Темами Красно Солнышко навеяно... Вот обсуждаем, что бы хотели от уроков литературы, физики... Вот пишу, а тут еще всплыла одна вещь, которую не отнесешь ни к какой дисциплине, но, на мой взгляд, это очень важное умение. Умение работать с информацией. Умение найти требуюемую информацию, усвоить необходимые знания. Умение их применить при необходимости, умение изложить их кому-то. Умение с их помощью обосновать свою точку зрения.
Это умение можно развивать в рамках любого предмета. Физики, литературы, истории, биологии... Мне кажется, это гораздо ценнее, чем просто фаршировать голову знаниями.
Конференция "Ребенок от 10 до 13""Ребенок от 10 до 13"
Раздел: Уроки
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Я по работе целыми днями читаю об этом: во всем мире в последние 10-20 лет (в зависимости от региона) это - образовательная проблема №1, и делается это уже давно, начиная по крайней мере с 1 класса школы.
24.09.2007 10:11:03, hanhi
Я бы даже остановилась на умение найти информацию и изложить ее. Вполне достаточно для школьной программы. Я своего ребенка ну никак пока не могу этому обчучить. Хотя она не глупая девочка и я реально стараюсь. Но мне очень бы хотелось еще запроса от школы, а его нет:( В смысле, в нашей школе нет:(
Этот навык, ИМХО, больше всего тренируется докладами и рефератами, а также требованием найти что-то в словарях. Так не требуют:((
Я тут недавно спрашивала, как научить ребенка при приготовлении доклада пользоваться несколькими истониками. Ответов по сути я не получила, зато с удивлением прочла, что и одного достаточно... 24.09.2007 09:19:06, Самка катинелис
Кстати про школьные доклады. Точнее про проекты. Потому что доклад предпологает просто перессказ чего-то найденного в книгах по определенной теме, так?
А у нас в школе (в началке я имею ввиду, где моя дочь) делают именно проекты. при чем в начале ребенок выбирает себе тему (любую) и садится записывает на листочек все свои-именно свои- идеи на эту тему. СВОИ гипотезы, предположения, версии. Приносит это учителю. Учитель просматривает и дает добро на поиск материала в книгах. Потому что очень важно научиться думать своей головой, а не просто списывать с учебника-энциклопедии. При чем учителя детей-то знают хорошо. И знают, что для одного ребенка и 3 идейки-мыслишки будут большим достижением, а для другого 10 версий маловато. Дети-то разные. И только потом они ищут инфу в энциклопедиях и сравнивают ее со своими предположениями.
Это в школе. А найти инфу в энциклопедии этому еще в саду начинали учить. 24.09.2007 10:01:17, SANI (ex МВСН)
разве? А разве не любая творческая работа - это в каком-то смысле проект? Я имею ввиду будущую работу наших детей. Как раз работа над проектом в школе - это есть часть подготовки к будущей жизни и работе. Поэтому мне кажется это нужно всем.
Второе. Я не смешиваю. Я пишу о нашем опыте. Часто дети вообще не думают сами. Их научили, что все можно взять в книгах. А это тоже перекос. Неплохо бы еще научиться самим что-то придумывать, предпологать и т.д. И чуть-чуть НЕ доверять книгам, оссобенно учебникам. 24.09.2007 11:11:33, SANI (ex МВСН)
Нуууу, хотелось бы надеятся, что карьера дворника моих детей не заинтересует:)
24.09.2007 14:06:59, SANI (ex МВСН)
Лен, ну в чем спор-то? разве не надо побольше детей научить креативности или творческому подходу к решению любых задач? не так кажется...
24.09.2007 14:23:24, SANI (ex МВСН)
У нас говорилось, что из одной книжки - реферат, из двух - курсовая, из трех - диплом... Однако же, кроме литературы, к диплому, кроме трех источников, требовали работающее программное обеспечение со справкой внедрения оного где-нибудь.
24.09.2007 16:47:21, Тигренок в чайнике
Да, чтобы сделать какой-нибудь доклад для школы, обычно достаточно одного источника. Ну, не требуют в большинстве школ ничего особенного.
Я помню вопрос про то, как научить... сама задумалась. Как именно привить этот навык. Решила, что когда с дочкой что-то делаем или она о чем-то спрашивает, и нужно что-то узнать, буду искать информацию вместе с ней. Просить ее что-то найти в какой-нибудь книжке, пока я ищу в другой или в инете. До этого рылась без детей, в спокойной обстановке. 24.09.2007 09:32:27, Тигренок в чайнике
Этот навык, ИМХО, больше всего тренируется докладами и рефератами, а также требованием найти что-то в словарях. Так не требуют:((
Я тут недавно спрашивала, как научить ребенка при приготовлении доклада пользоваться несколькими истониками. Ответов по сути я не получила, зато с удивлением прочла, что и одного достаточно... 24.09.2007 09:19:06, Самка катинелис

