Конференция "Школьное и дополнительное образование детей""Школьное и дополнительное образование детей"
Раздел: Общее развитие
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
!!! Проблемы с чтением
У нас такая проблема: ребенок (6 лет 9 месяцев) не умеет читать тексты. Я сама в 5 лет уже хорошо читала книжки. Прочитает кое-как 2-3 слова и со слезами и словами: "у меня, все-равно, ничего не получится" бросает это дело. Отдельные слова читает весьма прилично. А как текст хотя бы из двух предложений, то слезы... Писать - пишет, иногда даже очень грамотно. Буквы все знала еще 2-х лет не было (это для нее была просто игра - называть и показывать буквы). Думала, что, может, у нее какое-нибудь умственное отставание в развитии, но когда проходили медкомиссию к школе, то психоневролог сказала, что ее развитие даже немного опережает ее возраст. Может, кто-нибудь решал такую проблему. Буду признательна за советы. В школе, говорят, программа рассчитана на читающих детей. В школу она очень хочет иди. Но если не сможет там ничего прочитать, то ....
25.07.2003 13:20:06, Эва
18 комментариев
Я нашла в Открытой Электронной библиотеке текст первой части букваря - сказки.
27.07.2003 02:35:53, Evgenia
Это вполне решаемая проблема.
Если в развитии мышления, в развитии речи проблем нет, то у меня сначала уточняющие вопросы:
Каков опыт девочки в чтении? Как давно она научилась читать слова?
Кто ее учил?
Каким образом?
КАК она читает слова – по буквам, по слогам или … т.е. хочу понять правильно ли она читает?
Откуда такая неуверенность в себе? Кто с ней занимается чтением? Какие именно тексты предлагаются для чтения? приведите примеры.
Главный вопрос. Девочка сама хочет научиться читать? мне из Вашего рассказа показалось, что у нее уже какой-то психологический барьер. Не сравнивайте с собой 5-летней, это "по наследству" редко передается.:) У кого-то само собой в 4-5 лет получается, а кому-то нужно помочь научиться, грамотно подсказать какие-то моменты, вселить уверенность в своих силах, наконец. Вот присутствие этой уверенности в себе и отсутствие давления со стороны взрослых, желающих получить быстрый результат – важные атрибуты на пути к успеху в этом деле. 26.07.2003 11:08:42, Надежда Григорьевна
Если в развитии мышления, в развитии речи проблем нет, то у меня сначала уточняющие вопросы:
Каков опыт девочки в чтении? Как давно она научилась читать слова?
Кто ее учил?
Каким образом?
КАК она читает слова – по буквам, по слогам или … т.е. хочу понять правильно ли она читает?
Откуда такая неуверенность в себе? Кто с ней занимается чтением? Какие именно тексты предлагаются для чтения? приведите примеры.
Главный вопрос. Девочка сама хочет научиться читать? мне из Вашего рассказа показалось, что у нее уже какой-то психологический барьер. Не сравнивайте с собой 5-летней, это "по наследству" редко передается.:) У кого-то само собой в 4-5 лет получается, а кому-то нужно помочь научиться, грамотно подсказать какие-то моменты, вселить уверенность в своих силах, наконец. Вот присутствие этой уверенности в себе и отсутствие давления со стороны взрослых, желающих получить быстрый результат – важные атрибуты на пути к успеху в этом деле. 26.07.2003 11:08:42, Надежда Григорьевна
Об этой проблеме можно прочитать Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман «Чтение без принуждения», М., «Знание», 1987 (для Вас)
Для занятий с ребенком очень хорошее пособие: Цукерман Г.А., Школяренко Е.К. Как Винни – Пух и все-все-все научились читать. Сказка – букварь. – М., «Интор», 1997.
Серия книг, обучающих пониманию прочитанного: Г.Г. Граник, М.С. Бондаренко «Путешествие в Страну Книги: Ч. 1: В гостях у Приставалок: Учимся беседовать с текстом Серия: Учимся понимать текст» и т.д. всего четыре части.
26.07.2003 08:34:43, Evgenia
Для занятий с ребенком очень хорошее пособие: Цукерман Г.А., Школяренко Е.К. Как Винни – Пух и все-все-все научились читать. Сказка – букварь. – М., «Интор», 1997.
Серия книг, обучающих пониманию прочитанного: Г.Г. Граник, М.С. Бондаренко «Путешествие в Страну Книги: Ч. 1: В гостях у Приставалок: Учимся беседовать с текстом Серия: Учимся понимать текст» и т.д. всего четыре части.
26.07.2003 08:34:43, Evgenia
Poprobuite "pozanimat'sya" po knige gde chitat' nuzhno imenno otdel'nye slova ili korotkie predlozheniya, no pri etom trebuetsya ih analizirovat'. Ya mnogo takih knizhek nedavno pokupala. Iz simpatichnyh - "Bukvarik' Blagininoi. Estcho my chitali zadaniya v knizhkah po matematike. Tretii variant - komiksy (dlya bolee mladshih detei - knigi s kartinkami i odnoi strochkoi na stranice).
25.07.2003 19:06:47, irina.
Лучше всего не рассказывать ей про то, что Вы уже в этом возрасте целые книжки читали. Наоборот, подчеркнуть, что никто не рождается с таким умением и сказать ей, что есть детки, которые идут в школу и вообще буквы с трудом знают, так что им теперь - вообще под парту спрятаться? Хочешь научиться, обязательно получится, и я помогу.
Да, и если хочет писать - поощрять подписывание рисунков, писать записки родным и знакомым, подписывать открытки, приглашения (хоть 2 слова), и читать ей как можно больше, можно длинные рассказы кусками. Рано или поздно возникнет момент, когда ей захочется самой узнать, что дальше. Удачи;) 25.07.2003 15:58:55, СМ
Да, и если хочет писать - поощрять подписывание рисунков, писать записки родным и знакомым, подписывать открытки, приглашения (хоть 2 слова), и читать ей как можно больше, можно длинные рассказы кусками. Рано или поздно возникнет момент, когда ей захочется самой узнать, что дальше. Удачи;) 25.07.2003 15:58:55, СМ
А вы в школу уже поступили?
Если так, то я бы больше ребенка уже не дергала. На самом деле, полно будет детей, которые еще хуже читают. Научится в школе. 25.07.2003 13:43:09, Красно Солнышко
Если так, то я бы больше ребенка уже не дергала. На самом деле, полно будет детей, которые еще хуже читают. Научится в школе. 25.07.2003 13:43:09, Красно Солнышко
В школу-то мы поступили (там чтение не спрашивали, там родителей спрашивали умеет-ли ребенок читать)... мы поступили в три школы. В той, в которой спрашивали чтение надо было прочитать только отдельные слова, а это она умеет.
25.07.2003 14:03:10, Эва
Ну и расслабьтесь. Все хорошо будет. Школа для того и существует, чтобы учить.
25.07.2003 14:22:12, Красно Солнышко
>>Школа для того и существует, чтобы учить.>>
Так-то оно так, но реалии сегодняшней жизни не учитывать тоже нельзя…:(
Психологи Костромина и Нагаева, которые являются авторами весьма полезной книги "Как преодолеть трудности в обучении чтению", проанализировали учебники 1 класса ("Букварь" Горецкого, "Математика" Моро и др.), соответствующие ОБЫЧНОЙ (не усложненной) программе и пришли к следующим заключениям:
"…Обучение чтению по основной методике, используемой в российских школах, не может обеспечивать полноценного становления навыка чтения, что называется "с нуля", т.е. у не читающих детей. … Непосильные для ребенка текстовые задания, не соответствующие уровню его техники чтения, затрудняют осознание и усвоение учебного материала по другим учебным предметам, влияют на успеваемость по этому предмету. … Должен ли ребенок уметь читать, идя в школу? И если должен, то насколько хорошо? Ответ однозначный: должен, поскольку школьная программа обучения чтению не обеспечивает формирование этого навыка в процессе урока. Опыт подсказывает: для того, чтобы успешно справиться с учебной нагрузкой, ребёнок должен владеть как минимум плавным послоговым чтением со скоростью 30-35 слов в минуту… (но при этом) ребенку, находящемуся на этапе послогового способа чтения, трудно справиться с текстами, которые включены в учебники 1 класса, так как при отсутствии автоматизированного навыка чтения большая нагрузка ложится на память ребенка…"
Напомню, речь идет об обычной программе и о минимуме, при котором можно только-только справляться с учебной нагрузкой.
Делайте выводы… 27.07.2003 00:10:32, Надежда Григорьевна
Так-то оно так, но реалии сегодняшней жизни не учитывать тоже нельзя…:(
Психологи Костромина и Нагаева, которые являются авторами весьма полезной книги "Как преодолеть трудности в обучении чтению", проанализировали учебники 1 класса ("Букварь" Горецкого, "Математика" Моро и др.), соответствующие ОБЫЧНОЙ (не усложненной) программе и пришли к следующим заключениям:
"…Обучение чтению по основной методике, используемой в российских школах, не может обеспечивать полноценного становления навыка чтения, что называется "с нуля", т.е. у не читающих детей. … Непосильные для ребенка текстовые задания, не соответствующие уровню его техники чтения, затрудняют осознание и усвоение учебного материала по другим учебным предметам, влияют на успеваемость по этому предмету. … Должен ли ребенок уметь читать, идя в школу? И если должен, то насколько хорошо? Ответ однозначный: должен, поскольку школьная программа обучения чтению не обеспечивает формирование этого навыка в процессе урока. Опыт подсказывает: для того, чтобы успешно справиться с учебной нагрузкой, ребёнок должен владеть как минимум плавным послоговым чтением со скоростью 30-35 слов в минуту… (но при этом) ребенку, находящемуся на этапе послогового способа чтения, трудно справиться с текстами, которые включены в учебники 1 класса, так как при отсутствии автоматизированного навыка чтения большая нагрузка ложится на память ребенка…"
Напомню, речь идет об обычной программе и о минимуме, при котором можно только-только справляться с учебной нагрузкой.
Делайте выводы… 27.07.2003 00:10:32, Надежда Григорьевна
Ne budu sporit' s avtoritetnymi psichologami, no, esli chestno, tol'ko chto zaglyanula v matematiku Morro i NIKAKIH tekstov tam ne uvidela:) Otdel'nye slova i korotkie frazu (dazhe ne predlozheniya) - do serediny uchebnika kak minimum. Zaglyanula v bukvar' - tozhe dlinnyh tekstov tam ne uvidela (hotya konkretno etot bukvar' mne ne nravitsya, no umeniya chitat' na moment nachala obucheniya po nemu on vse-taki ne predpolagaet). Soglasna, chto shkol'naya programma ne rasschitana na detei obuchayushimsya chteniyu deistvitel'no s nulya (kogda rebyonok ne znaet bukv i ne znakom s koncepciei chteniya). No eto lish' sledstviie togo chto estcho v sovetskoi sisteme predpolagalos' chto v podgotovitel'noi gruppe detskogo sada rebyonka gotovyat k obucheniyu chteniyu (tol'ko gotovyat - uchat bukvy, skladyvayut slogi). Poetomu shkol'nye bukvari i ne rasschitany na obuchenie s nulya (v otlichie ot posobii dlya doshkol'nikov).
IMHO, konechno, no obuchat'sya po Morro i Goreckomu rebyonok umeyushii skladyvat' slova mozhet bez problem. (esli uchitel' hotya by po minimumu sposoben uchit' i pytaetsya eto delat').
I estcho odno HO: net "nepravil'nogo chteniya" kak takovogo. Est' slozhnosti u konkretnogo rebyonka. Mozhno nauchit'sya chitat' voobshe ne ispol'zuya slogi, i hotya v sluchae russkogo yazyka etot podhod vryad li optimalen dlya bol'shinstva detei, komu-to mozhet podoiti imenno on.
Naprimer, vozmozhno, etot rebyonok budet chuvstvovat' sebya bolee uverenno posle togo kak zritel'no zapomnit vse voprositel'nye slova, predlogi, mestoimeniya i otdel'nye chasto upotreblyaemye slova. Togda pri chtenii emu nuzhno budet' chitat' tol'ko otdel'nye slova, a vse ostal'noe budet znakomo. Kstati, esli rebyonok srazu chitaet tcelymi slovami, to v dal'neishem eto budet preimushestvom. Esli zdes' psichologicheskii bar'er pered dlinnoi frazoi ili rebyonok estcho ne sposoben skoncentrirovat'sya - togda nuzhno izmenit' zadachu i otdelit' problemu obucheniya chteniyu ot problemy koncentracii, naprimer. Poetomu seichas odinakovo vazhno vyuasnit' chto ne tak (kak Vy sovetuete) i nenavyazchivo poprobovat' samye raznye podhody - i vybrat' to, chto nravitsya rebyonku (skoree vsego tut zhe i progress budet). 29.07.2003 04:00:09, irina.
IMHO, konechno, no obuchat'sya po Morro i Goreckomu rebyonok umeyushii skladyvat' slova mozhet bez problem. (esli uchitel' hotya by po minimumu sposoben uchit' i pytaetsya eto delat').
I estcho odno HO: net "nepravil'nogo chteniya" kak takovogo. Est' slozhnosti u konkretnogo rebyonka. Mozhno nauchit'sya chitat' voobshe ne ispol'zuya slogi, i hotya v sluchae russkogo yazyka etot podhod vryad li optimalen dlya bol'shinstva detei, komu-to mozhet podoiti imenno on.
Naprimer, vozmozhno, etot rebyonok budet chuvstvovat' sebya bolee uverenno posle togo kak zritel'no zapomnit vse voprositel'nye slova, predlogi, mestoimeniya i otdel'nye chasto upotreblyaemye slova. Togda pri chtenii emu nuzhno budet' chitat' tol'ko otdel'nye slova, a vse ostal'noe budet znakomo. Kstati, esli rebyonok srazu chitaet tcelymi slovami, to v dal'neishem eto budet preimushestvom. Esli zdes' psichologicheskii bar'er pered dlinnoi frazoi ili rebyonok estcho ne sposoben skoncentrirovat'sya - togda nuzhno izmenit' zadachu i otdelit' problemu obucheniya chteniyu ot problemy koncentracii, naprimer. Poetomu seichas odinakovo vazhno vyuasnit' chto ne tak (kak Vy sovetuete) i nenavyazchivo poprobovat' samye raznye podhody - i vybrat' to, chto nravitsya rebyonku (skoree vsego tut zhe i progress budet). 29.07.2003 04:00:09, irina.
По поводу текстов - в книге, из которой я привела цитату, есть тексты из учебников, вполне убедительно.
>>net "nepravil'nogo chteniya" kak takovogo.Est' slozhnosti u konkretnogo rebyonka >>
Ирина, вы педагог? (сомнение закралось:) ) Как пример неправильного чтения - чтение сначала отдельных букв, потом их соединение в слог. Это уже просто "сложностями" вряд ли назовешь, это действительно неправильное чтение. 30.07.2003 01:47:30, Надежда Григорьевна
>>net "nepravil'nogo chteniya" kak takovogo.Est' slozhnosti u konkretnogo rebyonka >>
Ирина, вы педагог? (сомнение закралось:) ) Как пример неправильного чтения - чтение сначала отдельных букв, потом их соединение в слог. Это уже просто "сложностями" вряд ли назовешь, это действительно неправильное чтение. 30.07.2003 01:47:30, Надежда Григорьевна
Ну да, скоро еще нельзя будет в школе учиться не усвоив интегральное исчисление :(
Я бы еще понимала, если бы на выходе мы имели что-то другое, большее, чем, например, у моих одноклассников 15 лет назад. 27.07.2003 16:02:52, Красно Солнышко
Я бы еще понимала, если бы на выходе мы имели что-то другое, большее, чем, например, у моих одноклассников 15 лет назад. 27.07.2003 16:02:52, Красно Солнышко
У системы всегда были недостатки и их будет много всегда.
А читать лучше научиться ДО школы и учиться этому не у самой школы, а совсем в других условиях. Родители или специальный педагог могут общаться с ребёнком, как с личностью, а школа – нет.
28.07.2003 14:16:45, Надежда Григорьевна
А читать лучше научиться ДО школы и учиться этому не у самой школы, а совсем в других условиях. Родители или специальный педагог могут общаться с ребёнком, как с личностью, а школа – нет.
28.07.2003 14:16:45, Надежда Григорьевна
"Родители или специальный педагог могут общаться с ребёнком, как с личностью, а школа – нет." V printcipe neverno: v NORMAL'NOI shkole s rebyonkom obshayutsya, estestvenno, kak s lichnost'yu. A shkol gde eto nevozmozhno, nuzhno izbegat' nezavisimo ot vseh ostal'nyh ih dostoinstv. Kstati, so mnoi v shkole obrashalis' kak s lichnostiyu, a kogda kto-to iz uchitelei pytalsya otnosit'sya ko mne kak-to inache, moya mama nemedlenno priznavala chto eto absolyutno nedopustimo i nemedlenno vstavala na moyu zashitu. Naverno poetomu ya dazhe ne dopuskayu chto k moim detyam v shkole mogut otnosit'sya inache:).
29.07.2003 04:15:43, irina.
irina
Вы говорите о высоком.:)
Если же говорить не о возвышенном, а о земном (речь, напомню, в этом топике идет об обучении чтению), то невозможно рассчитывать на то, что учитель, обучая 30 детей в 1 классе, к каждому подбирал бы ту методику обучения, которая подходит именно этому ребенку. У него одна программа на всех, единый учебник-букварь. Не бывает так, чтобы в 1 классе ребенок писал и читал не те полубессмысленные\безликие учебные слова (предложения), которые предлагает Букварь, а то, что ему хочется, что его интересует. Я говорю именно об этом. Школа просто объективно не в состоянии в этом смысле дать ребенку то, что может дать обучение чтению в других условиях. Это конечно, если обучение чтению воспринимать не как чисто механический процесс. 30.07.2003 01:33:56, Надежда Григорьевна
Вы говорите о высоком.:)
Если же говорить не о возвышенном, а о земном (речь, напомню, в этом топике идет об обучении чтению), то невозможно рассчитывать на то, что учитель, обучая 30 детей в 1 классе, к каждому подбирал бы ту методику обучения, которая подходит именно этому ребенку. У него одна программа на всех, единый учебник-букварь. Не бывает так, чтобы в 1 классе ребенок писал и читал не те полубессмысленные\безликие учебные слова (предложения), которые предлагает Букварь, а то, что ему хочется, что его интересует. Я говорю именно об этом. Школа просто объективно не в состоянии в этом смысле дать ребенку то, что может дать обучение чтению в других условиях. Это конечно, если обучение чтению воспринимать не как чисто механический процесс. 30.07.2003 01:33:56, Надежда Григорьевна
Ну так всё эти школьные проблемы... Выше мы только об это по-моему и говорим :(.
Я по этой причине, хочу еще и писать научить и вообще всю программу первого класса. А читать, слава богу, научились уже...
Но если у ребенка психологический стопор, до школы 2 месяца, и в школу уже поступили: я бы не стала париться и насиловать ребенка. Все равно мягко научить читать за такой срок вряд ли возможно. 28.07.2003 15:12:23, Красно Солнышко
Я по этой причине, хочу еще и писать научить и вообще всю программу первого класса. А читать, слава богу, научились уже...
Но если у ребенка психологический стопор, до школы 2 месяца, и в школу уже поступили: я бы не стала париться и насиловать ребенка. Все равно мягко научить читать за такой срок вряд ли возможно. 28.07.2003 15:12:23, Красно Солнышко
Тем более, если есть "психологический стопор", важно не перенести его в школу, нужно постараться решить проблему до нее, ведь в школе и без того будет чем заняться. Это не обязательно значит " париться и насиловать ребенка". Но это каждый родитель сам решает… Также, как заранее проходить всю программу первого класса (удивили Вы меня). Это связано с требованиями вашей потенциальной школы?
28.07.2003 16:21:10, Надежда Григорьевна
28.07.2003 16:21:10, Надежда Григорьевна
Почему удивили, мы по-моему уже обсуждали что-то подобное весной...
Не знаю, и знать не хочу никаких требований школ :), у них все равно семь пятниц на неделе.
Просто почему бы не пройти, если ребенок готов и все педагоги это признают? Если целый год еще впереди. Я же давить не собираюсь. Получится, пройдем, не получится, ну и бог с ним.
Кстати, а что проходить то там? Я просмотрела разные учебники и не вижу ничего нового для ребенка, то есть абсолютно. Хотя и не было еще систематических занятий. 28.07.2003 16:40:38, Красно Солнышко
Не знаю, и знать не хочу никаких требований школ :), у них все равно семь пятниц на неделе.
Просто почему бы не пройти, если ребенок готов и все педагоги это признают? Если целый год еще впереди. Я же давить не собираюсь. Получится, пройдем, не получится, ну и бог с ним.
Кстати, а что проходить то там? Я просмотрела разные учебники и не вижу ничего нового для ребенка, то есть абсолютно. Хотя и не было еще систематических занятий. 28.07.2003 16:40:38, Красно Солнышко
Читайте также
Правильные и неправильные причины для разрыва
Причины, при которых не стоит торопиться подавать на развод
Грибная диета: 5 причин включить в рацион грибы
Что полезного содержится в грибах и можно ли на них похудеть?