А вот скажите, вы в детстве стихи воспринимали "как так и надо"? В смысле - некритически, без понимания смысла, просто как складные красивые слова?
Я - точно, только так и слушала/запомнила/декламировала массу "положеных" стихов из детского репертуара. Детского в широком смысле - помню, что "на смерть Добролюбова" ("Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку сердце покорять...") в 9м классе все еще так "мелодически" запомнила.
Но вот своему сыну я вчера до седьмого пота толковала отрывок "Мужичок с ноготок" (из поэмы "Крестьянские дети" Некрасова). Тот самый, который вроде всем в зубах навяз, однажды в студеную зимнюю пору. Не то любознательность пробудилась у ребенка, не то стихи особо странные, но интересовало каждое слово - и при этом мелодия стиха совершенно не нужна была. Т.е. "мужичок с ноготок" как познавательно-просветительная литература о русских детях.
У меня осталось неудовлетворенное чувство полного взаимонепонимания с сыном, несколько юмористическое. Я никак не могла объяснить - КАК надо воспринимать стихи вообще, и это в частности. Что не надо думать - сколько, какой процент русских детей вынуждены сейчас /или были вынуждены раньше/ водить лошадку с санями под уздцы:)))) Надо просто слушать стихи и представлять себе "картины". Мой ребенок не может понять - что за картины можно себе представить, если не понять дотошно каждую экономическую реалию и не подумать о том, какова была жизнь мужичка с ноготок.
До сих пор, кажется, "все было в порядке" - прокатывала и сказка о царе Салтане, и былины, и что угодно. С немногими вопросами по сути. Вчера же как отрезало - никакого "пассивного слушания", будем разбираться!
Конференция "О своем, о девичьем""О своем, о девичьем"
Раздел: Просто поделиться...
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
У дочери была отличная память на стихи : в 2года она без специального заучивания среди многих других, знала, например, Дед Мазай и зайцы, Мороз-красный нос, Ворону( ес-но) и лисицу - кто ж их не знает! Но когда ту же ворону пришлось учить во 20м классе - вот это был караул, бились больше часа (когда включился смысл), а Лебедь, рак и щука она вообще не смогла выучить наизусть, хотя вообще-то стихи запоминает хорошо ( правда, теперь все-таки учить приходится, но быстро).
А младший до недавнего времени обычно пересказывал стихи прозой ("Мишка рассердился и ногою НАСТУПИЛ (вместо тупого ТОП), или норовит в рифму же, но заменяет слова синонимами.
Чувствовать мелодику стиха, конечно, хорошо, но вникать в смысл тоже не вредно.
06.02.2006 11:04:07, hanhi
А младший до недавнего времени обычно пересказывал стихи прозой ("Мишка рассердился и ногою НАСТУПИЛ (вместо тупого ТОП), или норовит в рифму же, но заменяет слова синонимами.
Чувствовать мелодику стиха, конечно, хорошо, но вникать в смысл тоже не вредно.
06.02.2006 11:04:07, hanhi
мой сын такой же как Кондрат - ему главное смысл, ну на крайняк слова те же самые заучит - порядок произвольный - но ритмического узора не слышит вообще напрочь
я наоборот всегда запоминала именно по ритмическому рисунку - смысл я самый общий при учении улавливала а потом когда рассказывала так и вовсе "не слышала" 06.02.2006 10:43:31, Тушкан
я наоборот всегда запоминала именно по ритмическому рисунку - смысл я самый общий при учении улавливала а потом когда рассказывала так и вовсе "не слышала" 06.02.2006 10:43:31, Тушкан
Я только помню, что в детстве страшно завидовала дочке Мистера Твистера... Прям мечтала быть такой же! Особенно по той причине, что у неё была своя мартышка ("Взявши под мышку дочь и мартышку..."(с))...
Вообще стихи страшно любила, но с аккуратными рифмами и ритмом. Поэтому терпеть не могла Чуковского с его хромыми строчками :)))) 06.02.2006 10:17:19, Барби на пенсии
Вообще стихи страшно любила, но с аккуратными рифмами и ритмом. Поэтому терпеть не могла Чуковского с его хромыми строчками :)))) 06.02.2006 10:17:19, Барби на пенсии
(off) про былины. Какое у Вас издание и насколько оно хорошее?
У меня в детстве просто была книга такая, красного цвета, немного нестандартного формата, с великолепными чёрно-белыми рисунками. Там много былин в ней было собрано. Потерялась. :(
искал некогда по перестроечным временам старшему - так и не нашёл хорошей книги. либо всего одна-две былины, либо они изложены так что застрелить редколлегию охота либо ещё что-то "не так". В инэте приблизительно то же самое.
А сейчас младшему пришло время их показывать-рассказывать. 06.02.2006 05:47:09, male
У меня в детстве просто была книга такая, красного цвета, немного нестандартного формата, с великолепными чёрно-белыми рисунками. Там много былин в ней было собрано. Потерялась. :(
искал некогда по перестроечным временам старшему - так и не нашёл хорошей книги. либо всего одна-две былины, либо они изложены так что застрелить редколлегию охота либо ещё что-то "не так". В инэте приблизительно то же самое.
А сейчас младшему пришло время их показывать-рассказывать. 06.02.2006 05:47:09, male
это про детское восприятие старых стихов.
06.02.2006 00:52:57, Маграт
Спасибо, ссылка сейчас "самое то". Больше всего меня удивило, как отношение к стихам в одночасье переменилось. Я ведь могла раньше заунывно сколько угодно наизусть ему читать - действовало гипнотически. А тут вдруг проснулся.
06.02.2006 01:03:51, ХусФрю
это период такой, когда осознанно ребенок начинает вникать в каждое слово. у моей Лены сейчас тоже такое. выпытывает значение каждого слова. до этого, подозреваю, слова не имели никакого значения, стихи воспринимались как мелодия.
забавное обсуждение было в ЖЖ.
про себя помню, что классе в седьмом я обожала Чуковского. То есть в этом возрасте, после многих серьезных книжек, почувствовала кайф от ритма и простых рифм. 06.02.2006 00:48:10, Маграт
забавное обсуждение было в ЖЖ.
про себя помню, что классе в седьмом я обожала Чуковского. То есть в этом возрасте, после многих серьезных книжек, почувствовала кайф от ритма и простых рифм. 06.02.2006 00:48:10, Маграт
Митька дотошно и неоднократно выспрашивает каждую деталь:Сколько было котяток?Почему они были на дороге?Почему они потеряли ВСЕ перчатки? Почему мама-кошка жадничает? Почему она сердится? и т.п.Зато он стихи обожает, жить без них не может, и даже сказки и мультики называет или "стихи", или "песни" ("Расскажи мне стихи про Незнайку!"
Старший же воспринимает их целиком - скорее, как картину, чем как текст. Но и не очень любит. 06.02.2006 00:47:07, ЧаПай
Старший же воспринимает их целиком - скорее, как картину, чем как текст. Но и не очень любит. 06.02.2006 00:47:07, ЧаПай
У меня сложно со стихами с детства было. Прежде всего - я с пелёнок привык их на слух воспринимат, и восприяте очень зависело от того, кто читал.
06.02.2006 00:45:31, Паштет
Я в детстве стихи воспринимала именно так, картинами:) впрочем, как и другую литературу:) у моих детей масса вопросов возникает из-за языковых проблем при прослушивании стихов.
06.02.2006 00:37:22, Mockingbird
Не знаю... Я в детстве "мелодию стиха" точно не воспринимала, но и разбиратьься меня самосохранение не пускало :)) Но запомнить стих я могла только запомнив смысл содержания, иногда даже для запоминания знаками себе придумывала объяснялки на каждое слово, логическую цепочку, типа кот по цепи ходит, значит два пути - направо и налево... Зубрить просто слова не умела и не умею :)
06.02.2006 00:20:41, ленУля
Пока что запоминать ему нет нужды, никто не требует. Я озадачилась тем, что он как-то неожиданно прекратил кротко слушать - не чтение стихов, а сплошные разъяснения получаются. Не для запоминания, а для понимания. Кстати, мне было интересно обдумать объяснения - я и себе тоже никогда не объясняла всяких фактов из того стиха. Например, если семья большая, а мужиков только двое - то наверное, много девочек зато. И поскольку мужчику только шестой годик - то есть наверняка девочки и старше него. Почему отец не берет ДОЧЬ постарше - водить лошадь под уздцы? Ведь явно не физическая сила от шестилетнего мальца требуется? А девочка постарше меньше бы мерзла, больше соображала бы...
06.02.2006 00:30:51, ХусФрю
:))) Потому что дрова - МУЖСКАЯ обязанность была :)) А девочкам и так хватало работы, видимо :) А семья - это и старенькие бабушки, и мать семейства беременная, и младенцы. И, если учесть, что рожали тогда подряд, то возраст старших был ненамного больше этого "мужичка" :)
А вообще для меня в детстве стихи были - проза, записанная странным образом, читала просто как рассказы, вникая в смысл, а не в мелодию :( До сих пор с мелодией стихов у меня проблемы. И стойкая нелюбовь к стихам-"наборам слов" :) 06.02.2006 00:37:53, ленУля
А вообще для меня в детстве стихи были - проза, записанная странным образом, читала просто как рассказы, вникая в смысл, а не в мелодию :( До сих пор с мелодией стихов у меня проблемы. И стойкая нелюбовь к стихам-"наборам слов" :) 06.02.2006 00:37:53, ленУля
Мужичок с ноготок в детстве у меня с цветком календулы исключительно сравнивался по размеру - с тем, который называется "ноготок". Я думала, что он буквально был именно такого роста. Задумывалась, как он умудрялся с таким ростом управлять лошадью...
Вообще, помню, что многие непонятные слова я понимала как-то не так, как надо было бы... Но у меня была серьезеная проблема "проглатывания" книг - я сильно опережала по возрасту "программу" : ) 06.02.2006 00:18:28, Бегущая_По_ГраблЯм
Вообще, помню, что многие непонятные слова я понимала как-то не так, как надо было бы... Но у меня была серьезеная проблема "проглатывания" книг - я сильно опережала по возрасту "программу" : ) 06.02.2006 00:18:28, Бегущая_По_ГраблЯм
"Покорять"? Не "подчинять"?
Да, те же воспоминания. Строчки, размер, как музыка. Смысл - где-то далеко:-)) Но это касалось исключительно народной поэзии, патетической, политической - где романтики нет.
А вот стихи про любовь - это абсолютно другое. Как будто другой стиль литературный:-) 06.02.2006 00:15:58, Фабьен
Да, те же воспоминания. Строчки, размер, как музыка. Смысл - где-то далеко:-)) Но это касалось исключительно народной поэзии, патетической, политической - где романтики нет.
А вот стихи про любовь - это абсолютно другое. Как будто другой стиль литературный:-) 06.02.2006 00:15:58, Фабьен
Вот первые стихи про любовь, впечатление, которое ты описываешь, на меня произвело "Письмо к женщине" С.Есенина. Но мне он всегда нравился, с детсадовских времен еще :)) А тут -раз! И чувствую-другое:))
06.02.2006 08:42:19, ChiChi
Я сначала "подчинять" написала, а потом позадумалась:) Наверное, первое впечатление было правильным, "подчинять".
06.02.2006 00:18:17, ХусФрю
Читайте также
Процедура установления отцовства: какие документы необходимы и какие права это дает
Для чего вообще устанавливать отцовство?