Раздел: Обучающие программы

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Ве Ра

Несоответствие программ

Только что ребенок вернулся с интеллектуального марафона. Задание "придумать слова-антонимы" поставило его в тупик. Может когда-то в дошкольном детстве он и слышал этот термин, но уже забыл, и в школе этого тоже пока не было. Ребенок задал вопрос: "что такое антонимы", ему сказали, что тебе это должны были объяснить в школе.
Мне эта ситуация кажется не справедливой по отношению к тем, у кого в программе этого не было. Может быть стоило написать в скобках объяснение. Допустим, мы учимся по Эльконинской программе, и если на марафоне будут задания, связанные с системами счисления, то с ними явно не справятся те, кто этого еще не проходил, а мой справится легко, потому что тут ему все понятно. На мой взгляд задание с антонимами - то же самое.
Или я не права? Просто это моя фобия, я хочу, чтобы после начальной школы ребенок пытался куда-то поступить и я очень боюсь такой же ситуации.
Должны ли при подготовке заданий для детских олимпиад учитывать различия программ или это слишком сложно для составителей заданий?
12.03.2005 12:29:20,

31 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Ве Ра
Не могли бы вы написать какие еще были задания на марафоне. Это был окружной этап?
Спасибо
14.03.2005 12:34:51, миранда
Ве Ра
да, окружной. Кроме этого я знаю еще только одно задание - у продавца есть монеты по 5 рублей и купюры по 10. Сколькими способами он может дать 60 рублей сдачи. В черновике - почти пусто, подробностей не добиться :) Я просила мужа посмотреть какие были задания (кто-то здесь говорил, что их вывешивают для родителей, но он сказал, что ничего не вывешивали).
14.03.2005 13:03:55, Ве Ра
Спасибо 14.03.2005 13:13:08, миранда
Donna
Интересно, а если бы ребенок подошел к преподавателю, проводящему этот марафон, и попросил дать определение антонима, сославшись на то, что по его программе этого еще не проходили, ему бы сказали или нет? (Я бы сказала)))

