Конференция "Ребенок от 10 до 13""Ребенок от 10 до 13"
Раздел: Уроки
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Как освоить спряжения?
Правила ребенок выучил. Ошибок куча. И что делать, если к слову "преуменьшит" подбирается неопределенная форма "уменьшать"? Все ошибки в таком же духе.
12.04.2014 20:35:18, Кетчуп
54 комментария
Я спряжения своим детям так объясняла: сначала надо понять, ДЛЯ ЧЕГО мы их учим? Оказывается, не для общего развития, а для того, чтобы правильно писать окончания глаголов. Почему спряжений два? Потому что есть два типа окончаний у глаголов. Или так - или сяк. (ну есть ещё разноспрягаемые, но мы сейчас не про них). Если мы знаем, какого глагол спряжения, то напишем окончания без проблем.
1. Сначала проверим, а может быть у глагола окончания УДАРНЫЕ? Тогда спряжение будет сразу ясно. КО ВТОРОМУ СПРЯЖЕНИЮ ОТНОСЯТСЯ ГЛАГОЛЫ С ОКОНЧАНИЯМИ "И", "АТ", "ЯТ".
Например: грустить: я грущу (букву у никогда проверять не надо), ты грустИшь, он грустИт, они грустЯт, мы грустИм, вы грустИте.
А к ПЕРВОМУ СПРЯЖЕНИЮ ОТНОСЯТСЯ ГЛАГОЛЫ С ОКОНЧАНИЯМИ "Е", "УТ", "ЮТ"
Например: приобретать, ты приобретЁшь, они приобретУт, мы приобретЁм
2. Что делать, если окончания БЕЗУДАРНЫЕ? Тогда ко второму спряжению мы отнесём все глаголы, которые в инфинитиве оканчиваются на -ИТЬ (кроме брить-стелить), 4 глагола на -АТЬ и 7 глаголов на -ЕТЬ (исключения везде стишком можно найти)
Проверяем себя: гладИТЬ (второе спряжение, буквы И-АТ-ЯТ), значит, ты гладИшь, он гладИт, они гладЯт и тд
держать (второе спряжение, глагол-исключение, опять-таки И-АТ-ЯТ), значит ты держИшь, они держАТ (а не держут), мы держИм и тд
3. В случае с безударными окончаниями к ПЕРВОМУ спряжению отнесём глаголы Брить и Стелить, а так же все остальные, не вошедшие во второе. Окончания в первом спряжении подчиняются правилу Е - УТ -ЮТ
Пример: стелить (первое спряжение, исключение, буквы Е - УТ - ЮТ), значит, пишем ты стелЕшь (хотя очень хочется написать "стелишь"), они стелЮт (хотя хочется "стелят"), вы стелЕте, мы стелЕм
ещё пример
рисовать (первое спряжение, тк не относится к 4 глаголам-исключениям, буквы Е- УТ-ЮТ), значит, рисуЕт, рисуЕте, рисуЕм, рисуЮт и т.д.
Надеюсь, Вам станет полегче :))) Лично у меня логика спряжений после вышеперечисленного "схлопнулась". В школьной программе осознать их никак не могла. Теперь смогла донести до третьеклассников :)))
Удачи!
(если не сложно, напишите потом, помогло или нет :))) 15.04.2014 01:29:54, Мыся
1. Сначала проверим, а может быть у глагола окончания УДАРНЫЕ? Тогда спряжение будет сразу ясно. КО ВТОРОМУ СПРЯЖЕНИЮ ОТНОСЯТСЯ ГЛАГОЛЫ С ОКОНЧАНИЯМИ "И", "АТ", "ЯТ".
Например: грустить: я грущу (букву у никогда проверять не надо), ты грустИшь, он грустИт, они грустЯт, мы грустИм, вы грустИте.
