Раздел: Школы

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Красно Солнышко

Это - фантастика

Хочу обсудить воронежский эксперимент.
Мне кажется, что реализовать такие вещи нормально нетрудно. Этого не будут делать не потому, что невозможно, а лишь потому, что реализация невыгодна чиновникам от образования. Они очень много денег недополучат. В начале они их недополучат от тех, кто год в желанной школе оплачивал абсолютно ненужную подготовку, а потом они их недополучат от тех, кто принесет [цензура] при поступлении. Причем, по большей части, себе в карман. Если бы не этот важнейший фактор, который и ставит крест на эксперименте с самого начала, реализация достаточно простая. Но одно понимание родителей, что это в принципе возможно, уже постепенно сможет сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Ну, например:

1) В феврале-марте школы могут проводить активную рекламную компанию в любых ее формах. От Дней открытых дверей до воскресных семинаров для будущих первоклассников и их родителей. Чем больше они заполучат учеников, тем больше будет финансирование.

2) Родителей широко оповещают. На каждой школе должно быть в обязательном порядке повешено объявление. Должны быть организованы передачи на радио и телевиденье, статьи в прессе.

3) Прием документов идет в период с 1 по 7 апреля. ВСЕ документы поданные в этот момент ПРИНИМАЮТСЯ. Но принимаются не директорами школ!
Документы принимаются в Районном Управлении Образованием (РУО). Причем, не руководителями, а простыми клерками. Открывают пять-десять-двадцать окошек. Сажают туда секретарей. В любом окошке, никак к школе не привязанном, они берут заявление в любую школу (рядом списки школ, фамилии директоров, форма заявления), медицинскую карту и справку о прописке, и отдают расписку на заранее подготовленном бланке, что заявление о приеме в такую-то школу получено. Обязательное условие - однозначно должна быть указана школа. Выбор родители делают в период с февраля по март, во время "рекламной компании".

4) Комплект документов должен быть обычный. Заявление, медицинская карта и справка и о прописке. Приняли. Дали расписку о принятии. До свидания. 14 апреля приходите в свою школу, находите себя в списках в определенном классе, педагог должен быть тоже указан. Все, если что-то не устраивает – обратно в РУО.

3) Процедура приема документов должна занимать не более 1-3 минуты на человека. Очевидно, что наши нервные родители начнут еще с вечера занимать очереди к этим окошечкам. Надо их успокоить (по факту, выстроив таким образом прием документов), что заявления принимают у всех, именно в ту школу, в которую они хотят, в спокойном режиме и будут принимать ровно столько, сколько заявлено изначально. Время приема на заявлении не указывается. Никаких преимуществ тот, кто принес заявление в первый день перед тем, кто принес его в последний день НЕ ИМЕЮТ. Это должно быть как можно более широко разъяснено в ходе предварительной подготовки. Такие разъяснения - где принимают документы, какие это должны быть документы, в какие сроки, на каких условиях должны в обязательном порядке висеть В КАЖДОЙ ШКОЛЕ и НА САМОМ ВИДНОМ МЕСТЕ весь период с 1 февраля по 31 августа.

4) В период с 7 по 14 апреля в РУО комплектуются классы по школам в зависимости от заявлений. Сколько где получается классов и детей. 14 апреля в РУО, а также в каждой школе вывешиваются списки. В управе по всем школам, в школе по данной школе. Если родители не обнаруживают себя в списках, у них на руках осталась расписка о приеме документов. Эта расписка, полученная в период с 1 по 7 апреля, является обязательством Управления образования о приеме в желанную школу, но только в нее. Они вносят коррективы "по первому писку". Апелляции принимаются уже на уровне города.

5) У Управы есть еще четыре месяца, чтобы выделить финансирование, подготовить необходимое количество кабинетов в каждой школе или принять решение о второй смене, набрать педагогов, перевести педагогов из одной школы, в которой нет спроса, в другую и так далее.

6) Родители могут передумать, увидев, например, что в классе очень много детей. Но тогда они могут перейти только в те школы, куда недобор. Понятие «недобор» формируется еще в феврале-марте. Директор дает сведения об оптимальном количестве первых классов в его школе. Если меньше – то это недобор. При «недоборе» директор получает право принимать заявления дополнительно самостоятельно, после 1 мая, о чем пишется отдельный приказ РУО. Если школа укомплектована, списки полные, то таких полномочий у директора нет. В случае недобора директор может принять больше учеников, чем есть в первичных списках, но не может не принять тех, кто имеет расписку из РУО и уже попал в списки его школы. Точнее, он их уже принял. В период с 1 по 7 апреля, родители могут "переподать" документы, обменяв одну расписку, на другую (понятно, что для этого должен вестись учет уже подавших документы), в период с 15 по 21 апреля родители могут официально отказаться от выбранной школы и получить в Управе направление в другую школу, но только если в ней «недобор». В период с 21 по 30 апреля все собранные в РУО документы передаются по соответствующим школам.

7) Опоздавшие могут прийти уже непосредственно в школу, где недобор, в период с 1 мая до 31 августа. В Управе должен быть такой список школ, директора которых еще не закрыли прием в свою школу. В остальных школах прием отдельным приказом РУО объявляется закрытым и заявления больше не принимаются.

8) Последнее, было бы неплохо, скажем, к концу каждого дня вести списки, что получается по каждой школе. И эти списки должны быть доступны родителям. В принципе, до 7 апреля, они могут "передумать" и подать документы заново, в другую школу, если первая явно переполнена и их это не устраивает. Но только до 7 апреля.
01.04.2005 11:30:52,

