Раздел: Обучающие программы

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Счет с переходом через разряд

Столкнулась с тем, что не могу объяснить ребенку счет с переходом через разряд. Может подскажет кто-нибудь, как проще объяснить? Примерно как на счетах? Как например считать 7+8? Я считаю дополняя до 10, а может это и не лучший способ? :)) Если кто-то знает удачные методички или ссылки - буду благодарна :)

Вообще, у меня еще небольшая кучка разных мелких вопросов на этот счет, чисто технических. Если у кого-то есть желание поотвечать на них - откликнитесь пожалуйста, я вас немного помучаю :))
05.11.2005 08:46:35,

29 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Filia
Нас учат по линейке считать. Но мы дошкольники и считаем только до 15.
То бишь на линейке находишь большее число и считаешь нужное количество шагов.
В данном примере: находишь 8 и делаешь 7 шагов, получается 15.

Хотя сама я считаю дополнением до 10 :)
07.11.2005 22:47:15, Filia
Поотвечаю. Можно тут.

Главное в счёте с переходом - идея ГРУППЫ. То есть надо поработать с группировками десятками, и НЕ ТОЛЬКО десятками. Например, поработайте с группами троек. Вот у нас разряды десятками, а у инопланетян - тройками :-) Как у них счёт идёт? А на другой планете пятёрками.
05.11.2005 13:18:54, Мария Д.
Вот, я как раз подумала, что не с десятков начну по ступкам делить, а с пятерок.

Тогда еще поспрашиваю.
- Как отучить считать загибая пальцы? Т.е. как перевести это в абстрактную область, чтобы не надо было материальных представлений (пальцы, палочки и т.п.)?
- Как Вы относитесь к идее "таблиц сложения" (муж, например, считает что это наилучший выход - заучить. Как в мультфильме - "лучше день потерять, потом за два часа долететь")
- Вычитание - это следующая ступень? Не стоит мешать все в одну кучу, лучше сначала довести сложение до полной автоматизации, а потом уже вычитание, или наоборот, одновременно?
- Заикнулась недавно об умножении, вроде деть заинтересовался. Опять же, стоит давать все вместе или будет каша в голове?
05.11.2005 14:59:21, Почти
- НЕ НАДО отучать считать, загибая пальцы (палочки, галочки). Счёт - действие очень близкое к "земле", к конкретике, к пальцам, там ему и место, в счётном материале. Что стоит делать, так это переходить к другим, более продвинутым математическим ИДЕЯМ, в том числе основанным на счёте. Например, к уравнениям (поиску неизвестного), к задачкам, к умножению, к графикам. Когда в ТЕМАХ будет полёт мысли, то ребёнок частично перейдёт. Но в каждой новой теме я человеку любого возраста рекомендую начинать с конкретных материалов, по меньшей мере рисунков, а лучше физических моделей, которые можно потрогать. Детям лет до восьми, и сильным кинестетикам всех возрастов - ещё и через своё всё тело, через крупную моторику то есть, тему прожить.

- для каких целей мы используем сложение? Ну, ДЛЯ ЧЕГО будет лучше, или не лучше, заучить эти таблицы?

- я считаю, что лучше вводить все четыре арифметических действия одновременно, и рано, и работать над их связями
05.11.2005 16:15:10, Мария Д.
Сама давно хотела подобную тему завести, да все как-то не решалась:)
Вот меня такой вопрос просто замучал в связи с этим счетом на пальцах. Дан пример: 5+1. Но она же прекрасно знает, что на пальцах одной руки 5 пальцев! и все равно будет методично пересчитывать их до пяти, а затем прибавит один:) И так всегда.. Может, я чего-то объяснить не могу, а?
06.11.2005 22:47:43, Мама двух
Это стадия развития такая. Во всех профессиональных книжках написано. Сначала такой вот счёт, а ПОТОМ она "интернализует" пять и сможет начинать уже с пяти. Это НЕ потому, что Вы что-то объяснить не можете, а стадия такая, всё правильно, не торопите, считайте, как считается :-) И побольше играйте в игры с одинаковыми кучками. Не 5 и 1, а 5 и 5. Чтоб понятие кучки, пятёрки - формировалось. 07.11.2005 02:16:38, Мария Д.
Спасибо:) 07.11.2005 12:45:10, Мама двух
Для чего заучивать - чтобы быстро считать. Все что угодно. Ну например, ту же сдачу в магазине (приступаем к этому потихоньку), или сколько надо добавить мелочи к этой десятке чтобы хватило на ту жвачку :) Сколько минут еще осталось до выхода (а то пока сосчитает, результат уже на два делить надо). Да мало ли что... Но как я поняла, Вы такие таблицы не используете :)

И по поводу графиков очень заинтересовало. Это у нас должно пойти. А графики чего вы даете детям? Функций, прямо так? Или как-то обыгрываете? Типа график погоды (температуры то есть), или график какого-то затраченного времени на что-то, или что?
05.11.2005 17:05:54, Почти
Чтобы научиться быстро делать какое-то дело, надо МНОГО делать другие дела - те, которые на первом ОСНОВАНЫ. Например, да, чтоб научиться быстро считать, надо много считать сдачу в магазине. Или время. Или, скажем, задачки на умножение решать, через подсчёт (сколько стоят пять конфет), тогда счёт будет использоваться, переходить в автоматизм, становиться быстрей.

Графики используем для чего-то, опять же. Скажем, дочка учит мелодию на пианино, считаем, сколько раз подсматривала в ноты: каждый раз крестик ставим в столбик на клетчатой бумаге. Доиграла до конца, видим столбик, сколько в нём было. Дальше сложные места разобрали, опять играет, опять отмечаем на бумаге, обычно получается, что нужно меньше раз подсматривать. И так пока до нуля не дойдёт график :-) Значит, песня выучена. А можно ещё планировать, вот сейчас дойду с двадцати до десяти ошибок и сделаю перерыв. И наблюдать, вот после перерыва стало ошибок больше, забыла. Значит, перед концертом хорошо бы повторить мелодию... По графику всё видно, очень удобно.
05.11.2005 17:39:27, Мария Д.
Если “МНОГО делать другие дела” – как раз наизусть эта таблица сложения рано или поздно и запомнится :- ) 05.11.2005 18:40:19, Snegurka
Ну да :-) При этом таблица может висеть на стене, например, чтоб на неё посматривать, когда и если хочется, как бы для организации и систематизации идей. Хотя таблица сложения кажется мне уродской репрезентацией идеи, по другим причинам, но это уже не относится к разговору непосредственно. 05.11.2005 19:11:40, Мария Д.
Красно Солнышко
Кроме таблиц - есть еще куча игр с наклейками, пазлами, ответами закрытыми скретч полосками, домино, карты и тому подобное. Тоже можно ребенку покупать лет с 3-4 для постепенного привыкания. 06.11.2005 10:28:13, Красно Солнышко
Спасибо за ответы, пока я поняла чем позаниматься с ребенком, потом может я еще поспрашиваю :) 05.11.2005 18:19:15, Почти
Удачи! 05.11.2005 19:11:54, Мария Д.
наши делают примеры "длинным" способом:
7+8=7+(3+5)=10+5=15. От детей требуют, чтобы они полную выкладку в тетрадке писали. Кажется, всю первую четверть этим занимались. Математику в школе учим по Гейдману - наверное, это все от туда.
05.11.2005 11:28:45, наташа и.
Красно Солнышко
У нас также, и тоже Гейдман. Но по-моему, это по любой программе так. 05.11.2005 12:11:58, Красно Солнышко
По любой программе так, только Наташа И. способ укоротила :- ), он выглядит так:
7+8=7+(3+5)=(7+3)+5=15
Но только тут в скобках запутаться можно, сочетательный закон сложения знать надо.

Легче, быстрее и ребятишкам понятнее стрелочки рисовать – от восьмерки вниз две стрелочки к цифрам 3 и 5. Смысл понять – стаканчики Красно Солнышко хорошо подойдут, а технику наработать можно и со стрелочками.
7 + 8 = 15
| |
3 5
(стрелочки должны быть под цифрой 8 и сходиться на ней уголочком - я на компе так рисовать не умею, у меня стрелки упорно под семерку заползают). Пусть на каждую цифру карандашиком показывает и приговаривает сам себе, что с чем складывается и что получается.