А к ПЕРВОМУ СПРЯЖЕНИЮ ОТНОСЯТСЯ ГЛАГОЛЫ С ОКОНЧАНИЯМИ "Е", "УТ", "ЮТ"
Например: приобретать, ты приобретЁшь, они приобретУт, мы приобретЁм
2. Что делать, если окончания БЕЗУДАРНЫЕ? Тогда ко второму спряжению мы отнесём все глаголы, которые в инфинитиве оканчиваются на -ИТЬ (кроме брить-стелить), 4 глагола на -АТЬ и 7 глаголов на -ЕТЬ (исключения везде стишком можно найти)
Проверяем себя: гладИТЬ (второе спряжение, буквы И-АТ-ЯТ), значит, ты гладИшь, он гладИт, они гладЯт и тд
держать (второе спряжение, глагол-исключение, опять-таки И-АТ-ЯТ), значит ты держИшь, они держАТ (а не держут), мы держИм и тд
3. В случае с безударными окончаниями к ПЕРВОМУ спряжению отнесём глаголы Брить и Стелить, а так же все остальные, не вошедшие во второе. Окончания в первом спряжении подчиняются правилу Е - УТ -ЮТ
Пример: стелить (первое спряжение, исключение, буквы Е - УТ - ЮТ), значит, пишем ты стелЕшь (хотя очень хочется написать "стелишь"), они стелЮт (хотя хочется "стелят"), вы стелЕте, мы стелЕм
ещё пример
рисовать (первое спряжение, тк не относится к 4 глаголам-исключениям, буквы Е- УТ-ЮТ), значит, рисуЕт, рисуЕте, рисуЕм, рисуЮт и т.д.
Надеюсь, Вам станет полегче :))) Лично у меня логика спряжений после вышеперечисленного "схлопнулась". В школьной программе осознать их никак не могла. Теперь смогла донести до третьеклассников :)))
Удачи!
(если не сложно, напишите потом, помогло или нет :))) 15.04.2014 01:29:54, Мыся
Отличное объяснение! Спасибо. Мне всегда казалось, что написание безударных окончаний глаголов одна из самых сложных тем. Скопирую и своему покажу.
18.04.2014 10:02:49, Мерн
Про них вот ссылку нашла
[ссылка-1]
Но получается, что надо запомнить только "хочЕшь" и "хочЕт", а все остальные личные окончания там под ударением.. 17.04.2014 00:26:13, Мыся
[ссылка-1]
Но получается, что надо запомнить только "хочЕшь" и "хочЕт", а все остальные личные окончания там под ударением.. 17.04.2014 00:26:13, Мыся
Отличное объяснение!
Прям жалко, что нет книги, где так всё объясняется.. :) 15.04.2014 17:04:01, Люба С.
Прям жалко, что нет книги, где так всё объясняется.. :) 15.04.2014 17:04:01, Люба С.
Может, и норма, но очень часто объясняется эта норма с большим количеством лишних слов :о(
Тут ниже кто-то наглядно продемонстрировал фразу (не могу с ходу найти) типа "имеет окончание первого спряжения, но спрягается по типу второго")
Лично мне со ШКОЛЬНЫХ времён не отложилось чёткое И-АТ-ЯТ, мне отложилась несусветная каша из -ать-ять-ить-еть, нагромождение исключений и прочее.
Ведь достаточно сказать, что исключения во втором спряжении, но обязательно в учебнике повторят, что в первом все слова за исключением ..... (и опять все 11 слов будут названы).
Вот пример избыточной (на мой взгляд) таблицы
А вот эту лаконичную я взяла за основу
16.04.2014 02:08:34, Мыся
Тут ниже кто-то наглядно продемонстрировал фразу (не могу с ходу найти) типа "имеет окончание первого спряжения, но спрягается по типу второго")
Лично мне со ШКОЛЬНЫХ времён не отложилось чёткое И-АТ-ЯТ, мне отложилась несусветная каша из -ать-ять-ить-еть, нагромождение исключений и прочее.
Ведь достаточно сказать, что исключения во втором спряжении, но обязательно в учебнике повторят, что в первом все слова за исключением ..... (и опять все 11 слов будут названы).
Вот пример избыточной (на мой взгляд) таблицы
А вот эту лаконичную я взяла за основу
16.04.2014 02:08:34, Мыся
У меня, мне кажется, еще проще таблица:
глагол (неопр. форма)
ить все остальные
(не забываем про исключения!)