А у нас в школе (в началке я имею ввиду, где моя дочь) делают именно проекты. при чем в начале ребенок выбирает себе тему (любую) и садится записывает на листочек все свои-именно свои- идеи на эту тему. СВОИ гипотезы, предположения, версии. Приносит это учителю. Учитель просматривает и дает добро на поиск материала в книгах. Потому что очень важно научиться думать своей головой, а не просто списывать с учебника-энциклопедии. При чем учителя детей-то знают хорошо. И знают, что для одного ребенка и 3 идейки-мыслишки будут большим достижением, а для другого 10 версий маловато. Дети-то разные. И только потом они ищут инфу в энциклопедиях и сравнивают ее со своими предположениями.
Это в школе. А найти инфу в энциклопедии этому еще в саду начинали учить. 24.09.2007 10:01:17, SANI (ex МВСН)
Ты сейчас смешиваешь разные навыки! Выдвигать собственные гипотезы и искать информацию. Никто не спорит, что важно научиться думать собственной головой, но зачем это противопоставлять поиску информации?В том числе в словарях-энциклопедиях? И вообще не все могут выдвигать гипотезы и не всем это интересно, а вот найти в энциклопедии и не только в ней, могут все, если их этому учить.
ИМХО, проекты - дело избранных, кому это хочется и нужно, доклады и рефераты - нужны всем. 24.09.2007 10:19:41, Самка катинелис
ИМХО, проекты - дело избранных, кому это хочется и нужно, доклады и рефераты - нужны всем. 24.09.2007 10:19:41, Самка катинелис

Второе. Я не смешиваю. Я пишу о нашем опыте. Часто дети вообще не думают сами. Их научили, что все можно взять в книгах. А это тоже перекос. Неплохо бы еще научиться самим что-то придумывать, предпологать и т.д. И чуть-чуть НЕ доверять книгам, оссобенно учебникам. 24.09.2007 11:11:33, SANI (ex МВСН)

Там мы, вроде, про детей вообще говорим, а не про твоих конкретно?:)
24.09.2007 14:16:32, Самка катинелис

Надо, но во много раз, ИМХО, в меньше степени, чем поиску информации. Информация - это аналог правилу жи-ши и тся-ться, а креативность - умению писать сочинения.
24.09.2007 14:28:43, Самка катинелис
У нас в институте была шутка:
курсовая работа - списывание из одной книжки,
дипломная - из 2-х,
...
из n- монография
из n+1 - докторская.
Раньше так шутили, а сейчас так похоже и всерьез считают. 24.09.2007 12:45:19, jii
курсовая работа - списывание из одной книжки,
дипломная - из 2-х,
...
из n- монография
из n+1 - докторская.
Раньше так шутили, а сейчас так похоже и всерьез считают. 24.09.2007 12:45:19, jii


Я помню вопрос про то, как научить... сама задумалась. Как именно привить этот навык. Решила, что когда с дочкой что-то делаем или она о чем-то спрашивает, и нужно что-то узнать, буду искать информацию вместе с ней. Просить ее что-то найти в какой-нибудь книжке, пока я ищу в другой или в инете. До этого рылась без детей, в спокойной обстановке. 24.09.2007 09:32:27, Тигренок в чайнике
Да даже с одного источника лучше, чем вообще никак... Кстати, зздесь же было обсуждение, что дурная идея писать реферат об одной планете, когда изучаешь Солнечную систему. А по мне - отличная идея, потому что научившись находить информацию по одной планете, при необходимости по остальным тоже найдешь:)
Кстати, вот в нашем 4-м класс я уже учу дочь искать в интернете самой... 24.09.2007 10:22:03, Самка катинелис
Кстати, вот в нашем 4-м класс я уже учу дочь искать в интернете самой... 24.09.2007 10:22:03, Самка катинелис


