Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Организация пространства

Недавно в топике "Как всё успевать" посоветовала выкладывать на видное место и приводить в порядок материалы которыми нужно заинтересовать ребёнка. И вот задумалась. Действительно, заметила что удобно, когда всё под рукой и не надо искать, когда инструменты для работы все в рабочем состоянии (карандаши заточены, фломастеры рисуют, клей не засох и т.п.), но по некоторому опыту знаю что дети лучше творят в творческой обстановке. То есть когда больше можно, чем нельзя (ребёнку пришла какая-то идея и он может взяв ножницы резать, клеить, разрисовывать там где ему удобнее),ребёнок видит рядом с собой таких же людей (мама сама может сесть и с удовольствием что-нибудь делать-рисовать, вышивать, лепить(снимает нервное напряжение)). И тут проблема- не каждая из нас способна выделить в свободное пользование хотя бы одну из стен комнаты, что бы ребёнок мог делать на ней что хочет, например рисовать, и не каждая из нас может спокойно созерцать беспорядок устроенный ребёнком.
Сколько раз была свидетелем, как идеальная чистота и порядок дома, напрочь лишают детей всякого творчества. Что говорить, и сама этим грешу.
ВрЕзались в пямять книги и статьи некоторых творческих семей и их счастливых детей, там где можно рисовать на стенах, резать на середине комнаты, приносить с улицы разный природный материал. Дом, как творческая мастерская.
Интересно было бы узнать, как Вы организуете пространство своего дома? И считаете ли это вообще важным.
Спасибо.
19.05.2004 19:58:20,

13 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Помню когда моему сыну шёл третий год. Мы переехали жить в новый дом и сделали ремонт. Но не прошло и месяца, как я обнаружила каракули на новых обоях. Я наказала сына и даже сама всплакнула. Сын больше никогда не рисовал и не рисует на стенах, и вообще стал редко рисовать. Мой человечек многому меня научил.
Когда я ждала второго ребёнка, то ходила в худ. студию для взрослых. Много рисовала дома и сын глядя на меня снова заинтересовался рисованием, к тому времени я уже давно плюнула на свои обои и вешала на стены всё что нравилось мне и ребёнку.
Сейчас в нашей квартире нет ни одной комнаты, где не было бы детского уголка. На кухне ящики с красками, в гостинной доска для рисования и стаканчики с мелками, карандашими, полка с детскими книгами, детский столик, в своей комнате мальчишки делают что хотят, их постройки, поделки не трогаем. Для рисования используют как листы А4 и А3, так и большие куски с рулона бумаги. На стенах тоже иногда, здесь я нашла выход покупая водные мелки, фломастеры и краски, там где рисунки мне мешают я стираю влажной тряпкой. Игрушек у нас мало. А мозаики, разные кубики, пазлы, игры, пособия у нас лежат в шкафу и сын просит меня что бы я достала или сам со стула достаёт. Перед сном всё убираем по полкам и ящикам, а пластелин, краски, художества сразу после работы. Всё что дети приносят с улицы моем и складываем в отдельную коробку, это используем для поделок.
20.05.2004 18:41:25, Irabela
У нас, так как основное время ребенок проводит в большой комнате, в стенке выделили нишу, где лежат его карандаши, любимые игрушки и книжки, остальные игрушки лежат часть в пакете в этой же комнате и всегда для него доступны, а часть в ящике его ковати, он прекрасно знает, где они лежат и периодически сам меняет. Пока он бодрствует все это обычно раскидано по всей комнате, так как если я чего поначалу и убирала, он тут же вынимал, потом плюнула, решила пусть сам решает. Свекровь моя фанатик чистоты и это не одобряет, поэтому постоянно пытается навести порядок, но как я уже говорила ей это тоже не удается :)
20.05.2004 13:43:39, Kosha
Мне подошел принцип Монтессори в плане поддержания порядка и создания стимулирующей (и развитие, и творчество и исследование) обстановки и для детей и для взрослых т.к. я тоже здесь живу : ). Для этого сначала разобрались, что для кого из нас такой обстановкой является. Для кого-то возможно, по другому, но для меня, мужа, и, похоже, сына это 1) средства производства и 2) вакуум.
1) Средства производства должны быть многофункциональные и быть под рукой- чтобы достать и убрать их было очень легко, иначе и не хочется заморачиваться. Многофункциональные для меня те, которые использовать можно по-разному, которые можно наполнить разнообразным смыслом - воздушный шарик может быть собачкой на поводке, футбольным или тенистым мячом, девочкой в косыночке или самолетом. И чем больший процент игрушек, способных на превращения, - тем больше стимул для творчества и тем меньшее количество игрушек нужно ребенку, чтобы можно было поиграть во что угодно (лучше для порядка в квартире).
Средства производства я распределяю по периметру на уровне ребенка, а центр комнаты и столы – пустые – это вакуум. Для игрушек использую книжные стеллажи, где вверх забит нашими книгами, а на нижних полках сгруппированы книжки, логические игры, энциклопедии, пособия, кубики. Детская кроватки зафиксирована в высоком положении, так что под кроватью еще полочка – там авто парк машинок. Место мячиков в палатке – поиграли и закидали обратно в окно, место роликов у кресла, на котором их одеваем.. Т.е. порядок не значит, что все убрано по коробкам, но всегда известно, что где искать. В кухне, в шкафчике с легкой дверкой лежит все «творчество», которое может испачкать мебель – фломастеры и гуаш, пластелин и бумага, клеенки, пергаменты, картонки, клей, ножницы и т.д. Таким образом, то творчество, которое потенциально нужно отмывать, оттирать или отскребать происходит за кухонным столом и на кухонном полу не потому, что в комнате нельзя, а потому, что логичнее там же и начать.
2) Вакуум – это незаполненное пространство + свободное время, чтобы ничего кроме внутреннего порыва не влияло на то, чем заняться. Для меня это вплотную упирается в порядок – не могу я творить в бардаке, сто раз пробовала. Для сына, похоже, тоже - в куче игрушек он интересного для себя не находит - так и стоит коробка с игрушками, а если их разложить на полочке, те-же игрушки начинают привлекаться в игру.
Для творчества важно, что бы все игрушки было "видно", но ни одна не "выпячивалось", т.к. творчество идет изнутри самого человека.
Но часто то, чем я хочу, чтобы он позанимался, спечиально ставлю на самое видное место - сын обязательно будет подходить к этому пособию (то, как оно размещено будет влиять на выбор ребенком вида деятельности). И этот принцип я использую, но ограничено т.к. это не творчество.