и е
ат-ят ут-ют
Там еще стрелочки есть, в общем, читается так:
ставим в неопр. форму. Если оканчивается на -ить - 2 спряжение, все остальное - 1 спряжение. Проверяем, не является ли глагол исключением. Если да - наоборот. У 1 спряжения окончания с буквой "е" (-ем, -ешь, -ете, -ет) или ут-ют (3 л., мн. ч.), у 2 спряжения - с буквой "и" и ат-ят. Все.
На самом деле спряжения разнесены в разные стороны, направо и налево, но тут, как я ни пыталась, они оказались рядом. 16.04.2014 19:33:29, Musenka
глагол (неопр. форма)
ить все остальные
(не забываем про исключения!)
и е
ат-ят ут-ют
Там еще стрелочки есть, в общем, читается так:
ставим в неопр. форму. Если оканчивается на -ить - 2 спряжение, все остальное - 1 спряжение. Проверяем, не является ли глагол исключением. Если да - наоборот. У 1 спряжения окончания с буквой "е" (-ем, -ешь, -ете, -ет) или ут-ют (3 л., мн. ч.), у 2 спряжения - с буквой "и" и ат-ят. Все.
На самом деле спряжения разнесены в разные стороны, направо и налево, но тут, как я ни пыталась, они оказались рядом. 16.04.2014 19:33:29, Musenka
Очень правильно.
Я ещё добавляю глаголы с приставкой ВЫ-, которая перетягивает на себя ударение: вылетит - летит, вышьешь - шьёшь. 15.04.2014 15:04:30, Вооkашка
Я ещё добавляю глаголы с приставкой ВЫ-, которая перетягивает на себя ударение: вылетит - летит, вышьешь - шьёшь. 15.04.2014 15:04:30, Вооkашка
Спасибо. Но дело в том,что она понимает, она определяет неправильно частенько.
15.04.2014 14:36:13, Кетчуп
Только нужно еще выделить глаголы на -ить, в которых "и" принадлежит корню, типа жить, шить, пить, лить. Они 1 спряжения.
15.04.2014 11:44:18, Pilar
Не нужно. Эти глаголы попадают в разряд УДАРНОЕ ОКОНЧАНИЕ.
шьЮ, шьЁт, шьЁм
льЮ, льЁт и тд 15.04.2014 11:51:05, Мыся
шьЮ, шьЁт, шьЁм
льЮ, льЁт и тд 15.04.2014 11:51:05, Мыся
Присоединяюсь. Еще очень помогает табличка:
Задай вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
Далее 2 колонки
1 спряжение — все остальные (кроме ГНАТЬ,ДЕРЖАТЬ,ТЕРПЕТЬ,ОБИДЕТЬ,ВИДЕТЬ,СЛЫШАТЬ,НЕНАВИДЕТЬ и ЗАВИСЕТЬ, и ВЕРТЕТЬ да еще ДЫШАТЬ, СМОТРЕТЬ. Вы запомните,друзья, их на Е спрягать нельзя)
2 спряжение - все на ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)
Там, где 1спр. пишем Е и УТ-ЮТ, где 2— И и АТ-ЯТ.
Табличку рисуем на картоне и кладем в учебник,не стесняясь пользоваться для закрепления.
Раньше это называлось опорный конспект и очень помогало как учить,так и учиться.
Еще есть разноспрягаемые глаголы,но это уже тонкости. 15.04.2014 06:32:10, Из опыта
Задай вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
Далее 2 колонки
1 спряжение — все остальные (кроме ГНАТЬ,ДЕРЖАТЬ,ТЕРПЕТЬ,ОБИДЕТЬ,ВИДЕТЬ,СЛЫШАТЬ,НЕНАВИДЕТЬ и ЗАВИСЕТЬ, и ВЕРТЕТЬ да еще ДЫШАТЬ, СМОТРЕТЬ. Вы запомните,друзья, их на Е спрягать нельзя)
2 спряжение - все на ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)
Там, где 1спр. пишем Е и УТ-ЮТ, где 2— И и АТ-ЯТ.
Табличку рисуем на картоне и кладем в учебник,не стесняясь пользоваться для закрепления.
Раньше это называлось опорный конспект и очень помогало как учить,так и учиться.
Еще есть разноспрягаемые глаголы,но это уже тонкости. 15.04.2014 06:32:10, Из опыта
Очень часто путают совершенный и несовершенный вид, соответственно, инфинитив подбирают не того вида. Наверно, нужно, прежде всего, тренировать в правильной постановке вопроса (определении вида).
