Конференция "Ребенок от 10 до 13""Ребенок от 10 до 13"
Раздел: -- посиделки
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
По следам опроса КС
Скажите, а по каким критериям вы оцениваете качество преподавания? Мы в 5 классе. Поступили в гимназию. Все новое. Как оценить качество преподавания того или иного предмета?
13.02.2008 10:25:25, ЛАЙМиК
88 комментариев



У меня сын закончил школу. Но это не единственный и последний ребенок в моем окружении, который связан со школой. Но по этическим и иным причинам мне проще приводить примеры только на примере с сыном.
Вот сын пошел в новую школу, в 7-й класс. Откуда я знала о преподавании и прочих школьных событиях?
1. Спрашивала каждый день о школьных новостях, что узнал, что проходили, что было на каждом из уроков, что случилось в школе.
2. Смотрела, какие учебники, что задано.
3. Периодически просила рассказать о познаниях. Если сын рассказывал что-то уж совсем адиозное, что ребенок не может придумать, то это явно это от педагога. Например, о систематике, об объединении в группу "протистов" всех одноклеточных вместо рассмотрения "прокариот" и "эукариот" семикласснику выдумать не дано. Если потом этих протистов мусолят полгода, вместо школьной программы и не проходят положенных мхов, папоротников и высших растений, то у меня вполне резонные мысли о не пройденной программе по биологии, о чем я и поговорила с главой школьных биологов. Перед этим даже на кафедру зоологии беспозвоночных ходила. Нашла своего бывшего педагога по практикуму и спросила, может веяния какие новые (зоология и ботаники одноклеточных сливается и это не совсем моя область, думала, может, чего-то упустила в современных веяниях).
4. Ходила на родительские собрания, беседовала с классным руководителем, родителями, встречалась с предметниками при наличии вопросов и сомнений, с представителями администрации. Родители учеников класса присутствовали на разных занятиях и мероприятиях (кто где, но в проблемных местах кто-то всегда успевал побывать), потом рассказывали о впечатлениях, это обсуждалось, в том числе, с классным руководителем.
5. Звонила родителям учеников своего класса, беседовала с другими родителями параллели, с представителями родительского комитета. 13.02.2008 17:35:27, Lyuba
Вот сын пошел в новую школу, в 7-й класс. Откуда я знала о преподавании и прочих школьных событиях?
1. Спрашивала каждый день о школьных новостях, что узнал, что проходили, что было на каждом из уроков, что случилось в школе.
2. Смотрела, какие учебники, что задано.
3. Периодически просила рассказать о познаниях. Если сын рассказывал что-то уж совсем адиозное, что ребенок не может придумать, то это явно это от педагога. Например, о систематике, об объединении в группу "протистов" всех одноклеточных вместо рассмотрения "прокариот" и "эукариот" семикласснику выдумать не дано. Если потом этих протистов мусолят полгода, вместо школьной программы и не проходят положенных мхов, папоротников и высших растений, то у меня вполне резонные мысли о не пройденной программе по биологии, о чем я и поговорила с главой школьных биологов. Перед этим даже на кафедру зоологии беспозвоночных ходила. Нашла своего бывшего педагога по практикуму и спросила, может веяния какие новые (зоология и ботаники одноклеточных сливается и это не совсем моя область, думала, может, чего-то упустила в современных веяниях).
4. Ходила на родительские собрания, беседовала с классным руководителем, родителями, встречалась с предметниками при наличии вопросов и сомнений, с представителями администрации. Родители учеников класса присутствовали на разных занятиях и мероприятиях (кто где, но в проблемных местах кто-то всегда успевал побывать), потом рассказывали о впечатлениях, это обсуждалось, в том числе, с классным руководителем.
5. Звонила родителям учеников своего класса, беседовала с другими родителями параллели, с представителями родительского комитета. 13.02.2008 17:35:27, Lyuba
Р.S.: забыла упомянуть
5. Когда мне очень не нравились рассказы сына, просила записать часть урока и дат мне послушать.
13.02.2008 18:16:26, Lyuba
5. Когда мне очень не нравились рассказы сына, просила записать часть урока и дат мне послушать.
13.02.2008 18:16:26, Lyuba





Правда, бред какой-то. Полно таких веток: Совместный или раздельный комбез купить первокласснику? А второкласснику? Есть ли у Вас лыжи? А Вам это нравится? Что выбрать - англ. или немецкий? И т.д. Можно подумать, очень удобно, когда это в конференции целую страницу занимает... ИМХО, куда лучше, когда анкета вынесена из конфы - отвечают только те, кому интересно.
13.02.2008 12:18:49, Lariska


2. По результатам участия в олимпиадах, конкурсах, викторинах
3. По тому, как ребенок проявляет свои знания в обиходе (например английский-историю-географию в заграничной поездке) 13.02.2008 10:45:38, Дашук


а надо ли это заставлять делать всех??? кому интересно, тот и так залезет...а кому это даром не нужно, ну пусть хоть прочитает и ответит на вопросы. Т.е это минимум какой то наверное
13.02.2008 11:06:02, ЛАЙМиК

Все зависит от целей, которые вы ставите. Вы хотите чтобы ребенок знал предмет или нет?
Если хотите, то вы должны понимать, что вопросы бывают репродуктивные и продуктивные. То, о чем вы пишете "прочитает и ответит на вопросы" - это репродуктивные вопросы. Ребенок тупо находит ответы и тупо их повторяет. Эффективность такой работы стремится к нулю. Уже через пару часов ребенок, скорее всего, ничего помнить не будет. Чтобы повысить эффективность, надо ставить продуктивные вопросы. Те, ответы на которые не даются напрямую в учебнике. Но ответы на которые можно найти если владеть материалом на достаточном уровне, если уметь сопоставлять, анализировать, мыслить в конце концов. Если ваша цель не "попка дурак", а ребенок мыслящий способный не только получать готовые знания, но и саморазвиваться, то вопросы должны быть хотя бы на 80 процентов продуктивными. При этом основываться они могут исключительно на материале программы. Никуда не выходя.
Иначе ребенок выйдет из школы, и если "этого не проходили", причем дословно, в такой же формулировке, то он и не сориентируется. 13.02.2008 12:11:39, Красно Солнышко

Сравните:
Репродуктивный вопрос:
Дайте определение теплопроводности. От чего зависит теплопроводность?
Продуктивный вопрос:
Как вы думаете, почему зимой надевают шубу, чтобы было тепло, а летом, в жарких странах, толстый халат, чтобы не было жарко? 13.02.2008 12:20:40, Красно Солнышко
Слушай, вот я, конечно, только за себя могу сказать. но лично меня вопросы второго типа бесят просто. Думать о том, кто когда надевает шубуи халат - оно мне надо? Меня намного больше бы первый вариант устроил.
13.02.2008 12:23:36, Mercury
Я правильно понимаю, что бесят заодно с необходимостью изучать теплопроводность, от которой хотелось бы побыстрее отделаться?
ИМХО, вопрос о щубе и халате на столько простой, что только возмущение Mercury выдает его продуктивность. 13.02.2008 17:56:52, Lyuba
ИМХО, вопрос о щубе и халате на столько простой, что только возмущение Mercury выдает его продуктивность. 13.02.2008 17:56:52, Lyuba
Не-а. Вы неправильно понимаете. Теплопроводность мне безразлична. А чушатина про халаты и шубы бесит. А физикам логику не преподают, нет? Или у вас в курсе логики учат, что если вопрос простой, то он должен всем нравиться?
13.02.2008 18:23:01, Mercury

Потому что ее нету. Никакой связи между теплопроводностью и "всем нравится". А где вы прочитали, что она есть?
А по второму абзацу - я вообще, извините, не поняла, с чего вы взяли, что я нуждаюсь в ваших указаниях?
Я ведь и в таком ключе могу ответить, что если чего-то не понимаете, то идите и подумайте, или не участвуйте в дискуссии, где чего-то не понимаете. Согласны на такой тип беседы? 13.02.2008 18:43:14, Mercury
А по второму абзацу - я вообще, извините, не поняла, с чего вы взяли, что я нуждаюсь в ваших указаниях?
Я ведь и в таком ключе могу ответить, что если чего-то не понимаете, то идите и подумайте, или не участвуйте в дискуссии, где чего-то не понимаете. Согласны на такой тип беседы? 13.02.2008 18:43:14, Mercury

А я что, брала на себя обязательства писать только то, что важно для вас? Не припомню:) Не нравится - не читайте. Но судя по тому, что вы именно на этом моменте встроились в дискуссию, вам таки это важно оказалось:) было бы неважно - прошли бы мимо.
13.02.2008 18:51:28, Mercury

Отвечать на репродуктивные вопросы удобно для людей с хорошей памятью. Я сама такая, сын у меня такой же - мы один раз прочли и уже запомнили. То, что по жизни надо - потом повторишь и запомнишь прочно, то, что не надо - забудешь сразу после экзамена, а учить с ответами на репродуктивные вопросы, конечно, быстрее. Но вот если память так себе - с вопросами первого типа эффективность учебы нулевая, правда! Дочь такая - если она проанализирует текст, то запомнит, причем вполне на уровне. Без анализа - можно просто не читать, результат один и тот же.
13.02.2008 12:36:15, Lariska
Что-то не заметила: уж на Танину память никогда не жаловались, но от этих репродуктивных вопросов память стала ухудшаться. Она сама говорила, что лучше запомнить, когда понимаешь суть, у от них в школе это редко требуют, а сама она - никак. Ей по физике явно легче понимать именно по 2-му типу вопросов (обычно для подготовки к уроку надо ответить и на те и на другие, причем письменно).
13.02.2008 14:32:59, hanhi

Уже давно проведены подобные исследования со всех сторон, вопрос изучен и доказан.
Было известный эксперемент, например, на домохозяйках. Одни просто фильм просмотрели о каком-то продукте, а других пригласили это продукт попробовать и обсудить. Вторые про продукт знали в результате в разы больше, чем первые. И, кстати, начали его активнее использовать :) 13.02.2008 12:49:50, Красно Солнышко

В твоем случае тогда лучше вообще не думать о теплопроводности! 13.02.2008 12:25:33, Красно Солнышко

А теперь поясните, мне, пожалуйста, с чего из моего простого утверждения о том, что у нас в стране обязательное среднее образование, вы вдруг решили, что я должна знать о том, где и как дело с этим обстоит в мире, и не только знать, а еще и подавать вам примеры в студию?
Какая цепь логических рассуждений вас привела к такому вопросу? 13.02.2008 18:48:26, Mercury
Какая цепь логических рассуждений вас привела к такому вопросу? 13.02.2008 18:48:26, Mercury

Ну вообще было бы очень странно, если бы я выбирала области знаний для изучения в сответствии с тем, какие вопросы вы можете мне задать:) Я бы на вашем месте не рассчитывала на такое внимание от посторонних людей.
13.02.2008 18:53:50, Mercury

Потрясающий результат. Ничего не рассчитывая услышать, столько написать:) столько вопросов задать:) и все без определенной цели:) Сильно:)
13.02.2008 18:59:47, Mercury

А вот если ты способна ответить на продуктивные вопросы вне прохождения темы, да еще и если ответ требует использования нескольких тем - то это уже наша школа не тянет, это запредельно для большинства учителей такому научить, это уже олимпиадный уровень :) 13.02.2008 12:32:26, Красно Солнышко

Именно так. Прочитать определение - 15 секунд. а пока учитель Васю спросит. что ты, Вася, думаешь. о шубах. а ты, Петя, что думаешьт, о халатах, а что вы теперь, дети, все вместе думаете, о том, зачем это нужно... жуть. Жизнь проходит мимо. Класса до третьего-четвертого я бы такие игры еще понимала. А уж в том возрасте, когда положено изучать физику - мне кажется странным такое затейничество
13.02.2008 13:57:05, Mercury

Да я вообще ни на кого ориентирована. Я прочитала у тебя про халаты и шубы, и на меня сразу школой моей повеяло:( вот я и среагировала.
13.02.2008 14:59:27, Mercury

А меня, кстати, в школьном курсе всегда раздражал подробный разбор всевозможных технических устройств. От гидравлического пресса и двигателя внутреннего сгорания на физике до башни в которой серу производят на химии. Прямо трясло от этого. Не смотря на то, что вроде как физику я потом выбрала в качестве специальности.
А представляешь как я бедная страдала на всевозможных радиотехниках и электротехниках? :) Мне бы в тиши кабинета и чтоб формулы-формулы. Как у Максвелла или Эйнштейна :) Наверняка даже лампочку вкрутить не смогли бы, даже если бы она у них была бы :) 13.02.2008 15:11:39, Красно Солнышко
Да вряд ли. Просто то, что мне непонятно, мне так и не стало понятно с помощью шуб и халатов. Хотя вот физичка, в частности, была у нас такая затйеница:) такая затейница:) уж как она всю эту физику до нас наглядно и образно доносила:) Не донесла, до меня, во всяком случае.
А то, что мне и так было понятно, то не нуждалось в этих фуфыськах.
13.02.2008 15:18:52, Mercury
А то, что мне и так было понятно, то не нуждалось в этих фуфыськах.
13.02.2008 15:18:52, Mercury

Мне вот тоже совсем непонятно было в школе, зачем 20 минут показывать эксперимент, когда заранее в учебнике давно написано, что там получится.
Но это проблема как раз того, что телега впереди лошади. Потребности изучать нет. Не только внутренней (интереса), но даже и внешней (куда-то придется сдавать), а учителю хошь не хошь, всем материал надо впарить. В том числе и не только таким как ты, в целом способным, но просто не интересующимся, а также тем кому иначе как на пальцах вообще не получится. 13.02.2008 15:45:55, Красно Солнышко
Эксперимент, т.к. 1 раз увидеть, лучше, чем 7 раз услышать. И верится больше, и запоминается лучше.
13.02.2008 18:09:08, Lyuba

Во-первых, разные типы памяти. Для меня все же "пощупать" было очень важно.
Во-вторых, у школе все же не столько лабораторные, сколько демонстрации. А перед ними особо не читают. А уж в химии и тем более небольшой взрыв натрия в воде таки запоминают даже такие, как мой раздолбай ко всему, что не физика-математика и не его любимое программирование.
Кстати, если не о школе и не обо мне. У сына на физфаке есть и демонстрации на лекциях, о которых он рассказывает со "вспыхивающими" глазами, и довольно сложные эксперименты в лаборатории, где нужно и добиться работы прибора, и наглядно познакомиться с разбросом данных, и все же дано увидеть кое-что из того, что картинка не передаст. И просто, если человеку потом нужно своими руками что-то "с нуля" налаживать, полезно сначала посмотреть, что бывает, собрать на практикуме. 14.02.2008 00:32:11, Lyuba
Во-вторых, у школе все же не столько лабораторные, сколько демонстрации. А перед ними особо не читают. А уж в химии и тем более небольшой взрыв натрия в воде таки запоминают даже такие, как мой раздолбай ко всему, что не физика-математика и не его любимое программирование.
Кстати, если не о школе и не обо мне. У сына на физфаке есть и демонстрации на лекциях, о которых он рассказывает со "вспыхивающими" глазами, и довольно сложные эксперименты в лаборатории, где нужно и добиться работы прибора, и наглядно познакомиться с разбросом данных, и все же дано увидеть кое-что из того, что картинка не передаст. И просто, если человеку потом нужно своими руками что-то "с нуля" налаживать, полезно сначала посмотреть, что бывает, собрать на практикуме. 14.02.2008 00:32:11, Lyuba


У меня даже есть любимый пример на эту тему, который легко всем привести, потому как помнят все и материалов владеют. Вот есть такой эксперимент в школе. Когда металлический шарик проходит через металлическое кольцо и почти все его видели и знают, что если шарик нагреть, то в кольцо он не пройдет. А вот все ли знают, что будет если нагреть кольцо, а не шарик? 13.02.2008 20:19:24, Красно Солнышко
Маша, это сильно от кольца зависит.
У меня на работе, когда не могли раскрутить "прецезионную" резьбу в морозильнике оставлями. 14.02.2008 00:19:00, Lyuba
У меня на работе, когда не могли раскрутить "прецезионную" резьбу в морозильнике оставлями. 14.02.2008 00:19:00, Lyuba


В течение пяти лет. От 4 до 8 пар в неделю. Только лабораторных. 13.02.2008 20:16:25, Красно Солнышко
Значит, у Вас были плохие лабораторные. У химиков-биологов, хоть и знаешь, а каждый раз интересно увидеть.
14.02.2008 00:20:16, Lyuba



Я объясняю что некоторым это не нужно. Некоторые только тратят на это время. Собственно, продолжая тему "халатов". Их нужности или ненужности.
А так опора на наглядность - вещь обязательная. Особенно в средней школе, где у многих абстрактное мышление вообще еще не сформировано. 13.02.2008 17:06:03, Красно Солнышко
Показ экспериментов - это не только наглядность. Когда перечисляют детали, это нужно и плохо запоминается. А потом остается чувство, м.б. что-то упущено. А когда здесь и сейчас показывают - все налицо, вспоминая зрительную картинку дано и условия проанализировать, и не сомневаться в отсутствии "подвожных камней".
13.02.2008 18:12:37, Lyuba

В первом случае ученик пассивен, он точно так же созерцает. Но не страницу в учебнике, а демонстрацию учителем на кафедре. Во втором активен. 13.02.2008 18:25:24, Красно Солнышко
А вот это уже для меня не столь важно. Если я на самом деле видела, а не головы загораживали, то дано мысленно "отмотать" картинку назад и пошагово вспоминать. Чтение текста и невнятная картинка учебника мне этого не дают. Я не раз сталкивалась, когда в школьных учебниках "для простоты" опускают важные детали. А при показе "сжульничать" труднее.
Видимо, тут варианты. Моторной памяти у меня начисто нет, а зрительная, на завораживающее действо максимальная. (Не о школе, но если потом еще фоты прикладываются... ) 14.02.2008 00:40:40, Lyuba
Видимо, тут варианты. Моторной памяти у меня начисто нет, а зрительная, на завораживающее действо максимальная. (Не о школе, но если потом еще фоты прикладываются... ) 14.02.2008 00:40:40, Lyuba

Такие вопросы (не эти конкретно, а такого типа) часто генерятся еще до определения.
По их итогам определение как бы выводится.
Меня гораздо больше бесит, когда требуют воспроизвести определение строго как в учебнике. Когда нельзя сказать его своими словами, если смысл при этом полностью сохранен.
И то, о чем ты пишешь, мне тоже очень близко. Деятельность ради деятельности меня тоже совсем не устраивает. Любая деятельность, которая инициируется учителем на уроке, должна иметь четкие методические цели. 13.02.2008 12:53:06, Красно Солнышко


- Насколько захватывающе и интересно
Понятно, что не все темы одинаково задевают разных детей. Понятно, что есть такая проблема, как готовность ребенка вообще тему воспринимать. Но момент мотивации должен на уроке присутствовать.
- Насколько динамично. Сколько времени было потеряно. Сколько учеников на уроке было охвачено.
Конечно гораздо удобнее для учителя вызвать ученика к доске и весь урок проверять у него одного домашнее задание. Но при этом для всех остальных детей урок пройдет впустую. Косвенно можно судить о том как обычно проходят уроки, сколько видов деятельности сменили, сколько как и чего делали, много ли спрашивали по рассказам ребенка и по домашним заданиям. Если д/з регулярно большие - значит скорее всего на уроках по сути валяли дурака.
- Знает ли ребенок что-то по предмету. Рассказывает ли что-то из того, что они там проходили. Начинает ли вопросы задавать. Читает ли что-то дополнительно.
- В конце концов как сам ребенок отзывается об уроках и учителе. 13.02.2008 10:43:52, Красно Солнышко
а достаточно ли одного раза пребывания на уроке? мне кажется, что качество надо определять в конце учебного года, исходя из того, что ребенок усвоил, какие навыки закрепил...и опять таки не понятны ИНСТРУМЕНТЫ проверки качества
13.02.2008 10:46:56, ЛАЙМиК


И вообще процесс важнее результата. 13.02.2008 11:13:34, Ольга Оводова
1. Нравится - не нравится - ИМХО (хоть многие это отрицают) хорший учитель может заинтересовать ребенка.
2. Требовательность, причем разумная: т.е. требовать то, что дал. Разумные задания на закрепление ( а не 2 строчки по русскому и 1 упр по англ как у нас).А то деть удивляется на многих учителей, что они дают откровенно списывать на контрольных, вместо устного ответа можно спокойно читать учебник, даже предпочтительнее. Ну понятно, неохота учителю связываться, но вот это и есть хороший-плохой. 13.02.2008 10:30:30, hanhi
"хорший учитель может заинтересовать ребенка"
Кстати, опрос это показывает. Я думаю, что не случайно что любимые предметы ребенка в большинстве своем преподаются выше среднего.
Есть ли у вашего ребенка любимый предмет и удовлетворены ли вы качеством его преподавания?
нет любимого предмета
16 (23.9%)
есть, качество преподавания его в классе выше среднего
31 (46.3%)
есть, качество преподавания его в классе среднее
18 (26.9%)
есть, качество преподавания его в классе ниже среднего
2 (3.0%) 13.02.2008 10:36:02, Красно Солнышко
Ну это у вас в столицах. А у меня ребенок, который ничем не интересовался, пошел себе в пятый класс обычной школы и теперь фанат истории - учительница нравится потому что.
13.02.2008 14:17:52, Ольга Оводова
Для того, чтобы школа стала подходящей, очень много всего нужно, не только интерес к одному предмету.
13.02.2008 14:46:56, Ольга Оводова
Наверное. Если бы был устойчивый интерес именно к тому предмету, который есть в школьной программе. Потому что если интересы чуть в сторону, то удобнее школа попроще и интересы в свободное время.
13.02.2008 15:01:57, Ольга Оводова
Может быть и эта причина тоже работает.
Но я не случайно ограничилась 7 классом. Я считаю что реально специализация начинается все-таки не раньше 8-го везде. Это не очень хорошо, но это так. 13.02.2008 11:40:19, Красно Солнышко
2. Требовательность, причем разумная: т.е. требовать то, что дал. Разумные задания на закрепление ( а не 2 строчки по русскому и 1 упр по англ как у нас).А то деть удивляется на многих учителей, что они дают откровенно списывать на контрольных, вместо устного ответа можно спокойно читать учебник, даже предпочтительнее. Ну понятно, неохота учителю связываться, но вот это и есть хороший-плохой. 13.02.2008 10:30:30, hanhi

Кстати, опрос это показывает. Я думаю, что не случайно что любимые предметы ребенка в большинстве своем преподаются выше среднего.
Есть ли у вашего ребенка любимый предмет и удовлетворены ли вы качеством его преподавания?
нет любимого предмета
16 (23.9%)
есть, качество преподавания его в классе выше среднего
31 (46.3%)
есть, качество преподавания его в классе среднее
18 (26.9%)
есть, качество преподавания его в классе ниже среднего
2 (3.0%) 13.02.2008 10:36:02, Красно Солнышко
ИМХО, довольно естественно выбирать сильную школу по любимым предметам ребенка. Если они плохие, то зачем вообще в такую щколу идти?
13.02.2008 18:22:51, Lyuba
Я так думаю, это совершенно не от этого. А от того, что к пятому классу уже родители понимают, чем ребенок интересуется, и отдают в соответствующие школы.
13.02.2008 11:34:34, Mercury
Бывают дети, которые ничем не интересуются (даже подозреваю, моя такая не одна на свете), бывают обстоятельства, что то, что интересует по разным причинам - недоступно.
Я как раз думаю, что Учитель способен заинтересовать чем-то тех детей, которые не родились уже заинтересованными (математикой, биологией, филологией и т.п.) 13.02.2008 14:25:53, hanhi
Я как раз думаю, что Учитель способен заинтересовать чем-то тех детей, которые не родились уже заинтересованными (математикой, биологией, филологией и т.п.) 13.02.2008 14:25:53, hanhi

А если бы ваш ребенок бы чем-нибудь интересовался, вы что, не подобрали бы ему подходящую школу, даже и не в столице?
13.02.2008 14:20:57, Mercury



Но я не случайно ограничилась 7 классом. Я считаю что реально специализация начинается все-таки не раньше 8-го везде. Это не очень хорошо, но это так. 13.02.2008 11:40:19, Красно Солнышко
Читайте также
Беременность в 45 лет: обоснованное решение
В нашей статье мы рассмотрим, какие возможности и вызовы открывает беременность после 40-45 лет, опираясь на последние исследования и медицинские рекомендации.
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.