Раздел: Уроки

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Мыся

Лайфхак про СПРЯЖЕНИЯ

Кто в 4-5 классе, если интересно, возьмите на вооружение. Я вчера в ночи "родила" своим детям, я считаю, гениальную подсказку по определению спряжений глаголов (и окончаний в них).

Итак, чтобы определить БЕЗУДАРНОЕ окончание глагола, надо
ЗАДАТЬ ДВА ВОПРОСА
1 - начальная форма глагола заканчивается на -ИТЬ?
2 - это глагол ИСКЛЮЧЕНИЕ?

И теперь ТАДАММММ!!!
Если на ОБА вопроса ответ одинаковый (да-да, нет-нет), то спряжение ПЕРВОЕ, в окончаниях е/у/ю
Если ответы РАЗНЫЕ (да-нет, нет-да), то спряжение ВТОРОЕ, в окончаниях и/а/я

Проверяем:
- Брить - да-да - 1 спряжение - бреЕТ, бреЕМ, бреЮТ
- Гнать - нет-да - 2 спряжение - гонИТ, гонИМ, гонЯТ
- Ловить - да-нет - 2 спряжение - ловИТ, ловИМ, ловЯТ
- Потеть - нет-нет - 1 спряжение - потеЕТ, потеЕМ, потеЮТ

УРА, ТОВАРИЩИ!!!!

Очень даже вероятно, что я изобрела велосипед. И все учителя о такой уловке знают. Но вот не помню, чтобы в детстве нам в школе такое говорили.

Надеюсь, кому-то пригодится!

Дополнительно: в ЖЖ спросили про глагол "вылететь".
Отвечаю: Глагол ВЫЛЕТЕТЬ, образован с помощью приставки. А мы знаем, что при определении спряжения за основу берётся глагол БЕЗ приставки, а приставочные изменяются так же, как основной (в исключениях есть гнать, значит догнать, выгнать и тд будут того же спряжения, что и гнать).

Возвращаемся к нашему глаголу.
ВЫЛЕТЕТЬ. Приставка ВЫ. Основной глагол - ЛЕТЕТЬ
И он НЕ ПОДХОДИТ под нашу схему, ибо в нём окончания УДАРНЫЕ (лечУ, летИМ, летИТЕ, летЯТ). И-А-Я. Это глагол ВТОРОГО спряжения. Значит, и ВЫЛЕТЕТЬ тоже глагол второго спряжения. ВылечУ, вылетИТЕ, вылетЯТ.

Но, на самом деле, это уже "высший пилотаж". Так что достаточно просто помнить два вопроса и всё.
01.10.2015 20:51:38,

40 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
tanyak
Спасибо! 04.10.2015 15:11:31, tanyak
а что вы изобрели-то?
и так известно что безударные на ить минус брить-стелить + исключения считалочкой - 2 спр
трудно не сообразить что остальные - 1го потому что 3го нет )))) ну правда разноспрягаемые - но их мало
в чем новизна вашего метода? я не поняла хитрости
а спряжения ударных по инфинитиву вообще не определяют
03.10.2015 13:35:52, Dezi
XXL
Это не изобретение нового. Это четкий алгоритм написания окончаний для детей с определенным складом ума. Неужели непонятно?. Общие правила хороши, но некоторым детям надо искать свои доступные способы не усвоение единого правила, а применения его по определённому алгоритму. Можно выучить тупо англ слова и извлекать их из памяти легко или напрягаясь. А можно дать ассоциации на каждое слово, опорные моменты, запах, в конце концов. Автор молодец, спасибо ей 03.10.2015 15:55:36, XXL
но в правилах именно так и написано - на ить + исключения
не вижу 10 различий
но может нам повело с учебником
06.10.2015 21:57:22, Dezi
Мне такое один знакомый доктор филологических наук написал для моих детей)) Сама пишу правильно, а правило забываю, пока не надобится ребенку объяснять. Вы - молодец. Я еще раз скопировала. Вот, правда, надо еще про разноспрягаемые уложить себе в голове. 02.10.2015 12:18:47, Etagerka
Интересно, надо будет дочке сделать такую памятку. Спасибо. 02.10.2015 10:53:45, Планетка
XXL
Спасибо. Берём на заметку :) 02.10.2015 07:47:33, XXL
Здорово! Очень понравилось. Спасибо! 01.10.2015 23:47:14, Татка
Musenka
Хм... ну, это кому что проще... Лично я, никогда не делающая ошибок в окончаниях глаголов, просто "подвисла" при попытке "переварить" ваше открытие. Мне уже 30 с лишним лет достаточно для проверки окончаний глаголов известного стихотворения... 01.10.2015 21:03:42, Musenka
УникаЛьнаЯ
А я, кажется, не знаю "известное стихотворение", если речь не о "брить, стелить, держать и видеть..." :) Не дадите ссылку, вдруг дочке понадобится...