“Считает либо загибая и разгибая пальцы (ну, в районе 10 это еще работает, а до 100 как будет считать?) либо шепотом ступеньки проговаривает (типа 7+1=8, 7+2=9,..., 7+8=15) это очень неэффективно. Хочу какой-то более универсальный способ”.

Универсальный способ – знание состава чисел. 10 – это 7 и 3, 8 – это 3 и 5.
05.11.2005 13:59:43, Snegurka
Красно Солнышко
Согласна. И это тоже лучше с начала на моделях.
Шесть (желудей, шишек, горошин - неважно, чем больше вариантов "счетных палочек", тем лучше) можно получить и переставляем: слева 1, справа 5; слева 2, справа 4; слева 3, справа 3 (поровну стало); а теперь слева 4, а справа 2 (ситуация стала зеркальной); слева 5, а справа 1. Но вместе все время шесть. И уже потом проговаривать на разных примерах. Предположим всего купили шесть мороженых. Давай я себе одно возьму, тебе сколько останется? А если я себе пять возьму? Согласен? Чего это тебе мало что-ли одного мороженого? :) А как поровну поделить? И только потом на голых цифрах.
05.11.2005 14:43:23, Красно Солнышко
Конечно, для дошкольников и младших школьников - даже не обсуждается, только на моделях сначала.
Кроме действий с предметами обычно нравятся еще рисунки по этому же принципу - лесенки красивые получаются. Десять морковок на грядке, ниже - девять морковок и пустая лунка, ниже - восемь морковок и две лунки и т.д.
05.11.2005 17:43:16, Snegurka
А еще было бы неплохо, чтобы в таких примерах сразу слагаемые переставлял: 7+8=8+7 и далее по тексту :- ) 05.11.2005 14:14:47, Snegurka
У меня как-то считает, я и не спрашивала "как". Считает, да и ладно... 05.11.2005 11:03:19, Иллика
У меня тоже как-то считает, и мне это не очень нравится. Считает либо загибая и разгибая пальцы (ну, в районе 10 это еще работает, а до 100 как будет считать?) либо шепотом ступеньки проговаривает (типа 7+1=8, 7+2=9,..., 7+8=15) это очень неэффективно. Хочу какой-то более универсальный способ. 05.11.2005 12:08:20, Почти
Красно Солнышко
Начинать все-таки лучше с наглядных моделей. Десять колосков связали - сноп получили. 25 - это два снопа и пять колосков.
Десять яблок набрали - сложили корзинку. 37 - это три корзинки и семь яблок отдельно.
Мы с ребенком собирали желуди в стаканчики. И считали сколько целых стаканчиков (десятков) и сколько желудей отдельно (единиц).
Когда на уровне моделей принцип понятен, можно и на счет в уме переходить.
8+7
В стаканчик положили 8 и еще сколько надо, чтобы он был полон?
2
Эти два возьмем из 7. Сколько в кучке 7 останется?
5
Получили целый стаканчик и еще 5 - это один десяток и пять единиц 10+5 или 15.
05.11.2005 12:15:12, Красно Солнышко
Мы тоже так считали. А формализируют пускай в школе. Моей 5 лет всего и всякими правилами я ей голову засорять не хочу. Меня вполне устраивает, что она устно считает в пределах 100. 05.11.2005 13:21:47, Иллика
Попробую сегодня же :)) Спасибо за ссылки.
05.11.2005 12:26:41, Почти
Красно Солнышко
Здесь собраны различные ссылки на математичичкие темы. Игры со ступками - это как раз по вашему вопросу:

Школьная и НЕшкольная математика
05.11.2005 10:57:42, Красно Солнышко
Правильно объясняете. В книжном есть такие книжечки с примерами и пояснениями. Поискала автора и не нашла уже выкинула наверное, но в магазинах точно есть и с вариантами объяснений. 05.11.2005 09:07:37, бельченок
О. я нашла книгу. Я пользовалась брошюрой С.А. Есенина "Как научить Вашего ребенка быстро считать" Там примеры ( всех видов) решаются прямп там и примеры крупно написанны( не так как у Узоровой) 05.11.2005 13:42:49, бельчонок
Спасибо большое, поищу. 05.11.2005 14:50:32, Почти

Читайте также
Весенняя пора: идеи для вдохновения
Простые идеи, которые помогут перезагрузиться вместе с природой
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!