Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Учиться устраивать развивающие среды

Как говорит мой муж, люди делятся на тех, кто умеет себе устраивать развлечения, и тех, кто этого не умеет. Как помочь ребёнку, и в будущем подростку и взрослому, учиться создавать себе развивающую среду?

Эти умения, или их отсутствие, особенно хорошо видны, если мир вокруг меняется. У многих такие умения развиваются в эмиграции, или, наоборот, становится видно, что не выходит создать себе мирок для жизни, и приходится возвращаться в уже созданный. Когда перестройка началась, и мир вокруг изменился, умения такие были очень нужны. Но даже и без таких глобальных потрясений, ребёнок в нынешнем мире не обладает роскошью непрерывности, континуума жизни - как деды и отцы, дети и внуки попросту не живут. Выход из семьи почти всегда становится сменой мира, почти как эмиграция. И вот, надо строить свою среду. Как?

Как вы помогаете своим малышам научиться создавать, устраивать свою среду развития?
20.01.2005 02:31:06,

51 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
посмотрите на сайте rebenok.h10.ru я видел там как можно создать развивающую среду 23.01.2005 16:57:06, alex2004
1.В раннем возрасте выясняем, к чему у ребенка склонности.
2.Занимаемся этим вместе с ним, но не по графику и по обязанности, а увлеченно.
3. Потом он будет заниматься этим сам и вообще, он будет любить заниматься чем-то увлеченно.
(Плагиат у СМ с доработками:))
У меня есть такой успешный опыт - сначала делали с дочкой поделки вместе, несколько вышло просто шикарных, она помнит все подробности, как мы их делали. Теперь делает сама, я, если нужно, помогаю. В этом смысле развивающая среда у нее есть. Но это даже не мирок, это отдушина от разных житейских трудностей. А вот построение своего мира в глобальном смысле, способность приспособиться к изменившимся внешним обстоятельствам - нечно более сложное.
Часть этих умений - это некий общий творческий настрой человека. Отсутствие времени на сиденье на лавочке у подъезда. Неумение пластом лежать на пляже. Стремление облазить все окрестности и получить максимум впечатлений. Это, наверное, фамильные навыки.
Мои дедушка с бабушкой, когда вышли на пенсию, начали путешествовать, кататься на лыжах. Дедушка сначала увлекся переплетным делом, переплел все книги в доме, после чего профессионально занялся инкрустацией по дереву.
20.01.2005 17:38:36, теоретик
Маленькая часть этого дела, вспомнилось из Реджио Эмилиа. Фотографирование процессов, скажем, изготовления поделок ОЧЕНЬ помогает детям запомнить, как всё устраивать, и потом устраивать самим. Особенно это важно до пяти лет, а потом процессы легче запоминаются. 20.01.2005 23:55:57, Мария Д.
О! Стоп! Пункт Первый!
Тут меня давно клинит!

Как в раннем возрасте определить склонности?
У ребенка характер... если с ней занимаешься, то ей ВСЕ ИНТЕРЕСНО! Ну не часами, а то, се, пятое, десятое. Я по сей день не могу выделить особых склонностей.
Получается, мы занимаемся больше тем, что мне интереснее. Значит, что-то упускаем или не выявляем, значит я доче свои интересы насаждаю. Но ей же интересно?!

Если этот вопрос обсуждался, то ткните в ссылочку пожс-та, если нет, то может отдельной темой вынести?
20.01.2005 21:10:42, AO
А может, у Вас с ней просто совпадают склонности? Все же ребенок, если у него к чему-то душа не лежит, даст это понять. Примеры: моя старшая вообще не любит бегать и лазить. В каком-то возрасте мы ее научили лазить по лесенке. Ну, загоним на лесенку, ну слезет. А в глазах недоумение - зачем это было? Зато в два года она знала половину Чуковского. А младшая цепляется за все, что видит, и все время куда-то лезет. А усидчивости - ноль, "репку" не может до конца дослушать. Даю ей рамки в вкладышы. Сложит один раз из уважения к маме - и бежать. Зато танцевать - сколько угодно. И куклу спать укладывать может по 20 минут.
21.01.2005 12:25:25, теоретик
ЛОКАЛЬНЫЕ склонности определяем. То, что прямо сейчас хочется делать :-) 20.01.2005 23:56:44, Мария Д.
Axa. Склонности пока тут не причем, делаем, что интересно :)

Тогда еще один вопрос в том же направлении:
Когда происходит переход от... "мама предложила, играем вместе, это интересно", к самостоятельному выбору занятия?

В саду у нас все ясно, в группе 3 воспитателя, одновременно происходит 3 разных мероприятия, деть выбирает то, что ему больше хочется делать.
Интересы очень даже меняются, кстати.
Часто это выбор занятия с любимой воспитательницей (т.е. выбираем с "кем", а не "что"). Был период закрашивания, потом выкалывания, потом цифр, ну и так далее... Глобальных интересов не могу выявить.

пс в жж про сон -- мой вопрос был.

Спасибо!
21.01.2005 01:40:20, AO
Да-да, интересы так вот периодами идут. И именно связаны с любимыми людьми - сейчас со взрослыми, а через год-два будут и с друзьями. Идём заниматься балетом, потому что любимая подружка танцует :-)

Переход от "мама предложила" к самостоятельному выбору происходит через планирование и выбор. Попробуйте вот какую игру: запланировать два занятия. Предложите ей запланировать дела. Нарисуйте на отдельных бумажках символы дел: рисовать, танцевать, выкладывать, кушать, конструктор собирать... Пусть дочка выберет интересные ей дела, достаньте эти бумажки. Теперь надо определить порядок дел. Что делаем первым, вторым... Выкладываем бумажки с символами в ряд, проговариваем план.

Цель в том, чтоб ребёнок учился мысленно составлять картинку будущего. Это происходит через слова и символы. Малыши могут придумать делать то, что уже видят в деле! Поэтому три воспитательницы важны: дети могут видеть три дела и выбирать. Но дальше идёт переход к выбору В ГОЛОВЕ, когда ребёнку уже не важно видеть дело прямо сейчас перед собой. Этот переход и облегчается рисуночками, символами, названиями дел - то есть материалами для МЫСЛЕЙ о делах.
21.01.2005 16:45:37, Мария Д.
А у меня "умение лежать пластом на пляже" появилось с возрастом :-). Я научилась расcлабляться и получать удовольствие от неспешного обдумывания своих задач, не сопровождаемого активной физической деятельностью :-). Как минимум, 2 недели в году лежу на пляже :-). 20.01.2005 19:08:09, Nesmejana
lise
статистика кстати показывает что большинство великих научных открытий было зделано людьми в расслабленном состоянии ("лежа пластом на пляже"), умение рaсслабляться очень важно для успешной работы мозга 21.01.2005 13:14:20, lise
Озадачили... Может и правда... Все равно не могу отделаться от мысли, что 90 процентов тех, кого я видела летом на пляже, лежат там зря :). 22.01.2005 01:48:04, теоретик
Так взять почти любую выборку людей, и про неё можно сказать то же самое :-)) Большинство людей "это" (что бы это ни было) делают зря... 22.01.2005 14:59:28, Мария Д.
А вот как провести грань между умением расслабляться и ленью? 22.01.2005 21:16:35, теоретик
Если человек всегда умел "валяться на пляже" ;-), но не умел делать другие вещи "вместо" этого - это одно. И совсем другое - если он всегда умел делать какие-то другие интересные вещи, но умению "просто лежать" он специально учился ;-). Т.е. шел к этому сознательно. 23.01.2005 23:18:37, Nesmejana
согласна 26.01.2005 05:00:42, теоретик
Моё любимое определение, от Корчака: "Лень - это когда не делаешь то, что хочешь". Так вот расслабление ПОМОГАЕТ в исполнении желаний, а лень мешает. В этом и разница. 22.01.2005 22:50:10, Мария Д.
А если человек не может себя заставить сделать то, что ему нужно делать, это что? Слабая сила воли?
A тот, кто не умеет расслаблять эффективно, слишком расслабился и не может включиться в работу. И прочие варианты.
23.01.2005 18:47:14, теоретик
Да вариантов много. Вон банальный грипп всю эту систему вышибает совершенно :-) Не говоря уже о штуках вроде дефицита внимания. 23.01.2005 20:11:47, Мария Д.
Надо и мне такое завести :) 21.01.2005 11:47:50, теоретик
lise
здорово подмеченно!
мы оба иммигранты, правда муж во втором поколении, из разных стран...
Жизнь наших детей ето тоже своебразная иммиграция в иммиграции, специальная среда создана практически во всем (под "создана" я имею в виду
отличия от большинства местных детей):
школа, кружки, занятия спортом, свободное время, музыка, язык...
в результате дети живут в своем, достаточно специальном "мирке", который нам придется "тянуть" и "тянуть" еше многие годы...
но мы не одиноки у нас практически в любой сфере интересов своя "тусовка", причем очень часто ето одни и те же дети :-)
20.01.2005 14:49:29, lise
СМ
Примерно по описанному ниже в Вашем же сообщении алгоритму про воспитание:

1.Родители устраивают нечто для ребенка, он не в курсе поначалу вообще "как".

2.То же самое, но ребенок уже наблюдает "как", начинает вовлекаться в качестве "подмастерья" - докрасить что-то, принести молоток, завязать мотузочку, помесить тесто и т.п.

3.Процент участия ребенка растет, он сам генерирует идеи, чего ему хочется и как, постепенно родитель превращается в "подмастерья" (правда, уровень умелости его пока часто круче, чему у как бы "мастера").

4.Родитель может в отдельных случаях становиться потребителем, он уже часто не знает, как ребенок сделал что-то, видит только результат "на выходе".

"Алгоритм" очень условен, и важно вот что - ребенку на всех этапах действительно интересно. ИМХО, вполне могут быть варианты, что уже на этапе п.1 видно, что ребенку ОНО не нужно, тогда стОит понять, почему и возможно дальше в конкретном направлении смысла двигаться нет, по-моему, нужно сменить исходные данные.

Не мешать - это очень важно, то, о чем написала Несмеяна ниже. Однако же ничего не делать специально - это вопрос. Я не решаюсь всерьез спорить с мамой 4 детей :), однако пока у меня такое представление - чем более активная, насыщенная жизнь у самих родителей, по возможности ближе к "правильной" (каждый поймет это по-своему, но в общем смысле близкой к тому, чего мы хотим для своих детей), тем меньше "специальных усилий" требуется.
Если в доме тусуется все время толпа детей, например, то может и не потребоваться искать компанию для них.
А вот один, допустим ребенок в доме и родитель к тому же - интраверт, а ребенок - экстра, но не настолько большой, чтобы выпустить, например из дома на все четыре, пусть сам ищет. Придется, пожалуй, подумать, как ему помочь найти тусовку. И далее - по списку.
20.01.2005 12:10:50, СМ
Именно :-). Если я сижу круглосуточно, уткнувшись в свою книгу, и не обращаю внимания на ребенка - разумеется, ему будет скучно и он вряд ли научится САМ создавать для себя "среду" (хотя бывают и счастливые исключения).
А если в доме много народу, и все они довольно часто занимаются всякими интересными делами, и детям просто предлагают присоединиться и попробовать - тогда ничего "специально" делать не надо. Детям и так хватает занятий. (А если домашних занятий не хватает - т.е. если у детей возникает желание выйти "в люди" - нужно им помочь с этим.)
20.01.2005 15:21:47, Nesmejana
;-) Может быть, просто не мешать им самим пробовать все, что захотят (общение в семье, общение с посторонними, Интернет, книги, выбор вещей и материалов для занятий, желание найти группу)?
Я, честно говоря, почти ничего не делаю специально, но дети из имеющихся возможностей обычно выбирают себе самое подходящее. Я считаю хорошим признаком то, что у моих детей в лексиконе нет выражения "мне скучно" :-).
(Но я и не ставлю никаких "сверхцелей" :-) - да и вообще идеи РР мне не близки.)
20.01.2005 03:51:20, Nesmejana
Про скуку интересно. Я этого состояния не ощущала, пожалуй, лет до двадцати. Или не осознавала. У Корчака замечательно про скуку и лень. Лень - это когда не делаешь того, что хочется. Скука - застревание, почти, в современных терминах, когнитивный конфликт :-) Когда не знаешь, куда дальше идти. Старые пути изжили себя, новые ещё не построены. Тяжкое, муторное иногда состояние.

Для меня и лень, и скука - признаки путаницы с социализацией. Хотя некоторые именно через такие вот "болевые" механизмы придумывают новые идеи... Мне кажется, боль тут идёт именно от социальных конфликтов, между личным и общим.
20.01.2005 16:45:45, Мария Д.
А я про скуку начала задумываться, когда мои подруги, родив детей, вскоре начали меня спрашивать (у меня дети постарше оказались), как я решаю проблему "скуки" :-). Я не понимала. "Ну, что ты делаешь, когда дети говорят, что им скучно."
А мои дети почему-то так никогда не говорили :-). И я пыталась понять, в чем разница. Почему некоторые дети начинают так говорить. Пришла к выводу, что это может быть тогда, когда нет постоянного "контакта" (внутренней связи?) между ребенком и родителем. И родитель не может вовремя уловить нарастание какой-то проблемы и аккуратно подправить ситуацию.
А вот лень - это, по-моему, гораздо более тяжелое состояние :-(.
(Вот как раз вчера я обнаружила, что мой 12-летний ребенок ОСОЗНАЛ (сам, мы с ним об этом вообще не говорили раньше), что многие его проблемы именно из-за лени возникают. Найти бы еще теперь решение для этой задачки...)
20.01.2005 17:17:31, Nesmejana
пчела Майя
А что они делали сами дома целый день? Моим регулярно бывало скучно. 20.01.2005 17:22:57, пчела Майя
Дочка любила играть со зверями (живыми и игрушечными); с материалами вроде пластилина или теста; в воде, с водяными игрушками, в ванне могла пару часов провести; наборы вроде Лего, и ситуационные-игровые (Барби домики, конюшни, пиратские корабли, ферма); ролики, скейт, самокат; рисование. 21.01.2005 00:00:17, Мария Д.
Да все, что угодно. Пока читать не умели - играли (игрушек всегда было много, разных - на любое настроение; без игрушек играть тоже можно); смотрели картинки в книгах; рисовали и лепили - это реже; рукоделием каким-то или изготовлением чего-то из подручных материалов - занимались периодически, когда просыпался интерес; разговаривали со мной обо всем подряд - всегда, когда я не была сильно погружена в работу; телевизор, пластинки со сказками - это у старших было; потом - видеокассеты, аудиокассеты и компьютер...
В общем, всегда было нечто такое, чем им ХОТЕЛОСЬ заняться. Т.е. не возникало ситуаций, чтобы не хотелось НИЧЕГО.
Может быть, скучно бывает тогда, когда что-то запрещено? Например, запрещается смотреть телевизор и сидеть за компьютером, а ребенку хочется именно этого. Он не может ничем заняться "взамен", потому что других желаний в данный момент нет :-).
Я - не запрещала. Ничего. (Если речь не шла об опасности для жизни и здоровья :-).) Поэтому ребенок мог заняться ИМЕННО тем, чего ему СЕЙЧАС хочется.
20.01.2005 19:05:41, Nesmejana
а играть в ролевые игры им не хотелось? 23.01.2005 21:49:33, Шин
Хотелось :-). Просто я перечислила, что с ходу в голову пришло :-). А на самом деле очень много всяких интересных занятий есть и было. 23.01.2005 23:19:33, Nesmejana
пчела Майя
У нас нет на всех компьютеров и телевизоров. А другие занятия были очень плохо представлены - оригами ребенок когда-то занимался, какие-то модельки клеил из наборов, но это ничтожная часть времени. 20.01.2005 19:08:29, пчела Майя
У нас тоже не всегда было много компьютеров и телевизоров :-). Но зачем много-то? Если, например, я работаю, один ребенок (старший) читает, то второму (младшему) и одного телевизора хватило бы, вроде? ;-) 20.01.2005 19:49:00, Nesmejana
пчела Майя
А мешают мультфильмы. Он около меня. Одно время у нас был второй, но его уронили. 20.01.2005 20:02:50, пчела Майя
Т.е. ребенку иногда было "скучно" по той причине, что уронили телевизор ;-)? Ну, абсурдно же, правда?
И потом, мультики - это только одно занятие из десятков возможных.
20.01.2005 21:45:33, Nesmejana
пчела Майя
В том-то и дело, что не из десятков. Комьютер-телевизор, и все. А это целыми днями невозможно. Неважно почему: потому что нету (уронили) или по другой причине. Ну почитать еще можно, но тоже недолго (а до шести лет и вообще сомнительно - у нас). А других занятий не придумано. Потому и скучно. 20.01.2005 23:07:55, пчела Майя
Ээээ, а как же игры?!!! Это же, по-моему, главное занятие любого ребенка :-)! А играть можно во что угодно и с какими угодно предметами! 21.01.2005 01:16:57, Nesmejana
пчела Майя
Так это лет до пяти. А лучше всего это дело шло в год-два. Одних кастрюль хватало на час игры. А скучно - это когда уже играть - большие, а читать часами еще не получается. 21.01.2005 01:20:26, пчела Майя
В каком возрасте играть большие, а читать ещё не умеют? В десять-двенадцать? Не пойму что-то описание. 21.01.2005 01:44:02, Мария Д.
пчела Майя
Читать у меют, но не могут читать несколько часов подряд. Устают или надоедает. Поэтому получается дома нечем заняться, если только не компьютером и не телевизором. И можно ходить и говорить, что скучно. Лет в 6-8 примерно. 21.01.2005 01:47:15, пчела Майя
Дочке сейчас 6.5 Она любит играть с игрушками в ролевые игры, в том числе в конструкторы для этого. Играть со стихиями - вода, огонь, земля :-) Ну, не земля, глина, скажем. Есть ещё дела, которые сама не начнёт делать, но делает с удовольствием - уборка, уход за животными, стирка и отмывание игрушек. Много времени занимают музыкальные инструменты, этим занимается с удовольствием. Рисует часа 2-3 в день обычно. Раз-два в неделю гулянки с подружками на сутки (sleepover), их тогда не видно и не слышно. Физические игры - прыжки какие-то отрабатывает, на перекладине (в дверном проёме) и другая гимнастика, танцы - можно включить музыку и дать пару шёлковых платков, ребёнок час будет танцевать. Любит разговаривать по телефону, но не очень долго - полчаса, наверное, подряд, ухо болит. Книги, которые не читательные, а смотретельные, подолгу занимают :-) Ну, вроде энциклопедии "Инопланетяне из мировой фантастической литературы". Какие-то ещё "творческие" штуки - смешные коллажи, мобили на потолок, "скульптуры" из вторсырья. Время от времени мы садимся и записываем, точней зарисовываем, длинный список идей для занятий, и он лежит в доступном месте.

Но ещё у меня на заявку "скучно" всегда есть список РАБОТЫ. Скорей всего, пошлю мыть туалеты :-)
21.01.2005 16:55:13, Мария Д.
пчела Майя
А туалеты они не хотят. Я на вопрос, чем заняться, тоже иногда предлагала помыть посуду или попылесосить. Нет, тогда лучше просто так сидеть. 21.01.2005 17:05:20, пчела Майя
Мы договорились, что если ко мне обращается за идеей дела, то моя идея должна быть принята. Иначе всё превращается, по дочкиному выражению, в "морочение головы" :-) Понятно, это не относится к brainstorm, когда мы кучами идеи выдвигаем все вместе, и только их малая часть вообще видит свет. А вот если так: "что мне сейчас делать?" - ко мне вопрос, я отвечаю, и ответ должен быть выполнен, или приставания прекращены :-) 21.01.2005 19:03:46, Мария Д.
Трудно мне поверить, что ребенок в 6-8 лет не любит играть. Если под этим понимать ВСЕ игры, которые ему доступны - строить, собирать что-то из конструктора, мастерить какие-то штуки. Это вполне интересно и детям 10-12 лет.
Если ребенок говорит, что ему "скучно", то, наверное, ему не подвернулась никакая подходящая игра, сам не додумался, родители не подсказали?
21.01.2005 12:06:52, Nesmejana
Любит, только не один. 23.01.2005 21:51:10, Шин
У меня другой опыт :-). У меня дети и в одиночку отлично играли, и в компании тоже с удовольствием. Просто игры разные. 23.01.2005 23:21:16, Nesmejana
угу, а мои любят с мамой играть помимо всего прчоего 26.01.2005 20:22:19, Шин
пчела Майя
Наверное так. 21.01.2005 12:43:08, пчела Майя
У меня еще деть маленький, но у друзей сынуля, сейчас ему 6.5...

Из самостоятельных нескучных развлекух -- лего всякие, рисование, конструкторы, акромя компьютерных игр, телика.
21.01.2005 01:56:55, AO
пчела Майя
Я задала вопрос Несмеяне так как ее дети не ходили ни в сад, ни в школу (почти). То есть заведомо проводили дома много времени. Поэтому мне было интересно, как они его занимали. Мало времени занять можно, проблемы появляются, когда его становится больше. 21.01.2005 12:46:01, пчела Майя
Я, вроде, ответила? (Если нет - готова продолжать :-). Я уезжала на 3 дня, так что выпала из беседы :-).) 23.01.2005 23:22:17, Nesmejana
пчела Майя
Да, ответила, конечно. 24.01.2005 01:10:47, пчела Майя

Читайте также
Как выбрать тот самый сапборд
Как среди всего этого многообразия найти ту самую доску, которая станет вашим лучшим другом на воде? Не переживайте, мы здесь, чтобы помочь! Давайте вместе разберемся, как выбрать идеальный сапборд и сделать ваш старт в мир гребли на доске незабываемым!
СДВГ у детей: как проявляется и что делать родителям
Плохая успеваемость, проблемы со сном и поведением могут быть сигналами СДВГ –распространенного психического нарушения. В статье расскажем, как распознать болезнь и помочь ребенку.

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!