93 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
У меня один вопрос: как решать проблему помещении школе сформировавшеи 8 первых класов вместо 2? Ваш пункт #5: "У Управы есть еще четыре месяца, чтобы выделить финансирование, подготовить необходимое количество кабинетов в каждой школе или принять решение о второй смене, набрать педагогов, перевести педагогов из одной школы, в которой нет спроса, в другую и так далее."
Они лишнии этаж к 1 еснтября построят? В центре это запрещено, а в новостроиках обычно нереально. Могу предсказать: директор только "блатных" 2 класса оставит в школе, а остальные 6 раскидает по детским садам в пределах микрораиона. НИКАКОИ связи со школои, кроме номера, у них не будет. И родители от такои "услиуги" и отказатся не смогут - все мало-мальски приемлемые школы будут уже забиты. Вот раздолье для директора и для взяток!
Теперь проблема учителеи в школе набравшеи ... да даже 1 лишнии класс. Во-первых, многие родители выбирали школу ради уже имеющишся учителеи и программ. Но это не главное. Главное - у школы быдет слишком напряженная ситуация с пением-физкультурои-столовои-классами для англииского. Чем это кончитыса? Рисование раньше вел потрясаюшии преподаватель-профессионал, теперь будет вести учитель началки. Будут заниматься англииским в столовои или пением в библиотеке. Директор НЕ СМОЖЕТ удержать уровень школы на прежнем уровне. И главное для родителеи - поздно метаться:)
04.04.2005 03:04:11, irina.
Юго-Запад: район м.Профосоюзная - Н.Черемушки, кто-нибудь может посоветовать неплохую начальную школу? Буду благодарна за любую информацию. 02.04.2005 23:52:02, Twinka
Красно Солнышко
Нашла в архивах. В тему. Очень интересно перечитать свежим взглядом :) 02.04.2005 14:27:34, Красно Солнышко
Паштет
Тут вот что... Челвек по каким-то приинам живёт всегда с понятими "хорошо - плохо", "лучше - хуже" и т.п. Соответсвенно - и больше-меньше, в ом числе - больше-меньше денег, возможностей, знакомств сязей. Даже в предолженной Вами системе окажутся некие "лучше" и "хуже" (школы, классы, смены), и после того, как некоего у кого есть "больше" не устроят все переводы-пертрубации, этот некто просто поделиться малой частью своего "больше" с тем, с кем ему будет выгодно поделиться. И машина закрутится :-) И всё вернётся на круги своя.

ИМХО - равенство в образовани штука вредная. В образовании должно быть максимальное количество возможностей, но не равенство.

Собственно, и во времена оные. когда я учлся в школе - равенства не было на деле. Были отборные школы, отборные классы и т.п. Были взятkи и всё остальное. Другое дело - это всё было в иных формах и не гласно. Вся разница по большому счёту с днеём сегодняшним - открытость информации.

ИМХО, во всех подобных попытках есть один не совсем верный посыл. Суть его в том, что предполагается, что нам (родителям) действительно всем нужно хорошее образование для детей. НА самом деле, хотя, естественно, большинство со мной не согласится, думаю. это не так. Всем нужно разное - одним нужно действительно образование, другим - набор неких навыков (навык сдачи экзаменов-зачётов, например), третьим - просто традионность, что в школе НАДО учиться, четвёртым - пересидка до момента, когда можно будет ребёнка (уже подросшего) вывести на стезю "реальных дел", пятым - ещё что-то и т.п. Объединить все РЕАЛЬНЫЕ желания родителей под шапкой единой системы образования (даже включающей в себя очень разыне школы, методы и проч) ИМХО - нереально.

Единственный реальный выход из создавшейся ситуации - это (хотя и звучит парадоксально, наверное) отказаться от единой системы образования как таковой. Убрать всякую централизацию. Убрать обязательность среднего образовния. И т.п. И допусить существоваине школ, где будут прост оучить, например, шить-товить-вязать или столярничпать-точить детали на стонке-паять и т.п. Или математике-физике-химии ... и так далее. при этом каждая из школ должна бы тьсовершенно самостоятельна, внешние силы тут могут работать тольк она уровне СЭС и прочих подобных вездесущих организаций. Н ов области образования школа должна быть конечной единицой. Безусловно, школы могут объединяься в системы, пулы и т.п. Но объединяться изначально как самостоятельные единицы. Этот путь слжен по разным и понятным всем причинам.
Есть второй путь - не менее сложный, но более традиционный. Это налчие (создание) образовательной доктрины (концепции). Её вряд ли может кто-то создать кроме государства. Но тут есть "опасност", что доктрина гос-ва не совпадёт с Вашими или моими, или ещё чьими-то идеяи в отношеии собствнного ребёнка. Впрочем, 30 лет назад она и не совпадала часто - но образование тогда было политическим явлением. политическо йсилой и инструментом, именно поэтому оно было столь структурировано и эффективно. Оно было как бы противопоставлением западному образу жизни (лживым противопоставлением или правдивым - это не важно в данном случае). Ту тест mto` один момент. Реально говоря, образование то, кторое получали мы в советских школах и вузах вряд ли будет нужно гос-ву в обозримом будущем. Измсенилось государство - изменились потребности в типе людской массы. Соотвественно .ИМХО, даже то, совесткое образование (точнее - его стандарт) если уже не стало, то вскоре станет не только элитным, но и раритетным... и будет лет через 30-50 вдится как нам порой видется образование 19-го века.
И ту мне приходит в голосву фраза Луначарского, котрый сказал однажы, что для посроение коммунизма нужны не тольк сов. власть и электрификация всей сраны, но необходимо сильно ПОНИЗИТЬ уровень образованности населения. Как мне кажется, тут слово "коммунизм" не определяющее - для построения любого эфеективно-потребительского общества. Впрочем, это сугубое ИМХО.
02.04.2005 03:51:29, Паштет
Красно Солнышко
Кто о чем, а вшивый о бане :)))