14.04.2014 19:29:57, Musenka
Наверное. Я тут обнаружила, что в диктантах ошибок нет, а в заданиях "вставь букву" - полно. Может надо слова переписывать, а не вставлять... надо попробовать.
15.04.2014 01:07:18, Кетчуп
Попробуйте почитать вместе с ребенком Т.Рик "Здравствуй, дядюшка глагол!" [ссылка-1]
Моей в свое время понравилось, понимания темы стало больше. 14.04.2014 07:43:17, Маша А.
Моей в свое время понравилось, понимания темы стало больше. 14.04.2014 07:43:17, Маша А.
Про подбор правильной начальной формы.
Во-первых, объяснить, что, если у слова изменилась приставка - это уже другое слово. А нам нужно подобрать не другое слово, а форму слова - в глаголах мы можем менять только окончание.
Дальше про то, что спряжение глаголов - это просто наборы глаголов, имеющих одинаковый (или почти одинаковый) набор окончаний в разных формах. При этом люди заметили, что если во всех формах окончание начинается с гласной "и", то и в начальной форме перед "ть" тоже стоит "и". Есть только небольшой список глаголов, у которых во всех формах "и", а в н.ф. - дргуие гласные . Это глаголы - исключения.
А вот, если в окончаниях "е" - то в н.ф. перед "ть" может стоять все6 что угодно, лишь бы не "и", за исключением "брить, стелить".
Судя по тому, что проблемы с подбором начальной формы - вообще много пробелов в русском языке. Нужно с какого-то довольно далекого места начинать заново разбираться. 13.04.2014 20:51:43, Шоша
Во-первых, объяснить, что, если у слова изменилась приставка - это уже другое слово. А нам нужно подобрать не другое слово, а форму слова - в глаголах мы можем менять только окончание.
Дальше про то, что спряжение глаголов - это просто наборы глаголов, имеющих одинаковый (или почти одинаковый) набор окончаний в разных формах. При этом люди заметили, что если во всех формах окончание начинается с гласной "и", то и в начальной форме перед "ть" тоже стоит "и". Есть только небольшой список глаголов, у которых во всех формах "и", а в н.ф. - дргуие гласные . Это глаголы - исключения.
А вот, если в окончаниях "е" - то в н.ф. перед "ть" может стоять все6 что угодно, лишь бы не "и", за исключением "брить, стелить".
Судя по тому, что проблемы с подбором начальной формы - вообще много пробелов в русском языке. Нужно с какого-то довольно далекого места начинать заново разбираться. 13.04.2014 20:51:43, Шоша
А какие могут быть пробелы? Спряжения только прошли месяц назад. Я и сама не всегда сразу соображаю какое слово подобрать, но я думала что это у меня как раз со спряжениями проблемы. Или что-то еще надо повторить? Просто в остальных темах у нее проблем нет, по русскому между 4 и 5.
Когда они исключения проходили, то им как раз внушали, что даже если есть приставки, то все равно слово относится к исключению. Или это не так? 13.04.2014 21:01:29, Кетчуп
Когда они исключения проходили, то им как раз внушали, что даже если есть приставки, то все равно слово относится к исключению. Или это не так? 13.04.2014 21:01:29, Кетчуп
Ой, ну сколько они там начальных форм во 2 классе подбирают - совсем чуть-чуть и совсем простые глаголы.
14.04.2014 14:22:38, Кетчуп
начальная форма - это именно форма этого же глагола. Так что приставки и тп - там те же, что и в проверяемом глаголе.
Другое дело, что так устроено, что спряжение не меняется при добавлении приставок и суффиксов. Это важно помнить, когда имеешь дело с исключениями. Список исключений не очень большой, но все глаголы, образованные от исключений с помощью приставок - исключения. гнать-пригнть-загнать и т.д.
По поводу пробелов. Я не знаю, что со знаниями у вашего ребенка, если ориентироваться по вашим ответам (может ребенок, как раз все это и знает) - нужно учиться делить слово на морфемы - корень, суффикс, приставка, окончание. Уметь выделять основы.
Разбираться, что такое формы одного слова, а что такое разные слова. Вид глаголов. 14.04.2014 09:12:25, Шоша
Другое дело, что так устроено, что спряжение не меняется при добавлении приставок и суффиксов. Это важно помнить, когда имеешь дело с исключениями. Список исключений не очень большой, но все глаголы, образованные от исключений с помощью приставок - исключения. гнать-пригнть-загнать и т.д.
По поводу пробелов. Я не знаю, что со знаниями у вашего ребенка, если ориентироваться по вашим ответам (может ребенок, как раз все это и знает) - нужно учиться делить слово на морфемы - корень, суффикс, приставка, окончание. Уметь выделять основы.
Разбираться, что такое формы одного слова, а что такое разные слова. Вид глаголов. 14.04.2014 09:12:25, Шоша
Все задания разобрать слова по составу ребенок делает спокойно, но мне кажется, что в началке просто еще не тот уровень, я каких-то заумных разборов не встречала в учебнике.
14.04.2014 14:27:45, Кетчуп
глагольные окончания - менее интуитивно очевидные, чем у существительных; Если ребенок их выделяет с ошибками - то со спряжениями не разберется. это не "заумные" случаи
14.04.2014 21:26:59, Шоша
С чего Вы взяли что ребенок окончания выделяет с ошибками? Спряжения как раз и нужны чтоб с окончаниями разобраться. И большинство как-то разбираются. Вы что-то краски сгущаете. Все дети пишут с ошибками, темы с разной скоростью усваиваются. Вопрос как ускорить и облегчить конкретную тему. Вы предположили про пробелы, но в школе (в нашей по крайней мере) учат просто о наличии неопределеннной формы и о существовании глаголов совершенного и несовершенного вида. До посинения никто во 2 кл неопр.ф. не подбирает, все как раз на спряжениях и "надобится" и начинает отрабатываться.
15.04.2014 01:04:58, Кетчуп
Я только по вашим репликам сужу. Про ребенка ничего сказать ен могу, я его не видела.
Смущение с клею, клеим не возникло бы, если бы было очевидно, что "клею"- кле-ю. Вас смущала "е", которая вообще отношения к делу не имеет, так как она - часть корня. И т.п. вопросы.
Вы просили помочь, мне кажется, что понимать логику происходящего в зыке проще, чем заучивать кучу разных вариантов. И предположила, что именно может быть не до конца понято.
А дальше - ваше личное дело.
Школьные программы по русскому языку вообще составлены довольно коряво - с одной стороны довольно много теории. Но теории так странно упрощенной, что она перестает быть хоть как-то понятной.
Подбирать начальную форму ло посинения не нужно, нужно просто понять про формы слова и разные слова, это помогает и при типах склонения и т.д. 15.04.2014 15:48:08, Шоша
Смущение с клею, клеим не возникло бы, если бы было очевидно, что "клею"- кле-ю. Вас смущала "е", которая вообще отношения к делу не имеет, так как она - часть корня. И т.п. вопросы.
Вы просили помочь, мне кажется, что понимать логику происходящего в зыке проще, чем заучивать кучу разных вариантов. И предположила, что именно может быть не до конца понято.
А дальше - ваше личное дело.
Школьные программы по русскому языку вообще составлены довольно коряво - с одной стороны довольно много теории. Но теории так странно упрощенной, что она перестает быть хоть как-то понятной.
Подбирать начальную форму ло посинения не нужно, нужно просто понять про формы слова и разные слова, это помогает и при типах склонения и т.д. 15.04.2014 15:48:08, Шоша
Уж не знаю как Вы судите, смущения с клею не было. Был ступор с клеете - ну так я не ожидала, что найдется умник, который выложит неправильную таблицу.
Мне кажется, что темы усвоены, но программа составлена так, что темы не связаны, связывать их как раз дома приходится. А тут еще надо понимать с чем что связывать. Т.ч. спасибо, думаю количество ошибок уменьшится - главное что я теперь разобралась и понимаю как проверять. А уж с логикой... это только если ребенку дано или, если в школе научат. Вмое время логики не было, тупо все заучивали. 15.04.2014 16:08:23, Кетчуп
Мне кажется, что темы усвоены, но программа составлена так, что темы не связаны, связывать их как раз дома приходится. А тут еще надо понимать с чем что связывать. Т.ч. спасибо, думаю количество ошибок уменьшится - главное что я теперь разобралась и понимаю как проверять. А уж с логикой... это только если ребенку дано или, если в школе научат. Вмое время логики не было, тупо все заучивали. 15.04.2014 16:08:23, Кетчуп
Приставки, так же как и постфикс СЯ, на спряжение не влияют. пишЕм, напишЕм, запишЕм, запишЕмся и т.д.
