Раздел: Школьные проблемы (Ребенок отстает в развитии)

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Вопрос к учителям, репетиторам.

А бывает ли такое, что ребёнок физиологически отстаёт от сверстников, выглядит в 14 на 11 лет и потому не въезжает в математику, что мозги не дозрели? Есть ли надежда, что потом станет физиологически четырнадцатилетним и голова дозреет?
03.07.2018 18:37:09, Zeiva

54 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Если отставание в физиологическом плане очевидно, надо обязательно проконсультироваться с хорошим эндокринологом. Обязательно. Это тот самый возраст, когда еще многое можно поправить! 08.07.2018 15:30:12, мимоша
Физиологическое отставание есть, но в меньшей степени, чем было в его возрасте у его отца. Интеллектуального отставания с точки зрения врачей нет. Психолог считает, что наша основная ошибка - подталкивание сына к взрослению, к чему он не готов и чему оказывает активное сопротивление. С этой стороны проблемы есть. Гормональную терапию не назначают, предполагается, что сам вырастет годам к 20-23, как отец. (В отце 182см)

Проблемы с математикой не у моего ребёнка, у другого "отстающего".
08.07.2018 22:44:05, Zeiva
Спасибо всем! Кажется, прояснилось, что мозги не "подвозят". Что пубертат, по крайней мере, ранний, скорее помеха умственному развитию.

Но! Иногда "подвозят" осознанность, мотивацию, и подросток закрывает какие-то пробелы и создаётся впечатление, что мозги вырастают скачкообразно. То есть иногда подросток преодолевает имевшую место педзапущенность.

Что же, остаётся продолжать работать над здоровьем и развитием и ждать пубертата скорее со страхом, чем с надеждами ;-)
06.07.2018 12:34:19, Zeiva
Кстати, обратила внимание, что в топовой школе, где учились/учатся мои старшие, дети в среднем как-то мельче, чем в "обычной" школе. Конечно есть разброс, есть и "тети" с фигурой женщины в 5 классе, но в среднем как-то мельче и внешне младше. Мой дочка в началке была самой маленькой по росту, Там такие тетушки были у них в конце 4 класса, даже я рядом с ними - девочка, а в 5 классе в топовой школе вдруг оказалась в числе самых высоких и крупных. И у сына была та же история. При том, что он вообще на год младше сверстников. У дочки в школе училась 11-классница по росту и габаритам мельче, чем основная масса 5-классников. Я даже шутила, что наверное иногда вся энергия организма уходит в мозги и на рост уже не хватает ))) 07.07.2018 18:19:35, Наташа Р
Я думаю, с топовостью школы это не связано. Моя дочь тоже заканчивала началку с «тётушками», пересматривала фото с выпускного в началке - моя на их фоне и по габаритам и по мордахе - детсад, но сейчас те тетушки на фоне моей детки (173) сильно измельчали. Я, собственно, и сама в первой школе была среди мелких, а в последней среди крупных:) Хотя первая была «топовее». 11.07.2018 16:21:47, ппп
Да, я тоже обращала внимание! В обычных школах дети в среднем крупнее. В старой школе сын был самым мелким (и одним из старших, если не самым старшим), а в лицее он в хвосте по росту, но всё-таки есть такие, как он. 08.07.2018 09:49:38, Zeiva
И я с Вами. И теория у меня под это дело есть. 08.07.2018 15:48:23, Шиповник (экс-Василиса)
Поделитесь теорией, пожалуйста! 08.07.2018 22:10:52, Zeiva
Половое созревание не делает человека глупее, просто нередко направляет интересы в несколько другую сторону, по крайней мере на время. Есть, наверное, глубокие исследования на эту тему, но я не читала. В любом случае детей с более поздним созреванием от книжечек и кружков в течение более долгого времени ничто не отвлекает, они просто больше освоить успевают. И в среднем дольше слушаются родителей , потому что подростковый возраст наступает позже. Понятно, что есть исключения, но в целом они дольше под родительским влиянием. И задел образовательный у них в результате основательнее, а потом пубертат, но они уже в нормальной школе под контролем нормальных учителей. 09.07.2018 13:31:29, Шиповник (экс-Василиса)
У меня старший в обычной школе заметно мельче был. Но даже без теорий - в обычной одноклассники были на 1-2 года старше, в лицеях одноклассники его года. Все разные, конечно, но общая картина такая что в обычной выглядели и крупнее и старше просто потому что они реально были старше. 08.07.2018 21:53:26, Иришка-Мартышка
Специально нашла списки класса - в наш лицей пошли шестилетками всего 4 мальчика, старше семи с половиной лет - пять мальчиков, остальные десять мальчиков родились с апреля по сентябрь и особого выбора года не имели, пошли в школу в 7 - 7 с хвостиком. В простой школе расклад по мальчикам был примерно такой же. Но были они намного крупнее, все! А в 5 класс в лицей мой ребёнок пришёл и обрадовался, что не он один заморыш. Про девочек я менее осведомлена. 08.07.2018 23:05:34, Zeiva
Это логично. Шестилетних в школу обычно отдают только в том случае, если они развитые в умственном плане - это естественно, а потом они концентрируются в лицеях и гимназиях. Когда ребёнок явно отстаёт в развитии родителям обычно не приходит в голову запихнуть его в школу пораньше...
Впрочем, в простой школе были дети постарше и помладше, и в лицее так же - согласно спискам, никакого экстрима, разброс менее полутора лет. Причём мальчики, которых отдали с шести, были тоже крупными. Мне это тоже кажется естественным. Маленького мальчика с отставанием в росте отдадут рано в школу только в случае большой сообразительности и тогда уж сразу в лицей какой-нибудь.
08.07.2018 22:17:53, Zeiva
Я сейчас наблюдаю примеры когда запихали пораньше и вовсе не потому что ребенок более развит умственно. Я долго не могла понять в чем подвох т.к. привыкла что обычно именно так, но оказывается у родителей бывают очень странные аргументы.
Но опять же, смотря что считать отставанием. Я постоянно встречаю переживающих родителей что "отстает в росте", при родители сами метр с кепкой. У меня старшему есть в кого быть высоким, его папа 195. Но сын в мою родню, ростом в том числе. Но у меня никогда особых тараканов по поводу роста не было, ну да, можно было бы и повыше, но какой есть такой есть, про рост даже не думала когда решили идет в школу или нет. Я просто очень удивилась 1 сентября в 5 классе (после переезда), когда оказалось что новые одноклассники на голову выше.
09.07.2018 08:12:46, Иришка-Мартышка
У меня сын всегда был очень мелким и выглядел сильно младше своего возраста. И даже сейчас выглядит младше, хотя уже взрослый. При этом окончил школу и университет очень рано, ему это совсем не мешало. Вот если здесь речь идет о задержке развития, я бы обратилась к врачам. 06.07.2018 11:57:13, Почему?
Имхо, выглядеть моложе и поведение как у ребенка сильно младше - это две большие разницы. И если явно выражено второе то скорее к врачам, а не просто модное "дорастет". Причем опять же имхо, но выводы делать не просто "еще в куклы играет" а более вдумчиво.
В 14 лет не въезжать в математику можно тупо из-за запущенности. В началке многие уверены что ничего серьезного, дети давно все знают, еще с сада. А именно лет в 14, если копать то выясняется что теоремы выучены, а элементарная начальная математика - на нуле. От этого и проблемы. И да, просто с возрастом это не исчезнет, это надо разбирать и учить заново. Таблица умножения сама по себе не появится в голове, только потому что мозг дорос.
06.07.2018 10:14:10, Иришка-Мартышка
У меня были такие мысли. У дочери был оф.диагноз от эндокринолога - задержка роста и пубертата. Хотелось бы и некоторые трудности в учебе списать на это. Хотя ее проблемы не критичнее, чем у нормально развивающихся детей.
К 14-15 она на нижнюю границу нормы все же вышла. Мозги кажется тоже несколько дозрели. Однако это у большинства детей, по-моему, так происходит.
Есть дети, физически опережающие паспортный возраст, однако ума ни на йоту не выше среднего, поэтому теория не подтверждается. Часто даже наоборот, раннее созревание препятствует развитию интеллекта, кмк)) Даже вроде исследования такие были.
06.07.2018 00:06:27, Планетка
У меня в детстве был знакомый мальчик-шахматист. Он выглядел лет на 5 моложе своего возраста. И наивный такой же. Но не глупый! Из провинциального городка поступил в ФизТех и после окончания уехал в Штаты. Причем его очень настойчиво уговаривали. 05.07.2018 17:43:17, Ярославна
У приятельницы дочь, низкий рост, детские черты, с детской манерой поведения, в 14 лет - единороги, винксы и прочая.Пара диагнозов была под вопросом, но со временем снялись.
Репетиторы, занятия, психологи - 24/7.
В этом году закончила школу.
Средний балл по ЕГЭ - 40...
Нет чудес, к сожалению
04.07.2018 19:35:37, Кошка.кошка
А в чем связь винкс и егэ?? 08.07.2018 15:27:37, мимоша
С этими особенностями нужно обратиться к клиническому психологу и к нейропсихологу. И с результатами их обследования - к психиатру. 04.07.2018 09:20:51, Palindrom
В вопросе у меня абстрактный собирательный образ из двух детей из разных семей, которые отстают от календарного возраста. И вопрос абстрактный - бывает или не бывает. 04.07.2018 09:55:11, Zeiva
Он с одной стороны абстрактный, с другой совершенно конкретный. Имхо, в 14 лет уже ждать что "дозреет" глупо, диагнох зпр вполне себе конкретный, хотя обычно это именно отставание по возрасту, ставят дошкольникам (ну я в основном в таком возрасте о нем слышу) и по опыту и наблюдениям - к школе многим снимают, но только там где было достаточно занятий и усилий со стороны родителей. Случаев что было отставание а потом волшебно само исчезло не знаю. Точнее верю что ребенок дозреет и сам себя вытянет, но большая вероятность что будет это уже не в школе. В школьном возрасте такое реально только если родители не просто ждут, а помогают со всех сторон. Имхо. 09.07.2018 11:39:25, Иришка-Мартышка
У меня мама учитель с более чем 25-летним стажем. Она говорит, что такого не бывает. Если ребенок настолько сильно физиологически в 14 лет отстает от ровесников, то его надо по врачам таскать, а не по репетиторам. Вес мозга человека практически не меняется с 8-9 лет, так что мозги сами по себе не дорастут.
А вот про учебу тут уже немного другой расклад. К сожалению, есть учителя, которые могут объяснить свой предмет так, что всем, кто не ЛУО, понятно, а есть те, которые не могут. И в этом случае - репетитор с индивидуальным подходом может помочь.
Приведу себя в пример. Для начала скажу, что у меня золотая медаль, но ЕГЭ в обязательном порядке мы не сдавали, поэтому сравнить мои результаты с результатами нынешних школьников невозможно. Могу сказать, что все предметы школьной программы давались мне слишком легко. Никаких сложностей не было вообще. Кроме одного предмета - физики. Вот ее мне приходилось изучать самостоятельно (без репетитора, потому что на репетитора у родителей денег не было). При поступлении в ВУЗ еле-еле сдала на 4 (в качестве вступительных у нас надо было решить 10 задач, если правильно решил 5-6 - это тройка, 7-8 - четверка, 9-10 - пятерка, я решила 7 правильно). Но специальность техническая, поэтому физики было много (кроме общего курса физики, были еще всякие интересные предметы типа сопромата, технической механики, гидравлики, баллистики, электротехники, газовой динамики и т.п.) и вот эти предметы мне давались достаточно легко, потому что были хорошие преподаватели.
04.07.2018 06:29:04, vampirochka
Вес мозга тут вообще ни при чем. По мере изменения организма в переходном возрасте биохимия меняется очень сильно. Соответственно, меняться может все: мотивация (как падать,так и расти), самоконтроль (то же самое), могут по-другому взаимодействовать разные зоны мозга, влиять на них половые и не только гормоны. Это вообще-то называется "становление личности". Насколько сильно и напрямую оно связано с гормональной системой - это уже к нейрофизиологам, но то, что как-то связано - точно. 04.07.2018 21:06:33, Малина
В среднем вес мозга у человека колеблется от 1.1 кг до 2 кг.

У И. С. Тургенева – 2012 г. Для сравнения: вес мозга Людвига ван Бетховена составлял 1750 г., В. И. Ленина – 1340 г., Сергея Есенина – 1920 г., Д. И. Менделеева – 1571 г. Наибольший мозг весом 2850 граммов принадлежал слабоумному человеку.

И мозги, да "дорастают" и после 7-8 лет. Созревает мозг окончательно только к 21 году. Это всем известная не засекреченная истина. Почитайте про развитие по годам долей головного мозга, отличница!
04.07.2018 09:07:54, Lussi01
Сходите к офтальмологу! Я говорила про ВЕС мозга 04.07.2018 12:45:35, vampirochka
Ну и зачем вы меня куда-то отправляете, умная Вы наша?!

Когда и так понятна глупость про вес мозга и что он уже не дорастет, как Вы написали. При чем тут вес? Зачем о нем писать? Где связь между весом мозга и его развитием, отличница?
04.07.2018 14:13:40, Lussi01
Как-то так :

картинка


картинка


картинка
04.07.2018 09:17:43, Lussi01
У слона какой тяжелы мозг - а толку?:) Мозг должен быть не выросшим по весу, а «дозрелым». Дозревает он в своём режиме у каждого.Достаточно часто бывает, когда человек не догоняет простые задачи в навалке, а потом как будто происходит переключение, и он начинает тащить и вырываться вперёд от одноклассников. 04.07.2018 08:50:54, Давний местный
Много таких примеров знаете? Я спрашивала у мамы, она за 25 лет не видела ни одного ученика, который вдруг внезапно (когда у него мозг "дозрел") превратился из троечника в отличника 04.07.2018 12:47:02, vampirochka
Если ваша мама не видела это не значит что их нет. Я лично знаю несколько таких примеров. В этих случаях "мозг дорос" это не про вес и не про физиологию, а про осознание что учеба нужна и появление конкретной цели. Но если ваша мама уверена что троечники все это те у кого мозг не дозрел то неудивительно. 08.07.2018 21:57:36, Иришка-Мартышка
Моя старшая дочь. Не в отличника полного, но перейдя в 13 лет из районной школы в одну из топовых, внезапно по английскому и математике (последняя, правда, после полугода с репетитором) сменила 3 на 5. При том, что требования там были выше. 04.07.2018 21:09:21, Малина
плюсуюсь
моя дочь закончила 7 или 8 класс с тройками
в 9 подвезли мозги, начала заявляться в олимпиадах и вообще как-то учиться начала
10-й закончила с двумя 4, остальные 5
в 11 прорвало, и БВИ заработала, и высокие баллы на ЕГЭ
не сама-сама, с репетиторами, но и самостоятельно тоже очень много занималась
05.07.2018 17:03:24, Tuchka
+1
у сына так было.
05.07.2018 15:45:51, Птичка снежная
Конечно, знаю. Про мальчиков, по-моему, это вообще притча во языках: в началке ворон считают и прикидываются у/о :) , а в старшей становятся мозгами. Да и с девочками так же бывает. Конечно, и это общеизвестно, очень страннно, что ваша мама другого мнения. А она учитель чего?
Бывают люди, которые вообще после школы вдруг умнеют и математику понимать начинают и учеными великими даже становятся.Они не массовы, но умных вообще меньше, чем остальных:)
В мозгах не столько вес важен, сколько количество извилин:)
04.07.2018 14:24:11, Давний местный
Что тупо не въезжает - бывает. Что с возрастом въезжает вдруг резко лучше - тоже. Но с возрастом въезжает не во все более сложные вещи, а начинает въезжать в то, во что не мог въехать пару лет назад, когда это проходилось в школе. То есть относительно себя ребенок растет и развивается, но в целом, в своей возрастной группе по способностям он остается примерно на том же месте, потому что и другие дети на месте тоже не стоят. Исключения конечно бывают в любые стороны, но редки.

Однако заниматься с ребенком все-таки полезно потому что иначе пробелы прошлых лет делают абсолютно бесполезным текущее обучение в школе. А если все-таки эти пробелы закрыл, то и в школе дело идет лучше, и ребенок чувствует себя все более и более уверенно, и знаний у него относительно все больше.

Да, и с конституцией это совершенно не связано.
03.07.2018 19:25:53, Красно Солнышко
Не совсем с тобой согласна. Дети развиваются скачкообразно, а не по плавной возрастающей.

Неоднократно наблюдала, как компенсируются дети с возрастом. Другое дело, что для того, чтобы это произошло и=с ними занимались и эффект накапливания был.

Но вот у моей старшей логическое мышление появилось только к 9 классу. Причем я так и не поняла, то ли оно появилось из-за усиленния занятиями математикой с физикой, то ли наоборот предметы пошли, потому как появилось логическое мышление.. :)
03.07.2018 20:36:38, Люба С.
Я же написала, что исключения бывают. Я говорю в среднем. В среднем корреляция результатов к концу школы с тем, что было с самого начала, достаточно высока. Хотя систематическое обучение конечно же улучшает ситуацию. 03.07.2018 21:24:11, Красно Солнышко
Я думаю, что это связано с тем, что к 1 классу уже четко виден результат как с кем занимаются.
Если с ребенком активно занимались до школы (готовили к школе, назовём это так),то и дальше вниманием не обойдут.
А если ребенок педзапущен, то школа это слабо компенсирует.
04.07.2018 06:54:30, Люба С.
А как же разные дети в одной семье? Занимались с обоими одинаково, а результаты они очень разные демонстрируют.. 04.07.2018 10:06:57, Красно Солнышко
Интересно. Заниматься-то понятно, что надо, это и делаем. Благо сейчас лето и можно заниматься ежедневно, причём не с вымотанным ребёнком, а со свеженьким. 03.07.2018 19:37:13, Zeiva
а на уровне 5-6 класса въезжает в математику? Сильную крепкую такую математику? 03.07.2018 18:49:41, Vanilla
Не поняла вашего вопроса. Если вы о моих личных детях, то они более-менее понимают математику в своих классах, на уровне 5 простой школы.

Мой вопрос возник из-за фразы КС "Очень часто так бывает, что ребенок вообще не въезжал в математику в 5-6 классе. Поэтому все прошло мимо, хотя он и имел хорошие оценки. А дальше все обрушилось, потому что, например, учитель сменился и стал оценки иначе ставить. Зато в 8 классе мозги совсем другие и пропущенный материал можно восстановить. "

Какими такими другими становятся мозги в 8 классе? Это меня интересует.

А вы учитель или репетитор?
03.07.2018 19:20:17, Zeiva
Просто к 7-8 классу что-то там зреет именно в плане математики в мозгах. Это я не от одного учителя математики слышала. Поэтому раньше и в физматклассы только с этого возраста брали, раньше просто не очевидны эти способности. По одному из своих детей могу сказать, что именно в 8 классе мозги стали другие как будто в плане точных наук, то есть до этого времени ребенок был такой не самой троечной серой мышью. И вдруг прибавил в 7м, а потом резко в 8-9, потом как бы спокойно, плато такое на фоне ровесников, но это уже профильная школа была. 03.07.2018 19:50:59, не могу авторизоваться
А было ли это синхронно с физиологическим развитием?

Если тело созревает, и если мозги созревают, то оно синхронно или нет? Ну, как зубы у одного в 6 лет начинают меняться, а у другого в 8 лет. Но всегда сначала резцы, а клыки сильно позднее. Есть ли завязка, что сначала, скажем, первая менструация/поллюция, а потом доли мозга, отвечающие за математику дозревают?
03.07.2018 20:01:28, Zeiva
Нет, этот товарищ нормально развивался. У другого, более позднего в плане развития товарища тоже как бы в 7 классе стало на удивление получше с этими предметами. Тоже раньше не отсвечивал, как говорится, на общем фоне, а потом вдруг ничего, пошло по чуть-чуть вперёд. 03.07.2018 21:12:37, не могу авторизоваться
Психология гласит, что не синхронно. Больше того, когда идёт сильный рост, происходит торможение ( а в некоторых случаях и откат) когнитивного развития. :) 03.07.2018 20:37:47, Люба С.
Тогда ой! ;-) Значит ребёнок развивался, пока другие росли. А у других сейчас мозги развиваются уже опять, а отсталый деть ещё тормознётся. 03.07.2018 20:41:10, Zeiva
Не всё так буквально. :)
И Вас не должно это останавливать. Программа то не оглядывается на то на каком этапе пубертата кто находится.
Всегда есть определенный процент мальчиков у которых развитие идёт с отставанием. Но это больше относится к эмоциональному интеллекту.
А по поводу математики, хорошо сесть и пошагово проверить проверить сформированность математических навыков: автоматизированность счёта с переходом через десяток, умножение, деление.: устное, в сстолбик. Десятичные дроби и обычные, проценты..
У меня все дети осваивают только через объемы прорешенного. Иначе не вырабатывается "математическое видение и мышление".

Причём я для своих детей вывела правило, что нельзя дать блок заданий и оставить их с ними. Если что-то непонято, то так и прорешают с ошибками. Важно смотреть каждый номер, чтоб и ошибки поймать и подсказать, какие есть способы оптимизировать вычисления.. Тогда эффективнее получаются занятия.

Не знаю в каком классе у вас ребенок, но могу посоветовать книжечки по развитию математических навыков Хлевнюк. Я сначала к ним скептически отнеслась, показалось просто и мало..
А по факту они действительно грамотно сгруппированы и помогают посмотреть какие-то вещи за малое время.
03.07.2018 20:59:03, Люба С.
Подскажите, пожалуйста, по книжкам Хлевнюк. На какое время решения рассчитаны варианты? 06.07.2018 08:06:42, Смыслов
Там нет рекомендация по времени.
Но й меня не самые шустрые и особо способные делали в среднем 30 минут (+- 10 минут) - задания разные по сложности
06.07.2018 19:07:09, Люба С.
Спасибо за советы!
Книжку Хлевнюк обязательно посмотрю. Старший у меня закончил 7 класс, а мелкий - четвёртый. Со старшим занимаемся по книжке Зив, Гольдич. алгеброй. Потом будем мучить геометрию Зива же. Сижу рядом со старшим, сын считает, что раз я над ним издеваюсь, то и сама должна мучиться. Мелкий шустро решает олимпиадные задачки, но так и не доучил таблицу умножения (задумывается при счёте, наизусть не помнит). Буду опять долбить.
03.07.2018 21:07:18, Zeiva
Я для своих 7-8 классников использую задачник Мордкович, Звавич для углублёнки. Мне там больше нравится подбор заданий. Более развивающе что-ли..
+ к ним есть в сети ГДЗ (хотя там встречаются ошибки). Там очень по нарастающей сложность. Можно самим выбирать делать сложные или опустить.

Мои дети очень хвалят Балаян по готовым чертежам (правда в экземпляре, который в сети, тоже есть ошибки). Но после разбора задач оттуда темы в школе сдаются "на ура".

Очень рекомендую всем игру "7 на 9". В инструкции предлагается сложение, но легко заменить умножением или делением по игре. У меня играют члены семьи любого возраста. :)

Для четвероклассника можете посмотреть multiplication race multi-player math game
Особенно хороши дуэльного плана на несколько игроков. Мои младшие погодки с удовольствием резались, но там подхватывают обычно игроков, которые на тот момент присоединяются к игре

[ссылка-1]
[ссылка-2]
[ссылка-3]
[ссылка-4]
[ссылка-5]
04.07.2018 07:34:47, Люба С.
Супер! Огромное вам спасибо! 04.07.2018 09:51:12, Zeiva








Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

16.01.2019 04:58:41

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

18+
Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!