Одно другому не противоречит. Рассуждение посвящено МЕХАНИЗМАМ. Как сделать так, чтобы школы начали стремиться удовлетворять разные родительские запросы. Ниже говорят о школах, в которых дети целый день мультфильмы смотрят. Орленок_Эд уже пообещала нам такую школу, если ее возьмут в директора. Обещает сделать ее ренгабельной :) Школы-камеры хранения. Школы-с муштрой. Да ради бога. Главное, чтобы школы вынуждены были искать свою востребованную нишу, привлекать потенциальных клиентов. Распределение "по интересам" произойдет само, стихийно.
02.04.2005 10:17:35, Красно Солнышко
Паштет
Ну да, верно. Раз родителю надо, чтоб мультики смотрели - пусть смотрят. 04.04.2005 00:32:59, Паштет
Паштет
Чего-то на военный коммунизм смахивает, но на ином эволюционном уровне :-) 02.04.2005 03:23:03, Паштет
Ве Ра
После этапа записи ребенка в школу большинство родителей ринется в свою школу в попытке узнать сколько народу записалось и кто из учителей будет брать классы. При этом в школах, пользующихся большим спросом, половины учителей будет не хватать или о них будет минимум информации. Все будут пытаться попасть к учителям получше. И, желательно, не в третью смену - вот и взятkи на месте. А если в школу записалось на порядок больше, чем она может принять? В ночное выходить? :) авось кто-то откажется, хотя, может кто-то найдется желающий - удобно детей отвозить-забирать, пробок нет.
Распределения детей по знаниям/способностям не предусмотрено? :) Сильные могут впасть в спячку на пару лет без ущерба для учебы, слабым тоже будет не весело.
02.04.2005 00:35:21, Ве Ра
Красно Солнышко
А задача решить твои личные проблемы не стоит. Ты сама ими займешься :) Задача обеспечить гарантированный минимум, всем, в равном объеме, бесплатно. А уж сверху, любые надстройки. Кому какие нравятся. 02.04.2005 00:43:25, Красно Солнышко
Ве Ра
в такой ситуации равных объемов не бывает. Зато для учителей ситуация становится совершенно невыносимой из-за нестабильности. А сейчас стабильность - один из главных плюсов их работы. 03.04.2005 00:00:14, Ве Ра
Так он и сейчас есть. Зачем усложнять систему? 02.04.2005 01:49:32, Орленок_Эд
СМ
Еще вопрос придумала, не знаю куда его приткнуть, поэтому опять на "вершине". Если я понимаю правильно (что в общем, не факт, конечно), то финансирование школы производится пропорционально числу учеников и задействованных учителей (т.к. их число зависит от числа учеников). И, поскольку школа - некоммерческое хоз-во по своей сути, никакой прибыли и радости от толпы народа нет? Ведь что выделят тыщу на сто учеников, что десять на тыщу - навар один, а проблем у одного директора в разы больше. Так что, будь я директор школы, я бы молчала в тряпочку и не рекламировала себя никак, чтобы пришло поменьше народу и аккуратненько бы себе работала :) Хотя бы потому, что толп я не люблю. И считаю, что при огромной массе другие законы действуют, а я люблю уютненько так, спокойненько... 01.04.2005 16:19:21, СМ
Красно Солнышко
Расходы на одного ученика значительно уменьшаются с увеличение количества учеников. 01.04.2005 16:24:10, Красно Солнышко
СМ
Т.е. школа с большим кол-вом народа выгоднее государству. Какой бубновый интерес у самой школы? Если бы подросла в такой школе ЗП учителей и др. персонала, то, мож быть, а так... Не вижу смысла школе пуп надрывать, себя рекламируя, разве что из страха, что нафик закроют, но это в разработанной схеме маловероятно. 01.04.2005 17:33:28, СМ
Красно Солнышко
Замечательно. Те, кто и так пользуется популярностью, рекламировать не будет. Будет учить тех, кто к ним придет. Отрабатывать полученные государственные деньги. Могут при этом развивать платные услуги. Кружки всякие, факультативы. Все что сверх гос. программы - сколько угодно за деньги. Чем больше детей к ним придет, тем больше у них будет потребителей этих дополнительных услуг. 01.04.2005 17:44:34, Красно Солнышко
СМ
Популярным, где в три смены и пять этажей уже негде размещать кружки. И кто мешает непопулярным организовать платные кружки? ИМХО, опять же выгоднее. Не очень-то выгодным делом (собссно учебой) занимается один класс, все остальные аудитории - музыка, пение, вышивание... К примеру, у нас в непопулярных школах есть вполне популярные кружки, например, бальные танцы, дизайн-классы, пение и т.п. Ходить туда можно посторонним от этой школы...Не знаю, есть ли закон на эту тему, может, Вы в курсе - кто мешает заниматься в кружках при школе другим детям? 01.04.2005 18:17:25, СМ
Красно Солнышко
Неудобно. Ребенка водить туда-сюда. А тут в одном месте.
Кроме того, много детей у вас может быть в начальной школе. В среднюю уже отбор, в любом случае.
01.04.2005 18:34:16, Красно Солнышко
СМ
1. Неудобно опять же родителям, но опыт показывает, что таки водят в кружки, так что школа не прогадает.
Да, было бы лучше, чтоб все в "одном флаконе". Но лучше кому - родителям. Заведется хороший кружок - появятся люди, т.к. дефицит хороших занятий для детей есть.

2.По поводу толпы в началке - ну и что, что в средней "рассосется"? Хочется изначально нормальной ситуации.
01.04.2005 19:03:05, СМ
Красно Солнышко
Хочется не надо идти в школу, где толпа :) 01.04.2005 19:33:06, Красно Солнышко
СМ
Так и не пошли :)
Но вот что, ИМХО, получается - что несознательные элементы (как я) не помогут школам стать лучше - уйдут куда попало, лишь бы не толпиться. С другой стороны, ИМХО, сознательные (три смены и проч.) тоже не помогут - поскольку неизбежно в этой хорошей школе ухудшится все...
01.04.2005 20:29:58, СМ
Красно Солнышко
Как только ухудшается, отток начинается, самонастраивающаяся система. Если школа действительно хорошая, то быстро научатся учить всех, а не сливки снимать. 01.04.2005 21:12:15, Красно Солнышко
СМ
Куда отток-то? Бывшая хорошая ухудшается относительно себя первоначальной, но не факт, что становится хуже тех, куда пошли остальные, несознательные. А там, в несознательных, никто не парился над улучшением, им и так нормально. 01.04.2005 21:38:16, СМ
Красно Солнышко
Чего бы ей ухудшаться?
Я училась в 8 классе во вторую смену в классе было 42 человека. Прекрасно училась. Профессионализм, его не пропьешь :) Если он есть, то никуда не денется. Другое дело, что "сильные" школы больше щеки надувают, чем реально учат. Ну так это сразу станет видно, как только лишить их возможности отбирать себе лучших учеников и держать в тонусе родителей. Чего цыпляться то за школу, в которой не учат, если рядом есть ничуть не хуже, но зато без второй смены?
01.04.2005 21:46:27, Красно Солнышко
СМ
На минутку вышла, сорри.
Вы учились, если я правильно помню из прошлых топиков в школе, куда отбирали. Это была устоявшаяся конструкция с многолетними традициями. Совсем другая история.
Я согласна с мнением ниже, насчет ручной работы и массового производства.
Если очень грубо округлить, то большинство людей считают важным (по крайней мере, в обсуждениях это чаще всего встречающиеся мнения):

