Раздел: Обучение чему-то (как развить у пятилетнего ребенка логику)

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Как развивать логику и мышление?

Поделитесь плз опытом, как вы развиваете у дитя логику и мышление?

я наверно делаю что-то не так, но никак не получается у своего чада развить эти самые логику и мышление.

уже изучено нами множество книг на подобную тему, по любой из них он решит задачку любой сложности, но только по тому что запомнил, даю точно такое же задание, но не из пройденной книжки, все - тупик.

В быту тоже самое, единственно где проявляется его логика и мышление - это в методах загнать кого-нибудь в угол в плане его высказываний. Софист еще тот, бабушку настолько быстро запутает и выставит полной, извините, дурой, что даже мы с мужем порой диву даемся, хотя сами полюбляем это дело, конечно не в отношении бабушки :), а так, по жизни.

Занимаюсь я с ним много всяким и по-разному, но работает только его хорошая память.

Еще, я в нем еще не открыла настоящих привязанностей к какому-либо занятию.
Из того чем занимаемся, все делает с энтузиазмом, но я вижу что нету в этом истинного увлечения. Отсюда может и следует его нежелание думать, может ему это не интересно просто. Но на данный момент, я делаю все что в моих силах (в плане поиска его внутреннего я). Дополнительных кружков или занятий я больше позволить себе не могу, но сама выкладываюсь на занятия с ним по полной (в пределах своих сил и возможностей конечно ;)). Не хвататет только дельного совета, что я недоделываю или переделываю :)

Чем занимаемся (в плане логики и мышления):

1. книжки с задачками по логике
2. различные головоломки (пятнашки, кубик-рубик, пазлы и т.д. и т.п.)
3. шахматы
4. что видим/слышим дома/на_улице/в_ гостях обсуждаем на предмет ассоциаций/соответствий/фантазий и т.д.
5. словесные игры: антонимы, синонимы, перечисление слов/предметов на определенную тему...
6. игры такие как "съедобное-несъедобное", "живое-неживое", "высокий-низкий"...
4. при различных занятиях пытаюсь ставить вопросы так чтобы пришлось немного подумать, не всегда конечно, по ситуации смотрю

наверно не все вспомнила, списка не виду.

Что скажите?
04.07.2004 01:53:10, Tiri

18 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Спасибо всем за мнения, советы и рекомендации. Вы подкинули мне пищу для размышлений. Не уверена что все смогу реализовать, но покрайней мере, буду знать в какую сторону работать. 05.07.2004 22:52:55, Tiri
Расскажите потом, как оно :-) Удачи! 06.07.2004 01:00:48, Мария Д.
у меня реб на пол года старше, и я не представляю, как он может играть с кубиким рубиком или в шахматы. . . он до этого еще не дорос! напишите, как ваш ими играет?
насчет логических задач, наоборот, он сразу схватил идею (мы начали гда то в 2,9) и щелкает их, как орешки. Видимо, это врожденное. Не в том смысле, что у вашего этого таланта нет, а в том, что в каком возрасте это проявится. Могу посоветовать только одно: предлагать эти задачки не каждый день, а раз в месяц. В один прекрасный день его "прорвет"
05.07.2004 12:38:27, NatalyaLB
кубик-рубик он крутит по своим каким-то соображением, мне так кажется что просто так, но крутит пока не соберет. Сперва я ему поворачивала так, чтобы для сбора достаточно было одного поворота, потом два поворота и т.д. Сейчас собирает только одну полоску одного цвета, но мы недавно его купили, буквально недели две. Вот прямо сейчас сидит на горшке и пытается две полоски собрать :). Еще ему нравится собирать буквы Т,Г,П,О из одного цвета, но сам еще не может, только с моей помощью.

