К темам ниже об отборе и качестве. А ведь в СССР был учитель-новатор В.Ф.Шаталов,который создал собственную систему обучения,причем не для отобранных, а для всех,он не делили класс на сильных и слабых, а результаты просто поражали. Тогда говорили,что он опередил своё время. А может вот сейчас пришло его время? Только многие ли учителя смогут освоить и учить детей по этой системе?
[ссылка-1]
Сейчас в интернете можно посмотреть уроки Шаталова в незнакомом ему классе. И что интересно - он этот класс держит взглядом. Невозможно представить,чтобы кто-то смог помешать вести ему урок. Это просто невозможно у этого Учителя.
Конференция "Школьное и дополнительное образование детей""Школьное и дополнительное образование детей"
Раздел: Школы
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Я учитель математики. В студенческие годы интересовалась этим всем необыкновенно. Первые сомнения заронила моя одногруппница, которую учил адепт этой системы под присмотром самого Шаталова, приезжавшего на уроки и т.д. Она была сильно не в восторге. Потом я узнала, что, ради быстрого результата, он выводил в классы к другому учителю тех, кто не мог у него учиться. Приехавшие коллеги, загоревшиеся мечтой работать по его методике, обнаружили класс 20 человек, обучающихся у мастера, и параллельный числом чуть ли не 35. Косвенное подтверждение этому я прочитала в до дыр зачитанной книге Шаталова. Рассказывая об одной девочке, он пишет, что процесс никак не шёл, и он уже думал, что придётся с ней расстаться, но тут девочка начала показывать результат, и он её оставил. А на заре перестройки по телевизору показывали урок Шаталова, я его, естественно, смотрела, раскрыв рот. Ну уж не говорю о трёх ошибках, математических, допущенных учителем на уроке. Ладно, волнение, понятно. Очень не понравилась его манера вести себя, крайне недоброжелательная. Урок был вполне себе обычный, ничего особо "новаторского". Фронтально решал задачи со всеми подряд, ничего особо индивидуального. Успех методике Шаталова приносит не деление на группы, кстати, у него ничего подобного нет. И не опорные схемы по теории. Что там за особая теория в 5-9 классах? Мне, кстати, схемы не понравились, показались бессмысленными. А вот что просто отлично, что невозможно вывернуться из процесса обучения. Он заставляет всех делать всё. Учить, решать, сдавать. При такой хватке у любого педагога все всё знают. Опять проблема. Шаталов не ставит четвертную отметку, пока всё не сдашь. Что-то я слабо представляю, как это осуществить и остаться в живых на ближайшем педсовете по результатам четверти. А учить незнакомый класс в плане дисциплины проще, чем знакомый. Уж первый урок, да под запись, все сидят. У меня проблемы с дисциплиной в новом классе появляются через 2 месяца. А до этого все как зайки сидят, потом только пробуют на зуб, нельзя ли побуянить. А чем ещё держать, как не взглядом? Опытные учителя так и держат, взглядом и полем, такими нематериальными субстанциями.
09.03.2015 21:35:50, Машина мамаша
У нас был математик по Шаталову, и схема: "не ставит четвертную отметку, пока всё не сдашь" отлично работала. Правда, для этого учитель сидел в школе с 7 утра до 9 вечера. Работало это так: по каждой пройденной маленькой теме давалась самостоятельная работа, по большой-контрольная. Допустим ученик желает получить в четвнерти "четверку", тогда все самостоятельные и контрольные должны быть написаны не ниже "четверки". Естественно с первого раза это не возможно, появится несколько "троек". Тогда ученик мог прийти в неучебное время, до (c 7 утра до 8.30) или после занятий (с 3-4 до 9 вечера) на переписку, у учителя обычно было наготове с десяток вариантов каждой самостоятельной для переписки. Переписывать можно было до 3-х раз, что обычно было достаточно, чтобы исправить оценку. Если ученик-разгильдяй не приходит на переписку, и при этом за самостоятельные остались неисправленные "тройки", то просто получает свою тройку в четверти. При такой системе даже самые нерадивые ученики поневоле целыми днями сидели в классе, и пытались пеpеписать, и если не удавалось, по 20 раз просили учителя еще раз обьяснить (в этом он никогда не отказывал).
Но в целом система Шаталова будет работать далеко не всегда. Нужен достаточно харизматичный, увлеченный учитель, готовый сидеть в школе разве что не ночи напролет. При этом если опорным схемам можно научить в пединституте, то харизме не научишь. И молодая учительница при всей своей ответственности и увлеченности не сможет сидеть в школе по 15 часов в сутки, если у нее дома маленькие дети. Впрочем согласна, что харизматичный учитель и без опорных схем и систем Шаталова справляется с классом, и тянет двоечников. 10.03.2015 06:47:36, nastyk
Да, у нас учительница сидела тоже до вечера. Насколько позднего - не знаю, но я на кружок в школу ходила иногда к 17, на математике все еще активненько было, свет горел.
10.03.2015 07:41:02, Cat-S

Но в целом система Шаталова будет работать далеко не всегда. Нужен достаточно харизматичный, увлеченный учитель, готовый сидеть в школе разве что не ночи напролет. При этом если опорным схемам можно научить в пединституте, то харизме не научишь. И молодая учительница при всей своей ответственности и увлеченности не сможет сидеть в школе по 15 часов в сутки, если у нее дома маленькие дети. Впрочем согласна, что харизматичный учитель и без опорных схем и систем Шаталова справляется с классом, и тянет двоечников. 10.03.2015 06:47:36, nastyk


В 11-м классе у нас учитель физики вел астрономию по методу Шаталова. 15 минут в начале каждого урока - пишем самостоятельную (фактически конспект на память), оставшиеся 30 минут - объяснение нового материала и записывание конспекта, иногда кого-то быстро спрашивали с места. В астрономии очень много фактов: массы, периоды обращения, количество спутников и т.д. Конечно, при правильно организованном конспекте с минимумом лишних слов, раскрашенных цветными карандашами, с ассоциациями, все это выучивалось изумительно. Может быть, у меня память хорошая... Но на подготовку к уроку астрономии я тратила 15-20 минут, а воспроизводила 100%. В конце года знала астрономию очень хорошо, к сожалению, потом, так как знания нигде больше не использовались, все это быстро ушло. Сейчас я уже ничего не помню. Но дети в нашем классе многие списывали... Видимо, выучить наизусть им было сложно. Потом я обнаружила, что очень много общего между конспектами Шаталова и манйд-картами. Фактически это одно и тоже.
Часть 2-я будет в следующем сообщении :) 09.03.2015 14:08:04, Cat-S
Спасибо, не знала, кто автор идеи. В нашей деревенской школе учитель математике так работала. Результаты были впечатляющими. Осталось в памяти, что работали все, даже совсем слабые ученики.
09.03.2015 15:41:45, ivmarg

