Раздел: Общее развитие (Возникла идея.А, решили пойти по пути редуцирования традиционного курса математики 10-11 классов)

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

"+

про базовую математику

Возникла идея.
А, интересно, почему решили пойти по пути редуцирования традиционного курса математики 10-11 классов, а не по пути другого содержательного наполнения?

То, что "гуманитарии" пищат от стереометрии, от интегралов и производных - это, в общем, понятно. Оно им почти нигде и не пригодится в дальнейшем, а усилий для освоения требуют приличных. Кроме того, в этих курсах есть опора на курсы предыдущих лет. А если они кое-как усвоены, то возникают проблемы большие с усвоением текущего материала.

Почему бы базовую математику для гуманитариев не сделать в виде курса логики (вместо стереометрии), теории вероятности и статистики (вместо начал анализа)?

Я вижу недостатки:

1) Придется писать учебники и разрабатывать курсы для старшей школы.
2) Может быть, придется обучать некоторых учителей.
3) Все равно останутся "гуманитарии", которые будут ныть, что и эта математика им не нужна, сложна и т.д.

Я вижу такие достоинства:

1) Это было бы полезно многим гуманитариям. Будущим менеджерам, рекламщикам, пиарщикам, социологам (у них куча всего на статистике); юристам, историкам, лингвистам (логика).

2) В этих курсах почти нет опоры на математику средней школы, так что те гуманитарии, которые "проспали" курс математики в средней школе, не пострадают.

3) Способные дети, обучающиеся по гуманитарным профилям, не будут скучать на "базовой" математике, как, скорее всего, это сейчас происходит.

4) Базовый ЕГЭ можно было бы привести в приличный для выпускного экзамена вид. А не пытаться его спрятать куда-то с глаз долой в 10-й класс, как сейчас пытаются.

5) Гуманитариев всегда больше в процентном соотношении, чем "технарей". Поэтому введение базовой математики в нынешнем виде рано или поздно вымоет сильных учителей-математиков в профильные школы и в репетиторский рынок. В гуманитарных классах (которых будет, все же, большинство) их просто не останется. Качественное наполнение базового курса позволит учителям не терять форму, сохранять интерес при работе. Они будут нужны в том же количестве, что и раньше.
23.08.2015 09:16:19,

36 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Идея правильная. Можно ее развить, сделав математику приближенной к реальным гумнаукам. Экономика, например, вообще чистая математика. Да и рекламщикам, юристам и т.п. можно придумать кучу практических математических задач. Вот только все это не решит проблем низкого уровня освоения математики, которые связаны с тем, что изначально сейчас с 1 класса математику преподают по очень странным программам. И в 5 классе продолжают. Нужно вернуться к научно обоснованным программам преподавания математики (перестать учить считать по картинкам и т.п.). Нужно вернуть часы на математику в школах, перестав все выносить в платные кружки. А улучшение плохиз программ - бесполезное занятие. Как можно ребенку объяснить теорвер, если он в уме считать не умеет и арифметикой владеет на 3-? Чтобы освоить логику, надо, чтобы тебя научили базовой математике. Не интегралам, а уверенной работе с дробями и решению простейшей системы уравнений, а еще лучше неравенств. Да еще и 2 способами минимум. 26.08.2015 17:03:47, Угу
"Вот только все это не решит проблем низкого уровня освоения математики, которые связаны с тем, что изначально сейчас с 1 класса математику преподают по очень странным программам. И в 5 классе продолжают."

Моя дочь в 1-4 как раз училась по странной весьма облегченной программе. Сейчас ее и не сыщешь нигде в Москве. Согласна, вред от странных программ приличный.
Ну, так может, вначале со странными программами разобраться, а не с базовым ЕГЭ, который бумерангом ударит по нынешним 1-5 классам?

Про арифметику я с Вами не согласна. Арифметика - в разы сложнее абстрактных вещей. Для арифметики нужно тренироваться постоянно. Но у некоторых все равно будет много ошибок, как их не тренируй.
26.08.2015 17:39:11, Cat-S
Начала статистики и тервера у моего ребенка в ОБЫЧНОЙ школе были уже классе в 8м точно, так что это есть. 24.08.2015 15:53:13, Василиса из сказки
Понятно. Но, я думаю, в 8-м самые-самые начальные понятия. Почти уверена, что можно было бы куда углубиться при желании построить целый курс. 24.08.2015 22:07:24, Cat-S
При желании можно,да. Но вдруг это приведет к тому, что народ будут волновать не только средние показатели, но и все распределение целиком? А сейчас как удобно: посмотришь на средний балл ЕГЭ 2015 - душа радуется. Строгости такие же, а средний балл за год стал выше. Ура! Верной дорогой идем, товарищи, учить стали лучше. Ну и в других областях тоже на цифры по-другому смотреть начнут, доп. информации требовать :) 24.08.2015 23:26:16, тупик
Да хоть что-нибудь, а то и вправду анекдоты про гуманитариев станут реальностью. И непонятно, почему умным математическим мальчикам не нужна качественная литература, в отличие от гуманитариев, они ее больше нигде не получат, а потребляют с неизменным удовольствием:) И что делать детям вроде меня, которые в старших классах мучительно выбирают между литературой и матанализом? 23.08.2015 13:11:40, ЮлияС
Да, про ровных, академически успешных детей забывают. Либо "суп", либо "второе", а все вместе только в формате "бомж-столовой" - общего профиля, на который идут сейчас слабые дети (а должно быть, по идее, наоборот) 23.08.2015 13:23:08, Cat-S
До детей-то дела нет, только до денег. 23.08.2015 16:36:59, ЮлияС
Угу. 24.08.2015 15:53:39, Василиса из сказки
Только тут интересно.

Сокращают с разных сторон. Но вот в прошлом году попытались сделать платную везде продленку. Сразу поднялось такое народное возмущение, что продленку сделали платной не везде.

А тут тоже сокращение планируется, только многоходовкой:
первый шаг: несколько лет базовый экзамен - второй шаг: предложение базовый экзамен сдавать в 10-м - а на третьем, может, и вообще его отменят (т.к. базовый экзамен странен даже сейчас, на первом шаге). И как-то почти всем пофиг - непосредственно в карман не залезают, и ладно. ЧуднО.
24.08.2015 22:03:46, Cat-S
Потому что продлёнка нужна ВСЕМ слоям населения, ИМХО. 25.08.2015 10:02:28, Василиса из сказки
Утопия. И теорвер, и логика не просты для понимания и требуют некоторой выворотности мозга. Если человеку не даются совсем простые базовые вещи, то почему должно даваться нечто абстрактное? 23.08.2015 12:27:14, Дубравка
Для совсем простых базовых вещей есть колледжи.

И, ИМХО, очень странно, когда люди, которым не дается нечто абстрактное, получают гуманитарное ВО, а потом пишут книги, статьи, ведут передачи на радио и тв. А мы потом мучаемся и не можем пользоваться тем, что создают гуманитарии, потому что, увы-увы-увы, весь этот массовый продукт очень низкого качества.

И почему гуманитариев считают, простите, людьми с легкой УО? Выворотность мозга им нужна очень сильная. Когда в институте приходилось читать какие-нибудь "вопросы философии" для подготовки к семинару, у меня мозги в трубочку сворачивались покруче, чем когда приходилось интегралы брать.

С другой стороны, вопли про интегралы и производные можно понять. Не нужны они им, впрочем как и логарифмы-синусы-тангенсы. Это все игрушки технарей. И сколько бы Тrotter не постила статей про то, что "математика ум в порядок приводит", все это будет пустым звуком для многих. Курс логики и тервера со статистикой вместо убогой современной базовой, которая по сути является повторением математики предыдущих лет, может примирить "гуманитариев" с математикой. Потому что "качественным гуманитариям" на самом деле это нужно.

Если все оставить как сейчас, то математику вымоет из большинства школ в старших классах лет через пять, у меня даже младший через систему не проскочит.
23.08.2015 13:03:57, Cat-S
Ну почему сразу людьми с УО. Высокообразованные гуманитарии в смысле абстрактности мышления и логики могут существенно превосходить технарей. Но часто гуманитариями объявляют себя те, кому математика по тем или иным причинам плохо дается. Причин может быть несколько. Одна из них - не проработка материала 5-7 классов. 24.08.2015 08:53:58, Дубравка
Согласна! Поэтому я предлагаю к изучению в 10-11 классах гуманитариями (не важно, истинными... или мнимыми, которым просто математика плохо дается) таких разделов математики, в которых отсутствует опора на материал 6-9 классов. Вот 5-ый, дроби, еще нужен, а синусы-косинусы-логарифмы-алгебраические преобразования-уравнения -уже нет.

Если интеллект сохранен, почему бы не позаниматься математикой? Особенно, с учетом того, что в будущей выбранной профессии это необходимо?
24.08.2015 09:21:38, Cat-S
Интеллект разный бывает. Если есть возможность, то задайте взрослым коллегам задачку на логику (сообразительность) из 5-6 касса (что-нибудь про мудрецов, остров (где у людей два цвета глаз), можно про взвешивание и т.д.). У меня бывшая коллега очень любила такой досуг и всех заводила на дружеских посиделках :)
Так вот - решало человек 5 от силы (из 25 где-то), двое из них были явные гуманитарии (юристы), остальные трое с высшим техническим. При этом все остальные или не могли решить совсем, или им это было слишком скучно и неинтересно (они и не брались), или могли только понять решение после многократных объяснений. Практически у всех высшее образование (в том числе и техническое - вузы второго эшелона). И все вполне себе разумные люди, хорошие специалисты. Т.е. интеллект на месте, тут никаких сомнений.
Почему Вы думаете, что в 10-11 классе будет по-другому?
24.08.2015 09:56:45, КИра
Да я сама не идеал в этом смысле, что-то решу, а что-то уже нет. Но я знаю, что решать такое ...эээ... мне полезно, поэтому хоть и мучаюсь,но пробую решать при случае.

Возможность обсуждать задачки есть. Чем и развлекаемся с коллегами. Разные задачки - алгебраические, геометрические, физические, логические, проекции, рисунки, головоломки пространственные с железками... всего и не упомнишь. Как всегда - кто-то решает, кто-то не может, хоть и старается, "тупит", кто-то отказывается решать. Я тут, конечно, в особой ситуации, т.к. приношу от дочери много всякого и часто ответ уже знаю (но часто и не знаю) Большинству интересно плюс создается в комнате атмосфера такая... задорная что ли, что-то вроде коллективного мозгового штурма. Ну, и конечно, первый решивший сложную задачку на этот день "герой дня" практически.

Так что я понимаю, как это можно интересно организовать в 10-11. Таким образом, у детей убрали бы двухлетнюю дриллинг-жвачку - подготовку к примитивному базовому экзамену, материал которого, вообще-то,дети уже сдавали один раз (ОГЭ). Ведь создатели базового экзамена сами его стыдятся - хотят из 11-го, выпускного класса, перенести в 10-ый.
24.08.2015 10:33:18, Cat-S
Вы думаете, что курс логики и теории вероятности легче пойдет? Сомневаюсь. Эти дисциплины, особенно логика (ИМХО, конечно) и у технарей-то часто вызывают затруднения. У меня старший - технарь, с интегралами и стереометрией особых проблем не было, но логика - это явно не его. 23.08.2015 11:23:44, КИра
Я исхожу из нужности курсов, из практико-ориентированности, если по-модному говорить. Чтобы закончились, наконец, вопли гуманитариев, что им "интегралы не нужны". И не считаю хороших гуманитариев глупее технарей. Скорее наоборот. Гуманитарии часто работают в условиях неполных данных, поэтому им нужна сильная интуиция.

Историкам-юристам-журналистам качественный курс логики - must have. Мне кажется, были бы нормальные курсы логики в университетах - был бы другой уровень журналистов у нас сейчас.

Статистика сейчас везде, но при массовом ее использовании, такое же массовое ее непонимание и, часто, неприятие.
Когда фразу "Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика" воспринимают буквально, а не как намек на подтассовку данных.
23.08.2015 11:47:32, Cat-S
С этим согласна, сильным гуманитариям логика и прочее очень нужны. Особенно философам, по-моему, там одна сплошная логика. Но я просто сужу по наблюдениям за детьми - логика многим дается не просто, это часто сложнее для понимания, чем интегралы, стереометрией и т.д.
Обычно тем детям, у которых все хорошо с подобными задачами и со всей остальной школьной математикой не бывает проблем. Они даже часто попадают в математические классы и уже в старших классах начинают метаться.
Ваше предложение было бы интересно как третий вариант, нечто промежуточное между базовой и профильный математикой в старших классах школы. Но возможно ли это организовать практически?
Просто заменить базовую математику на особый курс ничего не даст, ИМХО. Дети не справятся и опять придем к тому, что школа грузит их тем, что им не нужно и что они не понимают.
23.08.2015 15:51:48, КИра
У философов в вузах логика есть. 24.08.2015 15:55:35, Василиса из сказки
"Ваше предложение было бы интересно как третий вариант, нечто промежуточное между базовой и профильный математикой в старших классах школы. Но возможно ли это организовать практически?"

Я думаю, что промежуточный вариант для технических ВУЗов скоро сделают. Т.е. профильная для математических факультетов и серьезных физических будет основываться на задачах типа С, для решения которых нужна смекалка. А для технических более широким охватом будут проверять школьное стандартное.

Но гуманитариев все равно большинство. Если у них убрать математику (ну, т.е. оставить только базу в ее сегодняшнем виде), то начнут постепенно сокращать количество часов на математику, и, следовательно, выживать "лишних" преподавателей. Мой вариант смог бы спасти от увольнений :)

"Просто заменить базовую математику на особый курс ничего не даст, ИМХО. Дети не справятся и опять придем к тому, что школа грузит их тем, что им не нужно и что они не понимают."

Это как написать учебники и построить курс. В конце-концов курс начал мат. анализа, который преподавался в 90-е в 10-11 классе был тоже не совсем честный, т.к. многое давалось не строго, на уровне интуитивного понимания. В тоже время было время привыкнуть к новым понятиям и не пугаться их уже в институте.
23.08.2015 17:11:22, Cat-S
Абсолютно согласна. 23.08.2015 15:59:10, Дубравка
По моему опыту гуманитариям статистика, даже самые элементарные вещи, даются так же трудно, как интегралы. Даже может быть труднее.
Кроме того, комбинаторика, теория вероятности, а так же различные способы представления данных, диаграммы, уже давно добавлены в программы, начиная с пятого класса - во все. И в ЕГЭ тоже есть. В начале это были совсем элементарные задачи, но год от года они усложняются.
23.08.2015 10:49:17, Красно Солнышко
Статистика не только гуманитариям тяжело дается, она всем дается не просто. Мы думаем по-другому, не статистически, поэтому к ней надо привыкнуть.Зато статистику можно практически без выводов преподавать, на примерах и на опытах (гуманитариям, насколько я понимаю, сложны именно выкладки, формулу запомнить и числа в формулу подставить не проблема)

И, в то же время, статистика нужна сейчас всем. Инструмент анализа данных в любой области...

Диаграммы в базовом ЕГЭ я видела, но, ИМХО, там как-то мелко это представлено.

PS А когда ты начинаешь писать про корреляцию чего-то с чем-то, мне кажется, что тебя понимают далеко не все на семье :)
23.08.2015 11:19:40, Cat-S
Кому надо, про корреляцию, тот разберется.
Меня больше удивляет, что когда я пишу с точки зрения вероятности тех или иных событий, причем, еще и специально это подчеркиваю, мне практически неизменно начинают оппонировать частными примерами. И вроде ж не гуманитарии даже.
24.08.2015 01:53:11, Красно Солнышко
Я зареклась говорить о вероятности и статистике, если у меня нет ссылки на действительно проводимое исследование. И такая, авторитетная ссылка должна быть. Иначе меня тоже начинают закидывать частными примерами.

Но большинство участников разговора даже не понимают, в каком месте и у кого из оппонентов произошла случайная (или намеренная) ошибка. Оппонирование частными примерами при обсуждениях вероятностных распределений(при условии, что они действительно такие) - это,конечно, ошибка.

Примерно про это я и пишу - пока у нас устройство общества такое... квазидемократическое, необходимо, чтобы большинство понимало, где и в каком месте его дурят.

И, получается, что логика и тервер со статистикой нужны не меньше, чем проценты и дроби.
24.08.2015 08:21:09, Cat-S
Даже я при всей своей уверенности в ущербности гуманитариев по сравнению с технарями (в разрезе средней школы) не считаю первых идиотами и не формулирую как Вы или как текст исходника. Гуманитарии по топику какими-то совсем уж "с особенностями умственного развития" получаются.. 23.08.2015 20:54:03, Дина (Джума)
Что я же могу, даже как автор темы сделать, если мне все отвечают хором (ну, вот, кроме одного участника) - "не получится, утопия, тяжело дается" ?

Мало ли кому что тяжело дается. Может, кто-то деепричастный оборот от причастного плохо отличает. ЕГЭ по русскому общий для всех, тем не менее. А можно было бы сделать выпускной экзамен для технарей в виде диктанта: мо-ло-ко, ко-ро-ва, мед-ведь.
23.08.2015 21:23:29, Cat-S
А вот я бы приветствовала разделение ЕГЭ по русскому на базовый и профильный. И в базовом основной упор сделала бы на грамотность и на проверку понимания текста, а не на поиск фразеологизмов или сложносочиненных предложений. Но я и тексты для эссе совершенно другие подбирала бы, и обязательной привязки аргументации к литературным произведениям не требовала бы. Вот это утопия так утопия :) 24.08.2015 20:10:41, тупик
Я ЕГЭ по русскому совсем не смотрела, не знаю, что там.

Но слишком все упрощать тоже не стоит. В 90-е экзамен в тех ВУЗы был зачет/незачет. Получить зачет было проще некуда. У меня много косноязычных знакомых. Их научить и говорить, и аргументировать можно было бы, но вот как-то у них не срослось сразу с гуманитарными предметами, и учиться специально незачем было. В результате у них сейчас возможности карьерного роста резко снижены.
Писать/говорить/аргументироват­ь очень важно.
24.08.2015 21:49:40, Cat-S
Тогда логично было бы ввести в ЕГЭ по русскому раздел говорение (тьфу, слово-то какое дурацкое), как в ЕГЭ по иностранному. А мучить технарей тонкостями филологии, как и гуманитариев логарифмами, по-моему, негуманно. 24.08.2015 23:14:00, тупик
Что-то с аргументацией нужно, типа сочинения, но, возможно, что и на свободную тему. Как проверять-оценивать только? Самое интересное, что ошибки в письменной речи уже и не так важны. Редакторы типа ворда простые ошибки правят.

Про тонкости филологии - конечно, негуманно. Тут согласна.
Кроме того, еще по сумме трех ЕГЭ и не тех детей отобрать можно в ВУЗ в итоге.
24.08.2015 23:30:33, Cat-S
А сейчас и ввели сочинение-допуск к ЕГЭ. На свободную тему. Оценивают по формальным критериям, к которым успешно натаскивают детей в школе. Как всегда: партия сказала "надо", комсомол ответил - "есть". Господи, когда уже учить в школе начнут, а не только колебаться с линией партии (ЕГЭ то есть). Заколебали, вот правда :(
ЗЫ. Редактор типа ворда -тся/ться не отслеживает. А я уже не могу это видеть, хотя сама абсолютной грамотностью не обладаю.
24.08.2015 23:48:44, тупик
А как ещё-то? Если к ЕГЭ готовить, то на "учить" физически остаётся меньше времени. 25.08.2015 10:04:49, Василиса из сказки
Ну вот и я о том же. ЕГЭ задумывался как градусник, а реализация этого проекта сделала его кипятильником. Теперь варимся в этом бульоне, здесь в конфе пар выпускаем :( 25.08.2015 10:29:45, тупик (не из дома)








© 2000-2019, 7я.ру.

SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, http://www.7ya.ru/

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.

18+
Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!