-педсостав (но в данном случае при наплыве народа придут совсем не те, на которых рассчитывали, вполне вероятно, что из непопулярных школ)

-здание, оборудование (если учеников будет в разы больше, то все это будет раздолбано гораздо быстрее)

-коллектив учащихся (нет отбора - нет гарантий ничего, кто пришел, тот пришел)
Т.е. по всем этим пунктам точно будет хуже. Рассчитывать можно будет, пожалуй, только на сохранность программы, и то, если школа не какая-нибудь суперэкспериментальная, для которой спец специалисты потребуются и с которыми может возникнуть напряг.

03.04.2005 00:04:40, СМ
Красно Солнышко
Отбирали в 9 классе. Это большая разница. В первом классе никого не отбирали. Я перешла в сильную школу в 8-ом. Уклон (физико-химический) начинался в 9. А по 8-ой включительно - обычная программа. Просто требовали больше. Но тогда мало было желающих особо корячиться :) А в 9-ом поступала уже в другую, но аналогичную, сильную школу (физико-математическую) потому что это было уже в другом городе. 03.04.2005 11:40:02, Красно Солнышко
СМ
Все прекрасно ясно, я жила в этой же стране, примерно в то же время училась. Не отбирали, но и родители не заморачивались в таком объеме, куда приписан, туда и шагай.
ИМХОвое резюме - подозреваю, что введение подобной системы изначально Очень сильно всех поколбасит, и в лучшем случае при некоторой встряске может быть случайным образом фишки чуть ровнее лягут, после 2-3 лет заморочек, но качественно лучше не станет ничего.


04.04.2005 10:22:33, СМ
СМ
Прикольно :)
Технический вопрос. Что делать, если в одну школу придет ТАК много детей, что и введение 2 смен не решит проблемы, а родители не отступаются, т.е. добровольно в другую "недоборную" не хотят :)

01.04.2005 13:32:25, СМ
Красно Солнышко
Вводить третью смену. Перераспределять ресурсы. Работать! 01.04.2005 14:07:54, Красно Солнышко
Я наконец вдумалась во всё и поняла одну вещь.
Если у нас на то же количество учеников останется то же количество тех же учителей и та же материально-техническая база, то как их не перераспределяй - по честному,или по справедливости,или как положено,или еще как, то ничего не изменится к лучшему...
"А вы друзья, как ни садитесь...."(С)
01.04.2005 15:27:26, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Как физику. Свято место - пусто не бывает. Поэтому и выводы ты делаешь неправильные. Не учитываешь, что система у нас незамкнута! 01.04.2005 15:36:55, Красно Солнышко
Правда?
И где давление больше? Подозреваю, что внутри, ибо всех выталкивает, а вот, что засасывало - не вижу :(
Так что, боюсь, и музыкантов-то не хватит, а уж комбинировать с рассаживанием - вообще не выйдет...
01.04.2005 16:19:17, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Как это где, когда финансирование напрямую связано с количеством учеников в школе? 01.04.2005 16:25:32, Красно Солнышко
В отдельно взятую школу можно набить сколько угодно учителей, но откуда ж их брать? Лишь только из других школ. И как только мы начнем рассматривать именно систему в целом, а не отдельно взятую школу, то сразу поймем, что она довольно замкнута по сути. Приток новых учителей практически не происходит, да и откуда он возьмется, если выпускники педвузов предпочитают работать менеджерами и юристами?
Таким образом, те же учителя будут учить тех же учеников в тех же школах. В чем плюсы? В равном доступе?
Про финансирование...
Разве от перекладывания денег из одного кармана в другой их станет больше? Сейчас на образование денег не хватает. Так их не будет хватать и после. Будет только давка у котла, приписки и завышения, попытки защитать одного толстого ученика за двух худышек и т.д.
01.04.2005 22:26:17, Орленок_Эд
Красно Солнышко
А ты не думаешь, что теневые деньги вытащатся? Хотя бы отчасти?
Сейчас много денег родители несут, потому что боятся, что ребенка не возьмут в школу, потом попрут из школы...
01.04.2005 22:49:50, Красно Солнышко
Думаю, не вытащаться :)
Если родители несут деньги ради поступления в школуи боязни из нё выгоняния, то потом просто перестанут их нести...
А вот за хорошее отношение в школе вероятно придется платить. Это проще, чем искать, куда перевестись и бегать из школы в школу.
То, что было недополучено при поступлении - компенсируется.
01.04.2005 23:12:10, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Ничего подобного! Представь ту же ситуацию, с магазином. В магазин ты пойдешь в тот, в который сама захочешь. Те, которые смогут стать рентабельными со временем вытеснят те, что нерентабельны. Но меньше магазинов не станет. Просто их уровень, в конкурентной борьбе повысится. Сейчас нет конкуренции. Нет возможности для родителя реально решать в какую школу отдавать ребенка. Вот когда это свобода появится, появятся мотивы действительно работать, а не деньгу по легкому сшибать. 01.04.2005 15:32:01, Красно Солнышко
Вот именно, магазин! В магазин я деньги несу, голосую ими...:)
А в школу? Государственное финансирование по количеству учащихся, как в ВОронеже? А сколько этих денег до школ дойдет, если учесть, что чиновники лишились своих привычных взяток и вокруг списки учеников и полная гласность? Вы думаете Вам и финансовый отчет предоставлять будут?
01.04.2005 15:36:11, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Стоп-стоп-стоп.
Я изначально написала что проект нереален. И написала почему! Потому что кормушка. Не в технических аспектах дело, а дело в том, что чиновники крайне незаинтересованы в подобных изменениях! Единственное, что может их на это каким-то образом двигать - это влияние общественного мнения. Но родители так же пассивны. Вот и имеем. Полный развал образования. Хотя, вроде, и столько дополнительных усилий...
01.04.2005 15:39:49, Красно Солнышко
Тогда вообще не вижу смысла суетится...
Как это, бизнес по цыгански, купил яиц, сварил, продал за те же деньги. Зато при деле, и навар опять же...
01.04.2005 16:04:34, Орленок_Эд
СМ
Доведем таки вопрос до полной ясности, ну и 3-4 смены не решают вопрос, тогда что? Хотя и 3 смены с трудом понимаю - т.е. 1-я с 8 до 12, 2-я - с 13 до 17, 3-я получается с 18 до 22?
А как по сменам делить? Опять лазейка?
01.04.2005 14:16:44, СМ
строим:), чего уж мелочиться, быстренько за лето и пристраиваем пару корпусов:) 01.04.2005 15:02:35, Ма-Машка
Красно Солнышко
Ну, не за лето, хотя и за лето тоже реально, если средства выделили. Есть и более "щадящие" пути. Раз уж она так популярна. Например, здание детского сада ей передаем, поблизости. Под начальную школу. Короче, пути ищем и находим. 01.04.2005 15:06:16, Красно Солнышко
а детсад в менее популярную школу? а если он популярен, вдруг и с садами такой путь зачисления пройдет?
а сроки нового строительства Вы хотя бы примерно представляете от от решения "здесь будет город заложен" до перерезания ленточки?
имхо, проблема- больная, но название темы - в самую точку...
"Заказывать" можно лишь "проплаченное".. Вы часто встречали среди учителей и "деятелей" от образования понимание того, что образование - есть сфера услуг (требующая маркетинга и т.д.)? Я - нет. У нас образовательные _услуги_ - суть платные (дополнительные). А основные - это дар гос-ва:), и вот это ощущение "дара", имхо, плавно перетекло в сознание школ и учителей - он дарят себя и свою работу:( Про даренного коня не напоминаю:)))
короче, останавливая Остапа:), это можно долго и даже "плодотворно" обсуждать,но как фантастику искл-но, имхо, конечно:))
01.04.2005 15:26:11, Ма-Машка
Красно Солнышко
С фантастикой, не спорю. Название дано не случайно. Одно могу сказать - под лежачий камень вода не течет. Пока нет запроса, нет и предложения. А запроса то нет. Поцизия реально такова, что раз конь дареный, то в зубы ему смотреть не надо. Кушаем что дают. Собеседование, так собеседование. Подготовка, так подготовка. взятkи, так взятkи. И так далее. 01.04.2005 15:34:56, Красно Солнышко
Каждый сам решает что и где ему кушать, или не кушать. Только, имхо, Вы забываете, что очень немаленький процент людей любит подарки:), не сказать халяву...), что нельзя заставить независимое от Вас лицо делать так, как Вам хочется...Ваши желаний должны совпасть, но и тогда, он сделает нечто, желаемое Вами не по Вашему желанию, а по своему:))

ЗЫ: фантастикой почему-то даже книжной никогда особо не увлекалась:)
ЗЗЫ: кстати, Маша, давно хотела Вас спросить, какая, по Вашему мнению, должна быть средняя зарплата учителя в школе,чтобы он захотел в ней работать? (ОК:), в московской школе, зарплата - количество еженедельных часов?)
01.04.2005 15:45:29, Ма-Машка
Красно Солнышко
Я думаю за ставку - 500 долларов, для начала, сильно продвинет ситуацию к лучшему. По-крайней мере, прекратится массовый исход через 2-3 года после начала работы в более хлебные места. Появится конкуренция. Ну, хотя бы 2 человека на место.
Но я думаю, тут нужны более целенаправленные оценки.
Например, какова средняя зарплата выпускников пед.вузов не пошедших в школе через 2-3 года работы в других областях. Через 5-7 лет...
Каковы расценки на репетиторство. Это, кстати, мы можем прикинуть. Скажем, минимальная ставка - 10 долларов ак. час. Учительская ставка - 18 часов в неделю. Или 180 долларов в неделю. Значит за месяц имеем 810 долларов. Ну, делаем скидочку на опт. Получаем как раз мои минимальные 500.
01.04.2005 16:08:05, Красно Солнышко
спасибо, поняла) 01.04.2005 16:34:47, Ма-Машка
А еще лучше - здание той школы, откуда все сбежали. Причем отдаем вместе с учителями.
И получаем те же яйца, но в профиль.
01.04.2005 15:24:08, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Кстати, тоже вариант. По-крайнем мере, часть этого здания. С теми же учителями не надо! :) Учителей директор сам наберет, своих. Просто директору даются дополнительные площади. И на этих площадях он может, скажем, проводить часть уроков в старшей школе. Устраивать там предметы "по выбору". Может организовывать платные услуги. Территориально - это близко должно быть. 01.04.2005 15:28:29, Красно Солнышко
А где он своих наберет? Может их там уже сейчас набрать?
Той, плохой школе, чтоб получшеть...
01.04.2005 15:32:28, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Если учителя будут так себе, в следующий раз он уже столько учеников не наберет. И в результате будет балланс между уровнем преподавания и количеством учеников. Как раз на том уровне, который школа сможет переварить... С чего и начинали. 01.04.2005 15:42:37, Красно Солнышко
Почему не наберет, наберет... Тех, то не хочет во вторую смену учиться. 01.04.2005 16:09:12, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Так это их выбор! 01.04.2005 16:14:36, Красно Солнышко
Sorry, убежала до вечера :) 01.04.2005 16:22:18, Орленок_Эд
Конечно их.
Но это не улучшит ситуацию с образованим в целом...
01.04.2005 16:20:54, Орленок_Эд
Красно Солнышко
По сменам делить параллелями. Скажем, когда я училась в школе, у нас все во втором классе учились во вторую смену. Вся параллель. Я в восьмом еще классе первое полугодие училась во вторую смену.