Правда, я и не представляю, как угадывание, какого спряжения глагол, поможет его написать :) Для меня в школе эта тема осталась чисто теоретической, как написание транскрипций.
02.10.2015 08:20:47, УникаЛьнаЯ
это у вас что-то из нового
старый стих - гнать дышать держать зависеть слышать видеть и обидеть а потом терпеть вертеть ненавидеть и смотреть
во всех школах было одинаково - что у меня, что у мамы
ну а современники любят переиздания
так и считалочки начали разные придумывать - там все рифмуется хорошо, пофиг как запомнить
03.10.2015 13:38:33, Dezi
Этих стихов далеко не один. В разных местах разные приняты 03.10.2015 23:35:51, Шоша
теперь да - причем некоторые очень удачные и по смыслу ))
а раньше - один и тот же, я так удивилась что и мама такой же помнит, совок-с однако
06.10.2015 21:58:29, Dezi
УникаЛьнаЯ
Не, в мое время уже было два разных стиха, точно. Но вообще я сейчас просто слова вспоминала, я стих не помню )) Никогда не был нужен, только тогда, когда в школе тему проходили - ответить чтобы :) 03.10.2015 15:37:40, УникаЛьнаЯ
nirva
У старшего вообще стихотворения не было, в классе пытались вдолбить правилами. Когда я стихотворение рассказала, это откровением стало. Но проблемы сразу снялись. Вот не пойму, зачем детям намеренно усложняют жизнь. 03.10.2015 23:36:16, nirva
То, что написано в топике никак не противоречит стихотворению. Это алгоритмизация, удобная для детей определенного склада. И все. Не откровение, после которого все как записали грамотно. 03.10.2015 23:47:18, Шоша
nirva
эээ.. а я сказала, что что-то чему-то противоречит? Я про то, что в школе вдалбливали правила, а запомнил только после стихотворения. 06.10.2015 01:21:47, nirva
Мыся
Ну, вот для меня тоже в школе было непонятно, для чего мы учим спряжения. Я их так и определяла "методом научного тыка".
А теперь разобралась :)

Короче, смысл такой: если вязть все глаголы и их проспрягать (то есть, изменить по лицам и числам), то мы увидим, что личные окончания глаголов или с буквами Е-У-Ю, или с буквами И-А-Я. Первую группу назвали ПЕРВЫМ спряжением, вторую - ВТОРЫМ. (буква Е в алфавите первее, чем И).

У глаголов бывают ударные личные окончания, и тогда спряжение определяется без проблем.
идти - Иду-идЁМ-идЁте-идУт-идЁшь - это первое спряжение
спать - сплю - спИм - спИте - спЯт - спИшь - это второе спряжение

Но часто у глаголов окончание безударное. И не все люди (и дети особенно) могут сходу написать его правильно.
Как потопа...шь, так и полопа....шь.
Вот для таких случаев и надо знать спряжение глагола. В данном случае спряжение первое, значит, в обоих словах будет буква Е.

Каждый, кто испытывает трудности с написанием личных окончаний глаголов, со временем выбирает свой способ. Кто-то ориентируется на третье лицо множественное число. ТопаЮт - лопаЮт. Если там Ю, то первое спряжение, и в нашем случае пишется буква Е. Но этот способ не срабатывает там,где ты не уверен. Например, клеЮТ или клеЯТ? Тогда всё-таки приходится идти от начальной формы.

Надеюсь, я хоть чуточку приоткрыла завесу тайны над спряжениями :))
02.10.2015 08:52:15, Мыся
зачем спряжения сами по себе - сложно сказать
для безударных они имеют практический смысл - орфография
то есть определить спряжения чтоб правильно написать в личной форме
зачем наоборот в личной форме искать спряжения - не знаю
03.10.2015 13:40:14, Dezi
Спряжения сами по себе не зачем. Спряжение - это именно разделение глаголов на классы с одинаковым набором окончаний в личных формах. Как и склонения. Никакого глубинного смысла там нет. 03.10.2015 23:46:02, Шоша
теперь есть - надо правила помнить дословно
само по себе
а старшее поколение часто путается потому что прикладное значение есть только для безударных
у ударных и так все ясно при написании
и часто применяют к ударным - для определения спряжения - правило для безударных, которое в памяти большинства остается вместе с исключениями
а так не срабатывает - вернее не всегда
на собрании в конце 4 класса обсуждали, учительница забежала вперед программы и сама ошиблась - неверно дала правило, не акцентировала для каких окончаний это, двоек наставила (ошибочно - тому кто знал правило для ударных) забавно какие открытия для взрослых оказались - а правило-то разные )))
06.10.2015 22:04:43, Dezi
УникаЛьнаЯ
Да нет, правило-то я в школе знала - ровно настолько, чтобы определять номер спряжения. Как можно вставить что-то, кроме "е" в вашем примере, я не представляю вообще. Совсем. Вот это все про "с буквами Е-У-Ю, или с буквами И-А-Я" мне напоминает известный анекдот (?), в котором сороконожку спросили, как она ходит и не путается в ногах. Она задумалась... и ходить больше не смогла :)) Вот я - та сороконожка :)