А ради творчества же иногда все игрушки пропадают.. или мы едем на дачу, не беря с собой ничего. Попробуйте это. Я раньше думала, что ребенку будет нечем заняться, а получается, что скучает он даже меньше, т.к. отсутствие привычного набора толкает его на изучение нового и на творчество.

Кстати, мой "минимальный достаточный" набор игрушек для двухлетки таков – 2 разные палки, 1 мячик, 1 шарик, 2 половинки пеленок, 1 пол-литровая пустая пластиковая бутылка, фломастеры, бумага, ножницы и диванные подушки. Мальчику оставляем одну машинку, а девочке одну куклу. Проведите эксперимент и поделитесь, как пойдет. Да, конечно ребенку разрешается включать в игру все остальное, что есть в доме – пустые коробочки, половники и т.д. изымаются лишь игрушки, которые сами диктуют игру.

Возможен ли порядок в доме, где живут счастливые маленькие дети? Есть такой миф, что нет – либо это невозможно, либо дети не счастливы, либо мама сама все время убирается. Это – миф, в который я верила раньше. Еще миф – творчество свобода и беспорядок вместе живут на одном полюсе, а порядок, логика и дисциплина – на другом...
20.05.2004 13:09:05, Натал
Стену затянули бумагой до высоты, куда ребёнок дотягивался. Пол моющийся помогает, или же старый ковёр на него. Много подносиков для работы, ковриков - тогда они пачкаются, а не пол. Вообще, бумага большая спасает - раскатал, на ней работаешь, потом просто всё собрал и выкинул, мыть не надо. В общем, если обдумать, то бедлама меньше. И ещё, дети любят организацию. Не запреты, но удобство, а когда всё кувырком - неудобно. 20.05.2004 06:21:33, Мария Д.
Есть и другая сторона - в бедламе ничего делать не хочется, когда все вокруг валяется, глаз замылен. У нас вот игрушек море, иногда вывалю ящик - детка походит-походит среди игрушек, и к маме - читать по сотому разу. А вот на днях убрала половину игрушек с глаз долой, сразу свободнее стало. На пустом пространстве оставила один конструктор - так детка целый день к нему возвращалась, построила высоченную башню :) Развивающие игрушки тоже неплохо прятать. Когда они все время на виду, и не хочется их трогать, вроде бы уже неинтересно. А вытащил из мешка раз в неделю - как новенькая :) 20.05.2004 00:39:27, Юксаре
Согласна с Вами.Но всё же я не игрушки имела ввиду. И мне кажется что с ними как раз всё проще. Уже младенцам советуют давать небольшое кол-во игрушек и менять их время от времени. 20.05.2004 17:46:03, Irabela
давно на это плюнула, ну его этот порядок
постоянно наступаю то на кубик, то буква к ноге прилипнет.
правда когда станем побольше, выделю места (ящички, полочки) и буду учить убирать
а насчет стен, думаю снизу что-то типа белой бумаги приклеить и пусть рисует
19.05.2004 21:20:19, УАлла
Штуша
Стараюсь, чтобы среди бедлама, организованного двумя весьма активными детками (3,5 и 1 год) были проходы, чтобы можно было куда-нибудь пройти, не рискуя разломать игрушку или споткнуться о нее :)) Нет, иногда я пытаюсь навести какой-то порядок... Но у младшего сейчас любимое развлечение - шуровать по полками и шкафам, и выкидывать все оттуда. Понятно, что все наверх не запихнешь и к потолку не подвесишь, поэтому внизу лежат предметы, с которыми ему можно общаться, и которым можно общаться с ним :) Запихну книжки на полку, чем привлеку его внимание к этой полке, и через 