Делить можно, если думать. Скажем, урок физкультуры, проводят в спортивном зале и другой учитель. Значит кабинет свободен и там может вторая смена начинать учиться... Не знаю, как у вас, а у нас уроки начинаются в 8.30 и заканчиваются в 11.40. Третью смену можно начинать часа в три. Для некоторых это очень неплохой режим для обучения. По-крайней мере, в среднем, это не хуже, чем для других - начало в 8 утра. Когда встать надо в 6. Дошкольников именно в таком режиме на подготовке и обучают. И ничего. Почему-то никого это не беспокоит!
01.04.2005 14:30:51, Красно Солнышко
Сразу очевидные непроработки:
1. За полгода нереально увеличить количество классов в школе. переход на 2-ю смену - проблематичен - возможно часть родителей 2-сменников (а это не 1-ый класс) - будут вынуждены перевестись в другую школу.

2. Учитель -это не шкаф, чтоб его из школы в школу переводить по желанию РОНО. В настоящее время педсостав начальной школы примерно на 60-70% сформирован предпенсионным и пенсионным возрастом. Люди проработали в своей школе по 20-40 лет. Соответственно - скажи им перейти в другую школу - просто уйдут из системы образования. А кто придет взамен?
Учителя более младшего возраста тоже могут иметь свои причины работать именно в этой школе (учатся дети, близко от дома и т.п.)
3. А как же принятие "по прописке"? В И-нете сформирована прослойка - люди за несколько лет начинают подыскивать школу ребенку, но это - не вся не только Россия, но даже не Москва. Полно людей, которые 31 августа приносят документы в школу по прописке - и попробуй их не взять. Для них важна близость школы к дому, т.к. часто ребенок с 1-го класса ходит домой один. Если 31 августа их пошлют в школу за 5 автобусных остановок или еще дальше - они явно не обрадуются;)

4. В начальной школе люди все чаще выбирают учителя, а не школу. Как этот факт можно учесть? И более широко - мы хотим в определенную школу с учетом того, что весь педсостав нас плюс-минус устраивает. В школе - перебор и туда переводят учителей из соседней школы - учителей, которые нас совершенно уже не устраивают. Но при этом есть вероятность, что мы попадем именно к нежеланным учителям в класс.

5. Соответственно, взятkи "за прием вшколу" плавно превращаются во "взятkи за прием к конкретному учителю" (я так понимаю, распределение по классам остается в ведении директора?)

А в целом, идея конечно неплохая:)))
01.04.2005 13:31:45, ДжессиКА
Красно Солнышко
1) Будут вынуждены... Но это будет их личный выбор...

2) Учитель не шкаф, это вы точно подметили. Но в школе нет работы для этого учителя. У него есть выбор, либо уволится по сокращению штата, либо перейти в соседнюю школу путем перевода. Либо сделать так, чтобы к нему шли ученики. И это опять его личный выбор.
У директора тоже есть выбор. Он может ничего не делать и быть уволенным, потому что его школа хронически не добирает учеников, а может набрать таких учителей, к которым пойдут, вести в школе такую дополнительную работу, которую все оценят, учить в школе, а не перекладывать все это на головы родителей, иметь хорошую продленку. И так далее, и тому подобное. Волшебное слово - маркетинг. Изучить спрос и ему следовать.

3) За пять остановок не пошлют. Обычно в ту, что по прописке никто как раз особо не рвется. У нее будут открытые вакансии. В любом случае, это ваш личный выбор когда нести заявление. Сейчас вы до 1 сентября успеваете, будете успевать до 1 апреля. Кто не успел - это его проблемы, не так ли? Возможность ему была предоставлена.

4) Вы видете списки. Вы видете учителя. Вас что-то не устраивает, вы ищете другую школу. В конце концов, ничто не мешает вам пойти к директору и попроситься к конкретному учителю точно также, как вы это делаете сейчас. Я думаю, что нет проблем учесть такие пожелания. Ну дадим школе хотя бы слегка заработать...

5) Нет, распределение по классам в веденье РУО. Что не исключает взяток, но не дает возможности сформировать "элитные" классы в полной мере. Не дает возможность выехать на той подготовке, с которой ученики уже пришли в школу. Не дает возможность выехать за счет того, что родители держатся в постоянном тонусе и оплачивают репетиторов. Будут такие родители. Но они будут случайным образом распределены по школам. Директор имеет право рассмотреть заявления родетелей о переводе в другой класс. Все такие заявления проходят через РУО.
01.04.2005 14:00:38, Красно Солнышко
Хорошо, дети распределены по классам РУО или кем-то там... Учителей перевели из соседней школы, заставили всех учиться в две смены, и вообще...
А каковы вообще функции директора на этом фоне? Что-то типа завхоза? Школа может быть разумной лишь тогда, когда в ней разумный и независимый директор. В предлагаемой системе разумные не выживут... :(
01.04.2005 14:07:11, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Функции директора очень важны. Привлечь себе учеников причем, ровно столько, сколько можешь реально обслужить. Заниматься не набиванием своего кармана, а реальной работой, чтобы в школе люди стремились. Чем больше учеников, тем больше возможностей для расширения. Уже никто не будет бежать в школу, только потому, что она бренд и она оттянула на себя всех хорошо подготовленных детей из микрорайона. Очевидно же, что сейчас, эта бОльшая часть их успешности! Старания родителей. 01.04.2005 14:14:00, Красно Солнышко
Именно!!! "сколько можешь реально обслужить" !!!!
А не сколько навяжут!
Есть чудесная поговорка "Одна девушка может испечь 10 пирожков, 10 девушек могут испечь 100 пирожков, но 1000 пирожков может испечь только автомат по выпеканию" Там, где теряется личный фактор, обучени станет "как из автомата по выпеканию". И всё. Хорошего, то есть того, что привносилось именно девушками - не останется.
Это закон возрастания энтропии. Все сгладится и сравняется в такой системе. Хороших школ не останется, все станут одинаково плохими.
01.04.2005 14:41:00, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Сейчас мы видем, что путем всех этих беспрерывных отборов мы получили очень плохие школы, и школы которые еще ничего. Хороших школ, которые бы обучением занимались, а не сортировкой, этого берем, он нам статистику не испортит, он уже готовенький, а этого не берем, уже не осталось. Все руками родителей. 01.04.2005 14:48:00, Красно Солнышко
Хорошая школа - школа заинтересованная. У Вас есть чем ее заинтересовать? 01.04.2005 15:22:45, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Как чем? Воронежский эксперимент. Принимаем всех желающих. Но сколько учеников, столько денег! 01.04.2005 15:51:19, Красно Солнышко
А я вот не хочу идти в школу, куда принимают всех желающих. Хочу, чтоб моего ребенка отобрали, как лучшего!
И кто сможет моё такое требование удовлетворить в описанном эксперименте?
Мне не нужен ровный класс отсталых учеников. Мои дети умеют читать-писать, вышивать и играть на скрипке. Куда мне их вести? Во вторую смену?
01.04.2005 16:12:07, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Оплачивать дополнительные занятия своего ребенка.
Государство должно обеспечить равные возможности. Почему твой ребенок будет учиться лучше за счет кого-то другого?
Отбор в 1 класс, очевидно, профанация. Не по способностям там отбирают.
Программу, все равно гонят с начала и всем одинаковую, по большому счету.
Давайте минимум оставим бесплатно и гарантируем действительно равные права на этот минимум всем, в полном объеме, а дальше - сколько угодно, но уже за деньги.
Давайте будет отбирать детей, но уже по тем успехам, которые они реально демонстрируют в процессе обучения имея равные условия для обучения с другими детьми. Класса с пятого. И дальше, будут школы в которые можно поступать в 7,8,9. Если ребенок способный, то никуда его способности не денутся.
Давайте дадим как можно больше возможностей для выбора. Чем ребенок занимается после школы. Желательно, чтобы в рамках школы таких возможностей было как можно больше.
Давайте, наконец, поставим школы в такие рыночные условия, когда чтобы заработать деньги, они трудиться должны, а не сливки снимать!
01.04.2005 16:22:26, Красно Солнышко
Про дополнительную оплату...
Сколько денег мой ребенок принесет этой чудесной школе? Столько же, сколько сосед по парте?
Отлично, я удваиваю сумму и мой ребенок сидит за партой один и получает удвоенное внимание учителя!
Нет? Почему нельзя? А, потому что это смешные деньги, понятно... А сколько я должна заплатить за такие условия?
Ууууу, столько я не потяну... Да еще и найти надо, кому платить...