И ваш метод определения я поняла из темы :) Хотела стих узнать. Дочке так или иначе придется эти спряжения определять, имхо, ей стих был бы проще, чем "логическая цепочка".
02.10.2015 09:04:20, УникаЛьнаЯ
Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья
Их на -е- спрягать нельзя!
02.10.2015 10:51:30, Акелла.
УникаЛьнаЯ
о, спасибо! Спишу себе :) 02.10.2015 10:55:56, УникаЛьнаЯ
Мыся
Ну вот, увы, как показала практика, есть дети, которым окончания глаголов не очевидны вовсе :о( 02.10.2015 09:16:18, Мыся
А моему ребенке, у которого должна быть четкая логика будет очень полезно. А стихотворение он учить не будет или забудет мигом.

Если вы не делаете ошибок в окончаниях, то вам вообще не нужны правила. У вас все нормально.
01.10.2015 21:30:50, Шоша
а если стих не выучить то правило не поможет
стих - список исключений
03.10.2015 13:41:27, Dezi
Для моего конкретного ребенка алгоритм типа да-да-нет-да более удобный. Просто очобенность склада мышления.
Стих ему не удобен, они ему никак не логичны. Список исключений он запоминает неким общим объемом. В общем это тонкости и особенности конкретных детей. И таким нужны вот такие странные штуки, без которых все остальные отлично обходятся.
От аналитического склада ума бывают свои издержки:)
03.10.2015 23:42:13, Шоша
это редчайшее исключение чтоб без рифмы столько слов и на всю жизнь запомнил
не знаю ни одного взрослого кто мог бы воспроизвести исключения без рифмы
я о стихе - не о правиле, а как исключения рифмуются
06.10.2015 22:06:44, Dezi
Musenka
Я не делаю ошибок в окончаниях потому, что я знаю правило, которое изложено как раз в данном стихотворении. 01.10.2015 21:47:00, Musenka
Мыся
Вот как раз потому и подвисли, что никогда не было необходимости проверять.
Сейчас навскидку возьмите любой глагол и определите его спряжение. Или придётся вытягивать из головы таблицу, которая не слишком удобна для запоминания, или всего задать два вопроса.

рисовать? - не ить, не искл - 1 спряжение
ехать? - не ить, не искл- 1 спряжение
белить? - ить, не искл - 2 спряжение
01.10.2015 21:25:39, Мыся
Musenka
Какую таблицу? Я же написала - одно стихотворение. 01.10.2015 21:45:53, Musenka
Мыся
И как стихотворение помогает определить и объяснить написание окончаний?
Если не сложно, покажите на этом конкретном примере:

Стандартное задание 4-5 класса:

Определи спряжение глаголов, объясни выбор окончания.

Скаж...шь - не ворот...шь.
01.10.2015 22:02:08, Мыся
Musenka
Ко 2 спряжению отнесем мы ....

Далее, по алгоритму: "сказать" оканчивается не на -ить, не исключение, значит, 1 спряжение. Окончания с буквой е или ут-ют.
"воротить" - оканчивается на -ить, не исключение, значит, 2 спряжение (и\ат-ят)

По сути - то же самое, что написали вы, но ваш вариант, скорее, для математиков\информатиков, мой - для гуманитариев.
Просто стихотворение запомнить проще, чем "да-да\нет\да... и прочее". Многим проще.
01.10.2015 22:22:13, Musenka
Ну так автор и предложил вариант для тех, кому стих запомнить сложнее.
При этом автор же нигде не написал, что придумала супер способ, который заткнет за пояс все стишки и вообще не ясно, как раньше без этого жили.
Вред от этого способа есть? Как мне кажется, нет. Ну и все. Кому надо - запомнит, кому не надо - мимо пройдет.
01.10.2015 22:42:33, Шоша
Musenka
"При этом автор же нигде не написал, что придумала супер способ, который заткнет за пояс все стишки и вообще не ясно, как раньше без этого жили."
Да?
"Я вчера в ночи родила, я считаю, гениальную подсказку".
01.10.2015 23:02:23, Musenka
У автора нормальное чувство юмора. И все.
При серьезном отношении к изобретению не пишут "родила, я считаю, гениальную"
02.10.2015 12:11:02, Шоша
Мыся
Ну, для Вас проще прокручивать в голове целое стихотворение, моим детям оказалось значительно проще задать два вопроса.
Надеюсь, кому-то ещё пригодится.
01.10.2015 22:38:54, Мыся
а как у вас в школе учат?
вопросов три всего
1) ударное или безударное
2) если безударное -ить или -еть
3) исключение или нет
так и формулируется в учебниках
стишки - чтоб запомнить список исключений по 2 склонению
и все
03.10.2015 13:43:36, Dezi
Мне уже пригодилось:) Спасибо. Я уже в ЖЖ увидела. 01.10.2015 22:43:08, Шоша


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!