Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Важен баланс интеллектуального и эмоционального

Из большого текста о неврозах у детей, выдержка, говорящая об опасностях только-интеллектуального раннего развития:
---
"Высшее, большей частью техническое, образование имеют 74% матерей (из
172) и 67% отцов (из 144). В неполных (вследствие развода) семьях матерей с
высшим образованием несколько больше (79%), чем в полных (72%); у матерей
мальчиков это соотношение более выражено (81-71%).
Ведущая профессиональная группа представлена ИТР -
инженерно-техническими работниками, преобладающими как у матерей (58%), так
и у отцов (61%), с доминирующим при этом высшим образованием.
Приводимые цифры высшего образования и ИТР среди родителей значительно
превышают аналогичные показания в норме. Более того, в последние годы
заметно нарастание количества детей, больных неврозами, родители которых
составляют именно данную группу. В первую очередь это относится к матерям с
инженерным образованием. Проблема здесь в особенностях мышления, адекватного
для производства, но не всегда естественно приложимого к воспитанию детей.
Обычно гипертрофируется его интеллектуальная сторона, что сопровождается
повышенными требованиями в отношении раннего оперирования абстрактными
понятиями, умения считать и писать. Не придавая значения детской
непосредственности и эмоциям, эти родители нередко воспринимают своего
ребенка как "почти готового взрослого", чрезмерно рационализируют его.
чувства и строят воспитание на заранее заданных схемах, трафаретах,
шаблонах. Дети выздоравливают только тогда, когда матери перестраивают
подобный стиль отношений с ними."
20.05.2005 23:41:54,

20 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Спасибо!
24.05.2005 21:08:23, Irabela
ABDDavidoff
и если я не "технарь" -моему ребенку гипертрофиранное интеллектуализирование не грозит?
это хорошо)
24.05.2005 14:42:17, ABDDavidoff
Всем родителям, сторонникам раннего развития, необходимо следить за сохранением баланса в обучении детей. Учеными доказано, что в первые годы жизни мозг ребенка развивается интенсивнее всего, поэтому родители решили, что в этом возрасте ребенка просто необходимо усиленно обучать. Но при этом не принимается во внимание, что гармоничное развитие происходит только тогда, когда нет давления, что в этом возрасте развивается не только интеллект, но и другие отделы мозга, ответственные за эмоции, интуицию, воображение, спонтанность и т.д. При неравномерной нагрузке, развитие интеллекта ребенка происходит за счет торможения развития всего другого.
Мне кажется, наиболее естественное развитие происходит в условиях, когда ребенка ни к чему специально не принуждают, но предоставляют возможности проявить себя. Я где-то читала, что лучшую позицию, которую могут занять родители - это позицию наблюдателей, т.е. предоставлять ребенку новую информацию по мере того, как он ею интересуется, не пытаться навязывать ему какие-то идеи или понятия, если он к этому еще не готов.
Иногда ребенка полезно предоставить самому себе, чтобы он имел возможность самостоятельно поиграть, заняться созерцанием, не вмешиваясь с собственными комментариями. Именно в таких условиях, на мой взгляд, происходит развитие воображения у ребенка, вмешательство же взрослых во все детские занятия подавляет его инициативу.
24.05.2005 20:23:20, Margot
Спасибо! Очень мне близко. 24.05.2005 21:10:21, Irabela
Интеллектуализирование есть в любом направлении. Это, собственно, переход от образов к абстракции, универсальный для всех сфер человеческой деятельности, кроме каких-то там конвейерных работ :-) 24.05.2005 16:56:35, Мария Д.
А разве нельзя довести ребенка до невроза перегружением эмоциональной или физической стороны?

ИМХО дело тут, наверно, в том что родители, "специализированные в эмоциональной сфере", больше знают про неврозы и "убегание от них".

Я как технарь скажу. :) Мне проще объяснить ребенку теорию эволюции, чем ответить на вопрос, почему соседская девочка камнями кидается. :)

Последние два предложения про непохожесть ребенка на взрослого - совершенно точно. Очень трудно, когда долго ведет себя вроде бы разумно, а потом вылезают всякие детские проблемки на эмоциональности. Разрыв интеллектуальных уровней проще принимается.

ПолуОФФ Насчет обучения музыке - тут, наверно, и эмоции, и логика используются связанно?
24.05.2005 09:53:00, Надежда К
В ЛЮБОМ обучении стоит балансировать эмоции и интеллектуальное... 24.05.2005 16:55:40, Мария Д.
Ну, да, ну, да. Это у меня вопрос возник из нижнего сообщения Виталия, потому и акцент на музыку. 25.05.2005 09:41:57, Надежда К
С музыкой интересно. Скажем, чисто техническое умение играть и/или читать ноты и/или знание теории ОЧЕНЬ влияет на эмоциональное восприятие произведений. Сужу по себе :-) Поучилась во взрослом возрасте - небо и земля в восприятии. 25.05.2005 21:12:14, Мария Д.
Спасибо за ссылку, очень интересно. 21.05.2005 16:21:16, lk
Опасения напрасны - в классической психологии считается, что неврозы характерны для правополушарных личностей... Текст, действительно, вырван из контекста. 99 % источников склонны считать интеллект лучшим лекарстом от неврозов. Хотя разделы подобные приведенному имеются - но это мизерные проценты в общей картине.
Там где интеллект, левое полушарие - там оптимизм, и напротив - где разивто больше правое полушарие - там страдания, переживания, неврозы...
ТИак почему же случаются неврозы там, где мамы вроде бы занимаются опережающим развитием интеллекта?
Разгадка проста.
Я уже писал, что за неврозы в случае повышенного интеллекта отвечают мамы, которые вдруг, ни с того, ни с сего отводят малышей заниматься музыкой, танцами...
Невротичсеское состояние гарантировано: ребенок в первую же ночь не даст вам спать...
Если поведете еще и еще раз - невроз гарантирован (3 раза достаточно). У кого дейтсвительно горит - по мылу дам телефоны нескольких знакомых, у которых точь в точь так было.
Наблюдаю уже 7 лет.
То есть, когда родители бросаются от нормального оптимистического интеллектуального развития вдруг резко к эмоциональному - по чьему-то совету.
Почти ни один психолог никогда не посоветует музыку (кроме специальной - и то под вопросом) и танцы "при склонности к неврозам"... А уж психиатр - и подавно. Можете проверить.
У меня один клиент, студент, в 19 лет(!) был отправлден на "психу", и получил в итоге, электрошок, из за того, что друг резко начал заниматься музыкой - назначили рукодителем ансамбля ну, и роман добавился чуток.
Неправильное занятие музыкой и прочей правополушарной богемой - больше, чем на две трети приводит к неврозам.
Итак, при балансе интеллектуальных занятий по отношению к эмоциональным в соотношении 4 : 1 и больше гарантирую (как музыкант), минимальный риск неврозов и "хороший" баланс. :-))
В кавычках - потому, что как для своих детей считаю соотношение должно быть не меньше, чем 8 : 2.
21.05.2005 03:39:06, Виталий
Соотношения 4:1 и 8:2 - это одно и то же соотношение :-) По сути:
- теориями полушарности в педагогике и психологии сейчас пользуются гораздо меньше, потому что исследования последних лет пятнадцати с использованием техники для наблюдения мозговой активности показали, что там всё гораздо сложней. Разве что использовать "право" и "лево" как метафоры каких-то типов поведения, которые к мозгу, собственно, отношение имеют гораздо более сложное. Это стоит учитывать при чтении статей.
- музыку и танцы широко используют в психологической, психиатрической и педагогической поддержке
- резких движений вот делать не стоит, как Вы написали - если ВДРУГ бросить привычный ритм, ребёнку, особенно маленькому, это не понравится
- телефоны обещанные мне, если можно, пришлите на е-мэйл под письмом
21.05.2005 15:53:54, Мария Д.
С точки зрения математики - да, но с точки зрения гуманитария, педагога - нет. :-) Я намеренно так написал. 8 программ и две - это не одно и то же, чем 4 программы и 1 программа.
По системе МИР из 10 программ - две - "очень" правополушарные, остальные очень левополушарные, хотя участия правого полушария нигде не удается избежать...
26.05.2005 11:11:48, Виталий
Мне кажется, что в приведенной монографии говорится не о необходимости развития правого полушария мозга у детей, а о том, что мозг ребенка отличается от мозга взрослого и это надо учитывать при обучении.
Согласно приведенному тексту, ребенок рождается с обоими "правыми" полушариями, к двум годам одно из них становится "левым", но в целом, в первые годы жизни правое полушарие является более активным. Невроз развивается в условиях преобладающей активности правого полушария мозга и "левостороннего воспитания". При этом левое полушарие испытывает хроническую перегрузку от чрезмерной информации и одновременно отсутсвует эмоциональное отреагирование неприятных чувств и переживаний правым, что искажает логическое мышление левого.
Поэтому рекомендации заключаются не в занятиях с ребенком музыкой, а в снижении формальности, излишней структурированности в обучении, усилению эмоционального контакта, спонтанности, непосредственности в общении с ребенком.
"Левостороннее воспитание" - это отсутствие гибкости в общении с ребенком, чрезмерная требовательность, принципиальность, неприятие его непосредственности, эмоциональности, наложение множества запретов и моральных предписаний. Исследуя семьи детей, больных неврозами, автор отмечает, что подобное отношение часто встречается у родителей из группы ИТР, излишне рациональных и рассудочных, мыслящих, скорее, схемами и штампами, чем чувствами и образами.
21.05.2005 07:05:20, Margot
Ой, а как же найти-то этот баланс золотой? Ну я вот только по ребенку ориентируюсь, никогда ничего не заставляю делать - хочет, занимаемся, не хочет - бесимся, щекотимся, танцуем и поем, в куклы играем...
А вот как проследить эту грань, как заметить, когда невроз может начаться и почему он именно начался??
У меня девочка вообще возбудимая, так что я отношу все капризы и истерики на счет этой возбудимости. А вдруг я слишком усердствую с разными занятиями-играми?
21.05.2005 00:38:40, tasya (Олюшка 1,5)
Мне кажется - ориентироваться по ребёнку, именно. Смотреть не только и не столько в книги и в интернет с идеями, а на своего ребёнка: как, в какой форме эти идеи нужны. Если занятия обычно в радость, если ребёнок после них "усталый, но довольный" - так держать. Иногда ребёнок нервничает из-за НЕДОСТАТКА интеллектуальной нагрузки, и тут уж возня, плавание или лазание по деревьям не помогут. В общем, наблюдать и следовать за ребёнком, ничего умней, по-моему, ещё никакие психологи не придумали. 21.05.2005 15:47:41, Мария Д.
Только, усталый, но довольный, мне кажется, подходит для более старших детей- с малышами лучше избегать усталость.;-)) 24.05.2005 21:16:26, Irabela
Это надо по ребёнку смотреть :-) Бывает "насосётся, как молочка, интересностей, отпадёт и уснёт", а бывает перевозбуждение. У нас скорей первый случай, ребёнку надо было "насытится" интересным, чтоб успокоиться... Но надо смотреть, да, как ребёнок реагирует. 25.05.2005 18:38:06, Мария Д.
Согласна!:-)) Всё сводится к одному- наблюдать за своим ребёнком:-))
Я вот читала Ваш ответ и думала о своем сыне: он легко возбуждался от разных дел и трудно "выходил" из этого. В общем и сейчас имеются трудности на этой почве.
26.05.2005 21:02:25, Irabela
Там в тексте по ссылке в главе ПАТОГЕНЕЗ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ можно почитать про симптомы. Но дети тоже бывают разные, некоторые более возбудимые, некоторые медлительные - зависит от темперамента. Главное стараться не подгонять, не торопить флегматичных детей и не сильно ограничивать энергичных. 21.05.2005 02:52:14, Margot


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!