Раздел: Обучение чтению

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Обучение чтению

Нам 5 лет, мы знаем все буквы, мы их "читаем" (т.е. про букву М мы знаем, что она называется "эм", а "читаем" ее как "м"). Т.е. по отдельности мы все буквы прочитать можем, а вот соединить их в слово - нет. Например, Маша мы "читаем"- М А Ш А, отдельными звуками:((( Как нам "соединить" М и А в МА??? Наверное, нужно понятие гласных/согласных и понятие слогов? Тогда как их ввести, эти понятия??? Т.е. как нам сдвинуться дальше в наших попытках читать - ребенок сам рвется читать все и вся:))
16.07.2005 15:31:58,

30 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Наверное, надо было это в исходном сообщении написать:))
Мы можем читать свое имя, мама, папа, баба и т.п., имена подружек. Как читаем эти слова, так их и пишем (но возможно, дочка просто запомнила "рисунок" букв). Дома есть магнитная азбука и буквы из пенки, вставляющиеся в пазы. Я сама чтение никогда не навязывала - дочка сама спрашивает про буквы, просит что-то написать, спрашивает, как читается то или иное слово. Еще мы время от времени (довольно-таки нерегулярно) ситаем Цукерман "Как Винни Пух и все-все-все научились читать"), пока еще первую книгу, главы про звуки:)) Еще у нас в саду учат звуковому анализу. Вот. Т.е. если бы ребенок не просил, я бы сама и не сатла учить читать:))
Сегодня пробовали читать склады, сегодня читали с буквой А - получилось! На холодильнике из магнитной азбуки в один ряд выставили согласные, потом напротив каждой выставляли А и читали, "пропевая". Попутно складывали простенькие слова - паж, рак, сад и т.п. Ввели "Ь" - он смягчает каждую букву.
Поговорили на примере слова ЛАЗ про чтение слева направо и наоборот (как раз недавно прочли про Олю и Ело - очень в тему оказалось:)), поговорили на примере слова ГЛАЗ о важности читать все буквы в слове (без Г глаз - лаз, без Л - газ). Нам обоим было очень интересно!!! И кажется, мы все делаем правильно:))
Возникли и вопросы - про Ы, как объяснить? Еще хочется поиграть с ударением - опять же, как объяснить? Еще трудные буквы - Э Ю Я. Есть ли тут какие-то тонкости???
Спасибо всем, кто помогает мне разобраться!!! Ссылку на букварь Резниченко открыть не могу:(( Очень заинтриговала фраза "поставить чтение грамотно" - есть какие-то тонкости? Какие?

19.07.2005 18:19:39, МамочкаПТ
Надежда Григорьевна
Понравилось, как вы сегодня играли.:)
Можно и очень полезно такую игру с короткими словами, типа "рак", "сад" и т.п., чтобы ребенок не привык к коротким односложным словам, сразу "распространять", т.е. писать и читать не только "рак", но и "раки"; "сад" и тут же "сады" и т.д. Ребенок сразу понимает, что это родственные слова, чувствует алгоритм их образования, читать эти знакомые слова парами легче, а практика чтения идет себе и накапливается.

Про "Ы" и другие названные вами буквы, какие вопросы?

Про ударение - не объяснять, а показывать-выделять ударный слог протяжной интонацией, я это с помощью кубиков показываю. Доходчивее всего на имени ребенка сначала показать - правильно и неправильно, потом играть с другими словами.

"Поставить чтение грамотно". (я сейчас не говорю о грубых ошибках, типа побуквенного чтения).
Есть немало тонкостей, как фактически обучательных, так и организационных. Некоторые из них. Это сразу стремиться к плавному слоговому чтению. Слышали, наверно, как дети читают\рубят слова: ка!ша!, Ма!ша! и т.п. Если сразу правильно учить, не надо будет тратить много времени, чтобы потом научиться читать целым словом, с точным ударением. Пользоваться при начале обучения пальцем-указкой. Понимать слово (словосочетание, предложение)сразу, а не после третьего-пятого прочтения. Ставить грамотность одновременно с обучением чтению, а не когда-нибудь после. Не стараться как можно раньше впихнуть под каким-либо соусом разные определения, правила, а делать это руководствуясь правилом "сначала практика, а потом теория, которая будет эту практику подкреплять": аккуратно, мимоходно, часто повторять, не тестируя ребенка. И много-много всякого-разного.

У меня ссылка на букварь Резниченко открывается. Я там добавла внизу прямую ссылку (зеленую).
19.07.2005 19:40:12, Надежда Григорьевна
Спасибо! Есть еще вопросы:)) Я понимаю, что тема очень обширная и трудная для обсуждения в концеренции, но все же надеюсь на ответ!
Насчет плавного слогового чтения - это пользоваться пальцев-указкой,"петь" склады. Есть еще какие-то приемы?
Насчет "понимать слово сразу" - дочь читает так: "КА-а-а ША-а-а. КА-аША-а. Ой! КАША!!!!" Т.е. сразу слово не осознается. Это набирается практикой или как-то иначе?
Еше вопрос про правила - как писать слова, звуковой состав которых отличается от буквенного??? (Слышим в слове звук[а], пишется буква о и т.д.)??? Т.е. как именно ставить грамотность одновременно с обучением чтению?
Может быть есть какая-то литература (статьи и т.п.) по этой теме?
21.07.2005 21:06:39, МамочкаПТ
Надежда Григорьевна
О плавном чтении. Палец-указка не поможет плавности, это больше для концентрации внимания. Да - плавность, "пение", но не слишком протяжное, а только лишь, чтобы без обрыва соединить один слог с другим, в буквальном смысле на одном дыхании (в середине слова дыхание не брать). Еще достигается выделением ударного слога, тогда слово само собой как бы "собирается", не распадается на части.

О понимании. Да, практикой, которая подразумевает вот такое плавное чтение с выделением ударного слога в слове. Многие рано "отпускают" ребенка в совершенно самостоятельное чтение, просто сидят рядом и слушают, как он делает одну попытку за другой. Лучше на первых порах (до некоторой автоматизации) помогать, читать вместе, показывать образец для подражания.

Про становление грамотности одновременно с обучением чтению. Рассказываю о своем опыте.
Мы пишем любые слова на любые темы по таблице с одновременным орфографическим (так как пишем, а не так как говорим) проговариванием (см.ссылку). Когда встречается "трудное" для письма слово, я говорю: говорим [каза], а пишем КОза, потому что кОзы; говорим [арбус], а пишем арбуЗ, потому что арбузы и т.д. То есть закладываем не только грамотное письмо, но и механизм проверки, не зазубривая никаких правил. Так как мы часто это делаем, то у детей постепенно накапливается большой практический опыт такого грамотного письма. Это совсем нетрудно, такое письмо и чтению очень помогает, и закладывает грамотность. Если вас литература по _этой_ теме интересует, то в сети по поиску легко найти и таблицы, и книгу Зайцева "Письмо, чтение, счет".

Конечно, лучше всего получить личную консультацию у педагога, потому что лучше, что называется, один раз увидеть...
Если у вас еще вопросы будут, то меня можно найти на соседней конференции "Дошкольное образование" или в моем ЖЖ - http://www.livejournal.com/users/espero_/
22.07.2005 09:13:02, Надежда Григорьевна
Еще раз огромнейшее спасибо!!
Как вы считаете, имеет ли смысл вместо использования магнитной азбуки склеить самой кубики с буквами - на 1 грани кубика 1 буква, гласные красным цветом, согласные - синим, твердый, мягкий знаки - зеленым. Я понимаю, что лучше купить кубики Зайцева, но, увы, в данный момент это нереально:(( Или, может, есть еще какой-либо вариант самостоятельного изготовления кубиков?
22.07.2005 15:22:25, МамочкаПТ
Надежда Григорьевна
В сети есть развертки кубиков Зайцева. В конференции 7-12 у Красно Солнышко можно спросить, она делала, да и в этой конференции вам ссылки могут дать.
Если вы в Москве, я могу отдать вам свои старые кубики.
22.07.2005 18:13:01, Надежда Григорьевна
Я живу в Подмосковье и с удовольствием бы взяла бы ваши кубики!!! Еще я бы хотела посетить лекции (??) в "Домашней школе для дошкольников" (есть ли у вас что-то для родителей???), чтобы лучше узнать тонкости обучения ребенка чтению! Но все это возможно после 15 августа, мы всей семьей завтра уезжаем в отпуск! Как с вами связаться и узнать подробности (когда, куда, сколько стоит, можно ли приехать с ребенком и т.п.)? 23.07.2005 12:17:55, МамочкаПТ
Надежда Григорьевна
Хорошо, я оставлю кубики за вами до середины сентября. Мой телефон в регистрации.
Хорошего отдыха!
23.07.2005 13:16:14, Надежда Григорьевна
Спасибо! 23.07.2005 23:44:48, МамочкаПТ
Надежда Григорьевна
>>...как нам сдвинуться дальше в наших попытках читать...
Идти к чтению через письмо: писать кубиками, магнитной азбукой, карандашом и одновременно проговаривать можете вы сначала по складам, чтобы ребенок видел и слышал), может ребенок.
Из пособий обратите внимание на кубики и таблицы Зайцева, на Складовые картинки Зайцева и еще на букварь Резниченко с рабочими тетрадями, я о нем писала вот здесь.

Самое лучшее, если есть возможность, взять несколько коротких уроков у хорошего педагога. Всегда легче показать, чем объяснять. Это позволит сразу поставить чтение грамотно, сделать большой шаг вперед, избежать ошибок в обучении, ребенок поймет основные принципы, и хорошо, если вы сможете присутствовать на этих занятиях, чтобы задать все вопросы и продолжить потом это дело.
19.07.2005 17:19:42, Надежда Григорьевна
Anela_z
Про склады вам уже написали. А можно попробовать от обратного. Пусть сын не читает, а сначала "пишет" слова (выкладывает кубиками, карточками, магнитной азбукой, пальцем на рассыпанной муке или запотевшем стекле, в общем, как ему удобно). Слова сначала должны быть простыми и интересными ребенку (собственное имя, любимый герой, марка автомобиля (если он этим увлекается) и т.п.). Затем он легко прочтет это слово - ведь он уже знает, что написано. В этом случае процесс перевода и слияния знакомых симолов в слово происходит автоматически. По крайней мере, мне не пришлось ничего объяснять своему сыну, для него чтение происходило естественно. Хитом было выкладывание магнитной азбукой на холодильнике меню обеда или ужина, пока я готовила (и сын при деле и зачитывание меню вслух домочадцам ими приветствовалось :) 19.07.2005 16:20:42, Anela_z
Рекомендация 1 - заниматься по системе Зайцева, это вот что: 18.07.2005 12:53:03, Буренка
Склады надо учить. Подробнее по ссылке. 18.07.2005 09:50:23, Марусяк Валерий
Валерий, скачала книгу - спасибо за ссылку!
Т.е. ребенка НЕ НАДО учить чтению обратных слогов???
18.07.2005 11:55:54, МамоякаПТ
Я как раз учила чтению обратных слогов, это проще, чем прямые.
Сначала учила чтению слогов из 2 гласных (АУ, УА). Это самое простое. Потом - обратные слоги. Это тоже просто. И наконец (МА). Старшую учила сама , младшую вроде как по Жуковои, но дело не в методике. ИМХО, есть момент, когда ребёнок ГОТОВ к соответствующему этапу в обучении чтению. В том числе и к чтению слогов. Тогда все проидет ОЧЕНь легко. Если пока не идет, лучше отложить на пару менсяцев, в это время полезноо поиграть с ребёнком в чтение слогов, возможно дать ему запомнить несколько простых слов (мама-папа-баба). Моеи младшеи это помогло, подтолкнуло к чтению первых слогов. Но запоминание всех взоможных вариантов мне кажется уже гораздо менее продуктивным.
19.07.2005 03:21:06, irina.
Однозначно НЕ НАДО. Он сам в них легко разберется, когда освоит склады. На начальном этапе обучения обратные слоги только мешают сосредоточиться на изучении складов. 18.07.2005 17:17:40, Марусяк Валерий
у нас по букварю Жуковой очень хорошо получилось научится как раз буквы в слоги сливать. 16.07.2005 23:26:34, Тан Я
Еще, кроме букваря Жуковой, есть хорошие книги Натальи Павловой, я была на ее семинаре, у нее разные игры есть как раз на обход этого момента. Например, рисуется лесенка, на каждой ступеньке - буковки. Карандаш идет по лесенке, ребенок поет... К сожалению, в деталях не помню, т.к. нам это не актуально, один уже и так читает, а другой, по-моему, не дорос, да и кубики Зайцева лежат себе на полочке - идет, наверное, подсознательное запоминание. Семинар проходил в "Умном ребенке", и тогда ее книг в продаже не было, а сейчас есть. Поиск, к сожалению, устроен у них довольно запутано, нельзя сразу найти и всю Жукову и всю Павлову, то есть можно, но почему-то именно эта позиция оказывается 404 ошибкой. Так что вот ссылка именно на ту книгу Павловой, которая учит читать "плавно", по ее выражению 18.07.2005 13:26:27, Бурёнка
А я советую логопедическую азбуку Е. В. Новиковой. Мне очччень нравится. 19.07.2005 18:28:14, дефектолог
Попробуйте сначала читать обратные слоги. Получится что-то типа А-А-А-АМ, ОООМ, УУУМ; АААЛ, ООООЛ, тяните гласную.
Я бы не советовала уделять внимание правильным названиям букв, чтобы не возникало трудностей. В конце концов ребенок усвоит эти названия, а сейчас у Вас другая задача.
16.07.2005 22:39:08, дефектолог
Юлия К.
Если нет возможности купить или взять у кого-нибудь попользоваться кубики и таблицы Зайцева (а лучше этой методики трудно что-либо придумать), попробуйте следующее. Наберите крупно на компьютере и распечатайте слоги. На одном листе в столбик: МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, МЮ, МЁ, МЯ, МЕ, МИ. Повесьте это дело на холодильник или еще куда и несколько раз в день между делом проговаривайте или пропевайте. Затем то же с другой согласной и т.д. Параллельно из выученных слогов подбирайте слова и прочитывайте. Дело быстро пойдет. Учат читать не по буквам, а сразу по слогам. Даже классическая школьная программа на этом основана. Вспомните, как долго мы сами в школе читали сначала именно слоги, а уже потом слова и тексты. 16.07.2005 20:16:22, Юлия К.
Понятно, спасибо всем большое!!
Насчет названия букв - я их вообще не давала бы (пока), но бабушки и др. окружающие взрослые очень хотят научить ребенка читать.

Скажите, а как объяснить ребенку различие между согласными и гласными???
17.07.2005 09:39:15, МамачкаПТ
Юлия К.
Гласные можно петь: о-о-о-о, а-а-а-а. А согласные не получится :))) А нужно ли сейчас это объяснять? 17.07.2005 10:22:51, Юлия К.
Но ведь некоторые согласные тоже можно тянуть - ш-ш-ш-ш или с-с-с-с ??? 17.07.2005 16:47:38, МамочкаПТ
Юлия К.
Тянуть можно, а петь нельзя :))) 17.07.2005 22:17:28, Юлия К.
"Тянуть", "петь" - я сама не чувствую разницы:) Как различить??? 18.07.2005 08:32:59, МамочкаПТ
snegopad
Разница проста:)) - вы можете пропеть а-а-а-а-а-а-а-а-а как гамму или как орпеджио (помните, как певицы "распеваются" - например, по нотам до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до), а вот с согласными этот фокус не пройдет (высоту звука не поменяешь) 18.07.2005 09:53:52, snegopad
Что-то я сегодня туго соображаю:(( 18.07.2005 11:56:58, МамочкаПТ
Обычно объясняют так: Когда произносишь гласный звук, во рту нет преграды, воздух свободно вылетает изо рта. Если звук согласный, то есть преграда: зубы, губы или язык. Если трудно, пусть ребенок смотрит в зеркало. Успехов! 18.07.2005 15:09:26, дефектолог
О! Теперь понятно:))
Спасибо!
18.07.2005 17:00:02, МамочкаПТ


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!