с шахматами возимся где-то пол года. Сперва учились расставлять фигуры и запоминали названия. Он считал это великой игрой в шахматы :). Когда освоили этот этап, начали учиться двигать фигуры. Когда запомнил, начали разбирать понятие "побить фигуру", шах и мат. Сейчас рассматриваем комбинации "мат в 2/3 хода" или просто проигрываем игру от начала до конца, только я хожу так, чтобы он мог всегда бить, ну и сама конечно ем его фигуры.
В отношении шахмат это была чисто его инициатива, так как часто видит как я на компе играю.

Еще он любит в нарды играть, но правила игры я еще ему не объясняла, мы просто кидаем кубики и делаем нужные ходы пока все в дом не загоним. Блокировки, хитрости и нюансы еще не рассказывала. Когда ему надоест просто фишки переставлять, тогда начну рассказывать.

Раз в месяц не получится, я покупаю обычно большие и красочные книжки, его просто прет с ними возиться и простой просмотр картинок его не удовлетворяет.

А про "прорвет" я знаю, обычно так и происходит, буквально вчера его "проравло" самостоятельно составлять слова из букв. Но тут мне мой нюх подсказывает, что ожидаем прорыва не обойдется. Не могу объяснить это, просто чувствую. В других вопросах я вообще даже не задумываюсь ни о чем, когда прийдет время, тогда и будет, а тут...
05.07.2004 17:04:12, Tiri
А в шашки не пробовали? Все-таки в шахматы сложновато... Я, конечно НЕ имею ввиду, что не надо шахматами заниматься, а к тому, что продумывать ходы в шхматах, наверное не скоро еще получится. А вот в шашках самые простые логические продумывания как раз легко попробовать. На уровне "сюда поставишь, я тебя срублю..." А потом и как "прикрыть, чтоб не срубили". Мне кажется, для таких малышей в шашках будет больше толку для логики. А шахматы пока все равно ведь идут на уровне запоминания в основном (я не говорю о возрасте немножко постарше) 07.07.2004 16:48:31, Тан Я
шашки у нас пройденный этап, раньше играл, сейчас ему не интересно 13.07.2004 16:59:16, Tiri
Ассоциативность и метафоры важно поддерживать. СВОЮ логику. 04.07.2004 18:51:41, Мария Д.
брррр, не поняла
что значит ассоциативность и метафоры по данному вопросу? и что значит "свою логику"?

я бы не хотела ему передавать свою логику мышления, я думаю программным кодом ;) врядли это подойдет ему и может совсем не пригодится в случае, если он будет ботаником или еще кем, не связанным с точными науками.
04.07.2004 23:53:36, Tiri
Есть "общепринятая" логика. А ведь каждый ребёнок, если ему дать, создаёт СВОИ правила логики. Сортировки те же - по своим (ассоциативным) признакам, например, цыплёнка с мышкой вместе, потому что они маленькие, и одуванчик туда же, потому что жёлтый, как цыплёнок. Подумайте, как бы ребёнок СОЗДАЛ такие вот "задачки на логику" - если бы это была ЕГО логика, его мир. Собственно, интересно детям часто именно придумывать, создавать, или же чтоб другие для них в их логике создавали. Свои символы, свои законы, свой язык. И потом от этой детской логики - плавно переходить к общепринятой, как к одному из вариантов. Если приведёте пример задания из книжки, я постараюсь привести примеры того, как дети подходят к творчеству на близкие темы. 05.07.2004 00:14:02, Мария Д.
аха, интересно... не знала такого подхода, попробую. Тока вот зная его, могу предположить результат: он в один момет придумает один закон распределения, а через 5 минут - другой :) Это будет нормально? поддерживать его в этом или просить придерживаться одного закона?

а есть что-нибудь почитать на эту тему?