Моя дочь готовится к поступлению в 10й физ-мат класс и решая задачки наткнулась на обозначение, которое раньше не встречала (в гуманитарном классе) - внутри большой системы уравнений, взятой в фигурную скобку, некоторые уравнения еще взяты в квадратные скобки. Похоже, что имеется в виду -ИЛИ, но это не совсем точно. Я ей в подобном случае советую подойти и спросить, не факт конечно, что ответят на экзамене...
13.03.2005 16:26:02, Donna
Ве Ра
я не готовила ребенка к таким ситуациям :) сам он, конечно, не догадался сказать "что мы не местные, учимся по другой программе и слов таких не знаем". Если ситуация действительно такая (ребенок не забыл это понятие), меня именно ситуация волнует. Не понять, что значат скобки - почти то же самое. :(
Я предполагаю, что понимающий ситуацию учитель - сказал бы, а так - зачем повышать оценку чужих учеников.
13.03.2005 16:53:29, Ве Ра
Donna
Надеюсь на то, что когда идет набор детей куда-то, сами набирающие заинтересованы в том, чтобы взять детей "мыслящих" (условно говоря), и мелкие нестыковки, которые устраняются за 30 секунд, не должны особо влиять. Короче, подходить неформально. Поэтому кстати, не люблю тесты... 13.03.2005 17:41:40, Donna
Ве Ра
с другой стороны когда идет набор куда-то, то легче представить личную заинтересованность в прохождении нескольких детей (репетиторство, связи, помощь школе и т.д), поэтому незнание какого-то определения - хороший формальный повод отказать другим.
а теоретически и на марафоне надо выделить детей мыслящих :)
14.03.2005 11:54:32, Ве Ра
я сейчас посмотрела учебник по ЭД за 2й класс - там подробно рассмотрены синонимы и омонимы. Антонимов не нашла 13.03.2005 17:41:30, НадяН.
Ве Ра
я пролистала вторую часть (первый учебник за второй класс уже сдали), тоже не нашла, зато проходили падежи, которые, как обсуждали в 7-12, некоторые проходят в 3 или 4 классе. Если бы в задании было проскланять по падежам (не уверена, что это так называется :), то второклассники у которых это в программе четвертого тоже были бы в недоумении.
13.03.2005 19:17:45, Ве Ра
Waylluy
Олимпийские задания не только могут содержать ЛЮБЫЕ понятия, не входящие в школьную программу, но вообще по большому счёту ДОЛЖНЫ содержать задания, требующие нетрадиционного подхода к решению, нестандартности мышления, расширенных знаний и т.п. В своё время (может и сейчас тоже) даже понятие было такое - "олимпиадное мышление".
Кстати, об антонимах. Ведь в этом слове, если вдуматься, зашито понятие "против", ведь ребёнок знает слова с "анти-".... И так дале, не буду говорить о корне слова. Конечно, это не подход стандартные, это это и не контрольная, как верно заметила пчела Майя. Это Олимпиада.
12.03.2005 13:28:21, Waylluy
пчела Майя
Если бы олимпиада была строго по школьной программе, так это была бы обычная контрольная, и все. Ее дружно написали бы все отличники. Марафон наверное окружной, а то и городской, так он выявляет победителей по округу или городу, это может предполагать наличие дополнительных знаний, помимо школьных. Да и невозможно учесть все программы, если только проводить несколько разных олимпиад, а кстати, для школ по программе ЭД такое бывает. 12.03.2005 12:52:24, пчела Майя
Ве Ра
мне кажется, что даже если олимпиада затрагивает дополнительные области, то термины должны быть хотя бы кратко пояснены.
12.03.2005 13:42:41, Ве Ра
пчела Майя
Судя по ответу, они как раз были уверены, что это слово в школе проходят. 12.03.2005 13:59:45, пчела Майя
Ве Ра
Возможно проходили - я редко заглядываю в тетради и учебники. Ребенок говорит, что нет, но может забыл :) При случае поинтересуюсь у учительницы.
Просто эта ситуацию я отношу к недостаткам нашей модной программы. Я знаю, что у нас затрагивалось много понятий, которые в большинстве программ проходят позже или не проходят вовсе. Но никому не придет в голову спрашивать их ни на вступительных экзаменах, ни на олимпиадах.
Теоретически я против занятий в начальной школе с репетитором, тем более для ребенка, который и так все схватывает на лету и которому, мне кажется, полезней лишний раз на горке покататься. Но видимо, придется озадачится натаскиванием для поступления.
12.03.2005 23:12:30, Ве Ра
пчела Майя
К вступительным экзаменам дети, которые обучались по программе ЭД, знают не меньше других (скорее больше), а главное - умеют думать. А что касается олимпиад, так у них и свои есть. Да и не для олимпиад же они учатся в конце концов. 13.03.2005 10:41:28, пчела Майя
Ве Ра
к вступительным экзаменам в институт ? :) может быть, но мне хотелось бы после начальной школы перевести ребенка в школу получше. Я предполагаю, что на экзаменах в гимназию больше вероятности встретить вопросы, темы которых не пересекались с нашей программой, просто потому, что люди, разрабатывающие задания для олимпиад, скорей всего, имеют больше информации про разные программы. А экзамены в гимназию будут разрабатываться исходя из программы, с которой работают учителя именно этой гимназии. Меня не волнуют результаты этой олимпиады, я к этому достаточно отстраненно отношусь. Не расстроился ребенок - самое главное. А вот возможность повторения этой ситуации на экзаменах - уже пугает. 13.03.2005 12:21:47, Ве Ра
Когда поступают в гимназию, все-таки обычно интересуются вступительными заданиями прошлых лет и пробуют хоть раз их выполнить. В простой придворной школе тоже никто не ожидает, что ребенок окажется подготовлен к этим экзаменам. 13.03.2005 13:43:27, пчела Майя из универа
