Сохранение мотивации при подготовке к ЕГЭ-олимпиадам
Приступили с сыном к целенаправленной подготовке к олимпиадам/ЕГЭ. То есть пришлось вернуться в школьный курс, давно пройденный и совсем ему сейчас не интересный.
Как в период натаскивания и отработки решения задач на скорость не свести ребенка с ума? Как вдохновить на тренировку в решении задач, которые кажутся ему придуманными искусственно и никому не нужными. На делимость чисел, например. Или решения уравнений подгоном или с использованием "левых правил" типа "на что могут оканчиваться квадраты целых чисел". Или по физике: догадайся, что они хотят услышать в ответ на глупый вопрос, если два предложенных ответа одинаково правильны (неправильны).
Нытье, крики "заче-ееем?!" или "кто это придумал, можно я убью его?!" с воздетыми руками к небу и другие истерические проявления сношу стоически, но уже опасаюсь за психическое здоровье давно избавленного от школы нежного создания.
Тестовые задания стабильно пишем на 90-95 по физике (за счет мелких ошибок, по математике (85-90+) в основном из-за нервической реакции на "особо дурацкие" задания части C и опять мелкие ошибки. Но совершенно не факт, что на экзамене он из-за нервотрепки не напишет хуже, на олимпиадах за ним такое водится. То есть не написать на 75 это мой страшный сон, но кто от него гарантирован. А по математике у нас и вовсе сто баллов от олимпиад еще под большим вопросом.
Главное, что ему не интересно и просто тошнит от всего этого. Вузовская математика интересна, теорфизика интересна, общая по Фейману интересна. Учить доказательства теорем не любит, но тоже стойкого отторжения никогда не было, "семестровые экзамены" мне сдавал и такого нытья не припомню. Задачи тоже решал с интересом, особенно, после того, как уже усадишь и дашь понять, что судьба сегодня у него такая. Втянется и уже даже улыбается иногда.
Ну а тут буквально до нервного срыва. И даже если решит что нибудь такое на подгон, никакой особой радости, ну решил и решил. Или "все, я решил, на сегодня хватит, да, мам?".
При этом итоговый результат практически не улучшается, все те же 90 плюс минус, хоть тресни. А иногда вдруг 80, причем в результате явной халтуры, когда начинает писать, не думая, лишь бы отвязаться. Причем время засекаем и улизнуть все равно нельзя, но он просто пишет на автомате, а сам "в астральных мирах".
Ругается, что лучше бы сдал экстерном экзамены за второй курс в любой вуз на мой выбор, только бы не сдавать ЕГЭ и не готовиться к всероссу по математике. В последним случае он не понимает смысла задач, то есть зачем вообще они нужны, кто вообще их решает и как до такого можно додуматься. Какая разница, есть там общий делитель или нет его. А задачи на колебание какой нибудь струны со свободным концом решал с восторгом: я могу это посчитать. То есть ему нужен реальный смысл, возможность что-то понять в окружающем мире с помощью решения.
Так или иначе мы всегда умудрялись его увлечь, а тут просто коса на камень. Чувствую себя какой-то мучительницей. И нет опыта заставлять делать то, то до такой степени бесит. Даже с русским, даже с английским находила за что зацепиться, чтобы был хоть какой-то минимальный интерес. Вплоть до того, что диктанты по юмористическим рассказам и анекдотам писали. А тут просто тупик (((
Кто через это прошел и что делали? Приветствуются любые идеи, даже самые экзотические.
169 комментариев
Вы пытаетесь тащить в свою сторону уже взрослого, в общем-то, человека.
Мне ваша мотивация "тянуть и мотивировать" не понятна.
И, боюсь, передавили и перетянули вы его уже.
