собственно для этого и нужна - чтобы новое узнавать
06.02.2012 11:56:00, Шерлок

забить башку ненужными вещами, вот как я это называю :)
ну вот ещё раз. для эстонского ребёнка - зачем?? имхо цель - чтобы он заговорил по-русски, а может и заинтересовался почитать что-то. но му-му его не заинтересует, скорее наоборот. бессмыслица жэ..
да и для современных русских детей - неблизко всё это, в массе. их бы хоть как-то заинтересовать чтением, имхо.. 06.02.2012 11:04:27, хатуль мадан
ну вот ещё раз. для эстонского ребёнка - зачем?? имхо цель - чтобы он заговорил по-русски, а может и заинтересовался почитать что-то. но му-му его не заинтересует, скорее наоборот. бессмыслица жэ..
да и для современных русских детей - неблизко всё это, в массе. их бы хоть как-то заинтересовать чтением, имхо.. 06.02.2012 11:04:27, хатуль мадан
И географию учить не надо, это наука не дворянская, на то извозчики есть.
06.02.2012 11:30:14, маугленок
"да и для современных русских детей - неблизко всё это, в массе. их бы хоть как-то заинтересовать чтением, имхо.."
06.02.2012 11:10:30, хатуль мадан
многим и физика неблизка, что ж теперь? да и школа все же не развлекательный центр
06.02.2012 11:14:27, Шерлок

щас примерно так же, кмк. 06.02.2012 10:29:15, ландыш
у нас была зловредная училка, она раздёргивала все занавески на окнах и все сидели на палящем солнце в этой чёртовой тёмно-синей форме. задёргивать не разрешала. зимой был другой варинт - открытое окно. сейчас вспомнить вроде смешно, а тогда реально мучение было..
06.02.2012 10:45:53, хатуль мадан

это да :) я в россии проучилась первый класс и пару месяцев второго, так что помню воротнички и манжеты :)) каждый вечер воскресенья пришивала их :))
06.02.2012 10:50:55, хатуль мадан



если ученику есть, чем аргументировать свою точку зрения, отличную от учительской, почему бы не попытаться ее доказать?
чем больше таким образом копаешь произведение, тем больше пользы для всех участников процесса, имхо.
И даже для сторонних слушателей 06.02.2012 10:28:22, Ольга-13
Моя 11классница (вообще-то совсем не дура по жизни. а не по книгам) сама конечно ни по одной теме ничего не напишет. Поэтому она даже читать что-либо из программы заранее отказывается :" я все равно там ничего не понимаю" (но она вообще не любительница чтения). У нее алгоритм такой: "читаю то, что будем проходить завтра, параллельно с объяснением учительницы". У что она им там объясняет, но как-то сочинения потом пишет - их кстати тоже не слишком много и часто задают, точно не по всем темам-произведениям. Свое мнение она даже не пытается завести - а кому оно интересно? Надо сказать, что вообще по жизни ее мнение часто отличается от общепринятого, поэтому действительно, лучше его держать при себе, до поры-до времени. И - таки да, литература даже не 19, а 20 века для нее - китайская грамота. Вот сейчас болеет, читала "Котлован". Прочитала. Спустя пару дней: "наконец-то я поняла, кто такие кулаки!" Но наверное у детей, которые лет с 5-6 читают запоем таких проблем нет (хотя дочь-то проблем не видит, ей и так нормально).
06.02.2012 10:22:56, hanhi

Не важно.
Учит не растекаться мыслею вааще (это слишком просто), а формулировать мысли на узкую-узкую тему. Да, дети протестуют ;).
У нас было более политизированно, у них просто сменилась форма экзаменационной работы: с сочинения на эссе.
Остальное пока не ко мне: ребёнок Гончарова точно не читал :) 06.02.2012 10:16:14, Баба Нюра
У нас были талантливые учителя, которые в рамках любой темы умели так извернуться, чтобы был интерес, работали мозги, материал был освоен. Будущие технари и вполне себе разгильдяи читали "Анну Каренину" (вне программы) и посещали факультатив по зарубежной лит-ре, прочитывая от "Тристана и Изольды" до "Ромео и Джульетты" (этого не было в программе). С одной учительницей мои одноклассники дружат и сейчас. Она хранит мои школьные сочинения. Была практикантка, которая с горящими глазами рассказывала про Эпоху Возрождения, мы дружили с ней потом довольно долго. Она был ученицей нашей учительницы и пошла потом работать в нашу школу.
На вступительных экзаменах на фил. фак я обаяла комиссию невероятным количеством того, что знала наизусть, да и вообще была подготовлена неплохо. без репетиторов. По русскому (кот заканчивалася в 8 классе) меня готовила моя же учительница бесплатно. Такая была жизнь.
Помню, преподавательница из комиссии благосклонно здоровалась много лет, запомнив меня с экзаменов.
Гончарова в школе не читали тогда. 06.02.2012 10:10:37, Питерская
мы в 85-89 (не помню, повторюсь) Гончарова читали. Многое вообще читали, но поверх программы шли Белые одежды и Плаха (новаторство решили проявить учителя, что надо было считать тайной).
Самый ужас был в том, что читаешь - видишь одну картину, приходишь на урок - тебе все с ног на голову переворачивают, именно навязывают, требуют думать так (ес-но красивым литературным языком трактовали на нужный лад, да так изворотливо, что дети думали, что только так и может быть).
Очень повезло вам с учителем литературы, в отличии от меня :)) Наша вела лит-ру по совместительству, основной предмет по диплому - физра. 06.02.2012 10:21:18, Кабриолетта
На вступительных экзаменах на фил. фак я обаяла комиссию невероятным количеством того, что знала наизусть, да и вообще была подготовлена неплохо. без репетиторов. По русскому (кот заканчивалася в 8 классе) меня готовила моя же учительница бесплатно. Такая была жизнь.
Помню, преподавательница из комиссии благосклонно здоровалась много лет, запомнив меня с экзаменов.
Гончарова в школе не читали тогда. 06.02.2012 10:10:37, Питерская

Самый ужас был в том, что читаешь - видишь одну картину, приходишь на урок - тебе все с ног на голову переворачивают, именно навязывают, требуют думать так (ес-но красивым литературным языком трактовали на нужный лад, да так изворотливо, что дети думали, что только так и может быть).
Очень повезло вам с учителем литературы, в отличии от меня :)) Наша вела лит-ру по совместительству, основной предмет по диплому - физра. 06.02.2012 10:21:18, Кабриолетта
В мои годы литература была очень, очень политизирована. Сейчас в школе судя по тому, что и как учит моя старшая, политики гораздо меньше, тем не менее, детей, конечно, учат, как правильно отвечать на все эти вопросы. Так сказать, наводят на мысль. Хотя наших учат имеено рассуждать. Своё мнение приветствуется.
06.02.2012 10:06:13, douceur
удивляюсь, что этого раньше не замечала. Сегодня утром политизированность и лит-ра связались в моей голове первый раз :))))
06.02.2012 10:29:57, Кабриолетта
Если верить чужим школьным воспоминаниям, то наша школа была очень неполитизированная :)
06.02.2012 10:49:31, маугленок

в мои годы этого трудно было не заметить, у нас же в каждом произведении революционные идеи искали. Писатели исключительно с точки зрения революционного движения рассматривались, везде критика самодержавия и крепостного права выискивалась, ну и сочинения именно так и требовалось писать. Читала, что пишет моя сейчас - даже близко ничего подобного. По лирике Лермонтова было предложено на выбор: любовная лирика, любовь к Родине и свободолюбивая лирика. Моя про любовь учила-писала. Даже Некрасова они с другой точки зрения читают.
06.02.2012 10:35:24, douceur
но, кстати, и тогда я лично находила себе лазейку в любовной лирике :) обычно из трех предлагаемых тем одна была на тему межличностных отношений, так что можно было обойтись без цитат из Маркса и указаний 26-го съезда КПСС :)
06.02.2012 10:39:35, Маграт
почему разъясняться подразумевает навязываться? и даже если навязанное - его тоже надо уметь изложить
06.02.2012 10:04:02, Шерлок
а как можно разъяснить, не навязав раскрытие любой из выше приведенных тем (для примера)? Ребенок 14 лет может вообще отвечать на подобные вопросы, да еще и раз и на всю жизнь? Не верю. Поэтому ему и впендюривается т.зр., пока свои мозги не заработали.
06.02.2012 10:17:29, Кабриолетта
обосновывать мнение цитатой - об этом и разговор. Если чуть в сторонку - то более 50 различных сект основаны на одном и том же переводе Библии, и все трактуют одно и тоже по разному.
Меня в литературе больше всего добивало трактовка метафор и аллегорий. Откуда знать что наверняка хотел сказать автор?
немножко офф на эту тему. Из последнего посещения Левитана в Третьяковке: "а вот этот мост симвилизирует слияние неба и земли, вечного и обыденного" - экскурсовод о картине "речка, мостик, церковь". Откуда она взяла идею автора? 06.02.2012 10:39:36, Кабриолетта
Согласна :)) Именно за это люблю импрессионистов, в частности Ван Гога. У него никто ничего такого не ищет, ну и дневников их и современников осталось выше крыши - можно найти ответ на любой интерпретационный бред, закравшийся в голову :)))
06.02.2012 13:16:07, Крохозябр
а на чем же тогда искусствоведы будут пировать?
им тоже нужна работа и зарплата:( 06.02.2012 11:02:57, Ольга-13
мозги работают да, но не дай Бог ребенку понимать жизнь со стороны опыта, ошибок и бабских судеб :))))
06.02.2012 10:31:42, Кабриолетта

а зачем отвечать один раз и на всю жизнь? как сейчас понимаешь - так и отвечай. и женские характеры и судьбы - они же описаны, конкретные. как понял, так и пиши, но с цитатами, обосновывая мнение.
06.02.2012 10:21:25, Шерлок

Меня в литературе больше всего добивало трактовка метафор и аллегорий. Откуда знать что наверняка хотел сказать автор?
немножко офф на эту тему. Из последнего посещения Левитана в Третьяковке: "а вот этот мост симвилизирует слияние неба и земли, вечного и обыденного" - экскурсовод о картине "речка, мостик, церковь". Откуда она взяла идею автора? 06.02.2012 10:39:36, Кабриолетта
гы-гы :)
но если серьезно, в религиозной живописи действительно каждый предмет имел свое значение.
вот у мостик у Левитана - скорее всего просто живописный мостик :) 06.02.2012 10:49:08, Маграт
но если серьезно, в религиозной живописи действительно каждый предмет имел свое значение.
вот у мостик у Левитана - скорее всего просто живописный мостик :) 06.02.2012 10:49:08, Маграт
бедный Левитан:)) думаю, он бы удивился. Я историю искусств 6 лет изучала, мне таких оригинальных трактовок никто не предлагал, хотя да, порой тоже умиляло - нарисовал художник то, что понравилось, а искусствоведы уже лет 300 копья ломают и смысл ищут. Я тогда ещё думала - "вот если буду писать картины, всегда на обратной стороне писать буду, что тут к чему, чтобы не выдумывали". Типа: "это просто соседка, смотрит и ни о чем таком не думает. Улыбаться так я сама ей велела"
06.02.2012 10:48:30, douceur


им тоже нужна работа и зарплата:( 06.02.2012 11:02:57, Ольга-13
найдут на чем. вот был такой писатель Генри Джеймс. он был так же лит. критиком и многие свои произведения предварял предисловиями, в которых подробно "разбирал" что к чему написал. при этом такого количества потусторонних версий по поводу того что он "на самом деле имел в виду" наверное нет у одного другого писателя. т.е. его разъяснения только усугубили, точнее дали большой кусок хлеба с маслом и икрой многим поколениям лит.критиков:))
06.02.2012 12:06:57, ALora
так и не надо наверняка. трактовки м.б. разные, но чем-то аргументированные.
06.02.2012 10:44:48, Шерлок
у ребёнка в 14 лет мозги уже нормально работают, и выводы они ого-го какие делают. и сочинения порой пишут с совершенно ашльтернативными идеями, и очень детей за это хвалят на родительских собраниях.
06.02.2012 10:21:10, douceur