Но ведь школе было бы интереснее учить 150 учеников нормально, чем 300 в 2 смены. А уж заплатить за отсутствующего соседа смогут многие, я думаю, не такие уж это деньги.... Хотя может я ошибаюсь, точной суммы не знаю...
01.04.2005 22:55:17, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Я не стала развивать тему, чтобы не открывать сразу несколько фронтов обсуждения :). Но, в принципе, я бы еще разрешила школе на 100 бесплатных мест иметь 25 платных. Скажем, официально, можно учиться в классе, где не 40 человек, а двадцать. Но за это желающие родители, если таковые найдутся, ежемесячно оплачивают определенную сумму.

Единственное, я бы настаивала на жесткой привязке. Количество платных мест не должно составлять менее, допустим, 25 процентов от мест в школе. Тогда четвертый класс в параллели можно делать платным. И если ты набрал детей на четыре класса, то у тебя появляется дополнительный источник финансирования.
01.04.2005 23:01:52, Красно Солнышко
О нет!!!!
Вот быть в четвертом платном классе бесплатной школы я б не хотела ни за какие коврижки! Классовая борьба среди детей может принимать слишком извращенные формы:(
Кроме того, четыре класса в параллели - слишком много, на мой взгляд, для того, чтоб хоть с кого-то брать какие-то деньги. Это вокзал, а не школа.
01.04.2005 23:16:33, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Я училась в "1В" классе. По-моему, раньше три класса в параллели, было обычное дело, четыре - нередкость. А было и по шесть! И типовые школы на это рассчитаны. Сейчас в среднем по два. Причем детей меньше. Их по 25 в классе, а не 40 с лишним, как было у меня вплоть до 9-го, где стало 27. 01.04.2005 23:33:25, Красно Солнышко
А я и не спорю, так можно.
Но бесплатно.
01.04.2005 23:51:04, Орленок_Эд
За последнее предложение голосую руками и ногами!!!!!
Но увы, мне кажется, что озвученный эксперимент никак не продвинет нас к этому светлому моменту :(
01.04.2005 22:29:14, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Почему?
Подумай, сколько денег вливается в школьную систему? И за что платят обычно? Не за то, чтобы ребенка научили. На это уже никто не расчитывает, а за то, чтобы окружение было получше!

Теперь представь, что понятие о хорошем окружении (=контингенте) у разных родителей разное. И стихийно, родители сами распределятся по школам, по приоритетам, так сказать. Кому-то программа попроще нужна. Они бы и пошли в районную школу, но боятся, что их домашнему мальчику, не о чем будет разговаривать с "детьми торговцев". Все домашние дети рванули в сильные школы.