13.04.2014 22:52:11, Вооkашка
13.04.2014 19:14:37, Votlex
Ну и зачем Вы эту ерунду сюда прилепили? Люди и так путаются :)
Если что, красной рамкой выделена ошибка. клеИм.
"Мы клеИм канцелярским клеЕм". 13.04.2014 22:46:18, Вооkашка
Если что, красной рамкой выделена ошибка. клеИм.
"Мы клеИм канцелярским клеЕм". 13.04.2014 22:46:18, Вооkашка
я-то знаю. а вот чему детей могут научить авторы подобных таблиц, которых ещё самих поучить надо...
прям хоть Задорнову посылай ))) 15.04.2014 01:42:20, Votlex
прям хоть Задорнову посылай ))) 15.04.2014 01:42:20, Votlex
ДышИм. Дыщать - входит в группу исключений, которые имеют не "и" в начальной форме, но спрягаются по второму спряжению.
14.04.2014 09:13:11, Шоша
И что тогда красным выделено? Одно правильное слово, другое слово с ошибкой. Что там Вооkашке известно, я не поняла. Но не суть.
14.04.2014 14:36:33, Кетчуп
Ужас какой-то!
13.04.2014 21:41:39, Акелла.
Вот тут я не понимаю - почему клеем, но клеите. И вот ниже - шить - 2 спр, а в тоже время шьЮт. Вот как это понять и объяснить?
13.04.2014 19:55:35, Кетчуп
Спасибо, ужас как все трудно. Ну будем работать. Надеюсь, в 5 классе эта тема закрепляется... я что-то не помню.
13.04.2014 22:01:33, Кетчуп
я там выше написала, как систематизировала для себя и своих детей спряжения. Почитайте. Оказалось не сложно. Я всю школьную жизнь мучилась зачем оно надо? и не могла запомнить. А тут пришлось детям объяснять, осознала, и стало сразу легче :)
15.04.2014 01:39:37, Мыся
клеИм -так что тут никакого исключения нет.
Шить - 1 спр, тк к первому спряжению относятся глаголы на -ть, "и" - это часть корня. Такая же ситуация и с вить, пить и тп 13.04.2014 20:45:29, Шоша
Шить - 1 спр, тк к первому спряжению относятся глаголы на -ть, "и" - это часть корня. Такая же ситуация и с вить, пить и тп 13.04.2014 20:45:29, Шоша
клеем - ошибка. кле-ю, окончание "ю", е - часть корня. ср. стро-Ю - от стро-ИТЬ
14.04.2014 09:06:39, Шоша
Натаскивать. Сначала подбирать н.ф. Прям как в города играть. Потом можно номера спряжений пропустить, а гласные Е и И в формах спрашивать. Например: пишете - что? Е. вяжете - что? Е. клеят - ? Я.
На всякий пожарный напоминаю: если окончание ударное, спряжение определяете по окончанию: лететь - 2 спр., шить - 1 спр. 12.04.2014 21:02:26, Вооkашка
На всякий пожарный напоминаю: если окончание ударное, спряжение определяете по окончанию: лететь - 2 спр., шить - 1 спр. 12.04.2014 21:02:26, Вооkашка
Неопределенная форма должна быть того же вида, что и проверяемый глагол. Что делать - уменьшать - несовершенный вид. Преуменьшить - что сделать - совершенный. Объясняется так: ты урок учил? Учил! Этого достаточно - нет, если ты после этого все равно не помнишь. Это несовершенный вид. Вот выучишь - будет совершенный. Я тебе конфету несла.Тебе достаточно - нет, может, я ее по дороге потеряла. Вот если принесла - другое дело.
12.04.2014 20:55:07, ЮлияС
Читайте также
Весенняя пора: идеи для вдохновения
Простые идеи, которые помогут перезагрузиться вместе с природой