скажите пож-та, а как вы объясняете детям правила великого и могучего, которые сами не точно знаете?
1. лезете в словари
2. объясняете как помните
3. отсылаете к учебникам и учителям
4. другое
вопрос возник в связи с приставками пре- и при-
мне смутно помнится, что приставка пре- используется в случае, где ее можно заменить на пере- (предобрый, препятствие, преграда)а при- в значении приближаться и близких к тому (приблизиться, привлечь и т.д.)
но тогда есть столько необъяснимых случаев!
преуменьшить, прекратить, презирать, приуменьшить и т.д.)
И все это учить штоль????
Конференция "О своем, о девичьем""О своем, о девичьем"
Раздел: Как поступить?
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

продвинутым родителям и лингвистам-объясняльщикам
14.11.2011 11:41:09, Апельсиновая девушка98 комментариев


резюмирую для себя - грамоту.ру спрашивать, современные учебники читать, к словарям относится с осторожностью.
в общем - бдительность во всем) 14.11.2011 15:06:10, Апельсиновая девушка


или приведи исключение из моего правила:) 15.11.2011 12:57:46, Zeta
Можно я всем тут сразу скажу: сейчас наши старые словари не стоит использовать.
Кто у нас тут в школе работает, првильно говорю?
Там расхождения были и 20 лет назад. 14.11.2011 13:24:56, Питерская, и пусть меня поправят
Кто у нас тут в школе работает, првильно говорю?
Там расхождения были и 20 лет назад. 14.11.2011 13:24:56, Питерская, и пусть меня поправят
В словари, на соответствующий сайт, спрашиваю знакомых гуру.
В вашем примере просто прочитала бы учебник, если бы не помнила. 14.11.2011 13:12:20, Etagerka
В вашем примере просто прочитала бы учебник, если бы не помнила. 14.11.2011 13:12:20, Etagerka
Вообще-то в их обычном школьном учебнике все и написано:достаточно внимательно прочитать.
14.11.2011 13:04:53, hanhi

Правила не помню, но помню, что русский мы сдавали по билетам и штоль учили-таки. И приставки, и -н-нн-, и гласные чередующиеся, и много ещё разного. Почему бы и нынешним детям не поучить.
14.11.2011 12:31:31, Елна

2. если не могу - ищу объяснение (лезу в словари, в инет или здесь спрашиваю) и потом объясняю.
и чо-та я сомневаюсь в существовании такого школьного учителя, знания которого были бы системнее и глубже, чем мне удастся вытащить из источников, перечисленных мною же в пункте 2:)) 14.11.2011 12:26:44, Ольга-13


говорю - напиши так и так, посмотри, что естественнее, что глаз не режет. Для меня это единственный критерий, как правило безошибочный.
14.11.2011 12:05:41, AleXXX
я так собственно и поступаю, но есть дети, которым надо понять почему? - вот как в примере с преуменьшать и приуменьшать..
14.11.2011 12:21:07, Апельсиновая девушка
Была уверена, что это не ошибка)))))
Для меня это стадия перед "улегшись лицом в салат"... 15.11.2011 16:13:13, Дина (Джума)
так у Толстого это возможно и не было ошибкой.
многое изменилось с тех пор в языке 14.11.2011 13:50:07, Ольга-13
я же не возражаю.
но считаю, что подобные древние выверты язака анализировать должны специалисты, а не я.
я вон с умным видом замечу Толстому, что в слове "танцОвали" у него ошибка, а потом оказывается, что это была норма языка:( 14.11.2011 15:06:06, Ольга-13
Быть внутри языка, общаться с грамотными людьми и читать-читать-читать:-) (с) ))) - так это и есть использование памяти ))))).
14.11.2011 21:54:45, Василиса из сказки