5 минут можно убирать книжки по новой! В общем, я давно махнула на все рукой. Да, стараюсь еще, чтобы дочкин "инвентарь" (краски, пластилин, клей, ножницы) были доступны для нее, но не доступны для брата. Ей выделена специальная полка, ей показанная. Какое там рекомендуемое "на уровне глаз"! Чтобы это взять, ей надо встать на стул, иначе младший со всем разберется по-своему (зрелище ребенка, засунувшего ножницы сестры остриями в рот и с упоением их посасывающего - не для слабонервных!). А в остальном дети творят, что хотят. Даже обои можно обрывать, т.к. переехав, мы поменяли окна, а какие поклеить обои, так и не договорились с мужем (совершенно разные вкусы). Так и остались старые, в районе окон ободранные :)) В общем, для детей почти полная свобода. Может, поэтому к нам в гости любят другие дети ходить :)
Есть мечта - чтобы в квартире было уютно, красиво, чтобы все лежало на своих местах. С учетом того, что я, в общем-то, не люблю убираться, это такая мечта... из почти неосуществимых, где-нибудь в одном ряду с "выйти замуж за принца" :)))
19.05.2004 20:26:23, Штуша
С малышами больше получается организация безопасности, чем творчества. Мы ещё с первенцем решили, что нам легче убрать некоторые вещи, чем постоянно одёргивать ребёнка. 20.05.2004 17:39:51, Irabela
Елена П.
Как знакомо! Та же ситуация (3,2 и 1,3). Только ко всему добавляется однокомнатная квартира и папа, до безобразия не выносящий НИКАКОЙ, даже самый творческий беспорядок. Поэтому в целях сохранения собственных нервов перед выездом с работы он нам звонит, и мы имеем полчаса на распихивание всего по ящикам и коробкам. А вообще-то дочка к сожалению лишена многих возможностей из-за вездесущего братца (спят они уже двно в одно время, что удобно мне, но не очень удобно ей :(() 20.05.2004 10:58:09, Елена П.
Штуша
Наш папа тоже не выносит беспорядка, но уже смирился (до повзросления младшего). Квартира двухкомнатная, и все за полчаса не уберешь (недавно убиралась - часа 3 понадобилось, но дочка была в садике). Тем более, что во время уборки заинтригованный процессом сынуля обычно следует прямо за мной, и вновь все раскидывает (очень ему сейчас процесс кидания вынутого нравится). Иногда одни и те же вещи приходится по нескольку раз убирать на место. Сейчас уже я не могу убираться быстрее, чем он раскидвает. К тому же, порядок очень нестабилен - буквально на следующий же день уже все приведено детьми "в норму" :) 20.05.2004 11:29:37, Штуша
Елена П.
Меня спасает то, что дочка уже может открыть ящик со снятой ручкой, а у сына ещё не получается :)) Убирание на "второй этаж" уже не помогает - сынок наловчился даже тяжеленные табуретки пододвигать куда ему надо (но пока ещё не соображает, что надо голову пригибать, когда сверху книжки и конструкторы сыпаться начинают :)) 20.05.2004 20:14:13, Елена П.
важно, да, организую, насколько получается.
кухня - нижние выдвижные ящички, плюс два нижних больших отсека - все для дочери. Низко - удобно для нее, там хранится все - краски, ножницы, клей, бумага, карандаши, кисти пр. Но это уже :))) не очень удобно, т.к. шкаф нужно открыть:)
"Все валяется и максимально доступно" - терплю столько, сколько терпится, потом все-таки - по шкафчикам, по шкафчикам.
19.05.2004 20:10:01, Miril


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!