В качестве совета предлагаю пусть на какое-то время товарища по течению. Не трогать, не давить и не участвовать вообще, кроме помощи, которую он сам будет просить. 16.12.2016 12:51:40, Mira
Мозгов хватает, чтобы понять идиотизм некоторых заданий. 15.12.2016 19:39:33, nastyk
А НМУ вообще в чем проблема? Пишет любую перечневую по математике и идет БВИ на МатФак вышки. Где НМУ, считай, в соседней комнате. А через год на физический перейдет, если что не так будет с мотивацией. 15.12.2016 17:39:12, Похожий случай
Да и с какой рожей он к профессору придет, если на мехмат не поступит. И с какой рожей профессор будет его прикрывать, если он будет такой как все по вступительным показателям. Хотя по олимпиадам уже не такой, как все, но мотивация наша понятна. 15.12.2016 13:28:45, Liskai
Неужели даже не откоыли сайт и не посмотрели расписание? Программу? 18.12.2016 01:16:12, Разбойник
"С математикой у нас ста баллов пока нет, а если и будут, то только в местных вузовских олимпиадах и не в МГУ. Всеросс по математике точно не потянет, там своя специфика подготовки."
По физике перечневую за 11й класс в прошлом году написал, что ли? 16.12.2016 14:50:01, Хелен67
Но если он у Вас пойдёт на "запасной аэродром", то где физику добирать будете?
Да и вообще - этот путь для самостоятельного, увлечённого, я бы даже сказала упёртого в науку человека. А со стороны есть ощущение, что пока Вы его куда-то тянете и направляете. Ну года два ещё сможете так, а потом? В НМУ Вы тоже будете с ним проходить программу?
А если ребёнок через два-три года решит, что это не его путь ( теоретическая физика)? И при этом он уже будет учиться на 3-м курсе слабого ВУЗа, вот куда ему там свернуть то? 18.12.2016 11:50:26, КИра
Так что это он меня тянет. Вы когда нибудь с молодым и сильным псом гуляли? Особенно острые ощущения получаешь в гололед, когда она тянет тебя вперед, а ты его изо всех сил назад. Вот так и тут. Если бы не я, он бы сейчас вместо подготовки ко всяким скучным олимпиадам взял книженцию по квантовой механике.
Ну и полодырничать очень любит, к степени увлеченности это не относится, эти вещи не пересекаются.
Сайт НМУ я, разумеется, открывала и некоторые лекции он у меня уже слушал. Но про школьников ничего там не нашла.
Да, собираюсь учиться вместе с ним, насколько сил хватит.
Чтобы добрать физику у нас есть Виктор (vbr2011) и тот профессор, вдвоем их сыну очень на долго хватит. То есть до магистратуры и аспирантуры точно, а так далеко мы пока не заглядываем.
Если вдруг потеряет интерес к "большой науке", то, при его характере, скорее всего станет репетитором или как мама одновременно преподавателем вуза и репетитором. Я уже его иногда вместо себя заставляю "работать", очень удобно: готовишь ужин, а денежки идут:) Ближе Новому Году отстающий паникующий студент косяком пойдет. В том числе с этого самого "запасного аэродрома". Возможно, запасным может стать еще и МИФИ (оттуда тоже много наших клиентов), но для этого еще надо нам заслужить прием без экзаменов, а профессору наладить нужные связи. Посмотрим. На физфак МГУ хочется сильнее, но есть мнение, что туда уже в магистратуру лучше. 18.12.2016 15:16:28, Liskai
А если бы существовали в природе люди, которые, зная только школьный курс, межнар по математике за несколько часов решали, вся современная математика была бы создана одним таким человеком лет за пять. Ведь каждая такая межнарная задача ни чуть не проще, чем одна из великих теорем математики, на рождение каждой из которых уходили месяцы и годы труда самых великих. 18.12.2016 16:23:20, Liskai
И вы же про всеросс, вроде.
А там как раз можно без стольких трудозатрат обойтись) 18.12.2016 16:56:25, напоследок
Не только потому, что прорешали тучи аналогичных заданий.
Кроме того, многое в системе НМУ ровно на то же и работает- научить человека искать новые нетривиальные способы решения. В науке очень сгодится)) 18.12.2016 23:27:14, напоследок
Т.е. внешняя соревновательная мотивация. 15.12.2016 12:10:29, Cat-S
Я вот совершенно не понимаю, как у ребёнка, претендующего на очень глубокие знания в этих предметах могут быть проблемы с ЕГЭ?
Если ребенок решал олимпиады и укладывался на них в отведенное время, то и на ЕГЭ ему времени хватит с лихвой (еще и останется).
Мотивация у детей обычная - просто это НУЖНО сделать. И желательно не ударить в грязь лицом (ещё и школа просит принести баллы в копилочку). Неужели Ваш ребёнок никогда ничего скучного не делал? А в институте он тоже скучные предметы собирается игнорировать? 15.12.2016 09:17:09, КИра
И, конечно, скучного у него было в разы меньше, чем в любой самой лучшей школе, это факт. С понятием НУЖНО знаком, это уж как водится. Он же не не делает, он страдает.
А что значит специально не готовились к ЕГЭ? Вот возьмем КПД идеальной тепловой машины. В школе вызубривают формулу, мой эту формулу стал бы выводить и потерял бы время, если специально к ЕГЭ не готовить. И таких моментов может быть много. 15.12.2016 12:42:20, Liskai
Не привык заучивать, вкалывать, т.к. все давалось легко. Огребаем сейчас последствия по полной. 16.12.2016 12:25:34, Sampo
Какие уж там особые формулы, которые не встречались бы им уже на олимпиадах? Ваш же писал олимпиады, всё уже должен знать. Или на олимпиадах он тоже тратит время на вывод формул?
100 баллов получить на ЕГЭ сложнее не из-за того, что времени не хватает или что-то уж слишком сложное там (уж точно не сложнее региона по всероссу). Сложнее заставить себя проверить скучную и муторную вычислительную часть. Сложнее всё это аккуратно вписать в бланк (вот это нужно потренировать). Но такие проблемы никакими тренировками не решаются, ИМХО. Они с человеком идут по жизни :(
В физике ещё есть одна теоретическая задача на порассуждать. Вот на ней тоже многие и не добирают баллы, т.к. такие задачи на олимпиадах редко встречаются (на турнире Ломоносова разве что), к ним дети не привычны.
А зачем набирать именно 100 баллов? Должны быть олимпиады по этим предметам, а набрать 75 баллов для топ олимпиадника не проблема ни разу. 15.12.2016 13:29:03, КИра
С проверкой муторных частей есть проблема. С некоторыми из последних задач по математике тоже, особенно с теми, где надо что-то подбирать. Он порывается точное решение искать, а его нет, а техникой такого вот подбора пока не владеет. А на экзамене и вовсе растеряется, знания то глубокие, но не обстрелянный ребенок. 15.12.2016 13:39:38, Liskai
Если он не призер заключительного ВОШ, а у вас есть перечневая олимпиада, то в этом году еще не было заключительных этапов, а большинство серьезных ВУЗов принимает результат только за 11 класс.
По поводу олимпиадной математики - не всем дано хотеть ее решать. Мой очень ее не любит, так как вот именно что какая-то абстрактная и отвлеченная от жизни. Физика нравится - нравится разбираться как устроен мир. 17.12.2016 23:00:36, Nuta_
Очень жалко про заключительный. В этом году есть шанс попробовать еще раз. 18.12.2016 18:39:15, Nuta_
Возможно, среди женщин почти нет нобелевских лауреатов, но мы все же не настолько тупы, чтобы, готовя к олимпиаде ребенка и имея высшее не гуманитарное образование, быть как минимум не хуже его.
Ну а Вы, наверное, просто не имеете высшего образования в области истории. 18.12.2016 15:31:44, Liskai
Тестовые задания по физике - это что? Особенно про 2 предложенных ответа, с этого года задания с выбором ответа убрали в физике, в математмке их нет давно.
И еще складывается ощущение, что говорится не о 17 -летнем, а о десятилетнем. "Мы готовимся" - как то очень режет слух. Пробные задания выполняютая для мамы. А у ребенка установка, что все это слишком мелко для него. Вот и мотивации нет.
Если ребенок настолько продвинут, что может сдать что-то за второй курс, то какие сложности в наборе 75 баллов? А если у вас всеросс уже есть ( при такой продвинутости должен быть, или тоже скучно и неинтересно??), то и 75 не нужны. 15.12.2016 08:41:22, Разбойник
К тому же не известно еще где опаснее, на войне или рядом с какой нибудь национальной группировкой в самой заурядной части. 15.12.2016 16:54:24, Liskai
И в университете видела "детей", которых мамы пропихнули. Скучно им было и не интересно. 15.12.2016 16:15:26, spravedlivaya
А если серьезно, то поводов все меньше и меньше, сознательность таки растет. 15.12.2016 17:24:11, Liskai
Ну и НМУ это же очень серьёзно, а Вы выше пишите, что всеросс по математике требует особых мозгов. Так и НМУ этих же самых мозгов требует, разве нет? По крайней мере преподаватели (и ученики) НМУ как раз всероссников на выездах и готовят. И на НМУ нужно ещё время найти, кстати. Я знаю одного победителя всеросса, который смог совмещать учёбу на мехмате с НМУ. Но вот так вот с наскоку это непросто.
У Вашего ребёнка уже проблемы с планированием времени на ЕГЭ. Как потом сессии стыковать будет? 15.12.2016 15:37:51, КИра
С всероссом по математике, как я надеюсь и сына успокаиваю, у нас проблема в том, что всероссники учат одну математику, а мы немножечко другую. Математика для физики и математика для всеросса-межнара по математике несколько разные дисциплины. А в НМУ все же будут задачи по тому курсу, который проходится. Хотя если за скобками будет стоять олимпиадное прошлое, то плохо. 15.12.2016 16:24:57, Liskai
Не думаю, что в НМУ какая-то сильно другая (в отличии от физтеха и матфака) математика. Ещё и посильнее, а не "немножечко" другая. И задачи там тоже нужно сдавать.
Ну и если уж учите не олимпиадную математику, то какие проблемы с ЕГЭ? Вот уж это и есть самая "неолимпиадная" математика.
Вы не обольщаетесь часом? Может действительно пора спуститься с небес на землю и выбрать что-то подходящее для ребёнка, а не настраивать его на "особенность" и каждый раз уповать на то, что он учит что-то другое. 15.12.2016 17:43:32, КИра
Так же и с математикой. Знаешь или не знаешь. Или решаешь задание ( то есть, знаешь), или не решаешь (то есть не знаешь).
Короче, мое убеждение, что ЕГЭ - для "правильных" детей, умеющих соблюдать правила. Этому можно научиться. Как? Тренировками. По химии, например, сын прорешал всю литературу, которая есть в доступе при подготовке к ЕГЭ, а это, я скажу, книг 15, не меньше. Тренировочные тесты в 10-м классе вообще не решал, тк я в них не видела смысла (они в разы легче, чем в реальности сам экзамен).
Мой совет прост - покупайте книги с заданиями ЕГЭ, и пусть решает, а вы проверяйте, сколько решил, ставьте цель в объеме решения заданий, чтобы так сказать "набивал руку".
Может быть, творческим детям (как ваш) нужны как раз олимпиады. Про олимпиады не знаю, мой решил пару штук, и понял, что ЕГЭ по самостоятельной подготовке в разы легче. К олимпиадам должны готовить или специальные учителя, или особым образом быть заточен мозг. Ничего подобного в нашем случае не наблюдалось. 15.12.2016 05:37:13, Roccy
рассматривали ли вы что-нибудь еще кроме лечебного и физтеха, с профильной математикой, химией и физикой? 15.12.2016 18:55:19, Оделия
Т.е., Вам, ради любви к искусству надо, чтобы он на 100б ЕГЭ написал? Зачем???? Ему что, время девать некуда? Для 100 баллов существует куда более простой путь - перечневые олимпиады. Или это для профессора? Чтобы "не такой, как все"? Тогда так ребенку и объясните - для мотивации достаточно весомый довод, по-моему.
" Кроме того он и к олимпиадам по математике без огонька готовится."
Если он не в состоянии написать приличную перечневую, то я вообще серьезно призадумалась бы о глубине его знаний. Выучить теорию, в общем, не трудно. Даже хорошо выучить не трудно. Но, физик, если он претендует на такое будущее, которое Вы ему пророчите, все-таки должен уметь шевелить мозгами. Олимпиадные задачи от не олимпиадных тем и отличаются, что требуют нестандартных подходов. А у Вас - "Конечно, если там будут грузить задачами уровня межнара и не принимать экзамены, если их не решаешь, то да, очень и очень трудно". Да даже если и будут принимать экзамены при нерешенных задачах уровня межнара, Вы же понимаете, что в приоритете будут именно те студенты, которые эти задачи в состоянии решить. Мне все это как-то напоминает ситуацию с дошкольниками, которых мамы напичкивают знаниями из самых разных областей, ожидая, что с таким развитием, их ребенок станет, если не вундеркиндом, то яркой звездой. Даже методика такая есть. В итоге выясняется, что ребенок имеет не знания, а очень обширный фактический материал. Он все это прекрасно помнит, выдает в любой момент на радость родителям, но совершенно не представляет, что с этим нужно делать. Количество в качество превращается только при наличии соответствующих навыков. Вам бы ему корону столкнуть с головы, а не внушать, что он "не такой, как все". А то так и будет по жизни непризнанным гением. 16.12.2016 15:30:24, Хелен67
О межнаре по математике мы не говорим, на раннюю математическую сверходаренность, увы, не претендуем. Оказаться лучшим студентом НМУ не планируем. Нам надо, чтоб оттуда с позором не выгнали, отвечали на вопросы, учили и знакомиться с более сильными.
Мы же в чистую математику не идем, нам она для физики нужна. 17.12.2016 19:01:43, Liskai
В тех вузах, куда собирается поступать Ваш ребёнок все студенты умные и подготовленные. С чего вдруг Вашему преференции будут? Зачёты и сессии для него никто не отменит.
Если моей сейчас предложить вместо сессии сдать ЕГЭ, то она бы согласилась с удовольствием :)
Вы как-то странно рассуждаете о лёгкости обучения в топовом физмат вузе (да ещё плюс НМУ) и при этом слишком драматизируете ЕГЭ. 15.12.2016 16:18:38, КИра
Да, в вузе сложнее, об этом я и говорю. И с трудом себе представляю, как сын стал бы учиться в топвузе, если бы изначально изучал только школьную программу и готовился к ЕГЭ.
Поэтому, забрав из школы, я стала учить его сразу как студента. Потихонечку, с повторением пройденного, внезапными проверками знания теорем перед сном и всем таким прочим. Он у меня сессию может сдать не перед сессией, а в любой момент, когда у мамы в причинном месте береста загорится.
Сможет Ваша дочь сдать теормех второй раз через год после сдачи? Я ставлю ему задачу, чтоб мог. По крайней мере помнил фундаментальные вещи. Большинство студентов после сессии форматирует мозг и в сухом остатке остаются самые основы. Вот это я и называю очковтирательством. Сдал-перекрестился-забыл.
У нас есть ключевые точки, в которых он как рыба в воде. На деталях особо не сосредотачиваемся, но ключевые вещи требую помнить с выводом и доказательством.
В вузе его надо будет прикрыть только с точки зрения посещаемости. Не сидеть и не записывать за лектором то, что и так уже прекрасно знает. Или не решать на семинаре по физике задачи, которые перерешал три года назад. Чтобы разрешили сдать все заранее и не стремились при этом срезать из вредности. Так как срезать из вредности можно любого, это же ясно. 15.12.2016 16:46:32, Liskai
Если в Вашем вузе проходной в районе 210 за 3 ЕГЭ, то Вы, надеюсь, понимаете, что это нетвердая четверка, стремящаяся к тройке. Вряд ли к таким студентам возможно применять нормальные требования. За редким исключением, разумеется. Ваш в такой вуз собирается? 16.12.2016 15:48:09, Хелен67
Читая Вас создается впечатление, что вашего деточку эти прпедметы не коснуться. 16.12.2016 10:40:32, КалиНа*
Вот курс физтеха: [ссылка-1]
Если ваш уже и задачки все может решить, то молодец, конечно. Но тогда и проблем с ЕГЭ не будет. 16.12.2016 09:17:40, КИра
Задачи... на нутацию, конечно, не решит. На удар по стержню решит, двойной маятник тоже разбирали. Он не любит сферических координат, нутаций и сил кариолиса))) 16.12.2016 13:51:29, Liskai
Спрошу вечером, если не забуду. Спросила - Журавлев. 16.12.2016 16:06:58, КИра
То есть, мой после 17.00 (трех-четырех пар) идет в анатомичку и занимается. И имеет несданные хвосты. Когда я за ним приехала в 20.00, он был не один, там группа первокурсников сидела из разных факультетов. И это только анатомия, а еще куча предметов. О каком очковтирательстве вы пишите, не понимаю. Чтобы иметь хорошее образование, надо поступить хороший вуз. До МГУ мой не дотянул, но по факту, не каждому это дано, я уверена. 15.12.2016 16:02:25, Roccy
Круто! А сколько личного времени у Вас школа занимала тогда?
Я на уровне 9-го вижу что готовиться даже к ОГЭ нет никакой возможности. Все время школьные задания. То ли мой ребенок такой медленный, то ли задают действительно в предпрофиле много. Никак не пойму, что с этим можно сделать. То ли забить на школу, получать 2-ки, но прорешивать варианты; то ли забить на ОГЭ. Пока получается, что по факту на ОГЭ забиваем.
Но время - тик-так, уже точно что-то надо начинать огэшное решать. 15.12.2016 11:03:03, Cat-S
В школе же хоть один пробник напишут? Но я не уговариваю))), просто рассказываю о своем опыте. 15.12.2016 15:00:10, Василиса из сказки
Для современного профиля - пограничный вариант; легко в базовый класс могут отправить. 15.12.2016 11:50:05, Cat-S
А пробники дочь писала хорошо? 15.12.2016 11:46:51, Cat-S
Я пока никак не могу найти ответ на вопрос "Зачем писать, если это устно можно решить?" Репы жалуются, что писать совсем ничего не хочет, иногда даже чертежи, все старается устно сделать. Сегодня задала вопрос, знает ли как решать геометрию через "Дано"- ответил: "Теоретически", ответ найти может, а доказать ничего не может:( ОГЭ решает на 3, я ему сегодня объяснила, что реально это 2 с минусом, потому что постоянно вижу в обсуждениях, что троечники на пятерки пишут, задумался чуть 15.12.2016 00:56:01, mira1
И в геометрии просто необходимо писать все выкладки от "дано" и далее. Каждый шаг должен быть обоснован письменно, нет там ничего устного. Устное появляется уже на высоком уровне освоения материала, но в этот момент письменные выкладки уже настолько привычны, что не вызывают никаких особых возражений.
И желательно не допускать выражений "очевидно, что", т.к. часто как раз и не очевидно совсем.
У меня дочь в этом году проверяет тетрадки школьников заочной физтеховской школы. Так там как раз полно ляпов с этим самым "очевидно".
Не знаю как помочь ребёнку, который не любит и не научен чертить красивый рисунок, не видит логики рассуждений. Для детей помладше подходят красивые разноцветные карандаши и т.п. 15.12.2016 09:54:21, КИра
Моему сыну в 9 классе хватило на физике.
Он в трех задачах криво написал как раз " дано". Единицы изменения поленился писать ( именно в части дано). И за это потерял 3 балла ( по баллу в каждой задаче). Через 2 года на егэ ему уже не пришлось объяснять необходимость записывать и оформлять как надо. 15.12.2016 09:19:43, Разбойник
У вас, наверно, другой случай
Если ребенок не тянет данный профиль, может он ему и не нужен? 15.12.2016 12:15:05, Разбойник
Собственно можно и без профиля заниматься самостоятельно, куда торопиться-то, если по-хорошему рассуждать. Т.е. я очень философски подхожу, тише едешь - дальше будешь. 15.12.2016 12:44:44, Cat-S
Не нашли то, что искали? Посмотрите другие обсуждения:
|
|