Неа, у нас класс был 42 человека, ибо это была единственная русская школа в округе. Большая часть потом поступила в ведущие вузы страны. Как она умудрялась, не понимаю.
09.03.2015 18:34:04, ivmarg
У меня сын учился на курсах у самого Шаталова, математику и физику. Мы родители могли сидеть на галерке и наблюдать. Так вот он вначале учил детей просто говорить и высказывать свое мнение. Очень сокрушался, что приходится на это тратить врем, что дети очень зажаты и бояться ошибиться, сказать что-то не так. Мы проходили по 10 занятий на математику и физику. Через 3 занятия дети говорили и доказывали, и спорили. Через полных 10 мы далеко обогнали программу. Он легко объяснял простые вещи. сыну 24, до сих пор помнит этот опыт и рад, что он у него был.
09.03.2015 15:09:27, ma-ma


Класс был перестроен. Парты были соединены в ряды, в каждом ряде сидело по 4-ре человека. Один большой проход вдоль класса и достаточно широкие проходы между рядами. В ряд ученики сажались таким образом, чтобы в каждом ряду было по сильному ученику. Он должен был помогать менее успешным соседям. Материал учебный объяснялся большим лекционным блоком. Дальше была самостоятельная индивидуальная работа. Доска была расчерчена на 3-4 варианта. Для сильных, средних, слабых, совсем слабых. Каждому ребенку учитель давала свой вариант. И ходила между рядами, помогала и объясняла индивидуально каждому. Сильные ученики занимали у нее 0 времени, она только давала новые задания, как только сильный ученик уже все закончил. В основном, время занимали средние и слабые. В общем, каждый урок был самостоятельной, за которую можно было получить от одной до трех оценок. Решали не в тетрадях, только на листочках. Так как такое количество тетрадей было бы просто неподъемным для учительницы. Если кто-то писал самостоятельную плохо, то он приглашался после уроков на дополнительные занятия. Что там было - не знаю, за три года я как-то туда не попала ни разу.
Но в результате даже самые-самые двоечники у нашей учительницы как-то на тройку нарабатывали, причем на честную тройку. На уроках было ровное такое жужжание, сильного шума не было никогда, но и тишины тоже. Так как постоянно кто-то кому-то что-то тихонько вполголоса объяснял. Несколько провальной оказалась идея с "бригадирами" ряда. Сильные дети не горели желанием помогать отстающим, т.к. в это время они могли нарешать больше своего и получить лишнюю пятерку. В общем, это как-то собой в результате и отпало. Геометрия преподавалась почти также как алгебра, с тем только отличием, что регулярно учились теоремы наизусть и к доске одновременно вызывалось 6 человек (в классе было 2 доски на противоположных стенах), готовились все вместе, отвечали друг за другом.
Домашнее задание. Конкретного ДЗ на каждый урок не было! Было задание блоками, например 30 номеров на две-три недели(число очень условно взяла, сколько было в блоке заданий - я не помню.) Вывешивался плакат А3 с расчерченной таблицей - фамилии, номера. Сдавать можно было когда угодно, но важно, чтобы к моменту X все номера были прорешаны правильно. Я ленилась, прорешивала сразу все номера за один-два дня. Но у меня был большой процент правильно решенного сразу, поэтому мне было не так опасно сразу все делать. Одноклассники, насколько помню, работали все же достаточно регулярно. Такая организация ДЗ была очень удобна - все работали в своем темпе, авралов из-за кружков или пиковой нагрузки ДЗ от других предметов не возникало. ДЗ проверялось все, более того, неправильно решенные номера нужно было просто перерешать.
Для меня в 6-8 такая организация учебы казалась правильной и единственно возможной. Как же удивилась, став взрослой, что это не только не повсеместно, а вообще мало где используется. 09.03.2015 14:32:43, Cat-S
а вот тут мне не совсем понятно. неужели у сильных вообще никогда никаких вопросов-проблем не возникало? тогда им должно было бы быть скучновато. нет? ну и чем старше, тем не понятнее, чем это система хороша для сильных, которые вместо учебы других учат
09.03.2015 14:52:00, Шерлок
ничем не хорошо
хорошо тем что слабым внимание уделяется причем по уровню слабости
но сильным в таком классе вообще нечего делать - раз их не учат а только используют
вообще нет идеальной системы - если сам дома не занимаешься (сам или с помощью родителей учитывая нынешние учебники) - никакой учитель не спасет
учитель может только заработать авторитет чтоб тем стимулировать ученика к изучению своего урока в виде домашки - хотя бы из уважения 10.03.2015 07:09:23, Dezi
хорошо тем что слабым внимание уделяется причем по уровню слабости
но сильным в таком классе вообще нечего делать - раз их не учат а только используют
вообще нет идеальной системы - если сам дома не занимаешься (сам или с помощью родителей учитывая нынешние учебники) - никакой учитель не спасет
учитель может только заработать авторитет чтоб тем стимулировать ученика к изучению своего урока в виде домашки - хотя бы из уважения 10.03.2015 07:09:23, Dezi

Это бесило, да. Но как-то быстро учительница поняла, что сильных это бесит, что они скорее дадут списать "на отвали", чем объяснят. Поэтому и ушло это. Но деление на ряды осталось, 4 -5 вариантов остались. 09.03.2015 15:19:30, Cat-S

Ошибка -"вместо учебы". Объясняя другому, лучше усваиваешь материал сам плюс учишься точно и понятно излагать свои мысли. Так что это не вместо учебы, а элемент учебы. Сейчас редко бывают дискуссии в классе (никогда вообще-то), обсуждения, полемика. И дети не умеют говорить. Совсем. 10.03.2015 22:41:30, Oazis

Но детей это бесит еще больше. 09.03.2015 15:21:34, Красно Солнышко

И переход из подгруппы в подгруппу начинается по факту того, насколько ребенок успешно решает тот или иной тип заданий. Бывает же, какая-то тема хорошо идет, а какая-то туго. Там, где хорошо решается - учитель дает сложный вариант, там, где туго - более простой. Все очень гибко. И все-таки, те, кто послабее, тянутся за сильными. Как только они "свой" вариант заканчивают, они могут что-то уже решать из "сильного". 09.03.2015 15:34:06, Cat-S

Разные темы один и тот же ребенок вполне же может по-разному осваивать. Где-то легко и сразу понял, а где-то требуется гораздо больше подходов. Я уж не говорю о том, что кто-то болел и пропустил, кто-то просто дома хорошо подготовился, а кому то и объяснили. 09.03.2015 15:40:01, Красно Солнышко
оно мягкое и не обидное и если дети в разных группах по разному расписанию и у разных учителей. какие тут вообще обиды могут быть, если специально этим не обижать? а не очевидное для родителей это как и зачем?
09.03.2015 15:37:29, Шерлок

такая группа возьмет репетитора и чтобы в едином классе решал задачи сложнее. а если кто с репетитором подтянет и станет способен на более продвинутое обучение - так какая проблема? а все остальное пропихивание - умозрительно и если школа не захочет то и невозможно
09.03.2015 16:02:58, Шерлок

Идея не в том, чтобы из-последних-сил с репетиторами тянуть то, что не тянется. А в том, чтобы ребенку на пределе собственных возможностей самостоятельно работать. Для этого нужны задачи ближайшей зоны развития. А она дышит, эта зона, причем у каждого ребенка дышит. 09.03.2015 16:41:37, Cat-S
погодите. вы о родителях или детях? если родителям втемяшилось, то что им зона или еще что? они хотят выше-дальше-быстрее. и форма обучения в школе их не смутит. а на пределе возможностей - так это не только от возможностей умственных зависит, а от еще многих факторов, начиная от банального интереса-не интереса к предмету
09.03.2015 16:46:05, Шерлок

"а на пределе возможностей - так это не только от возможностей умственных зависит"
Самый главный фактор учитель. Банальный интерес-не интерес от него очень сильно зависит, ну, и от того, как он организовывает работу. Почему-то у одного учителя большая часть класса халтурит, а у другого - нет. 09.03.2015 16:55:50, Cat-S
задачи репетитору ставятся родителями. и при совершенно стандартной школе у них задачи разные. кто школу догоняет, кто вперед вырывается. какая разница-то?
09.03.2015 16:58:35, Шерлок

Я знаю репетитора, который настолько издерган родительскими требованиями, что вообще от школьников стремится отказаться и берет только взрослых (англ. язык). Так как толку из погони за школьными требованиями мало бывает. "Если со мной урок в воскресенье, а контрольная в четверг, ребенок все равно бОльшую часть до четверга забудет. А сам он не приучен повторять перед уроком" - цитирую практически свою знакомую... 09.03.2015 17:13:47, Cat-S

Большинство, кто берет репетиторов в 5 классе, делают своему ребенку только хуже, потому что навыки самостоятельной работы у него полностью атрофируются. Более того, он не только дома перестает работать, но и в классе не включается, рассчитывая, что репетитор разжует, если что.
Работать в пятом классе, чтобы не навредить, надо в разы более аккуратнее. При этом, очень велик соблазн просто начать делать с ребенком д/з - это требует куда как меньших усилий и подготовки от репетитора. И большинство так и делает. 09.03.2015 17:26:05, Красно Солнышко
я не пойму, какая тут связь со школой? если ребенок учится в неподходящем ему темпе или на неподходящем ему уровне, то это причуда родителей.
09.03.2015 17:20:24, Шерлок

Когда вся эта кухня с разноуровневыми заданиями будет внутри урока, когда ребенку дают посильное, но достаточно сложное для него, родитель может быть вообще не в курсе, что сосед ребенка по парте Вася вообще далеко по уровню ускакал. Они же вместе учатся, проходят одну и ту же программу. И нет ни единой причины, кроме внутренних, относящихся к самому ребенку, к его мотивации и способностям, не решать также быстро и хорошо. 09.03.2015 17:27:45, Cat-S
т.е. вся эта тайна лишь бы родители не вмешивались? иначе не вижу причин не рассказывать как работа на уроке строится, каковы ее принципе. а если это будет рассказано таким "активным" родителям ничего не помешает выяснять какого уровня задания у его ребенка
09.03.2015 17:37:31, Шерлок

Я в 10-11 классах училась в школе, где было разделение на подгруппы по физике и математике. Само по себе разделение на подгруппы - это хорошо! Но в новой школе разноуровневых заданий не применяли. Всем внутри подгруппы давали одно и тоже, да еще и кучу времени тратили на решение задач одним ребенком у доски (один решает - все списывают).
Толку, ИМХО, было намного меньше, чем у учительницы, у которой я училась в 7-8. Еще и ДЗ в 10-11 никто не проверял
:( 09.03.2015 17:46:21, Cat-S
вполне можно дать одно и тоже в группе. только некоторые решат все, а некоторые половину. или прочие доли задания. т.е. я не вижу смысла упираться в какую-то форму работы. она может быть реализована и хорошо, и плохо
09.03.2015 17:48:28, Шерлок

что значит с какого места? с того, на котором на прошлом уроке остановились по теме. просто кто-то ее усвоил условно на 5, кто-то не на 5. как при любой форме образования
09.03.2015 17:54:34, Шерлок

часть более сложного в рамках темы. но тема освоена. как на любом уроке, по любому предмету. хоть матем, хоть русский, хоть иняз. полностью на одинаковом уровне всеми? невозможно
09.03.2015 18:01:19, Шерлок

Ну вот так попробую, например:
[ссылка-1]
Только постарайтесь не отвлекаться на частности. Сосредоточьтесь на главном. 09.03.2015 18:10:41, Красно Солнышко
если второй сам, или с родительским натиском, захочет совершенства, то будет делать 100%. (и то, надо учитывать, что одно дело решать, когда задание именно округлить и ученик именно на этом сосредоточен, а другое, если задание будет на другую тему. но ответ надо будет округлить. тут уже возможны варианты). если нет, так значит нет. иногда будет делать правильно, а иногда с ошибками.
09.03.2015 18:15:50, Шерлок

А вот если вы дали обоим по 45 минут, кто сколько успел, и в следующий урок начнете с одного места, то второй остался бы без навыка. И у него остался бы незакрытым очевидный пробел. 09.03.2015 18:21:13, Красно Солнышко
домашнюю и просто самостоятельную работу никто не отменял. да и программа есть программа. если менять вообще весь принцип школьного образования, то может и можно добиться усвоения всего и всеми. но кому-то тогда не 11, а 21 год учиться придется
09.03.2015 18:27:51, Шерлок

Прекрасно знаешь, что реальность другая. Один ждёт, пока второй освоить навык, а второй всё равно не осваивает.
09.03.2015 21:37:08, Кетчуп

Это и не нужно. Базовый уровень обязателен для всех, а дальше есть возможность взять столько, сколько сможешь взять. Всем. Кто хочет учиться, тот учится столько, сколько хочет, кто не хочет, все равно выучивается как минимум на честное "удовлетворительно". Никто никому не мешает. 09.03.2015 19:31:13, Красно Солнышко

много общих умных слов. на практике кто же ему даст вместо 1 года 2 го программу 5-го класса изучать
09.03.2015 19:24:33, Шерлок

А что контрольные? Контрольные пишут как положено. Естественно все в рамках общей программы. Но внутри очень высокая степень свободы. 09.03.2015 19:08:18, Красно Солнышко

Индивидуальная траектории. Дети в одно и то же время делают разные задания в разном темпе. Вот этот ребенок здесь больше времени потратил, зато в другом месте - меньше, а другой наоборот. Если кто-то идет вперед, он делает задания на расширения. Но все это в одном классе. Они все идут по одной программе. И учатся они одно и то же время в целом, просто по-разному. 09.03.2015 18:46:02, Красно Солнышко
так у учителя план. и график. и контрольные. и проверки. такое вообще возможно - по индивидуальному графику? не в пределах отведенных уроков на конкретную тему? на некоторые вроде и не так их много.
09.03.2015 19:01:56, Шерлок
я не понимаю значения слова траектория в данном контексте. способности разные. усидчивость разная. внимательность разная. амбициозность разная. родители со всем комплектом родительских + и - разные. и в итоге разный результат. хоть как учитель извернись
09.03.2015 18:38:08, Шерлок

А если еще и программу разную этим подгруппам давать, то в реальности переходов между группами вообще не будет (помните ведь обсуждения про тригонометрию "не для всех")
Ну вот у нас кто-то мог вызваться сам решать сложный вариант вместо среднего. Да пожалуйста. Только если не решил все, 5-ки не видать. 4-ка, 3-ка или даже 2, если совсем ничего. Все как-то это быстро смекали, так как дети, все же, ориентированы на оценки, и решали то, что учитель сказал. Дауншифтинга "сильных" тоже не было, т.к. решать сильный вариант все же престижней, чем слабый. Ну, и учитель-то между рядами ходит. К каждому ученику раз 5 за урок подойдет. Видно, кто работает, кто халтурит. 09.03.2015 15:56:13, Cat-S


Поэтому те дети, которые "середина", либо в одну, либо в другую группу попадут. 09.03.2015 16:48:34, Cat-S
группы можно не по классам, а по параллели образовывать. или групп может быть условно 3. и конечно кто-то в самой сильной будет самым сильным, а в слабой - самым слабым. вообще 100% однородности не добиться
09.03.2015 16:54:46, Шерлок

Я не к тому, что не надо этого делать. Я к тому, что если бывают случаи, когда "вы, друзья, как не садитесь..." 09.03.2015 17:04:59, Красно Солнышко
Это прекрасно выглядит, просто замечательно. Переход очень лёгкий, сами переводят, если видят, что надо - и выше, и ниже.
09.03.2015 17:28:08, Мальва

Поэтому меня убеждает только то, что я знаю на собственном опыте, либо то, на что у меня есть конкретные факты.
Что касается фактов, то в "Донском лицее" санпины нарушены. Одно это лично меня уже не устроило бы.
Но вот я честное слово не понимаю какая необходимость меня то убеждать как там у вас хорошо? Я не министр образования, я не принимаю решений, я не влияю на политику ДОгМ, мое мнение - лишь мое частное мнение. Ну нравится вам, я очень рада. Но мне не нравится. Мне это не подходит. Что не мешает вам делиться вашей радостью с теми, кому это актуально и кто сейчас принимает решения. 09.03.2015 17:36:40, Красно Солнышко
А в школе твоей дочери не нарушены в 7-8 классах? Ни на час?
У нас всё очень разумно. Детей берегут. И пинать никого не надо.
Желаю тебе и дальше быть довольной районной школой, как мы довольны своей. 09.03.2015 18:01:16, Мальва
У нас всё очень разумно. Детей берегут. И пинать никого не надо.
Желаю тебе и дальше быть довольной районной школой, как мы довольны своей. 09.03.2015 18:01:16, Мальва

Мне, может, тоже не интересно, когда ты свою районную хвалишь, мало ли что, я же не кричу.
09.03.2015 21:07:35, Мальва
верю, что в и-ле это выглядело неважно. я такого не заметила. все спокойно, в рабочем порядке. а то, что любую идею можно извратить и загубить - не новость
09.03.2015 17:14:22, Шерлок

какой тут может быть соблазн если программы, фгосы, мониторинги, гиа, егэ...
09.03.2015 17:12:50, Шерлок

Все остальные мониторинги идут по минимуму, они следят только за тем, чтобы минимальный уровень был достигнут. За максимальным уровнем не следят. 09.03.2015 17:17:37, Cat-S

а. т.е. реформа таки не направлена на то, что бы всех хорошо учили? в чем КС всех убеждает. или они там сами не знают что делают
09.03.2015 17:39:29, Шерлок


Как только возникает разделение, тут же возникает желание кого-то, с кем хуже получается, просто выкинуть так или иначе из учебного процесса. А вот этого то как раз и нельзя позволять. 09.03.2015 17:07:34, Красно Солнышко

Скучновато не было, т.к. был азарт нарешать побольше и получить побольше пятерок. Если бы я не пыталась увеличить темп относительно себя самой, то я успевала бы меньше. Фактически на уроке математике, как только "время пошло", была мотивация не отрываясь сосредоточенно работать. Время на ля-ля не было. Поэтому так и нервировало, когда кто-то из ряда с вопросом обращался. 09.03.2015 15:15:50, Cat-S

Сильные выигрывают в том, что их не заставляют слушать то, что им не актуально снова и снова. Им дают свои задания. И поскольку эти задания учителем проверяются, то обратная связь тут тоже присутствует.
Если прямо в классе разделить детей на группы, и каждую из групп за урок последовательно провести по трем "станциям" - объяснение нового материала учителем, самостоятельная работа, групповая работа, то и те проблемы, которые вы указали, тоже компенсируются. 09.03.2015 15:14:10, Красно Солнышко
Ох я выскажусь о его системе. Лет 10 назад, увлекшись педагогической литературой, вдруг открыла, что в 9-10 классе наш класс обучали физике по методике Шаталова. Опорные конспекты, диаграммы и прочее. Результат - резко отрицательный. В 6-7 была обычная учительница, она же подхватила нас в 11 классе после того учителя-"новатора" (его уволили по результатам контрольных, ЕМНИП, на "гороновской" проверке класс получил 12 двоек и 5 троек). Причем класс был типа углубленный и отобранный(насколько это возможно в районном городке на сотню тыщ населения).
Возможно, конечно, дело в учителе, но, насколько я помню из его же книги (название вроде "Эксперимент продолжается", не могу процитировать, т.к. книгу безжалостно утилизировала), результаты независимых проверок были не радужными, "горящие глаза" давали на выходе весьма слабую фактологическую базу. Все же в точных науках нельзя обойтись без зубрежки определений и формул. 09.03.2015 13:21:41, Лабрика
Возможно, конечно, дело в учителе, но, насколько я помню из его же книги (название вроде "Эксперимент продолжается", не могу процитировать, т.к. книгу безжалостно утилизировала), результаты независимых проверок были не радужными, "горящие глаза" давали на выходе весьма слабую фактологическую базу. Все же в точных науках нельзя обойтись без зубрежки определений и формул. 09.03.2015 13:21:41, Лабрика
Сейчас не те дети, чтобы держать их взглядом. Они отлично знают, что они, как потребители всегда правы, а учитель -обслуживающий персонал. Ниже пишут, сто им оценки нужны, да не нужны, они знают что оценки учитель ставит себе.
09.03.2015 13:05:33, Кетчуп
Есть такие учителя. У сына были в дворовой школе. прекрасно справлялись с классом.
09.03.2015 18:26:12, ольгастик
К системе еще и педагоги нужны ее знающие и умеющие по ней работать. У меня племянник ходил на "шаталовские курсы" в Москве два года назад, был в 4 классе. Я его маме так их расписала-расхвалила, помня о методике еще со студенческих времен. И что? Пошли они, заплатили деньги. Фигня полнейшая! Педагог - никуда не годная. Пол урока раздавала тетрадки, ни индивидуального подхода, хотя группа была очень маленькой, НИЧЕГО. За занятие успевали сделать меньше, чем в школе, где 30 человек в классе.
09.03.2015 12:21:08, были-видели
Так в этом основная проблема. Все это работает пока за дело берутся педагоги энтузиасты, способные давать результаты по любой системе. Как только система идет в массы - сплошной театр абсурда и "пьяные йожыки"
Сейчас всех буквально заставили работать в системе РО. А по приказу это не делается. Люди как не умели, так и не умеют. И в результате пол урока постановка цели и рефлекция - по сути псевдодеятельность. 09.03.2015 13:32:05, Красно Солнышко

Сейчас всех буквально заставили работать в системе РО. А по приказу это не делается. Люди как не умели, так и не умеют. И в результате пол урока постановка цели и рефлекция - по сути псевдодеятельность. 09.03.2015 13:32:05, Красно Солнышко

Знакомый преподаватель физики мне жаловалась, что вот у нее четыре класса в параллели и она вынуждена каждому классу этой параллели давать свою контрольную, потому что за перемену они уже успевают сфотографировать и переслать друг другу решенные варианты. У них один мотив - оценки. 09.03.2015 11:56:04, Красно Солнышко
Дурдом. Я тебе годами говорю, что не надо таким сидеть в одном классе, ты годами против отбора. И при этом признаешь, что физику знать стали хуже.
09.03.2015 12:13:23, Кетчуп


Ага, уже с 7-ого «за», а не «можно».
Сколько же классов должно быть в комплексе, чтобы туда поместились и классы для тех, кому физика не нужна, потому что сдавать не будут (гуманитарии, например) и классы для тех, кто физику не могут? 09.03.2015 13:38:55, Мальва
Сколько же классов должно быть в комплексе, чтобы туда поместились и классы для тех, кому физика не нужна, потому что сдавать не будут (гуманитарии, например) и классы для тех, кто физику не могут? 09.03.2015 13:38:55, Мальва

Не могу не цепляться, извини. Потому что быть «за» и быть «не против, если кому надо» - это разные вещи.
09.03.2015 13:54:24, Мальва

Если бы я исходила бы только из того, что лично я считаю более правильным, более полезным, то я бы категорически запретила бы любую внешнюю дифференциацию по 7-ой класс включительно. Я бы унифицировала программы настолько, насколько это возможно. Запретила бы лишние часы. Сократила бы нагрузку до 5-6 уроков в день при пятидневке. И максимально выровняла бы условия для всех. Во всяком случае те вещи, которые ребенок получает за государственный счет.
Но есть еще мнение общества. И я не могу с ним не считаться. Поэтому, ну раз так хочется, пусть пробуют. Я не стала бы запрещать, даже если бы это было бы в моей полной власти. Я бы поставила единственное условие - замкнутая система. Что хотите делаете, как хотите сортируете - но все внутри.
Позиция стала понятнее? 09.03.2015 14:06:07, Красно Солнышко
Разделение лучше бы шло с первого класса. Уж больно наши первачки неоднородны. Части тоска, потому как уже таблицу умножения знают и много чего из программы. Сидят и бузят потихоньку, часть болтается посередине, а часть читает с трудом. Есть ученик, который не может научиться читать. К чему моему тугодуму в первом классе подлежащие/сказуемые и иже с ними второстепенные члены, части речи, однокоренные слова и куча всего? Ему бы писать/считать научится по min. Тасовали бы по уровню, проще было бы учителю и родителям.
09.03.2015 15:23:34, ivmarg

Один раз напишу. Повторяться не буду.
Опыт показывает, что разделение, при кажущейся ее полезности, улучшения качества обучения не дает. Родителям, конечно, душу греет, но и только. 09.03.2015 15:27:45, Красно Солнышко
Вот честное слово, мне бы проще было, если бы класс был ребёнку по силам. Качества и сейчас я не наблюдаю. Умные дети и так выхватят всё из объяснений учителя. А что делать 2/3 класса? Серединка подтянется кое-как. Куда девать оставшихся? Я уже устала учить тому, чего в классе не понял/запомнил. У меня весь эфир забит его занятиями. И это при том, что он не восьмёрочник. Его ПМПК даже в семёрку вряд ли пропустит, когда посмотрит его тетради. Да и нет их у нас. Я уж не знаю, что за ШР мы изучаем. Как родитель, имея трёх детей с разным интеллектом, в т.ч. выше среднего, я, как родитель, за разделение. Не умеют у нас работать с разнородными классами.
09.03.2015 15:38:40, ivmarg

Но если работать умеют, то делить нет никакой необходимости. Прекрасно все проблемы решаются внутриклассной дифференциацией.
Более того, сколько бы вы не делили, вы все равно одинаковых классов не получите. И если учитель приемами индивидуализации и дифференциации не владеет, проблемы будут все те же. 09.03.2015 15:42:47, Красно Солнышко
Я плохо представляю, что должен уметь делать учитель. Но в нашей школе "родители являются полноправными участниками процесса". Это не я, это нам на собрании сказали. И не только в нашей школе. И если в Москве ещё какой-то выбор в пределах холдинга может быть, то в МО жесткая привязка к школам. И мы живём не в стране розовых пони(((. И поэтому теория страшно далека от действительности(((. Лучше б делили.
09.03.2015 15:57:29, ivmarg
Нет в Москве никакого выбора, специально школы объединили, чтобы у всех был одинаково низкий уровень.
09.03.2015 16:27:54, Кетчуп
Ввязываться/не ввязываться. Если бы от этого что-нибудь зависело.Пойду вколачивать в дитя части речи, ибо кроме меня никому это не нужно(((.
09.03.2015 16:31:22, ivmarg
Как будто сейчас по-другому. Какие лишние предметы? Только одно отличие - можно было уйти от тех, кому учёба не нужна.
09.03.2015 14:42:10, Кетчуп
Нет, не стала.
Всё, что ты пишешь, относится к 1-6-му классам?
Начиная с 7-ого - что?
Отбирать или нет?
Делить с 7-ого или нет? 09.03.2015 14:17:46, Мальва
Всё, что ты пишешь, относится к 1-6-му классам?
Начиная с 7-ого - что?
Отбирать или нет?
Делить с 7-ого или нет? 09.03.2015 14:17:46, Мальва

То есть, и после 7-ого не отбирать? Вообще не отбирать?
Всё же ты то так, то этак пишешь.
Ну, ладно, мне-то, в общем, уже всё равно. 09.03.2015 16:44:20, Мальва
Всё же ты то так, то этак пишешь.
Ну, ладно, мне-то, в общем, уже всё равно. 09.03.2015 16:44:20, Мальва

в 7-м по профилям все же мало где. скорее это предпрофильное деление с усилением какого-то компонента. но и оно по способностям и желанием, а не просто же так
09.03.2015 17:16:33, Шерлок
Уже в 7-ом по профилям? Это круто.
Значит, по уровню в и 7-м не делить? Ты же выше Кетчуп написала, что, когда физика начинается, то уже надо делить. 09.03.2015 17:07:05, Мальва
Значит, по уровню в и 7-м не делить? Ты же выше Кетчуп написала, что, когда физика начинается, то уже надо делить. 09.03.2015 17:07:05, Мальва
Кому не угодишь?
Я всего лишь хотела выяснить твою позицию. Когда начинать делить по уровням, с какого класса? Или вообще не делить по уровням? Как ты считаешь?
Не понимаю, почему нельзя ответить прямо.
Раньше ты писала, что в началке не делить.
Потом стала писать, что с 5-ого не делить.
Так когда? Или никода?
Да, я выгляжу назойливой. Но это потому, что не получаю прямого ответа, а только кажущийся прямым. 09.03.2015 17:35:24, Мальва
Я всего лишь хотела выяснить твою позицию. Когда начинать делить по уровням, с какого класса? Или вообще не делить по уровням? Как ты считаешь?
Не понимаю, почему нельзя ответить прямо.
Раньше ты писала, что в началке не делить.
Потом стала писать, что с 5-ого не делить.
Так когда? Или никода?
Да, я выгляжу назойливой. Но это потому, что не получаю прямого ответа, а только кажущийся прямым. 09.03.2015 17:35:24, Мальва

Некоторые хотят раньше. Ну пусть пробуют. Я не против (хотя и не считаю нужным, но я уважаю право людей применять разные подходы и искать свои решения). Но в рамках своего комплекса, продолжая при этом обучать разных детей. 09.03.2015 17:48:56, Красно Солнышко
Ещё одна фишка департамента. Пусть бы своих детей по профилям хоть в роддоме делили, а остальным дали бы получить положенные Конституцией образование. По профилям в 7 кл. могут единицы разделиться. Эти профили в этом возрасте сделаны для того, чтобы когда ребёнок определится, выяснилось бы, что с 7 по 10 класс многое упущенное в результате профилизации, догонять будем платно.
09.03.2015 16:57:54, Кетчуп

Ваша проблема в том, что вы хотите для всех одинаково. А я хочу чтобы эту задачу решали отдельно в рамках каждого комплекса так, как они считают самым оптимальным. Главное, что они не могут ни от одного ребенка избавиться и за каждого из своих детей отвечают, какими бы ни были эти дети: трудными, одаренными, способными или не очень. 09.03.2015 17:12:50, Красно Солнышко
что мешает этой школе перетасовать параллели на тех кому нужна физика и кому не нужна?
09.03.2015 12:11:56, Шерлок


Мне объективно не нравятся результаты. Притом, что детей отобрали. Мне не нравится, что часов очень много, что нарушаются санпины. А сама система деления на уровни независимо по разным предметам мне как раз нравится. Но почему тебя то так беспокоит мое частное личное мнение? 09.03.2015 13:45:16, Красно Солнышко
Оно меня не беспокоит, но не возразить не могу, потому что не согласна. Что тут удивительного?
09.03.2015 14:03:43, Мальва
уже же обсуждали результаты. и выяснили, что вы про них не в курсе были. или с тех пор посмотрели и они продолжают не нравиться? учитывая совершенно разную степень отбора
09.03.2015 13:51:17, Шерлок

Я отчаялась вам что-либо объяснить.
Но я и не считаю нужным это делать. Оставайтесь при своем мнении. 09.03.2015 13:52:38, Красно Солнышко
Так и тебе трудно что-либо объяснить. Ну, не в курсе про результаты и про часы, так не делай выводы при недостатке данных.
09.03.2015 14:00:06, Мальва

Не в курсе. Статистику я поднимала, когда мы прошлый раз об этом спорили. Короче, как обычно - ой, всё - и никаких аргументов, кроме рейтинга.
09.03.2015 16:49:46, Мальва

Здрасте. Я потом ещё свежую статистику привела, по прошлому году. Видимо, тебе удобнее об этом забыть.
Конечно, нам нравится, мы специально такую (свою) школу искали, и нашли. Жаль тех, кому это не удалось и теперь уже не удастся. 09.03.2015 17:12:13, Мальва
Конечно, нам нравится, мы специально такую (свою) школу искали, и нашли. Жаль тех, кому это не удалось и теперь уже не удастся. 09.03.2015 17:12:13, Мальва

Ну сколько же можно?
Я имею право на мнение. Мое мнение не поменялось. Вы тоже имеете. Но меня ваше мнение не интересует. Пусть интересуются те, кому надо в "Донской лицей". 09.03.2015 17:19:04, Красно Солнышко
когда не помнят, тогда так и пишут - не помню. а не приводят ложные факты
09.03.2015 17:24:27, Шерлок

Повторять же анализ на текущий момент мне не актуально. Это требует времени. А мне оно зачем? 09.03.2015 17:29:59, Красно Солнышко
Затем, что ты регулярно пишешь, что хорошо сделать в школах то-то и то-то, а оно уже есть в нашей школе и работает.
Не отказываться от однажды сделанных выводов даже при получении новой информации - это не очень разумно всё-таки.
Ну да ладно. 09.03.2015 17:46:06, Мальва
Не отказываться от однажды сделанных выводов даже при получении новой информации - это не очень разумно всё-таки.
Ну да ладно. 09.03.2015 17:46:06, Мальва


Я не считаю, что пишу неправду. Мое мнение обосновано. Но у нас разный взгляд на вещи. Но и вы, и я, имеем право на собственное мнение. 09.03.2015 17:53:23, Красно Солнышко
Мальва в прошлой теме все это написала. со ссылками на цифры. вас же это не убеждает. так что и правда, зачем?
09.03.2015 18:03:01, Шерлок

Когда мне было надо, я вникла, я потратила время на это и считаю свое мнение обоснованным. Сейчас мне не интересно заново вникать, кроме того, есть факты, на которых тоже сложилось мое мнение, которое я не хочу обсуждать в принципе публично. Поэтому убеждайте того, кому интересно. И без меня, пожалуйста. 09.03.2015 18:32:04, Красно Солнышко

меня любое мнение не беспокоит, а обращает мое внимание на себя. если я что знаю по теме, а сообщают нечто в разрез с моими знаниями идущее, что же мне молчать?
09.03.2015 19:05:39, Шерлок

А так у вас свое мнение, у меня свое. Мы обе давно знаем, что мнения у нас разные. Но вы меня не убедили, а я вас и не планировала убеждать, мне вообще до это до фонаря. Ну и чего время то тратить? 09.03.2015 19:13:31, Красно Солнышко
Мальва лишь написала, что такой формат уже существует. а вы опять начали про результаты и т.п.
а время мы тут в принципе тратим. какая разница как. 09.03.2015 19:18:46, Шерлок
а время мы тут в принципе тратим. какая разница как. 09.03.2015 19:18:46, Шерлок

Меня не формат смущает, а отбор.
Если бы это все в обычной школе было бы, без отбора, то честь и хвала. 09.03.2015 19:23:24, Красно Солнышко

И это, кстати, азы естественно-научного эксперимента. 09.03.2015 19:39:00, Красно Солнышко
зачем? такое деление не для того, чтобы у всех по всем предметам результаты выше, а чтобы учиться, на своем уровне, по выбранному углублению. а уж если про эксперимент, то чистого эксперимента по результатам обучения в школе, чтобы оценить именно заслугу только школы, выявить нельзя. это азы азов
09.03.2015 19:54:11, Шерлок
хотите сказать, что результат такой же как в школах вообще без всякого отбора? можете ничего не говорить, это я риторически, никого не убеждая)
09.03.2015 19:34:52, Шерлок

какое же это "тем более". информацию-то какой смысл обсуждать? это факт. а вот мнение...
09.03.2015 14:17:43, Шерлок
Другим велено умереть амбиции и сидеть с двоечниками в классе, ждать пока их выучат на тройку.
ИМХО нам озвучивает планы ДОгМ по развала образования. 09.03.2015 13:58:24, Кетчуп
ИМХО нам озвучивает планы ДОгМ по развала образования. 09.03.2015 13:58:24, Кетчуп
Это делают только в сильных школах. В районных это никому не надо, а теперь, когда у них отток снизится, тем более нечего напрягаться. Будут ржать и посылать поступать в 15 школ, не поступил - чего хочешь? Они и раньше такими были, просто было куда уйти.
09.03.2015 12:41:24, Кетчуп

как нет необходимости? разве жалобы этого педагога не показывают как раз необходимость?
09.03.2015 12:40:06, Шерлок

Математика, конечно, всем нужна, но приходится снижать и снижать минимум по ЕГЭ, потому что огромная часть выпускников ее не осваивает. Что уж тут про физику говорить.
09.03.2015 13:47:49, Почему?


Не забывай, что раньше физику сдавали в 10 классе. Как и химию. И был стимул ее выучить даже тем, кому она была не нужна совсем. А сейчас детям нужны только оценки. 09.03.2015 12:52:52, Красно Солнышко
никакого стимула выучить. что-то зазубрить, что-то списать, где-то лояльность учителей...сдать и забыть как страшный сон и ничего не помнить. те же только оценки, как и сейчас
09.03.2015 12:55:08, Шерлок

У всех, Вы средний балл по ЕГЭ и % не преодолевших порог посмотрите. А ведь сдают те, кому нужна.
09.03.2015 13:18:21, Кетчуп
она нужна тем, кто с ней дальнейшее обучение связывает. или кому она очень интересна. но физ-матов уже достаточно, чтобы не писать "у всех". но и кроме физматов есть же всякие школы, где все боле-менее на уровне
09.03.2015 13:34:17, Шерлок
Вы хотите сказать были? С новыми правилами приема там очень быстро окажутся дети, которым ничего не нужно.
Вы считаете, что ЕГЭ по физике сдают те, кому она не нужна? Иначе как об'яснить низкий средний балл? 09.03.2015 13:41:43, Кетчуп
Вы считаете, что ЕГЭ по физике сдают те, кому она не нужна? Иначе как об'яснить низкий средний балл? 09.03.2015 13:41:43, Кетчуп

Связка биология-химия-физика выстраивает логическое мышление, дает инструменты познания мира, понимание естественно-научных методов. А это общие вещи. 09.03.2015 13:36:29, Красно Солнышко


Во-первых, надо поступить. А это зачастую уже с репетитором или с родительской помощью (многие родители даже лучше репетиторов объясняют). Во-вторых, мы вот тут обсуждали ниже, что и дальше с репетиторами тянут многие. За исключением пресловутых 2 процентов. 09.03.2015 13:26:35, Красно Солнышко
Это в районных все с репами. В 11 кл 100%. В классе дочери со 2 кл у некоторых репы, по русскому, математике, английский не беру. И отнюдь не для олимпиад.
09.03.2015 13:37:28, Кетчуп
во всяких физ-матах, думаю учат. вон там внизу про бауманский - с кучей математик-физик. а если думать, кто с родителями, кто с репетиторами, то о каком предмете можно с уверенностью сказать, что именно в школе? про английский? про матем? вряд ли. вот про химию слышала, что ее единично где в школах учат
09.03.2015 13:31:41, Шерлок


если неважно на каком материале, то можно и на истории-литературе его формировать
09.03.2015 13:44:57, Шерлок

Там не ставится естественно-научный эксперимент, например.
А очень полезно иметь об этом хотя бы общее представление, когда, например, выбираешь пить или не пить то или иное лекарство. 09.03.2015 13:50:25, Красно Солнышко

Не они же решают. Есть программа. Есть обязательное среднее.
Кому нужна - есть масса способов выучить. 09.03.2015 13:05:43, Красно Солнышко
так правильно. зачем убиваться, если не нужна? это не провал, это просто реальная картина
09.03.2015 13:06:36, Шерлок


да? интересно даже когда она у моего будет в 7 классе. что он там наваляет
09.03.2015 13:32:28, Шерлок

Да не будет школа этого делать. У нее тогда будут классы полностью незнающие физику. А так, может спишут, если что.
09.03.2015 12:17:29, Кетчуп
После 9 дети, просидевшие в классах, где учёба не нужна, вообще учиться не способны.
09.03.2015 12:43:51, Кетчуп

Если выберут гуманитарный профиль в 10, то там и учить немного, и сидеть будут отдельно от тех, кому надо. А с 7 по 9 ну будет у них двойка, что им от этого физика нужна станет? А те, кому нужна, будут сидеть и ждать пока они на тройку научатся.
09.03.2015 13:15:40, Кетчуп

Только от этого тем, кому физика нужна вообще не легче. Эти то выучат и сразу забудут. А обычные мотивированные дети только время потеряют.
09.03.2015 13:21:25, Кетчуп

От этого детям, которые в 2% не входят, не легче. В районных школах их учить не будут, ни по Шаталову, никак.
09.03.2015 13:33:14, Кетчуп

В смысле ждут? А что им делать, если их умный ребенок сидит в классе двоечников?
09.03.2015 13:43:57, Кетчуп
А зачем? Если это справедливые амбиции.
09.03.2015 14:43:47, Почему?
ЗАЧЕМ? То, что рядом не знаю почему в этом списке, а далеко возить - с какой радости? Должна быть такая школа в каждом районе.
09.03.2015 16:31:05, Кетчуп

Мне кажется, что сейчас столько возможностей чтобы учиться, то если ребенок хочет это делать, он сделает. А если не хочет, ну кто же тогда виноват? Над собой надо работать прежде всего. 09.03.2015 15:33:35, Красно Солнышко

Я и и-л стараюсь уже больше не вспоминать, потому что утомили адепты.
Ну хорошо вам, ну атмосфера прекрасная, я очень рада.
Но меня то не надо в свою веру перекрещивать! Я совершенно иначе на все это смотрю. 09.03.2015 18:00:49, Красно Солнышко

Но это я не о вас. Это я просто делюсь наблюдениями. 10.03.2015 00:17:13, Красно Солнышко
Ну, и я делюсь наблюдениями, и у меня их больше.
Ужас районных школ не только и не столько в учёбе. И никакая система Шаталова или ещё кого их не спасёт. Я большинству этих людей, которые там в администрации, котёнка не доверю, не то что ребёнку "образовательную траекторию" выстраивать.
А где взять столько адекватных директоров-завучей, я не знаю. 10.03.2015 08:27:26, Мальва
Ужас районных школ не только и не столько в учёбе. И никакая система Шаталова или ещё кого их не спасёт. Я большинству этих людей, которые там в администрации, котёнка не доверю, не то что ребёнку "образовательную траекторию" выстраивать.
А где взять столько адекватных директоров-завучей, я не знаю. 10.03.2015 08:27:26, Мальва
Да,проблема в кадрах. И только в кадрах. Детей как не тасуй - всё равно есть учителя, умеющие учить всех,а есть,не умеющие учить никого. А в комплексах и так уже в первый класс берут всех по прописке. И время есть у администрации сделать так,чтобы у родителей начальной школы не возникало желание переводить ребенка в 5 классе в школу с отбором.
10.03.2015 10:20:32, ольгастик
Ну и поумерь свои, пусть у тебя сын на все тройки учится и ЕГЭ желаю на 40-50 сдать. Это справедливо будет.
09.03.2015 13:55:10, Кетчуп

Школа давно уже не при чем. Речь об амбициях. Без амбиций вполне естественно учиться кое-как.
09.03.2015 15:41:41, Кетчуп

Ты уверена что все родители оценивают своих детей адекватно?
Свой - он всегда лучший. Ему хочется лучшего. Но есть же и общие принципы справедливости. 09.03.2015 15:45:17, Красно Солнышко
Лучшее для любого - это то, что он может усвоить. Сидеть и годами ждать пока те, кто не учатся принципиально доучатся до тройки методом бесконечных повторов, оставляет без нового материала тех, кто изначально усвоил старый. Мало времени прошло. К 7 классу разрыв тебе будет очевиден.
09.03.2015 16:25:02, Кетчуп

Но что-то я не слышала чтобы кто-то из родителей хотел, чтобы его ребенка учили хуже, чтобы у него были худшие учителя и худшая школа. 09.03.2015 15:48:10, Красно Солнышко
для каждого свое представление о лучшей школе для конкретного ребенка. и об учителе тоже. если не рассматривать откровенно плохих учителей - некомпетентных и как людей плохих
09.03.2015 15:51:54, Шерлок
Показано 219 комментариев из 229
Читайте также
Климакс не приговор, а новая глава в жизни женщины
Многие женщины с ужасом ждут этого момента. Как встретить климакс во всеоружии с высоко поднятой головой?
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание