Раздел: Школьные проблемы

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Обязательные знания:)

Пишут наши дети сочинение по "Горе от ума", пыхтят, языки высунув от перенапряжения, в шпаргалки украдкой заглядывая:)
Кто может аргументированно объяснить, зачем?
15.01.2002 12:21:33,

142 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Начитавшись этой темы, ехала в электричке. Несут и продают "шпаргалки-сочинения". Этим наполнены прилавки, писать самостоятельно не надо содрал и слава богу. Ситуация дошла до абсурда, но никто (из тех, кто занимается образованием ) этого не заметил. 16.01.2002 12:34:19, Сонечка
Баба Нюра
Сонечка, всё это слишком грустно... И Элла права: очень возросла роль родителей ВО ВСЕХ сферах жизни ребёнка, будь то учёба или что ещё. Не наберём мы столько учителей-самородков-подвижников, чтоб хватило на всех детей и все области знания. Даже за вычетом тех миллионов никому не нужных девчонок-пацанов. Всё, надо с самого начала искать выход самим. Нам уже никто не поможет. Школа как общедоступное всесторонне-образовательное учереждение -- фикция. 16.01.2002 12:42:12, Баба Нюра
Согласна на 100%.
Но вывод: либо полностью устраниться (как мы с Глебом - и то тянет школа к нам свои лапы), либо ...?
16.01.2002 14:11:09, Сонечка
ну не будьте такими пессимистами -http://www.eidos.ru/books/review/goldin.html 16.01.2002 14:34:33, Шин
Баба Нюра
Мы не "псисимисты", мы зануды :))). Вот я ещё с нынешней школой сама пока ;) не сталкивалась и боевого задора не ощущаю. Сонечка похоже, напротив, весь его уже исчерпала ;).

16.01.2002 18:25:23, Баба Нюра
Я коплю силы и идеи, а также знакомства :-) 16.01.2002 18:37:54, Сонечка
Баба Нюра
P.S. Хотя есть вещи, которые я пока совсем не понимаю. В моё время нам твердили: "Учёба -- это основная ваша, дети, обязанность, и надо выполнять её как можно лучше". Что есть критерий "лучшести"? Оценки.
Теперь все кричат, что оценка -- не фетиш, стремиться надо к другому. К чему? Если объяснить ребёнку, что оценки -- фигня, что эта тётка у доски -- старая психически неуравновешенная маразматичка, то последует весьма логичный вопрос: а какого рожна мне тогда надо в школе? Если аттестат, то как это "оценки -- фигня", если умение учиться, то как я пойму, научился я хоть чему-то или нет, если набор знаний, то не проще ли тихо дома самому с собой почитать? ...
16.01.2002 18:36:47, Баба Нюра
_
Мне кажется, пока родители для себя четко не ответили на все эти "Почему?" и "Зачем?" про учение и школу в том числе, лучше... Даже не знаю что лучше - детей не заводить? Жить на необитаемом острове? Ну, я бы знала, если бы в России жила, зачем в школу ходят. Для видимости социализации. Вывод: если хочешь эту видимость создавать, надо искать наибольший кайф при наименьших проблемах. То есть именно выбирать из зол. Я бы в свои семь от такого понимания повернулась и ушла из школы. И наверное правильно бы сделала... 16.01.2002 22:53:37, _
Баба Нюра
(хи-хик) УзнаЮ речь учителя :)) 17.01.2002 11:48:25, Баба Нюра
Я чем больше читаю и думаю тем меньше желание искать меньшее зло, а это неизбежно при поиске школы 16.01.2002 18:43:25, Сонечка
Баба Нюра
Простите, не поняла 16.01.2002 18:50:03, Баба Нюра
Ну в этой системе образования есть нечто изначально порочное, то есть если что то и образуется, то вопреки ей. То есть островок, постепенно затопляемый. 16.01.2002 19:09:11, Сонечка
Тубельского не встречала.
Школа диалога культур Библера мне знакома. Тогда показалась тупиком, сейчас не знаю.
Понятно, что мы не одни во Вселенной. :-)
16.01.2002 17:05:03, Сонечка
о школе Тубельского читала очень хорошие отклики,
про школу-парк в конференции от трех до семи Надежде Григорьевне советовали книгу, попробуйте купить, почитать, может это ваше. вы как-то сторонница черно-белого, а в жизни еще ммного оттенков :)
16.01.2002 17:36:52, Шин
Гмм Черно-белого? Мне так не казалось... 16.01.2002 18:15:45, Сонечка
а вы почитайте свои пролшогодние письма о нужности школы и сравните с нынешними 16.01.2002 19:41:29, Шин
Тогда на мне была одна шляпа, теперь другая (желтая, черная) Было бы плохо, если бы я была одноцветной всегда. И не развиваться - глупо. 16.01.2002 19:54:52, Сонечка
дело не в развитии , а в цвете. 16.01.2002 20:23:12, Шин
Надеваю красную шляпу и начинаю обижаться :-) 16.01.2002 20:27:17, Сонечка
Баба Нюра
А про школу Тубельского надо МВСН порасспросить. Кажется именно её. 16.01.2002 17:27:39, Баба Нюра
давайт спросим. могу закинуть еще один отклик об этой школе одной из семейных участниц Кенги, сейчас он иногда, но очень редко появляется.