Но сильные школы были сильные, за счет отобранного контингента. Как только отбор прекратится, они перестанут, многие, выделятся. Туда и рваться то особо перестанут. Значит в районных школах уже будут не только дети торговцев... Вот в этом направлении что думаешь?
01.04.2005 22:56:24, Красно Солнышко
Думаю, что так возникнет еще один, тысячепервый способ "сравнительно честного отъёма или увода денег" (С).
За контингент люди чаще согласны платить, чем за обучение.
01.04.2005 23:20:00, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Вот по этому идею платности я предпочитаю обсуждать отдельно. Не смешивая одно, с другим.
Если не споришь, что так можно, то о чем споришь то тогда?
02.04.2005 00:13:57, Красно Солнышко
Ага,пришла пора расставить точки над ё :)
Вообще-то я спорю из любви к искусству, но в процессе уже сформировалась некая общая идея.
Реформирование существующего образования, без привлечения внешних ресурсов не приведет ни к каким улучшениям. Можно попробовать добиться большей равности, но среднее арифметическое при этом останется тем же. То есть для улучшения чего-нибудь хоть на сколько-нибудь надо вносить деньги и привлекать новых! людей. Мне лично предлагаемая реформа не нужна, она мне будет только мешать. Особенно в начале, когда старое мгновенно сломается, а новое построиться далеко не сразу. Вы попробуйте придти к любому директору хорошей по Вашему мнению школы и спросить, готов ли он к удвоению числа первоклашек на следующий год? Думаю, что нет, даже если пообещать удвоенные "благотворительные взносы". Резкое увеличение количества сломает наработанные структуры.
На самом деле физические законы очень разумны. Возьмем термодинамику - энтропия не стремится убывать. Чтоб убывала - надо вкладывать энергию. На том и держались "хорошие" школы. Эксперимент положит конец этой энергетической подпитке, всё выровняется и не останется светлых пятен.
Это как революция - смысл её не в том, чтоб не было бедных, смысл - чтоб не было богатых.
02.04.2005 00:34:04, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Ты права в том, что и ты, и я дадим образование своим детям в любом случае. С чуть большими трудностями, с чуть меньшими - неважно. Потому что так расставлены приоритеты.
А вот государственное бесплатное образование (минимум) должно быть гарантированно всем одинаково. Все что сверх - платно, опять же, для всех. Как только это станет понятным, все встанет на свои места. В том числе, и с энтропией.
02.04.2005 00:42:03, Красно Солнышко
А государство и сейчас гарантирует всем некий минимум. Самое смешное, что оно его и обеспечивает практически. Но именно совсем минимум. То, что некоторые родители зубами выгрызают больше для своих детей - это исключительно их заслуга. Так или иначе - образованные дети нужны лишь их родителям. Некоторые школы это понимают и играют на этом с выгодой для себя. 02.04.2005 01:23:05, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Минимум все сокращается. Не столько количественное выражение волнует, сколько качественное. Вот в чем проблема то! 02.04.2005 01:31:36, Красно Солнышко
Минимум сокращается ровно настолько, насколько государству требуется. А качественное волнует именно как раз родителей. Кторые почему-то рассчитывают еще на что-то :))) 02.04.2005 01:35:15, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Причем бесплатно :) 02.04.2005 01:36:52, Красно Солнышко
Удивительно, правда? :)) 02.04.2005 01:42:17, Орленок_Эд
Со многим я очень согласна. Особенно про рекламу школ. Я хочу, чтоб меня уговаривали к ним идти, а не наоборот.
Но, с другой стороны, в реале даже такой вариант выглядит слегка фантастичным. А может и не слегка. Если есть одна английская спецшкола на район, то туда все и понесут свои заявления, и очевидно, что желающих окажется сильно больше, чем мест. Куда девать лишних, если добровольно никто не уходит? Все ждут, когда это сделает сосед.
01.04.2005 13:15:55, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Никуда не девать. Учить.
Есть, скжем, норма. По 40 учеников в классе максимум, по 25 минимум. Средний конкурс - 5 человек на место. Значит, при двух классах - 50 человек, мы имеем 250 заявок. Организуем 7 классов по 35-36 человек. И учим их. В начальной школе, по 4 урока, можно даже три смены организовать. И даже имеющимися кадрами обойтись. Ну может кого-то берем из соседней школы, куда вообще никто не пришел. Было бы желание!
01.04.2005 14:06:54, Красно Солнышко
Если тут слегка прикинуть перспективу, то из такой школы тут же начнется массовый исход. ибо три смены предполагают и жуткую антисанитарию и некачественность образования. Причем произойдет нечто похожее на кумулятивный эффект в физике - уходить будут с большей скоростью. Таким образом хороших школ мы лишимся очень быстро :( А плохие и сами развалятся :(
01.04.2005 14:13:29, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Большая часть уйдет посмотрев на списки. Скажем, 5 апреля увидев что в школе уже 300 учеников и без второй смены не обойдется... Посмотрят, где 100, но школа тоже приличная, и переподадут заявления.
Разумеется, в первые 2-3 года система будет настраиваться. Но, со временем, все наладится.
01.04.2005 14:17:29, Красно Солнышко
И сколько уйдет реально? 10? 20? Или 100-200? Система да, будет настраиваться, но когда она настроиться, то окажется, что то, что привлекало сюда людей ушло. Куда-то делось. Всё стало таким, чтоб привлечь людей не больше, чем соседняя школа, потому что кому нужен такой геморрой? Его можно терпеть лишь за адекватные деньги, которые принесут родители. Которые получат за свои деньги то, за что они согласны их платить.
01.04.2005 14:46:03, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Давай продолжим модель.
Из хорошей школы на следующий год пошел отток. Слабые школы поняли, что если они не будут ничего предпринимать, то они скоро останутся без работы. Родители хороших учеников в "сильных" школах поняли, что методы преподавания те же, вся система держалась только на их плечах... Что дальше?
01.04.2005 14:50:01, Красно Солнышко
Дальше - все просто.
Слабые школы поняли, что если они не будут ничего предпринимать, к ним все равно придут те, кто не хочет душиться в третью смену, а хочет тишины и покоя. родители поняли, что либо всё держится на их плечах, либо они реально платят за образование. Сильные разумные директора вообще не участвуют в этой ярмарке вакансий, либо открывая частные школы, либо занимаясь дополнительным образованием. Учителя поняли, что никому они тут нафиг не нужны, потому что необходимо все ставить на поток, департамент образования требует количество вместо качества, и если школа приняла и обучила 1000 детей, то она молодец, а если всего 200 - то "двойка". а качество образования как проверять? По ЕГЭ? Очень логично и завершщенно! :(((
01.04.2005 15:21:35, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Вы все время забываете об обратной связи. Качество образования проверяется очень легко. Если школа популярна, значит она удовлетворяет родительский спрос. Значит, все нормально. Какой - это спрос, уже неважно. Нам не нужно на уровне государства одних академиков. Если в школу X родители отправят детей потому, что это школа хорошая камера хранения, значит замечательно. Значит вот такое количество школ-камер хранения нам нужно... 01.04.2005 15:54:20, Красно Солнышко
Ага...
А может их там и не учить ничему? Может им мультики показывать? И все в ажуре - дети счастливы, родители тоже, ибо сдали детей, и никаких академиков. И даже учителей не потребуется!
01.04.2005 16:07:38, Орленок_Эд
Красно Солнышко
Станете директором, обязательно поробуйте :))) 01.04.2005 16:12:11, Красно Солнышко
Да кто ж меня возьмет-то? :)))
Но если вдруг - поделюсь впечатлениями....
01.04.2005 16:13:29, Орленок_Эд


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!