+1. Но, увы, в современной школе с этим-то, как раз, и напряг:(((.
ИМХО, здесь проблема не в конкретный предмет упирается, а скорее в то, что ДУМАЮЩУЮ ЛИЧНОСТЬ способна вырастить и вскормить интеллектуально только другая ДУМАЮЩАЯ ЛИЧНОСТЬ. И водораздел в данном вопросе лежит не столько в предметном, сколько в личностно-гуманистическом аспекте. 24.09.2007 01:29:49, Alice
ИМХО, здесь проблема не в конкретный предмет упирается, а скорее в то, что ДУМАЮЩУЮ ЛИЧНОСТЬ способна вырастить и вскормить интеллектуально только другая ДУМАЮЩАЯ ЛИЧНОСТЬ. И водораздел в данном вопросе лежит не столько в предметном, сколько в личностно-гуманистическом аспекте. 24.09.2007 01:29:49, Alice
По теме из рассылки http://www.photobiology.ru/ (Лариса Коппель, веб-секретарь РФО):
«25 сентября 2007 года в 16:00 в Центральной
физической аудитории физического факультета МГУ состоится публичная лекция
лауреата Нобелевской премии, иностранного члена Российскои академии наук,
Почетного доктора МГУ М.Гелл-Манна
M.Gell-Mann, "Getting creative ideas"
Лекция посвящена тому, как прийти к новым идеям не только в теоретической
физике, но и в любой области творчества.
Приглашаются все, кто занимается и интересуется творчеством и созиданием в
любой области знании или искусств.» 24.09.2007 00:46:34, Lyuba
ВОТ! А детей туда пускают? 13-летних? И как вообще туда попасть? Пропуск ведь нужен...
24.09.2007 11:14:42, SANI (ex МВСН)
Если мне и ехать, то со всем выводком (судя по времени). Наше семейство туда точно не пустят :))) Так что, пойдем в музыкальную школу :)
24.09.2007 11:30:42, Тигренок в чайнике
жалко, непонятно, пустят ли нас. Я младших могла бы с бабушкой кинуть.
24.09.2007 14:08:20, SANI (ex МВСН)
«25 сентября 2007 года в 16:00 в Центральной
физической аудитории физического факультета МГУ состоится публичная лекция
лауреата Нобелевской премии, иностранного члена Российскои академии наук,
Почетного доктора МГУ М.Гелл-Манна
M.Gell-Mann, "Getting creative ideas"
Лекция посвящена тому, как прийти к новым идеям не только в теоретической
физике, но и в любой области творчества.
Приглашаются все, кто занимается и интересуется творчеством и созиданием в
любой области знании или искусств.» 24.09.2007 00:46:34, Lyuba



Какое счастье, что где-то бывают такие лекции.
Спасибо за информацию. Меня-то с работы за креативностью, точно, никто не отпустит, а студентов обязательно зашлю. Глядишь, общие идеи донесут и по дороге не успеют расплескать. 24.09.2007 02:31:06, Alice
Спасибо за информацию. Меня-то с работы за креативностью, точно, никто не отпустит, а студентов обязательно зашлю. Глядишь, общие идеи донесут и по дороге не успеют расплескать. 24.09.2007 02:31:06, Alice
Согдасна с Любой. Есть голова на плечах - как можно не найти информацию?! Особенно при наличии интернета. Нет, ну бывает, конечно, засекреченная информация, но это, наверное, не к нашей теме? Ну да и без интернета - библиотеки есть, знакомые... Имея НЕОБХОДИМУЮ информацию - как ее не усвоить при наличии мозгов и соответствующего понятийного аппарата?! Усвоив информацию - уж применить и изложить всяко можно. Видимо, поэтому от школы мне хотелось бы получить как можно более развитый понятийный аппарат по всем наукам. А умение с помощью информации обосновать свою точку зрения - его тоже надо тренировать для каждой науки по-своему...
23.09.2007 23:36:58, Lariska из дома
"Усвоив информацию - уж применить и изложить всяко можно"
С этим не соглашусь. К примеру, я редко встречала программистов, способных написать вменяемую инструкцию к собственной программе или технологию процесса, в которой она участвует. Хотя информация о том, как все функционирует, ими... хм... усвоена на совесть :)
А школа... раз уж мы разговариаваем о том, что бы хотелось от школы (идеальной школы). Скажем так, мне бы не хотелось, чтобы школа требовала бы просто заучивания наизусть. Почему-то первокурсники очень удивляются, когда им говоришь: "А вот это (где это - довольно элементарное нечто из смежной дисциплины, необходимое для выполнения некоторого задания по курсу) Вы можете посмотреть в таких-то книгах", сразу же начинается: "А мы это не проходили, а нам это не давали". Непривыкли. Все в рамках того, что учителя в школе давали. 24.09.2007 00:09:10, Тигренок в чайнике
А это правильно, что он не может понять? Ведь неплохо было бы, чтобы кто-то объяснил пользователям, как обращаться с программой. Она нужна, чтобы ею пользоваться, а не чтобы программист ее писал. Написание документации к программе или хотя бы участие в этом деле - часть работы программиста. Но мало где программистов учат писать документацию, концентрируются больше на собственно программировании. Наверное, зря.
24.09.2007 01:09:19, Тигренок в чайнике
Так тут же были темы "чтобы вы хотели от уроков в школе по дисциплине такой-то". Литература, физика... Я вот и решила написать, что бы я хотела. Не могу это отнести ни к одному школьному предмету - ко всем относится.
24.09.2007 00:20:23, Тигренок в чайнике

С этим не соглашусь. К примеру, я редко встречала программистов, способных написать вменяемую инструкцию к собственной программе или технологию процесса, в которой она участвует. Хотя информация о том, как все функционирует, ими... хм... усвоена на совесть :)
А школа... раз уж мы разговариаваем о том, что бы хотелось от школы (идеальной школы). Скажем так, мне бы не хотелось, чтобы школа требовала бы просто заучивания наизусть. Почему-то первокурсники очень удивляются, когда им говоришь: "А вот это (где это - довольно элементарное нечто из смежной дисциплины, необходимое для выполнения некоторого задания по курсу) Вы можете посмотреть в таких-то книгах", сразу же начинается: "А мы это не проходили, а нам это не давали". Непривыкли. Все в рамках того, что учителя в школе давали. 24.09.2007 00:09:10, Тигренок в чайнике
Вот и я о том же, что надо не только ПРОХОДИТЬ, а кое-что из пройденного ЗНАТЬ, или хотя бы уметь ИСПОЛЬЗОВАТЬ. Там ниже в теме о физике.
24.09.2007 00:54:07, Lyuba
Не привыкли - ну, на то и ВУЗ, чтобы привыкали. Хотелось бы, конечно, чтобы этому в школе учили, ну да хотелось бы, чтоб в Москве апельсины росли на улице - не растут же, что уж от школы требовать таких запредельностей.
На счет написания инструкции - ИМХО, те программисты просто считали, что и так сойдет. Если б им вот прям крайне надо было бы написать все вменяемо - задумались бы и написали. Я, по-крайней мере, видела такие ситуации. Это если есть моск - ну, уж если нету, то увы... 24.09.2007 00:17:34, Lariska из дома
На счет написания инструкции - ИМХО, те программисты просто считали, что и так сойдет. Если б им вот прям крайне надо было бы написать все вменяемо - задумались бы и написали. Я, по-крайней мере, видела такие ситуации. Это если есть моск - ну, уж если нету, то увы... 24.09.2007 00:17:34, Lariska из дома

У меня на работе программисты "документации" обычно не писали, а лично показывали. А я часто оказывалась в первом круге тестирующих и обсуждавших, что еще экспериментаторам нужно. Здесь главное договориться о дружественном интерфейсе. А программисту на самом деле трудно влезть в шкуру пользователя, как и наоборот. Это не вопрос правильно или нет. Слишком разная подготовка. Это столкновение разных образований, мировосприятий. У нас работают биологи, физики, химики, математики. Кто-то должен выходить на чужую территорию, не обязательно программист. С одним программистом на его математической территории была я, так меня его приятели-математики по первому разу математиком считали. Другой сам биологией интересовался, так что рассказывал о приложении программы в счету по экспериментальным данным сам, но все равно логику программы со стороны понять трудно и у автора она веселее считает.
А пользователи ведь тоже разное образование имеют. Бувают пользователи-инженеры, пользователи-экономисты, пользователи-врачи. Думаю, что в каждом случае рассказка должна отличаться.
Одно могу сказать. Сын, собирающийся в программисты, работу большинства программ очень быстро понимает безо всякого описания. Оно ему фактичеки не нужно. Поэтому и трудно понять, до какой степени требуются разъяснения. 24.09.2007 02:23:09, Lyuba
А пользователи ведь тоже разное образование имеют. Бувают пользователи-инженеры, пользователи-экономисты, пользователи-врачи. Думаю, что в каждом случае рассказка должна отличаться.
Одно могу сказать. Сын, собирающийся в программисты, работу большинства программ очень быстро понимает безо всякого описания. Оно ему фактичеки не нужно. Поэтому и трудно понять, до какой степени требуются разъяснения. 24.09.2007 02:23:09, Lyuba

Это из серии голова или есть, или нет.
Как и ум в жизненных ситуациях вообще.
Я много лет работала бок о бок с весьма разумными людьми в научной лаборатории, а до этого искала такую. Бывает человек в упор не понимает, что такое предсказательная сила гипотезы. Не важно студент или руководитель. Спросите, как стал руководителем? Либо выдвинулся из чисто описательной области, либо его величество случай. Много раз пробовали студентам объяснять, но не проходимо это все это, что человек выдает сам изнутри. 23.09.2007 16:36:18, Lyuba
Мне кажется, что умение работать с информацией тренируется. Эти способности заложены в каждом ребенке, в ком-то - больше, в ком-то - меньше. За годы учебы это можно развить. А можно и загнать эту способность поглубже.
23.09.2007 16:55:23, Тигренок в чайнике
Люди разные, это понятно. Но откуда вывод, что это так от природы получилось? Ведь, насколько я понимаю, речь о взрослоых людях. Может, у одного просто опыта работы с информацией больше?
Эффективность обучения - да, будет разная. Но это не значит, что не надо учить. 23.09.2007 17:53:36, Тигренок в чайнике
У меня есть выборка - несколько потоков студентов одного вуза на двух похожих специальностях. Контингент поступивших примерно одинаков на обеих. Все сдавали одни и те же экзамены. Но стиль преподавания на специальностях - разный. На одной традиционно много материала осваивается самостоятельно. Есть курс, в рамках него надо пользоваться некими программными средствами, осваивайте их самостоятельно, ребята, с помощью литературы. А на другой - все объясняется, разжевывается: "Чтобы сделать вот это, нажмите вот это, потом вот это...". На выходе - совершенно разные люди. Реакция на что-то незнакомое разная. Первые - лезут за информацией, вторые - впадают в ступор. Понятно, что в обеих группах есть исключения, это так, "в среднем по больнице".
24.09.2007 00:17:47, Тигренок в чайнике
Как и ум в жизненных ситуациях вообще.
Я много лет работала бок о бок с весьма разумными людьми в научной лаборатории, а до этого искала такую. Бывает человек в упор не понимает, что такое предсказательная сила гипотезы. Не важно студент или руководитель. Спросите, как стал руководителем? Либо выдвинулся из чисто описательной области, либо его величество случай. Много раз пробовали студентам объяснять, но не проходимо это все это, что человек выдает сам изнутри. 23.09.2007 16:36:18, Lyuba

Передо мной мысленный ряд людей и ситуаций. Я вроде бы не утаиваю ту самую информацию и не выдаю её избирательно, тем более - кругом все открыто, а рузультаты небо и земля. Это связано с логикой и интуицией.
Приходит взрослый дядечка в лабораторию и хочет поставить эксперимент, вроде очень неглупый дядечка. Я объясняю, почему на наших приборах сие не выйдет. Естественно, что информации у него даже больше, приставка его. Никто мне не верит. Бьются с перерывами несколько дней. Потом выясняется - не получилось.
Так и с информацией. Если человек чувствует, что нужно для целостной катринки, то он найдет, сам поймет, что искать. Если не чувствует - у меня не получается объяснить, много раз пробовала. Причем почему-то одни понимают, другим не ложится. Ладно школа. Человек диссер пишет, мотивации за глаза. Есть аспиранты, для которых главное - отлавливать шефа, чтобы тот последовательно разбирал с пишушим логику следующего шага в описании. Информация собрана, статьи прочитаны, их список составлен, но у человека внутри себя нет целостной картинки. А для поска нужно понимать, чего не достает.
Всему можно учить. Музыке (говорят даже при отсутствии слуха можно что-то развить). Логике. Только эффекивность разная. 23.09.2007 17:25:19, Lyuba
Приходит взрослый дядечка в лабораторию и хочет поставить эксперимент, вроде очень неглупый дядечка. Я объясняю, почему на наших приборах сие не выйдет. Естественно, что информации у него даже больше, приставка его. Никто мне не верит. Бьются с перерывами несколько дней. Потом выясняется - не получилось.
Так и с информацией. Если человек чувствует, что нужно для целостной катринки, то он найдет, сам поймет, что искать. Если не чувствует - у меня не получается объяснить, много раз пробовала. Причем почему-то одни понимают, другим не ложится. Ладно школа. Человек диссер пишет, мотивации за глаза. Есть аспиранты, для которых главное - отлавливать шефа, чтобы тот последовательно разбирал с пишушим логику следующего шага в описании. Информация собрана, статьи прочитаны, их список составлен, но у человека внутри себя нет целостной картинки. А для поска нужно понимать, чего не достает.
Всему можно учить. Музыке (говорят даже при отсутствии слуха можно что-то развить). Логике. Только эффекивность разная. 23.09.2007 17:25:19, Lyuba

Эффективность обучения - да, будет разная. Но это не значит, что не надо учить. 23.09.2007 17:53:36, Тигренок в чайнике
Ну так у меня еще на глазах сын вырос. Я его "работать с информацией" и "логично мыслить" не учила. Однако формальная логика, математическая логики, программистская - все его родное, это уже в 8-9 лет отчетливо видно. В 12-14 лет сына мне проще было выдать ему задание, чтобы он нашел нужное для МОЕЙ работы - у него быстрее получалось с поисковиками поладить. Уж лучше себя я точно научить не могла.
Развивать можно все, детям без слуха тоже полезны музыкальные занятия, пока не журят за непопадание в ноты. Но эффективность?
Я не знаю, в каких пределах дано развить способности. Т.к. музыкантов, художников, спортсменов все же отбирают, ясно, что не в любых. Исхожу из простого. Если родители занимались детьми и ребенок чему-то учился в школе, то вроде логика ребенка страдать не должна (не обсуждая сект, алкоголиков, домов ребенка с рождения и подобных случаев). 23.09.2007 21:29:15, Lyuba
Развивать можно все, детям без слуха тоже полезны музыкальные занятия, пока не журят за непопадание в ноты. Но эффективность?
Я не знаю, в каких пределах дано развить способности. Т.к. музыкантов, художников, спортсменов все же отбирают, ясно, что не в любых. Исхожу из простого. Если родители занимались детьми и ребенок чему-то учился в школе, то вроде логика ребенка страдать не должна (не обсуждая сект, алкоголиков, домов ребенка с рождения и подобных случаев). 23.09.2007 21:29:15, Lyuba



Вот, кстати, в институте, когда я училась, у нас несколько преподавателей развивали это умение. Я бы не сказала, что они были там Учителями от Б-га, просто считали, что это надо делать. И ничего особенного делать не надо было - просто давать такие задания, где самостоятельно работать с информацией было необходимо.
Я просто сейчас замечаю, что сами родители ориентированы больше на то, чтобы ребенок узнал то то и то то, прошел такие-то темы. И очень негативно воспринимают, когда у ребенка возникает необходимость самостоятельной работы с материалом. Разумеется, я не о тех случаях, когда спрашивают сверх программы, чтобы заставить заниматься на платных дополнительных занятиях, это другое. 23.09.2007 15:11:13, Тигренок в чайнике
Читайте также
Летний гид по уходу за жирной кожей
Мы собрали все секреты эффективного ухода, чтобы ваша кожа оставалась свежей, матовой и здоровой, несмотря на зной.
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.