Раздел: Общее развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Красно Солнышко

О востребованности (продолжение)

По итогам обсуждений последних дней, я для себя сделала вывод, что, по мнению большинства, проблема скуки в школе решается намеренным избеганием «школьных тем» в дошкольный период.

Хотелось бы понять детальнее, что все-таки такое «школьные темы» и что такое нешкольные темы?

Мне понятен подход: танцы, музыка, спорт.

Но есть еще такой момент, как общее развитие. Оно нужно???

И вот тут возникает парадокс. Чем большее внимание мы уделяем общему развитию ребенка: память, внимание, логика, волевая сфера, крупная и мелкая моторика и так далее и тому подобное, чем качественнее и эффективнее это делаем, тем больше вероятность, что ребенку все равно будет скучно в первом классе. Он поймет и сделает все в разы быстрее остальных. Значит, и тут притормаживаем или опять занимаем чем-то помимо школы? В школе – арифметика, а мы – интегралы...

Зайдем с содержательной стороны, вот, например, теория множеств – это школьная тема или нешкольная? Или, так любимая многими – комбинаторика?

Отлично, не трогаем арифметику, занимаемся комбинаторикой. Вы всерьез уверены, что ребенок, пропустивший через себя комбинаторику, будет испытывать трудности с банальной арифметикой? Ему, действительно, надо будет целый год учиться считать в пределах десяти?

А зачем вы показываете ребенку презентации по астрономии, географии, истории? Это же все школьные предметы. Все это будет преподаваться в школе рано или поздно!

Мария Д, говорит еще про школьные формы. Что такое школьные формы? Терминология? Получается, что подготовленного ребенка мы отдаем в школу ради этих форм? Или мы все-таки не планируем отдавать такого ребенка в школу???

Еще один момент возник - о приемственности. Если подготовка при школе, то вроде, не о чем беспокоиться. Есть о чем, имхо. Потому как эффективность ниже в разы. Некоторым, с которыми родители с раннего детства не занимаюся, отдали, допустим, все на откуп той же системе и трех лет на счет в пределах 10 оказывается мало. Поэтому - повторение, мать учения...
07.11.2004 19:53:33,

13 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Мне бы ваши проблемы в 7 лет. А не хотите учительницу, которая всеми возможными способами будет доказывать односторонность развития много и рано зачитавшего ребенка, публичные унижения, несправедливости, обиды, издевательства одноклассников. С Вашим ребенком носятся как с писанной торбой, лелеют, оберегают, любят. Чего Вам еще нужно. Главное, чтобы любили. Подождите, из любви к ребенку подлинный педагог и индивидуальные задания будет проводить, и консультации с преподавателями старших классов сведет, и нужную книжку-журнал подсунет, и кружок организует под Вашего ребенка. Настоящего ученика учитель ждет всю жизнь, таких учеников помтят много-много лет после выпуска. Все еще будет, не суетитесь. 10.11.2004 11:06:26, Iren Kookliina
Красно Солнышко
Не поняла. Вы, действительно считаете, что носятся? Или это гипотетически. Просто вы первая делаете такие выводы :) Все советую школу срочно менять. 10.11.2004 14:31:10, Красно Солнышко
1. С вами разговаривали очень вежливо о переводе ребенка в следующий класс.
2. Вам предоставили психолога для решения ребенкиных проблем.
3. Никто Вам не говорил обидных слов, ребенка после консилиума не обижают. Отношение к ребенку как к человеку после заявления Ваших претензий не изменилось.
В моей школьной жизни ничего подобного не было. У меня в средней школе была учительница математики, замечательный математик, учитель во втором поколении. Очень ценила мой ум, говорила, что мне в школе скучно, потому что слишком легко в своем классе, не понимала отказа моих родителей перевести меня классом старше, брала на себя все переговоры с другими учителями , чтобы досдать материал по другим предметам досрочно и перевестись в середине учебного года. НО ненавидела меня как человека, во всеуслышание это заявляла, обвиняла меня во всяких нехороших штуках, клеила ярлыки. Я думаю, что без математики я бы как-нибудь прожила, а вот без любви жить просто невозможно. Я ту учительницу до сих пор во сне вижу и зубами во сне скриплю.
Ну договоритесь Вы давать статейки по математике для самостоятельного чтения на уроке, задачки, пусть доклады делает по математике на уроках. А русским языком занимается в своем темпе вместе со всеми. Всего-то. Учите читать книги с карандашом в руках. В старых Квантах есть статейки для начальной школы, пусть ребенок сам работает. И сдает зачет по математике за 1 класс, по чтению тоже можно сдать. Пусть у Вас бумажки на руках будут. Тогда на любых уроках , по любым предметам можно своим делом заниматься, даже астрономией. И в течение этого учебного года спокойно доделать программу 2 класса самостоятельно, без коллективной дури. Общаться можно в своем классе со своими сверстниками, а учиться по отдельным программе 2-3 класса. В конце концов свободное посещение отдельных уроков организовать можно. Это будет реальное изменение существующей школьной системы, а не прыгание в другой класс по той же самой системе. И смирения побольше, глаза долу. Учителей добрых не так уж и много. А ведь могли и слухи по школе пустить, на уроке перед одноклассниками в калошу посадить и посмеяться.
10.11.2004 16:19:53, Iren Kookliina
Красно Солнышко
Так я как раз считаю, что школа хорошая в целом. В том числе и исходя из того, как они себя в этой ситуации повели. Я просто ваше замечание не поняла :), теперь понятно. 10.11.2004 16:35:14, Красно Солнышко
Штуша
На выходных было о чем подумать, да и с мужем поговорили… Попробую изложить свои мысли.
Есть «школьные темы» и есть «школьная форма подачи школьных тем». Если ребенка просят принести с грядки 3 морковки и 2 петрушки, а потом по просьбе мамы принести 3 вилки – это школьная тема. Но не школьная форма ее подачи. В стандартной школе (даже если эта школа имеет репутацию хорошей) от детей будут требовать, скажем, дружного выкладывания на стол 3 счетных палочек. Потом 2 счетных палочек. Или, когда дело дойдет до вычислений, решения большого количества однотипных примеров. Для школы характерно некоторое натаскивание. В такой школе будет скучно не только подготовленному ребенку, но и неподготовленному. Дело тут не в том, что ребенок это уже знает, а в занудной подаче материала (незанудные учителя, к сожалению, редкость). У подготовленного ребенка в такой ситуации, на мой взгляд, даже есть преимущество, так как, скорее всего, он сделает все быстрее. Если это домашнее задание, он получит свободное время на решение более интересных задач или какого угодно другого времяпровождения. Если это происходит на уроке, и ему придется ждать, пока все это сделают все остальные, то у него появится возможность посмотреть в окно, заглянуть в учебник на предмет «а что там дальше», пошушукаться с соседом по парте, пофантазировать, никому не мешая и т.д. Часть подобного времяпровождения на уроке приветствуется далеко не всеми учителями, но это уже другой вопрос. Но если ребенок выполняет все требования, и является в классе в какой-то степени «звездочкой», то он вполне может получать от учителей некоторые скидки. Здесь, конечно, есть опасность некой формы «звездной болезни», т.е. надо думать, как научить ребенка не злоупотреблять таким своим исключительным положением. Не слишком хвастаться своими знаниями перед сверстниками, кстати, тоже хорошо бы научить.
Еще вопрос, как с ребенком занимались родители. Если ему во время занятий было интересно, то в школе ему будет сложно смириться с занудством, с вещами, которые, на его взгляд, бессмысленны. С заданиями, которые надо делать потому, что просто надо, без объяснения, зачем надо. Ждать, когда элементарные на его взгляд вещи поймут все остальные. Ему будет сложно выполнять требования по оформлению, т.к. ему будет непонятно, чем отступить 3 клеточки хуже, чем отступить 4. Такое происходит далеко не со всеми подготовленными детьми, большинство, мне кажется, воспринимают это философски, но такая ситуация вполне возможна.
Если же родители занимались по школьному шаблону, также занудно натаскивая, то тут тоже может возникнуть проблема скуки в школе – этого ребенка уже этим занудством достали.
Очень часто ребенок в школе не просто получает знания, не только учится читать, считать, писать и т.д. Гораздо больше времени тратится, наверное, на то, чтобы научиться учиться в школе, научиться выполнять эти школьные формальности. Спокойно воспринимать то, что есть кажущиеся идиотскими требования, которые надо просто выполнять, надо тоже учиться, это не у всех приходит сразу. Да и возраст, когда ребенка можно начинать этому учить, тоже у всех детей разный. Стоит ли этому начинать учить в 7 лет – это, конечно, тот еще вопрос, но просто не у всех есть возможность оставить ребенка дома и не водить его в школу.
И еще мысля такая. Не стоит, наверное, школу (по крайней мере, российскую школу) рассматривать исключительно как учреждение, которое даст ребенку образование, т.е. необходимый багаж знаний и умений . Лично я очень много вынесла из школы, я получила там много того, чего я бы не получила, занимаясь только с родителями, но к знаниям и умениям, подразумеваемых школьной программой, это почти не имеет отношения. Дать детям то, что я получила в школе, своими силами, я, как мне кажется, не смогу. Плюс еще надо работать. Поэтому планирую, что дети будут ходить в школу.
Думаю, что, наверное, отдавая ребенка в школу, не стоит ее идеализировать. Школа – далеко не некий идеальный храм знаний, учителя тоже люди, и могут ошибаться, и могут иметь своих «тараканов». Это стоит понимать и родителям, и в какой-то степени ребенку. Родителям в плане получения образования не стоит целиком полагаться на школу. Ребенка, наверное, надо бы подготовить так, чтобы «неидеальность» школы и учителей не были для него шоком.
Имею в виду стандартную российскую школу, я не рассматриваю школы, где все учителя –замечательные творческие педагоги, к детям подходят индивидуально. Если такая и найдется, мне она, подозреваю, не по карману. Проблема еще в том, что даже если школа имеет репутацию хорошей школы, нет никакой гарантии, что там нет учителей-идиотов. Они там вполне могут оказаться, являясь, например, сестрой хорошей приятельницы директора школы. Учитель, имеющий среди многих родителей репутацию хорошего, может иметь эту репутацию просто за счет объема задаваемого на дом материала и жесткости требований. На эти грабли когда-то наступили свекр со свекровью, «по блату» пристроив своего сына к «хорошей» учительнице. «Хорошая» школа – тоже может иметь репутацию хорошей просто за счет большего объема даваемого материала, дополнительных предметов. Методы преподавания в большинстве из них такие же, как и во всех остальных.
В общем, изложила, вроде. Прошу прощения за сумбур и занудство :)))
10.11.2004 10:46:37, Штуша
СуперЛил
Пара замечаний.Вы,как я поняла,были спокойной девочкой и могли "фантазировать и размышлять о своем" в моменты,когда скучно на уроке.Я же,например,была "чертенком".И просто не могла сидеть на месте,не то что,когда скучно,вообще в том возрасте,я подозреваю.Уже в первом классе меня "заклеймили" в стенгазете-высмеивающий стишок+карикатура.Вместо рук и ног у меня нарисовали пружинки.Остроумно,все смеялись...кроме меня(я плакала).Символичный момент такой...От него я отсчитываю начало переделывания меня.Я не вписывалась в школу...по энергичности своей,по уровню развития.Ну,школа вряд ли станет подстраиваться под кого-то.Уж лучше ломать,каверкать ребенка,но втиснуть-таки его в рамки.
И о социализации.Ну да,там модель общества,наверное.Не знаю.Хорошо,а если ребенок допускает какую-то ошибку раз-другой,и его быстренько оформляют в изгои.Даже без ошибок-просто он слишком тихий,скажем.Или еще чем-то отличается от других.Дети в школе любят это-объединяться в стайки "против кого-то"(почему не "по интересам",казалось бы,логично...а может,одно другому и не мешает).И вот ты уже объект насмешек...Какие там отношения!Ты уже в клетке с разъяренными львами,и выхода нет.Ну,это образно,конечно.В принципе,завоевать авторитет в среде,изначально тебя не принявшей-тоже социальная задача,конечно.Типа-бросили в реку,выплывай!Но в 7,8,10 лет многие ли дети это смогут?Я ненавижу свою школу!Сорри за эмоциональность,но это личный опыт,болезненный.
14.11.2004 08:05:40, СуперЛил
Штуша
Нет, я не была спокойной. Тоже "пружинка" :) Я не только фантахзировала, но и вертелась, шушукалась... Правда, учителя ограничивались замечаниями.
Что касается ошибок во время социализации - у меня их столько было! В 7,8,10 лет еще есть тыл - родители. К ним можно обратиться за помощью, хотя бы чтобы они попытались объяснить, в чем ошибка. Ошибки исправляются, имидж тоже (имидж 7-8-летнего нередко годам к 12 меняется очень сильно). Это я могу сказать, как бывший ребенок-изгой, частый объект насмешек. Именно из-за своей непохожести. Были и слезы, и желание уйти из школы... Но сейчас оглядываюсь на это как на то, без чего, думаю, было бы куда хуже. Это был опыт непростой, но положительный.
Вопрос еще в альтернативе (имею виду Россию) - что делать, если в 7 лет не отдать в школу. Отдать позже? Домашнее образование? До каких пор щадить ребенка? Не факт, что в 12 лет будет легче, чем в 7. Позже, мне кажется, сложнее адаптироваться. Да и более младшие легче меняют отношения к человеку. А каково 16-17-летнему вдруг попасть в непривычную среду, не умея общаться ни со сверстниками, ни с более старшими? Институт, работа или что там еще... Рано или поздно человек столкнется с обществом, и если до этого он совсем не знал, что это такое... Да, можно, думаю, и в домашних условиях обеспечить умение контактировать с обществом. Просто лично я не уверена, что смогу это правильно сделать, так, чтобы потом не было шока, когда дети вырастут. Корректировать школьные отношения - да, тут у меня больше шансов преуспеть. Те мои рассуждения, конечно, касались меня и моих детей. Я описывала, как я для себя это вижу. Кто-то наверняка представляет себе все иначе. Разные родители, разные дети, разные семьи.
15.11.2004 09:58:03, Штуша
Красно Солнышко
Я очень внимательно прочитала ВСЕ. Понятно, что мы говорим о грамотном подходе, когда три морковки всегда были очень в контексте интересов ребенка, когда школьные темы не были навязаны, а просто не могли не возникнуть в силу грамотного подхода к развитию ребенка. Если это не так, то тут все понятно, нечего обсуждать, надо просто менять подходы.
Мы обсуждаем ситуацию, когда "школьные темы" не являются единственными, развитие равностороннее и широкое настолько, что и школьные темы (а не формы, в твоей интерпретации) так или иначе стали маленькой частью этого большого множества.
Остались ряд вопросов:
Как обезопасить переподготовленного ребенка от звездной болезни.
Обидно же, занимались-занимались, а школой все постепенно нивелируется.
Мне кажется, ты очень большую роль придаешь социализации. Тому, что дает школа помимо знаний. Садовский ребенок привыкает быстро, за месяц точно, мы это обсуждали в 7-12. Даже те, кто в это не верил, быстро в этом убедились :)
10.11.2004 14:46:35, Красно Солнышко
Штуша
«Как обезопасить переподготовленного ребенка от звездной болезни». Вопрос интересный. ИМХО – решение проблемы очень зависит от ребенка, от коллектива, в который он попал, да и от мировоззрения родителей тоже. Универсального оптимального метода, думаю, не существует. Есть дети, которые не особо хотят выделяться среди сверстников, ну, характер такой. Здесь, наверное, проще. У меня есть впечатление (конечно, оно может быть ошибочным), что Ксюша как раз из таких. Этот вывод я сделала по ее желанию окопаться на последней парте. А есть такие, с которыми надо вести серьезную работу. Тут, мне кажется, кроме объяснений, есть и еще способы:
– дополнительно заниматься с ребенком, подкидывая ему задачки или ставя вопросы, которые он не может решить легко, с ходу; т.е. дать понять, что не все всегда просто;
– устроить ребенка на какие-нибудь занятия (что угодно – музыка, спорт, хореография), на которых он не будет «звездочкой» (ессно, они должны ребенку нравится).
Наверняка есть и еще куча методов, я пока не очень задумывалась, указала то, что на поверхности. Иногда сам коллектив в классе способствует борьбе со «звездной болезнью». «Звездочек» может быть несколько, это уже проще. Может быть и по-другому. У нас в классе, например, считалось дурным тоном отвечать учителю или выходить к доске по собственной инициативе. «Звезду», излишне похваляющуюся своими знаниями, скорее всего, жестоко забили бы. Правда, это класс у нас такой был специфический, почти все учителя это отмечали, многие говорили, что раньше с таким не сталкивались.

«Обидно же, занимались-занимались, а школой все постепенно нивелируется». А вот тут не согласна. Если не пустить все на самотек, то эти занятия до школы не пропадут даром, даже если в школе развитие немного притормозится. В этих занятиях важен был не столько результат, сколько процесс. Неважно, ЧТО ребенок усвоил в результате, куда важнее, что у него была возможность почувствовать удовольствие от процесса. Главное, не дать ему забыть о том, что учиться может быть интересно. К тому же, дошкольный период такого ребенка был куда насыщеннее и интереснее, чем у его «неразвиваемых» сверстников. Общие интересные занятия с родителями – это тоже плюсы. Это развитие – то, что потом обязательно проявится, возможно, не сразу, а позже. Что касается школы… Понятно, что все попали в класс с разным багажом (даже если были какие-нибудь вступительные тестирования), и одни подготовлены лучше, другие – хуже, всех надо выравнивать (а еще не все стремятся «подрасти», что сильно усложняет работу даже очень хорошего педагога).

Социализация. Да, я придаю ей очень большое значение. Потому, что это очень сложно. Куда сложнее, чем любой школьный предмет :). Видимо, тут много личных причин. У меня вокруг слишком много примеров людей, у которых во взрослой жизни возникла куча таких вот проблем из-за «социализации». Если бы не школа и всякие там пионерлагеря, лично мне пришлось бы очень туго. В жизни очень важно уметь решать проблемы, возникающие при контактах с людьми, иногда даже важнее, чем брать интегралы, знать теорию относительности и в каком году была Куликовская битва. Причем, под «социализацией» я имею в виду не столько адаптацию к школе и вливание в коллектив (на это садовскому ребенку месяца наверняка хватит, да и многим несадовским тоже), сколько много чего другого, потом пригодится. Адаптация не к школе, а к жизни. Это намного дольше. Школа моделирует кучу жизненных ситуаций, в которых без подготовки сложно сориентироваться, с которыми надо научиться бороться или жить. Лицемерие, необходимость соблюдать формальности, формулы «Я – начальник, ты – дурак!», «Шибко умных не любят» и много всего прочего – все это появляется почти в любой школе (хорошо, что, как правило, не все сразу). Это моделирование сложно обеспечить в домашних условиях. Кроме того, ребенку, которого развивали, нужно решать куда больше проблем, так как он, скорее всего, окажется «белой вороной», не таким, как все (та же проблема "звездной болезни"). А научиться жить среди людей «белой вороной» или перестать ею быть (уж кто что выберет) – на это нужно время. «Серой массе» в этом плане проще.
PS Не читала Леви «Нестандартный ребенок»? Там, правда, случай крайний – очень выделяющийся, одаренный ребенок (причем развивавшийся самостоятельно) в обычном классе. Если не читала, думаю, стоит. Вряд ли поможет решить проблему с дочкой, но должно быть не безынтересно.
Вот блин, опять длинно получилось! :)))
11.11.2004 13:08:06, Штуша
Красно Солнышко
Спасибо. Я прочитала внимательно. Интересно :) 11.11.2004 14:06:10, Красно Солнышко
СМ
Чего-то все молчат, как партизаны :) Опять влезу (после размышления на тему скуки в школе).

В чем радость от таких мероприятий как кроссворды? Человек вписывает то, что УЖЕ знает и радуется.
Или то, о чем писала М.Монтессори - как старшие С УДОВОЛЬСТВИЕМ заходили к малышам (в разновозрастной школе) и занимались их "погремушками". В чем прикол?
М.М. объясняла это тем, что детки как будто набирали сил на "проверенном материале" перед "прыжком" в свою учебу.
Это все тоже варианты, почему подготовленный ребенок все же не жалуется на скуку в школе. Есть и другие - например, игровой момент (играть роль ученика), когда это так завораживает, что не важен текст роли (а может и лучше, когда текст известен, легче сконцентрироваться на другом :)).
По поводу школьных тем сейчас продолжу :)

09.11.2004 16:07:20, СМ
Штуша
Я готовила длинный и занудный ответ в Wordе, щас как вывешу :) 10.11.2004 10:44:30, Штуша
СМ
:) 10.11.2004 11:25:55, СМ


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!