Ве Ра
это понятно, но это может не помочь, нет никакой гарантии, что среди вопросов следующего года не будет какого-нибудь другого общеизвестного в других системах, но забытого в нашей понятия. Для ребенка из простой придворной школы есть вариант не понять как решается задача (тут все в равных условиях), но, предполагаю, НЕТ варианта наткнуться в вопросе на новый, незнакомый ранее термин. Как вы думаете, возможен на экзаменах в пятый класс вопрос про системы счисления? Допустим, какие-нибудь простейшие примеры на переведение из десятичной системы в троичную или наоборот :)? Однозначно нет и всем это понятно. А обратная ситуация вполне реальна. И чтобы понять, что это будет за незнакомый ребенку термин надо кроме своей брать учебники других программ и смотреть, что из них забыто. Удовольствие на любителя. Конечно, существуют родители, которым просто в радость подробно изучить учебник ребенка, а также учебники нескольких альтернативных программ. Да еще желательно на несколько классов вперед. В этом смысле моим детям не повезло :)
Ох, в общем, сплошной рассказ о тяжелом детстве.
13.03.2005 14:15:02, Ве Ра
Красно Солнышко
Система Э-Д подразумевает, что ребенок привык работать в таких ситуациях. Находить решение, не зная заранее стандартного алгоритма. Но это в теории. Что там на практике - трудно даже предположить.
Если переживаешь, возьмите параллельно какой-нибудь учебник по стандартной программе и занимайтесь по нему.
Мы вот заглядываем периодически в вашу Александрову :)
13.03.2005 14:29:46, Красно Солнышко
случай из практики. По Э-Д обыкновенные дроби проходят позже, чем по всем остальным программам. Но на олимпиаде дети справились с заданием, где были действия с дробями (предположив, что "три пятых" - это величину 3 измерили меркой 5)
13.03.2005 15:24:15, НадяН.
Ве Ра
я спросила только что ребенка, что такое три пятых. Он объяснил так: одна пятая от ста - двадцать, три пятых - шестьдесят. Или яблоко на пять частей разрезать и взять три. По-моему, смысл правильный. Дроби еще вроде не проходили, но я не уверена, что это победа методики :) 13.03.2005 15:57:22, Ве Ра
Ве Ра
три пятых это еще и понятие, которое может встречаться в повседневной жизни. (думаю, что понятие одна четверть, одна треть знакомо большинству детей еще до школы), сын давно легко решает задачи типа: "Гриша доставал тетрадку по математике четверть часа, потом еще треть часа собирался сесть за стол, потом еще четверть часа искал учебник, потом 5 минут искал ручку и пять минут решал и записывал. Сколько времени он потратил на домашнюю работу по математике?". Решает он ее примерно с такой же скоростью, с какой я ее придумываю. Про мерки не упоминает :) 13.03.2005 15:35:26, Ве Ра
так с антонимами тоже сталкивается в повседневной жизни :) Особенно, если мама придумывает задачи не только по математике :)
А на олимпиаде была не треть и не четверть, а задача на действия с дробями с разными знаменателями типа 3/5 и 5/16. Можно, конечно, и без упоминания мерок разобраться, но какая разница?
13.03.2005 16:01:09, НадяН.
Ве Ра
c антонимами - точно сталкивался, в том числе и на английском это задание часто встречается, но вот слова "антоним" мой отсталый ребенок не знал. Когда узнал, то понял, что задание было очень простое.
Если бы задача про дроби была сформулирована так, что нужно было составить из заданных чисел дроби и сравнить их, то вполне возможно, что детям-эльконинцам из вашего примера было бы тоже не понятно, что именно надо составлять и сравнивать.
13.03.2005 16:09:15, Ве Ра
Возможно. Но если проблема только в терминах, а не в самих понятиях, то достаточно просто перед экзаменом в гимназию пролистать учебник по их программе, это за один день делается 13.03.2005 16:33:32, НадяН.
Ве Ра
А не проще иметь список терминов, которые ДОЛЖНЫ быть упомянуты во всех программах и на ЛЮБЫХ экзаменах для детей, обучающихся по разным программам оперировать ТОЛЬКО терминами из этого списка, для остальных терминов приводить пояснение. Неужели только мне обратная ситуация кажется нелогичной. 13.03.2005 16:56:06, Ве Ра
Всё это имеется в стандарте. 14.03.2005 13:36:11, Evgenia
Ве Ра
спасибо, может пригодится :) 14.03.2005 13:42:43, Ве Ра
Ве Ра
так и сделаю или попытаюсь найти репетитора, пусть он заглядывает. Надо же как-то бороться с фобиями. :)

13.03.2005 14:41:45, Ве Ра
Waylluy
Это олимпиада. Она рассчитана не на среднего ученика, и даже не на отличника. Слово "антоним" (его смысл) можно вывести из известных слов с "анти-" и из слова "номинация", например. Есть и другие варианты. 12.03.2005 13:59:02, Waylluy
Ве Ра
действительно это было бы интересным и непростым для второклассника отдельным заданием найти соответствия терминов и значений, но на одном незнакомом кому-то термине не должно быть завязано 20% работы (одно из пяти заданий).
Опять же я слабо контролирую процесс учебы, может быть у нас в программе этот термин упоминался, тогда вопрос однозначно к ребенку, может быть в других программах тоже не проходили это понятие - тогда все в одинаковых условиях, в противном случае - задание слишком различно по уровню для тех кто в курсе и для остальных. Посудите сами - что легче, понять что такое антоним или придумать антоним к слову "слабый" :)
12.03.2005 23:02:32, Ве Ра


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!