ну вот такие примеры из книжки, которые он не решает и это меня удивляет:

1. дается ряд из 5-ти квадратов. каждый квадрат разделен на две части и закрашен разными цветами. 4 квадрата одинаково разделены по-диагонали, а 5-й вертикально. Прошу найти квадратик, который непохож на другие (формулировки задания пробовала разные уповая на его непонимание вопроса). Тыкает в первый попавшийся. Начинаем вместе разбирать. Разобрали. "Понял?", "Понял". Даю такой же ряд с кружками, опять тыкает наугад. Опять разбираем вместе. Даю третий ряд. Тот же эффект. Потом следует фраза "Я устал" :)

2. Не может находить отличия в рисунках. Хотя с легкостью находит силуэты различных предметов.

3. На рисунке домашние и дикие животные(овощи/фрукты, мебель/одежда ...). Необходимо провести черту между ними. Мы ниточку ложим в таких заданиях. Ложит неправильно, хотя точно знает где какое.

4. Не может продолжить ряд, например (ель, дерево, дерево, ель, дерево, дерево, ...) на картинках ессно.

5. 4-й лишний никак не дается. Прошу рассказать мне почему он выбрал именно эту картинку - грит "не знаю". Делаем разбор полета. Грит "понял", а на следующей группе картинок - опять "не знаю" :)

05.07.2004 01:46:58, Tiri
"он в один момет придумает один закон распределения, а через 5 минут - другой :) Это будет нормально?" Это совершенно нормально И стоит поощрять. Именно через такую ГИБКОСТЬ можно развить продвинутую, пост-арифметическую :-) так сказать математику. Например, Х в один момент может быть равен 4, а в другой - 10. Переменная. Или вот разные системы логических предикатов, там тоже нужна гибкость. И не только математика! В литературе, скажем, те же метафоры, да и большинство художественных приёмов именно на гибкости и переменчивости основаны.

Почитать на эту тему... Я знаю специальное только: Выготский, Лурия. Просто "хорошее про детей", там про то, как их "закидоны" глубоко понимать - Осорина "Секретный мир детей в пространстве мира взрослых". Приедет Элла П. через месяцок, можно у неё спросить литературу.

При этом стоит продумать тщательно вот какой момент: как помочь малышу ДОКУМЕНТИРОВАТЬ свои придумки :-) Это у детей, во-первых, слабое место (сами не могут обычно), во-вторых, они очень любят и хотят этим заниматься, если помочь. Например, дочка каждый раз, как садилась за пианино, придумывала свою систему записи музыки. У нас этих систем... Я предлагала ей символы, помогала записывать, делала печатки с такими символами или рисовала их на наклеечках (можно нарезать от видеокассет), чтоб она могла сама ими пользоваться. Некоторые придумки можно фотографировать, другие - символизировать цветами, формочками, предметами... Дети вообще любят символы, если позволить им использовать символы 1-гибко (менять через 5 минут) 2-ассоциативно (кошка - символ белого цвета, потому что моя любимая кошка белая).

1. По примерам с квадратами. Во-первых, квадраты должны для начала быть вырезанными, чтоб ребёнок мог их физически ДВИГАТЬ для сортировки. Похожие складывать в один "домик", а другие - "не пускать". Это метафора сортировки - жильё, домики. Потом дети рисуют "домики" ВОКРУГ похожих, обводя их, или же зачёркивают непохожие. Во-вторых, стоит предложить ребёнку выбрать предметы для таких заданий ПО-ОЧЕРЕДИ с Вами. Скажем, ребёнок выбирает пять машинок и шестой грузовик, а Вы сортируете - машинки в один гараж, грузовик в другой. Потом Ваша очередь, и тут уж Вы даёте квадраты. Так можно получить доступ к мыслям ребёнка - как он составляет наборчики, как поправляет Вас, если сортировали не так, как он думал. И последнее, но очень важное - способов "убрать лишний" обычно много, важней объяснения, почему, чем угадывание чужого способа.

2. Отличия в рисунках - ЗАЧЕМ ему находить? Тут нужна опять же метафора, какая-то цель. Попробуйте сначала с предметами. Посмотреть на набор игрушек - закрыть глаза - одна игрушка "убежала в домик". Открыть глаза: какая убежала? Проверить, заглянув в домик. Опять же, всё для начала должно происходить в физическом пространстве. Скопируйте две раскрашки, начните раскрашивать одинаково. Потом пусть сын закроет глаза, а Вы дораскрасьте одну деталь - на одной лишь раскраске. Пусть найдёт. Потом Ваша очередь закрывать глаза. Дальше можно так изменять (раскрашивать, пририсовывать) две и более деталей. Тот же принцип: сначала СОЗДАВАТЬ задание своими руками, потом уже выполнять чужие готовые.

3. Сортировка домашних-диких животных: см. 1. "Неправильно" - видно, у него своя логика сортировки. Можно играть вот в какую игру: сколько РАЗНЫХ логических сортировок можно придумать с одной группой карточек.

4. У меня есть особая метафорическая игра на эту тему, "ходим по кругу". Предупреждаю, дети на неё часто "западают" - выделяйте время :-) Нужен крупный предмет, скажем, диван или кресло, посередине комнаты. Или песочница на площадке. Пара предметов (скажем, игрушечная собака и кошка) и их символы - печаточки с картинками, наклейки, если ребёнок уже пишет - буквы С и К. Собаку и кошку садишь на бумажку с их символами по разные стороны кресла. Берёшь с ребёнком длинную бумажку, я ленту от кассы брала. И - вперёд, по кругу, в поход. Как видишь собаку, останавливаешься: "Привет, собака!" и на бумаге ставишь символ собаки. Как видишь кошку: "Привет, кошка!" и на бумаге символ кошки. Все знакомые дети, даже лет восьми, ходили так подоооолгу. Раз двадцать. И на каком-то десятом круге можно спросить, кого там дальше встретишь. И он скажет, ЕСЛИ поймёт слово "дальше". А если не поймёт, скажете Вы, и потом уже он и слово будет понимать.

Вариант для любителей машинок: обруч на полу, машинка ездит вдоль него, и паркуется рядом с предметами (гараж-магазин-гараж-магазин-...) Потом количество предметов увеличивать.

5. См. 1 :-) Сортировки надо гораздо подробней проработать, причём именно ДЕТСКИЕ сортировки. Общепринятые можно объяснять поздней, к четырём-пяти годам. Точней, можно их предлагать, когда Ваша очередь сортировать. Но не стоит настаивать на том, чтоб ребёнок перенял Ваш метод сортировки, если сам не влюбится именно в такой вот метод.
05.07.2004 17:01:03, Мария Д.
Вот из этого второго письма лично мне чуть-чуть яснее стало, какого рода трудности в Ваших совместных заданиях :)
Мне кажется, что можно попробовать примерно то же, но на полшага назад, чтобы ребенок понял саму основу. Пока же, судя по описанию, он просто получает удовольствие от совместного общения-обучения, и, чтобы не расстраивать маму, говорит, что понял, а по сути - запомнил то, что она сказала.
Теперь чуть конкретнее про полшага.

По проблеме №1. Составить ряд самостоятельно из нескольких АБСОЛЮТНО одинаковых предметов или картинок, а 1 - отличается ТОЛЬКО ПО ОДНОМУ ПРИЗНАКУ (например, 4 синих кружочка, один такого же размера и формы, но красный). Спросить, что там лишнее затесалось, поинтересоваться ответом. Разных несколько таких заданий проделать, убедиться, что понял, что от него хотят. Потом чуть усложнить, чтобы признак был не так очевиден и т.п. и всегда просить, чтобы ребенок рассказывал, что он сделал и почему, СВОИХ ВЕРСИЙ ЕМУ НЕ ПРЕДЛАГАТЬ. Если не понял, отступаем, но не озвучиваем правильный ответ.

Проблема №2. Возможно, у него просто "глаза разбегаются". Попробуйте сделать "фокусировку", т.е. вместе рассмотрите КУСОК рисунка (можно разделить рисунок на квадраты, как в морском бое, можно по героям рисунка путешествовать). И вместе проговорить: вот на этом рисунке клоун одет в синий комбез, зеленые лапти, на голове красная шапка. Давай посмотрим, а здесь что? Пусть сам опишет, потом уточните - они чем-то отличаются? Потом следующий кусок и тп.

Проблема №3 - см. №1 плюс то же самое можно ведь разыграть по-другому - попросить загрузить грузовик только мебелью заготовить заранее картинки или реальные предметы кукольного размера (ессно, и "неправильные" тоже) или поиграть в игру типа "город, растение, животоное и тп.), тд, тп, .. Т.е. оторваться от книжки и понять ход мыслей ребенка, пойти за ним, а не тащить его. Может выясниться все, что угодно - может быть, он еще не четко понимает "границы группы" и, прокладывая "ниточный" путь, как раз СВОЮ логику использует или красивый "ниточный" маршрут изобретает или что угодно еще.

Проблема №4 - есть отличная игра у Марии Д на сайте про ряды-последовательности. В общем, попробовать то же, но немножко по-другому, и еще - начальный ряд должен быть достаточно длинным, не три-четыре варианта, а штук 10 хотя бы. Да, а самих элементов для повтора взять немного, сначала 2, потом 3 и т.д.

Проблема №5, по-моему, вытекает из вышеприведенных.

В общем, я бы посоветовала: 1)упростить задания, причем задвинуть книжки и на живом материле побольше, чтобы можно было пощупать, потрогать, переложить и так и эдак,
2)не торопиться с объяснениями, а больше слушать рассуждения ребенка, и лучше не спрашивать, почему ты выбрал это? (возможна реакция - наверное, опять неправильно, лучше прикинуться, что не знаю), а помочь ему озвучить, что он думал.
3)не напрягаться :))
05.07.2004 16:40:45, СМ*
Вы наверно знакомы с моим ребенком :) Действительно он получает удовольствие от любого рода совместной деятельности(конечно в рамках разумного). А при вопросе "почему" всегда сразу же дает другой ответ, думая что первый - неверен :).

По проблеме 1 и 4, спасибо за совет, попробую.

По проблеме 2. Мы именно так и делаем, каждую деталь разбираем вместе. Но сам рассказать, проанализировать, ответить - не может.

По проблеме 3. Слушать рассуждения дитя... хотела бы я их хотя бы раз услышать :) Он умеет рассжудать только в планировании дня, когда и что мы будем делать (сейчас мы покушаем и пойдем гулять, а спать не будем, потому что я уже большой:))), но никогда не может объяснить почему и что он делает, неважно, касается это занятий, каких-либо действий или событий.

Я только к примеру привела задачки из книжки, большинство этих задачек мы реализуем на предметах, карточках, на компе. Допустим про группировку, на предметах или карточках он это делал безошибочно еще в 2 года, сейчас ессно сделает тоже, ну а вот в книжке попалась задачка и все, отступили от раньше-принятого метода на полшага и все, он в тупике. Тоже самое у нас сейчас происходит со сложением. Научили его складывать по одному способу (под каждую цыфру ложим нужное количество палочек, потом все полочки сгребаем и пересчитываем), освоил хорошо, начинаю вводить метод к первой кучке докладываем по одной палочке из других кучек, продолжая счет от первой цифры) и опять тупик, отступили от прежднего правила. Таких примеров могу массу привести.

упростиииить задания... сама не могу упростить, я пыталась сама делать материал для занятий, игры какие-то вводить, не прет его, нету у меня таланта придумывать. По книжкам - да. Из тех книжек что я покупала для 4-5летнего возраста, он решает все, мы перешли уже на задания из книжек, в которых написано для 5-6летнего возраста. Есть задания, на которые я даже не претендую, чтобы он понимал, но вот те, что перечислила, это из разряда того, что он какбы знает вне книжного задания, а в задачке не может реализовать свои знания.

Я особо не напрягаюсь, просто фиксирую пробел в наших занятиях и пытаюсь восполнить его. Так же как просто учу его считать, читать, английскому или еще чему... просто ряд занятий, который ему пригодится в будущем и позволяет совместно проводить время с удовольствием и ему и мне.
05.07.2004 18:43:17, Tiri
:)) Еще по горячим следам мысль родилась - мне показалось, что деть немного "зациклился" на "правильных-неправильных" ответах. Я бы сменила попробовала сменить общий сценарий занятий - не задавать вопросы, не давать заданий, а потом выносить вердикт, а просто играть "на равных", причем каждый игрок может высказывать любые завиральные идеи. Или даже на тех же заданиях- ну, ткнул не туда пальцем, попытаться придумать "логику" и озвучить ему - наверное, ты решил, что конь относится к мебели, потому что у него четыре ноги, как у стула? (или - на нем суперудобно сидеть) Вот это идея! (без иронии, на полном серьезе, приглашая разве что улыбнуться). Да, а игры Мария Д. свои несколько описала, и я присоединяюсь к мнению (проверено и на своей шкурке), что гораздо веселее и полезнее свои задания придумывать, чем чужие выполнять (было бы время :). Удачи :)
05.07.2004 21:28:57, СМ
А вы не хотите годик подождать? Это не логика, а натаскивание на определенный вид задания. Пятилетнего ребенка можно на такое натаскать с полпинка. Может быть, ему просто еще рано. 05.07.2004 02:41:31, пчела Майя
да я сильно не настаиваю, ему самому нравится по книжкам заниматься, несколько раз в день тащит ко мне книжки. И раз уж занимаемся, то хотелось бы с толком.
А вообще-то меня волнует больше не то, что он не может решить какие-то задачки, которые действительно являются натаскиванием, а то что он в жизни делает только то, что ему сказали/он услышал/увидел (нужное подчеркнуть :)), а вот шаг влево/вправо и все, он уже растерян и не знает как поступить. Не знаю как это правильно объяснить, чтобы опять не решили, что я многого хочу от ребенка. Тут недавно топик проходил "РР или натасканность", так вот у нас получается натасканность, так как нету у него чувства познания мира и применения этих знаний, есть только поглащение информации. Чужие, когда общаются с моим сыном, охают и ахают какой он умный, сколько всего знает и т.д. и т.п. Но те кто с ним тесно общается тоже замечают в нем отсутствие этой самой пресловутой логики, не в знаниях, а в поведении, поступках, рассуждениях. Трудно объяснить в письме, но это чувствуется при общении с ним. Вобщем, считаю, что ему нужно помочь развить эту логику и мышление, а единственное что смогла придумать для этого, так это элементарные занятия с книжками, головоломками, играми. Вот и решила спросить у народа, мож еще чего полезного можно делать, мож я ваще не то совсем делаю.

Если бы ему это было рано, он бы категорически не занимался бы этим. Это, наверно, единственный вопрос, по которому у него собственное и категоричное мнение :).

05.07.2004 04:04:23, Tiri
ну так ему заниматься хочется, а вам результата. Разницу чувствуете? Мое имхо, мал он еще. Ребенок же рождается не с окончательно сформированным мозгом. Связи формируются постепенно, это физиология, у кого-то пораньше, у кого-то попозже, но! это _физиология_. 05.07.2004 09:40:31, В6
извините конечно, но что вы хотите от ребенка? какого "развития" логики? Ну а если ребенку ето все таки не дано (на том уровне на котором бы ВАМ хотелось), ведь логика ето прежде всего определенные врожденные способности, ваши занятия помогут в таком случае частично компенсировать их отсутствие, хотя честно говоря (я прекрасно помню ваши топики на тему где то полгода назад), может быть с "внутренним я" проблемы совсем не у ребенка?
извините, может я конечно не права... но занятий для вашего возраста у вас больше чем достаточно (ИМХО)
04.07.2004 15:01:50, lise




18+
Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!