Кстати, то, что галопом по европам почитала о школе-парке, мне понраивлось. Там одно условие - находиться в школе, но можешь весь день играть в теннис, что все и делают первое время, а потом идут по преподавателям. Отзывы потешные - препод волнуется и радуется, ой, ко мне 15 человек пришли, я ведь я их в прошлый раз так гоняла, так гоняла. Мечта :)
16.01.2002 19:16:11, Шин
Баба Нюра
А где ты читала? Я ссылку имею в виду :)). 16.01.2002 19:36:38, Баба Нюра
поищу. 16.01.2002 19:40:33, Шин
Учиться в любой ситуации формировать свое мнение и выражать его. Я в школе натренировалась на любую тему писать сочинения, все на 5. В жизни помогает - не передать как. Шпаргалки по литературе??? Я еще понимаю по физике. 16.01.2002 00:04:11, Катя Б.
Елена Д.
Это если преподаватель разрешает выражать свое мнение. А если он требует выражать ее мнение, тогда как? Сначала у нас была учительница, добивающаяся именно нашего восприятия материала, у меня были 5 за сочинения, потом другая, стала требовать "общепринятого" мнения, за сочинения мне стали ставить 4, за что спрашивается? Но я не перестала выражать свое мнение, т.к. поняла, что это для меня важнее, а не оценки :) Но вот если бы все было наоборот, то я вряд ли научилась писать "как думаю", вот что важно. 16.01.2002 07:20:27, Елена Д.
Svetlana K.
Ха, надо же, и у меня тоже, только в 8-м классе была замечательнейшая преподавательница, у которой я с удовольствием писала личные сочинения, с выражением собственного мнения (если тема была мне интересна). А с 9-го класса была другая, предпенсионного возраста, которая ставила мне не больше 4, с единственным замечанием - "Не книжный язык!". Ну, я-то быстро поняла, чего ей от меня нужно (я всё-таки математикой больше интересовалась, не хотелось уже время и силы на сочинения расходовать) - научилась откровенно переписывать кусками статьи литературных критиков из библиотечных книг. За такие "сочинения" получала 5. 16.01.2002 13:17:00, Svetlana K.
Кондратея
ОДна из многочисленных моих учительниц литературы (честно говоря, хочется сослаться на Гоголя - "череда уродов") говорила твердо и просто: "Каждый должен думать, как положено". 16.01.2002 10:18:16, Кондратея
Видимо, мне повезло. Нам ставили оценку именно за наличие собственного мнения. Могли на следующем уроке задать пару вопросов по сочинению, после чего определялась боле высокая оценка. 17.01.2002 00:16:08, Катя Б.
Елена Д.
Еще вспомнила, был у нас такой предмет обществоведение что-ли, им пытались историю заменить, так вот по нему я получила единственную в аттестате 3 за то, что не зубрила НАИЗУСТЬ конспекты "исторички", а другие - зубрили :), а меня это бесило и плевала я на тройку :) 16.01.2002 16:03:42, Елена Д.
Баба Нюра
Честно говоря, в то время, когда нам пытались преподать обществоведение, я была прямо-таки смертельно влюблена. Вообще не помню этого предмета. Помню только тооненький учебничек был :)). 16.01.2002 17:20:11, Баба Нюра
Елена Д.
:)) Если бы я в то время "смертельно влюбидась" мне бы вообще "по барабану" была историчка с ее конспектами :)) 17.01.2002 08:54:12, Елена Д.
_
Чтоб дети начинали конкурировать на рынке рабочей силы не в двенадцать лет, а в двадцать и позднее :-( Просто взрослые тратят время детей. На этом сходятся большинство аналитиков современных школьных практик... 15.01.2002 18:19:36, _
Для того, чтобы привыкнуть делать бессмысленную работу. 15.01.2002 15:59:31, Илья
Спасибо всем за отклики:)
Очень интересное получилось обсуждение:)
Опять все зависит от нас, родителей, будет ребенок серьезно обсуждать смешную ситуацию (Чацкий обиделся на то, что Софья его не дождалась), зацикленно выискивая повод для философских обобщений, или, прочитав эту историю, найдет аналогию в мировой литературе и спокойно скажет: "Ну, вот, и в I веке, и в ХIХ, и в ХХI люди ведут себя примерно одинаково..."
Нужно все-таки начинать изучение литературы с лучших ее образцов, переходя к частным случаям, так же, как мы начинаем чтение сказок детям с народных, переходя к авторским...
Тогда у ребенка складывается прекрасный литературный вкус, и он не полагает, что великие произведения искусства принадлежат только тем авторам, которых изучали в школе...
15.01.2002 14:09:08, Элла Прокофьева
alyonka
Изучение литературы в средней школе начинается именно с басен, мифов и сказок. Вы подняли проблему, которая берет свое начало в самом преподавании литературы, в его методах и подходах учителей, а свели к списку литературы. Нельзя ни подменять, ни отбрасывать эти аспекты преподавания литературы в школе.
Кроме того есть очень хороший предмет - внеклассное чтение и граммотный учитель может им сильно обогатить "обычные" уроки литературы.
15.01.2002 14:37:23, alyonka
"Изучение литературы в средней школе начинается именно с басен, мифов и сказок".
Жаль только, что там же и заканчивается...
О списке литературы я ничего не говорила:) Я говорила о закономерностях развития литературного вкуса...
15.01.2002 14:43:09, Элла Прокофьева
alyonka
я так и не увидела в этой дискуссии примеров "Высокой литературы" от Вас - сплошные отрицания)) 15.01.2002 15:17:06, alyonka
МИФЫ, СКАЗКИ, БАСНИ, ПРИТЧИ - несколько раз повторила:)))
В старших классах это Трагедия и Комедия (лучшие образцы)...
Список писать не буду - смешно:))) и очень долго, для каждого возраста-то...
15.01.2002 15:52:49, Элла Прокофьева
БОюсь, что каждый, кто попытается составить такой список, напишет СВОЙ :-) И это правильно:-) 15.01.2002 16:11:38, Бада
alyonka
точно - повторили несколько раз, но при этом сожалели, что этим и заканчивается))) поэтому я и уточнила) 15.01.2002 16:07:38, alyonka
Не ЭТИМ заканчивается, а средней школой заканчивается, я написала: "там же (в средней школе) и заканчивается"...
То есть, должно продолжаться дальше...

15.01.2002 16:21:06, Элла Прокофьева
alyonka
пардон за ошибку чтения)))

ну и зануда я сегодня - аж самой противно))) - продолжаем с трагедиями и комедиями, к которым Горе от ума кстати относится)), список не надо, но хотя бы пару примеров достойных с Вашей точки зрения произведений?
15.01.2002 16:55:09, alyonka
Аристофан. "Ахарняне", "Лягушки" (а уже потом прочитать "Горе от ума" - тогда автор сочинения, скорее, будет больше опираться на своеобразие жанра, и не станет циклиться на поступках отдельных героев, часто сказочно(то есть неправдоподобно глупых) - смешных.
Трагедия - это Эсхил, конечно.
"Семеро против Фив", "Прометей прикованный".
Софокл сложнее, но мы ведь говорим сейчас о старших классах...
Прежде чем писать сочинения по Пушкину (если речь не идет о передаче импульсивного восприятия его стихов - а зачем об этом писать?), необходимо почитать Вергилия, Горация, Державина...

15.01.2002 17:49:35, Элла Прокофьева
alyonka
лет пять назад я бы воскликнула "боже мой! да разве не именно так и учат в школе!?"
теперь знаю, что увы в большинстве школ далеко не так(((( склона относить это к недостаткам преподавателей и может быть тех, кто учил этих преподавателей...
15.01.2002 18:06:52, alyonka
Так не учили и в наше время, хотя все это - бывшая (моего поколения) школьная программа.
Проскакивали такие вещи...
15.01.2002 18:10:04, Элла Прокофьева
Елена Д.
Да, только, то, что должно было бы "до" относилось к внеклассному чтению, а много вы знаете детей, которые готовы тратить свое драгоценное каникулярное время на прочтение книг им, мягко говоря, не интересных? Я очень люблю читать, но начиная читать "по списку" останавливалась уже на 2-й книге, если первая не понравилась, т.к. давали список из 30-35! книг, как это можно успеть прочесть или просто познакомиться? Вот если бы из этого списка мне порекомендовали 1-2-3 книги -процентов 95 - я бы их прочитала :) 16.01.2002 07:26:49, Елена Д.
было бы время, я могу за ночь книгу прочесть, а уж в каникулы вренмени вообще куча 16.01.2002 08:17:59, Шин
Елена Д.
Нет, у меня его не было :) Меня все-время в пионерские лагеря посылали, а там - особо почитать не дадут, то линейка, то кружок, то еще какая фигня... не дай бог дети будут не заняты 5 минут :) 16.01.2002 16:06:45, Елена Д.
Тогда есть смысл писать сочинения, а не смехотворные "перлы"-сплетни о характерах персонажей...
Язык литературного произведения, поступки его персонажей зависят прежде всего от жанра.
Именно это наши дети плохо понимают, плохо владеют языком метафоры, переносными смыслами, обсуждая Катерину или Софью как соседку по подъезду...
Глупо звучит, когда ребенок обсуждает поведение Бедной Лизы, не опираясь на законы жанра...
Примитивизм, буквализм в мыслях, речи - все это от того, что преподавание литературы начинается с произведений более низкого "штиля".
Да, Оды включены в школьную программу, но многие ли учителя серьезно относятся к этому разделу?
А поступки героев - это обсуждать обожают по десять уроков подряд...
15.01.2002 18:00:41, Элла Прокофьева
alyonka
Элла, прекратите издеваться))) а то я начну петь Аллилую своим учителям литературы...
))))
15.01.2002 18:13:44, alyonka
Пойте-пойте:) Я уже пою...:)
Это я школьные сочинения почитала - в гости на днях к коллеге-школьному психологу зашла. А еще незаконченные предложения как дети заканчивают, тоже полночи потом уснуть не могла...
15.01.2002 18:19:58, Элла Прокофьева
Баба Нюра
Какого возраста дети? :) 15.01.2002 18:27:09, Баба Нюра
9 класс...
И несколько сочинений из 8 класса:)
15.01.2002 18:30:45, Элла Прокофьева
Баба Нюра
И что, так страшно? Или так весело? :)) Мы тоже раз раскопали чьи-то вступительные сочинения (у себя на мехмате): ржали как кони. Эдакие буцефалы в аспирантуре ;). 15.01.2002 18:38:33, Баба Нюра
Смеялась - заснуть не могла:)
Знаете, такой простой, домашний язык, ну, типа "Онегин поехал к Татьяне облегчиться", только смешнее, проще, без специального юмора:) сейчас, с ходу, не вспомню...
15.01.2002 18:46:08, Элла Прокофьева
Вот, вспомнила, орфографию не воспроизвожу: "Чацкий не ожидал от Софьи такой подлости три года он ехал к ней из-за рубежа и вот приехал посмотреть как она целуется с Молчалиным".
Это, честно, не анекдот:)
15.01.2002 18:56:51, Элла Прокофьева
alyonka
да, над этим надо смеяться, а то заплачешь.... 15.01.2002 18:59:40, alyonka
_
По-моему, это просто отписка, а читать надо: "Нужна мне ваша литература, как собаке пятая нога, вот, заставили, берите, хоть читайте, хоть камин топите!"

Когда ребенок занят не СВОИМ делом, вот такая липа и идет... Главное, эта переменная (чье дело?) почти никакими теоретиками от педагогики не рассматривается, потому их работы тоже... Лажа во многом по сути :-)
16.01.2002 01:02:09, _
Баба Нюра
Здесь мне только одно непонятно: зачем пишут тогда сочинения? Отчитаться о прочитанном или развить свой художественный слог? Как это было задумано изначально?
Это же трагифарс: "Фараон был выпимши".
:)
16.01.2002 12:13:14, Баба Нюра
С моей точки зрения, сейчас заметно обнажилась роль семьи в воспитании и образовании ребенка.
Я помню, как в пятом классе, не спрашивая никакого специального разрешения у моих родителей, учительница русского языка забирала мой портфель после уроков и отдавала только после того, как испишу каллиграфическим почерком несколько страниц...
Я очень быстро научилась писать "на заказ", хотя для себя по-прежнему пишу, как мне удобно:)
Сейчас домашние задания даются не только детям, но и их родителям...
15.01.2002 19:14:18, Элла Прокофьева
Баба Нюра
Девятый... Это им лет по четырнадцать? Интересно :). 15.01.2002 18:54:45, Баба Нюра
Я разговаривала с мамой одного ученика - она произнесла привычную уже моему уху фразу: "В нашей школе детей не учат учиться"... 15.01.2002 19:19:07, Элла Прокофьева
А сама та мама - помогает своему сыну научиться учиться? 16.01.2002 11:42:21,  
Баба Нюра
Тупик какой-то... Раньше надо было вызубрить и написать "правильное" сочинение -- плохо. Теперь можно и "неправильное", но никто не знает, как. Легче опять содрать "с критика", но и это уже лень делать. Родителей зовут быть участниками процесса (об)учения, они упираются и ссылаются на занятость... Ой, куда-то я не туда. 15.01.2002 19:27:11, Баба Нюра
:) Итак, в условиях свободы выбора (участвовать в обучении ребенка в школе/не участвовать), родители к энциклопедиям не побежали...
Какой из этого можно сделать вывод?:)
15.01.2002 21:05:10, Элла Прокофьева
_
Вывод: "Контрацепции побольше" :-(( 16.01.2002 01:03:18, _
Баба Нюра
Хм, понимаете ли, родителей допустить-то допустили, но с довольно пренебрежительной миной. Учителя всё ещё (ИМХО) считают родителей чем-то вроде халявщиков, которым "вправлять мозги" и вправлять. Родители платят примерно тем же.

Ой, я пожалуй закругляюсь. Слишком впечатлили сегодняшние новости. Миллион-другой беспризорников... Я была лучшего мнения.... об этой стране.
15.01.2002 23:08:06, Баба Нюра
вас это еще удивляет? единственное , что меня удивило, что беспризорники есть у нас. где они выживают 16.01.2002 08:19:20, Шин
alyonka
я себя очень неуютно чувствую в дискуссиях о школах, учителях и пр. - не учили нас так, как рассказывает большинство, не было у нас таких ужасов, на которые многие жалуются, зато было все то, что преподносится как близкое к идеалу...
)))
15.01.2002 18:24:00, alyonka
Да ужасов особых нет. Я ведь смотрю со стороны, сама там за партой не сижу, в роли ученика. А многие из детей, возможно, будут вспоминать эти годы с радостной улыбкой:)
Не в пятерке за сочинение в этом возрасте счастье:)
15.01.2002 18:36:29, Элла Прокофьева
Баба Нюра
Но за Катерину и Чацкого слегка обидно. :).

Сочинения ;))). Тут недавно пыталась вспомнить, о чём "Молодая гвардия". (Так, по аналогии мелькнуло: я вспоминала самых строгих учителей. Вот учительница тех времён по лит-ре и была "железная ледь".) Чётко вспомнила толстенную книжищу (с трудом влезала в сумку), переложенную кучей закладок с надписями. Ещё помню какие-то записи-заметки в отдельной специальной тетрадке. А вот что в книге... Муж вон молодогвардейцев по именам помнит, а я...

Кстати, ещё с той учительницей мы Маяковского изучали. А всё остальное -- как отрезало. Не помню, что там ещё по программе было. А ведь строгая была и требовала вроде ого-го. Куды всё ушло?
15.01.2002 18:46:07, Баба Нюра
"Молодая Гвардия" - один из самых печальных примеров советской литературы. Ведь в первоначальном варианте (без роли КПСС) это было небольшое произведение. Когда Фадеев дописал туда все, что от него потребовали, за "водой" потерялся смысл.
Я, кстати, помню имена основных молодогвардейцев до сих пор. И фильм Герасимов прекрасный по роману снял.
15.01.2002 20:24:27, Ленка
Баба Нюра
:))) Тогда напомните, пожалуйста, а что ещё мы проходили ;) в этом классе (кажется, в седьмом)? 16.01.2002 12:32:07, Баба Нюра
alyonka
а меня многие вещи, о которых говорят как о норме в большинстве школ, приводят в ужас(( 15.01.2002 18:38:51, alyonka
это сейчас что ли? 15.01.2002 14:40:00, Шин
ууууууу, не надо,а ? :))
Тут в субуксах авторитетные мнения по поводу преподавания литературы в школах начался.... точнее я читать начала...
если уж отвечать - не надо этого.
кстати, открытие для меня - "Граф Монте-Кристо " - это вообще-то путешествия духа, то есть класс литературы , для меня всегда являвшимся подростковым и тогда же прочитанный, вообщем-то имеет несколько других слоев, взрослых, который подростками просто выпускается.
чего уж тут говорить о Грибоедове, Чехове, Толстом и Достоевском
15.01.2002 12:50:50, Шин
Перечитывала совсем недавно, но никакого второго пласта не заметила:(( Наверное, читала с прежним подростковым настроением. 15.01.2002 20:26:53, Ленка
а второй пласт элементарный - через приключения человека описывается путь духа - сначала, когда есть возможность стать мечом судьбы, потом уже приходит прощение, осознание 15.01.2002 20:53:27, Шин
Чтобы научиться четко и доступно формулировать свои мысли. По этой части, кстати, у нашей системы образования бо-о-ольшой минус. 15.01.2002 12:49:59, Lesha
Почему их надо формулировать, оценивая кого-то?
Может, поэтому многие люди не способны формулировать своего мнения, пока не начнут критиковать кого-то?
15.01.2002 12:52:24, Элла Прокофьева
Чтобы научиться решать задачи, их надо решать. Чтобы научиться формулировать мысли, их надо формулировать. А уж на каком материале - разговор отдельный 15.01.2002 13:34:19, Лада
А почему бы и нет? Ведь большинство наших мыслей - это ответ на внешнюю информацию, то есть мы анализируем поступившую нам информацию, и неким образом облекаем эмоции и мысли, вызванные ей, в словесную форму.
Разумеется, сочинение - это не единственный способ развития этого навыка (и, наверное, не самый главный), но один из них. Вот что мне не нравится в сочинениях (вернее не нравилось, не знаю, как обстоит дело сейчас) - это необходимость вписаться в некие заданные "рамки".
15.01.2002 13:02:36, Lesha
для этого не надо прививать хорошую литературу 15.01.2002 12:51:53, Шин
Навскидку: у цивилизованного человека должен быть культурный уровень определенный. Можно, как Шерлок Холмс не знать о том, что Земля круглая, но хорошо ли это? 15.01.2002 12:39:48, Сонечка
Я немножко не об этом. Зачем растить "критиков"?
Их у нас полно, жуть берет.
Хорошо ли, когда ребенок который еще сам ничего не написал, не создал ни одного литературного образа, анализирует произведение Великого мастера?
Хорошо ли анализировать сочинение ребенка, тем более, если ребенок написал талантливо, не столько критикуя, сколько формулируя новые мысли?
15.01.2002 12:57:15, Элла Прокофьева
О, у нас разное понимание сути сочинения. В понимании, это не оценка произведения как такового (это действительно нужно оставить для литературных критиков), а размышления ребенка на тему, затронутую в данном произведении. 15.01.2002 13:05:44, Lesha
"Размышления ребенка на тему, затронутую в произведении..."
Хорошо сказано, только иллюзия это...
А сводится все к защитному механизму - агрессии, критике.
Ребята, более психологически сильные, просто не пропускают через себя весь этот "мусор" чужих страстей...
15.01.2002 13:08:35, Элла Прокофьева
ДА нет же. В сочинениях же "критикуют" не автора и его произведение, а скорее героев. Так что это не критика, в традиционном понимании (не литературная критика), а именно выражение отношения к героям и событиям 15.01.2002 13:32:09, Лада
Я об этом и пишу - ниже... 15.01.2002 13:39:30, Элла Прокофьева
Это иллюзия обусловлена особенностями нашего образования, изначально направленного не на побуждение ребенка к продуцированию собственных мыслей, а на заучивание чьих-то "истин", на необходимость вписаться в заданные рамки, означенные учебником и статьями критиков, которые изучаются вместе с произведением, если я не ошибаюсь. 15.01.2002 13:13:55, Lesha
не обязательно. вот пример опять из жизни, помните фидьм "Маленькая Вера", я его смотрела два раза, один раз, когда вышел, второй раз - пару лет назад
первый раз что я увидела - половой акт, голую грудь, странного жениха, специального злящего родителей невесты, невесту тоже с закидоном.
два года назад я увидела трагедию, откровенно говоря я с большим трудом досмотрела этот фильм, кое-что из показанного успела зацепить сама, увидела пласты, которые раньше мне были просто недоступны. а посмотрела я этот фильм совершенно случайно, до жтого была абсолютно уверена в содержании и смысле этого фильма.
в школе это проходит ежедневно с очень многими произведениями
15.01.2002 13:28:43, Шин
_
Смотрела в 15 лет, очень хорошо помню поразившие меня: "Родители - какие есть, других нет" (долго думала над этим принятием, решила тогда, что от него все и беды) - свободный секс конечно, но как идея - название про Веру (думала про религию? решила все же, что в себя веры мало)... 16.01.2002 02:21:43, _
родители меня на тот момент вообще не волновали, может потому, что были довольно типичны для моего тогдашнего окружения 16.01.2002 08:21:15, Шин
_
Смотрела в 15 лет, очень хорошо помню поразившие меня: "Родители - какие есть, других нет" (долго думала над этим принятием, решила тогда, что от него все и беды) - свободный секс конечно, но как идея - название про Веру (думала про религию? решила все же, что в себя веры мало)... 16.01.2002 01:08:14, _
В фильме совершенно замечательно играют родители Веры. 15.01.2002 20:29:41, Ленка
не помню, я вообще его впервые вспомнила после второго просмотра, тяжело 15.01.2002 20:54:05, Шин
А разве это плохо или неправильно? В каждом возрасте мы видим что-то новое - это нормально. И я не уверена, что то, что мы видим в 15 лет менее важно для нас тогдашних, чем то, что мы видим и понимаем сейчас. 15.01.2002 13:38:41, Лада
я знаю очень много людей, которые терпеть не могут или просто не открывали ни одну из изученных в школе книг, так что второго раза не будет просто, причем это переносится и на автора целиком. так что ключевое слово в моем топике - случайно посмотрела второй раз 15.01.2002 13:45:13, Шин
Елена Д.
Это точно, к Толстому и Достоевскому и даже Чехову у меня отбили желание их читать напрочь, а также проитзведения "разрешенных" советских авторов, к сожалению, наверно, т.к. смотреть пьесы по их поизведениям (классиков имею в виду) мне нравится. 16.01.2002 07:37:02, Елена Д.
А я знаю много людей, которые не едят, скажем, кальмаров только потому, что когда они их ели в первый раз повар не выложился на все 100. А я долгое время не ела йогурт только потому, что мне не нравилось само название "йогурт". Но это внутренняя проблемы конкретно этих людей (один из комплексов, коих у всех наберется немало).
При этом я не отрицаю наличия проблем с преподавание литературы (да и не только). Но конкретно этой проблемы - первый раз не понравится, больше читать не будет - не вижу.
15.01.2002 14:00:14, Lesha
_
Знаете, если бы большинство людей заставляли кальмаров в первый раз пробовать в занюханной столовой, да еще и насильно, их бы любило гораздо меньше народу, и аналогия была бы вернее :-)

Именно с кефиром и йогуртом, кстати, проводили довольно известные психологические эксперименты про мотивацию. Оч-чень интересно :-) Если группе детей настойчиво предлагали кефир (американские дети, они его никогда раньше не знали) - и тем более если за выпитый кефир давали награду (как оценка?) - это отбивало вкус к продукту довольно прочно. По сравнению с контрольной группой :-))
16.01.2002 06:15:25, _
ну и что мы тогда обсуждаем, не ешьте кальмары, йогурт, Толстого, Есенина, Бунина, Достоевского, Чехова, Блока, Маяковского и все. только не надо делать вид, что препарирование всех их дает хороший язык, эти вещи не взаимосвязаны 15.01.2002 14:16:45, Шин
Да у меня-то как раз хватает духу сделать вторую попытку (а иногда и третью). Я не вижу закономерности, что если ребенку не понравится что-то в школе, он будет избегать этого и в дальнейшей жизни. Опять же повторюсь, я высказывалась не в отношении изучения литературы в целом, а отвечала на конкретный вопрос - зачем писать сочинения. А это в формировании стиля все же помогает. 15.01.2002 14:21:23, Lesha
_
Можно провести эксперимент. Скажем, изучить в школе какого-нибудь дико популярного автора и проверить перечитываемость :-) И проводили :-( 16.01.2002 06:20:07, _
А в чем конкретно заключался эксперимент? 16.01.2002 09:44:45, Lesha
Так и в первом и во втором случае - это были Ваши собственные мысли, обусловленные ступенью развития, на которой Вы находились на момент просмотра фильма. Сейчас Вы по сути обсуждаете отбор произведений для школьной программы - это совсем другая песня. Я же говорю о сочинении как об одном из инструментов для формирования у учеников культуры выражения собственных мыслей (не затрагивая проблему, насколько глубокие мысли могут возникнуть у ребенка по прочтении "Горя от ума")
PS. Я сама перечитывала "Маленького принца" каждый год в период от 10 до 16 лет и каждый! раз читала это произведение впервые.
15.01.2002 13:38:30, Lesha
я говорю о другом - я случайно пересмотрела этот фильм, вряд ли у меня есть столько времени, чтобы пернсматривать перечитывать не нравящуюся книгу, фильм, тоже и с книгой. получив прививку к хорошей литературе, которую не понял, а увидел первый пласт (если увидел, многие просто читают хрестоматию, чтобы учитель отвязался) и все, этот пласт литературы для них закрыт, как корь для привитых. 15.01.2002 13:43:05, Шин
Эта проблема неразрешима в условиях массового образования без помощи со стороны семьи. Что есть хорошая литература? У каждого свой ответ на этот вопрос. И подобрать программу, подходящую каждому ребенку, невозможно. Я готова была писать сочинения по Есенину задолго до изучения его в школе, а вот "Войну и мир" так и не осилила. Если ребенку родители не разъяснят, что первый взгляд на предмет не всегда дает картину истинную, то у него будет много проблем не только в области литературы.
Кстати, как Вы считаете, много ли Вы потеряли бы, не посмотрев вторично "Маленькую Веру"? Это ведь не единственное произведение, затрагивающее данную проблему - возможно, те же самые эмоции Вы почерпнули бы из другого источника.
15.01.2002 13:52:13, Lesha
Критики действительно в школе перебор.
А анализировать сложные проблемы не так плохо.
Хуже как в ток-шоу. Соседей критиковать.
15.01.2002 13:01:13, Сонечка
Сонечка, так ведь это и есть "соседей критиковать"...
Почему детям не читают басни Эзопа, почему не рассказывают притчи, смысл которых им понятнее смысла "мещанских катаклизмов", происходящих в семье Фамусовых...
Для ребенка это только бытовуха, чтобы понять трагедию Чацкого, надо пожить...
15.01.2002 13:05:54, Элла Прокофьева
O'Merry
Элла, а по-моему, это не совсем так :))) Именно в школе, задавленные авторитетом всевозможных Чернышевских-Добролюбовых-Чернышевских и иже с ними, дети упорно ищут "социальную трагедию", там где ее увидели классики :)))А пожив-то, и понимают, что нет у этого бедняги Чацкого за душой ничего, кроме бытовухи... :))))
А если серьезно, ИМХО, вся беда в сложившейся у нас "совковой" модели подхода к литературе: 70 с лишним лет все социальных подтекстов во всем искали, вот и остановиться не можем... Отсюда и критика бесконечная в каждом сочинении. Вспомните: мы же в школе иной раз, еще не открыв оригинала, быстренько прочитывали все, что сказали об этои произведении всякие критики (тоже куда как необъективные!), и чувствовали себя во всеоружии - что писать во вступлении и заключении, я уже знаю ,а в середине каую-нибудь цитату всуну, и готово сочинение!