ну хоть ознакомиться-то точно не повредит!! я вот подумала, что там учительница литературы, отрой любой журнал, типа Космополитена, вот где жизнь с точки зрения опыта, ошибок и бабских судеб - там такие точки зрения навязываются, что просто мама-не-горюй!!
06.02.2012 10:42:02, douceur
а что, нашему государству разве нужны свободные, независимо мыслящие граждане?
государственное образование преследует свои цели и достигает их своими методами.
в свете этого - да, ученикам навязывается определенная точка зрения, и нет, педагогу не важно мнение каждого отдельно взятого ученика.
в нашем детстве так было, и у детей наших ничего не изменилось. 06.02.2012 09:55:55, Маграт
государственное образование преследует свои цели и достигает их своими методами.
в свете этого - да, ученикам навязывается определенная точка зрения, и нет, педагогу не важно мнение каждого отдельно взятого ученика.
в нашем детстве так было, и у детей наших ничего не изменилось. 06.02.2012 09:55:55, Маграт
У нас лит-ра была НРАВСТВЕННЫМ предметом, не идеологическим. Где можно было говорить о добре и зле, о человеческих отношениях...
06.02.2012 12:08:54, Питерская
только не надо прикапываться.
это тенденция. какие-то отклонения от нее возможны в авторских школах и у творческих учителей, но они, как водится, только подтверждают правило. 06.02.2012 10:09:35, Маграт
это тенденция. какие-то отклонения от нее возможны в авторских школах и у творческих учителей, но они, как водится, только подтверждают правило. 06.02.2012 10:09:35, Маграт
да в любой школе, что значит авторской? и у просто нормальных учителей, не плохих
06.02.2012 10:11:36, Шерлок
у любого учителя, хоть нормального, хоть ненормального, есть программа. которую он должен выполнять.
06.02.2012 10:41:02, Маграт
Но эта программа вовсе не исключает самостоятельного мышления. И самостоятельных трактовок.
06.02.2012 10:50:28, маугленок
по программе - произведение и сочинение по нему. но не содержание сочинения
06.02.2012 10:46:28, Шерлок
ну пусть ваши дети напишут что-нибудь от балды в сочинении. проверите, важно содержание или нет.
06.02.2012 10:53:13, Маграт
как это никому не надо? вы же сами сказали, что содержание не важно.
пусть ученик напишет, что Татьяна - дура, а Онегин - подлец. что муму - разносчик заразы, Герасима надо в интернат для инвалидов сдать, а хозяйка его имеет право распоряжаться своими рабами, потому что она их содержит.
или еще чего придумает, у меня дальше фантазии не хватает. если у нас полная свобода, ученик же может высказать вое мнение? по-вашему, запросто. 06.02.2012 11:09:20, Маграт
пусть ученик напишет, что Татьяна - дура, а Онегин - подлец. что муму - разносчик заразы, Герасима надо в интернат для инвалидов сдать, а хозяйка его имеет право распоряжаться своими рабами, потому что она их содержит.
или еще чего придумает, у меня дальше фантазии не хватает. если у нас полная свобода, ученик же может высказать вое мнение? по-вашему, запросто. 06.02.2012 11:09:20, Маграт
гы :)) моя именно так и написала, что Татьяна - дура, а Онегин - подлец. Но, так как она это не просто написала, а аргументировала, то получила 5/5. Написать можно что угодно, главное обосновать своё мнение. И подкрепить цитатами.
06.02.2012 11:16:52, douceur
мнение, подкрепленное аргументами. если сочинение называется "образ герасима, барыни...и т.д." - нужны аргументы. это цитаты, взаимодействие героев, ход событий, исторический момент ...если сочинение на вольную тему "что я думаю о... и почему" - ради бога.
06.02.2012 11:12:49, Шерлок
Читайте также
Климакс не приговор, а новая глава в жизни женщины
Многие женщины с ужасом ждут этого момента. Как встретить климакс во всеоружии с высоко поднятой головой?
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание