Раздел: Школьные проблемы

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Ivanochka

Утащила из ВК - неужели правда?

«Унылая пора!». Московские школьники не могут выучить произведения классика...

Задали моему сыну-второкласснику выучить отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Осень». Сегодня задали — а завтра уже отвечать. Ну что, говорю, восемь строк всего, быстро выучим.

Но с «Осенью» все сразу пошло не так. Пришлось мне почти каждое слово, написанное великим поэтом, объяснять сыну. «Очей очарованье» — тяжеловато, но объяснила. Поэт любовался осенью, её яркими красками. Потом мы споткнулись об «увяданье». Помучились, но все же выучили и вторую, и третью строчку. Даже четвертую одолели, хотя «багрец» тоже долго не поддавался пониманию.

Я удивилась: Пушкина мы читаем, слова эти не самые «страшные», это ведь не «Песнь о вещем Олеге». И что здесь такого невероятного? Вот говорю, Дима, пол-Ламанша мы переплыли. Давай доплывем до финиша. Осталась вторая строфа.

Но второе четверостишье оказалось более сложным. «В сенях», «мглой волнистою» и «отдаленные седой зимы угрозы» не запоминались. Сын начинал сначала, запинался, потом ругал школу, учебник, Пушкина. В итоге легли спать на два часа позже обычного. Спали тревожно.

На следующий день вернулся из школы с «пятеркой». Взахлеб рассказывал про то, что пятерок мало, много троек и двоек. Некоторые дети вообще это стихотворение выучить не смогли. Вечером было родительское собрание — плановое, в начале учебного года. Обычно во время него родительский комитет со всех деньги собирает.

Но собрание почти полностью было посвящено «Осени». Родители кричали: «Как можно такое детям задавать! Это же нереально выучить! Да ещё всего лишь за один вечер!» Крики дополнялись подробными рассказами о том, как дети плакали, не спали ночь, учили, но так и не смогли разделить с Пушкиным очарованье болдинской осенью.

Интересно, что проблема с Пушкиным возникла не только в нашем втором «А». Пока я сидела на собрании, погуглила «тренд». И правда, вот и в блогах то же самое пишут — дети не могут запомнить «Осень», потому что им слова непонятны. А ведь дальше по школьной программе — стихотворения Фета, Тютчева, Есенина…

Учительница как могла объясняла родителям, что в стихотворении ничего сложного нет. Что все слова можно объяснить, что они есть в словарике в конце учебника. А то, что дети не понимают и не запоминают — так это не Пушкин виноват. И не департамент образования, и не школа. Родители продолжали возмущаться. Даже забыли о том, что сами когда-то эту же «Осень» учили и у доски на оценку рассказывали.

«Дети не могут словами выразить своих чувств, ощущений. Это же страшно! — говорила учительница. — Вот в четвертом классе разбирали предложение «пастух трубит в рожок». У детей спросили: «Знаете, что такое рожок?» Ученики молчали. Вдруг кто-то вспомнил, что это такое мороженое. Ещё один ребенок сказал, что слышал это слово, «когда по телику шла реклама какого-то твоРОЖКА». И всё».

Возможно, ещё через полста лет в стихотворении Пушкина понятными останутся только предлоги. А пока ещё можно любоваться осенним лесом и декламировать: «Унылая пора!»

Иоланта Качаева, «Московские новости»

*** Тема перенесена из конференции "СП: посиделки"
15.07.2014 10:40:32,

55 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
баян
вернее рассказ по мотивам баяна и не слишком удачный
да, слова устаревают
но пример некорректен - есть другие стихи с бОльшим числом незнакомых слов
даже то же Бородино например
выучивают кто лучше кто хуже
и да, развитием речи мало занимаются - скорее всего такая стандартная программа, а уж если кто развивает - это личная инициатива учителя
28.07.2014 09:21:38, Dezi
В 1947 года моя мама на уроке пения заучивая со всем "интернационал", пела - воз пряников в рот людской! - ничего, выучила в конце-концов правильно)) 20.07.2014 17:47:14, муравей
АНtИЛОП_А
Ну да, бывает :) Мы в детском хоре пели "Попутную": "Дым столбом кипит дымится пароход"... Одна девушка (теперь руководитель хоровой студии, кстати) призналась, что долго пела "Быстрополка пит дымится пароход" :))) 23.07.2014 21:15:23, АНtИЛОП_А
Belka67
А муж мой пел: "Ветерок бежит за ВОРОМ..." вместо за ВОРОТ. За что схлопотал "пару" и был выгнан из класса. 24.07.2014 15:09:58, Belka67
УникаЛьнаЯ
Это, по-моему, какое-то "сочинение на тему".
Даже моя логопедическая нечитающая девушка выучила это стихотворение довольно легко. Правда получила "4" - с выражением плохо рассказывает ))

И что там объяснять?... Что такое "сени"? "мгла"? "багрец"? Даже если ребенок сам не читает - мама, папа ему читают? Смотрит не только мультики про симпсонов?...

Вообще "не верю" ))
18.07.2014 14:23:45, УникаЛьнаЯ
Акорса
мир меняется. Всего-то надо было, чтобы учительница разобрала с детьми стих на уроке и задала на неделю. А не все свалила на родителей 16.07.2014 13:44:41, Акорса
2 четверостишия Пушкина учить неделю? 8 ) Почему не месяц или год?
ИМХО, статья высосана из пальца. У автора вряд ли есть дети-школьники.
Да, ребенку с плохой памятью и скудным словарным запасом даже 8 строк может быть сложно выучить, но в школу ходят чтобы получить какие-то навыки и выучить чо-то новое, а не для поддержания состояния расслабленного комфорта.
17.07.2014 07:49:49, ЛюбимицаКлаппа
Вы знаете, мне кажется проблема стихов и молодежи упирается в бешеный ритм жизни и грандиозные изменения в мире. У детей нет времени на душевные страдания, а также на узучение устаревших слов - впору бы угнаться за действительностью!
Я их в этом плане не осуждаю: неважно, что читаюь и учит, важно какими людьми они станут, и какой мир себе построят!
16.07.2014 12:11:35, культурный шок
Дина (Джума)
Я когда-то, начитавшись конфы, ринулась помогать сыну учить стихи Пушкина...
Выяснилось, что 1. Он прекрасно их просто учит 2. Понимает текст по соседним словам- то есть если кто-то "трубит в рожок"- то это типа скрюченного музинструмента," очей очарованье- сам понял, что нечто приятное глазу, симпатичное...
Сочла полезным рассказать о некоторых словах...
Но проблема выражения чувств и ощущений- она не в словарике от Пушкина. Она как раз больше у читающих-грамотных- вообще слушать себя и в слава переводить. Пушкин их рифмовал и переделывал ради рифмы, потому и слова не все знакомы, потому что даже в его время мало кто так вживую разговаривал..
Имхо, задавать стихи любой длины и автора на завтра - неправильно. И в этом проблема. А слова... имхо, это нормально
16.07.2014 00:05:14, Дина (Джума)
А разве мы во 2 классе не назавтра учили? Это ж не Письмо Татьяны. 20.07.2014 17:49:05, муравей
Мне и вообще кажется неправильным при заучивании стихов наизусть пытаться вникнуть в смысл. А на иностранных - что тоже люди каждое слово переводят? Как раз смысл заучивания стихов на любом языке - запомнить трудные, незнакомые конструкции. 16.07.2014 11:19:47, hanhi
В стихотворении ничего сложного нет. Для детей, которые читают много и не только "Колобка" и "Чебурашку". Для остальных - вполне может быть и сложно.
То, что дети не понимают и не запоминают - это не Пушкин виноват. А вот насчет департамента образования и школы я б поспорила, учитывая, что это точно не Пушкин придумал во 2м классе тщательно изучать в школе "Волшебника Изумрудного города" и "Чебурашку", а после этого сразу требовать от детей учить подобные стихотворения...
15.07.2014 23:26:34, Келайно
Кстати, о Пушкине - в учебнике русского языка 2 класса чудной программы "Школа 2100" было задание: составь и запиши предложение из слов: прелесть, что, эти, за, сказки. Знакомая девочка написала: "За что эти сказки перелесть?" Занавес. Событие реальное. 15.07.2014 20:29:08, бим-бом
XXL
вижу только одну проблему - нельзя задавать учить стихотворения сегодня на завтра. На выходные правильно. Я сама не смогу выучить за один день. А вот за два-три учиться все отлично 15.07.2014 19:51:56, XXL
Уж несколько лет по просторам инета ходит эта история:

"Однажды современных детей-первоклашек попросили нарисовать картинку по четверостишью Пушкина:

Бразды пушисты взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

В результате получилось... Ну, начнем с того, что из всех слов самыми понятными оказались "тулуп" и "кушак". Кибитка в представлении детишек оказалась летательным аппаратом. Почему? Ну как, написано же "летит кибитка удалая". У некоторых она оказалась еще и похожей на кубик (КУБитка). Летающая удалая ки(у)битка занимается весьма воинственным делом - она взрывает.

Что, или, вернее, кого? Бразды пушистые. Это зверьки такие (пушистые же!), помесь бобра с дроздом. То, что по правилам тогда должно было быть "браздов", детей не смутило - и на бедных пушистых браздов посыпались с кибитки гранаты и бомбы.

За геноцидом браздов наблюдает некая личность в тулупе и красном кушаке и с лопатой. Это ямщик. Носитель тулупа и кушака, по мнению детей, никакого отношения не имеет к кибитке и творимым ей безобразиям.

Рожденный копать - летать (на кибитке) не может!

Самым трудным словом оказался облучок. Часть детей вообще не поняла, что это такое и с чем его едят, в результате ямщик с лопатой (а чем ему еще ямы копать, он же ямщик!) оказался сидящим на "пятой точке".

В другом варианте ему предлагалось сесть на маленький обруч (обр(л)учок) и, балансируя лопатой, наблюдать за взрыванием браздов.

В результате нету несущейся в облаке искрящегося под солнцем снега кибитки с веселым бородатым дядькой в тулупе и кушаке на козлах.

Вместо этого над землей несется кубическая летающая хреновина, под ее смертоносными ударами летят кровавые ошметки несчастных пушистых браздов, а за всем этим, балансируя на обруче на краю вырытой ямы, наблюдает люмпенская личность в тулупе и красном кушаке, с лопатой."
15.07.2014 13:35:14, Lussi01
Мне кажется, что байку сочинили взрослые, а дети как всегда - умнее, и воспринимают текст совершенно нормально. 15.07.2014 14:25:51, hanhi
нет:) моя тогда как раз в первом или втором классе была. Она нарисовала дерево с пушистыми плодами, самолет, стреляющий по этим плодам, и дядьку, сидящего на ящике рядом с ямой. Я могу даже скан сделать, если не верите:) 16.07.2014 10:50:03, Илика
Видимо у автора (журналиста?) тоже бедный словарный запас, если ребенок ко второму классу не понимает многих слов и не воспринимает простую рифму. Книг в дошкольном возрасте ребенку мало читали. 15.07.2014 13:04:01, starka
Helen May
Интересно, как эти мамочки запричитают, когда их чадам в 7 классе зададут учить такое:

«Царю, прославляему древле от всех,
Но тонущу в сквернах обильных!
Ответствуй, безумный, каких ради грех
Побил еси добрых и сильных?
Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны,
Без счета твердыни врагов сражены?
Не их ли ты мужеством славен?
И кто им бысть верностью равен?

Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,
В небытную ересь прельщенный?
Внимай же! Приидет возмездия час,
Писанием нам предреченный,
И аз, иже кровь в непрестанных боях
За тя, аки воду, лиях и лиях,
С тобой пред судьею предстану!»
Так Курбский писал Иоанну.
15.07.2014 12:44:57, Helen May
Belka67
На самом деле легко будет учить тем деткам, которые знакомы с церковно-славянским. Это те, которые ходят в воскресную школу, или в Храм с родителями - Службы-то в наших Храмах, да и молитвы в Молитвослове на церковно-славянском. 15.07.2014 22:35:14, Belka67
Это конечно утрировано, но моя собственная дочь, которая стихи размером в страницу запоминала с 2-х лет без заучивания, в том числе несколько басен Крылова (не интересуясь значением слов), а также прозу, в начальной школе Ворону и лисицу (которую в 2 года знала "от зубов")выучила с трудом, а Лебедя вообще запомнить не смогла. Но это был единственный прокол за все 11 лет. Сын, который тоже не страдал плохой памятью что на стихи, что на прозу, "Лебедя" выучил на раз, а вот Гимн России - с трудом и со скандалом. Наверное, у каждого свои тараканы. 15.07.2014 12:27:41, hanhi
От ребенка зависит. Если детьми не занимаются, то им будет сложно и "Наша Таня громко плачет..." запомнить.
У меня вот младшая почти совсем стихов не учила и не знает. Мой личный прокол. Я стихи не люблю и читаю ей только сказки.
Пытаюсь этот пробел восполнить и вижу, что да, если учить специально, то запоминает тяжело.
А я все стихи в детстве с бабушкой учила :) Маме тоже некогда было.
15.07.2014 12:20:09, Яснотка
Belka67
Обычный журналюгский заказ. Ерунда это. 15.07.2014 12:11:12, Belka67
Глупость какая... 15.07.2014 12:04:48, STV
red_frog
В саду за год до школы это стихотворение учила вся группа (то есть дети 5-6 лет), как плановый. Не знаю, как вся группа, но у дочки сложностей не возникло. Его же она рассказала на собеседовании к 1 классу, очаровала учительницу. Но мы его не готовили, что вспомнили.. 15.07.2014 11:39:14, red_frog
Амфисбена
К сожалению все хуже и хуже:( удивительно то, что родители таааак возмущаются, как будто сами эти стихи в школе не учили:(
Хотя я сама почти рыдала от чтения текстов и выучивания стихов в 2-3 кл , с древнеславянскими или старословянскими словечками и оборотами, для моего логопедического ребенка это было адом, но ничего, зато полезно:))
15.07.2014 11:26:33, Амфисбена
risha
Неправда.) Мы это стихотворение в первом классе на уроке музыки разбирали - дети всё быстро поняли. А уж про рожок - совсем смешно)))
Общий уровень культуры падает. Достаточно конфу почитать - слово "влазят" (влажу, влазила, вылазила) встречается очень часто.( Почему-то меня именно эти слова больше всего раздражают.
15.07.2014 11:24:31, risha
КалиНа*
Правда. И относительно честные результаты ЕГЭ по русскому языку этого года - это подтверждают. 15.07.2014 11:23:53, КалиНа*
да, время идет, язык и реальность меняется.
А "Слово о Полку Игореве" учить еще труднее))
15.07.2014 11:16:09, AcurA
Ерунда, можно выучить текст вообще не зная смысла, если память тренированная. 15.07.2014 11:16:06, sova_j
Моя дочь прекрасненько выучивала (правда в дошкольном возрасте) стихи такого размера на финском языке, которого она ес-но не знала. 15.07.2014 12:29:15, hanhi
Leli4ka
Думаю что правда, потому что сама столкнулась недавно с подобным!
Задали ребенку, к выпускному, выучить стих...
Была дана неделя!!!! Ребенку 6 лет.. Когда я прочитала стих, то поняла, что мне всю эту неделю придется ребенку объяснять каждую строчку. Отказалась от стиха сразу.
Через неделю на выпускном мы печально наблюдали, как двое ребят пытались рассказать этот стих(((( Запинались на каждой строчке, путались в словах и т.д(((
Я своему ребенку всё равно прочитала стих, кое-как рассказала что к чему, но я не поняла, зачем дошкольнику такой стих было давать(((

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
15.07.2014 11:05:15, Leli4ka
ШаНуар
Ну что ж "печально я гляжу..." И я, и дочь в 6 лет знали, кто такие Шекспир, Коперник и Икар. Естественно не из книг, родители рассказывали. Про Шекспира узнали после фильма "Берегись автомобиля". "А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?")) А сейчас дома разговаривать не принято, пульт от телевизора ребенку в руки или айпад и главное, что бы не мешал. Других "сложных" слов в стихотворении не заметила. 15.07.2014 17:31:58, ШаНуар
там сложность в " если бы, то бы, я бы, тогда бы" точно запутаешься) 20.07.2014 18:32:30, муравей
Офигительные выводы...

Ничего печального вообще не вижу, что в 6 лет ребенок не знает кто такие Шекспир, Коперник и Икар.
Вот уж трагедия.

А где тогда Пифагор, Ньютон, Менделеев, Тесла, Достоевский и др.? Или этих знать в 6 лет не обязательно и не печально, если не знают или опять во всем виноват пульт от телека и молчаливые родители!?
Вы огласите сразу все ФИО, которые если шесттилетка не знает, то виноват родитель и пульт.
16.07.2014 15:19:14, Lussi01
Helen May
Ну, так это и не Пушкин. 15.07.2014 12:51:31, Helen May
Я своих всегда учила при запоминании стихов ориентироваться не на смыл, а на ритм и рифму. Это становится понятно, когда надо учить на иностранных языках - там если переводить, вообще ничего не получится. 15.07.2014 12:31:33, hanhi
stvetavan(в системе september2003)
Честно - сама спотыкалась, когда читала :)))) Сплошные бббббббббб :) 15.07.2014 11:16:32, stvetavan(в системе september2003)
Ivanochka
Да уж, это перебор. Хотя мой 6-летка знает, кто такой Икар и хотел даже крылья соорудить из гусиных перьев )) Но стихотворение даже для взрослого зубодробительное и перегруженное, ИМХО. 15.07.2014 11:10:55, Ivanochka
Leli4ka
Перегруз с "б", "бы"..... Полно других, хороших, нормальных стихов про учителя....но это(((
Нам дали другой стих, отлично его выучили))
15.07.2014 11:12:49, Leli4ka
Лиса Патрикеевна
Нууу.. богатое журналистское воображение.))
один отдельно взятый ребенок не справился влет (и то, я не думаю, что ему потребовалось объяснять каждое слово), это стало "информационным поводом", остальное тоже надо делить на два. Таких проблем я у своих детей не замечала , хотя они достаточно современные, читают не очень много, но языки у обоих подвешены неплохо)), и каждое непонятное словосочетание с ними в школе разбирают досконально.
15.07.2014 10:57:35, Лиса Патрикеевна
Дудолька
правда..
к сожалению русский язык меняется..и не в лучшую сторону..упрощается..послушаешь, как разговаривают подростки..нет, даже молодые люди 18-25 лет.."уХи вянут"...
Нет правильного и красивого языка..не читают книг, не показывают правильные фильмы..Откуда занть деткам что такое "рожок, пастух, очи..."..
Это ужасно:(((
15.07.2014 10:50:37, Дудолька
Лиса Патрикеевна
я вас умоляю - подростковый сленг - это дань возрасту, а не времени) 15.07.2014 11:04:31, Лиса Патрикеевна
+1. У меня , когда сын по сети играет, тоже " ухи вянут". Но это не значит, что летом он не прочитает список классики на лето и неспособен грамотно выразить свои мысли. По мне так это наоборот показатель интеллекта- человек способен фильтровать, где и как выражаться. 15.07.2014 11:16:07, Len.ta
Дудолька
я не подростках, подростках..Сама такой же была:). 15.07.2014 11:07:34, Дудолька
ну, может быть, у них дети с задержкой развития... Ну я не знаю. В нашем первом классе ни разу не возникал вопрос о том, что дети не могут выучить короткое стихотворение. Все учат как-то. Моя личная дочь может наизусть "Сказку о царе Салтане" рассказать - она и не учила ее, перечитывала просто часто, само запомнилось. Корреспондент раздувает из мухи слона. Ребенок рос в глухом лесу совсем без книг и другой информации, что ему надо два часа объяснять, что такое "увяданье"? 15.07.2014 10:48:41, jurnaluga
Цунами
+мильон.. проблем не было ни раньше ни сейчас.. слова все можно объяснить..
это просто у ребенка сложности с запоминанием
15.07.2014 11:23:54, Цунами
Лиса Патрикеевна
тут вообще проблема может быть в другом. в стихах огромную роль играет рифма, слова тут вторичны - они рифме подчиняются. У Пушкина они вообще причудливые, но рифма летящая , ее не запомнить невозможно. (в отличие от кошмара который привели выше с кучей БББББ))). И если одновременно перегрузить мозг информацией, то дети будут видеть стихотворение образами и их образ словесно может отличаться от той рифмы и тех слов, что выдумал автор.

Вот мы с сыном стихотворение учили
в оригинале:
сел он утром на кровать
стал рубашку надевать

мой ребенок выдал:
сел он утром на постель
надевать рубашку стал)

вроде правильно все по смыслу, но совсем другое.
И я живо так себе представляю этого бедного второклассника, которому два часа объясняют что такое багрец и увяданье, а потом говорят: а теперь учи. А у него в голове тонны текста про багрец, которым его напичкала мама.
15.07.2014 11:36:33, Лиса Патрикеевна
Ivanochka
Да, кстати, у нас так же бывает иногда со стихами - передает смысл но своими словами )) 15.07.2014 11:43:57, Ivanochka
Ivanochka
+1, много читаем самую разную литературу, всегда объясняю ребенку значение непонятных слов.
Тут был забавный случай, на прогулке он меня спрашивает:"Мама, куда путь держим?" )) Женщина мимо шла, оглянулась, улыбнулась, как он у Вас выражается, говорит...
15.07.2014 11:12:57, Ivanochka
Моя 5-летняя племянница обратилась к бабушке в турецком отеле - можно я воспользуюсь твоим шезлонгом? - так пол-отеля подходило и спрашивало - а сколько девочке лет, что она так витиевато изъясняется? 20.07.2014 18:46:58, муравей
Журналисту должно быть минимум неловко, что ее собственный сын не в состоянии осилить понимание слов типа "багрец" и "увяданье" вообще ))) Дети журналистов, как правило, в смысле языка очень бойкие. По крайней мере, все журналистские дети, которых я знаю (а их десятки, ибо я сама журналист) именно такие. У них могут быть какие угодно проблемы в учебе и с дисциплиной (а они у них часто, потому что родителям некогда воспитанием заниматься, рабочий день в режиме "безлимит"), но чтобы 8 строчек не выучить? ) 15.07.2014 11:16:17, jurnaluga
EkZotika
+100. Когда в семьях из поколения в поколение не прививается любовь к родному языку и литературе - получаются вот такие вот уникальные дети....говорящие на уникальном языке "прЕвеД медвеД, пАйдём чистА НА раЁне пАтУсим" 15.07.2014 10:55:34, EkZotika
Самое печальное, что таких вот семей все меньше и меньше... 15.07.2014 10:59:32, Кира2002
Дудолька
+1 15.07.2014 10:57:20, Дудолька

Читайте также
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!