"Пре-" - это по смыслу сильно изменить, "при" - это скрорее "недо" чем "пере" Т.е. изменить чуточку.
поэтому преуменьшить (такого не встречала, чаще "преумножить") это почти свести на нет, а приуменьшить - это чуть-чуть уменьшить :) 14.11.2011 12:45:19, Rosenstock
поэтому преуменьшить (такого не встречала, чаще "преумножить") это почти свести на нет, а приуменьшить - это чуть-чуть уменьшить :) 14.11.2011 12:45:19, Rosenstock
Ха-ха, хочется мне скзать. Бред нынешнего образования состоит в том что...
Моему ребенку не придет в голову сказать:"Проходя по мосту, у него слетела шляпа". Проверено. Он соображает, что неверно, но почему?!
Так что если Вы еще не в курсе, мы теперь учим не только грамотно писать и говорить, мы же теперь старательно изучаем ОШИБКИ!
Это система тестирования, когда из разных вариантов один.
В итоге ты же знакомишь ребенка и с неверными вариантами. 14.11.2011 12:10:02, Питерская
Моему ребенку не придет в голову сказать:"Проходя по мосту, у него слетела шляпа". Проверено. Он соображает, что неверно, но почему?!
Так что если Вы еще не в курсе, мы теперь учим не только грамотно писать и говорить, мы же теперь старательно изучаем ОШИБКИ!
Это система тестирования, когда из разных вариантов один.
В итоге ты же знакомишь ребенка и с неверными вариантами. 14.11.2011 12:10:02, Питерская
Вчера глазам своим не поверила - сама лично видела у ребенка в учебнике русского языка (причем будто бы цитата кого-то из великих!):
"читая стихи Пушкина, мороз пробегал по коже".
Вот на мой взгляд, это аналогично шляпе, проходящей по мосту - нет?
Но, к сожалению, это было вовсе не в параграфе для поиска ошибок:(( 14.11.2011 12:54:38, Helen*
"читая стихи Пушкина, мороз пробегал по коже".
Вот на мой взгляд, это аналогично шляпе, проходящей по мосту - нет?
Но, к сожалению, это было вовсе не в параграфе для поиска ошибок:(( 14.11.2011 12:54:38, Helen*
У Достоевского и Толстого куча такого рода ошибок. У Толстого, например: "Облокотясь лицом о стол..."
14.11.2011 13:16:58, маугленок

Для меня это стадия перед "улегшись лицом в салат"... 15.11.2011 16:13:13, Дина (Джума)
Какое бы ни было продолжение. Облокотиться - значит опереться локтем, а на лице локтей нет.
14.11.2011 14:03:03, маугленок
я и говорю - иного рода. хотя может это и не ошибка. а просто авторский текст
14.11.2011 14:09:22, Шерлок

многое изменилось с тех пор в языке 14.11.2011 13:50:07, Ольга-13
Оля, ну Чехов - современник Толстого. а над этим смеялся. А Пушкин раньше жи, и нигде у него таких оборотов не было.
14.11.2011 14:08:11, Маграт

но считаю, что подобные древние выверты язака анализировать должны специалисты, а не я.
я вон с умным видом замечу Толстому, что в слове "танцОвали" у него ошибка, а потом оказывается, что это была норма языка:( 14.11.2011 15:06:06, Ольга-13
вполне выпуклый образ - облокотицца мордом ап стол :) Сам так иногда облокачиваюсь :)
14.11.2011 13:57:22, AleXXX
И на солнце есть пятна:)
14.11.2011 13:25:45, Питерская
Но все же в качестве цитаты для учебника русского языка лучше было взять те высказывания классиков, где они свое несовершенство не показывают:))
14.11.2011 13:55:22, Helen*
Серьезно, что ли? Аналогично. Должен быть ОДИН субъект (лицо или предмет). Мороз читал стихи и бегал по коже:))
Я ошибки нашла в учебнике для ЕГЭ, не помню какие. А я все же не великий спец. 14.11.2011 13:03:16, Питерская
Я ошибки нашла в учебнике для ЕГЭ, не помню какие. А я все же не великий спец. 14.11.2011 13:03:16, Питерская
Это в приведенном примере.
Должен быть один субъект у глагола и деепричастия. Когда два, получаются вот такие шутки. Новогодние. 14.11.2011 13:11:06, Питерская
Должен быть один субъект у глагола и деепричастия. Когда два, получаются вот такие шутки. Новогодние. 14.11.2011 13:11:06, Питерская
:)) Вот. Это раньше в школе и не проходили.
Читая стихи Пушкина, Маша увлеклась рус. лит-рой.
Это значит, что Маша читает и одновременно увлекается. Дееепричастие показывает второе действие для Маши.
Читая стихи Пушкина, мороз пробегал по коже.
Здесь в качестве действующего лица, субъекта предлагается мороз. У мороза два действия. Стихи читать и бегать:)
Не знаю, как еще объяснить. Не училка я:)) Это к вопросу, что гуманитариям мозг не нужен. Иногда нужен:) 14.11.2011 13:22:54, Питерская, для Алекса тоже
Читая стихи Пушкина, Маша увлеклась рус. лит-рой.
Это значит, что Маша читает и одновременно увлекается. Дееепричастие показывает второе действие для Маши.
Читая стихи Пушкина, мороз пробегал по коже.
Здесь в качестве действующего лица, субъекта предлагается мороз. У мороза два действия. Стихи читать и бегать:)
Не знаю, как еще объяснить. Не училка я:)) Это к вопросу, что гуманитариям мозг не нужен. Иногда нужен:) 14.11.2011 13:22:54, Питерская, для Алекса тоже
Мы - это школа и я, бедная родительница, выученная в добрые старые времена на филфаке, когда его название еще было не ругательным англицизмом:)
14.11.2011 12:18:45, Питерская
сейчас детям раздают тесты, в которых написаны слова с ошибками. их надо найти. Довольно глупо, если учесть, что основная грамотность идет от зрительной памяти.
14.11.2011 12:40:34, Чернобурка
Я в ужасе от этих заданий. Писать самому грамотно много легче, чем исправлять чужие ошибки.
И потом чем меньше ребенок видит неправильных вариантов, тем лучше. Мне казалось, это элементарно.
Педагогу все равно, у него мозг сформирован.
Таким как я... мозг кипит и начинаешь сомневаться:)) 14.11.2011 13:06:48, Питерская
И потом чем меньше ребенок видит неправильных вариантов, тем лучше. Мне казалось, это элементарно.
Педагогу все равно, у него мозг сформирован.
Таким как я... мозг кипит и начинаешь сомневаться:)) 14.11.2011 13:06:48, Питерская
Запутывает неокрепшие мозги, которые не готовятся в будущем к карьере филологов и поэтому им без надобности досконально знать правила, а вот писать грамотно неплохо было бы. В таком случае практически единственный выход - постоянно много ПРАВИЛЬНЫХ примеров перед глазами (книги, газеты, учебник - не важно).
14.11.2011 12:42:12, В, с работы
Как раз на числительные таких заданий много. Лучше бы на каждой странице писать единственно прав. вариант, рассчитывая на механ. память:))
14.11.2011 13:12:57, Питерская
Зачем механическая память, если можно понять? Вот как раз в отношении слов, подчиняющихся правилам, такие задания вполне обоснованны.
Чисел много тысяч, все не напишешь, чтобы на механическую память надеяться :) 14.11.2011 13:30:45, маугленок
Чисел много тысяч, все не напишешь, чтобы на механическую память надеяться :) 14.11.2011 13:30:45, маугленок
понять - и каждый раз применять правило? Все равно после понимания приходит механическая память, так не проше ли проскочить этап понимания? :)
14.11.2011 13:45:55, AleXXX
Для меня не проще, механической памяти на ВСЕ числительные не хватит. Мне вообще надо понимать, я не могу зазубривать.
14.11.2011 14:05:34, маугленок
Язык надо чувствовать, ни зубрежка, ни механическая память тут не помощники. Чтобы не только не делать ошибок, а и понимать, как нелепо звучат некоторые вполне употребляемые словосочетания. Быть внутри языка, общаться с грамотными людьми и читать-читать-читать:-)
14.11.2011 14:34:04, Violetera

Нет, это как плавать, дышать.. Я про приставки при- и пре- ничего не учила никогда, мне это было ни к чему
14.11.2011 23:02:28, Violetera
Ох, только вчер грузила девственно чистый мозг ребенка причастиями и деепричастиями. В первую очередь нужно смотреть ИХ учебник. Как он детей требуют, то и давать. Для развлечения еще Справочник школьника посмотрела. Не всегда годятся словари.
Ну и смотря какие цели. Им вот давали в школе учебник с заданиями для ЕГЭ, вот на него и стоит ориентироваться. А есил хотите вырастить филолога, этого мало, конечно. 14.11.2011 12:04:17, Питерская, экс-лингвист
Ну и смотря какие цели. Им вот давали в школе учебник с заданиями для ЕГЭ, вот на него и стоит ориентироваться. А есил хотите вырастить филолога, этого мало, конечно. 14.11.2011 12:04:17, Питерская, экс-лингвист
исключительно по Розенталю
14.11.2011 12:01:01, Багир@
Вспомнилось! Прожекторперисхилтон, Светлаков:"Чтобы быть "В" надо быть сначала "НА"
15.11.2011 18:14:55, тетя Мотя
Розенталь хорош для себя. Школьный учебник - в первую очередь.
Вот есл им объясняют, что ТЬ - это окончание, а не суффикс, то так тому и быть. 14.11.2011 12:06:04, Питерская
Вот есл им объясняют, что ТЬ - это окончание, а не суффикс, то так тому и быть. 14.11.2011 12:06:04, Питерская
кому как :) помнится, мой сын не раз объяснялся со своей русичкой с Розенталем в руках, очень убедительно было :)))
14.11.2011 12:21:24, Багир@
Мы один раз в Институт лингв. исследований звонили:) Из-за "На украине и в украине"... Какой Розенталь, ох... Двойку ребенку впаяли за "на Украине", не более и не менее. А девочка отличница и т.д.
Учтельницу, правда, потом за пьянку выставили...
Хотя как базовый Резенталь хорош, хорош. 14.11.2011 12:24:57, Питерская
Учтельницу, правда, потом за пьянку выставили...
Хотя как базовый Резенталь хорош, хорош. 14.11.2011 12:24:57, Питерская

у меня младшему уже 31 :) Розенталь в то время еще не устарел, когда он учился
14.11.2011 12:46:38, Багир@
У меня-то 13, разгар экспериментов приходится именно на него. Они ГИА будут сдавать практически в первых рядах.
14.11.2011 13:08:33, Питерская
При - приближение, близость, неполное действие.
Пре- "пере-" и "очень".
Это как я помню.
Лезу в словари, если что.
Учителям и учебникам (кроме Розенталя))) не доверяю ))), 1) мало ли там какой учитель, 2) да он с ума сойдёт - каждому ученику давать индивидуальные разъяснения по каждому вопросу. 14.11.2011 11:57:15, В. с работы
Пре- "пере-" и "очень".
Это как я помню.
Лезу в словари, если что.
Учителям и учебникам (кроме Розенталя))) не доверяю ))), 1) мало ли там какой учитель, 2) да он с ума сойдёт - каждому ученику давать индивидуальные разъяснения по каждому вопросу. 14.11.2011 11:57:15, В. с работы

Второй вариант с ПРИ неправильный.
А вообще я призываю детей (и вообще всех) больше читать, тогда человек зрительно помнит,как пишется слово и развивается интуитивная грамотность. 14.11.2011 11:56:58, Ольсик
Два варианта правильных. Вопрос в значении. Грамота.ру всё объясняет. "Преуменьшить" - это антоним к "преувеличить", здесь значение "пере-", "излишне". "Приуменьшить" - сделать поменьше, здесь чётко "неполное действие".
Я это так вижу. 14.11.2011 12:00:28, В. с работы
Я это так вижу. 14.11.2011 12:00:28, В. с работы
Воображение развивает зато, пока нужные варианты подыскиваешь. Опосредованно очень хорошо влияет на развитие умения излагать свои мысли.
14.11.2011 12:03:24, В. с работы

увы( 14.11.2011 11:59:44, Апельсиновая девушка
никак не объясняю. ей вполне хватает объяснений учителя на уроке русского языка. за все 9 лет не потребовалось.
14.11.2011 11:53:08, douceur

Могу изучить вместе с ним для повышения образованности 14.11.2011 11:45:29, Вечная Весна


потому что обозначает существо мужского пола:)) именно поэтому есть слова, которые, оканчиваяь на "а", могут быть как женского, так и мужского рода, в зависимости от того, к кому относятся.
14.11.2011 12:02:10, Чернобурка
А он не немец, часом )))? А то путь объяснит, почему слово "мать" в немецком языке оканчивается как существительное мужского рода, более того, и мн.ч. число образовывает, как м.р.? ))
14.11.2011 12:02:06, В. с работы
эстноцы ваще жгут: у них почему-то наоборот - "ваша ежик" и "ваш сумка" :)))
14.11.2011 12:50:02, Багир@
Девушка там по грамматическому признаку среднего рода. Умлаут над корневой гласной и суффикс -chen. Бывшее Fraeulein - тоже, кстати. Просто -lein и -chen всегда дают средний род, это уменьшительно-ласкательные суффиксы, неважно, со словом какого рода они сочетаются.
14.11.2011 12:45:39, В. с работы

От немецкого я тоже запомнила среднего рода девочку и женского женщину ))) Как так она растет и род меняет? 14.11.2011 12:09:40, ЮляМ
См. выше. Frau -женщина. Fraeulein (у меня здесь умлаутов нет, вместо е после а должен стоять умлаут) - девушка (немного устаревшее), "маленькая женщина".
Слово Maedchen просто образовано от другого слова. 14.11.2011 12:48:16, В. с работы
Слово Maedchen просто образовано от другого слова. 14.11.2011 12:48:16, В. с работы

А поэтому лучше чтения ничего не придумано. Сложный русский язык, да. Но тому, кто много читал, правила уже не нужны.
14.11.2011 12:58:11, Violetera