А подлинный смысл сочинения - рассуждение на заданную тему, аргументированное изложение своих собственных мыслей, создание языковых образов - давно и прочно забыт :((((((
15.01.2002 13:24:27, O'Merry
Верная Скво
да, как любил повторять мой словесник (очень хороший, кстати, учитель), слово "сочинение" происходит от слова "чин" - "порядок", т.е. сочинение - это приведение своих мыслей в порядок. Кстати, для меня это буквально так всегда и было: я записывала отдельные свои мысли на черновике, а потом в самом конце расставляла их в нужном порядке, добавляя "связки" :) по-другому у меня не получалось - чтоб, как учат, план сначала написать, потом уже по нему идти...
Беда в том, что, как мне кажется, в нынешней школе при ее программе по литературе сочинения неизбежно превращаются в профанацию, от ученика требуют не собственные мысли изложить, а то, что положено программой увидеть - всякие там "луч света в темном царстве", "женские образы", "нигилизм" и пр...
15.01.2002 13:50:34, Верная Скво
В общем, Вы произнесли то, что я произнести не решалась:)
Большинство классических произведений, изучаемых в школе - это сплошная бытовуха, в которой детей учат искать глубокий смысл...
Отсюда эта философская интоксикация у детей-идеалистов, и цинизм у детей-реалистов.
А по-настоящему Высокая литература вообще в школе не изучается...
15.01.2002 13:34:55, Элла Прокофьева
O'Merry
:))
С другой стороны, можно ту же прсловутую "Грозу" рассмотреть как высокую литературу - было бы желание, а можно и Софокла привести к такому "знаменателю", что лучше бы уж и не знать о его существовании совсем :( Все очень зависит от личности преподавателя... Именно поэтому я считаю, что преподавание литературы и истории в школе - самый важный показатель ее уровня. А Личностей-то в средней школе, увы, взять практически неоткуда... :(((
15.01.2002 13:43:24, O'Merry
Да, мне нравится мысль, что можно и в "Гамлете" увидеть примитивный боевик, а в примитивном боевике - повод для философских обощений...
Но стОит ли начинать свою жизнь с чтения примитивной литературы?
Ведь любое произведение, изучаемое в школе, это частный, бытовой уровень человеческих взаимоотношений, который учителю приходиться возводить в ранг Высоких.
А можно ли это делать, когда дети не знакомы с красивейшими сказками народов мира, мифами, притчами, баснями?
Конечно, история любви Психеи - это тоже любовная история, но почему нужно сначала прочитать и проанализировать более "низкую" любовную литературу, а не начать с Психеи?
15.01.2002 13:51:05, Элла Прокофьева
O'Merry
Да, конечно, в этом я с вами согласна... Элла, а какие произведжения вы бы включили в школьную программу по литературе, а какие имеющиеся ныне выбросили бы? Честно говоря, я выбросила бы вон всего Достоевского (ибо считаю это чтение неподходящим для юношеских умов), отказалась бы от "Тараса Бульбы" (за полную архаичность языка и жестокость сюжета), слегка уменьшила бы количество Чехова... А вот конструктивных предложений у мнея пока нет: глаза разбегаются, столько хорошего воркуг :)))) 15.01.2002 15:01:24, O'Merry
Это у Гоголя архаичность языка?
Ну замените его на Маринину
15.01.2002 16:13:45, Flavia
Сейчас дочитаю сообщение от Шин (вверху) и что-нибудь попытаюсь сформулировать:) 15.01.2002 15:05:17, Элла Прокофьева
:-) О птичках:-) Вы смотрели "Человек эпохи возрождения"? 15.01.2002 13:57:46, Бада
Верная Скво
ой, а что это за фильм? 15.01.2002 17:46:56, Верная Скво
Да, а что?:)
15.01.2002 15:06:17, Элла Прокофьева
Как Вы думаете, о чем этот фильм ? 15.01.2002 16:13:51, Бада
:) "Малых ребяток наставляет учитель добру и пути, а людей возмужалых - поэты. О прекрасном должны мы всегда говорить"...
О чем этот фильм?
О том, что пробудить в другом лучшие качества его души может только настоящий поэт...
15.01.2002 17:29:13, Элла Прокофьева
Чудный фильм! 15.01.2002 14:01:49, Lesha
То есть Вам не нравится набор произведений? Конкретно - Горе от ума? 15.01.2002 13:08:52, Сонечка
Принцип отбора произведений порочен...
Большинство литературных произведений, изучающихся в школе, - это подглядывание за жизнью "соседей".
Я полагаю, не должны изучаться (в сысле разбираться по пунктам, писаться сочинения) в школе произведения, в которых разбирается бытовая, на поверку, ситуация.
Ребенку трудно увидеть более высокий слой проблемы, в той же "Бесприданнице", кроме любовной истории. Трудно ему подняться до обобщений на материале "мелкой" семейной неурядицы...
Начинать надо с историй, более далеких от бытовой реальности: мифы, притчи, басни.
Все перепутано. Ребенку некогда жить своей реальной жизни, но ему много лет подряд необходимо обсуждать слишком реальные поступки литературных персонажей, выискивая некий глубокий смысл...
15.01.2002 13:19:54, Элла Прокофьева
не то, посмотрите мое письмо 15.01.2002 12:52:39, Шин
Интересно :-) 15.01.2002 12:31:17, Бада
Именно "Горе от ума" или вообще сочинения? 15.01.2002 12:31:17, Лада
Вообще, обязательные школьные сочинения, не на вольную тему...
Ведь ребенок может и "Горе от ума" выбрать как вольную тему...
Но почему он обязан высказывать свое отношение к различным произведениям и персонажам этих произведений?
Писали ли Пушкин, Грибоедов, Островский для школьников?
А если школьник знакомится с классическими произведениями, не адресованными его восприятию, может, не стОит все-таки начинать жизнь с анализа и выдачи оценок поступков, которые многим детям просто непонятны...
Нет ничего грустнее, чем наблюдать отрока-резонера, "отделывающего" у доски "подлого и мелкого" Молчалина, "циничного" Паратова, "мещанина" Карандышева и т.п.
Я не говорю уже об авторах сатирических произведений...
Ужасно, когда детям приходится писать сочинения по сказкам Салтыкова-Щедрина, например, или произведениям Фонвизина...
С моей точки зрения, это наносит непоправимый ущерб их психическому развитию, особенно развитию отличников, старающихся все сделать "на пятерку"...
15.01.2002 12:47:29, Элла Прокофьева
Верная Скво
хм, до сих пор помню ощущение прорыва какого-то, когда один из моих одноклассников при разборе "Войны и мира", - а именно, поступка князя Андрея, когда тот, узнав об "измене" Наташи, бросил все и порвал все отношения, не разбираясь, - сказал буквально следующее: "Я не знаю, хорошо это или плохо, потому что я в такой ситуации еще не был и не знаю, как бы я думал, чувствовал и поступал".... Для меня в тот момент наступила такая внутренняя восхищенная тишина, я навсегда это запомнила, и часто вспоминаю, когда пытаюсь анализировать ситуации, которые со мной не случались :)
С другой стороны, в том же "Горе от ума", "Герое нашего времени", "Дубровском", "Дворянском гнезде" и "Отцах и детях", Бунинских рассказах, и т.д. ... есть много про любовь, про человеческие отношения - много такого, о чем можно хорошо задуматься именно в ранней юности... Хотя, все равно, наверное, это для детей постарше того возраста, в котором это "проходят". Вообще, ужасно, мне кажется, то, что всем нужны разные книжки в разное время, а программа диктует, что когда читать, чем может навсегда привить отвращение к не вовремя прочитанной книге :(
15.01.2002 13:38:08, Верная Скво
Есть такое выражение "математику для того изучать надо, что она мысли в порядок приводит" (неточная цитата, Ломоносов, кажется). А я считаю, это и к литературе относится не в меньшей степени. Вопрос в том, на каком материале её изучать, главное, чтобы материал качественным был. И по-моему "Горе от ума" в этом смысле не так уж плох. А если дать свободный выбор - на вкус школьника - они ж поди скорей Маринину выберут, и будут писать о взаимоотношениях Каменской и Чистякова - так не лучше ль Чацкий с Софьей, опять же ИМХО 15.01.2002 13:29:04, Лада
Вот в таком ракурсе, обсуждая ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ школьные сочинения, я с Вами полностью согласна. Не все дети одинаково готовы даже к восприятию одних и тех же произведений, не говоря уже об их адекватной оценке. Мои ранние высказывания касались сочинений по выбору (у нас такое практиковалось, к счастью). 15.01.2002 13:18:27, Lesha
А, если не 1-3 темы, а 10-15 и обязательно "вольная", не уж-то отррок так никчемен, что не найдет о чем высказаться ? 15.01.2002 13:04:00, Бада
А на каком материале детям говорить о человеческих взаимоотношениях?
Это писано не для детей, но это хорошая литература, сложные персонажи, а подача зависит от учителя.
15.01.2002 12:52:22, Сонечка
Сонечка, скажит, а если вам надо объяснить модель мира с точки зрения теорфиза. Вы как-то писали, что это ваш предел, не обижайтесь, просто мне другое в голову не пришло для примера. То есть вы-то понимаете, что здесь вы уже не совсем до конца понимаете и вам труднее оценивать с этой позиции, а тут человек даже для себя иногда не может понять, что он этого не понимает, но его уже застваляют выражать свое мнение 15.01.2002 13:01:32, Шин
:-) Пусть он его выразит на своем уровне. 15.01.2002 13:05:11, Сонечка
выразит что?
знаете анекдот: "Папа с сыном разговаривают (сыну года 2-3):
сын- Папа! А что такое молния?
папа- Молния - сильный электрический разряд. Она имеет напряжение в 50 миллионов вольт, а сила тока доходит до 200 тысяч Ампер (для сравнения - в высоковольтной линии электропередачи используется напряжение в сотни тысяч вольт, сила тока не превышает тысячи Ампер). Во время вспышки молнии под влиянием очень высокой температуры разряда (около 2000 градусов Цельсия) происходит мгновенное расширение воздуха. Получается своеобразный взрыв. От этого взрыва, как и от любого другого сильного взрыва, образуется звуковая волна. Это и есть гром. Средняя продолжительность грома - 30-40 секунд.
сын - Папа, ты с кем сейчас разговаривал?
15.01.2002 13:09:23, Шин
Пока, уезжаем зачеты сдавать.
Может страсти поутихнут пока.
15.01.2002 13:11:58, Сонечка
Боже упаси, начинать жизнь с анализа взаимоотношений Чацкого и Софьи... 15.01.2002 13:00:36, Элла Прокофьева
Элла! Это все критика :-) А где конструктивные предложения? Ну допустим этого не будет, что взамен? 15.01.2002 13:03:12, Сонечка
Я предложила выше:)
15.01.2002 13:24:29, Элла Прокофьева


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!